Автор: Константин Глобенко
г. Находка, Приморский край, а/к «Хрустальный горизонт»
Приморская «лестница в небеса»
Когда людям становится скучно, они начинают делать всякие глупости. А что делают
альпинисты, скалолазы и прочие экстремалы, которые и так, с точки зрения обычных
людей, делают глупости постоянно? Они делают «проекты». Говоря проще, вбивают себе в голову какую-нибудь совершенно безумную идею,
которая призвана сделать их существование осмысленнее или хотя бы веселее на какое-то
время, а затем ее долго и самозабвенно претворяют эту идею в жизнь. Смысл того,
что в итоге выходит, понять дано не многим. Чтобы понять, надо быть таким же безумным
и угнетенным тоской обыденной жизни.
К чему это я? Да к тому, что опробовали мы недавно результаты очередного такого
«проекта». А именно – пролезли новопробитую приморскую «феррату». Пока лезли,
использовали только слова типа «идиоты», которыми соответственно отзывались о
тех, кто ее сделал. Ну и себя – за то, что полезли на нее.
О том, что же это такое – «феррата» - если очень примитивно, то это «лестница» на скалах. Скоб-трап. Таких «маршрутов»
достаточно в Европе. Там они призваны привлечь в район обычных туристов, которым
хочется приобщиться к чему-то экстремальному, потому что это модно, но не готовых
самоотверженно кидаться на покорение скал с веревкой и крючьями. Поэтому для них
пробивают на скалах этакую «лестницу». Вроде бы и лезешь, вроде бы и страшно и
высоко, но практически безопасно и самому ничего выдумывать не надо. На маршруте
имеются скобы, образующие лестницу для подъема, а рядом натянут стальной трос,
который через пару-тройку метров закреплен шлямбурами. То есть лезешь по скоб-трапу,
а страховка осуществляется за трос на «скользящем». Описание европейских феррат
есть на Mountain.ru
Ну а первая российская «феррата» появилась в Приморском крае. Надеемся что первая – сведений о других подобных в России не имеем. Поэтому
если это действительно так, то распирает чувство гордости.
О создателях – Потанин и Скибин. Парни когда-то занимались скалолазанием и «домашним» альпинизмом
на приморских скалах. В определенный момент стало им это скучно (это для связки
со вступлением). Ну и начали они прыгать с башенных кранов – этакий «банги-джамп»,
только самодельный. Прыжки с кранов не любила милиция. Потом парни соорудили троллей
со скал, при чем с очень хорошим уклоном, но с не самой совершенной системой торможения
– обычная веревка. Веревка в итоге порвалась, хорошо, что перед деревом, к которому
был закреплен нижний конец троса, сообразили натянуть сетку – она остановила свободный
полет очередного «троллиста».
Ну а этим летом в больные головы пришла идея бить «феррату». Есть у них какой-то
смутный финансовый интерес, но я думаю, что по большей части – это просто очередной
безбашенный «проект». Скучно парням. Вот они и наделали сотню стальных скоб и
начали пробивать вертикаль на скале Екатериновского массива.
Били в самом интересном месте – вертикальная чистая скала с пятиметровым карнизом
в верхней части. Лет пять назад Потанин с напарником в этом месте прошли маршрут,
за который получили первое место в очном чемпионате Приморья по альпинизму. Прошли
«по честному» - с крючьями, парой френдов и кастрюлей на голове вместо каски.
Каску они забыли, а без нее судьи не впускали на маршрут. Потом уже этот маршрут
повторили, набили на карнизе шлямбуров, а в первый раз все было «чисто» и действительно
круто.
Этим же летом на скале они висели несколько выходных – генератор, перфоратор,
трос, шлямбура и скобы. Сверлили отверстия, в них били скобы. Рядом пробили трос.
Предупреждением обычная фраза – «страховка за трос, но вы его лучше не грузите».
Высота приморской ферраты – метров 100-120. Почти везде вертикаль с небольшими отрицаловками
на карнизах, где ноги соскальзывают со скоб. На основном карнизе – траверс, где
пришлось бить отдельные скобы под руки и ноги, иначе просто соскальзываешь.
Вся «феррата» проходится минут за 15-20. Мы прошли ее под номерами «четыре» и
«пять» – после самих «производителей». Интерес к лазанию появляется после того,
как пара ступенек в самом низу просто реально шатаются в скале.
Где-то на середине
сама собой появляется потребность муфтовать карабины, под карнизом начинаешь муфтовать
карабины на обеих усах. Срываться абсолютно не хочется, так как на тросу расстояние
между шлямбурами метра по 2-3 и если полетишь, то десяток ступенек на лету зубами
и другими выпирающими частями тела пересчитаешь.
Что сказать по впечатлениям. Если бы не было на свете «идиотов», то и не было бы «идиотских проектов». И
была бы жизнь наша скучна и правильна. А как-то не тянет так вот. Поэтому хочется
сказать парням спасибо за то, что еще один день подарил новые ощущения. А ощущения
от такой, казалось бы простой вещи, как «лестница» на скале - классные. Действительно
прикольно.
Мы уже разложили как все будет – сначала все «местные» пролезут ее вверх и вниз,
потом начнут лазить ночью, потом без страховки. А потом опять станет скучно и
кому-нибудь в голову придет идея проколотить еще что-нибудь. И жизнь снова не
станет скучной.
Ну а пока в Приморье есть единственная в России, пусть и маленькая, но своя «Виа феррата». |