Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о горном походе IV к.с. по хребту Терскей-Алатау (Ц. Тянь-Шань), июль 2005 г.

Содержание

6. Снаряжение, питание, аптечка

Техническое описание (продолжение)

пер. Обходной(п/п)-пер. Панорамный-в. 30 лет ВЛКСМ-оз. Алакель

14.07.2005 г. м/н - подход под пер. Панорамный- рад. выход: пер. Обходной (1А, ~3800м)(п/п) - возвращение к ручью, под перевал Панорамный

Перевал Обходной (п/п)

Высота: ~3800 м
Характер: осыпной
Ориентация:    юг- север

Расположен в восточном отроге вершины 3833,6 м. (см. на фрагменте N1 карты, где он обозначен цифрой 2, и на обзорной схеме) Ведёт с верховьев долины ручья - последнего правого притока р. Кельтор, из-под пер. Панорамного, в цирк с озерцом - истоком р. Шаркратмы под пер. Черные Камни.

Прохождение в режиме первопрохода в исследовательских целях 14 июля 2005 года с запада,  из долины ручья - последнего правого притока р. Кельтор, группой в составе 11 человек под руководством Сергина К. С. Спуск по пути подъема на травянистые площадки под перевал Панорамный.

Описание дается от ночевки у слияния рек Кельтор и Онтор.

Необходимое снаряжение: Специального не требуется, кроме ледоруба или альпенштока.

Ночью дождь.t+6. М/н – поляна на правом берегу р. Онтор (она же Он-Тер, или Уон-Тер) чуть выше (метров 300) слияния рек Онтор и Кельтор (она же Культор, или Кель-Тер). 7-07 – выход. Мост через Кельтор из двух мощных бревен просел низко, река полноводна, поэтому вода хлещет поверх моста. Переправляемся через р. Кельтор по поваленной ели выше моста на 100 м и выше слияния на 300м. Натягиваем перила. (Фото - 3)

Второй рукав реки Кельтор переходим по старому мостику, ниже по течению, чем бревно через первый рукав. Попадаем на ровные поляны под лесистым склоном, где был недавно кош. Теперь лежат какие-то обломки.  (Фото - 3a)

В 8-00 начинаем подъем по правому берегу р. Кельтор по хорошо набитой коровами, лошадьми, овцами и туристами тропе, круто уходящей вверх с полян на склон, в лес. 8-10 – привал. Солнечно, раздеваемся. 8-20 – выход. Карабкаемся по крутой тропе. Покидаем лес, идем уже с плавным набором высоты правым склоном долины р. Кельтор, довольно высоко над рекой. Под нами с обоих берегов прижимы. Так что в верховья долины можно попасть только по этой тропе или по левобережному склону, но там такой тропы нет.
Проходим пару пологих логов, без ручьев, но с кучками деревьев. Выше нас простираются травянистые склоны. Тропа четкая, широкая, сбиться с нее невозможно.

Тропа взбирается на пригорок (Фото - 4)  и мы видим ярко выраженную долину ручья - кулуар. (Фото - 4a)   Тропа сворачивает и спускается в сухое русло ручья и чуть выше выбирается из него, продолжая траверсировать склон. Мы же идем по камням вверх по высохшему руслу, часть народа идет по правому  от ручья травянистому склону (ок. 30 градусов). 8-45 – привал. 9-05 – выход. В ручье есть вода только в среднем его течении в теснине-каньоне (возможно, от дождя). Ниже воды нет, выше тоже (есть значительно выше, уже под Панорамным). Левым бортом ручья идет плохо заметная овечья (туристская?) тропа. Выше каньончика, где ручей сжат с двух сторон скалками, тропа переходит на правый борт, далее теряется. Выходим на выполаживание. Привал в 9-40. С места привала видно в. Каракол.

9-55 – выход. Минут через 10 в русле ручья снова появляется вода, часть группы идет левым берегом по травянистому склону (25-30), часть по камням в русле. 10-40 – привал. Есть вода в ручье, видна седловина пер. Панорамный. 10-55 выход. Начинает натягивать облака. Идем преимущественно правым берегом ручья, вода есть. 11-30 привал чуть выше развилки (в ручей справа) входит сухое русло, чуть ниже перегиба, есть вода. 11-45 – выход. Поднимались по крупной осыпи слева и по руслу ручья. Привал в 12-25 под склоном вершины 3404 (пик Каракол скрыт за ней), на перегибе, есть вода. (Фото - 5)

12-40 – выход. Поднимаемся на ступень – там травянистые площадки, есть вода, проходим площадки, поднимаемся по руслу ручья – крутой взлет – и мы еще на одних площадках. (Фото - 6) Слева – осыпь, чуть выше нас по ходу – вал морены, поросший травой.

13-00 встали на стоянку на этих площадках. (Фото - 6a).   Прошел кратковременный дождик. Обедаем.

Пока погода терпимая, готовимся к радиалке в верховья ручья и долины. Хочется выйти на седловину, которая на фрагменте N1 карты и на обзорной расхребтовке обозначена цифрой 1. Похоже, что там есть довольно простой перевал, выводящий к оз. Алакель. В тот же цирк, что и пер. Черные Камни. Если бы это оказалось так, то появился бы простой проход от восточной оконечности оз. Алакель к слиянию р.р. Кельтор, Онтор, Телеты. Перевал Черные Камни, конечно, несложен (1Б), но спуск/подъем по р. Шаркратма весьма нетривиален и не возникает желания там ходить.
Пер. Панорамный позволяет выйти только к западному краю озера, с последующим обходом по северному берегу: ведь по южному (Фото - 16) берегу нет простого пути.

14-30 – выход. Поднимаемся на моренный вал, ориентируемся. В 15-10 – вышли на террасу, которую хорошо видно по двум бараньим лбам на её переднем крае, много ровных площадок, трава, воды нет. (Фото - 7)  Смотрится как продолжение плеча вершинки с отметкой на карте 3738,7м. Если идти по низу террасы, то можно обнаружить ручей (сезонный).

Дно долины весьма неровное, но очень живописное. Пройти можно везде. Вдоль русла ручья - дольше, но проще. Пересекая старые, заросшие травой валы морен и ригели - бараньи лбы, оставшиеся от ледника - сложнее, но короче. Кое-где под правым склоном бьют роднички, дающие начало ручьям. Мест для стоянок много, но вода есть не везде и будет ли в августе, например?

15-40 – кончается зеленка. Траверсируем левый склон –15град. Поднимаемся по осыпи в направлении седловинки, которая руководителю показалась искомой. (Фото - 8)  Участники советуют достать компас и уточнить направление, но рядом ничего более приличного, кроме этой седловинки, не видно. Начинается гроза с сильными порывами ветра и градом. Пережидаем, забившись под накидки и камни. Снова ясное небо с облаками.

Решаем сходить на простенькую седловинку, а потом уж вскарабкаться на более длинный и вероятный (по направлению) склон,  (Фото - 9)   что левее по ходу от нас, слева от той вершинки, которая на фото 7,  8,  9,  10,  16,  17,  26,    и на фрагменте N1 карты , обведена кружком.

16-10 – град кончился, и мы за ~полчаса поднялись по 20-30 град. осыпному, с выходами скал склону длиной 200 метров на перевал. Удобнее идти сначала правее по ходу, под вершинкой, а потом по неявной полочке выйти траверсом влево по ходу на седловину. Но можно подниматься и в лоб. Камнеопасно везде! 16-50 – мы на перевале. Перевал оказался не выходом к оз. Ала-Кель.  Седловина шириной метров 5. Крупные камни и трава.
Вниз, на восток уходит осыпной (разной величины камни) склон длиной метров 300 и крутизной до 35 град. Склон выводит немного ниже озера, из которого вытекает Шарк-Ратма. (Фото - 10)

Обсудив ситуацию, решили пройти по гребню к вершинке, которая на  фото 7, 8, 9, 10, 16, 17, 26  обведена кружком. А с нее посмотреть уже в сторону Алакеля. Но нашим планам не суждено было сбыться: снова загрохотал гром и на нас стремительно начала надвигаться гроза, в который раз уже за сегодня. Поэтому в 17-10 мы сложили тур, положили нашу записку и спустились вниз по пути подъема (Фото - 11)  на моренку.
По дороге к лагерю пережидаем под тентом дождь с градом (Фото - 11a)  и спускаемся под дождем к стоянке в 18-30.

Так и не поднялись мы на планируемую седловинку N1 (см. на карте и на фото), и не  посмотрели на нее со стороны оз. Алакель. Но убедились, что не все так просто, как думалось: эта седловинка слишком высоко расположена и набирать метров 200 по высоте, по гадкой сыпухе не всем захочется. Так что разведанный пер. Обходной (N2 на карте)- достойная альтернатива первоначальной задумке. Путь за день можно посмотреть на фрагменте N1 карты.

Расчёт ходового времени:

м/н - переправа через р. Кельтор - начало подъема на правый борт р. Кельтор  - 55мин
остатки коша – подъем к повороту на русло ручья -  45 мин
путь вдоль русла до м/н под пер. Панорамный  -  3 ч 05 мин
подход под пер. взлет Обходного -  1ч 30 мин
подъем на перевал  - 30 мин
спуск под пер. взлет  - 15 мин
возвращение к стоянке под пер. Панорамный  - 50 мин

Всего:  7 часов 50 мин

Общее время в пути: 9 часов 55 мин

Перевал соответствует 1А категории трудности, но  может быть рекомендован в походах  от II к.с. в связке с пер. Черные Камни (1Б) для исключения спуска/подъема по р. Шаркратма.

Хотя, если Черные Камни получили 1Б именно за Шаркратму, а сам перевал не сложнее 1А, то и в походах 1 к.с. можно включить эту связку. Но пройти за день ее будет слишком тяжело от р. Кельтор до оз. Алакель, стоит заложить 2 дня. Также надо уточнить высоту пер. Черные Камни - судя по карте, высота около 3780м, а не 3700.

15.07.2005 г. м/н- пер. Панорамный (1А, 3771м) - в. 30 лет ВЛКСМ (1А, 4090,5м)(рад, с пер.)  - спуск к оз. Алакель - перемычка (дамба) с зап. стороны озера

Перевал Панорамный

Высота:   3771 м
Характер:   oсыпной
Ориентация:   северо-восток - юго-запад

Расположен в северном отроге хр. Терскей-Алатау, к югу от оз. Алакель, между в. 4090.5 м 30 лет ВЛКСМ и в. 4004,4м.

Прохождение    15 июля 2005 года с юга, со стороны долины ручья - последнего правого притока р. Кельтор, на север, к оз. Алакель.  Снята записка   С. Коковина и А. Савватеева непонятно какого года и по смыслу не подходит для перевального тура (записка прилагается).

Описание дается от травянистой террасы под старым моренным валом, под перевалом Панорамный до скальной перемычки, запирающей оз. Алакель с запада.

Необходимое снаряжение: альпеншток или ледоруб.

М/н – травянистая терраса под старым моренным валом, под перевалом Панорамный. (Фото - 6a)

4-50 – подъем дежурных. Ночью дождь, гроза. Утром: T+2 град, дождь. 8-00 – погода прояснилась, выходим. 8-25 привал – между скальных выступов на сыпухе.

Поднимались по конусу сыпухи, выходящей между двух скалок.  (Фото - 12)  8-35 – выход.
Поднимаемся по левой и правой скальной гряде по разрушенным скалам или рядом с ними по сыпухе мелкой и средней величины. (Фото - 13).  Держит хорошо, т.к. был дождь и она мокрая. 8-50 – привал. Идем, разделившись группами по кулуарам.

Выйдя на участок сыпухи без скал, под седловиной, траверсируем склон (Фото - 14)  (конгломерат с мелкими камушками  сырой – хорошо идти, почти не проскальзывает,
уже после первого человека получается нормальная тропа).

10-00 – мы на пер. Панорамный. (Фото - 15).  Натягивает облака, ветер вынуждает нас спуститься с перемычки чуть ниже.

Вершина 30 лет ВЛКСМ по вост. гребню с пер. Панорамный

Высота:  4090,5 м
Характер:  скально-осыпной

Расположена в северном отроге хр. Терскей-Алатау, к юго-западу от оз. Алакель. Последняя во второстепенном отроге.

Восхождение в режиме первопрохода   15 июля 2005 года с востока (точнее с юго-востока), с пер. Панорамный.  Снята записка   группы альпинистов г. Н. Тагила под рук. Самофеева (неразборчиво) А. от 30,07,2003г, восхождение по сев. гребню (2Б)(записка прилагается).

Необходимое снаряжение: не требуется

Оставили под тентом на перевале рюкзаки, с собой только стандартный набор выживания и веревки. Вчера мы рассмотрели в оптику с пер. Обходной путь подъема по пологому, 800 метровому гребню. Так что веревки и обвязки - на всякий случай: вдруг встретится участок, где надо действительно лазить по настоящему.

11-14 – двинулись на вершину 30 лет ВЛКСМ. Поднимаемся по ребру, идущему с перевала, всё идется ногами, камнеопасно! (Фото - 16)  Выше встречаются участки простейшего лазания, особенно когда надо обходить жандармы. Крутизна гребня не превышает 20 град. Обходим их однообразно: слева по ходу или по верху, кто хочет полазить и скучно идти пешком. Вершина все не показывается, пересекаем кулуарчики. Привал 10 минут перед последним участком на гребне, фотографируемся на фоне озера Ала-Кёль. (Фото - 17), (Фото - 18)

Дальше начинается снежное поле, но с юга - узенькая полоска осыпи, по которой вполне можно пройти. На севере видна долина оз. Иссык-Куль и можно разглядеть даже восточный его залив. (Фото - 19).

Вдоль кромки снега, а кое-где и по снегу (Фото - 19a) проходим примерно 300 м с плавным набором высоты и достигаем триангуляционного знака. (Фото - 20)

Пока руководитель звонит по сотовому тел. в Москву, в МКК, все с опаской взирают на усиливающуюся облачность и жуют карманное питание.

В 13-00 начинаем спуск с вершины. (Фото - 20a)  После траверса небольшого предвершинного гребешка идем плотной группой – сначала по гребню, потом просто спускаемся по склону вершины в направлении перевала Панорамный, живые камни. Спустились на перевал. Началась непогода. Сидим, накрывшись тентом, обедаем.
Сильный ветер и град. В 15-15 начали спуск с перевала Панорамный к оз. Алакель. (Фото - 21)  Спуск занял около 15 минут. Сначала по морене, затем у подножья левого травянистого склона по мелкой осыпи вперемешку с конгломератом, очень быстро.  До самого озера спускаться не надо. Надо найти тропу, которая идет траверсом левого склона. В начале траверса – черный камень с туром. Привал. Тропа местами плохая, крутая сыпуха, приходится страховаться альпенштоком.

16-15 – мы у переправы на бараньих лбах. Осуществляли страховку веревкой при переправе. На целевом берегу (правом) в стене, прямо напротив переправы есть крюк, но мы им не пользовались, потому что сразу не нашли. (Фото - 21a)

17-40 – поднялись на стоянки (скальные). Снизу есть травяные площадки, но они заливные. Мы встали выше на бараньих лбах. Дождь со снегом, ветер. T +2. Воды здесь нет, необходимо спускаться к озеру. Пошел густой снег. Один наш товарищ с утра плохо себя чувствует: что-то нехорошее с желудком и общая слабость. Не горняшка. Если не полегчает, завтра придется сопровождать вниз, в а/л Каракол. Путь за день можно посмотреть на фрагменте N1 карты.

Общее время в пути

9ч 40мин

Ходовое время

4ч 55мин

М/н – седловина пер.Панорамный

Седловина пер.Панорамный – вершина пика 30 лет ВЛКСМ

Спуск с вершины до перевала

Спуск с перевальной седловины до начала траверса (тропы)

Начало тропы - переправа через р. из оз. Ала-Кёль (скальная перемычка)

Переправа и подъем на бараньи лбы

1ч. 40мин

1ч. 25мин

15 мин

50 мин

1ч 25мин

Перевал Панорамный соответствует 1А категории сложности, и может быть рекомендован в любых походах.

Вершина 4090,5м (30 лет ВЛКСМ) - прекрасная обзорная точка. Рекомендуем всем запланировать и при хорошей погоде подняться туда. Гребень простой, хотя и длинный, с жандармами и провалами между ними. Всегда можно найти путь по силам: для любителей полазить - через жандармы, а людям без скалолазных навыков - обходя оные.

оз. Алакель - пер. Такыртор - р. Чон-Узень

16.07.2005 г. м/н- сев. берег оз. Алакель - озера под языком ледника Такыртор. Полудневка

М/н – бараньи лбы на скальной перемычке, на правом  берегу озера Ала-Кёль. Снег шел всю ночь. Выпало 15 см. В 6 утра пришлось вылезать очищать от снега палатку, чтоб она не развалилась. Групповой тент так нагрузило снегом, что сломалось колено телескопической палки, выполнявшей роль стойки. Объявлена полудневка. Главное, что наш больной чувствует себя лучше и можно продолжать маршрут. (Фото - 22)

13-00 – выходим. 13-25 – привал. Виден пер. Панорамный. (Фото - 23)  Тропа из-за обилия снега теряется, ориентируемся на туры, а где их нет – выбираем где меньше камней, чтобы не провалиться. Стоим под скалками.  Верхняя из них  - с 2-мя пальцами. Движемся вверх в направлении тура – ошибочно, лучше пройти низом.

14-10 – привал на стоянках на берегу озера. Стоянки полны воды как в лесу в марте, когда все тает. До стоянки от места предыдущего привала скорее всего стоит добираться низом. Мы пошли на тур на гребешке морены вверх и поимели спуск по камням в снегу, они все качались, мы же ругались. (Фото - 24)

14-25 – выход. Минут через 5-10 по ходу движения вдоль берега озера встречается еще много пологих площадок, воды на них существенно меньше (по крайней мере проталин не видно). Правда, они завалены снегом, и не понятно, насколько много на них камней. По мере продвижения по берегу площадки становятся всё каменистей. (Фото - 25)  Движемся вдоль воды. 14-45 – привал.

Отдыхаем на выполаживании, у воды (Фото - 26)  под крутым моренным валом. Далее по ходу движения крутые моренные валы, а за ними скалы, спускающиеся в воду.

15-00 – выход. Через 10 минут мы взобрались на крутой склон морены и по нему вышли на скалки. Пошел град. Обойдя скалки по верху, спускаемся ближе к воде. (Фото - 27)

15-25 – привал. 15-40 – выход. Облезли последние скальные выходы к озеру – частью по морене, частью по скалкам. Град закончился. 16-00 – привал на пологой травянисто каменистой площадке.
16-05 – выход. 16-35 – пошли вверх, к леднику правым берегом реки, петляя между морен, но не забираясь на них высоко. (Фото - 28)

Привал на ровной площадке, чуть ниже озерца, на правом берегу реки, из него вытекающей. (Фото - 29)  Над нами справа (орог.) морена с озером на ней. Ставим лагерь недалеко от ручья,  под ледником Такыр-Тор. Путь за день можно посмотреть на фрагменте N1 карты.