Автор: Дмитрий Монисов, г. Мариуполь

Две недели счастья

Идея восхождения на Эльбрус возникла, когда я впервые его увидел, но тогда это всё было на уровне мыслей - а не плохо было бы… Более – менее стал думать реально года три назад. Зимой 2004 с Максом Молдовановым решили сходить в феврале, объединить лыжи и гору. Взяли снарягу, подъехали под гору, покатались три дня на лыжах, решили, что акклимуха уже есть, поднялись чуть выше приюта, переночевали. Отхватили по полной горняшки, я даже до скал Пастухова (4700) не поднялся, настолько скрутила горняшка, и вернулись обратно. Тоже были свои кайфы, - 25 за бортом – 20 внутри, с нами ночевал восходитель один, всю ночь храпел, но зато восход впечатлил и горняшка тоже, с ней я впервые там и познакомился. Когда увидел Эльбрус издалека, с пика МИФИ, захотелось очень. Наметил на это лето, договорились с Лёней Плясом на сентябрь, внушало доверие, то, что он уже был там. В этом году в мае погибли 7 человек, потом, в августе, ещё 2, психологически это напрягало, ещё и с работой никак не могло решиться, вроде получалось, а вроде и нет. С работой решилось всё буквально в 30-х числах августа.

Я Лене сказал, что может не получиться, он уже пал духом, но всё срослось. Мы взяли билеты на поезд Ростов – Невинномысск, причём поезд отправлялся не с Ростова, а с Первомайской (это типа нашей Сартаны). 2 сентября, в субботу, выехали на автобусе из Мариуполя , как обычно, билетов не взяли и ехали стоя до Ростова, причем предыдущий автобус сломался, и народу набилось много. Успешно доехали, там сели на маршрутку «Газельку», с нашими рюкзаками это было не просто сделать, кстати, стартовые рюкзаки были около 37 кг. Приехали на эту Первомайскую, там было прикольнее, чем на вокзале в Ростове. Во-первых, маленькая станция, людей почти не было, и менты не цеплялись. Бесплатный сортир, на улице кран с водой (а было очень жарко) так что приняли душ… Рай для туриста. Поезд пришел по расписанию, в Невинке были в 2 часа ночи, я настроился сидеть на вокзале до 5, но, помня летнюю поездку, сходил на перрон. О, чудо! Стоит наша электричка на Черкесск на запасном пути, и даже двери открыты. Я к проводнику: поспать, дескать, можно? Она пустила, получился полноценный сон, проснулись уже почти в Черкесске. Там через 10 минут сели на маршрутку на Карачаевск и около 9 были на месте. Далее подождали маршрутку на Хурзук в 10-20, позавтракали, пока суть да дело, пришел ПАЗик. Приехали на место около 13-00, упорядочили рюкзаки, переоделись в походное и пошли на маршрут. Программа максимум была такая: дойти или доехать на попутке до нарзанов в долине реки Битюктюбе, это в 22-х километрах от Хурзука. Сразу скажу - доехать не получилось, машин было очень мало, вернее, было всего две и они не взяли. Пошли, начиная с высоты 1500, медленно, делая переход по 20 минут, шли по хорошей дороге, она почти не набирала высоту, но, учитывая вес рюкзака и первый день, было тяжеловато. Я попутно ел малину, она в изобилии росла на обочине дороги, шел и ещё не осознавал, что я на Кавказе и иду на Эльбрус, что моя мечта может осуществиться, мыслями был ещё в городе. Но рюкзак периодически напоминал, где я, но это было даже приятно. Кстати, шли очень ровно, темп устраивал и меня, и Лёню, что не могло не радовать. Не дошли мы до нарзанов, часов в 7 стали на стоянку на слиянии рек Битюктюбе и Уллухурзук, за день набрали около 500 метров. Поставили палатку, и прямо как по заказу пошел дождь. Приготовили ужин, выпили спирта, кстати, взяли его с собой 1.5 литра (и не хватило), и жизнь наладилась, я стал отрываться от города и переноситься в любимую походную жизнь. Приятно было сидеть в палатке. Идёт дождь, а ты в тепле и с чувством того, что сегодня прошел столько, сколько нужно, а впереди «сбыча мечты».

Встали рано и в 7 утра пошли дальше, погода была облачная, и я ни как не мог увидеть Эльбрус - он был в облаках. Наконец стали подходить к нарзанам, и я увидел «первый» Эльбрус, в последствии оказалось, что перевал Фрунзе, мы туда ходили на акклимуху. Настоящий Эльбрус был от нас закрыт, но как бы то ни было в 11 часов пришли на нарзаны (высота 2500) , набрали 1000 метров. Тут отдохнули: устроили обед и оставили заброску, т.е. все лишние харчи и одежду положили в мешок и оставили на коше, договорились забрать их 7-го числа. А план был следующий: выйти на перевал Балкбаши, 3700, и там постоять в качестве акклиматизации с радиальными выходами повыше, 7-го числа спуститься обратно, а 8-го спуститься к Хурзуку и там ждать СМС с моей работы. Меня отпустили с условием, что, если понадоблюсь, утром 11-го, я должен быть в Мариуполе, а так как сотовая брала всего в 2-х километрах от Хурзука, можете представить, какая ждала акклимуха. С рюкзаком вниз, а если всё нормально, то опять вверх на 20 км. По- комсомольски, но то, что отпускали вообще, это уже был подарок. Итак, оставив заброску, разгрузив рюкзак и попив вволю нарзана, мы пошли на перевал, немного ошиблись с тропой, но добрый «горец» подсказал правильную, и, не блукая, мы пошли по тропе. Тропа начинается сразу за верхним кошем и, по первому ручью, впадающему в Битюктюбе, уводит влево по ходу. Мы умудрились её потерять, но направление было понятно, рельеф был приятный - травка. Идти вначале было хорошо, рюкзак лёгкий - порядка 32 кг. Шли, постепенно набирая высоту. В этот день набрать надо было 1700 метров, я не верил, что дойдём, думал: найдём площадку и станем. Но на одном привале вроде как открылся Хурзук, было это на высоте примерно 2900, я так, шутки ради, включил мобилу и… поймал «Билайн», сигнал был на грани, но пришла СМС из дома. Я отправил ответ, он прошел, это значило, что не надо теперь идти к Хурзуку, а можно здесь иметь связь. И мне пришла впервые мысль, что всё получится, хочу сказать, что на каждом привале я включал GPS, и он отмечал наш трек, и точку связи я забил в навигатор. Сказал Лёне, он тоже обрадовался, сил как-то прибавилось, и мы пошли резвее. Прикол состоял в том, что выше уже связи не было, хотя сеть мобила цепляла, но, видать, сигнал, излучаемый мобилой, был слабый для связи. Но как бы то ни было мы часам к 5 вышли на перевал Балкбаши, 3700, пришли на рогах, за день набрать 1700 - для меня рекорд. Вышли, а там ни снега, ни воды не было, перевалили и спустились на 150 метров ниже, там были отличные стоянки и небольшое озерцо-лужа. Сказать, что стоянки отличные, - ничего не сказать, такое ощущение, что пол выравнивали с уровнем и стенку от ветра сложили на века. Поставили палатку, пошел снежок с крупой, на перевал я зашел достаточно резво, и самочувствие было хорошее, несмотря на высоту. Аппетит - тоже, горняшки не было (у меня первый признак - это отсутствие аппетита и тошнота). Поели отлично, выпили, и тут я понял, что в горах, что город остался там … Вокруг горы, тучи, ветер, крупа шуршит по палатке, и такое счастье накатило - ну просто щенячий восторг. Вскоре снег идти перестал, но ветер не успокоился, дул всю ночь, причём очень хорошо дул. Палатка с честью выдержала всё, всё-таки штурмовая, 4-х дуговая. На утро проснулся с тошнотой и разбитый - такое ощущение, что всё съеденное вчера и не собиралось перевариваться. Думаю: вот она и пришла – ГОРНЯШКА. Попили чайку, пока то, сё, вроде полегчало, погода вроде наладилась, солнце вышло, гора открылась, и мы пошли искать, куда можно повыше залезть.

Взяли снарягу, прошлись по леднику, поднялись по разрушенным скалкам на ступень ледника. Шли без кошек, было стремновато: всё-таки скользко, убиться - вряд ли, но слететь можно было. Подошли под горку, я её на подходе под нарзаны принял за вершину Эльбруса. Ветер усилился, надели кошки, взяли ледорубы, связались и пошли по леднику вверх. Вначале он более-менее пологий, до 25, ближе к вершине крутенький, до 35 градусов. Шли по фирну, иногда выходили на участки льда, когда ледник кончился, пошли по сыпушке и вышли, как оказалось, на перевал Фрунзе, 4050 метров. Вид открылся - ну закачаешься, подъём был не сложный, и свеженькими шли, сил для восторгов осталось много, пейзаж был сурово-красивый: стекающие вниз ледники, в крутых местах с ледопадами, скалы как зубы дракона. Открылись прилегающие горы, вершина Эльбруса отсюда казалась такой близкой, и идти туда было ну от силы час. Я снова впал в нирвану, такое в городе если и возможно испытать… Ну я не помню таких минут. Вспомнилась песня Высоцкого: «Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь, десятой доли таких красот и чудес». И точнее не скажешь. Я осознавал себя мурашкой на теле гиганта, сложно подыскать слова, дабы выразить то, что я чувствовал тогда.

Понирванили и пошли вниз. Вниз, кстати сказать, идти было достаточно стрёмно, ледник крутоватый, а опыта хождения в кошках почти не было, благо был учитель – показал, как и что. Стало получаться, спустились, тут поднялся по настоящему сильный ветер, Леня снял бахилы и приточил их к рюкзаку, мы вышли снова на перевал Балкбаши, ветрюган буквально сдувал с гребня когда пришли к палатке, Лёня обнаружил, что одну бахилу унёс ветер, он не поленился и пошел её искать. Я бы не пошел, устал, ветер к тому же продул, и стало знобить, залез в палатку и попробовал заснуть, но был только в дреме. Пришел Лёня, свою бахилу не нашел, зато нашел пару бахил «левых» потерял одно, горы подарили другое. В Мариуполе в инете я нарыл статью о таблетках, которые помогают перенести горняшку, в основном витамины и стимуляторы всякие. Купили мы не всё, но много, и ели их, ритуально запивая спиртом, вот не знаю, помогло это или нет. Итак, лежу, ем колёса, а на улице ветер крепчает, хотя и солнце светит. Мы обсудили и решили, что завтра сходим ещё раз радиально на Фрунзе, а вот послезавтра соберём лагерь и перетащим его на Фрунзе, там и заночуем, потом раненько спустимся и пойдём за СМС, а дальше по ситуации. К вечеру вроде полегчало, даже поел и лег спать. Утром проснулись, а погодка совсем некакашка, пошел снег, стал актуальным девиз «турист спит – аклимуха идёт». Шестое сентября, а на улице снег во всю валит, ветер прекратился, тихо и снег. Настолько прикольное зрелище - цветочки из-под снега. В облаке сидим, туман и снег. Классическая погода для отсидки. Я после вчера оправился уже полностью, но вот болезнь с желудком так и не прошла, Леня предложил кардинально: полстакана водки с солью. Ну, сказано-сделано, и пережидать погоду стало веселей. К чему я про свой желудок рассказываю? Вот к чему: позвал меня желудок на улицу, отхожу от палатки, глядь, а тут бахила потерянная лежит. Ну, думаю, точно всё в порядке будет, сходим на гору. Беру я бахилу и в палатку, Лёню обрадовать, говорю: так и так, а он решил, что это не потерянная бахила, а её от палатки отнесло ветром. Ну, думаю, всё равно поймал, хоть одна останется. Часам к 12 снега навалило много, стали постоянно с палатки его струшивать, выхожу на улицу, а там тишина, и снег идёт, и на меня очередной приступ счастья накатил. Казалось, ну что такого - идет снег, ну тихо, посмотрел вокруг: снег, горы, палатка желтенькая, и вокруг никого, как будто одни на всей земле остались, стою, улыбаюсь и нирваню. Ночью похолодало, и поднялся ветер, утром выдул половину снега, в палатке - минус 3 градуса, но спать было не холодно: или спальники были тёплые, или мечта грела - одно из двух.

Погода была ходячая, позавтракали и пошли снова на Фрунзе. Подошли под горку, стали одеваться, и тут оказалось, что у Лёни две бахилы, та бахила, что я нашел, всё-таки оказалась второй потерянной. Ветерок поднялся, мел позёмку, мы поднялись на перевал, поснимали на видео и поняли, что очень верно сделали, что не пошли с палаткой сюда. Ветер был сильный, а на перевале даже очень, место открытое и продуваемое, хотя там были оборудованные места под палатки. Удивительно, перевал этот больше виртуальный, придуманный, его легче обойти, чем через него идти. Погода стала налаживаться, над западной вершиной было ясно. Примета такая есть, если над западной ясно, то погода будет хорошая. Житие на высоте уже стало чувствоваться, подъём на перевал дался гораздо легче, и есть хотелось уже систематически. Поглядел на окрестные виды, хорошо стало, даже согрело как-то. Спустились, и ветер постепенно стал стихать, уже не дул постоянно, а периодически. Снег почти весь сдуло ветром, и пейзаж снова стал лунным: эльбрусский шлак и ледники. Вечером пофоткали закат на Эльбрусе. Как только село солнце - ветер пропал, была тишина и мороз. Появилась луна, было полнолуние, зрелище - сказать фантастическое - не сказать ничего, на меня снова накатило безотчетное счастье.

Смотрел на луну нирванил, а вокруг стояла такая тишина, что уши болели. Леня ушел спать, а я не мог прийти в себяю. КРАСОТИЩА. Стоял ещё минут 40 , упала пара звёзд, но потом мороз загнал меня в палатку. Спали, было непривычно тихо – ветра не было. Утром погода была идеальная, облаков не было, тепло. Мы погуляли по ледникам, и стали собираться вниз. Погода звенела. Вышли на перевал, и пошли вниз. Как водится, блуканули, пошли по старой тропе, потом немного поднялись и нашли дорогу, по которой шли сюда. Двигались по приборам, GPS помог. Стали подходить к тому месту, где была связь, у меня был пробит трек, а точки, где была связь, я не поставил. Бросил рюкзак и пошел по прибору, связи не было, наконец, схватил «Билайн», я попытался проверить счет, но фигушки. СМС входящих не было, это насторожило, я попытался отправить СМС, но фиг. Пошел дальше вниз, наконец вышел в точку, когда включил навигатор на привале. Связь завязалась, и я отправил СМСки жене и начальнику, ждал минут 10, ответа не было. Сижу и думаю: а вдруг связи не будет? Тогда надо идти вниз 22 км, к Хурзуку. Рюкзак остался метров на 150 выше, подошел Лёня, я выключил мобилу и пошел за рюкзаком, поднялся, забрал его, стал спускаться, и нигде связи не было. Подошел, включил телефон, и пришло сразу 2 СМС - от начальника и Наташи. Начальник написал, что всё нормально, я прочитал и стал прыгать от двойной радости, во-первых, иду на гору, во-вторых, не надо идти вниз 22 км. Леня сразу всё понял, радости не было предела, поход продолжается. Я забил точку, где была связь, в навигатор, отправил ещё СМС, получил ответ, кстати, СМС из России через роуминг стоит порядка 3-4 грн. Я узнал это позже, а сейчас, в полной уверенности, что они копейки стоят, отправлял. Пошли вниз и увидели стадо яков, я впервые видел этих зверей, похожи на коров, но очень мохнатые. Пофоткали.

И через 40 минут были уже внизу, на нарзанах, забрали заброску, поставили палатку, попили нарзана, готовили ужин. К нам подошел местный горец, принёс миску варёной картошки с барашком и, самое ценное, солёные помидоры. О, мы устроили пир на весь мир. Кто был в горах и ходил походы, заценит, что это такое после недели на кашах и «мивинах». Варёная картошка да ещё с помидорами солёными! У нас был ужин с видом на Эльбрус, последние дни мы и завтракали, и обедали, и ужинали с видом на Эльбрус. Лепота, созерцаем Эльбрус, едим помидорчики, закусывая картошкой, и попиваем спирт – вот это и есть настоящее счастье. Период акклимухи закончился, и началось всё по взрослому. Утром оставили заброску в коше и раненько вышли на маршрут, какое-то время с нами шел местный карачай, сказал: «Были бы кошки, я бы с вами пошел!» Мы посмеялись… Переход был достаточно неинтересный, с верхнего коша повернули направо по ходу, перешли мост и далее без тропы стали траверсировать склон вдоль реки. Вышли к истоку реки и перешли русло, поднялись на сыпуху, стал попадаться снег, вылезли на осыпной гребень, прошли траверсом по нему через снег, периодически проваливаясь по колено. Наконец вышли к местам стоянки на леднике, сверху засыпанном шлаком. Пейзаж, каким я его увидел, лунным назвать - это мягко, мы были в осыпном цирке, где местами был просто шлачный песок, в который нога уходила по ступню, вокруг голые скалы, а сверху стекали ледники. Высота 3500.

Такое ощущение, что сюда недавно ударил метеорит или Эльбрус извергался, настолько суровый вид, ничему живому тут места не было. Ещё и наложилась усталость от перехода, я посмотрел туда, куда завтра надо было идти, и увидел стенку из сыпухи и льда, куда бы здравый человек не пошел. Сказать сыпуха - ну это не сказать ничего, сыпуха в квадрате, непонятно было, на чём всё держалось. Поставили палатку, поели, и глядишь, жизнь-то наладилась, и сыпуха стала казаться не такой осыпной, и ледник не ледниковым. Поснимали на камеру пейзажи, взяли друг у дружки интервью. Леня стал тренироваться хождению в паре с GPS. А когда солнце стало садиться, мы оказались на Марсе: все скалы залил ярко-красный свет, я отказывался верить глазам своим, так не бывает, скалы стали такого кровавого цвета, и эти сыпухи… Ну ни дать ни взять - Марс.

Появились звёзды, и мы снова были на Земле под Эльбрусом. Утром встали затемно, поели, собрались и в 7 часов вышли. Прошли зону морен и подошли к леднику. Идти с рюкзаком на высоте было тяжеловато, и ледник был достаточно крут участками: вбивали ноги в лёд, он крошился - был очень хрупкий, как стекло. Поначалу, пока не привык, было стремновато, если упадёшь на таком леднике - шансов зацепиться мало, а падать было куда. Прошли язык ледника и вышли в зону трещин, огромных таких, наполовину засыпанных снегом и шлаком, но место было пологое и всё хорошо обходилось. Далее вышли на сыпуху и, не снимая кошек, пошли по ней, жалко кошек было, но жизнь дороже. Далее был ключевой участок - метров 8 скал, скалы были сильно разрушенные, практически всё было живое, всё едет, нет опоры, градусов под 45. Впервые стало по настоящему страшно: было куда лететь, а слететь можно было запросто. Мы шли без страховки, верёвкой сыпали бы камни друг на дружку. И тут я чуть не сказал: «Пошли обратно!» Мы договорились: если что-то не так и один говорит: «Идём назад!», то идём безо всякого. Но пролез-таки этот участок, и вышли на основную сыпуху, самую страшную. Такого у меня не было, я прошел треть подъёма и чувствую: не могу дальше, НЕХОДИМЫЙ рельеф, и тут второй раз думал повернуть назад. Подошел к леднику, надел кошки, и по снежнику между ледником и сыпухой стал подниматься. Идти было очень тяжело, проваливался по щиколотку, но морально стало легче. Леня подошел к ледовой стенке первый, я минут через 10, надели обвязки, связались и полезли, стенка представляла собой 50 градусный склон из чистого «бутылочного льда», шли с попеременной страховкой. В кошках и с ледорубом шел первым Леня, я его страховал. Прошли две верёвки чистого льда и вышли на следующую ступень ледника, было сравнительно полого, до 25 градусов, и был снег. Мы пошли одновременно в связках, тропя по очереди снег и считая шаги, идти было тяжело, снег проваливался. Прошли и эту ступень, вышли под ледопад, над нами висела махина очень растрескавшегося ледника, тут и устроили обед. Леня предлагал, как вариант, заночевать здесь хотя склон был градусов 15-20, но снежный, можно было сделать площадку из снега и заночевать, но силы ещё были, да и место не очень, и ледопад над головой. Пообедали и пошли, дальше начинался ключевой участок - траверс ледопада и, далее, скалки. Место следующей ночёвки было в ранклюфте, нормальным языком – ласточкино гнездо, скала навесом над нами, вся растрескавшаяся и висящая на соплях.

Скала нагревается и топит ледник, примыкающий к ней, вот и образовалась маленькая площадка, относительно ровная, правда, с лужей, но ночью лужа замерзает, не страшно. Забросали камнями лужу, поставили палатку. На завтра было намечено восхождение, я себе думаю как я завтра пойду на гору ?! Устал страшно, но потопили снег, попили чайку и силы вернулись, поели хорошо, вот что значит хорошая аклимуха. Погодка была хорошая, все облака были внизу, после еды мир стал восприниматься ярче. Постоянно слышались обвалы со стены Кюкюртлю, сыпал и ледопад напротив нас, один раз откололся большой кусок льда, грохота было… Пошла небольшая лавинка, получилось её сфотографировать.

11 сентября встали рано, погода была отличная - холодно и безоблачно собрались, надели обвязки, кошки и пр., связались и пошли на гору. Через 10 минут вышли на западное плато, действительно плато - огромное снежное поле, всё плоско и просто, высота 4650. Дальше началась «ишачка», вершина выглядела так, что, казалось, за час туда добежишь, я оглянулся назад и увидел бескрайнее море облаков, которые прибоем бились в горные хребты, но самое грандиозное - это тень от Эльбруса на полнеба.

Шли мы с запада, а солнышко встает на востоке, и Эльбрус откинул тень, я долго «втыкал», что это, Лёня просветил, пожалуй, то, что я видел, было пограндиознее вчерашнего заката. Я оторваться не мог от такого зрелища, но надо было идти. Поначалу шлось хорошо, правда, ощущалась легкая тошнота, потом прошло, стали подниматься на первую ступень, снежно-ледовый взлёт, шлось по 60-70 шагов, далее отдых. Прошли ступень 4850, стало тяжеловато дышать, и дул холодный ветер, мел позёмку. Леня оторвался минут на 10 и шел впереди. Чем выше, тем меньше шагов делал и чаще останавливался, прошли 5000. Самочувствие нормальное, застрял на 5200, казалось, иду около 30 минут, смотрю альтимитер - 5220, иду дальше минут 25, смотрю - 5260. «Блин, - думаю, - эти 5200 не кончатся никогда!» Самое тяжелое было после 5550, последние 100 метров дались очень тяжело. При подходе к вершине уже не было никаких эмоций, кроме усталости. Когда осталось метров 15, я не смог их пройти на одном дыхании, шел с тремя остановками по 3-5 шагов. Наконец она - вершина, подошел и накрыл рукой самый высокий в Европе камень с табличкой, что это 5642 м. Эмоций не было, ни радости, ничего, была усталость. Ветер сорвался с цепи, на вершине страшно дуло, я прилагал усилия, что бы не унесло. Немного пофоткался, увидел Ушбу и восточную вершину.

И … пошли вниз. Я себе представлял, сколько эмоций будет на вершине, а на деле - не съели сникерс, не позвонили домой, даже камень не взял с вершины, просто пошли вниз. Спуск прошел на автопилоте, брел на рогах, уже не замечая красот. Спустились за полтора часа, причем пригодился GPS, нет, погода была нормальная, но, когда спустились на плато, не узнал наши скалки, а Леня ушел первым, и я его уже не видел. Спустились к лагерю, погода стала портиться, появились перистые облака, стало затягивать вершину. Попили чайку, но эмоции по поводу горы не появились, настолько устал, что провалялся весь вечер. К вечеру всё затянуло, и заката не увидели.

Ночью потрескивал ледник, спишь и слышишь звуки, как будто ледник проседает, скажу вам, не очень приятно. Утром проснулись рано, вылезли, но оказались в облаке, покушали, и часам к 8 вроде бы растянуло. Собрались буквально за 40 минут и пошли вниз, вроде погода стала налаживаться, спуск проходил так же, как подъём, - с провешиванием верёвок и попеременной страховкой. С утра снег хорошо держал и ключевой траверс скалы и ледопада мы прошли буквально за час.

Протормозили со спуском по ледовой стенке, спускаться по 50-ти градусному склону было стремновато, даже с верхней страховкой, и физически тяжело. По снежнику прошли страшную сыпуху. Далее для меня начался самый ключ - осыпной склон до 30 градусов. Не снимая кошек шли по сыпухе, всё ехало, и было куда лететь, страшно было. На самом крутяке Лёня меня постраховал, хотя верёвка и спускала камни, но с ней было надежнее, лез вниз по сыпушному крутяку с выходами скал. Спустился на ледник, подождал Лёню, и пошли вниз, ледничок был крутенький, до 30 градусов, но спустились. Во время прохождения этого участка пошел мокрый снег, примерно через час были на месте лагеря номер 1, 3500 м. И тут поздравили друг дружку с горой. Взойти - это треть дела, народ гибнет в основном на спусках. Самые тяжелые участки прошли, и можно было считать, что гору сходили. Снег пошел стеной, мы мокрые, но счастливые, стали ставить палатку, пока ставили, палатка-то и была не сухая, стала мокрая. Залезли, поели, выпили, и тут я понял, где я был, и что сбылась «мечта идиота», сходил-таки Эльбрус. Весь вечер сидели в палатке, снег шел не переставая. Ночью снег прекратился, и ударил мороз. На утро оказалось, что спали в холодильнике: в палатке было -7, иней бородой свисал с потолка. Но странно то, что по ощущениям было не холодно, сказалась хорошая снаряга. Вокруг стояла зима, и это 13 сентября.

Светило солнце во всю, везде лежал снег, который хрустел, когда по нему ходили, и действительно было холодно. Но утро было просто сказка, удивительно то, что ниже метров на 200 уже была весна. Мы попали в сказку «12 месяцев», когда за день прошли все времена года. Автор сказки наверняка тоже ходил в горы. И пейзаж из мрачно-шлачно-лунного, стал такой веселенький зимний. Спустились вниз без всяких проблем за 2 часа, забрали на коше заброску. И тут начались мелкие, но очень приятные кайфы. Попросили продать айрана и сыра. Дали так. Впервые попробовал «сусак» - смесь айрана и нарзана (очень прикольный вкус), дали и сыра, сказав, что он де не досолился, пускай полежит, дойдёт. Смешные люди! Мы его тут же съели, после горы он показался самым лучшим сыром в мире. Поблагодарили женщину с коша и пошли ставить палатку. Подошел карачай, спросил, сходили ли мы гору. Поздравил нас, взял Лёню и повез на машине за угощением. Леня вскоре вернулся и принёс: бутылку водки, сало, сыр, помидоры, огурцы, тушенку и, главное, 20 шт. яиц. Мы устроили пир на весь мир: пожарили сало на шкварки, закинули туда яиц, сварили рис. Под местную водку (мягко говоря, не очень хорошую), стали пировать. Вкуснее еды, чем в горах в походах, я не ел, никакая еда в городе или шашлык-башлык и близко не стояли, пировали, пили водку, и всё с видом на Эльбрус кайфы продолжались, сплошная нирвана. К вечеру нас посетило «чудо», гляжу: идёт мужик лет за 50 со сраненьким рюкзаком и одет так же. Поздоровался, узнал, что все отдыхающие уехали, остались только мы, очень расстроился - думал на попутке уехать сегодня. Оказалось карачай, впервые в горах, поехал в Пятигорск на базу отдыха, но там вроде мест не было, купил снарягу на оставшиеся деньги и пошел, ни разу не разбивал палатку, ночевал на кошах. Даже ложки с собой не было, ну ни дать ни взять «автостопщик по горному», мы разбили ему палатку, поели вместе, угостил он нас шоколадными конфетами.
Ночью было прохладненько, но погода держалась, наутро вышло солнце, и наступило лето, «чудо» ушло вниз, а мы пошли за следующим кайфом. Я говорил, что мы стояли на поляне нарзанов, там был бассейн с нарзаном, естественное джакузи, совершенно бесплатно. Причём нарзан был значительно теплее воды в речке, решили искупаться. Ну, такой кайф нужно испытать, когда после 11 дней немытия залезаешь в тёплую ванну с нарзаном, да ещё и джакузи. Ни за какие деньги такой кайф не купишь, я оттуда вылезти не мог, так классно было.

Хотя на солнце было жарко, в тени около 10 градусов тепла. Заставил себя вылезти, пофоткались и давай прыгать в нарзан. Нирвана не прекращалась , 11-й день счастья продолжался, я был счастлив как ребёнок. После обеда похолодало, стали ходить облачка, поднялся ветер - всё говорило о смене погоды. У нас был последний ужин с видом на Эльбрус, с салом и яичницей, праздник желудка продолжался. Ночью пошел дождь, и утром было всё мокрое, выше нас, примерно метров на 150, выпал снег. Сегодня прощались с Эльбрусом и шли вниз под Хурзук с тем, чтобы завтра с утра ухать в Черкесск, а далее в Ростов и Мариуполь. Собрались под мелко моросящим дождём, он то шел, то прекращался, и пошли не торопясь. Вниз идти было приятнее, дождь включился и стал идти не прекращаясь, но это уже были мелочи, мы спускались вниз, сделав всё, что хотели, и даже больше. Было приятное чувство удовлетворения, я, наконец, понял, что был там, стоял на горе, а главное, не смотря ни на что, не повернул и дошел. Меня это очень грело, и никакой дождь был не страшен. Наверное, это замена борьбы-войны, когда реально существует опасность не вернуться, получаешь от этого адреналин и подсаживаешься на это, как наркоман. Но тут очень важно не терять контакт с реальностью, я всегда говорю, что в мире очень много гор, где я не бывал, и гробиться даже на самой большой я не хочу, есть семья, друзья и… горы … Лирическое отступление. Подошли под Хурзук, по дороге насобирали грибов, дождик закончился, поставили палатку, я пошел звонить домой. Метров 100 ниже по дороге поймал сеть и попытался отправить СМС, но облом оказалось, что на счету – 2 грн. СМСки очень дорогие поучились 3-4 грн., но у Лёни был телефон, и я отправил СМС, пришел ответ, и мы пошли делать грибы. Грибы сделали на остатках сала, с луком и шкварками, плюс гречка с тушенкой, такого рациона в походе у меня ещё не было, залили всё остатками кетчупа и … я ел и мурчал как кот.

По дороге прошла группа симферопольцев, шли они на гору, вспомнилась песня Высоцкого: «…и только немного завидуешь тем , другим , у которых вершина ещё впереди…», вот тут он не прав: ни грамма не завидовал, у нас получилось всё на ура, и ничего изменить не хотелось. Потом разожгли костёр и сидели молчали, смотря на огонь завершение горной части похода было очень красивое: стояли у реки в «зелёнке», палили костёр, даже погода более-менее наладилась, показались звёзды. Ну, а утром проснулись, в 5 утра спустились к Хурзуку, сели на автобус, а дальше Карачаевск – Черкесск – Ростов – Мариуполь. Две недели счастья.