Скалолазание на Mountain.RU - новости, интервью, соревнования, тренировки, районы и маршруты.
Новости >

Поборы в Приэльбрусье.
Информация ФАР: "Взимание платы за вход на территорию национальных парков не предусмотрено действующим законодательством"

ФАР получило ответ из Минприроды «Взимание платы за вход на территорию национальных парков не предусмотрено действующим законодательством», - сообщается в письме, направленном министром природных ресурсов РФ Юрием Трутневым в адрес ФАР.

В октябре этого года правление ФАР (при активном содействии главного редактора газеты «Вольный ветер» Сергея Минделевича) направило в Министерство природных ресурсов письмо следующего содержания:

«Министру природных ресурсов
Российской Федерации
Трутневу Ю.П.

Уважаемый Юрий Петрович!

Федерация альпинизма России выражает серьезную обеспокоенность в связи с ситуацией, складывающейся в национальном парке «Приэльбрусье» (Кабардино-Балкарская республика).
В последние годы в наш адрес поступают жалобы от руководства и участников альпинистских мероприятий, иностранных альпинистов, неудовлетворенных состоянием национального парка и условиями пребывания в нем.

Вызвано это тем, что руководство национального парка ежегодно своими приказами устанавливает плату за пребывание в Приэльбрусье, подъем на склоны гор выше 3700 метров, проход и проезд по автомобильным дорогам и т.д. Мотивируется это необходимостью сбора средств для уборки территории, подготовкой площадок под палатки и т.д.
Как следствие возникают многочисленные конфликтные ситуации между отдыхающими и работниками нацпарка.

Прокуратура Эльбрусского района после неоднократных протестов на приказы директора нацпарка об установлении платы, подала иск в суд о признании их незаконными. Эльбрусский районный суд 18 июля 2006 г. принял решение, которым полностью удовлетворил иск прокуратуры, признав все поборы (плату за пребывание в нацпарке) незаконными.

В то же время условия пребывания групп туристов и альпинистов в национальном парке «Приэльбрусье» не улучшаются и поборы не прекращаются.

Аналогичные ситуации складываются и в других национальных парках и заповедниках, расположенных на территории Северного Кавказа.

Учитывая возрастающий с каждым годом интерес российских и иностранных поклонников гор к Северному Кавказу, Федерация альпинизма России предлагает Министерству:

1. Высказать свою позицию по поводу законности и обоснованности взимания платы за посещение национальных парков и заповедников в сложившейся ситуации (т.е. без оказания услуг).
2. В ноябре 2006 года Федерация альпинизма России готова организовать круглый стол, посвященный взаимодействию альпинистского и туристского сообщества и органов государственной власти в деле сохранения природы гор России, развития туризма и альпинизма в особо охраняемых природных территориях, с привлечением широкого круга заинтересованных сторон.
3. Предусмотреть ряд соответствующих мероприятий в рамках реализации ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» (подпрограмма «Поддержка особо охраняемых природных территорий»).

Президент Федерации альпинизма России А.Е. Волков».

И вот на днях в ФАР поступил ответ, подписанный министром природных ресурсов РФ Юрием Трутневым:

«Президенту Федерации
альпинизма России
А.Е. Волкову

Уважаемый Андрей Евгеньевич!

Министерство природных ресурсов Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение от 10.10.2006 № 44 и сообщает следующее:

Для национальных парков создание условий для регулируемого отдыха и туризма является одной из основных задач. Согласно статье 16 Федерального закона от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки могут получать средства от просветительской, рекреационной и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам, которыми они распоряжаются в установленном порядке. Взимание платы за вход на территорию национальных парков не предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных природных заповедников существует законодательно обусловленная специфика посещения, и пребывание на их территориях граждан допускается только при наличии разрешений дирекции этих природоохранных учреждений.

Реализация Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-210 гг.) прекращена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. №1952-р.

В настоящее время МПР России разрабатывает стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий РФ, в которой особое внимание уделяется интеграции в социально-экономическое развитие регионов и использованию потенциала этих территорий для развития туризма без ущерба для их основного переназначения – сохранения биологического разнообразия.

Учитывая изложенное, МПР России поддерживает предложение Федерации альпинизма России по организации круглого стола по вопросу развития регулируемого туризма на особо охраняемых природных территориях.

Министр природных ресурсов РФ Ю.П.Трутнев».

Таким образом, в длящейся уже несколько лет эпопеи с взиманием незаконной платы с туристов и альпинистов при въезде в нацпарки Северного Кавказа, появился документ, содержащей личную оценку ситуации министром Трутневым.

Круглый стол с чиновниками из Минприроды ФАР (совместно с ТССР) планирует провести в конце января 2007 года.

С оригиналом ответа министра (в формате PDF) можно ознакомиться на официальном сайте ФАР.