Автор: Фролов Петр, г. Астрахань

Отчёт
о горном туристском походе 2 к.c. по Западному Кавказу (Гвандра, Западное Приэльбрусье) совершенном группой туристов г. Астрахани, апрель-май 2006 г.

Оглавление

Предисловие
1. Справочные сведения
2 . Описание похода

2.1. Общая идея похода
2.2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3. Изменения маршрута и их причины.
2.4. График движения
2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6. Итоги, выводы, рекомендации

Маршрутная книжка № 01-2006
Руководитель группы Фролов П. М.
fpm@mail.ru

Предисловие

Весьма необычная “двойка” – для меня, конечно, в первую очередь, поскольку это первая моя весенняя “двойка”. Это даже личный рекорд, давший мне лично не меньше удовлетворения, чем, скажем, летняя “тройка”. А ещё поход был необычен в подготовке. Так, меньше чем за месяц до путешествия мою поясницу во время рядовой утренней зарядки хватанула радикулитная боль – сильнейшая. Уколы, уколы, лекарства и гимнастика, а ещё убеждение себя и родных в том, что я выкарабкаюсь. Ладно был бы участником, но готовить людей с осени и всё “коту под хвост” – это ужасно. А ещё поход был ожидаем, и, самое главное, эти ожидания оправдались.

Очень рад за новичков, потому что им впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь.

Очень рад, что подключились к походу Андрей Червоненко со своими замечательными “Катянями” (Катя и Аня). Всё было хорошо и кстати!

Прошу читателей отчёта не судить строго о приведённых высотных перепадах движения группы – возможны ошибки в абсолютном значении, но общая тенденция верна. По этой же причине не стал приводить в отчёте высотный график.

Пётр Фролов.

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

Региональная общественная организация “Астраханский туристско-спортивный клуб “Сигма”. Номер маршрутной книжки 01-2006.

1.2 Общие справочные сведения о маршруте

Горный

Полномочия МКК – по 3-ку включительно

120,1

с 28 апреля по 9 мая 2006 г.

1.3 Подробная нитка маршрута

г. Астрахань – п. Теберда – дол. р. Гоначхир– дол. р. Клухор – дол. р. Кичи-Муруджу –
пер. Ц. Кичи-Муруджу (1А, 3144) – дол. р. Махар-Су (Нахар) – база отдыха “Глобус” (поляна Корт-Малы) – дол. р. Гондарай – дол. р. Индрикой – дол. р. Актебе – пер. Ак-Тёбе (1Б, 3350) – дол. р. Мырды – дол. р. Кичкинекол – пер. Ю. Доломиты (1А, 3350) – дол. р. Чунгур-Джар – дол. р. Чириккол – дол. р. Уллу-Кам (Кубань) – “Ворошиловские коши” – пер. Хотютау (1Б, 3546) – плато Хотютау – лед. Азау Большой – ст. канатной дор. “Мир”, “Старый Кругозор” – турбаза “Азау” – дол. р. Азау – п. Терскол
– г. Астрахань.

1.4 Определяющие препятствия маршрута

Вид
препятствия

Категория трудности

Длина препятствия
(для протяжённых)

Характеристика препятствия
(характер, высота, новизна, наименование и т. п.)

Путь
прохождения
(для локальных препятствий)

Перевал

“пер. Ак-Тёбе” (высота 3350 м. над ур. м., снежный)

из дол. р. Актебе – в дол. р. Мырды

“Хотютау” (высота 3546 м. над ур. м., снежный)

из дол. р. Уллу-Кам на лед. Азау Большой –на ст. канатной дороги “Мир”, “Старый Кругозор”, т/б “Азау”, дол. р. Азау

Перевал

“Ц. Кичи-Муруджу” (высота 3144 м. над ур. м., снежный)

из дол. р. Клухор и Кичи-Муруджу в дол. р. Махар

“Ю. Доломиты”, (высота 3350 м. над ур. м., снежный)

из дол. р. Кичкинекол в дол. р. Чунгур-Джар

1.5 Состав группы

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество,
обязанности в группе. Опыт

Год рожд.

Фролов Пётр
Михайлович, руководитель

3У, (Алтай), 4У (Ц.К.), 3Р (Ц.К. и З.К.)

1961

Свекольников Сергей
Алексеевич, завхоз 1Р (З.К.)

1978

ПВД

1980

Имайкина Евгения
Николаевна, врач. 1У (З.К.).

1989

возможности

Район похода: Российская Федерация, Карачаево-Черкессия – Кабардино-Балкария,
Западный Кавказ.

Подрайон похода: Домбай – Гвандра – Западное Приэльбрусье.

Массив похода: с севера — г. Теберда, п. Хурзук, альплагерь Узункол вер. Эльбрус
с юга — Главный Кавказский Хребет
с востока — п. Терскол
с запада — дол. р. Теберды, п. Домбай

Туристские возможности района похода:

В альпинизме и горном туризме к Западному Кавказу относят часть Кавказа от горы Фишт до Эльбруса с высокогорным, несущим оледенение участком Главного Кавказского хребта (ГКХ). ГКХ является стержнем горной системы Западного Кавказа. Цепь массивов и многочисленных северных отрогов ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Район между Махаром и Ворошиловскими кошами называют Гвандрой по господствующей одноименной вершине.

Весь район к югу от ГКХ в настоящее время, к сожалению, относится к зарубежью, и его туристские возможности для спортивного массового туриста в связи с этим сильно пострадали. Т. е. остаётся использовать только часть Западного Кавказа к северу от ГКХ, и не возможно включать в маршрут массу замечательных перевалов ГКХ высокой категории сложности, трудно набирать требуемый километраж. Количество перевалов 2А, 2Б и выше ограничено, что делает походы высокой категории сложности маловероятными, привязанными к этим конкретным перевалам. Район наиболее предпочтителен для походов 1-3 к. с.

Тем не менее, удобные короткие подъезды, наличие троп в верховьях, красивые долины составляют высокий потенциал для совершения интересных горно-спортивных походов.

1.6.2 Климатические и иные характеристики района похода

Особенности климата – высокая влажность. Цикличность погоды составляет примерно неделю.

Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Характерной особенностью района является сочетание пышных лесов по долинам и склонами гор с пиками вершин покрытыми снегом. Многие ледники опускаются здесь почти до границы леса. Однако, в последнее время, ледники значительно подтаяли и отступили. В верховьях много озёр. Вода, как правило, на подходах всегда есть.

1.6.3 Варианты подъезда и отъезда. Пограничные и заповедные зоны – расположение, порядок получения пропусков

Подъезд:

Выехали 27 апреля, в четверг, примерно 1930 на “Газеле” (Астраханская маршрутка № 13). Водитель Мищенко Александр. В этот же вечер должен был отправиться на автобусе Астрахань-Черкесск Громов Герман со своею группой, но в этот день рейс отменили. Так что нам повезло.

Приехали в Черкесск в районе 7 утра 28 апреля. На подъезде мокрый снег с дождём. Сразу отправились на поиски Поисково-Спасательной службы Карачаево-Черкесии. Она находится в Северной части города (напротив з-да “Каскад”). Тел. (87822) 4-49-01. Небольшая очередь: турья довольно много. Обстановка рабочая. Оказалось нужно 3 экземпляра Заявления в войсковую часть пограничников, чтобы Спасатели их завизировали. Без них к пограничникам можно и не ходить – таков порядок.

Образец Заявления:

Командиру войсковой
части № 2011
полковнику Фархутдинову Н.

Заявление

Группа туристов __(город, клуб, организация и т. п.)_ в количестве__ человек совершает с “___”__ г. по “___”___ г. горный туристский поход ____ категории сложности в районе _________, по маршруту: ___(приводится нитка маршрута)_____.

Прошу Вас разрешить проход группы в указанном районе.

Приложение: Список (3 экз.) участников с указанием года рождения, прописки, телефона, места работы и должности, паспортных данных
График движения, расписанный по дням.

Дата, подпись, печать (желательно)

Потом едем к пограничникам, на ул. Леонова, 2

Необходимые документы для получения Пропуска у пограничников:

Три списка участников с указанием года рождения, прописки, телефона, места работы и должности, паспортных данных (лучше иметь ещё 3-4 списка, чтобы отдавать их на заставах, уже в походе) График движения, расписанный по дням Заявление (3 экз.) на имя Командира войсковой с просьбой о разрешении прохода группы в указанном районе Маршрутная книжка (для заочного рассмотрения не обязательно) Документы всех членов группы (при заочном получении не понадобились).

Там ждали документов 3 часа. Меньше бесполезно. С нами были ещё и Эльмира Каримова с Иваном Кузякиным, которые планировали маршрут из Домбая в Архыз. Они пробивали пропуск на 4-х, один из них был украинец. Это обстоятельство задержало нас ещё часа на 3-4. Им вообще не хотели давать пропуск – с “иностранцами” надо подавать документы гораздо раньше.

Таким образом, процесс получения пропуска на проход в пограничную зону (3-4 часа) делает очень затруднительным пользование загородным общественным автобусом – не успеваешь. Приходится нанимать частника. Но мы продолжили путешествие на Газеле.

В Теберде дали телеграммы в Астрахань, в Черкесск, и в Терскол о начале маршрута. В Теберде много продуктовых магазинов, аптек. После приключения в Теберде (поломка автобуса, поиски масла) прибыли, в 1930 на место, в ущелье р. Гоначхир.

Ещё будучи в Теберде, я зашел в заповедник, на проходную, и выяснил по любезно предоставленному мне телефону, что пропуск (естественно платный) на проход в заповеднике надо получать в Домбае, после регистрации у спасателей. То есть выходило, что нужно было терять ещё один день. Не долго думая, после короткого совещания с группой, мы подняли шлагбаум около пустой будки на въезде в ущелье Гоначхир и проехали километра полтора вглубь, до строящихся там то ли коттеджей, то ли турбаз. Попрощались с Мищенко, Эльмирой, Ваней и расположились лагерем. Дабы не навлечь гнев природы и её смотрителей пользовались только примусами, палатки не окапывали. Подошла женщина со стройки (очевидно, сторож). Отношение доброжелательное, особенно после наших заверений о чистоте и порядке. Мы решили, что по такому снегу тут никому не нужны – так и вышло. Забегая вперёд, скажу, что фактически вся идущая далее асфальтовая дорога ущелья была завалена снегом.

Отъезд:

Закончив маршрут в Азау, 9 мая, в обед. Мы всё ещё надеялись на Мищенко. Предварительный договор был на 8 мая. После звонка к нему все вдохновились: он обещался приехать 10-го утром. Разбив лагерь, перекусив, вечером сходили в Терскол отметиться у спасателей, и дать телеграммы об окончании маршрута в Черкесск и Астрахань.

В общем, да здравствует сотовая связь. Мищенко хоть и с опозданием (вместо утра приехал в 15-00), но приехал и утром 11 мая доставил нас домой, в Астрахань, в целости и сохранности. В противном случае нам надо было бы с утра добираться на автобусе из Терскола до Нальчика, а там уже, ближе к вечеру, ходит автобус в Астрахань.

Заповедные зоны:

Долины рек Гоначхир, Клухор, Кичи-Муруджу – до перевала Ц. Кичи-Муруджу. Порядок получения пропуска описывался чуть выше в этой же главе.

Пограничные зоны:

В принципе вся нитка маршрута проходит по пограничной зоне. Мы встретили две заставы: слияние рек Нахар и Гондарай, а также слияние рек Мырды и Кичкинекол (выше а/л Узункол). Везде показываются пропуск и личные документы. Для ускорения процесса переписывания паспортных данных список группы с этими сведениями заготавливается заранее в нескольких экземплярах и отдаётся пограничникам – те просто сверяют его и оставляют у себя.

Также наряд пограничников проверили у нас документы в Азау.

1.6.4 Наиболее интересные природные и географические объекты

Изумительны по красоте районы Тебердинского заповедника, верховья рек Нахар, Мырды, Кичкинекол, Уллу-Кам. Просто поражает воображение Западное Приэльбрусье, Эльбрусские снежные поля и ледники, виды на Центральный Кавказ.

Выше слияния рек Нахар и Гондарай имеются нарзанные источники. Там же отличные места для днёвки – только надо располагаться подальше от высоковольтной ЛЭП идущей по ущелью Нахара в Абхазию. Гул от электропроводов стоит приличный, да и сами провода местами висят довольно низко.

Хуже со стоянкой у слияния р. Мырды и р. Кичкинекол. Там всю эту замечательную поляну заняла погранзастава. Теперь надо вставать или на правом берегу р. Узункол, или выше по Мырды. Однако природа очень красива и здесь.

Интересна канатная дорога Азау: природа, очень много катающихся лыжников и сноубордистов.

Впечатляет поездка по Баксанскому ущелью: тут тебе и масса природных объектов, и турбазы, и даже знаменитый город Тырныауз.

1.7 Дополнительные сведения о походе

1.7.1 Перечень необходимого специального снаряжения

Общественное:

верёвка основная d 10мм, 40 м – 3 шт. карабины – 5 шт. лавинная лопата – 2 шт. лавинный зонд – 1 шт. кошки – 3 пары жюмар – 1шт блок-ролик – 2 шт.

Личное:

ледоруб индивидуальная страховочная система с блокировкой из верёвки d 10мм с “усами” три прусика (один короткий, два по 2 м) из репшнура рукавицы из плотной х/б ткани лавинный шнур карабины – 4 шт. каска кошки.

1.7.2 Стоимость проживания, питания, снаряжения,
средств передвижения

Стоимость проезда:

Наём микроавтобуса “Газель” составил 10-12 тыс. рублей в одну сторону.

Затраты на 1 участника:

Затраты на одного участника, не считая стоимость снаряжения, составили
примерно 3200 руб.

2. Описание похода

2.1 Общая идея похода

Общей смысловой идеей похода были:

По категории сложности — реализация очередной спортивной ступени участникам похода подтверждение разряда – руководителю и Андрею Червоненко повышение межсезонного опыта – всем По познавательности — осмотр и ознакомление с одним из самых интересных районов Западного Кавказа: Гвандры, Западного Приэльбрусья осмотр попутных долин, перевалов для планирования последующих маршрутов По необычайности и уникальности — астраханские туристы еще не ходили в этом районе линейный маршрут такой географической протяжённости Новизна похода — кроме руководителя и А. Червоненко в этом районе никто из группы никогда не был. Для руководителя и Андрея были новыми перевалы Ц. Кичи-Муруджу, Ак-тебе (для рук-ля), Хотютау, а также сопутствующие долины.

2.2 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

2.2.1 Аварийные выходы с маршрута

Из любой точки маршрута можно аварийно выйти (вызвать помощь) в пределах одного дня.

Итак:

Дол. р. Гоначхир и Кичи-Муруджу – в п. Домбай Дол. р. Нахар, Индрюкой, Актебе – в базу отдыха “Глобус” (там же застава пограничников), в п. Учкулан Дол. р. Мырды, Кичкинекол – погранзастава на их слиянии, а/л Узункол, п. Хурзук Дол. р. Чиринкол, Уллу-Кам (Кубань) – п. Хурзук, Ворошиловские коши Пер. Хотютау, лед. Азау – п. Азау и Терскол.

2.2.2 Запасные варианты

Запасные варианты
планируемые
перед началом похода

Условия применения

Предполагаемые, возможные, причины применения запасных вариантов

д. р. Чириккол – пер. Буревестник Юж. (1Б) – д. р. В. Кичкинекол – Ворошиловские коши – пер. Азау (1А)

Вместо основного варианта “пер. Техника Безопасности (1Б) – пер. Электрик (1А) – Ворошиловские коши – пер. Азау (1А)”

Погода, трудность преодоления по глубокому снегу двух перевалов в связке: “Ю. Доломиты – Техника Безопасности”, плохое состояние группы, временные ограничения.

д. р. Чириккол (Талычхан) – д. р. Уллу-Кам – Ворошиловские коши – пер. Хотютау (1Б) – плато Хотютау – Старый Кругозор – т/б “Азау”

То же

2.3 Изменения маршрута и их причины

Итак, сравним заявленную и фактическую нитки маршрута:

Заявленная нитка маршрута

Фактическая нитка маршрута

п. Домбай

п. Теберда

д. р. Гоначхир

д. р. Клухор

д. р. Кичи-Муруджу

пер. Ц. Кичи-Муруджу (1А)

д. р. Махар-Су (Нахар)

д. р. Кичкинекол

пер. Ю. Доломиты (1А)

д. р. Чунгур-Джар

пер. Техника Безопасности (1Б)

д. р. Чириккол

д. р. Чириккол (Талычхан)

пер. Электрик (1А)

пер. Азау (1А)

пер. Хотютау (1Б)

д. р. Азау

станция “Мир” - “Старый кругозор”

т/б “Азау” (д. р. Азау, п. Терскол)

Примечание: – пропущенные строчки говорят о конкретных несовпадениях заявленной
и фактической ниток маршрута

– полужирным шрифтом выделены определяющие локальные препятствия

– подчёркнутые перевалы – необходимый минимум для зачёта похода 2 к. с.

Причина изменения маршрута связана с задержкой графика движения на этапе перевала “Ак-Тёбе” в связи с непогодой, а также выпадением свежего снега в ночь перед планируемым взятием перевала “Техника Безопасности”. Кроме того, большое количество снега, а главное его состояние, требовавшее постоянного тропления, уже дали приличную нагрузку на группу, несмотря на её очень большой психофизический потенциал. Также по всем признакам: цикл непогоды, характер облачности, ветер и т. п. – ожидалось ухудшение погоды, что могло дополнительно задержать группу после прохождения перевалов “ТБ” + “Электрик”, или “Буревестника”. Вариант с обходом этих двух хребтов по долинам рек Чириккол (Талычхан) и Уллу-Кам давал гарантию прохождения маршрута в контрольные сроки как минимум на уровне 1 категории сложности.

Конкретная заявленная нитка маршрута в части перевалов “ТБ” + “Электрик” оказалась не очень удачной в плане большой вероятности срыва этого варианта. Но уж больно хотелось всё-таки пройти эти хребты (ни разу там не был). Хотя, повторяюсь, понималась зыбкость этого варианта. Но, у этого пути был большой плюс “за”. Дело в том, что пер. “Хотютау” в варианте прохождения 1Б (а именно так и следовало его идти, поскольку иначе не набиралась необходимая сложность для зачёта “двоечного” похода) тоже довольно проблематичен и рискован весной в связи с традиционно неустойчивой погодой в районе Эльбруса. Нам всё же повезло: погода испортилась, но не настолько, чтобы мы не смогли взять перевал “Хотютау”. Хотя и были вынуждены всё-таки заночевать на плато “Хотютау”. А ещё нам повезло, что мы встретились с Харьковчанами и общими усилиями тропили очень трудоёмкий снежный подъём на “Хотютау”.

Также был изменён график движения, о чём более подробно будет говориться ниже.

2.4 График движения

условия

Перепад высот, м

29 апр.

д. р. Гоначхир (1,5 км от устья) – д. р. Кичи-Муруджу (крутой поворот ущелья с СВ на ЮВ)

11, 12, 13, 14

19,2

5 ч. 25 м.

Движение по снегу. Крутой взлёт по лесу в висячую д. р. Кичи-Муруджу

Ясно. Утром Т чуть выше нуля. Вечером Т ниже нуля

+ 550

30 апр.

д. р. Кичи-Муруджу (крутой поворот ущелья с СВ на ЮВ) – пер. Ц. Кичи-Муруджу (1А, 3144) – середина спуска с перев. в д. р. Нахар

15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22,23

8,4

8 ч. 30 м.

Снежный пер. Ц. Кичи-Муруджу (1А). Тропление на взлёте и спуске

Ясно. Утром Т ниже нуля. Днём тепло.

+ 1144

-500

1 мая

середина спуска с пер. Ц. Кичи-Муруджу в д. р. Нахар – база отдыха “Глобус” (слияние р. Нахар и р. Гондарай, поляна Корт-Малы)

24, 25

14,4

5 ч. 00 м.

Крутой спуск с в д. р. Нахар по снежному насту. Далее долинное движение по тропе, а затем по грунтовке.

Утром Т ниже нуля. Ясно. Днём и вечером тепло. Вечером лёгкий дождь

- 964

2 мая

база отдыха “Глобус” (слияние р. Нахар и р. Гондарай, поляна Корт-Малы) – д. р. Актебе (в начале висячей её части)

26, 27, 28

13,2

5 ч. 30 м.

Движение по долинной тропе, снежным и лесным завалам. Преодоление заваленного ветками импровизированного моста.

С утра и до обеда дождь переменный. Низкая облачность. После обеда переменная облачность. Тепло.

+ 600

3 мая

Днёвка, вынужденная

29, 30

В ночь и утром сильный мокрый снег, тепло. Ветер умеренный. Днём переменная облачность.

4 мая

д. р. Актебе (в начале висячей её части) – пер. Ак-Тёбе (1Б, 3350) – д. р. Мырды (Мырдинские верхние альпинистские ночёвки)

31, 32, 33, 34 35

9,6

8 ч. 12 м.

Снежный пер. Ак-Тёбе (1Б). Тропление снега на подъёме и спуске. Движение по закрытому леднику в связках.

С утра тепло. Облачно. Пошёл устойчивый снег. Видимость слабая, переменная. К обеду разыгралась пурга. После обеда провиднелось кучевые облака, ветер умеренный. На Мырдинских ночёвках вечером сильный горный ветер.

+ 1070

- 850

5 мая

д. р. Мырды (Мырдинские альп. ночёвки) – слияние р. Мырды и р. Кичкинекол

8,4

2 ч. 35 м.

Спуск по заснеженным бараньим лбам. Движение по заснеженной болотистой долине, включая тропление. Далее лесная тропа.

С утра Т чуть выше нуля. Переменная облачность. Ветер умеренный. Во второй половине дня ясно, тепло.

- 550

6 мая

слияние р. Мырды и р. Кичкинекол – пер. Ю. Доломиты (1А, 3350) – д. р. Чунгур-Джар (сразу после спуска с пер. Ю. Доломиты)

37, 38, 39, 40, 41, 42

9,5

6 ч. 00 м.

Снежный пер. Ю. Доломиты (1А). Крутой взлёт из долины по травянистым склонам, потом тропление по снегу как на подъёме, так и на спуске с перевала

Ясно. Ветер умеренный.
Тепло.

+ 1400

- 700

7 мая

д. р. Чунгур-Джар (сразу после спуска с пер. Ю. Доломиты) – д. р. Уллу-Кам (выше Ворошиловских кошей, не доходя до слияния с р. Уллу-Узень)

22,2

4 ч. 40 м.

Спуск (в обход) по бараньим лбам, движение по заснеженному лесу, потом по долинной тропе и грунтовке.

С ночи под утро снег. Далее переменная облачность. Во второй половине дня лёгкий переменный дождь. Вечером, после установки лагеря, сильный продолжительный дождь.

- 1050

+ 500

8 мая

д. р. Уллу-Кам (выше Ворошиловских кошей, не доходя до слияния с р. Уллу-Узень) – пер. Хотютау (1Б, 3546) – лед. Б. Азау (на плато Хотютау, напротив ледопада в д. р. Азау)

43, 44, 45

13,2

5 ч. 45 м.

Снежный пер. Хотютау (1Б). Подъём по крутым травянистым склонам, частично заснеженным, в верховья д. р. Уллу-Кам. После перевала движение по закрытому леднику (плато Хотютау) в связках по азимуту

С утра переменная облачность. Т выше нуля. К обеду облачность и ветер усиливаются. После перевала плохая переменная видимость, переменный снег срывающийся на метель. Вечером Т около нуля.

+ 1446

- 200

9 мая

лед. Б. Азау (на плато Хотютау, напротив ледопада в д. р. Баксан) – ст. канат. дор. “Мир”, “Ст. Кругозор” – турбаза Азау (д. р. Азау)

46, 47, 48

2,0

2 ч. 00 м.

Пересечение валов ледника, обход ледовых трещин. Движение по закрытому леднику в связках по азимуту. Со ст. “Мир” спуск до т/б “Азау” на канатной дороге.

В ночь сильный порывистый ветер со снегом.

С утра Т чуть ниже нуля. Относительно ясно, но далее метель, видимость временами ограничена до минимума. Внизу, на т/б “Азау” дождь. К вечеру развиднелось, но в 21-00 опять продолжительный дождь. В последующую ночь снег.

+ 150

- - -

2.5 Техническое описание прохождения группой маршрута

29.04.2006

день 1

д. р. Гоначхир (1,5 км от устья) – д. р. Клухор –
– д. р. Кичи-Муруджу (крутой поворот ущелья с СВ на ЮВ)

19,2 км

+550 м

5 часов 25 минут

Сегодня первый день похода, очень ответственный. Необходимо пройти со стартовым весом 19,3 км и с резким набором высоты (около 550 м – с отм. 1550 до 2100) в висячую долину р. Кичи-Муруджу, как можно ближе к перевалу Кичи-Муруджу. Как этот день себя покажет, так и сложится дальнейшее путешествие.

Ночь была холодной с чистым небом и большими яркими звёздами. Ночевали, как уже указывалось, в 1,5 км выше устья реки Гоначхир не доходя до строящихся то ли коттеджей, то ли базы. В Домбай я не пошёл, поскольку это заняло бы весь день, а погода весной дорогого стоит (как и оказалось в дальнейшем). Решили, что мы, чтя туристский кодекс, не нарушим заповедного покоя и чистоты.

Фото 11. Верховья р. Клухор. Видна дорога
на Сев. Приют. Путь в висячую дол. р. Кичи-
Муруджу – слева по ходу
Выход с лагеря в 735. Место красивое: валуны, лес трава, чудные перекаты реки. Всё сохранили в девственной чистоте. Мусор снесли к стройке. Денис фотографирует всю группу, и активная часть маршрута наконец-то началась. Ущелье действительно заповедное, всё очень красиво: лес, скалы, река. Движение по шоссе. Однако, вскоре (30 мин) мы уже шли по снегу. Видны только километровые столбы. На 7 км (110 мин чистого ходового времени – далее “ч.х.в.”) лес закончился, и нам плавно открылись верховья р. Клухор и взлёт в висячую долину р. Кичи-Муруджу (Фото 11) За снегом потеряли дорогу, и уже перед слиянием р. Кичи-Муруджу с р. Клухор пришлось перейти вброд весенние половодные ручьи, что незначительно (на 15 мин) задержало наше поступательное движение.

За 155 мин ч.х.в. дошли до моста через реку Кичи-Муруджу, правый приток р. Клухор. Мост является частью шоссе и находится в 3 км ниже Северного Приюта.

Фото 12. Выход в висячую дол.
р. Кичи-Муруджу на границе леса
В 1245 начинаем движение по тропе. Тропа по Кичи-Муруджу проложена правым берегом, она отходит от шоссе в чистый хвойный лес метрах в ста от моста. Долина Кичи-Муруджу висячая, тропа быстро набирает высоту. Надо быть аккуратнее. Так, на этом подъёме, наш поход чуть и не прекратился. Денис оказался слегка перегруженным – он так старался, что готов был нести всё. На склоне, где много затрачивается сил, при перегрузе Денис ошибся: сначала потерял фотоаппарат, потом решил его найти и поставил свой рюкзак к дереву. Однако, рюкзак, оставшись без хозяина, решил покататься по склону. Я уже это видел, но не подоспел. Как только рюкзак зацепился почти за последнее дерево – это чудо. Дальше шли сбросы в каньон Кичи-Муруджу. Вот такая история.

Фото 13. Вид с начала висячей
долины Кичи- Муруджу на
массив Буульген (назад)
1335 встали в лесу на перекус после всех передряг с фотоаппаратом и рюкзаком. Вышли с перекуса в 1500. Через 30 мин. Вышли к границе хвойного леса. В 3-х км впереди возвышаются господствующие вершины хребта Муруджу: пика МИФИ (на северо-востоке) и пик Муруджинская Игла (слегка выглядывает ближе к северу) (Фото 12).

Фото 14. Вид на поворот ущелья
р. Кичи-Муруджу с СВ на ЮВ
Если обернуться назад, то можно увидеть открывающуюся панораму северного отрога ГКХ с массивом Буульген (Фото 13).

Здесь крутой подъём закончился (60 мин ч.х.в. от моста). Открывается ровная заснеженная долина.

Тропление нетяжелое. Река уходит под снег. На бугре у поворота ущелья есть кучка деревьев – березничок. Деревья засыпаны снегом наполовину. Там, в 1730 и встали – 90 мин. ч.х.в. от границы леса (Фото14).

30.04.2006

день 2

д. р. Кичи-Муруджу (крутой поворот ущелья с СВ на ЮВ) – пер. Ц. Кичи-Муруджу (1А, 3144, сн.)
– середина спуска с перевала в дол. р. Нахар

8,4 км

+1144 м

- 500 м

8 часов 30 минут

Задача дня – преодоление перевала Ц. Кичи-Муруджу (1А, 3144, сн.) и спуск в долину р. Нахар как можно ниже – неважно куда, лишь бы стоянка была нормальная.

Перевал Ц. Кичи-Муруджу находится в Даутском хребте – северном отроге Главного Кавказского Хребта, и ведёт из дол. р. Клухор и Кичи-Муруджу в дол. р. Махар-су (Нахар).

Начали движение в 520. Все молодцы, чётко собрались и вдохновлённые пошли работать. Ночью мороз, наст твёрдый отлично. За бугром и поворотом долины потянулась длинная пологая лестница террас, опирающихся на валы (Фото15).

Фото 15. Путь на ЮВ, по дол. р. Кич-Муруджу к пер. Ц. Кичи-Муруджу (снимок 29 апр.)

Уже со второго вала видны две снежные седловины, разделённые двугорбой скалой (седловина нашего перевала – левая по ходу) (Фото16). Контуры замыкающего долину гребня по обе стороны от скалы очень схожи, так что весь гребень выглядит симметричным.

Перед перевалом – ледник Кичи-Муруджу, который пока едва виден. От него начинается река Кичи-Муруджу. Конец долины в 4 км от бугра. Чтобы подняться на ледник (конечно заснеженный) надо несколько сот метров обойти слева бараньи лбы в направлении открывшегося на северо-востоке висячего ледника (Фото17).

Фото 16. Путь к пер. Ц. Кичи-Муруджу

Фото 17. Висячий ледник открывающийся
на северо-востоке в направлении пер.
Кичи-Муруджу Сев. перед подъёмом в цирк
пер. Ц. Кичи-Муруджу

Фото 18. Вид с плато ледника
Кичи-Муруджу назад, на путь подхода

Фото 19. Отрожек, закрывающий вид на
перевал Ц. Кичи-Муруджу после подъёма
на платоледника Кичи-Муруджу.

Фото 20. Взлёт на перевал
Ц. Кичи-Муруджу. Женя и Сергей
Свекольников
Ледник Кичи-Муруджу пологий. Из двух седловин по разные стороны двугорбой скалы наша седловина левая по ходу. В начале плато она прикрыта находящимся слева по ходу отрожком, который плавно огибаем справа по ходу (Фото19).

Идти тяжело, по очереди тропим. Сказывается ещё неполная акклиматизация, резкий набор высоты и стартовый вес. Тяжелее всего Олегу Манжосову и Жене Имайкиной. Но они стараются изо всех сил.

Сергей Свекольников замыкающий, оберегает группу от неожиданностей (Фото20).

Фото 21. Группа на пер. Ц. Кичи-Муруджу.
Вид в дол. р. Кичи-Муруджу
На перевал вышли примерно в 1330 (примерно – потому что группа слегка растянулась, но в пределах безопасности) – это 410 мин. ч.х.в. с утра (Фото21). Устроили перекус. Солнце светит вовсю, народ слегка подгорел. Денис потерял тёмные очки. Дали ему запасные.

Фото 22. Вид с перевал Ц. Кичи-Муруджу
в дол. р. Нахар
С перевала замечательная панорама на восток, где за рекой Нахар встают три вершины Нахара во главе с острым скальным пиком Большого Нахара (Фото22). За ним гребень Гвандры. Нахарское озеро не видно (заснежено), а вот путь к перевалу Нахар виден. Видна и ЛЭП идущая тем же путём из Абхазии (Кодорская ГЭС).

Фото 23. Спуск с пер. Ц. Кичи-Муруджу
С перевала ушли в 1450. Спуск постоянно по снегу (Фото23). Спускаемся по леднику Чауллучат, придерживаясь его левого края: правее есть риск попасть на бараньи лбы. Снег конечно уже подраскис, тропить ужасно тяжело. Но народ мужественно держится. После первого перехода я уже посматриваю, где можно встать, чтобы была вода – топить снег крайний случай и долгая история. Денис упрямо снимает очки, в коне концов потерял одно стекло. Мы настояли и заклеили одно “очко”. Забегая вперёд, скажу, что от слепоты нас бог миловал, а вот сетчатку глаз упрямец Денис всё же подпалил. Потом смотрелся как вампир – с горящими (в красных прожилках белки) глазами.

Через два перехода (100 мин. ч.х.в.) в 1630 подходим к громадной скале - перпендикулярной спуску и смотрящей своей черной стеной на юг. Снег над ней подтаивал из-за её нагрева и стекал ручейками позволяющими набрать воду. Лучшего нечего было и желать. Встали лагерем. Это примерно на середине спуска в долину реки Нахар. Пришлось изрядно потоптаться, дабы вытоптать площадки под палатки и кухню. Дежурными была моя палатка (давеча решили дежурить палатками): я, Чунаев Сергей, Олег Манжосов и Юра Щербина. Приготовили ужин, покормили народ и набрали наутро воду, а то в ночь мороз и придётся топить снег.