Автор:Шкилев Виталий, г. Санкт-Петербург

Техническое описание
маршрута горного похода 2 к. с., совершенного в июле 2002 г. группой туристов-школьников г. Санкт-Петербурга

Район похода: Западный Кавказ, Домбай - Теберда

Руководители:
1. Шкилёв Виталий Владимирович
2. Мочкина Анна Ильинична

Координаты (1): e-mail: terskol@km.ru

Сокращения, принятые в отчёте и некоторые понятия:

Правый, левый – орографически, т.е. если смотреть вниз по склону.
Справа, слева – по ходу движения.
Ходовое время – чистое, без учёта средних и больших привалов.
С Ю З В – север, юг, запад, восток, соответственно.
Ниж. – нижний
Верх. – верхний
Мал. – малый
Бол. – большой
Лед. – ледник
Пер., п. - перевал
Г. – гора (вершина)
ГКХ – главный Кавказский хребет.
Р. – река (долина реки)
Оз. – озеро
Бар.лбы – бараньи лбы (заглаженные скалы)
АУСБ – альпинистская учебно-спортивная база
Пос. – населённый пункт

НИТКА МАРШРУТА

Санкт-Петербург – Невинномысск – Черкесск – Домбай – АУСБ “Алибек” - лед. Алибек (радиально)– пер. Сулахат (радиально) – пос. Домбай – р. Теберда – р. Бадук – оз. Бадукские – пер. Бадук-Хутый (1А, 3000) – лед.Хутый Сев. – пер. Красная Шапочка (1Б,3250) – р. Кичи-Теберда –дол.р. Аксаут – р. Джаловчат – пер. Алибек (1А, 3165) – р. Сулахат – пер. Окно (1А, 2900) – пер. Квадратный (1Б, 3100) – лед. Сунахет – пер. Джаловчат (1Б, 3050) – лед. Двуязычный – оз. Турье – р. Алибек – пос. Домбай.

Пройденное расстояние – 122 х 1,2 = 146 км.

Категорийных перевалов – 6.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

1 день 13.07.2002
Радиальный выход к Турьему озеру.

Ледовые занятия, скальные занятия

От альплагеря "Алибек" за 1ч 50 мин. по отличной тропе на Турье озеро (вверх по долине реки Алибек) подходим к леднику Алибек

Сначала путь по дороге через поляны Узун-Тала с бугельными подъёмниками. Примерно через 15-20 минут хода, у опор бугельных подъёмников, направо уходит тропа, вверх под склоны Семёнов-Баши. Она ведёт на ночёвки под перевалы: 73-х, Кичи-Теберда Центральный и Восточный и к вершине Семёнов-Баши. Под склоном недалеко от водопадика от этой тропы влево ответвляется “Верхняя” тропа на Сулахатские ночёвки, очень живописная и популярная в прошлом, ныне малоизвестная. Мы её рекомендуем для подъёма к перевалам Алибек, Сулахат, Окно, Ноги Сулахат и Западный Кичи-Теберда ввиду того, что, круто набрав высоту по лесистому контрфорсу, далее следует траверс выше лесной зоны в сторону вершины Сулахат с изумительной панорамой Главного Кавказского хребта.

Наша же дорога в конце полян переходит в тропу (здесь налево ответвляется тропа к Алибекскому водопаду), и, через 15-20 мин. хода по лесу пересекает поток из-под пер. Алибек (р.Алибечка или Сулахат). Отсюда начинается значительный подъём, продолжающийся 40 мин. до Алибекской Хижины. Здесь – новая развилка: вправо уходит “Нижняя” тропа к Сулахатским ночёвкам и перевалам Алибек, Сулахат, Окно, Ноги Сулахат и Западный Кичи-Теберда. Через 10-15 мин. хода выходим на левый берег мутного потока из-под ледника Двуязычный. Поворот с тропы на ледник - сразу после металлического мостика-переправы на правый берег, в зоне берёзового криволесья. Спускаемся с боковой левобережной морены на открытый ледник, где проводим занятия (2 часа). После обеда, поднявшись к мостику, проходим по тропе около 300м до ночёвок на плоском правом берегу потока. Здесь занимаемся на скалах (бараньи лбы) - (2 часа). За боковой мореной находится красивое Турье Озеро, подъём к нему - не более 8 минут.

Возвращение в лагерь занимает 1 час 15 мин. Погода весь день солнечная.

Пройдено: 6 (12) км.
Набор высоты: 500 м.
Ходовое время 3 ч. 20 мин.

2 день 14.07.2002
Радиальный выход под перевал Сулахат.

Снежные занятия, высотная акклиматизация.

От альплагеря по “верхней” Сулахатской тропе (описание см. выше) за 2,5 часа поднимаемся к Сулахатским ночевкам. Крутой серпантин тропы начинается левее водопада, на полянах с бугельными подъёмниками выше а/л. "Алибек" (поднимаемся сюда за 30 минут). Час занимает подъём на склоны Семёнов-Баши выше границы леса, ещё 50 минут - красивый траверс на запад, к террасе р. Алибечка и Сулахатским ночёвкам. Изумительный по красоте вид на вершины ГКХ сопровождает весь траверс. Перевал Сулахат (Алибек, Окно, Ноги Сулахат) виден с траверса, но Сулахатских ночевок и с “Нижней” тропы не просматривается. Расположен справа (с севера) от вершины Сулахат. Подъем под перевальный взлет проходит сначала по траве (тропа) затем по снегу по лощине – 2 часа. Лощина хорошо видна с ночёвок.

Обед. После обеда проводим занятия по самозадержанию (2,5 часа). Спуск обратно до лагеря "Алибек" по “Нижней” тропе (через Алибекскую хижину) занимает 1 час 50 мин. Тропа ведёт по правому борту ущ. р. Алибечка, за каменным завалом входя в зону леса. В курумнике следует придерживаться туров, маркирующих тропу, т.к. на этом участке она плохо видна. До Хижины - около 1 часа движения. От неё - по уже знакомой тропе с Турьего озера - ещё 50 мин. спуска до лагеря (см. описание 1-го дня).

Пройдено: 8 (16) км
Набор высоты : 1100 м
Ходовое время: 6 ч. 20 мин.

3 день 15.07.2002
Радиальный выход на учебные скалы лагеря "Алибек".

Скальные занятия.

Подъем по крутой тропе к учебным скалам на склонах Семёнов-Баши занимает 50 мин. Консультацию по месту нахождения скал можно получить в лагере “Алибек”. Скальные занятия 4 часа. Спуск обратно: 30 мин.

Во второй половине дня - радиальный выход к водопаду "Алибек". До водопада - чуть более часа хода (поворот на тропу к водопаду - в конце полян "Узун-Тала", см. описание 1-го дня). Обратно - 40 мин.

Пройдено: 6 (12) км
Набор высоты:900 м
Ходовое время: 4 ч. 10 мин.

4 день 16.07.2002
альплагерь "Алибек" – устье реки Хаджибей

Выход в 11.00. Спуск до поселка Домбай по дороге – 1 час. Далее - вниз по асфальтовой дороге (на Теберду) - до моста через реку Гоначхир – 1,5 часа. Еще через 1 час 20 мин. поворачиваем с Тебердинского шоссе и подходим к висячему мосту через р. Теберда. Ночуем на правом берегу реки Теберда. Высота 1400 м.

Пройдено: 19 км
Набор высоты:0
Ходовое время: 4 ч 30 мин.

5 день 17.07.2002
р. Теберда – верховья р. Бадук.

Выход в 8.20. Переходим на левый берег р. Теберда по висячему мосту. Проходим кордон лесника (с оплатой 50 руб. за человека за пребывание в заповеднике 1 день). По тропе начинаем подъем по левому борту ущелья реки Хаджибей. За 1 час значительного подъема по хвойному лесу подходим к мосту через речку Хаджибей. Чуть выше моста развилка рек. Направо – ущелье Хаджибея, налево – ущелье реки Бадук. По шаткому мостику переправляемся на правый берег стремительного потока, и начинаем крутой подъем по правому борту ущелья р. Бадук (тропа). За 1 час подъема по хвойному, затем по лиственному лесу выходим к Первому Бадукскому озеру. Огибаем его слева. Затем по каменному завалу переходим направо, (следует искать тропу). На этом участке тропа идет по зарослям прибитого лавинами криволесья и каменным завалам, выводя через некоторое время на северный берег Второго Бадукского озера. Затем, перевалив через небольшой отрог, поросший хвойным лесом, спускаемся на северо-восточный берег Третьего (Большого) Бадукского озера (40 мин хода от Первого озера). Здесь, в небольшом острове хвойного леса - удобные площадки для стоянки с красивым видом на верховья Бадукской долины.

Обедаем. Время 11ч 25мин.

В 12.50 продолжаем движение. Через 55 мин движения по плохо заметной тропе, сначала вдоль озера, затем через заросли 2х-метрового борщевика выходим на вторую ступень троговой долины. Внизу хорошо видно большое Бадукское озеро.

За 1 час 10 мин проходим большую заболоченную террасу и подходим к следующему взлету ущелья. Тропа едва видна, постепенно совсем теряется. Подъем на этот уступ занимает 30-40 мин. Слева по ходу - небольшое заболоченное озеро. Отсюда, впереди-слева, хорошо видна большая серая морена на правом борту долины. Морена спускается из-под перевального цирка перевала Бадук-Хутый. Также (левее и выше) видим горб старой конечной морены ледника Бадук. Прямо по ходу долины виден большой скально-травянистый уступ, подпирающий последнюю 5ю террасу с замерзшим озером среди скал и огромных валунов. С уступа падает ручей. Это путь на перевал Бадукский, выводящий в долину реки Марка. Траверсируя левый борт долины, за 45 мин вышли к развилке ручьев, не дойдя до вышеупомянутого уступа примерно 1 км. "Наша" серая морена –осыпь теперь прямо напротив нас. Встаем на ночевку в 17.00. Место ночёвки – на террасе на левом борту долины, т.к. дно долины в этом месте заболочено и поросло карликовой ивой. Высота 2500 м.

Погода облачная.
Пройдено: 14 км
Набор высоты: 1100 м
Ходовое время: 7 часов

6 день 18.06.2002
Развилка р. Бадук – пер. Бадук-Хутый (1А, 3100).

Выход в 7.15. Сначала пересекаем многочисленные рукава потока, выбираясь на его правый берег. Утомительный подъем по серой морене крутизной 30° -35° на край небольшого снежно-осыпного плато занял 1 час 30 мин. Камнеопасно, нужны каски. Далее начинается большой наклонный моренный цирк, перекрытый снежниками (в июле), двигаясь по правому борту которого, подходим под перевальный взлет. Движение продолжалось 1 час 10 мин. Справа, под взлетом, в снегах остается красивое замерзшее озеро голубого цвета. Ещё одно – справа, выше, в небольшом цирке-террасе, не видно. Перевальный взлет снежный (во второй половине лета осыпной) крутизна от 20° - до 35° в верхней части. Его мы преодолеваем за 45 мин (выбивание ступеней, самостраховка).

В 11.40 мы - на перевале Бадук-Хутый (1А, 3000 м.) Перевальная седловина снежно-осыпная, больших размеров. Тур с северной стороны седловины на большом камне. Чуть ниже расположены осыпные площадки, которые мы расширяем для ночевки (4 штуки). Прямо под седловиной - замерзшее озеро у окончания сильно засыпанного камнями ледника Северный Хутый. Ещё одно, довольно больших размеров - в 1 км южнее (ниже по ущелью Хутый), в моренах. Ледник почти весь закрыт снегом. Напротив ночёвок – рыжая осыпная седловина перевала Красная шапочка (1А*). Перевал расположен с юга (слева) от большого "жандарма". В 500 м. южнее - серая осыпь перевала Серый волк (1Б*), еще в 1000 м. южнее - самая низкая седловина в Тебердинском хребте: перевал Верхний Хутый (1Б*-2А). На севере видна массивная башня вершины Большая Марка. Справа от нее скально-снежная седловина перевала Уллу-Марка (2А). /см. схему/

Пройдено: 5 км
Набор высоты: 600 м
Ходовое время: 3 ч 25 мин

7 день 19.06.2002
пер. Бадук-Хутый – лед. С. Хутый –
пер. Красная шапочка (1Б, 3250) – дол. р. Кичи-Теберда

Перевал Красная шапочка расположен в Тебердинском хребте, в 1,5 км южнее вершины Большая Марка. Он находится почти напротив перевала Бадук-Хутый. К нему ведет снежный, а в верхней части рыжий осыпной склон с выходами сильно разрушенных скал. Справа (с севера) от перевала - рыжий "жандарм".

Выход с ночевок в 9.00. За 45 минут спускаемся с ночевок на закрытый ледник Северный Хутый, пересекаем его (трещин нет) и поднимаемся по снегу до начала крутого участка. Здесь надеваем каски и грудные обвязки. Часть группы, имеющая кошки, по очереди бьет ступени. Фирновый склон очень жесткий, последние 40 м крутизной до 50° . За 1 час 15 минут поднялись к скально-осыпному склону. В рантклюфте, под прикрытием скал, собирается вся группа. Лидер с нижней страховкой (через сдвоенные ледорубы) поднимается на перевал, провешивая перила, с траверсом влево наискось, чтобы ниже стоящие не попали под камнепад. Скально-конгломератный склон сильно разрушен, крутизной 40° -50° , чрезвычайно камнеопасный. Необходимы каски. Движение по перилам - строго по одному. Подъем по перилам группы из 20-ти человек занял 2 ч 45 мин. Из-под участников сильно сыпало. Перевальный гребень узкий, скально-осыпной, воды нет.

В 14.25 начинаем спуск в долину р. Кичи-Теберда. Вначале - по осыпному склону рыжего цвета, затем - влево, в моренном кармане. За 1 час спускаемся к основанию большой серой морены, которая перегораживает все ущелье. Здесь большое красивое озеро. Из озера и начинается р. Кичи-Теберда. У озера – обед (1 час).

Через 40 мин движения по правому берегу реки подходим к началу крутого спуска. На всем протяжении от озера до этого места ночевать можно почти везде на травянистых площадках (в июле ещё возможен снег). Сюда же приводит и спуск с перевала Хутый (1А). Спуск до большой плоской заболоченной террасы занимает 45 мин. Здесь долина круто поворачивает вправо на 90° на СЗ. Слева по ходу остаются перевалы Хутый, 73-х и Кичи-Теберда Восточный /см. схему/. В конце заболоченной террасы - каменный кош, появляется тропа. Слева по ходу остаются перевалы Кичи-Теберда Центральный и Западный. Через 1 час движения по тропе подходим к переправе через правый приток и к мостику через Кичи-Теберду, на левом берегу которой находится действующий кош. На ночевку встаем на правом берегу, у слияния рек, не доходя до моста 500 м.

Время прибытия на ночевку 19.30.

СЛОЖНОСТЬ ПЕРЕВАЛА КРАСНАЯ ШАПОЧКА ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ, ЧЕМ ГОВОРЯТ ОПИСАНИЯ, ОКОЛО 1Б (в конце лета, при появлении льда на восточном склоне – до 2А)

Пройдено: 16 км
Набор высоты: 300 м
Ходовое время: 8 ч 10 мин.

8 день 20.06.2002 подход к пер. Алибек

10:00. По мосту переходим на левый берег реки Кичи-Теберда. Идем 1 км. по заболоченному берегу, затем начинается дорога и спуск. На границе леса – второй мост, переход на правый берег. Здесь дорога местами завалена деревьями – след лавины. За 30 мин. по серпантинам дороги в сосновом лесу спускаемся к развилке дорог: вниз – вправо уходит дорога к бывшему поселку Рудничный и к погранзаставе, влево – мост через Кичи -Теберду вблизи водопада (дорога ведёт к бывшим шахтам).

От моста и начинается подъем к перевалу Алибек. Серпантины дороги за 1 час подъема приводят к обзорной площадке у границы леса над долиной Аксаута. Отсюда хорошо виден Аксаутский ледник и верховья долины. Площадка расположена в конце длинного (около 600м) серпантина дороги на юг. Начало тропы, выводящей в ущелье реки к перевалам Алибек и Сулахат, следует искать у старой, поврежденной молнией сосны. Далее она хорошо выражена. С тропы хорошая панорама – вид на верховья Аксаута, вершины Кара-Кая, Марух-Баши и Марух-Кая, Джаловчатский ледник и его мощный узел оледенения. Траверсом с небольшим подъемом по границе леса за 1 час 15 минут тропа выводит на большую травянистую террасу у чистой реки – так называемую "Зеленую гостиницу" (возможное место ночлега). Обедаем.

Отсюда начинается путь к Джаловчатскому леднику и перевалам в его бассейне:
Нижний Аксаут и Сев. Аксаут – в верховья р. Аксаут и на Аксаутский ледник,
Малый Аксаут, Хамурза и Туманный – через ГКХ в Абхазию
Маршала Жукова, Джаловчат – в долину р.Алибек
Южный Сулахат – на Южно-Сулахатский ледник в это же ущелье к “Зелёной Гостинице”.
Начало пути ко всем этим перевалам одинаковое – это спуск к языку Джаловчатского ледника, где также расположены песчано-галечные площадки ночёвок (30 мин.).

Далее тропа ведет по правому берегу речки, минуя большую заболоченную террасу, и через 1 час мы выходим к новому взлету долины. Справа с бараньих лбов срываются потоки с Сулахатского ледника. Прямо – путь на перевал Сулахат. Слева – красивый 20-м. водопад. За ним начинается серпантин тропы, поднимаясь по которой за 1,5 часа выходим к небольшому озеру (у подножия черной мелко-осыпной морены) у начала перевального взлета. Последняя часть подъема к озеру - пологий траверс травянистых склонов Кичи-Теберды по направлению к видимой седловине перевала Алибек, по пологим травянистым склонам. Правее - виден путь на пер. Сулахат.У озера и ниже него вдоль ручья – площадки, хорошее место ночлега. Высота около 2900м. Ночуем здесь.

Погода облачная
Пройдено: 13 км
Набор высоты: 900 м
Ходовое время: 8 час.

9 день 21.07.2002.
пер. Алибек (1А, 3165) – р. Сулахат (Сулахатские ночёвки).

9:30. От ночлега поднимаемся по чёрному мелкоосыпному склону на гребень старой морены почти исчезнувшего ледника (тропа). Далее – по морене, в конце которой траверсируем вправо снежный склон и выходим на седловину перевала (1 час от ночёвок). Она узкая, скальная, тур – справа на скалах. Много табличек. Хороший вид на дол. р. Алибек, ГКХ, в.Белалакая.

Спуск - вначале в рантклюфте вдоль скал справа, затем по снежному склону (самостраховка!), крутизной в верхней части до 35о , затем по мелкой осыпи на дно небольшого цирка, на ригеле которого – площадки ночёвок (30 мин.). Выход к ручью, в долину р. Сулахат -слева, в обход скальных сбросов, по тропе (20 мин.). Справа п/х - красивый водопад. Далее - по хорошей тропе, местами перекрытой снежниками, за 40 мин. спускаемся к развилке троп на большую террасу. Это - Сулахатские ночевки, от перевала – 1,5 часа..

Сюда спускается тропа из-под перевалов Сулахат и Окно. И отсюда же - развилка троп в долину Алибека: налево траверсом – “Верхняя тропа”, прямо вдоль речки по правому берегу – “Нижняя тропа” через Алибекскую Хижину. Ночуем на Сулахатских ночёвках.

Погода пасмурная, иногда дождь
Пройдено: 6 км
Набор высоты: 300 м
Ходовое время: 3 часа

10 день
22.07.2002. пер. Окно (1А, 2950)

От Сулахатских ночевок двигаемся вверх в западном направлении, по неявно выраженной тропе. Ориентир – массив в. Сулахат. Вскоре начинается крутой подъем. Пояс скал и бараньих лбов обходится справа (тропа, камнеопасно, необходимы каски). Через 1,5 часа трудного подъема, местами по ручью, выходим на верх массива бараньих лбов, от которых начинается снежник (маленький ледничок?). Возможное место ночлега. Хорошо виден весь массив г. Сулахат и слева от него – низкая седловина перевала Окно. Выход на перевал - траверсом снежного, местами конгломератного склона, крутизной около 35о (самостраховка). В конце лета – крутая живая осыпь. Тур – справа (2,5 часа от Сулахатских ночевок). Вид с перевала на юг ограничен – впереди только вершины Джаловчат и Эрцог, верховья Двуязычного и Алибекского ледников.

Спуск с перевала - по снежно-осыпному склону 30о (самостраховка) на дно маленького цирка (30 мин). Затем – вправо, по гребню левой морены, спуск к видимому озеру, в направлении пика Квадратный (20 мин). На восточном берегу озера много хороших оборудованных площадок. Ночевка.

Пройдено: 5 км
Набор высоты: 550 м
Ходовое время: 4,5 часа.

11 день 23.07.2002.
пер. Квадратный (1Б, 3100) – пер. Джалаучат (1Б, 3050) – озеро Турье.

От ночевки у озера Квадратное – в обход озера слева, выходим на маленький ледник Квадратный, он весь покрыт фирном. Перевал – справа от пика Квадратный, заметное понижение в гребне. К нему ведет снежный склон 20-25о . Последний участок – 30о осыпь. Весь подъем занял 1 час 15 мин. Тур – посередине узкой осыпной седловины. На западе встает стена Аксаута внизу – ледник Сунахет.

Спуск к нему - вначале траверсом вправо 50-70 м., обходя скальные сбросы, затем - прямо вниз по мелкоосыпному и конгломератному склону 35-40о. Перед выходом на закрытый ледник Сунахет необходимо связаться и надеть кошки. Спуск до ледника 20-30 мин. Рантклюфт завален снегом.

На леднике поворачиваем влево и идем в обход пика Квадратный, к перегибу снежного склона, где у окончания юго-западного контрфорса расположен перевал Джалаучат (30-40 мин.). Западная часть седловины представляет собой переметный ледник. На скальной седловине перевала есть 1 площадка для палатки. Вторая – выше, в скалах пика Квадратный. Тур - в скалах пика Квадратный. Вид с перевала ограничен сераками ледника Двуязычный.

Начало спуска – вдоль скал пика Квадратный, по наклонной полочке, до удобного перехода по снежному мосту через рандклюфт на ледник Двуязычный (страховка!). Ледник закрытый (в августе может быть открытым) с множеством поперечных трещин. Движение – только в связках! Общее направление движения – вначале вдоль левого борта, до осыпи, спускающейся из-под ночевок у озера Квадратное (30 мин.), затем постепенно уходя правее, со спуском на правый край большой котловины с замерзшим озером. При спуске в котловину крутизна снежного или ледового склона – до 25°. Если выступает лёд, может потребоваться страховка! Опасаться ледовых обвалов с вышележащего ледопада справа! Далее – в направлении бараньих лбов, ограничивающих левый язык Двуязычного ледника справа. На прохождение ледника 50 мин – 2 часа, в зависимости от его состояния.

Убираем страховочное снаряжение и кошки. Перекус у ручья. Отсюда начинается тропа, маркированная турами: она ведет вначале по бараньим лбам вдоль ручья, а затем по гребню морены спускается в зону криволесья на северный берег Турьего озера (1 час). Местами на тропе участки мокрых скал. Ниже и левее озера, на правом берегу потока из-под Двуязычного ледника – много площадок ночёвок.

Пройдено: 9 км
Набор высоты: 400 м.
Ходовое время: 7 часов.

12 день
24.07.2002 спуск в долину р. Алибек.

Спуск в долину реки Алибек проходит по хорошей тропе. Её начало – от металлического мостика – переправы через мутный поток с Двуязычного ледника на левый берег. После моста через 10 мин. хода минуем Алибекскую Хижину. Описание этого участка см. день 1-2. До АУСБ “Алибек” - около 1,5 ч.

От а/л Алибек до Домбая – 1,5 часа по грунтовой дороге.