Автор: Нечаев Александр, клуб "ДРУЗА", г. Новосибирск

Отчет о горном походе Северо-Чуйский хребет, август 2004, 3 кат. сложности, г. Новосибирск

Руководитель похода, автор отчета Нечаев Александр, клуб "ДРУЗА", Новосибирск.

Авторы фотографий: А. Нечаев (неподписанных) и А.Виницкий (подписанных).

Нитка пройденного маршрута:
р.Чуя(за с. Акташ)-р.Маашей-оз.Маашей-радилка разведка пер.Тамма-пер.В.Шавлинский,2А,3300-оз.В.Шавлинское-пер.Орбита,1Б,3220-пер.Москвич1Б,3200- р. Юнгур-р.Л.Юнгур-пер.Краснообск,2А,3200-р.Камрю-радиалка оз.Камрю-Карагемская Поляна-радиалка цирк пер. Олимп, 2А,3700-пер.Карагем, 2800,н\к-р.Джело-пер.Купол,1Б,3500-Альплагрь "Актру".

Всего пешком: 155 км

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Вступление

Вот и прошел год и пришла пора собираться с поход. Горы, манящие и зовущие к себе, станут реальностью. Рюкзак привычно ляжет на плечи и вперед по намеченному маршруту! Но как там после 9-балльного землетрясения, произошедшего 28 сентября 2003 года? Толчки по 3-4 балла продолжаются с эпицентром в тех же координатах: http://neic.usgs.gov/neis/usnsn/usnsn_home.htm Но, по сведениям от команд Новосибирского клуба Туристов уже побывавших в том районе, особых изменений нет.

Команда набралась в составе 3 человека- это Виталик, Новосибирск, и Алексей из Калининграда. Виталик любитель бегать на длинные дистанции за 20 км, но в горы идет первый раз и это его мечта. Зимой и летом прошел тренировки на ледовом и скальном рельефе. Алексей из Калининграда- опытный турист, более 10 походов, имеющий достаточную квалификацию, но на ледовом рельефе впервые. Особенностью Алексея являлась индивидуальная раскладка по питанию в пределах 300-400 грамм в день, что, очевидно, компенсировалось духовной пищей в виде видеокамеры и двух фотоаппаратов.

Намеченный маршрут достаточно сложный. В него включены перевалы района Северо- и Южно-Чуйского хребта (СЧХ, ЮЧХ) 1Б или 2А и имеет несколько запасных ветвей на случай непредвиденных осложнений. К сожалению, нитку ЮЧХ пройти не удалось. Выезд из Новосибирска установлен 30 июля на поезде Новосибирк-Бийск и далее до точки старта на газели фирмы ООО "БийскАлтайТур".

1. р.Чуя (за с. Акташ)-р.Маашей-оз.Маашей

Карта участка Маашей-Шавла
Выехали из Новосибирска 29 июля, как и было намечено. Алексей из Калининграда благополучно добрался в Новосибирск за несколько часов до отправления поезда Новосибирск-Бийск. Отдав Алексею его часть общего веса, мы заняли свои места и утром прибыли в Бийск. В Бийске нас ожидали представители фирмы перевозчика, но в связи с тем что нас было трое, пришлось ждать пока Иван (глава фирмы "БийскАлтайТур) не уговорит еще четверых туристов на микроавтобус. Кстати, конечный пункт у них совпадал с нашим, но маршрут был другой.И вот спустя полчаса укомплектованная газель выехала на Чуйский тракт и километры замелькали перед глазами. К 18 часам мы были на месте, на реке Чуя за с .Акташ. Место мне знакомое, поскольку прошлогодний маршрут начинался в этом же месте и тропа до оз. Маашей не представляла трудности. Одев рюкзаки и пройдя знакомый прижим решаем стать на стоянку, поскольку заморосил дождь и идти до моста через р. Чуя не имело смысла.

Фото 1. Первый привал
Спускаемся к р. Чуя и в мокрой траве ставим палатку.( фото1). На следующий день быстро доходим до моста через р.Чую. От моста далее шла дорога для машин типа ГАЗ-66, но теперь она завалена крупной осыпью, очевидно, последствия землетрясения, и проезда для машин нет. На обед останавливаемся в месте впадения р.Каракабак в р.Маашей (фото 2). Далее открывается вид на г.Карагем (фото 3). Замечаю,что для Виталика темп движения весьма быстр, он отстает каждый час на 10-15 минут и его приходиться ждать на привалах. Но надеюсь, что марафонские тренировки окажут благотворное влияние на Виталика и он войдет в ритм движения. В 17 часов подошли к оз.Маашей. Отличные места для стоянок недоходя до озера минут 30. Устанавливаем палатку и делаем фото на фоне г.Карагем (фото4). Общее время в пути 9 ч. Пройденный путь 16 км.

Фото 2. Группа в первый день похода, справа налево: Алексей, Виталик, Александр.

Фото 3. Долина р.Маашей.
В просвете- г.Карагем.

Фото 4. Группа на фоне г.Карагем, оз. Н.Маашей.

Фото 5. Оз.Маашей. Виталик

Фото 6.Оз. Маашей. Александр.

Фото 7. Стоянка на оз. Маашей

На следующий день 1 августа наша цель дойти до ледника Маашей. Растояние около 6 км. Утром солнца нет, но все-таки делаем традиционные снимки на фоне оз.Н.Маашей (фото 5, фото 6). В 16 часов на оз.В Маашей. Узнаю место прошлогодней стоянки, там и становимся на стоянку (фото 7). Времени много, однако идти вперед нельзя, поскольку необходимо выйти на разведку пер. Тамма, 2Б и решить включать ли его на обратном пути в маршрут. Ближе к вечеру в лучах заходящего солнца над г.Карагем удивительная радуга. Ее вид восхитителен! (фото 8).

Фото 8. Радуга над г. Карагем.

Фото 9. Ледник Маашей.

Фото 10. Подъем на лдн. Маашей, Виталик.

Фото 11. Долина р. Маашей
с лдн. Маашей

Фото 12. Лдн. Маашей.

Фото 13. Камнепад с лдн.Маашей

2. Радиалка: разведка пер. Тамма, 2Б.

Утром 2 августа оставляем палатку, пряча рюкзаки в завалах морены, и отправляемся на ледник. Настроение отличное, идем налегке, взяв с собой необходимое снаряжение и перекус. Подходим к леднику Б.Маашей (фото 9, 2003г), пробрасываем одну веревку справа по ходу и поднимаемся на пологую часть ледника ( фото 10, 12). Вид в долину р.Маашей на фото 11. Двигаемся по леднику. Ледник открытый и чистый, очевидно снега давно не было.

Успеваю сфотографировать камнепад на склоне правого хребта (фото 13). За ходки две доходим до поворота налево по ходу и перед нами открывается вид на пер. Тамма и пер.Маашей (фото 14). Спускаемся с ледника на морены и выходим на ее высшую точку. Оттуда видно, что подход к пер. Тамма двухуровневый. Алексей остается на морене, а я и Виталик продолжаем движение. Наша цель- максимально близко подойти к перевальному взлету и оценить ледопад на взлете. Через два часа мы на втором уровне. Подъем на второй уровень представляет из себя 35- градусный ледник с частыми поперечными трещинами, которые можно распутать. И вот мы практически в 300-400 метров от перевального взлета (фото 15, 17). В сравнении приведено фото 2003 года (фото 16). Заметны изменения в характере ледопада. Сделав необходимые снимки, мы с Виталиком по своим следам спустились с ледника на морену и затем дошли до места, где нас ждал Алексей. Погода изменилась, пошел дождь, который сопровождал нас по всему леднику и закончился только , когда мы спустились с ледника. Время в пути 10 час. Путь 16 км.

Фото 14. Вид на пер Тамма и пер.
Маашей с ледника Маашей.

Фото 15.Панорама цирка пер.
Тамма,2Б, 3200 и Маашей,
2Б, 3250

Фото 16. Перевал Тамма в
2003 году.

Фото 17. Перевал Тамма

Фото 18. Пер. В.Шавлинский.
Евстафьев-1998

Фото 19. Пер. В.Шавлинский с лдн. Л.Маашей.Снимок Алексея

3. Оз. В.Маашей-пер.В.Шавлинский,2А,3415-оз. В.Шавлинское

Фото 20. Пер. В.Шавлин-
ский с лдн. Л.Маашей.
СнимокАлексея
3 августа. Задача на сегодня: подойти под перевал и наметить путь подъема.Точное расположение перевала никто из нас не знает и надо еще идентифицировать перевал по его снимкам (см. фото 18, http://www.mountain.ru/world_mounts/altai/2000/evstafiev98). Дорога знакома по предыдущему походу на перевал Н.Шавлинский, на подход к котрому было затрачено около 5 часов, поэтому особо не торопимся и подходим под перевал к 17 часам. На морене удобные стоянки, располагаемся, и, я и Виталик, идем непосредственно под перевал для разведки пути подъема.

Стоим около часа рассматриваем взлет перевала и вдруг справа от кулуара подъема камнепад. Это добавило напряженности, но понаблюдав еще, решили что это камнепад большой периодичности. Изображение цирка перевала В.Шавлинский представлено на фото 19, 20. Перевал представляет из себя три яруса подъема. Они отделены поясами из камня разного цвета. Привлекателен путь подъема по леднику справа, особенно учитывая камнеопасность центрального кулуара, но непонятен спуск на седловину да и там никто не ходил (фото 22). Принимаем решение лезть по центру с выходом на ледник, закрытый снегом (фото 21, 23). На следующий день подходим под перевал и начинаем подъем по моренному конусу в центральной части.

Фото 21. Пер. В.Шавлинский,
ледник. Снимок Алексея

Фото 22. Пер. В.Шавлинский с лдн. Л.Маашей. Путь подъема.

Фото 23. Пер. В.Шавлинский
Путь подъема.

Фото 24. Пер. В.Шавлинский с лдн. Л.Маашей. Выход на седло Алексея.

Отдыхаем. Дальше- подъем по достаточно крутому леднику с установкой перил. И здесь произошел довольно неприятный случай. Алексей ушел наверх закреплять первые перила. При этом сказал, что нижняя станция готова. И вот перила закреплены на верхний ледобур, следующий иду я. Закрепляю жумар и нагружая веревку, хочу пройти ее избиг, до выхода на прямой подъем. Но что это? Конец веревки вместе с петлей станции слетает с камня и я лечу вниз в соответствии с законами физики (маятник) по снегу. Жумар выдерживает нагрузку, но все- таки нога ударилась о выступающий из снега камень в нижней части. Я не учел, что Алексей впервые на льду и не проверил надежность станции. Проще было не закреплять конец веревки в петлю станции, при этом веревка не образовывала "маятника". Достигаю ледобура Алексея, и лезу выше ставить вторые перила, но без рюкзака. Делаю станцию на 2-х ледобурах, спукаюсь и транспортирую рюкзак на станцию. Затем на мою станцию идет Алексей. Теперь очередь Виталика снять нижние перила и уйти наверх ставить 3 веревку. И.т.д. Перед поворотом ледника направо и выходом наверх отдыхаем на скальном участке.Затем Алексей уходит за поворот с целью закрепить веревку. Его долго нет. Мы ожидаем информации о дальнейшем пути. Наконец Алексей возвращается с хорошим известием, что дальше некрутой участок льда с выходом на седло перевала. Перила готовы и я ухожу за поворот.

Конец веревки надежно закреплен за выступающую скалу на уровне головы. Выхожу наверх, и действительно, далее можно пройти до гребня по снегу и далее до седловины по границе снега и скал. Снег (лед) справа уходит с обрывом вниз. Поэтому для страховки решаю провесить до седловины веревку с промежуточным ледобуром в точке поворота. Выхожу на перевал и делаю петлю уже за скалу на перевале. Веревки хватило в обрез. Спускаюсь назад. Виталик с Алексеем еще не вышли из-за поворота. Одеваю рюкзак и вот я на перевале. Затем выходит Виталик (фото 25) и за ним Алексей (фото 24). Все. Мы на перевале, время 17-00. Быстро находим место для горелки и ставим воду для кипячения. Перекус. В перевальном туре записка т\к "ЮВЕНТА", г.Новосибирск, 2003 год. В 2004 году после землетрясения наша группа прошла перевал первыми. Алексей пишет перевальную записку. Пока вода греется, ухожу на соседнюю левую, по подъему, седловину. Прямо к ней примыкает ледник уходящий в долину. Отличный путь для спуска. Сообщаю это Виталику и Алексею. Хорошо бы сделать стоянку на озере в долине (фото 27), но это далеко и до заката не успеть. На фото 28 и фото 29 показан ледник, уходящий прямо с перевала. Перекусив начинаем спуск по леднику в кошках. Погода портится, даже идет снег с дождем. Общее время подъема 8ч.

Фото 25. Пер. В.Шавлинский.
Выход на седло Виталика.

Фото 26. Пер. В.Шавлинский.

Фото 27. Вид на озеро на висячей долине в сторону Шавлы с пер. В.Шавлинский.

Фото 28. Вид на перевал с озера на висячей долине в сторону Шавлы.

Фото 29. Вид на ледник спуска с пер. В.Шавлинский в сторону Шавлы. Фото Алексея.

Фото 30. Стоянка в долине при спуске с пер. В.Шавлинский в сторону Шавлы.

Фото 31. Вид на В.Шавлинское озеро.

Спуск по леднику занял немного времени, потом пошла морена, достаточно круто уходящая в долину. В 19 часов спустились к начала висячей долины и там устроили стоянку на плоском месте (фото 30). Обсудили план на следующий день. До озера В. Шавлинского около 6 км. Решили устроить на озере полудневку. Утром 5 августа я и Виталик пошли на озеро и были на озере в 13 часов. Алексей решил выйти попозже. При спуске к озеру открывается отличная панорама (фото 31). В 15 часов пришел Алексей. Погода неустойчивая, облака быстро закрывают небо и моросит дождь, затем выглядывает солнце. План на завтра- прохождение связки перевалов Орбита -Москвич.
Общее время подъема 8ч.Спуск-2 ч

Фото 32. Вид на морену подъема на пер. Орбита

Фото 33. Вид на пер.Зелинского,2Б.

Фото 34. Озеро с левой по ходу морены.

Фото 35 Цирк пер. Орбита.

Фото 36. Пер. Орбита,1Б, 3000

Фото 37. Седловина пер. Орбита.

4. Оз. В.Шавлинское- пер.Орбита,1Б,3000- пер.Москвич,1Б,3075- морены пер.Москвич

6 августа. Местоположение перевала Орбита знаем только по снимкам. Поэтому утром переходим речку Шавла и поднимаемся на вышестоящую морену. На плоской части морены много палаток. Люди спускаются вниз. Оказывается это группа из Новосибирска (Академгородок, Давыдов Дмитрий,dvd54@ngs.ru). Он нам и пояснил,что дорога на перевал это есть так называемая Великая Китайская Стена. Действительно, подъем по хвосту морены с обоих сторон имеющая крутые склоны напоминал Китайскую стену (фото 32). Через пару ходок на горизонте показалась впереди идущая группа из 4 человек. Это группа из г. Кемерово с руководителем Безносовым Володей, известным горовосходителем. Они сидели перед ледником с пер. Зелинского (фото 33) и обсуждали вариант его прохождения. Их целью было оз. Камрю в долине пер. Туманных. Основным вариантом у нас также был пер. В. Туманный с выходом на оз Камрю. Обсудив вариант совместного прохождения пер. Орбита-Москвич- В.Туманный- оз Камрю, мы приняли решение совместного прохождения. Через несколько ходок подошли к перевальному взлету пер.Орбита (фото 35). И более крупным планом непосредственно перевальный взлет (фото 36) и седловина перевала (фото 37).

Фото 38. Погибшим в лавине на пер. Орбита.

Фото 39. Подъем на пер. Орбита
Кемеровчан. Последний - Володя.

Фото 40. Пер. Орбита с ледника Гляциологов.

Фото 41. Пер.Москвич с пер.
Орбита (первая седловина
слева на фото)

Фото 42. Пер. Орбита с пер. Москвич

Фото 43. Долина р. Юнгур

Подъем на перевал- это подъем по мелкой осыпи. При большом весе рюкзака- это шаг вперед, два шага назад. Приходится траверсировать склон. И вот мы на перевале, за нами поднимаются кемеровчане (фото 39). Осматриваем седловину и обнаруживаем мемориальную доску в память погибшим в лавине( фото 38). Минута молчания.

Спуск с перевала Орбита на ледник Гляциологов- три веревки с выходом на скалы (слева на фото 40). Рюкзак Жени, из команды Кемерово, стал жертвой удара камня, слетевшего с левого хребта. В это время сам Женя пошел снимать веревки. Удар был такой силы, что согнул в колесо дюралевую лыжную палку, прикрепленную к рюкзаку. Остальное осталось цело. Спустившись на ледник с пер.Орбита, распутывая трещины, подходим к перевалу Москвич (фото 41), к границе снежного покрова. Дальнейшее движение продолжаем очень осторожно, прощупывая трещины под снегом альпенштоком. Первым пошел Володя, за ним мы в две связки след в след. Ледник подходит практически под перевал, преодолеваем метров 10 скал и вот мы на перевале Москвич. Погода в это время резко ухудшается, туман, видимость плохая. Спускаемся по среднему курумнику на плоскую часть морены и в ближайшем плоском месте ставим палатки. Идет мелкий дождь.

Время около 19 часов. Утром погода стала еще хуже. Кемеровчане принимают решение не идти на пер. В.Туманный из-за возможной задержки (отсидки) из- за погоды. У них время в обрез. Посовещавшись, мы также отказываемся идти на пер. В.Туманный, а идти по запасному варианту через пер. Разведочный, 1Б,3200. В перерывах между дождем собираемся, прощаемся с кемеровчанами и уходим по р. Юнгур вниз (фото 43). Общее время прохождения с озера 10 ч. Спуск с пер.Москвич-1ч. Путь-6 км.

Карта участка
р.-р. Юнгур-Каинды-
Одры
5. Морены пер.Москвич- р.Юнгур-Л.приток р. Юнгур-пер.Краснообск,2А,3200 (первопроход)-р. КаиндыОдры

Итак, 7 августа спускаемся вниз по р. Юнгур. Погода мрачная, температура падает.

Несмотря на это, река Юнгур радует каскадом водопадов и их энергия передается нам (фото 44, 45, 46).

Часам к 17 подходим к месту впадения левого притока р.Юнгур. Оставляем рюкзаки и идем вперед в поисках хорошего места для стоянки. Такое место находиться чуть выше места слияния по притоку. Дров много, вода рядом (фото 47).

Утром обнаруживаем, что ночью выпал снег, одевший склоны в белые одежды.

Собираемся и уходим по притоку вверх в цирк перевалов Лена,2А, Разведочный,1Б, Ледовый,2Б.

В километре 2-х от места стоянки снова водопад (фото 48). Контраст белых склонов с зеленой основой радует глаз (фото 49).

Фото 44. Первый водопад на
р.Юнгур

Фото 45. Второй водопад на

Фото 46. Третий водопад на р.Юнгур

Фото 47. Долина Л.притока
р.Юнгур, ведущая к пер.
Краснообск.

Фото 48. Водопад на Л.притоке р.Юнгур.

Фото 49. Долина Л.притока р.Юнгур после ночного снегопада.

Фото 50. Цирк перевалов Лена, Разведочный. Озеро на р. Л.Юнгур.

Фото 51. Цирк перевалов Лена, Разведочный. Озеро и долина р. Л.Юнгур с морены.

Фото 52. Цирк перевалов
Краснообск, Разведочный, Лена.

Наконец доходим до озера у истока притока Л.Юнгур (фото 50). Оринтируем карту и разбираемся, куда идти. В связи с тем, что это был запасной вариант основного маршрута, я взял некоторые снимки пер. Разведочного, но они мало подходили под видимый ландшафт. Передо нами стояла дилемма- идти прямо на крутой кулуар (слева на фото 50) или идти справа, где более полого и подниматься по руслу ручья. Учитывая, что впереди еще подъем по перевальному взлету, предлагаю идти по более легкому пути справа. Все согласны. При подходе к склону подъем кажется простым, тем более вроде сыпуха устойчива. Так оно и оказалось. Подъем на эту морену занял около часа. С верхней точки морены открывается панорама долины притока и основного русла р.Юнгур (фото 51). Осматриваем цирк перевалов и решаем подойти поближе и там устроить перекус. Время 14 часов. Сравнение карты и гребня цирка показывает расположение пер. Лена как верхняя точка наклонного кулуара, засыпанного снегом. Где пер. Разведочный- неясно. Алексей предлагает лезть по кулуару "Лена". Но наличие снега означает, тем более температура ночью была отрицательна, что под снегом возможно лед. Думаю, что с нашей техникой нам его не пройти. Прямо по ходу тоже все засыпано снегом со льдом. Предлагаю в качестве основного варианта подъем на гребень по ребру левого склона (фото 52) и далее найти нужный перевал. Путь подъема по ребру гребня показан на фото 53. Гребень подъема сначала травянисто-осыпной постепенно переходит в скальный с переменной крутизной до 60 градусов. Вершину гребня траверсируем у основания. Выходим на ближайшую седловину к 18 часам. Разведать и спуститься наверняка не успеваем и ставим палатку на седловине, защищая ее от возможного сильного ветра (фото 54, фото 55). Пока было солнце -тепло. Как только солнце зашло за гребни, стало намного холодней. Виталик, хоть я ему и говорил перед походом о теплой куртке, взял тонкую, и сейчас весь дрожжал от холода и залез в спальник часов в 20-00. Я и Алексей еще долго ходили по окрестностям. Как оказалось данная седловина вела в ту же долину откуда мы пришли. Залезли на самую высокую точку гребня- там тоже совершенно не похоже на долину реки КаиндаОдры. Решаем утром траверсировать гребень к соседним кулуарам . Было очевидно, что пер. Разведочный там.

Фото 53. Ребро подъема к седловине пер. Краснообск, Разведочный

Фото 54. Стоянка на гребне 3200.

Фото 55. Место стоянки
на гребне 3200.

Фото 56. Седловина перевалов Разведочный, Лена, Краснообск.

Фото 58. Пер.Краснообск. Виталик.

Фото 57. Пер.Краснообск.
Александр.

Ночью, как всегда, поднялся сильный ветер, который пытался снести палатку с седловины, но утром оказалось, что все на месте, только снег немного занес палатку. Ночью температура в палатке была -1 градус, что зафиксировал наручный цифровой "время-температуро-высото-компас-метр" Алексея. Траверсируем склон (фото 53). По скользким и занесенным снегом плоским плиткам-камням идти было опасно. Алексей, как привыкший к ходьбе по скалам, пошел первым, я вторым и Виталик замыкающим. Благополучно добрались до первого кулуара (фото 56, фото 57, фото 58) и остановились. Далее шел еще более крутой траверс. Алексей вызвался без рюкзака сходить до следующей седловинки и ушел. Мы осмотрели первый кулуар спуска. Вертикальный двухуровневый кулуар с выходом на морену. Ждали Алексея минут 30, как он вдруг кричит нам уже снизу: да, следующий Разведочный, но к нему нам не пройти с рюкзаками, и нужно спускаться здесь на первом кулуаре. Отлично, спускаться -не подниматься, делаю петлю на огромном соседнем камне и сбрасываем веревку вниз. Ее хватило как раз до первого плато. И как только Алексей выбрался на плато, начинаем спуск. Сначала Виталик транспортирует рюкзак Алексея, затем поднимается и транспортирует свой рюкзак, последний спускаюсь я. Сдергиваем веревку и вешаем перила на нижний уровень. Все. Мы на морене в безопасности. На фото 58- кулуар спуска перевала. Так как это первопроход, называю перевал в честь научного городка Новосибирска-"Пер. Краснообск". Категория сложности 2А, скальный.Высота 3200. Общее время прохождения нитки маршрута 2,5 дн, путь 15 км.

Фото 59. Пер.Краснообск,2А,3200. Кулуар спуска в долину КаиндыОдру

Фото 60. Пер.Краснообск,2А,3200
со стороны р.КаиндыОдру

Фото 61. Вид с пер.Краснообск в долину Каинды- Одру.

Фото 63. Ледниковое озеро в
долине КаиндыОдры

Фото 62. Ледниковое озеро в долине КаиндыОдру.

Фото 64. Утром после снегопада в
долине КаиндыОдру.

Фото 65. Вид из долины р.КаиндыОдру на долину р.ОштюАйры и г.Иикту.

Фото 66. Река Карагем в месте слияния с р.КарагелуАйры
5. Р. КаиндрыОдру - р. Карагем- р. Камрю-оз.Камрю-Карагемская поляна

Спускаемся по осыпи вниз и далее по морене до начала р. КаиндыОдру. Вид на цирк пер. Разведочный и Краснообск на фото 60. Как видно спуск с пер. Разведочный не представляет трудности, поскольку осыпь и является перевальным взлетом с этой стороны. Еще будучи на перевале Краснообск делаю снимок долины реки: внизу видно ледниковое озеро (фото 61). И вот мы у этого озера (фото 62, фото 63). Очень красивое озеро. Наша цель дойти до границы леса, но сегодня очевидно это неосуществимо. Доходим до снежника, перекрывающего реку и там становимся на стоянку. Ночью опять пошел сильный снег и утром нашу палатку и вещи основательно засыпало снегом (фото 64). Но солнечно. Снег начал таять на глазах. С этого момента погода изменилась в лучшую сторону до конца похода. Обсудили варианты дальнейшего движения. По основному варианту маршрута группа должна выйти на р.Карагем, сделать заброску на Карагемскую поляну и уйти на ЮЧХ (пер.Мрачный- Тронова-Олимп-заброска). Однако, как оказалось, мы в пути уже 10 дней, Алексей брал продуктов на 16 дней. На Карагемской поляне планировалось пополнение провианта. В этой ситуации, а также учитывая, что впереди на ЮЧХ три перевала 2А, решено было отказаться от прохождения кольца ЮЧХ и выходить через пер. Карагем и Купол с радиалками по ходу на оз Камрю и пер. Олимп. Решение принято. Продолжаем спуск.

Сегодня 9 августа. Вид на долину р.ОштуАйры и одноименный ледник, в цирке которого находятся пер. Тронова и г.Иикту с начала спуска на фото 65. Спускаемся строго по руслу реки. Сброс высоты порядка 1300 метров от перевального взлета с 2900 до высоты 1600 м. При подходе к р.Карагем появилась тропа в лесу, уходящая влево. Часам к 16 были у русла р.Карагем (фото 66). Продолжили дальнейшее движение по тропе к месту слияния р.Карагем и р.Камрю. Тропа уходит то вверх, то спускается к обрывистым берегам Карагема. Впереди видно слияние двух хребтов, у основания которых находится Карагемская поляна. Часам к 19 подходим к месту слияния р.Камрю и р.Карагем (фото 67). Есть место для стоянки под могучими кедрами с шишками наверху. Проблема с отставанием Виталика так и неразрешилась. Очевидно, как мы предположили с Алексеем, бег на длинные дистанции не решает проблему выносливости в походе, когда нужно идти часов 8-10 с полной нагрузкой. И это, очевидно, приходит с опытом походов.

Фото 67. Слияние р.Камрю (слева) с р. Карагем.

Фото 68. Высокогорное озеро Камрю. Впереди -цирк перевалов Туманных

Фото 69. Высокогорное озеро
Камрю. Вид в сторону р.Карагем.
10 августа. Мы с Виталиком идем в радиалку на озеро Камрю. Алексей снова спит "без задних ног". Но я его не понимаю-красоту этого озера уже давно оценили знатоки. Но у нас поход неспортивный, поэтому он волен решать как он хочет. Утром погода ясная, солнце, в рюкзаках только перекус и фотокамеры + защитные куртки от дождя. Переходим по переправе из бревен на тот берег, и как оказалось, резко усложнили свою задачу, поскольку здесь берег очень крутой (прижимы) и приходиться карабкаться вверх вниз метров на 300 перейти же на другую сторону оказалось невозможно, так как река Камрю очень мощная река. Вот так и шли до самого озера, на что потратили часа 3-4. И вот последний прижим и мы выходим на плато. Перед нами величаво- спокойная голубая гладь озера с белеющими вдали горными хребтами (фото 68). Нам надо перейти на другой берег, чтобы возвращаться по руслу реки. Поэтому обходим озеро вокруг, благо длина озера метров 500 и преходим у его истоков питающий озеро ручей и возвращаемся на конец озера. Перекус.Только начали перекус, как видим приближающуюся группу из 7 человек. При встрече выянилось, что это группа одесситов, совершающих "тройку" и спускающихся с пер. В.Туманный, от которого мы отказались. Остается только позавидовать им. Дальнейший их путь лежит на Карагемскую поляну и далее по р.Атбажи и пер.Переметный на р.Талдура. Данную ветку я проходил в прошлом году. Расстаемся с одесситами на озере. Очень красив вид озера вниз по течению в сторону р. Карагем (фото 69). Обратный путь занял у нас намного меньше времени и часов в 15 были на стоянке. Утром собрались и вышли на тропу, ведущую на Карагемскую поляну. Идти очень приятно. Тропа хорошая и идет по лесу. Приходим к Карагемской поляне часам к 15. Переправа через р. Карагем нужно искать немного выше поворота реки, где она разливается на несколько рукавов. Находим такое место и стенкой форсируем Карагем. На этот раз на Карагемской Поляне (фото 70, 71) нет алтайцев Их домик пуст, вокруг одни туристы. Здесь уже три группы: одесситы (наши знакомые), группа из Оренбурга и т.д. Самоуправление. И в бане тоже. Занимаем очередь за оренбуржцами. Оказывается, отсутствие алтайцев следствие землетрясение- завалило дорогу, по которой ездил ГАЗ-66.

Пока мы ждали очередь в баню, приехало двое алтайцев на лошадях, увешанных оружием. Это были люди хозяина. А завтра приедет хозяин на лошадях. Мыться они нам разрешили.

Кстати, Алексей в этот день мыться не стал. А мы с Виталиком отлично попарились. На следующий день запланирована радиалка под пер.Олимп и еще одна баня после возвращения. Алексей в радиалку не идет.
Время в пути: 2 дн
Путь: 21 км

Фото 70. Карагемская поляна 2004год.

Фото 71. Карагемская поляна 2004год.

Фото 72. Вид на дорогу на пер. Карагем,н\к

Фото 73. Цирк пер. Олимп,2А,3710

5. Радиалка: Карагемская поляна-цирк пер.Олимп,2А,3710- Карагемская поляна-пер.Карагем,2800,н\к-р.Джело-пер.Купол1Б,3415-а\л "Актру"- радиалка: лдн. Б.Актру.

13 августа. Утром обнаруживаем приезд алтайцев. Уходим с Виталиком в радиалку. Опять налегке, поэтому путь в 14 км нас не пугает. Быстро доходим до переправу через р. ИолдоАйры. В этом месте уже видны последствия землетрясения: край дороги обвалился и машина не сможет проехать. Дальше дорога уходит опять по правому берегу реки, иногда спускаясь прямо в русло реки. Дальше дорога в некоторых местах засыпана каменной осыпью, расчистить которую без взрывработ невозможно. Вот и ГАЗ-66 стоит на пригорке в лесу между двумя завалами дороги. Так что и в следующем 2005 году нам кажется, что ситуация с Карагемской поляной не изменится. Доходим до нужного нам ущелья, второе после ущелья Атбажи (перевод: " голова лошади" ) , переходим р.ИолдоАйры и поднимаемся на висячую долину цирка пер.Олимп, траверсируя заросший березкой склон. На снимке фото 72 место слияния р. КарагелуАйры и ИолдоАйры и дорога в, ведущая на пер.Карагем. Далее поднимаемся на морены- и вот перед нами цирк пер.Олимп(фото 70). Обратно уходим в том же порядке. На карагемской поляне заходим к алтайцам и договариваемся взять немного сахара , хлеба и мяса. Заказали баню на троих. Баня стоит 150 рублей, сахар 50р\кг. Но немного, поскольку продукты они привезли для себя. Все туристы уже ушли с поляны и мы остались одни.

14 августа проснулись немного раньше положенного времени и вдруг ровно в 7-00 из глубины Земли донеслись необычнае звуки, что- то похожее на скрежет. Звук достиг поверхности и почувствовались быстрые колебание почвы, на которой мы лежали. Это было землетрясение. Небольшое. Эпицентр сентябрского землетрясения находился недалеко. Это с. Бельтир (Чаган-Узун).

Мы собрались и пошли по уже нам с Виталиком знакомой дороге. До пер. Карагем дошли за часа 4 (фото 74). С перевала открывается вид на г. Белуху (фото 75), до которой около 100 км по прямой. Сразу за перевалом два озера, возле левого от дороги мы и остановились на стоянку.

15 августа. Утром снялись со стоянки и по прямой пошли к реке Джело, где в нее вливается левый приток с пер. Купол. Переходим р.Джело в верхнем течении и поднимаемся на висячую долину Л.притока Джело. Обстановка знакома по прошлогоднему походу. Но в прошлый раз я пошел по правому притоку (направо). На этот раз необходимо проверить и этот путь подъема. Итак, идем налево по ходу от точки слияния двух притоков основного левого. Перед нами кулуар подъема на г. Купол. Путь к перевальному взлету преграждает крутой скально осыпной склон, посередине которого красивый водопад (фото 76)

Фото 74. Перевал Карагем н\к,

Фото 75. Вид на г.Белуха с пер
Карагем н\к, 2800

Фото 76. Водопад с южной стороны подъема на г.Купол.

Фото 77. Домик гляциологов 3360
на г.Купол ,с-з сторона.

Фото 78. Г. Купол Трех Озер

Фото 79. Вершина г.Купол, 3527 м.

Фото 80. Г.Актру с г. Купол Трех Озер
Огибаем водопад слева и выходим на тропу по осыпи, по которой попадаем в цирк перевального взлета на с.-з. сторону Купола. По правой стороне, по ходу подъема, с ледника Купола стекает ручей, в верхней части покрыт льдом. Слева желто-коричневая осыпь. Поднимаемся не переходя ручей до уровня льда и переходим по снежному насту на другую сторону. Траверсируем склон влево и выходим на избушку гляциологов в с-з части Купола (фото 77). Избушка свободна. Делаем оценку возможности спуска по лдн. М. Актру. Но кроме верхнего уровня, вниз ничего не видно. По предварительным сведениям на леднике два ледопада. Решаем назавтра спускаться через г.Купол (фото 78).

16 августа погода солнечная, идем в Альплагерь. Доходим до каменной шапки Купола (фото 79). С этой точки отличный вид на Г.Актру (фото 80) и ЮЧХ г.Иикту (фото81) . Далее по заснеженному леднику спускаемся до уровня морен и не снимая кошек идем по леднику вниз прямо на другой домик гляциологов. Отдыхаем и продолжаем спуск до "Зеленых гостинниц" и далее по узкому ущелью до Альплагеря. Характер ущелья резко изменился по сравнению с прошлым годом. Везде свежие камни. С левой стороны вверху висят готовые сорваться валуны(фото 82). Это последствия землетрясения. Часам к 17 мы на уровне нижних морен в Альплагере. В ближайшем лесу пусто. Отлично оборудованные стоянки никем не заняты. Это странно. Ничего не подозревая, устанавливаем палатку и идем в магазин. У меня была надежда встретиться с Николаем Гурским, альпинистом и философом. Но в магазине узнаю, что он покинул лагерь по воле администрации и его нет. Разгадка пустоты верхних стоянок пришла в лице представителя администрации лагеря, которая сказала, что верхняя зона камнеопасна и там никто не стоит. Кроме этого, туристы устроили пожар в лесу за р.Актру и сейчас на туристов устроены гонения. Кроме этого, два человека из альпсмены при подъеме на лдн.М Актру(фото 83) сорвались и попали в трещину. Но они живы, только переломы и их увезли. Кроме этого спуск спортивных групп по кулуару от Зеленых гостинниц, где мы спускались также запрещен. Необходимо идти в обход.

Фото 81. ЮЧХ с г. Купол Трех Озер

Фото 82. Спуск с г. Купол в Альплагерь

Фото 83. Лдн. М. Актру

Фото 81. Камень памяти на пути к
Голубому озеру в долине р. Актру.

Наша группа вы лице Виталика и Алексея, вроде бы должна сплотиться в походе, но очевидно усталость брала верх. Они заторопились домой, хотя время еще было и можно было попытаться дойти до г.Актру. На мои предложения Виталику пойти со мной он отказался, мотивируя тем, что ему пока гор достаточно (?).

17 августа я один пошел к Голубому озеру, моей целью было разведать подходы к г. Актру. Хорошая тропа четко вывела меня на огромные бараньи лбы, с которых стекал мощный ручей. Преодолев достаточно крутой подъем я вышел к леднику и пошел по леднику до подъема на второй уровень (фото 84 ). Затем повернул назад. Пришел в лагерь около 14 часов. Мои ребята уже собираются, поскольку местный УРАЛ везет группу до с.Курай и далее автобус для группы до Новосибирска. Все. Поход закончен.

Жаль было так скоротечно уезжать и прощаться с горами еще на целый год....

До послевосхождения
До будущей горы...

Фото 84.Лдн. Левый Актру

ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

Пер.В.Шавлинский,2А,3415

Проходился со стороны оз.Маашей на оз. В.Шавлинское.
Подход: со стороны оз.Маашей идет по тропе на левой морене орографически. Далее по моренным грядам в центр Чуйского хребта СЧХ. В этом месте ледник Л.Маашей делает поворот налево по ходу к пер Н.Шавлинский. Время подхода до перевального взлета с места стоянки на оз В.Маашей 4 часа. На подходе в моренах есть расчищенные места для стоянки (фото 85). Перевальный взлет со стороны подхода скально-осыпной - ледовый. Высота взлета 400-500 м. Разделен на три уровня двумя поясами из скал светлой окраски. Первый уровень-осыпной конус, в верхней части конуса под осыпью в большей части лед. Путь подъема показан на фото 86. В верхней части засыпанный снегом ледник выходящий под седловину (фото 87), крутизной в нижней части 40-45 град, в предвершинной части 25-30 град(фото 88). Проходился при навешивании 1 веревки в нижней части перевала и 6 веревок на леднике. Седловина достаточна для установки палатки. Тур на седловине (фото 89). Спуск в сторону Шавлы производился по леднику, подходящему прямо под соседний кулуар(фото 90). Ледник открытый, кошки желательны. Длина спуска около 500 м. В конце по ходу крутизна резко увеличивается. Лучше сойти на правобережную морену и по ней продолжать спуск по средней осыпи до выхода в морену висячей долины. В этом месте возможны стоянка. До В.Шавлинского озера около 4 часов хода. На подъем затрачено около 5 часов, на спуск 2 часов чистого времени.

Пер.Краснообск,2А,3200, (первопроход)

Перевал пройден группой в составе рук.Нечаев А,Новосибирск, Торохов В, Новосибирск, Винницкий А,Калининград
Дата прохождения: 09 авг. 2004г.Первопроход.
Ориентация: запад-восток, р.Л.Юнгур-р.КаиндыОдры
Описание прохождения: с места стоянки(впадение притока Л.Юнгур в р.Юнгур) подход по правому берегу притока до моренного озера. Выход в цирк перевала по центру морены справа по ходу крутизной 30-40 град. 200-300 метров (фото 91). После выхода на верхнее плато- движение в цирк перевалов Краснообск, Разведочный и Лена.При ухудшении снежно-ледовой обстановки (отрицательные температуры и снег) подъем по центральной части перевального взлета опасен из-за наличии льда под сыпухой. Поэтому подъем осуществлялся по ребру хребта, разделяющего цирк пер.Ледовый и Краснообск (фото 91) до выхода на седловидный участок вершинной части хребта. Возможна установка палатки. Высота 3200м. Высота подъема по ребру около 500 м. Выход до кулуара пер.Краснообск (фото 92) осуществлялся траверсом по замершей сыпухе с выходом к скальной части. Ориентировочная длина траверса около 100 м. Кулуар спуска в дол.р. Каинды Одры (фото 93) представляет узкий(2-4м) вертикальный 80-90 град. скальный сброс двух уровней. Камнеопасен. До первой полки 1 веревка с самосбросом на петле.До выхода на осыпной склон вторая веревка.Далее спуск по осыпному склону крутизной 35 град. на морену р. Каинды Одры (фото 60 ).Время подъема по ребру до седловины 3 часа. Траверс склона до пер. Краснообск- 1часа. Спуск по кулуару- 2часа чистого времени.