Горы мира > Кавказ > Безенги >

Белорусы в Безенгах

Альплагерь Безенги

Сезон 2006

Домашняя зарисовка - вид из лагеря
Когда-то, на заре альпинистской жизни, слово «Безенги» было для меня пугающим и манящим одновременно. Нам, новичкам, говорили, что Безенги – суровый район. Надо не только снаряжение хорошее иметь, но и опыта набраться достаточно, прежде чем ехать туда. Давняя мечта побывать в Безенгах осуществилась, причем неоднократно. Три сезона подряд топтали мы склоны и обживали стены этого района. Надо сказать, что он оказался вовсе не таким суровым, как представлялся.

Едем в горы
Может, сказалось время, последние годы на Кавказе все теплее и теплее становится, а может, у страха глаза велики, а наличие опыта их сужает. За три года район стал родным, почти домом или летней резиденцией. Некоторые участники нынешних сборов провели там целых четыре сезона подряд. Все-таки хочется иногда разнообразия. Но постоянно возникают некие препятствия, как то нехватка средств «на куда подальше» и короткий отпуск у большинства членов команды. Поэтому выбирается самый приемлемый вариант. И этот вариант оказался в этом году приемлемым почти для тридцати человек. Это не считая других белорусских команд, которые также обжили Безенгийское ущелье.

Сезон открыт. На в. Панорамный
Получилось так, что из-за большого количества участников пришлось делиться на группы и ходить параллельно. Оказалось, весьма забавно лезть на гору и наблюдать на соседней справа или слева, а то и одновременно на двух сразу, наших товарищей. Как сказал наш неизменный начспас Юрий Сергеевич Саратов, у нас была визуальная связь.

После стандартного акклиматизационного выхода, мы на пять дней удалились из лагеря, чтобы пожить на ночевках «3900» и там завершить процесс адаптации к высокогорным условиям восхождениями, загоранием, поеданием сухофруктов, сала и маринованных огурцов, а также тестированием новоприобретенных цифровых фотоаппаратов в любое время дня и ночи. Восхождений совершили много (по маршрутам 2б, 3б, 4а), причем менялись и категории маршрутов, и состав групп, и, что немаловажно, набор вершин у каждого из участников. То есть посетили и пик Панорамный, и в. Кундюм-мижирги, и Птицу, и М. Уллуауз. Что позволило со спокойной душой направить свои стопы далее к Джанги-кошу и Безенгийской стене.

Ночевки 3900. на фоне неба -
Уллу-Ауз и Кундюм-Мижирги

Жизнь на 3900

И началась спортивная программа… Заявили мы команду на Дых-тау по 5а и команду на Шхару по 5б. Ребята – Коля Шихов, Игорь Рыжиков и Гена Максименко – прошли маршрут Томашека на Шхару Гл. за три дня. Благо погода не подкачала. Мы же – Стас Шабуня, Володя Сиротин, Андрей Евменчиков и, собственно, я - еще один день потратили на подход под сам маршрут. И потом тоже три дня жили на горе.

Спокойной ночи, солнце

Путь на Джанги-кош

Гора встретила камнями на подходе при подъеме по кулуару. Пришлось в прямом смысле слова убегать на скальный гребешок между двумя снежными кулуарами. Причем камни включили ровно в час дня. Ночевка под началом маршрута запомнилась, во-первых, своей теплотой, т.к. спали мы на черной осыпи, которая очень хорошо грела нам бока. А во-вторых, камнепады снова напомнили о себе. Среди ночи нас разбудил ужасный рев, переходящий в страшный грохот. С северной стены Дых-тау по ночам лавины сходят, а с южной, оказывается, обломки скал летят. Хорошо, что ночевали мы под прикрытием скальной башни контрфорса. На сей раз пронесло. Но на этом история с камнепадами не закончилась. И вообще, это восхождение проходило под знаком «берегись камня».

Дых-Тау с юга

Ночевка на черной осыпи под
началом маршрута

Дых-Тау Гл., ю. контрфорс
Тем не менее, восхождение получилось интересное. Скальный контрфорс начинался башней, на которой временами встречалось сложное стенное лазанье. Мне повезло лезть ключевые веревки, даже рюкзак снимала. Какое же это удовольствие лазить налегке! Для Андрея Евменчикова это вообще была первая пятерка в жизни, даже четверок «б» у него еще не было. Но он с удовольствием работал первым, сгоняя свой пивной животик. Как мы ни старались, как ни хотели пройти больше, в первый день получилось только одолеть эту самую скальную башню. Забравшись на нее, поставили палатку.

Первая ночевка на горе оказалась практически бессонной. Такого ветра я давно не помню. То есть он бывает такой силы, но на маршрутах мне не встречался. Палатка, которую мы взяли у новичков, оказалась на удивление прочной. Но вместо сна с каждым порывом ветра приходилось распираться в ней руками и держать, держать, держать… Ветер налетал порывами. Сначала слышался ужасающий вой со стороны пика Пушкина, затем вой прекращался, а нас начинало полоскать. Короче, впечатлений масса. Не выспались, но зато не замерзли. Спасибо пуховому спальнику Бориса.

Ночевка на скальной башне

Облачко на Катыне

На второй день характер восхождения несколько изменился. Сложное лазанье стало чередоваться с топтанием снега при обходе жандармов. В верхней части одну веревку прошли по кулуару.

Топим лед
Но так как была уже вторая половина дня, особо не хотелось останавливать собой камни и мы ушли снова на скалы. Добрались до предвершинной башни. Стас и Володя отправили молодых, то есть меня и Андрюху менять записку на вершине, а сами начали организовывать спуск. Вылезала я наверх в кошках. Что-то не хотелось свистануть по обледеневшей северной стенке этой самой башни. Записку поменяла быстро. Слышу кричат что-то. Спрашиваю: «Андрей, подниматься будешь?» Отвечает: «Нет». Устал… Бегом, то есть лазаньем спускаюсь к Андрею. И тут меня прошибает мысль: я так и не заглянула на север в долину Кундюм-Мижирги. Я же так хотела посмотреть туда! Ох, уж эта спешка. Придется снова идти на Дых-тау. Ну да ладно. Спускаемся к месту ночевки. На этот раз устроились на ледовой площадке под защитой скал. Довольно уютно. Вырубили площадку, натопили воды и баиньки. Ветер немного дул, но не сильно.

Назавтра ранний подъем и спуск. Первый дюльфер - 60 м по вертикали. Дергаем – не идет. Вверх лезть замучаешься. Около часа Стас и Володя тягали за веревки. Андрюха уже снарядился подниматься вверх. Ура! Пошла! Эта задержка нас потом спасла. Дюльферяем мы себе вдоль кулуара. К десятичасовой связи дошли до развилки, направо – на скалы, прямо – вниз по кулуару. Только в кулуаре том снег стаял и бараньи лбы проступают - страшно. В рацию сказали, что принимаем решение, куда идти дальше. И тут из-под пика Пушкина как посыпало… Таких чемоданов я еще не видела. Лавины – да, но чтобы каменные вагоны на моих глазах подпрыгивали как мячики, такого я не припомню. Жутко… Зато ясно, куда нам двигаться – на скалы направо. А если бы дюльфер не застрял, мы могли бы рвануть и в кулуар, ведь в 9 часов еще было тихо. И никто не знает, чем бы это могло закончиться.

После горы
Через три часа спуска по скалам снова состоялась радиосвязь. В этот момент Володя спускался последним на двойной веревке. Снова пошли камни, теперь прямо на нас. Задело меня и Володю. Слава богу, не сильно. Мы смотали веревки и еще быстрее побежали вниз: мимо нашей первой ночевки под стеной на черной осыпи, по леднику, по снежному кулуару и, наконец, по тропе к хижине Джанги. Я ее почему-то называла «Джанги-холл» вместо «кош». Там нас ждали ребята, спустившиеся со Шхары. Там на связи сидела три дня в одиночестве Алла Точилина. Пришли. Станислав Иванович тут же скомандовал: «Полтора часа на отдых и сборы, и топаем в лагерь». Ну, ясное дело, надо вниз идти – там душ, там пиво, там мобильная связь, кому чего больше хочется. В пять вечера двинулись в сторону лагеря.

Вот тут-то и случилась с нашей командой первая нелепая история. Все шли разным темпом. Я отставала. Меня прихватило на спуске, краткий отдых в хижине не помог, мне так и не полегчало. Поэтому я еле плелась за пятками Игоря. Спасибо, дорогой товарищ, что не бросил, не убежал со всеми. Периодически впереди мы видели наших участников и были уверены, что они придут домой раньше нас. Потом стемнело. Когда мы к девяти часам доплелись таки до лагеря, оказалось, что Гена Максименко где-то отстал. Коля ходил его искать. Не нашел, но видел свет фонарика на леднике. Оказалось, Геник проскочил поворот на морену, поплутал по языкам ледника, а потом устроился на ночевку среди камней и льда. Фонарик не выключал специально, чтобы мы его увидели, а заодно и книжку почитал. Явился назавтра в восемь утра. Железный человек, как сказал Сиротин, «самое страшное, что с Геником может случится, - он может заржаветь». Но на этом нелепости в нашей экспедиции не закончились.

Я никогда не гонялась за разрядами. Всегда главнее и важнее были сами горы, красивые и интересные восхождения и люди, с которыми они совершались. А категория сложности повышалась с увеличением опыта. Я не являюсь стопроцентным продуктом воспитания советской системы и восхождения «в клеточку» почти никогда не совершала. Но совместные выезды в горы с мастерами спорта СССР заставили позаботиться об оформлении книжки альпиниста и спортивного разряда. Оказалось, кое-чего не хватает. Поэтому еще одной целью, кроме как хорошо походить и приятно отдохнуть в горах, было закрыть все же пробелы в моем альпинистском образовании. Да простят меня мастера, которые вообще не приемлют формально-клеточный подход к профессиональному росту альпиниста.

В планах было сходить 4а в двойке. Ну нет у меня таких восхождений в больших горах. В Крыму – сколько угодно, но они не считаются. Уговорила Игоря Рыжикова. Но что-то не сложилось в первый выход, во второй. К тому же Игорь мечтал о 5а в двойке. И вот после Шхары и Дых-тау, Стас придумал послать нас с Игорем вдвоем на 5б. Предложил сходить В. Урал по южному контрфорсу. Спасибо, Станислав Иванович, добрый вы. Пока я отлеживалась после Дыха, Рыжиков обивал пороги КСП. Уверил меня, что все выяснил, все знает, куда, как, сколько идти и лезть. И даже получил предупреждение от Саратова, что надо обязательно дойти до горы на подходе, так как некоторые не доходят и вместо Урала лезут на в. Архимед. Тут я совершила бо-о-о-о-ольшую ошибку. Доверяй, но проверяй. Я не проконсультировалась сама у Юрия Сергеевича, и очень зря, как потом оказалось.

5а по льду на Уллу-Ауз
Вышли мы на подход всей небольшой оставшейся командой. Я и Игорь - в ущелье Уллу-ауз, Стас, Коля, Гена и Алла – в Теплый угол. Ребята собирались на В. Урал с севера по 5а. Алла, как всегда, с ними. Планировали встретиться на вершине и спускаться вместе в Теплый угол.

…Над ущельем господствует вершина Уллу-ауз. Естественно, мы с Игорем рассмотрели с низу до верху самый известный маршрут на нее - по ледовой доске, 5а к.сл. Хотелось бы его сходить. Он и из лагеря неплохо смотрится, а вблизи тем более впечатляет.

Подход получился долгий и тяжелый. Тропа не набита, после морены пошли сплошные камни. Когда обнаружили площадки напротив Уллу-ауза, решили, что пришли. Бросили рюкзаки и налегке пошли вперед к стене. Долго искали начало нашего маршрута, подходили ближе, отходили подальше. Нашли детали рельефа, которые в точности соответствовали описанию. Поднесли снаряжение, развесили его красивенько внизу. Все, утром старт.

Ночью было холодно, сэкономили на одежде и бивачном снаряжении. Вставать не хотелось. Но что делать. Раз пришли под стену, надо лезть. Начали работать. Игорь шел первым, я тянула всю снарягу, этакая ломовая лошадка получилась: две пары кошек, ботинки, два ледовых инструмента, репшнур, ледобуры – все это брали для спуска на северную сторону горы. А еще рация, вода, еда, и чуть-чуть личных вещей. Ох… Первая веревка оказалась средней сложности. Зато следующие две шли часа три. Настоящее пятерочное лазанье – думала я себе, с трудом и несвойственными мне выражениями ползя по скале. Этот рюкзак меня просто добивал. Но терпела, ведь было известно, для чего все это – 5б в двойке. Начиная с четвертой веревки лазанье стало намного проще. Что как-то начинало настораживать, ведь в описании сказано «сложное лазанье на протяжении всего маршрута». И еще приводило в недоумение отсутствие крючьев и прочих следов пребывания человека. То есть следы были, но в виде ржавых консервных банок, но уж никак не крючьев. А Саратов Игорю сказал, что на маршруте немерянное количество крючьев. К половине первого показался гребень. Что-то рановато, пожалуй. А это что за ерунда? Жандарм? Каменюка? Булыган на гребне? Упс! Это яйцо Архимеда…

В центре - не найденный Урал В.
У меня опустились руки. Я отдала Игорю рюкзак, рацию, веревку… Сидела и тупо смотрела на вершину Архимеда через провал в гребне и на острые пики Урала Восточного и Западного на фоне Думалы. Когда Игорь сказал в рацию, где мы находимся, Саратов не очень-то и удивился. Молвил: «Вы не первые». А наши ребята на Урале чуть с полки не свалились. Лопухнулились мы на весь район. Спустились к палатке, собрали вещи и пошли в лагерь. Игорь предлагал подойти под Урал и назавтра повторить восхождение. Но я как подумала, что снова придется тянуть на себе тяжелый рюкзачище, расхотела куда-нибудь еще лезть. Все, на это лето достаточно. Хороший альпинист – живой альпинист. Неизвестно, что ждало нас на Урале. Может быть, это Господь снова оградил нас от неприятностей. А может, мы на самом деле и не хотели эту пять б. Вот такое нелепое восхождение получилось.

Коштан и Панорамный
Как бы то ни было, сезон завершился вполне благополучно, можно даже сказать успешно. С остальными встретились в лагере. Конечно, мы не избежали насмешек типа «пора переименовывать яйцо Архимеда в яйцо Рыжикова». Юрий Сергеевич запомнил нас теперь надолго. Устроил нам лекцию на прощание. В общем, в Безенгах остались несхоженные маршруты и непосещенные вершины. Да и мечта пройти траверс Безенгийской стены остается пока мечтой.