Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о лыжном туристском походе 2 к.с., совершенном в районе Кольского полуострова (Хибинские тундры) в период с 27.01 по 5.02.2003 г.

Содержание

1. Справочные сведения о путешествии

* Состав группы
* Подготовка к путешествию
* Характеристика района путешествия
* Основные природные, исторические и культурные достопримечательности

2. Техническое описание

3. Итоги, выводы, рекомендации

4. Приложения

Перевал Южный Рисчорр. Озеро Академическое

31.01.03
В связи с феноменальной скоростью движения нашей группы, Костя решил сократить предполагавшуюся дневку на базе и проходить Южный Рисчорр в два захода. Такого еще не делала ни одна группа. К счастью снаряжение, наконец-то, все починили, группа более- менее расходилась, и эти планы были сорваны. Утром встали относительно рано (9:00), но вышли чуть позже 11. На выходе из ворот базы столкнулись с группой из Казани. Расторгуевцы, собиравшиеся делать кольцо Рисчорров, уже убежали вперед, и мы по их лыжне к двум часам бодро дошли под взлет Южного Рисчорра. Тут стало ясно, что перевал надо идти сегодня, и мы пошли.

Южный Рисчорр - это большая седловина с плавными очертаниями склонов. Высота его 890 м. От базы ПСС, на юг, в сторону перевала Кукисвумчорр уходит дорога. В километре от базы от нее влево уходит дорога (просека), которая ведет к Рисчоррам. Примерно через 300-500 м пологого подъема вправо от дороги (просеки) отходит тропа, ведущая на водопад на ручье Рисйок. Он здесь падает с плиты, с высоты метров 5. Зимой часто все заметено снегом. Дорога, продолжая подъем, проходит мимо озера. Сейчас его не видно. Дорога поворачивает направо по ходу и взбирается на ступень, запирающую дол. р. Рисйок. Дальше путь идет примерно по ручью.


Вид с пер. Ю.Рисчорр на Ю-В,
в сторону р. Каскаснюнйок
В месте слияния ручьев, текущих с Сев. и с Южного Рисчорров, налево уходит путь на пер. Сев.Рисчорр. Здесь же стоит нежилой балок и почти кончаются кусты. Лыжня переходит на правый (по ходу) берег и продолжает подъем. Заканчивается она под перевалом. Последний участок подъема из долины Рисйока крутой и с выступающими камнями. Фирн и рыхлый снег чередуются на всем протяжении 20-30 градусного подъема длиной 300-400 м. На перевальной седловине снега мало, торчат камни. Спуск в долину Каскаснюнйока крутой и короткий. Слева видно начало ущелья, ведущего к истокам Каскаснюнйока.

На седло взлетели где-то за пол часа. Шли в основном пешком по ЛПВ. Несколько чел. пошли на лыжах, благо сейчас не лавиноопасно. Там аж три обелиска, причем, два из них поставлены в память о несчастных случаях прошлого и позапрошлого годов.

Подъем на перевал Ю. Рисчорр
со стороны р. Рисйок

Вот такой он, Рисчорр


Вся группа 16 чел. вместе, на
перевале Ю. Рисчорр

Пока поднимались, видели, что над долиной Кунийока собираются тучи, но к нам они не заглянули. На седловине довольно холодно, да еще и дует. Поэтому мы, сфотографировавшись, быстро скатились (в прямом смысле - очень рыхлый снег на крутом, но коротком спуске) с перевала и потраверсили к озеру Академическому. Блин, все склоны в насте, в конце шли вообще на кантах. Дует. Как по этому шла Света на напрочь стесанных, не кантованных лыжах, я плохо представляю...


Ставим лагерь на оз.
Академическом
Когда дошли до озера, начало темнеть. Палатку поставили на юго-западном берегу. Опять делали ветровую стенку. В этот раз это нужно, так как дует довольно сильно.
Снег настолько жесткий, что кирпичи выпиливали ножовкой. Пока занимались обустройством лагеря, на небе разгоралось одно из самых красивых, из виденных мною, северных сияний. Сначала казалось, что это только облака, но потом... Постепенно разгораясь, сияние заполняло собой часть неба на севере. Колышущиеся полотнища, и сверкающие серпы, ослепительные факелы и просто светящиеся фантастические фигуры. Все это то гасло, то вспыхивало с новой силой, плавно перетекая одно в другое. Небо как будто красовалось перед приехавшими с далекого юга восхищенными зрителями. И все это в обрамлении строгого черно-белого пейзажа и безграничного, усыпанного звездами и перетянутого млечным путем северного неба... (Ну, Федя, ты и расписал! -SK) Дрова для обогрева опять несли с собой, а готовили на горелках. Собственно говоря, по плану, это должна была быть единственная готовка на горелках за поход :)

Плато Кукисвумчорр (1А) (рад). Перевал Куропачий (н\к, 430 м).

1.02.03
С утра опять отличная погода. -22°C. В половине десятого отправились в радиальный выход на плато Кукисвумчорр, грозно возвышающееся над озером. Перешли на противоположный берег и начали подъем. Опять сплошной наст и камни, так что лыжи все сняли. Около полудня были на верхней точке плато. Классно. Наконец увидели солнце. Оно совсем немного выше гор. Отсюда открывается шикарный вид на Хибины.

Виден Южный Чорргор (мы даже пытались рассмотреть свои следы).
Видны Ловозерские тундры на другом берегу Умбозера.

Пер. Ю. Чорргор в тени, в левой
части снимка, но все равно
эту характерную седловину
легко узнать

Вид на В., на р.р. Каскаснюнйок
и Тульйок, на Умбозеро,
на Ловозерские тундры
за ним

Вид на З с плато
Кукисвумчорр



Плато Кукисвумчорр, в. 1111 м.
Очень красиво смотрятся отроги Поачвумчорра. Зашли на вершину 1111 м - это очень пологий купол.


Вид с отрога Рыпнецк (Куропачий)
на р. Тульйок
Потом спустились к озеру по другому краю плато. На спуске все тот же наст, мерзко. Хотя, нашим горнолыжникам нравится :) Затем траверсом пошли через Куропачий. Вернее, не через сам перевал, а просто через хребет Рыпнецк, выискивая, где можно безопаснее спуститься в долину Тульйока.

Дело в том, что с этой стороны хребет обрывается большим количеством скальных сбросов, снежных карнизов и вообще довольно крут и лавиноопасен. Нашли более-менее пологий склон между двумя карнизами Костя заставил всех надеть лавинные ленты, и начали спускаться. Действительно, лавиноопасно - крутой склон и много рыхлого снега. Деревья погнуты или поломаны, внизу видны просеки, проложенные лавинами. Довольно стремно.


Спуск с отрога Рыпнецк в дол.
р. Тульок
Снега в лесу дофига, вернее, по пояс. Дошли докуда позволяли сугробы, смотали лавинные ленты, надели лыжи и дальше вниз. Весь спуск с верхней точки хребта занял примерно час. Встали уже в нормальном лесу. Здесь опять мороз - около -30°C. Первый раз с первого дня сделали костер. Все-таки культовая это вещь. В палатке печка шпарит, а народ тусуется у костра. Упивались чаем, пели песни.

Подход под перевал Западный Эвеслогчорр - Вершина Эвеслогчорр (1А, 1048.6 м) - пер. Зап. Эвеслогчорр (1Б, 900 м).

2.02.03
С утра потеплело до -20°C, и пошел снег. Вышли около 10. К 11 дошли до Тульйока, и устроили перекус на одном из его рукавов, совмещенный с ожиданием отставших по причине поломки крепления Томы с Пашей. Ручей замерз не совсем, есть промоины. Развлекались укатыванием русла и близлежащего леса. А снег все идет. Очень красивый лес, гор почти не видно. Потом долго искали нужное нам ущелье, даже карту доставали. Шли, ориентируясь по ручьям, вытекающим из под перевалов Щель и Западный Эвеслогчорр. И вот около двух часов мы оказались на границе зоны леса у подножия отрога (гребня) горы Эвеслогчорр. Последний зеленый холм в снежной пустыне. Самой вершины не видно - затянута туманом. Лезть вверх бессмысленно, так что решили вставать. Этакая полудневка получилась. В этот раз опять тащили с собой дрова, но это не пригодилось - недалеко от лагеря нашли шикарную сушину, которой хватило и на готовку на костре и на печку.

3.02.03

Пройдя лавиноопасный участок,
мы собрались обменяться
впечатлениями о погоде
С утра -15°C и небольшой снег. Видимость не ахти, но еще терпимо. Опять тащим с собой дрова :) Вышли около 10. Очень забавно было в начале. Два шага от нашего лесистого холмика и попадаешь на снежное поле, на котором изредка попадаются камни, да редкие былинки, колыхаемые ветром. Идем по правому притоку ручья. Левый приток остался по другую сторону лесного островка и выводит к озеру под пер. Щель. Еще на входе в ущелье надели лавинные ленты - снега много, а борта ущелья крутые. Под нами просела снежная доска.


Черные скалы, похожие издали
на базальт и лед
Ущелье через метров 300-400 снова разветвляется. Вперед уходит подъем по узкому ущелью, но нам надо правее, чтобы в итоге по каньону подняться в кулуар, который поднимается по склону г. Эвеслогчорр прямо к вершине. Первый взлет очень красивый. По пути, на бортах долины несколько ледопадов.

Скалы, снег. Выходим под крутой снежный кулуар. Здесь поворачиваем налево по ходу. Наш путь лежит между двумя ледопадами чистого голубого льда. По фирну и снегу поднимаемся в основание длинного, пологого и прямого разлома, ведущего на Юг, к вершине. Если бы погода была ясная, то наверно мы бы увидели вершину Эвеслогчорр. Небольшая передышка и вперед к вершине. Сначала долгий нудный подъем по малоснежному склону. Затем угол увеличивается и мы выбираемся из ущелья на склон вершины. Начиная с первого взлета, видимость все ухудшалась, а в этом месте задул ветер, и началась пурга.


На г. Эвеслогчорр
Чем ближе мы приближались к вершине, тем сильнее становился ветер. Видно было уже совсем плохо, шли по компасу, короткими переходами, стараясь не растягиваться по склону. Некоторые одели маски. Вершину определили по впечатлению, что подниматься уже некуда, отсюда только понижается склон и по часам с высотомером, который показал 1200м, чего не может быть в принципе. Искать более точно ни у кого желания не возникло. Сфотографировались на вершине и начали спуск.

Правду говорят, что спускаться сложнее, чем подниматься. Жесткий наст не держит, так что периодически срываешься и шлепаешься попой на склон. Хорошо, что не круто и падение не приводит к улету вдаль :). Так доковыляли до перевала З. Эвеслогчорр.

Перевал З. Эвеслогчорр (1Б, 900 м). Ориентация склонов Северо-запад - Юго-восток. Соединяет долины ручьев Вуониемйок и Тульйок. Перевальная седловина очень широкая и плохо выражена. Склоны отрогов со стороны Вуониемйока лавиноопасны. Поэтому мы не пошли сразу вниз, а пошли траверсом на юго-восток.


Где-то на Ю отрогах г. Эвеслогчорр
Добрались в пурге до начала гребня, полого уходящего вниз. На выполаживании гребня лежат остатки балка, от которого вниз, по гребню, ведет геологическая дорога. На карте она обозначена. По ней мы и пошли. Дорога - это ровная, белая полоса среди камней. Шли недолго, как только миновали опасные склоны цирка под перевалом, спустились с гребня направо, в долину ручья.

Очень увлекательно. Главное на скорости не въехать в какой-нибудь одиноко торчащий камень. Но, вроде, все обошлось. В итоге мы скатились в Астрофиллитовое ущелье, что было непонятно - по карте мы должны быть в соседнем. Списали все на пургу и плохую видимость. Но дорога-то на карте одна! Поехали по ручью в сторону Вуонниемйока. Классная катуха! Еще в начале ущелья был слышен какой-то гул. После спуска стало ясно, откуда он исходит. Вдали виднелись отроги легендарного плато Расвумчорр. Ощущаешь себя как на стройке, только грузовики рядом не ездят :( Ближе к концу ущелья слева вообще стояла заброшенная буровая вышка.

Встали, поднявшись немного вверх по ручью Вуониемйок. Довольно долго искали дрова, напряженка тут с ними. Снегопад закончился, -14°C и холодает. Весь вечер пытали народ разучиванием двух песен похода - Полярной авиации и "Корабельного кота". Последняя до сих пор в голове вертится :)

Перевал Юкспоррлак (н\к, 674 м) - База МГУ, г. Кировск.


Вид вниз, на р. Вуониемйок,
с левого склона долины
4.02.03 Последний ходовой день...
С утра потеплело где-то до -20°C :) После овсянки родилась бредовая идея по пути на Юкспоррлак сделать радиалку на Щель, благо с этой стороны она простая. Вышли поздно, около 12. Довольно бодро дотропили до начала взлета на Щель.


Подъем на пер. Щель (2А) со
стороны р. Вуониемйок
Бросив рюкзаки, побежали осуществлять бредовую идею. Ничего сложного, если не считать подозрительного левого склона, на котором висел карниз. На обратном пути старались его не подрезать. Где-то в середине взлета в спину задул солнечный ветер, а ближе к вершине нас уже подгонял просто ураган. Собственно, это был второй раз за поход, когда мы видели солнце, первый был на плато Кукисвумчорр.


На пер. Щель (2А). Внизу дол.
р. Тульйок
Вышли на седло, посмотрели вниз, на дол. р. Тульйок, ужаснулись и почесали назад. Прикольно ехать на лыжах против сильного ветра - можно тормозить, просто разводя руки в стороны. Потом небольшой траверс под Юкспоррлак, перекус.

Перевал Юкспоррлак соединяет долины ручьев Юкспорйок и Вуониемйок. На перевальной точке выделяется скала, называемая иногда "Зубом академика Ферсмана". Седловина делится этой скалой на две части


Пер. Юкспоррлак со стороны
р. Вуониемйок
В левой стоят старые опоры ЛЭП и она пониже. На скале прикреплены две памятные таблички. Обходить скалу можно и справа и слева. Подъем и спуск простой. Правый по ходу склон может быть лавиноопасен и там наметает карниз, но сейчас снега слишком мало. Мы шли по правой части.


Группа на пер. Юкспоррлак
На седловине традиционно сжевали перевальные шоколадки, сфотографировались и повалили вниз, к руднику.

Впереди видна куча огней рудников, слышен грохот работающих механизмов. Но спуск чрезвычайно приятный. Уклон такой, что можно ехать прямо вниз, не боясь разогнаться до опасной скорости. Сначала спускались вдоль ручья, по руслу, но потом вылезли на правый борт и там, в начинающемся лесу нашли просеку вниз. Она вывела нас на расчищенную бульдозером дорогу, идущую к ущелью Гакмана. Здесь ж\д колея, выходящая из тоннеля, поворачивает и идет вниз вдоль р. Юкспоррйок. Мы спустились к ж/д и пошли по занесенной проселочной дороге, вдоль путей. Затем эти дороги разошлись. Проселок забрался на подножие г. Юкспорр, прошел над тоннелем, куда нырнула ж\д ветка (она выходит из-под горы на 25 км), затем снова приблизились к основной железке. По насыпи уже затемно вышли к общежитию УНБ МГУ, за которым виднелся шпиль церквушки.


Старая фотка базы МГУ (точнее
здесь виден административный
корпус)
После гор общага кажется раем. Есть электричество, горячая вода, душ, кухня, стол для игры в пинг-понг с сеткой, ракетками и мячиками, так непривычно... Нам выделили три комнаты. Так как мы не предупредили заранее, о своем приезде, то белья не досталось. Ну и ладно :) И все-таки готовка на костре гораздо быстрее происходит, чем на электрической плите. Зато здесь дыма нет. Ударными темпами доедали раскладку. Так вдарили, что на утро почти ничего не осталось :) Очень приятно оформленная столовая. Деревянные столы и лавки, все стены обвешаны фотографиями Хибин, красиво. Допоздна сидели и пели песни. Сидели при свечах, электричество как-то не вписывалось в атмосферу. Очень душевно.

День на разграбление Кировска

5.02.03
Этот день полностью был посвящен прогулке по Кировску и окрестностям. Только Дима Сабинин полдня катался на горных лыжах с Айкуавенчорра. Несмотря на небольшие размеры и скромный возраст города посмотреть есть на что. Дня мало.

Во-первых, конечно, Ботанический сад. На склоне горы Вудъявчорр располагается до недавнего времени самый северный в мире горно-альпийский ботанический сад. Зимой открыты для посещения толькооранжерея и музей.


В оранжерее. (Заимствованная
фотка)
Летом можно еще походить по опытным участкам, где выращивают огромное количество самых различных растений, пытаясь приспособить их к суровому северному климату. У них тут даже кактусы с пальмами растут. Правда, это в оранжерее, а не в открытом грунте.

Очень приятно, что дела здесь идут нормально. В отличие от Москвы, где небольшой тридцатиградусный мороз вызвал панику, здесь спокойно перенесли -40°C и ничего не померзло.

Во-вторых, стоит отметить недавно открытый краеведческий музей имени Кирова, расположенный недалеко от одноименного рудника. Вся история освоения Хибин плюс небольшая экспозиция о животном мире и геологии. Еще в Кировске есть минералогический музей. Туда я, к сожалению, уже не успел, значит, есть повод вернуться сюда еще раз.

Обедали в столовой при руднике. Потом поехали гулять по главной части города.

Дело в том, что Кировск строился не как единый город, а как несколько жилых кварталов вокруг рудников, поэтому перемещаться между ними быстрее на автобусе, которые, стоит отметить, ходят довольно часто. Город по своей архитектуре похож на Мурманск. Такие же разноцветные дома-коробки, лишь иногда встречаются небольшие изыски в виде колонн. На улицах очень чисто, хотя, снега много. Никакого песка или соли, просто, хорошо убранные улицы. А вот книжные магазины разочаровали. Может в Апатитах лучше, надо будет в следующий раз проверить. Зато здесь есть интернет-кафе.

Около 10 вечера собрались и, попрощавшись с Ваней и Томой, которые остались кататься на горных лыжах, и с вселившейся сегодня группой туристов, отправились на вокзал.

До Апатитов доехали на автобусе, а уже до вокзала топали пешком. Забавно получилось. В ста метрах от платформы устроили экстремальный спуск по снежному склону, а Лена аж тропежку по пояс в снегу :) Безрезультатно пытались купить Лене билет на наш поезд. Были только купейные билеты. В итоге решили протащить ее с нами зайцем. Но удалось купить ей билет в наш вагон до какой-то недалекой станции. Главное - без проблем сели, а дальше про Аленку проводники и не вспоминали.

6-7.02.03/Поезд N15 Мурманск-Москва/
Почему-то на пути обратно нервные пассажиры попадаются гораздо чаще, чем на пути туда. Вот и на этот раз народ как-то странно реагировал на наше радостное настроение и не успевшие привыкнуть к городу глотки. Пара бабок даже поменялись местами подальше от нашей группы. Хорошо, что хоть гитара осталась у Вани, а то ведь и до рукоприкладства дойти могло :) Всю дорогу ели, ели и ели :)

Итог:
Несмотря на проблемы с камусами, мне понравились горные лыжи с отстегивающейся пяткой, так называемые skitour. Стоят они, правда, очень дорого, но если поискать б/у. В общем, по причине прекращения выпуска Бескидов другой альтернативы, похоже, нет. Мази использовать слишком сложно, так что надо как-нибудь камуса приручить.

В Кировске осмотрены еще не все музеи, надо вернуться :) Да и на горных лыжах покататься хочется. В Ботанический сад надо как-нибудь летом заехать. Да и в самих Хибинах еще много чего есть мною невиданного :)

Очень забавное явление - температурная инверсия. Это когда в безветренную погоду холодный воздух стекает с гор в долины. Вверху тепло (около -15°C), а внизу мороз за -30°C.

Песней похода можно смело назвать "Корабельного кота" О. Медведева, которую классно исполнял Митя.
А еще Женя Бакин написал стихотворение Стоп, отражающее его впечатления о походе и юмористическую песенку "Куплеты о том, как в 2003 году группа туристов следовала к Пегги через Хибины и что из этого вышло" для нашего гусятника.

Итоги, выводы, рекомендации

Поход пройден в установленные сроки без особых отклонений от основного маршрута. Группа однажды воспользовалась запасным вариантом: после прохождения перевала Ю. Рисчорр еще оставалось достаточно времени и сил, чтобы траверсом выйти на оз. Академическое, а не спускаться в долину р. Каскаснюнйок. На следующий день при отличной погоде был сделан радиальный выход на плато Кукисвумчорр с восхождением на в. 1111 м. Время для этого было взято за счет сокращения дневки. А дневку, по общему решению группы, отменили из-за малой скорости движения группы и отсутствия усталости.

На маршруте встретились интересные и красивые места, некоторые считаются "жемчужинами" Хибин:

1) расщелина Аку-Аку
2) оз. Академическое
3) плато Кукисвумчорр
3) пройден "каньон" в верховьях ручья - правого притока р. Тульйок. Этот каньон выводит прямо на склон г. Эвеслогчорр. Застывшие ледопады и черные скалы оказались очень красивыми и, главное, никто не ожидал здесь такое встретить 4) были совершены восхождения на некоторые точки района. Это г. Эвеслогчорр (1050 м) и безымянная гора на плато Кукисвумчорр (1111 м)

В техническом отношении маршрут превосходит требования, предъявляемые к лыжным походам 2 к.с. Наиболее сложным был траверс от пер. Ю. Рисчорр через ущелье ручья - здесь пришлось идти по 20-25 град. фирновому склону траверсом. И подъем на г. Эвеслогчорр из-за лавиноопасного ущелья с ледопадами и плохой погоды.

Группа использовала горелки и, следовательно, имела возможность ночевать не только в лесной зоне. Такое решение дало дополнительное пространство для маневра: ведь большая группа со значительной частью новичков требует много времени на ремонт креплений, лыж, иных задержек. Благодаря этому мы не разу не практиковали "ночных хождений".

Почти всегда вечером и утром топили печку для просушки одежды и обуви и предотвращения холодовой усталости. Когда ночевали выше зоны леса, то печка работала на принесенных дровах.

Для облегчения веса мы не взяли костровой сетки, что, как теперь думаю, зря - надо очень бережно относиться к северной природе, а после нас осталось несколько кострищ. Если бы снега было не около метра как у нас, а больше, то вырыть костровую яму было бы проблематичнее.

Группа подошла к финишу с большим запасом сил (что для руководителя оказалось приятной неожиданностью).

Также доказана возможность проживания в палатке "Зима" 12 чел. при работающей печке и готовящейся пище на горелках. Еще 4 чел. у нас спали в полусфере, но кушали и тусовались в "Зиме".

Погода баловала - было почти все дни ясно и морозно. В среднем температура около -20 град.

Видели 3-4 раза очень яркое и мощное полярное сияние на все небо. Снега в горах мало.

Баня на базе ПСС работает, как и прорубь в р. Кунийок, куда мы прыгали.

База географического факультета МГУ на 23-м км.в Кировске по-прежнему гостеприимна, (адрес:184230, Мурманская обл, г. Кировск, ул. Железнодорожная, д. 10, Хибинская учебно-научная станция МГУ). Здесь можно за 50-70 руб. с чел. в сутки жить в теплом общежитии (комнаты на 4-6 чел) или домике, комнаты 2-6 чел. Постельное белье входит в стоимость, но если приезжает большая группа (как было в нашем случае), белья может не хватить. Лучше позвонить по тел 8-81531(9-66-15) и сказать примерные сроки приезда - не только из-за белья, но и чтобы места для вас оставили. Хотя 4-5 февраля на всей базе было только три группы, считая нашу. Начальник станции Коняев Сергей Константинович. Развивает современные направления спорта в Хибинах, в т.ч. экстремальные.

Полезные ссылки по снаряжению, Хибинам
http://www.krsc.ru/khibiny/
http://www.progressor.ru:8080/outdoor/ - Обязательно почитайте! Там и по снаряжению разному толково и вообще о походах.
http://tourism.at.ru/- это поисковая система "Туризм", где можно найти почти все, что надо нам, туристам.
И сайт горного клуба МГУ: http://www.geolink-ltd.com/tourclub/ Здесь можно найти статьи по одежде, ботинкам, снаряжению, приглашения в походы, школы туристской подготовки, отчеты о походах и др.
Вольный Ветер - газета для любителей странствий и приключений.
Мурманский регион - хороший обзор

Также полезны:

  • Дырки в носках лыж и веревочки кольцом в них + стропа с карабином для волочения лыж за собой на подъемах.
  • Коврик - два ижевских или один толстый буржуйский, хотя для трех чел. достаточно два дополнительных коврика.
  • Рукавицы и перчатки - на резинки, иначе в ветер унесет снятую варежку со свистом. Никакие карманы или засовывание под ремень не поможет - выпадут обязательно.
  • Кольца большие и надежные + запасные кольца для палок.
  • Вечная проблема - крепления, которые были у большинства одинаковые: полужесткие, тросиковые. Щечки у нас не ломались, но рвались ремешки. Рекомендация: стропу для ремешков нужно брать двойную, 30 мм. Пазы, где проходит ремешок, надо обработать надфилем и шкуркой, чтобы снять острые кромки.

    Если есть возможность, то надо поставить щечки креплений (можно без средней пластины) на платформу, которая шире щечек. Платформа может быть сделана из дюралевого листа толщиной 1,5 - 2,5 мм. или соответствующей прочности пластины из стали, титана. Щечки можно приклепать или привинтить. Конечно, эта конструкция делается под один размер обуви (или обуви с бахилой), но зато щечки не висят в воздухе, а имеют хорошую опору и не гнутся и не ломаются. Есть более простой выход: ту же дюралевую пластину с просверленными четырьмя отверстиями под шурупы поставить под стандартное крепление. Пластины можно заготовить дома, а поставить в поезде. Эффект тот же: щечки имеют опору и не гнутся и не ломаются, даже если их раздвинуть max широко (например для тех, кто ходит в полуторных вибрамах). И при этом остается возможность "подгонять" крепления под другую обувь.

    Если хватает сил и терпения, то утром, перед выходом, а лучше вечером, пока лыжи не использовали для установки палатки, надо проверять канты (особенно в носковой и пяточной части) и крепления.

Как показывает практика, для среднего мужика и средней девушки (а из описания это именно так) [лыжи] нужны 180 и 160 соответственно. Это для прямого применения - хождения по горам, перевалам, фирну и тд. Для хождения по ровной местности можно длиннее, но тогда и бескиды не нужны, можно туристы. Лыжи нужно хорошо просмолить. Мазать не рекомендую - обычно получается только хуже. Исключение разве что для плюса, когда липнет снег. Впрочем, все равно помогает плохо.

Палки: Чем прочнее тем лучше. Металл. Алюминий можно, но лучше старые стальные - тяжелые но надежные. Длина по плечо или чуть меньше (по подмышку).Кольца. Чем больше площадь опоры тем лучше, но должны оставаться дырки. Хороший вариант - старые палки с кольцами на ремешках из кожи. Можно усилить стропой.

Крепления - тросиковые с ТРОСИКАМИ (просто иногда разные извращенцы называют крепления с резиной/ремешками тоже тросиковыми), есть наши - дешевые (100-200р, точнее не скажу так как последний раз покупал пару лет назад, позже не обращал внимания так как изготовил себе по заказу). Увы, последнее время их стали делать халявно, надо брать запчасти в большом количестве. По слухам есть в продаже буржуйские, но не видел и ничего сказать не могу.

Ботинки - от вибрам до пластиковых альпинистских (похожи на горнолыжные). В прошлом году с интересом наблюдал за парнем из параллельной группы с такими ботинками. Вроде бы нормально. Есть преимущества, есть и недостатки. Для обычных (непластиковых) ботинок нужны бахилы - типа мешки одевающиеся на ногу. Hо это отдельная история.

Весят такие бахилы 300-700 гр в зависимости от галош (самые легкие - тонкие сероватого цвета) и ткани. Галоша обрезается примерно 1-1,5 см если смотреть сбоку и 3-4 см спереди. Материал - авизент, кордура, рюкзачка, любой плотный капрон, критерий - "дышимость"/влагонепроницаемость.
У меня сделаны из так называемой "дельтапланки" - плотный каландрированый капрон. Т.к. в основном хожу на "Бескидах", то на внутренней стороне бахилы внизу делается двойной слой ткани, т.к. бывает цепляешь бахилу кантами. Для удобства одевания и придания формы "сапожок" сзади можно поставить молнию - но надежность конструкции при этом несколько понижается. Сверху раньше вставлял шнурок с танчиком - сейчас рекомендую специальную круглую в сечении резинку с танчиком - держит значительно лучше. Сзади в месте пришива ткани к галоше вшивается капроновый шнурок диаметром 6мм - и завязывается спереди прямым узлом без бантиков, концы заправляются под шнурок же. Высота бахилы - чуть ниже колена при завязанном нижнем шнурке.
Готовый "сапожок" пришивается к галоше толстыми капроновыми нитками - никаких строп не надо. Лучше всего это сделать в обувной мастерской на специальной машине. У меня пацан один взял ткань, галоши, мою бахилу пришел в мастерскую и сказал - сделайте мне также - и ему сделали 1:1, взяли 150 руб. Так что + цена галош (30 р.)+ капрон (50-70 руб.) - и вот цена бахил.

Считаю обязательным элементом бахил подбахильник - невысокий мешок или "сапожок" из полартека, синтепона. Одевается прямо на ботинок, при этом конденсат образуется между ним и тканью бахилы и ботинок практически всегда остается сухим. Использование подбахильника позволяет носить тонкий или средний носок в ботинке (главное чтобы не была плотно зажата в ботинке) при любой температуре. Hа ботинки 43 размера с подбахильником у меня галоша 30 размера - все сидит идеально.

Кошки ношу советские платформенные с оторванной лягушкой и переделанной пряжкой-затяжкой.

Лыжные мази - мануал

Идешь в споpтивный магазин и покyпаешь набоp лыжных мазей "Висти" (пять бpyсочков pазного цвета) за паpy баксов. Hа каждом написана темпеpатypа пpименения. Чем выше (теплее) pабочая темпеpатypа, тем лyчше мазь "деpжит" и тем хyже скользит. Обычно мажyт двyмя мазями - под концы тy, что "по погоде", под колодкy на однy стyпень мягче. После намазывания мазь нyжно pастеpеть кyпленной в том же магазине pастиpкой или бpyском пенопласта.

Растиpать легче в тепле. Дальше начинаются хитpости и опыт. В зависимости от снега надо вносить попpавки - свежий снег сользит хyже, стаpый зеpнистый наобоpот хyже "деpжит", если идти долго, мажyт в несколько слоев, каждый pастиpая отдельно, и т.п. "Попасть в мазь" - своего pода искyсство, бывает даже на междyнаpодных соpевнованиях тpенеpы пpомахиваются. Если лыжи "отдают" назад, значит мазь слишком твеpдая, если не скользят, значит слишком мягкая. Со вpеменем и с километpами мазь стиpается, насколько быстpо - очень сильно зависит от снега. Я бы pискнyл назвать очень гpyбyю оценкy "жизни" одной намазки в 20 км, но снег меняет ее в pазы. Твеpдая мазь деpжится дольше, мягкая - меньше.

В пpинципе можно кyпить бypжyйскyю мазь (и даже легче), но стоит она намного доpоже, а pезyльтат по неопытности ты не почyвствyешь.

Мазь "Висти" - для деpева, для пластика пpодают аналогичный набоp паpафинов "Висти".

Если мазать жиpно, а кататься мало, то на лыжах наpастает слой стаpой мази. Посколькy мы не на чемпионат собиpаемся, то можно и наплевать, а можно и снять мазь. Есть два способа: либо нагpевать лыжy и стиpать гоpячyю мазь тpяпочкой, либо смывать мазь тpяпочкой смоченной в скипидаpе, для пластика годится только втоpой способ.

Деpевянные лыжи пеpед началом сезона стоит пpосмолить. Раньше это делали в "Металлоpемонте", но можно и самомy. В "Споpттоваpах" покyпаешь "смолy для лыж" ($0.3-$0.5 за тюбик), наносишь ее на лыжy, pастиpаешь кyском ткани или стаpой газеты и гpеешь лыжy газовой гоpелкой или паяльной лампой (я гpел над газовой плитой). До кипения доводить не надо. Смола пpи этом впитывается в дpевесинy. Повтоpять несколько pаз до полyчения темно-коpичневого цвета. (Пpедyпpеждаю - гоpячая смола сильно пахнет, запах пpиятный, но домашние могyт и не одобpить.) Эта пpоцедypа сyщественно yлyчшает качество лыж, скольжение лyчше, подлип меньше, "отдача" тоже yменьшается.

Из переписки перед походом
Народ, берите запасные тросики, если у кого с ними проблемы, в ремнике только 4 шт на 16 чел! Прикиньте сколько денег с собой взять, чтобы рассчитаться и осталось ~ 200 руб на обратную дорогу. Собирайте рюкзаки заранее! Если отложите на последние часы, то обязательно будете не успевать и что-нить забудете, а то и опоздаете. Встречаемся в полночь у Лысого (что в центре Лен. вокзала). За 30-45 мин до отхода идем к вагону и садимся. Не забывайте паспорта - их иногда проверяют вместе с билетами проводники перед посадкой!Нитки для сшивания спальников - кто берет кроме рамнабора? Вино-водка-спирт-самогон-ром-джин - в поезд - каждый берет по вкусу. Личного снаряжения не берите излишек - общественным и продуктами все равно нагрузим по норме. Фонари налобные и не налобные, но легкие (с тремя большими батарейками не годятся) брать всем, у кого они есть. Запасных батареек не надо брать, только новые сразу вставьте. Далее, Федя, купи водостойкий маркер. Сменную обувь, тапочки и чехлы для лыж призываю не брать! это лишний вес. Забросок у нас не будет. Кто что не успеет упаковать дома из продуктов, допакуем в поезде, только берите пакеты от соков\молока и др. тару. Примерно так и должно быть, но поливитамины и адаптогены уже надо пить, а не в походе начинать!

Норма аскорбинки считается до 1 г в день на чел, но в моей практике хватало и 0,2-0,3 г в день, а при первых признаках простуды - доводили до 1 г.

Галоши бывают всех размеров. Можно купить бахилы рыбака (бахилы от костюма химзащиты) и заменить голенище - у них галоша из тонкой резины и широкая как раз под вибрам. У меня и Зеленцова как раз такие. Размер 29-30 хватит на 46 размер ботинка с подбахильником.
A вот из письма Oльги Добрушиной - нашего медика: Всем привет! Во-первых, те, с кем я сегодня не пообщалась в трёхзалке, напишите пожалуйста (или позвоните), что знаете о своих хронических заболеваниях, а также о всяких особенностях организма, которые могут проявиться в походе. Информация конфиденциальна. В каждом конкретном случае обсудим, возможно стоит либо вам взять какие-нибудь специфические лекарства, либо мне немного скорректировать список аптечки. Также мне всё это нужно, чтобы по неведению не дать вам противопоказанное лекарство, а ещё на всякий случай, кто его знает, что может случиться. Меня также интересует, нет ли у вас аллергии на какие-нибудь лекарства. Во-вторых, о личной аптечке. Несмотря на то, что у меня, надеюсь, будет всё необходимое, минимальный личный набор медикаментов приветствуется. В особенности бинты, если слабые связки, то и эластичные тоже (хотя несколько у меня будет), пластыри (на случай, если натрёте ногу или пораните палец, когда я буду далеко), иод-зелёнка, леденцы от кашля типа холс, которых на всех не напасёшься и т. д., если есть вопросы - пишите/звоните. И ещё: нет ли у кого-нить небьющегося градусника? Было бы неплохо, а то у меня есть только ртутный, а по опыту народа они бьются только так.

Обеспечение безопасности на маршруте
Кировская ПСС, 184230 Кировск ул. Сов.Конституции 3. т._8-81531 58895 - дежурный , 8-81531 58689 - начальник, 8-81531 58701 - зам.начальника. Сюда мы отправили сообщение формы 6-Тур со знакомым руководителем Мишей Расторгуевым, который все равно лично заходил и заодно захватил наше сообщение. По телефону группу на учет не ставят. Но могут снять с учета.

База ПСС в долине Кунийока работает, и там постоянно дежурит спасатель, а к марту - будут дежурить двое. У них ежедневная связь по рации с Кировским отрядом. За небольшую плату можно жить в домике с печкой, попариться в бане.

Все опасности, с которыми может столкнуться группа при прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:
1. Лавинная опасность.
2. Опасность срыва на крутом склоне.
3. Опасность ненадежного льда на реках.

Прохождение лавиноопасных участков:
Два-три раза пришлось идти с распущенными лавинными лентами, но в целом лавинная опасность небольшая из-за малого количества снега в горах. В паре мест наблюдали старые лавинные выносы и часто, даже в лесной зоне, проседал с характерным "уханьем" снег. Во всех случаях группа выбирала наиболее безопасный путь, пользуясь известными рекомендациями. С собой имелось 2 лав. лопаты и три лав. листа. В принципе почти любой склон может оказаться в той или иной степени опасным. Спуск с пер. З. Эвеслогчорр производили по южному гребню - из-за лавинной опасности цирка под перевалом/вершиной.

Обеспечение безопасности на крутых склонах:
Склоны крутизной до 30° (круче у нас и не встречалось) проходились на лыжах или пешком с самостраховкой лыжными палками. Кошки, как и веревка, ни разу не понадобились.

Владение лыжной техникой у всех членов группы было весьма различным, поэтому быстро преодолевать спуски, как и подъемы и траверсы у нас не получалось. На крутых участках поднимались/спускались по линии падения воды или серпантином. Многие склоны отличались обилием камней, спуски по ним на лыжах были невозможны.

Возможные провалы под лед рек и озер:
С такой опасностью мы практически не столкнулись. Все реки настолько мелкие, что есть опасность только намочить лыжи и одежду.

Травмы и обморожения:
Серьезных травм за время путешествия не было. У каждого участника имелся индивидуальный перевязочный комплект. Погодные условия нам благоприятствовали, сильных морозов не было - поэтому опасность обморожений была невелика. У всех были ветрозащитные маски, теплое личное снаряжение.

4. Приложения

* Список общественного снаряжения от Федора Могилевского
* Личное снаряжение зимнее (SK)
* Ремнабор зимний от Паши Ярыкина
* Медицина (список аптечки с комментариями) от Ольги Добрушиной
* Карта с маршрутом (218 кб)


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100