Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Автор: Сергин Константин, г. Москва
Отчет
о лыжном туристском походе 2 к.с., совершенном в районе Кольского полуострова (Хибинские тундры) в период с 27.01 по 5.02.2003 г.
Перевал Южный Рисчорр. Озеро Академическое 31.01.03
Южный Рисчорр - это большая седловина с плавными очертаниями склонов. Высота его 890 м. От базы ПСС, на юг, в сторону перевала Кукисвумчорр уходит дорога. В километре от базы от нее влево уходит дорога (просека), которая ведет к Рисчоррам. Примерно через 300-500 м пологого подъема вправо от дороги (просеки) отходит тропа, ведущая на водопад на ручье Рисйок. Он здесь падает с плиты, с высоты метров 5. Зимой часто все заметено снегом. Дорога, продолжая подъем, проходит мимо озера. Сейчас его не видно. Дорога поворачивает направо по ходу и взбирается на ступень, запирающую дол. р. Рисйок. Дальше путь идет примерно по ручью.
На седло взлетели где-то за пол часа. Шли в основном пешком по ЛПВ. Несколько чел. пошли на лыжах, благо сейчас не лавиноопасно. Там аж три обелиска, причем, два из них поставлены в память о несчастных случаях прошлого и позапрошлого годов.
Пока поднимались, видели, что над долиной Кунийока собираются тучи, но к нам они не заглянули. На седловине довольно холодно, да еще и дует. Поэтому мы, сфотографировавшись, быстро скатились (в прямом смысле - очень рыхлый снег на крутом, но коротком спуске) с перевала и потраверсили к озеру Академическому. Блин, все склоны в насте, в конце шли вообще на кантах. Дует. Как по этому шла Света на напрочь стесанных, не кантованных лыжах, я плохо представляю...
Снег настолько жесткий, что кирпичи выпиливали ножовкой. Пока занимались обустройством лагеря, на небе разгоралось одно из самых красивых, из виденных мною, северных сияний. Сначала казалось, что это только облака, но потом... Постепенно разгораясь, сияние заполняло собой часть неба на севере. Колышущиеся полотнища, и сверкающие серпы, ослепительные факелы и просто светящиеся фантастические фигуры. Все это то гасло, то вспыхивало с новой силой, плавно перетекая одно в другое. Небо как будто красовалось перед приехавшими с далекого юга восхищенными зрителями. И все это в обрамлении строгого черно-белого пейзажа и безграничного, усыпанного звездами и перетянутого млечным путем северного неба... (Ну, Федя, ты и расписал! -SK) Дрова для обогрева опять несли с собой, а готовили на горелках. Собственно говоря, по плану, это должна была быть единственная готовка на горелках за поход :) Плато Кукисвумчорр (1А) (рад). Перевал Куропачий (н\к, 430 м). 1.02.03
Виден Южный Чорргор (мы даже пытались рассмотреть свои следы).
Дело в том, что с этой стороны хребет обрывается большим количеством скальных сбросов, снежных карнизов и вообще довольно крут и лавиноопасен. Нашли более-менее пологий склон между двумя карнизами Костя заставил всех надеть лавинные ленты, и начали спускаться. Действительно, лавиноопасно - крутой склон и много рыхлого снега. Деревья погнуты или поломаны, внизу видны просеки, проложенные лавинами. Довольно стремно.
Подход под перевал Западный Эвеслогчорр - Вершина Эвеслогчорр (1А, 1048.6 м) - пер. Зап. Эвеслогчорр (1Б, 900 м). 2.02.03
3.02.03
Скалы, снег. Выходим под крутой снежный кулуар. Здесь поворачиваем налево по ходу. Наш путь лежит между двумя ледопадами чистого голубого льда. По фирну и снегу поднимаемся в основание длинного, пологого и прямого разлома, ведущего на Юг, к вершине. Если бы погода была ясная, то наверно мы бы увидели вершину Эвеслогчорр. Небольшая передышка и вперед к вершине. Сначала долгий нудный подъем по малоснежному склону. Затем угол увеличивается и мы выбираемся из ущелья на склон вершины. Начиная с первого взлета, видимость все ухудшалась, а в этом месте задул ветер, и началась пурга.
Правду говорят, что спускаться сложнее, чем подниматься. Жесткий наст не держит, так что периодически срываешься и шлепаешься попой на склон. Хорошо, что не круто и падение не приводит к улету вдаль :). Так доковыляли до перевала З. Эвеслогчорр. Перевал З. Эвеслогчорр (1Б, 900 м). Ориентация склонов Северо-запад - Юго-восток. Соединяет долины ручьев Вуониемйок и Тульйок. Перевальная седловина очень широкая и плохо выражена. Склоны отрогов со стороны Вуониемйока лавиноопасны. Поэтому мы не пошли сразу вниз, а пошли траверсом на юго-восток.
Очень увлекательно. Главное на скорости не въехать в какой-нибудь одиноко торчащий камень. Но, вроде, все обошлось. В итоге мы скатились в Астрофиллитовое ущелье, что было непонятно - по карте мы должны быть в соседнем. Списали все на пургу и плохую видимость. Но дорога-то на карте одна! Поехали по ручью в сторону Вуонниемйока. Классная катуха! Еще в начале ущелья был слышен какой-то гул. После спуска стало ясно, откуда он исходит. Вдали виднелись отроги легендарного плато Расвумчорр. Ощущаешь себя как на стройке, только грузовики рядом не ездят :( Ближе к концу ущелья слева вообще стояла заброшенная буровая вышка. Встали, поднявшись немного вверх по ручью Вуониемйок. Довольно долго искали дрова, напряженка тут с ними. Снегопад закончился, -14°C и холодает. Весь вечер пытали народ разучиванием двух песен похода - Полярной авиации и "Корабельного кота". Последняя до сих пор в голове вертится :) Перевал Юкспоррлак (н\к, 674 м) - База МГУ, г. Кировск.
С утра потеплело где-то до -20°C :) После овсянки родилась бредовая идея по пути на Юкспоррлак сделать радиалку на Щель, благо с этой стороны она простая. Вышли поздно, около 12. Довольно бодро дотропили до начала взлета на Щель.
Перевал Юкспоррлак соединяет долины ручьев Юкспорйок и Вуониемйок. На перевальной точке выделяется скала, называемая иногда "Зубом академика Ферсмана". Седловина делится этой скалой на две части
Впереди видна куча огней рудников, слышен грохот работающих механизмов. Но спуск чрезвычайно приятный. Уклон такой, что можно ехать прямо вниз, не боясь разогнаться до опасной скорости. Сначала спускались вдоль ручья, по руслу, но потом вылезли на правый борт и там, в начинающемся лесу нашли просеку вниз. Она вывела нас на расчищенную бульдозером дорогу, идущую к ущелью Гакмана. Здесь ж\д колея, выходящая из тоннеля, поворачивает и идет вниз вдоль р. Юкспоррйок. Мы спустились к ж/д и пошли по занесенной проселочной дороге, вдоль путей. Затем эти дороги разошлись. Проселок забрался на подножие г. Юкспорр, прошел над тоннелем, куда нырнула ж\д ветка (она выходит из-под горы на 25 км), затем снова приблизились к основной железке. По насыпи уже затемно вышли к общежитию УНБ МГУ, за которым виднелся шпиль церквушки.
День на разграбление Кировска 5.02.03
Во-первых, конечно, Ботанический сад. На склоне горы Вудъявчорр располагается до недавнего времени самый северный в мире горно-альпийский ботанический сад. Зимой открыты для посещения толькооранжерея и музей.
Очень приятно, что дела здесь идут нормально. В отличие от Москвы, где небольшой тридцатиградусный мороз вызвал панику, здесь спокойно перенесли -40°C и ничего не померзло. Во-вторых, стоит отметить недавно открытый краеведческий музей имени Кирова, расположенный недалеко от одноименного рудника. Вся история освоения Хибин плюс небольшая экспозиция о животном мире и геологии. Еще в Кировске есть минералогический музей. Туда я, к сожалению, уже не успел, значит, есть повод вернуться сюда еще раз. Обедали в столовой при руднике. Потом поехали гулять по главной части города. Дело в том, что Кировск строился не как единый город, а как несколько жилых кварталов вокруг рудников, поэтому перемещаться между ними быстрее на автобусе, которые, стоит отметить, ходят довольно часто. Город по своей архитектуре похож на Мурманск. Такие же разноцветные дома-коробки, лишь иногда встречаются небольшие изыски в виде колонн. На улицах очень чисто, хотя, снега много. Никакого песка или соли, просто, хорошо убранные улицы. А вот книжные магазины разочаровали. Может в Апатитах лучше, надо будет в следующий раз проверить. Зато здесь есть интернет-кафе. Около 10 вечера собрались и, попрощавшись с Ваней и Томой, которые остались кататься на горных лыжах, и с вселившейся сегодня группой туристов, отправились на вокзал. До Апатитов доехали на автобусе, а уже до вокзала топали пешком. Забавно получилось. В ста метрах от платформы устроили экстремальный спуск по снежному склону, а Лена аж тропежку по пояс в снегу :) Безрезультатно пытались купить Лене билет на наш поезд. Были только купейные билеты. В итоге решили протащить ее с нами зайцем. Но удалось купить ей билет в наш вагон до какой-то недалекой станции. Главное - без проблем сели, а дальше про Аленку проводники и не вспоминали. 6-7.02.03/Поезд N15 Мурманск-Москва/
Итог:
В Кировске осмотрены еще не все музеи, надо вернуться :) Да и на горных лыжах покататься хочется. В Ботанический сад надо как-нибудь летом заехать. Да и в самих Хибинах еще много чего есть мною невиданного :) Очень забавное явление - температурная инверсия. Это когда в безветренную погоду холодный воздух стекает с гор в долины. Вверху тепло (около -15°C), а внизу мороз за -30°C.
Песней похода можно смело назвать "Корабельного кота"
О. Медведева, которую классно исполнял Митя.
Поход пройден в установленные сроки без особых отклонений от основного маршрута. Группа однажды воспользовалась запасным вариантом: после прохождения перевала Ю. Рисчорр еще оставалось достаточно времени и сил, чтобы траверсом выйти на оз. Академическое, а не спускаться в долину р. Каскаснюнйок. На следующий день при отличной погоде был сделан радиальный выход на плато Кукисвумчорр с восхождением на в. 1111 м. Время для этого было взято за счет сокращения дневки. А дневку, по общему решению группы, отменили из-за малой скорости движения группы и отсутствия усталости. На маршруте встретились интересные и красивые места, некоторые считаются "жемчужинами" Хибин:
1) расщелина Аку-Аку В техническом отношении маршрут превосходит требования, предъявляемые к лыжным походам 2 к.с. Наиболее сложным был траверс от пер. Ю. Рисчорр через ущелье ручья - здесь пришлось идти по 20-25 град. фирновому склону траверсом. И подъем на г. Эвеслогчорр из-за лавиноопасного ущелья с ледопадами и плохой погоды. Группа использовала горелки и, следовательно, имела возможность ночевать не только в лесной зоне. Такое решение дало дополнительное пространство для маневра: ведь большая группа со значительной частью новичков требует много времени на ремонт креплений, лыж, иных задержек. Благодаря этому мы не разу не практиковали "ночных хождений". Почти всегда вечером и утром топили печку для просушки одежды и обуви и предотвращения холодовой усталости. Когда ночевали выше зоны леса, то печка работала на принесенных дровах. Для облегчения веса мы не взяли костровой сетки, что, как теперь думаю, зря - надо очень бережно относиться к северной природе, а после нас осталось несколько кострищ. Если бы снега было не около метра как у нас, а больше, то вырыть костровую яму было бы проблематичнее. Группа подошла к финишу с большим запасом сил (что для руководителя оказалось приятной неожиданностью). Также доказана возможность проживания в палатке "Зима" 12 чел. при работающей печке и готовящейся пище на горелках. Еще 4 чел. у нас спали в полусфере, но кушали и тусовались в "Зиме". Погода баловала - было почти все дни ясно и морозно. В среднем температура около -20 град. Видели 3-4 раза очень яркое и мощное полярное сияние на все небо. Снега в горах мало. Баня на базе ПСС работает, как и прорубь в р. Кунийок, куда мы прыгали. База географического факультета МГУ на 23-м км.в Кировске по-прежнему гостеприимна, (адрес:184230, Мурманская обл, г. Кировск, ул. Железнодорожная, д. 10, Хибинская учебно-научная станция МГУ). Здесь можно за 50-70 руб. с чел. в сутки жить в теплом общежитии (комнаты на 4-6 чел) или домике, комнаты 2-6 чел. Постельное белье входит в стоимость, но если приезжает большая группа (как было в нашем случае), белья может не хватить. Лучше позвонить по тел 8-81531(9-66-15) и сказать примерные сроки приезда - не только из-за белья, но и чтобы места для вас оставили. Хотя 4-5 февраля на всей базе было только три группы, считая нашу. Начальник станции Коняев Сергей Константинович. Развивает современные направления спорта в Хибинах, в т.ч. экстремальные.
Полезные ссылки по снаряжению, Хибинам
Также полезны:
Как показывает практика, для среднего мужика и средней девушки (а из описания это именно так) [лыжи] нужны 180 и 160 соответственно. Это для прямого применения - хождения по горам, перевалам, фирну и тд. Для хождения по ровной местности можно длиннее, но тогда и бескиды не нужны, можно туристы. Лыжи нужно хорошо просмолить. Мазать не рекомендую - обычно получается только хуже. Исключение разве что для плюса, когда липнет снег. Впрочем, все равно помогает плохо. Палки: Чем прочнее тем лучше. Металл. Алюминий можно, но лучше старые стальные - тяжелые но надежные. Длина по плечо или чуть меньше (по подмышку).Кольца. Чем больше площадь опоры тем лучше, но должны оставаться дырки. Хороший вариант - старые палки с кольцами на ремешках из кожи. Можно усилить стропой. Крепления - тросиковые с ТРОСИКАМИ (просто иногда разные извращенцы называют крепления с резиной/ремешками тоже тросиковыми), есть наши - дешевые (100-200р, точнее не скажу так как последний раз покупал пару лет назад, позже не обращал внимания так как изготовил себе по заказу). Увы, последнее время их стали делать халявно, надо брать запчасти в большом количестве. По слухам есть в продаже буржуйские, но не видел и ничего сказать не могу. Ботинки - от вибрам до пластиковых альпинистских (похожи на горнолыжные). В прошлом году с интересом наблюдал за парнем из параллельной группы с такими ботинками. Вроде бы нормально. Есть преимущества, есть и недостатки. Для обычных (непластиковых) ботинок нужны бахилы - типа мешки одевающиеся на ногу. Hо это отдельная история. Весят такие бахилы 300-700 гр в зависимости от
галош (самые легкие - тонкие сероватого цвета) и ткани. Галоша обрезается примерно
1-1,5 см если смотреть сбоку и 3-4 см спереди. Материал - авизент, кордура, рюкзачка,
любой плотный капрон, критерий - "дышимость"/влагонепроницаемость. Считаю обязательным элементом бахил подбахильник - невысокий мешок или "сапожок" из полартека, синтепона. Одевается прямо на ботинок, при этом конденсат образуется между ним и тканью бахилы и ботинок практически всегда остается сухим. Использование подбахильника позволяет носить тонкий или средний носок в ботинке (главное чтобы не была плотно зажата в ботинке) при любой температуре. Hа ботинки 43 размера с подбахильником у меня галоша 30 размера - все сидит идеально. Кошки ношу советские платформенные с оторванной лягушкой и переделанной пряжкой-затяжкой. Лыжные мази - мануал Растиpать легче в тепле. Дальше начинаются хитpости и опыт. В зависимости от снега надо вносить попpавки - свежий снег сользит хyже, стаpый зеpнистый наобоpот хyже "деpжит", если идти долго, мажyт в несколько слоев, каждый pастиpая отдельно, и т.п. "Попасть в мазь" - своего pода искyсство, бывает даже на междyнаpодных соpевнованиях тpенеpы пpомахиваются. Если лыжи "отдают" назад, значит мазь слишком твеpдая, если не скользят, значит слишком мягкая. Со вpеменем и с километpами мазь стиpается, насколько быстpо - очень сильно зависит от снега. Я бы pискнyл назвать очень гpyбyю оценкy "жизни" одной намазки в 20 км, но снег меняет ее в pазы. Твеpдая мазь деpжится дольше, мягкая - меньше. В пpинципе можно кyпить бypжyйскyю мазь (и даже легче), но стоит она намного доpоже, а pезyльтат по неопытности ты не почyвствyешь. Мазь "Висти" - для деpева, для пластика пpодают аналогичный набоp паpафинов "Висти". Если мазать жиpно, а кататься мало, то на лыжах наpастает слой стаpой мази. Посколькy мы не на чемпионат собиpаемся, то можно и наплевать, а можно и снять мазь. Есть два способа: либо нагpевать лыжy и стиpать гоpячyю мазь тpяпочкой, либо смывать мазь тpяпочкой смоченной в скипидаpе, для пластика годится только втоpой способ. Деpевянные лыжи пеpед началом сезона стоит пpосмолить. Раньше это делали в "Металлоpемонте", но можно и самомy. В "Споpттоваpах" покyпаешь "смолy для лыж" ($0.3-$0.5 за тюбик), наносишь ее на лыжy, pастиpаешь кyском ткани или стаpой газеты и гpеешь лыжy газовой гоpелкой или паяльной лампой (я гpел над газовой плитой). До кипения доводить не надо. Смола пpи этом впитывается в дpевесинy. Повтоpять несколько pаз до полyчения темно-коpичневого цвета. (Пpедyпpеждаю - гоpячая смола сильно пахнет, запах пpиятный, но домашние могyт и не одобpить.) Эта пpоцедypа сyщественно yлyчшает качество лыж, скольжение лyчше, подлип меньше, "отдача" тоже yменьшается. Из переписки перед походом
Норма аскорбинки считается до 1 г в день на чел, но в моей практике хватало и 0,2-0,3 г в день, а при первых признаках простуды - доводили до 1 г. Галоши бывают всех размеров. Можно купить бахилы рыбака
(бахилы от костюма химзащиты) и заменить голенище - у них галоша из тонкой резины
и широкая как раз под вибрам. У меня и Зеленцова как раз такие. Размер 29-30 хватит
на 46 размер ботинка с подбахильником. Обеспечение безопасности на маршруте
База ПСС в долине Кунийока работает, и там постоянно дежурит спасатель, а к марту - будут дежурить двое. У них ежедневная связь по рации с Кировским отрядом. За небольшую плату можно жить в домике с печкой, попариться в бане. Все опасности, с которыми может столкнуться группа при
прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:
Прохождение лавиноопасных участков:
Обеспечение безопасности на крутых склонах:
Владение лыжной техникой у всех членов группы было весьма различным, поэтому быстро преодолевать спуски, как и подъемы и траверсы у нас не получалось. На крутых участках поднимались/спускались по линии падения воды или серпантином. Многие склоны отличались обилием камней, спуски по ним на лыжах были невозможны.
Возможные провалы под лед рек и озер:
Травмы и обморожения:
* Список общественного снаряжения от Федора Могилевского
|
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|