Горы мира > Крым > Сокол

Сергей Надточий (Террорист), г. Симферополь

Guidebook
Сокол

Сектор 1 (юго-восточная стена)
Сектор 3 (левый край южной стены)
Сектор 4 (юго-западная стена)
Сектор 5 (юго-западная стена)
P.S.

(южная стена)

В этом секторе находятся маршруты*: «Белый квадрат» 5Б-6А, «Запятая» 5А, «Бодун» 5Б-6А, «Белый треугольник» 5А, «Хохла по зеркалам» 5Б, «Восьмерка» 5А, «Большой карниз» 5Б, «Хохла через карниз» 5Б-6А, «Грань» 5Б, «Бровь» 5Б и неоконченный маршрут правее Брови с уходом по полке на Бровь. Эти маршруты объединены общей котловиной подходов, к тому же, они все расположены, на так называемых, «зеркалах» стены. Подходы достаточно просты, если не ломиться напрямую к началу выбранного маршрута, но требуют внимания, и местами лазания соответствующего 4b-4c. Так что сами решайте связываться на подходах или нет. Начинаются от смотровой площадки на дороге, и уходят чуть правее в лес, а потом в заметный кулуар на стене. По нему можно подняться под маршруты «Запятая» - «Большой карниз». Под «Хохла через рыжий карниз», «Грань» и «Бровь» подходить чуть правее, но тоже по простым полкам.

* В путеводитель не вошли описания некоторых старых маршрутов («Хохла через карниз» и др.). Их описания требуют уточнений. Также не показаны проекты маршрутов, над которыми работают в настоящее время (маршрут левее «Восьмерки» и проект правее «Брови»).

Бровь 5Б к.с. [№10]
(Ю. Лишаев, он же «Фантик»)

R0-R1: 45-50м, 6b. Страховка по шлямбурам + своя. Станция на шлямбуре и двух крючьях. Есть левый вариант выхода на станцию, который требует маятника на переходе.
R1-R2: 25м, 5c. Страховка по шлямбурам + своя. Потолок карниза «бровь» проходится с помощью ИТО по шлямбурам. Станция на двух шлямбурах за карнизом.
R2-R3: 25-30м, 6а+. Плитовое лазание на трении, страховка по шлямбурам, в нижней части большие пролеты между шлямбурами. Станция на двух шлямбурах на удобной полке под нависанием.
R3-R4: 30м, 5с+. Простое щелевое лазание, страховка по шлямбурам + своя, после траверса вправо станция во внутреннем угле на полке, на шлямбуре + свое.
R4-R5: 40м, 6b+ (или А1). Страховка по шлямбурам. Встречаются долбленки! Аккуратно проходить нависание. Станция на плато на двух шлямбурах.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50м, набор закладок и френдов, 18-20 оттяжек, 3 больших и 2-4 маленьких петли, крючья обязательно, молотки, 3-4 лесенки.

Общее впечатление:
Классическая 5Б, с сильным уровнем лазания. Многие куски проходятся на решимости. Время прохождения средней связкой 3,5-5 часов.

Грань 5Б к.с. [№11]
(А. Сергеев – М. Волшановский)

R0-R1: 50м, 6b+, А2. Страховка по шлямбурам и крючьям + своя, откол «бутылка» гудит. Станция в углу левее откола «бутылка» на двух шлямбурах.
R1-R2: 45м, 6b. Страховка по шлямбурам и крючьям. Станция на полочке на шлямбурах.
R2-R3: 25м, 6с, А2. Страховка по шлямбурам и крючьям (временами скай-хуки). Станция под нависанием на шлямбурах, на полочке.
R3-R4: 50м, 6с+, А2. Страховка по шлямбурам и крючьям + своя, некоторые шлямбура не просматриваются снизу. Станция на плато.

Общее впечатление:
Мощная 5Б, с сильным уровнем лазания. Многие куски проходятся на решимости. Этот маршрут можно отнести скорее к шестеркам (пятерка только из-за малой протяженности). Ключевым местом является выход на нависание через 7-8м после третьей станции. Время прохождения средней связкой 5-7 часов.

Большой карниз 5Б к.с. [№12]
(Ю. Лишаев, он же «Фантик»)

R0-R1: 50-55м, 6b. Первые 12 м по косой щели направо с организацией своей страховки, далее аккуратный переход направо на гудящую нашлепку, потом по шлямбурам. Станция на полочке на одном шлямбуре и крюке.
R1-R2: 45м, 5с+. Двигаться вверх налево в направлении щели. Страховка в основном крючьевая, внимание мох! Станция на двух шлямбурах в углу.
R2-R3: 40м, 6а+, иногда А1. Страховка по крючьям и шлямбурам, станция под большим карнизом на шлямбуре.
R3-R4: 25-30м, 6b+ или А2-. Страховка на крупных закладных и шлямбурах. Станция на плато на деревце.

Есть вариант маршрута: начинать полторы первых веревки по м-ту «Восьмерка», а затем переходить по шлямбурам на третью веревку «Большого карниза».

Общее впечатление:
Мощная 5Б, с сильным уровнем лазания. Маршрут осложняется мхом на второй и третьей веревках. Ключевым местом является выход через карниз на четвертой веревке. Карниз можно обойти справа по простым скалам, но в этом случае категория маршрута понижается. Маршрут слегка подпорчен большим количеством шлямбуров на третьей веревке. Часть шлямбуров появилась за последние годы. Время прохождения средней связкой 5-6 часов.

Восьмерка 5А к.с. [№13]

R0-R1: 45м, 6b или А0. Простое ИТО со шлямбура на шлямбур, либо лазание 6b. Последние 7-8м – переход на лазание. Станция на двух шлямбурах наверху «нашлепки».
R1-R2: 40м, 5с+. Простое лазание, страховка по шлямбурам и крючьям (плохо видны), Станция на полочке на двух шлямбурах.
R2-R3: 40-45м, 5с. Интересное лазание. Страховка по шлямбурах и крючьям и по необходимости своя. Станция на полочке на двух шлямбурах.
R3-R4: 30-35м, 5с. Неприятное лазание по разрушенной щели с проблематичной страховкой. Станция на огромном отколе на двух шлямбурах.
R4-R5: 50м, 6а+. Страховка по шлямбурам и крючьям, после выхода на полку траверс влево 25м со своей страховкой. Внимание на полке живые камни!!! Станция на шлямбуре за маленьким деревцем.
R5-R6: 10м, 5а+. По простым скалам со своей страховкой выход на плато, станция на дереве.

Вариант маршрута:
R4-R5: 40м, 6а. От станции траверс влево 6 м и потом влево вверх. Страховка по крючьям, есть старый шлямбур + по необходимости своя. Станция на шлямбуре за маленьким деревцем.

Есть также вариант маршрута, когда с R4 выходят на плато через внутренний угол с карнизом.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50м, набор закладок и френдов, 14-16 оттяжек, 3 больших и 1-2 маленьких петли, 2 лесенки, молоток и крючья.

Общее впечатление:
Хорошая 5А, с приличным уровнем лазания. Много лазания на трении, временами лазание по гудящим нашлепкам. Ключевая веревка R4-R5. Время прохождения средней связкой 3-4 часа.

Хохла по зеркалам 5Б к.с. [№14]
(А. Кругленко, он же «Хохол»)

Хохла по зеркалам 2-я веревка
R0-R1: 50м, 6b, А1. Вверх по щели через характерное дерево, далее влево вверх до аккуратного перехода налево на спит. После него скайхучный ход (дырочный). Станция на шлямбуре и крючьях.
R1-R2: 50-55м, 6b, А1. Вверх и немного влево по системе трещин, до шлямбура, через него выход на выполаживание, далее вправо вверх аккуратный траверс (через шлямбур) без возможности организовать страховку 12-15 м до щели. По ней вверх. Станция во внутреннем уголке на полочке на своем железе. На фото это левый вариант. По правому (варианту первопроходцев) информации нет.
R2-R3: 40м, 6а. Вверх по заросшей щели, карниз обходить слева, страховка по имеющимся крючьям + своя, станция чуть ниже прислоненного блока-плиты, на двух крючьях.
R3-R5: ? Сходите и пришлите описание нам:-) Вроде как авторский вариант идет прямо вверх, но мы логичного прохода наверх не нашли и ушли влево.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, набор закладок и френдов, 20 оттяжек, 2 больших и 3-4 маленьких петли, 3 лесенки, молотки, разнообразные крючья, скайхуки, в том числе и под дырки.

Общее впечатление:
Хорошая боевая 5Б. По трудоемкости больше похоже на шестерку. Нет простых или сложных веревок, каждая веревка требует работы. Время прохождения 7-9 часов. В зимних условиях маршрут идется в два дня,…чем мы и занимались.

Белый треугольник 5А к.с. [№15]

R0-R1: 50м, 6b+ или А0 по бесчисленным шлямбурам и крючьям. Станция на трех шлямбурах (один со спусковым кольцом) в небольшом внутреннем угле.
R1-R2: 40-45м, 5b. Страховка по шлямбурам. Станция на полочке на прислоненном блоке на двух шлямбурах и крюке.
R2-R3: 40м, 5а+. Страховка по шлямбурам и крючьям + своя. Станция на шлямбурах над маленьким деревцем.
R3-R4: 40м, 5с. Страховка по шлямбурам и крючьям. Станция на трех шлямбурах в расширяющейся щели.
R4-R5: 30-35м, 6а. Страховка по шлямбурам + по необходимости своя на подходе под нависание. Станция на плато на удобном можжевельнике рядом с краем яйлы.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50м, набор закладок и френдов, 16-18 оттяжек, 3 больших и 1-2 маленьких петли, 2-3 лесенки.

Общее впечатление:
Хороший альпинистский маршрут, испорченный чрезмерной пробивкой. Ключевая веревка первая. Время прохождения средней связкой 2-4 часа.

Бодун 5Б-6А к.с. [№16]
(А. Сергеев, он же «Коммунист»)

Бодун 1-я веревка
R0-R1: 25-30м, 6с, А2+. Ровное интересное плитовое ИТО с вкраплениями лазания 5с-6с. На первых метрах есть возможность упасть на страхующего с достаточно большой высоты. После второго шлямбура (третьего) – уход траверсом направо до плохо видимого крюка, от него вверх, ориентируясь в левую часть карниза. Станция на двух шлямбурах.
R1-R2: 25-30м, 5b, А0. Перестежка по шлямбурам и крючьям вверх в левый угол карниза, за ним траверс вправо вверх со своей страховкой. Станция на двух шлямбурах и крюке.
R2-R3: 35м, 5b. Вверх по заросшей щели, затем переход налево по плите 3-5 м до внутреннего уголка. Страховка своя + шлямбура и крючья. Станция во внутреннем уголке на двух шлямбурах и крюке.
R3-R4: 50м, 5b. Страховка по шлямбурам и крючьям + своя. Станция на шлямбуре и крюке во внутреннем уголке.

Бодун 2-я веревка
R4-R5: 30-35м, 6а. Станция во внутреннем угле под нависающей стенкой.
R5-R6: 25м, 6с. Через нависание (два шлямбура), далее аккуратное лазание наверх, станция в бровке яйлы на двух шлямбурах.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, набор закладок и френдов, хорошо идут мелкие и средние закладки, 20 оттяжек, 2 больших и 3-4 маленьких петли, 3 лесенки, молотки, разнообразные крючья, тросики, карабины типа «ирбис» (под маленькие шлямбурные уши), скайхуки под рельеф.

Общее впечатление:
Хорошая боевая 5Б с шестерочной первой веревкой. Время прохождения около 6-8 часов. Маршрут не дает расслабиться с первого до последнего метра.

Запятая 4Б-5А к.с. [№17]

R0-R1: 45м, 6а+. Старт левее характерного откола. Страховка по шлямбурам + своя. Станция на двух шлямбурах на наклонной полочке выше и правее камина.
R1-R2: 50м, 6а. Страховка по шлямбурам + своя. Станция на двух шлямбурах на плите перед переходом.
R2-R3: 45м, 5b. Страховка натуральная по правой части внутреннего угла. Станция на дереве.
R3-R4: 45м, 5с. Страховка своя + встречаются шлямбура. Станция на двух шлямбурах и крюке.
R4-R5: 35м, левый вариант 5с. Страховка своя и по крючьям. Если лезть правый вариант, то лазание немного проще. Станция на дереве на плато.

Есть вариант маршрута – начинать правее откола. В этом случае это 6b, А0-А1.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50м, набор закладок и френдов, 14-16 оттяжек, 3 больших и 3-4 маленьких петли, 2 лесенки, молоток, можно взять крючья.

Общее впечатление:
Сильная 4Б (слабая 5А), с хорошим уровнем лазания. Много лазания на трении. Ключевая веревка первая и начало второй.

Белый квадрат 5Б-6А к.с. [№18]
(А. Шелхаков – Д. Попов, январь 2001)

R0-R1: 50м, 6а. Интересное лазание с организацией натуральной страховки. Шлямбура и крючья иногда встречаются. Станция на шлямбуре над деревом на полке.
R1-R2: 50м, 6с, А2-. Хорошая рабочая веревка, где ИТО перемежается лазанием. Станция на двух шлямбурах на полочке справа от деревца.
R2-R3: 45м, 5с. Плитовое несложное лазание, много на трении, страховка по шлямбурам. Станция на дереве.
R3-R4: 45м, 6а+. Плитовое лазание, много на трении, страховка по шлямбурам. Станция на трех шлямбурах на полочке справа от черного потека.
R4-R5: 50м, 6b+. Достаточно сложное плитовое лазание, страховка по шлямбурам + иногда своя. Станция на мини-полочке на двух шлямбурах (один над другим).
R5-R6: 35м, 6b+. Опасный переход направо вверх под карниз, с вылазом за карниз к внутреннему углу (шлямбур в бровке карниза, а посему снизу не виден), далее более простое лазание с организацией страховки. Станция на полке непосредственно под белым квадратом на двух шлямбурах.
R6-R7: 25м, 5с+. Наверх через небольшое нависание и выход по простому внутреннему углу на плато. Станция на плато на одном из деревьев.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, двойной набор закладок и френдов, 20 оттяжек, 3 больших и 3-4 маленьких петли, 4 лесенки (для первого и второго), молоток, крючья нужны (5-6 шт), скайхуки желательны, на второй веревке сильно облегчают жизнь.

Зима на Соколе
Общее впечатление:
Нормальная шестерка, по уровню как «Центр» на Морчеке, только немного короче. Сложнее чем «Верба» на Челеби. Ключевыми являются вторая и предпоследняя веревки (хорошие шестерочные веревки). Время прохождения около 6 часов. В верхней части м-та (5-6 веревки) плохо просматриваются шлямбура! В целом маршрут очень логичен и насыщен красивым лазанием.

P.S. Спасибо ребятам из магазина «Ледниковый период» за поддержку наших проектов.

Хохла по зеркалам 5Б к.с. [№14]

Вставлю свои пять копеек. Вторая верёвка - правый вариант так, как он прорисован, наверное, лучше не пробовать. Двигаться по щелям вверх до двух новых шлямбуров, от верхнего - вправо на щель маятник или траверс . Станцию делать лучше всего - стоя на дереве. Есть опора под ноги, хорошие щели под крючья. Последняя верёвка - смело вверх через нависание. Есть шлямбур, с него можно уходить в лазанье. Для страховки - мелкие френды. Сложность - не выше 6-а. На плато - шлямбур.