Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Толстенко Сергей, г. Москва

Отчет
о горном туристском путешествии 4 к.с. по Центральному Кавказу (р-н Суган - Дигория), июль-август 2003 г.

Содержание

1.Общие сведения о путешествии
1.1. Справочные данные о путешествии
1.2. Сведения об участниках путешествия
1.3. График движения
2.Техническое описание маршрута
2.1. Пер. Светлова (1Б, 3640)
2.2. Пер. Зюзина (1Б, 3750) (рад.)
2.3. Пер. Федоровского (2А, 3860) (через пер.Обходной (1Б,3650))
2.4. Пер. Мориса Тореза (2Б, 3600)
2.5. Пер. Шести (2А, 3700)
2.6. Пер. Рцывашки (1Б, 3540)
2.7. Пер. Гюльчи (2Б, 3900))
2.8. Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3450)
2.9. Пер. Цихварга (2Б, 3670)

Техническое описание маршрута (продолжение)

Пер. Мориса Тореза (2Б, 3600)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган (4450м) на юге и пиком Днепровской правды (4050м) на севере ведет с западной ветви ледн. Нахашбита на востоке на восточную ветвь ледн.Сев.Суган на западе.
Экспозиция склонов: З – В.
Путь прохождения: с лед.Нахашбита на лед. Северный Суган. Характер маршрута: снежно-ледовый.
Определяющие участки:
- Подъем по западной ветви ледн.Нахашбита через ледопад.
- Подъем на перевал по снежно-ледовому восточному склону крутизной до 45o, с преодолением бергшрунда (перильная страховка)
- Спуск с перевала по западному снежно-ледовому склону на ледн. Сев.Суган, движение в связках с попеременной страховкой.
Возможные опасности: закрытые трещины на ледниках Нахашбита и Сев.Суган при прохождении ледопада (западной ветви ледн.Нахашбита) есть вероятность падения камней.
Меры безопасности: наблюдение за склоном, связки, перильная страховка.


фото 13-14
26 июля. Выход в 09-30 поле ночевки в верхней части срединной морены ледн.Нахашбита. Движение на юго-запад в направлении ледопада западной ветви ледн.Нахашбита. Обходим глубокие трещины, заполненные водой. В верхней части пересекаем центральную ветвь ледн.Нахашбита с правого борта на левый и подходим к месту слияния западной и центральной ветвей ледника Нахашбита. Путь на западную ветвь преграждает мощный ледопад, простирающийся по всей ширине устья ледника. Перепад высот ледопада западной ветви ледн.Нахашбита около 250 м. После визуального осмотра видимой части ледопада принято решение не повторять подъем по маршруту, указанному в описании перевала (по правой стороне под скалами), потому что данный участок ледопада простреливался камнями (в нижней части склона – каменистая россыпь). Выбрав наиболее проходимый (фото 13) участок ледопада (в центральной его части) и провесив 2 веревки (фото 14), поднялись на высоту 70м (от подножия ледопада) к небольшой мульде под мощной ледовой стеной. Крутизна склона в некоторых местах достигает 40-45o. Дальнейшее движение по центральной части ледопада оказалось невозможным, поскольку логичный путь подъема вверх дальше не просматривался – впереди были глубокие хаотичные трещины. Проведя разведку вправо и влево, сместились к левому борту ледопада ближе к скалам, провесив при этом 2 перильные веревки для преодоления нешироких ледовых разломов. Выйдя на левый край ледопада под скалы, начали подъем, выставив наблюдателя за скалами, т.к. была вероятность падения камней. Провесив 3 веревки вертикальных перил (крутизна до 35o), начали подъем на выполаживающуюся часть западной ветви ледника Нахашбита. За время подъема несколько раз наблюдалось падение камней, но все они застревали в разломах ледопада. Безопасный путь подъема выбирается вплотную к левому борту ледопаду. На всем пути подъема - движение в кошках.

Поднявшись выше ледопада, продолжили движение по левому борту ледника, обходя открытые трещины, в сторону перевала. Крутизна склона до 10o. Пройдя от верхней части ледопада 30 минут, подошли к скоплению камней на довольно пологом участке ледника, где и организовали ночевку, предварительно выложив площадки из камней. Вблизи подготовленных площадок имелась ледниковая трещина, заполненная водой. Время, затраченное на прохождение ледопада, составило 3,5 часа (ходового времени).

27 июля. Подъем группы после ночевки в 06-00, но из-за плохой погоды (перевал в тумане, дождь) выход задержался до 10-00. За время ожидания погоды наблюдали за противоположным склоном (через ледник Нахашбита) – под пер.Хазны предыдущим вечером видели лагерь из 2-х палаток, установленных под разломом льда. Утром на месте лагеря увидели следы ледового обвала. Через некоторое время увидели, что группа, ночевавшая под пер.Хазны, благополучно спускается на ледник Нахашбита. Поскольку погода немного прояснилась, было принято решение продолжать подъем на наш перевал.

Выйдя в 10-00 с места ночевки и пройдя несколько закрытых участков ледника (движение в связках), к 11-00 подошли к перевальному взлету (фото 15). Преодолев бергшрунд (ширина – 1,5 м.) по снежному мосту, продолжили подъем по снежному склону (глубина снега до 30 см, крутизна склона до 15o). Через 100 м подъема подошли под мощную ледовую стену, крутизна склона возросла до 35-40o. Правый борт ледопада – лед с разломами, присыпанными небольшим количеством снега.


фото 15-16
А левый покрыт плотным снегом. Подъем осуществляем прямо в лоб в 100 метрах от левого борта. Начали провеску вертикальных перил. Первые три веревки провешиваются на ледобурах с промежуточными точками. Движемся по снежным мостам, преодолевая разломы льда, используем для страховки вертикальные перила. Поднявшись на 3 веревки, попадаем в ледовую ложбинку, расположенную под еще одним участком ледовой стены. Здесь есть место, где возможно собраться группе и отдохнуть. Ледовый лоб, крутизной до 70o, занимает среднюю часть склона, оставляя справа и слева возможность обхода. Отсюда уходим вправо (по ходу) вверх по диагонали, по снежному кулуару, провесив еще две веревки перил (крутизна склона до 45o). Снега много и достаточно просто топтать ступени. В 14-00 выходим на широкую снежную седловину перевала (фото 16). Тура не нашли – все кругом засыпано глубоким снегом. У края перевального плато имеется мульда размером 4 на 5м.


фото 17-18
Пересекая перевальное плато (огромное поле) с юго-востока на северо-запад, подходим к плавно спускающемуся краю. Движение в связках и кошках, так как ледник закрытый. Дальнейший спуск осуществляется по центру (крутизна склона на некоторых участках достигает 25-30o) в обход крупных разломов льда или с использованием снежных мостов с попеременной страховкой. Двигаясь по центральной части восточной ветви ледника Сев.Суган, смещаемся к его левому краю и выходим на открытый пологий лед (крутизна 5o, длина участка 300 метров). Последний участок спуска с восточной ветви ледника Сев.Суган (склон 250 метров, крутизной 25o, фото 17) выводит на пологую часть ледника над пер. Осыпной (фото 18), и занял 20 мин. Пройдя 250 метров, организовали ночевку.

Время, затраченное на спуск с перевала, составило 3 час. 20 мин.

Пер. Шести (2А, 3700)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, соединяет долины рек Рцывашки и Псыгансу, ведет с ледн.Сев.Суган на ледн.В.Рцывашки.
Экспозиция склонов: СВ – ЮЗ.
Путь прохождения: с ледн.Сев.Суган на ледн.В.Рцывашки. Характер маршрута – снежно-ледовый.
Определяющие участки:
- При подъеме пологий закрытый ледник
- Спуск с перевала по снежно-ледовому кулуару на ледн.В.Рцывашки, с преодолением двух ступеней ледопада, в нижней части спуска – бергшрунд.
Возможные опасности: при прохождении ледопада возможны ледовые обвалы опасность падения камней при спуске с перевала по кулуару.
Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, перильная страховка, кошки, наблюдение за склоном.

28 июля. С утра был сильный туман, холодно. После сбора лагеря в 8-00 вышли по направлению к перевалу Шести. Движение осуществлялось сначала по открытому, а потом по закрытому пологому леднику Сев.Суган, крутизна склона до 5o (движение в связках на полную длину веревки). Придерживаясь слабо просматриваемого справа в тумане гребня отрога Экрздыген (с седловиной пер.Осыпной), поднимаемся на верхнее плато ледн.Сев.Суган, которое расположено на 250-300 м выше соседних ледников. К 10-30 вышли на перевал Шести над ледовыми сбросами. На перевале есть готовые площадки для 3-4 палаток. Перевальная седловина сливается с пологим плато ледника Сев.Суган. Тур находится на границе плато ледника и разрушенных скал. Избыточный лед перетекает через водораздельный отрог Экрздыген там, где он смыкается с Суганским хребтом. Крутой сильно разорванный ледопад спускается к леднику Вост.Рцывашки (фото 21). Правый край ледопада ограничен отвесным скальным «зеркалом», и там обнажились участки бараньих лбов.


фото 19-20
Видимость улучшилась, сильный ветер. Пройдя по снежнику над ледовой стеной верхней части ледопада, провесили перила вдоль границы ледника (на ледобурах) и начали спуск с перевала. Конец первой веревки вывел на площадку над бараньими лбами. Возможен выход на бараньи лбы непосредственно под ледовой стеной, но тогда возникает опасность обвала льда и срыва снежного карниза. Дальнейшее движение осуществлялось по ледовому извивающемуся кулуару между бараньими лбами и правым краем ледопада (фото 19,20). Над кулуаром нависает ледовая стена, которая прикрывает его от возможных камней. Вторая веревки, уходя под ледовую стену, выводит на площадку в расщелине ледопада, где могут находиться 3-4 человека. Третья и четвертая веревки также были провешены по кулуару и выводили на площадку над очередным бараньим лбом. Провеска перил осуществлялась с промежуточными точками страховки на ледобурах. Последний участник шел с верхней страховкой, закрепленной на «ледовых пробках» (дюралевая трубка с фиксаторами и тросом в верхней части). Время на прохождение данного участка составило 4,5 часа ходового времени.

На площадке, укрывшись под бараньими лбами от возможно падающих камней, провели разведку и выяснили, что дальнейшее движение по кулуару невозможно, потому что ниже находится широкий бергшрунд. Навесив веревку непосредственно с бараньего лба (на скальных крючьях), начали спуск. Под бараньим лбом ширина бергшрунда составляла 1 м, что позволило достаточно просто его преодолеть.

За время спуска по кулуару самопроизвольного падения камней не наблюдалось. Были случаи падения камней, сдвинутых при движении участников. В связи с тем, что кулуар извилист, это не представляло большой опасности. Спуск по бараньим лбам представляет собой опасность в связи с тем, что гладких скалах лежит большое количество «живых» камней.

Дальше выходим на открытый ледник крутизной до 15o, с последующим выполаживанием. Через 400 м к 18-00 вышли к месту ночевки в центральной части восточной ветви ледн.Вост.Рцывашки.

Пер. Рцывашки (1Б, 3540)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, соединяет лед.Рцывашки и лед.Юж.Суган
Экспозиция склонов: С – Ю.
Путь прохождения: с лед.Вост.Рцывашки на ледн.Юж.Суган. Характер маршрута: скально-ледовый.
Определяющие участки:
- Подъем по леднику Вост.Рцывашки.
- Спуск с перевала по оспному кулуару.
Возможные опасности: при спуске по осыпному кулуару возможно падение камней.
Меры безопасности: спуск с перевала плотной группой.


фото 21-22
29 июля. Подъем к перевалу начинается от ночевок на восточной части ледника Вост.Рцывашки из-под перевального взлета пер.Шести (фото 22). В этом месте лед.Рцывашки пологий с небольшим количеством открытых трещин.


фото 23-24
От места ночевки движемся не запад и через 300 м подходим к крутому перегибу ледника, где с использованием попеременной страховки (крутизна склона 20-25o, 300 м) спускаемся на правобережную морену ледника. В этом месте ледник круто поднимается к цирку перевала Рцывашки, поэтому лучше продолжать подъем по морене и выйти на ледник несколько выше моренного островка левобережной морены, где ледник выполаживается. Дальнейшее движение по левому борту ледн.Вост.Рцывашки приводит в перевальный цирк, окаймленный разрушенным скальным гребнем (фото 23). Ледник открытый, движемся в кошках. Перевал находится в западной части цирка и хорошо просматривается с подходов. Перевальный взлет представляет собой простые сильно разрушенные скалы крутизной до 20o, 100 м. Время, затраченное на прохождение от места ночевки до перевала, составило 3 часа.

Перевал - неширокая скальная седловина, тур находится в центре седловины.

Спуск с перевала идет по довольно широкому крутому (до 20o) осыпному кулуару, стенки которого представляют собой сильно разрушенные скалы (фото 24). Сам кулуар заполнен мелкими обломками этих скал. Кулуар петляет, что позволяет двигаться плотной группой, не боясь обвала камней. В нижней части кулуара образовался осыпной конус, после спуска с которого попадаешь на ледн.Юж.Суган. Лед. Юж.Суган в этом месте - это пологий открытый ледник без трещин. Пройдя от осыпного склона по леднику 300 м в сторону перевала Гюльчи (к скоплению камней), встали на ночевку. Время на спуск с перевала до места ночевки составило 1,5 часа.

Пер. Гюльчи (2Б, 3900)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, южнее вершины Суган, ведет с ледн.Юж.Суган на ледн.Доппах.
Экспозиция склонов: З – В.
Путь прохождения: с ледн.Юж.Суган на ледн.Доппах. Характер маршрута – снежно-ледовый.
Определяющие участки:
- При подъеме - сложное блуждание среди разрывов ледопада, преодоление ледовых стен и трещин по снежным мостам
- Спуск с перевала по снежно-ледовому кулуару на ледн.Доппах, с преодолением бергшрунда в нижней части кулуара.
Возможные опасности: закрытые трещины на ледниках при прохождении ледопада возможны ледовые обвалы опасность падения камней при спуске с перевала по кулуару.
Меры безопасности: движение в связках, наблюдение за склоном, перильная страховка.


фото 25-26
30 июля. После ночевки на ледн.Юж.Суган вышли в 7-00 в сторону перевала Гюльчи (фото 25). Через 20 мин подошли к началу ледопада (к правому его краю). На леднике стали встречаться трещины, засыпанные снегом, поэтому мы связались и дальше пошли в связках. Крутизна склона возросла до 35o. Проходя первую ступень ледопада, преодолевали трещины по снежным мостам, придерживаясь правого борта ледника. На прохождение первой ступени ледопада потребовалось 1 час 20 мин ходового времени.

Поднявшись под вторую ступень ледопада, сместились к центральной части ледника. Выбирая путь среди разрывов ледопада, преодолеваем ледовые разрывы с высотой стенок до 20 м. Движение осуществляли в связках с попеременной страховкой. На двух участках потребовалась навеска перил. Последний участок второй ступени ледопада был пройден по снежным мостам также с попеременной страховкой. На прохождение второй ступени ледопада понадобилось 2 часа 30 мин ходового времени.

Пройдя ледопад, оказались в широком заснеженном цирке перевала Гюльчи, ограниченном отрогами вершин Суган-тау и Ложный Суган. Обширное фирновое плато (фото 26) пересекается за 40 мин с северо-запада на юго-восток вдоль нависающего ледового контрфорса со склона Суганского хребта (ледовые обвалы). Движение по глубокому снегу (40 см) в связках. Седловина перевала – широкая, заснеженная, тур находится на скальном выступе в северной ее части.


фото 27-28
Спуск с перевала начали в 13-00 по заснеженному крутому (среднему) кулуару в 20 м правее тура (фото 27). Кулуар длиной 300 м, крутизна до 40o. С боковых сильно разрушенных скал возможны камнепады. На спуск провесили 3х50 м веревок. Первая веревка крепится на скальном выступе непосредственно над кулуаром и ее хватает до скальной полки справа по ходу. С полки (навеска веревок на петле) вывешивается вторая веревка, которая заканчивается за скальным островком, где есть площадка на 3-4 человека. В этом месте удобно укрываться от возможно падающих камней. От этого места провешивается еще одна веревка, которая выводит немного левее на снежный склон из-под камнеопасного участка спуска (фото 28). На навеску, прохождение и снятие веревок потребовалось 2,5 часа. Дальше вышли на снежный

склон крутизной до 20o с глубоким плотным снегом. Спуск на 3 такта, вытаптывая ступени. Движемся к каменному островку у основания кулуара, под которым находится широкий бергшрунд, забитый снегом и камнями. Спокойно преодолеваем бергшрунд по мосту и к 17-00 спускаемся на выполаживающуюся открытую часть ледника Доппах. За время спуска с перевала по кулуару были случаи падения камней, но при все они застревали в глубоком снегу. Далее движемся по пологому леднику, обходя широкие трещины, пересекая ледник в восточном направлении (к левому борту долины). Выйдя на левобережную морену ледника, подошли к перегибу, где на морене установили лагерь.

За время подъема и спуска с перевала погода несколько раз менялась. С утра было ясно и морозно, к 11-30 погода резко ухудшилась (туман, сильный ветер, поземка). К моменту начала спуска с перевала ветер утих, туман поднялся, сквозь облака проглядывало солнце. К вечеру небо совсем прояснилось.

31 июля. После ночевки на морене ледника Доппах в 10-00 начинаем спускаться вниз по левобережной морене ледника, выводящей к левому склону, где начинают встречаться туры. Переходим ручей и по его левому берегу по хорошей тропе спускаемся в долины р.Орсдон. Продолжая двигаться по тропе, выходим в широкую местами заболоченную долину р.Харвес. Тропа траверсирует склон мимо старых кошей, выше пологой заболоченной части долины. К 14-00 тропа перешла в грунтовую дорогу, которая серпантином по левому борту долины спускается к мосту напротив а/л «Таймази», на территорию которого мы пришли в 17-00. Начался дождь.

1 августа. Предыдущим вечером, решив не мокнуть в палатках, договорились с руководством а/л «Таймази» и сняли комнаты. Дождь продолжался, и только к обеду выглянуло солнце. Все бросились стираться и сушиться. Вечером распределяли заброску.

2 августа. Вышли из а/л «Таймази» вниз по грунтовой дороге. Не доходя до турбазы «Ростсельмаш», пройдя мимо погранзаставы под равнодушные взгляды пограничников, перешли р.Урух по мосту и двинулись вдоль р.Гебидон вверх по тропе до остатков моста. Продолжаем подъем и через 30 мин подходим к бревну, переброшенному через р.Гебидон. Организовав перильную страховку, переправились на другой берег и продолжили подъем. К вечеру вышли под морену ледн.Геби-Бартуй

Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3450)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Дигория, хребет Чирх (северный отрог вершины Геби-тау), соединяет лед.Бартуй и лед.Геби.
Экспозиция склонов: З – В.
Путь прохождения: с лед.Геби на лед.Бартуй. Характер маршрута: снежно-ледовый (зап.склон), осыпной (вост.склон).
Определяющие участки:
- Подъем по леднику Геби.
- Спуск с перевала по средней осыпи.
Возможные опасности: при подъеме встречаются закрытые трещины, при спуске встречаются участки живой осыпи.
Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, спуск по осыпи плотной группой.


фото29-30

фото 31-32
3 августа. После ночевки под мореной ледника Геби (фото 29) выходим в 8-00.

Ниже языка ледника перед мореной имеется небольшое озеро и места для палаток. Через 25 минут вышли на левую морену и продолжили движение по ней до ледника. Пройдя крутой участок ледника (подобие ледопада) по морене, выходим на закрытый плотным слоем снега ледник Геби. Ледник небольшой, крутизна 10o. Двигаясь по центру, в верхней части смещаемся к правому борту ледника (фото 30). Крутизна склона увеличивается до 25o. Последние 300 м до перевала движение осуществляется в связках с одновременной страховкой (широкая трещина, засыпанная плотным снегом). Перевальная седловина - широкая, снежная, со скальными выходами (фото 31). Тур находится в центре перевальной седловины. Видимость плохая, все затянуто облаками. Время движения от места ночевки до седловины – 3 часа.

Пер. Цихварга (2Б, 3670)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Дигория, соединяет лед.Бартуй и лед.Фастаг.
Экспозиция склонов: З – В.
Путь прохождения: с лед.Бартуй на лед.Фастаг. Характер маршрута: снежно-ледовый.
Определяющие участки:
- Подъем по леднику Бартуй с преодолением бергшрунда.
- Спуск с перевала с прохождением бергшрунда и выходом на закрытый ледн.Фастаг.
Возможные опасности: при подъеме и спуске при преодолении бергшрунда возможно падение камней с боковых склонов.
Меры безопасности: движение по перилам, при прохождении камнеопасных склонов выставлять наблюдателя, движение в связках по закрытому леднику.

Спуск с перевала начинаем в 12-00. Движение по осыпному кулуару, Крутизна склона – до 35o. Внизу кулуар расширяется, встречаются пятна снега. (фото 32). Выйдя на левобережную морену ледника Бартуй (время на спуск составило 1час 40 мин), движемся по ней к озеру. Около озера устроили ночевку.


фото 33-34
4 августа. После ночевки на травянистых площадках левобережной морены ледн.Бартуй, возле озера (фото 33), в 8-00 выходим в направлении перевала. Погода хорошая, ясно, морозно. Пересекаем пологий открытый ледник Бартуй в центральной его части в юго-восточном направлении. Через 40 мин движения крутизна ледника возросла до 20o (фото 34). Продолжили движение, придерживаясь правого борта ледника. Правобережная часть ледника разорвана слабее, чем левая. Встречающиеся на участке 2-3 значительные трещины проходятся по мостам. В верхней части ледника несколько крупных трещин разрывают его правый край, поэтому после обхода верхнего ледопада следует выходить на его верхнее фирновое плато по средней части ледника. Левый край ледника лавиноопасен, а после сильного снегопада склон правобережного хребта также лавиноопасен.

У основания вершины Цагардор просматривается некоторое количество камней, что свидетельствует о возможном камнепаде со склонов вершины. Погода начала ухудшаться, небо стало затягивать облаками, усилился ветер. К моменту начала подъема на перевальный взлет начался мелкий снег с ветром.

Основание перевального взлета подрезано бергшрундом, высота стенки которого 2 м. В центральной его части (центр склона) обнаружена каменно-снежная пробка, используя которую, произвели навеску перил для прохождения бергшрунда. Для преодоления перевального взлета потребовалось провесить 6х50м веревок на ледобурах, с организацией промежуточной станции-накопителя. Движение осуществлялось по центру перевального взлета левее ледового желоба, как наиболее безопасного места в плане падения камней с боковых скал. Крутизна склона достигала до 50o. Шли в кошках, т.к. движение происходило по плотному фирновому склону с выходами чистого льда. В верхней части перевального взлета – снежный карниз, обходим слева по ходу. Время, затраченное на преодоление бергшрунда и перевального взлета, составило 4 часа ходового времени. Седловина перевала – широкий снежный гребень с нависающим карнизом в центральной его части. Тур обнаружен на скалах вершины Цагардор.


фото 35-36
Спуск с перевала начали в 15-00. Первые 60 м спуска движемся по несложным сильно разрушенным скалам, присыпанным снегом. С обеих сторон скалы окаймляются небольшими ледовыми желобами. Под правым желобом имеется снежный мост через бергшрунд. Преодолев бергшрунд по мосту (ширина бергшрунда 1,5 м), выходим на крутой фирновый склон (до 40o, 30 м). Организовали перильную страховку. Далее склон выполаживается. Выходим на пологое плато западной ветви ледн.Фастаг. Время на спуск с перевала до пологого участка ледника составило 2 часа ходового времени. Далее, обходя трещины, движемся в связках в направлении левого борта ледника к левобережной морене. Выйдя на гребень морены, продолжили спуск вниз. В 18-40, спустившись под язык ледн.Фастаг, оказались в ложбине, где и организовали ночевку.

5 августа. После ночевки выходим на тропу и по левому берегу р.Фастаг, пересекая впадающие ручьи, движемся в сторону «Райской поляны» (фото 35). В том месте, где когда-то была «Райская поляна», имеется мостик через р.Фастаг из нескольких связанных бревен. Перейдя по мостику на правый берег и поднявшись по осыпному склону в хвойный лес, прошли его и вышли на левобережную морену лед.Караугом. Пройдя по морене, спускаемся на ледник в центральной его части. Пересекаем ледник и выходим чуть выше того места, где была когда-то «поляна Микелая» (фото 36). На травянистых площадках устраиваем ночевку (фото 37). Завтра идем за заброской.

6 августа. Опять льет дождь и, как назло, опять спустился туман. Сидим в надежде на улучшение погоды.


фото 38-39
7 августа. Похоже, погода испортилась окончательно. С травянистых склонов непрерывно текут потоки воды. Но туман рассеялся. Решили, что пора «сваливать» от греха подальше. Тем же путем вернулись к «Райской поляне» и по левому берегу

р.Караугомдон по тропе подошли к мосту. Тропа переходит на правый берег. Двигаясь далее по тропе, выходим на достаточно ровные площадки в лесу. Дождь не прекращается. Ставим лагерь.

8 августа. Дождь продолжается. Сидим на месте. Похоже, поход завершается. Приходил лесник из Дзинаги и предупредил об опасности схода селей. Недалеко от нас – лагерь Ростовских туристов.

9 августа. Подъем в 2-00, дождь такой, что заливает палатку. По тропе несутся потоки воды. Уровень воды в реке поднялся почти на 1 метр. Срочно сворачиваем лагерь и спускаемся к Дзинаге. Лагерь ростовчан наполовину затоплен водой, но они не покидают палаток. Подойдя к Дзинаге, узнаем, что мост, соединяющий две части поселка, снесен за час до нашего прихода селевым потоком (фото 38, 39). Вместо реки – поток грязи. Организуем навесную переправу на месте бывшего моста, используя его остатки для закрепления веревки. Шоу «Переправа московских туристов» пользовалось огромным успехом у местных жителей, принимавших живое участие в его постановке. Перебравшись на другой берег, узнаем, что рейсовый автобус завален камнями в ближайшем дворе. Забрав заброску, движемся по дороге к турбазе «Дзинага» в надежде найти машину. Машины на турбазе нет. Пройдя до моста через р.Урух, увидели УАЗик, на котором и доехали до Владикавказа.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100