Автор: Фурсов Сергей, г. Невинномысск
Фото: Ивер Евгений, Фурсов Сергей

Уллу-Тау – мать-гора

- А вы молиться или отдыхать? - спросил нас водитель Хабибулах, когда мы загрузились в его «уазик» и поехали из Нейтринки к подъемнику в ущелье Адыр-су.

- Даже не знаю, что ответить. Наверное, ни то ни другое, - с улыбкой сказал я.

- Если скажете, что молиться, пограничники вас не пустят.

- Пограничникам всё равно, у нас пропуск есть, вот лишь бы гора пустила, – ответил я.

Уллу-Тау

Пересекая ледник

Адырсу в лучах заката

Дорога в ущелье чуть заснеженная, обледенелая, но проходимая. И наш рашин джип, прыгая по кочкам, приближает нас к цели. Скоро мы увидим её. Приехав на базу к спасателям, встречаем дока Вадима, он добросовестно несёт здесь службу. Перетаскиваем грузы и заселяемся в вагончик. Затем хозяйственные работы, привычная чистка печки и труб.

Жека

Макс

- В этот раз мы решили приехать пораньше, - говорим Вадиму, - пока снега не навалило.

- Ну, что, пойдем, посмотрим, как она?

Взяв фотики и камеру, мы идем по дороге вверх по ущелью, и напротив нового Джайлыка нам открывается северная стена Уллу-Тау. Смотрим, любуемся, восхищаемся, волнуемся, молчим.

- Состояние вроде получше, чем в прошлом году!? да… декабрь, а не февраль.

Снега на стене, на первый взгляд, не много, только в средней части. Нижняя часть до второго острова Мальцева темнеет льдом. Верхняя часть и гребень с вершиной затянуты облаками. Погода внушает опасение. Как всегда волнуемся из-за неё, но молчим.

Просматриваем маршрут

Ночевка под стеной

Под Абалаковским бастионом,
начало стены

Надо сказать, что в прошлом году мы уже пытались залезть на Уллу-Тау по маршруту Бурлуцкого. Тогда мы приехали в феврале, акклиматизировались на Эльбрусе, заехали в ущелье - и началось: на Кавказ пришёл затяжной циклон. На следующий день после приезда мы выскочили до чегетских ночёвок и оставили заброску. Снег валил огромными хлопьями, не переставая. Через пять дней снегопада, поймав окно, мы пробились до чегетских и дальше до абалаковских ночёвок. На леднике мы оставляли вешки – метровые штапики втыкали на 30 см , Вернулись. Если бы мы знали, что снегопад будет продолжаться ещё полторы недели… В общем, когда погода установилась, мы, проваливаясь в снегоступах по колено, пробились до абалаковских ночёвок. Мы встретили только одну вешку, на чегетских ночёвках. На леднике из шестидесяти вешек не было ни одной. Заброску тоже сразу не нашли. Даже не могли точно вспомнить место, всё изменилось. Вырыв пещеру, мы переночевали и утром пошли искать заброску. Уллу-Тау стояла как гималайская вершина после муссона.

В этот раз, как и в прошлый, мы планировали восхождение в полнолуние. Если не прейдет какой-нибудь циклон, то луна сделает своё дело: будет и светло, и ясно.

Работа началась

Встречается снег

Веревка за верёвкой

Первое декабря. После акклиматизации на Эльбрусе, мы стоим на дороге в ущелье Адыр-Су, смотрим на северную стену Уллу-Тау и чувствуем что-то вроде дежавю. Мы – это Макс Бойко, Женя Ивер и я. С нами нет Эда – Скрипника Эдуарда, который участвовал в прошлогодней попытке, но из-за работы не смог поехать в этот раз. Но мы знаем, что он лучше всех понимает, болеет и переживает за нас. На следующий день выходим в девять утра, с расчётом дойти до абалаковских ночёвок, оставить заброску, выкопать пещеру, если получится, переночевать и на следующий день спуститься. На абалаковских ночёвках были в два часа дня, снега не много, но шли в снегоступах, так удобней. Проходя по леднику, наблюдали красивое зрелище: снежные флаги, сдуваемые сильным восточным ветром, срывались с гребня по всей его длине. Вспомнили, как в прогнозе погоды по телевизору слышали: «Сибирский антициклон борется с циклоном средиземноморским». Наверно, поборол. С одной стороны это хорошо, но с другой, если нас застанет такой ветер на гребне, придется не сладко. Придя на ночевки, сразу стало понятно – пещеру рыть негде. Надувов нет, на леднике снега мало, поэтому не стали ночевать в палатке, а оставили снаряжение и побежали вниз. Когда спускались по гребню морены с чегетских ночёвок, над Адырсу появилась луна. Не торопясь, любуемся видами, фотографируем, а через сорок минут стало уже темно, но нам всё видно: луна за нас. Весь следующий день готовимся, проверяем снаряжение, подбираем продукты, отдыхаем, валяем дурака. Вечером традиционный концерт. Макс у нас только играет на гитаре, может часами исполнять какие-то темы, Женя хорошо поёт без гитары, поэтому всё это больше похоже на дурачество, но нам нравится, отлично проводим время.

Подошли под ключевой участок

Перед прохождением

Четвёртое декабря. Выходим практически налегке – это радует. Тропа набита – это радует. Погода улыбается – это радует! Без особых затруднений доскакали до абалаковских и сразу начали искать укромное местечко. Пока мы с Жекой делаем площадку под палатку и стенку из снежных блоков, Макс таскает снаряжение от места заброски к месту нашего домика. Когда всё готово, собираемся внутри и начинаем бесконечный процесс топления снега. Топим, пьём, топим, заполняем термоса, топим, опять пьём. Темнеет, как всегда, неожиданно рано, зато раньше спать ляжем, выспимся. Перед сном выходим полюбоваться залитыми заходящим солнцем горами. Ставим будильники и погружаемся в тревожный сон.

Кулуар пройден

Жека на перилах

Пятое декабря. Будильник взревел в полвторого ночи. Неведомая сила вытаскивает тебя из тёплого спальника и заставляет двигаться. Как всегда бывает, собираемся долго. Палатка покрылась коркой льда от конденсата и не поддается упаковке, боремся с ней. Ну, вроде все готовы, выходим около четырёх часов.

Под стену подымаемся по заранее просмотренной линии. Подходим к бергу.

- Да, кажется, это единственно возможное место для преодоления бергшрунда.

Средняя часть маршрута

Ночёвка на гребне

Начинаю подниматься, парни страхуют меня через ледорубы. Подлезаю по мосту к верхнему краю, и вдруг справа и слева края берга и часть моста обваливаются. Из трещины вылетают клубы снежной пыли. Несколько секунд стаю не двигаясь, всё нормально, продолжаю движение. Но верхний край - ещё не лёд, тут как бы два берга, и верхняя кромка второго - это начало стены. Добравшись до льда, вкручиваю бур, чувствую уверенность и лезу дальше. Парни кричат снизу: «Ну что, АЙС?», -«Да, наконец-то АЙС!». Как в известной рекламе: отморозки в поисках ледяной свежести.

Лезем по гребню

Вершина рядом

Веревка за веревкой лезем вверх вправо, проходя под абалаковским бастионом. Справа от него по кулуару прокатываются легкие пылевые лавинки, иногда с камнями. Около первого острова Мальцева, слева открылись небольшие островки, которых не было видно на ранних фотографиях. После девяти верёвок ключ – ледовый желобок между двух скальных выходов. Крутизна около 70 градусов, протяженность около 20 метров , ширина - метр в самом узком месте. Скоро, возможно, на этом месте будет просто скальный кулуар. После ключа проходим ещё верёвку. И затем стена ложится до 45 градусов, лежит снег. Быстро пьём чай из термосов и лезем дальше. Пройдена половина стены, но светового времени осталось мало. Хочу просмотреть выход на гребень до того, как стемнеет. На снегу выхожу на всю верёвку, без промежуточных буров, для станции приходится выкапывать ямку глубиной местами до полуметра, чтобы вкрутить буры. А парни привычно поднимаются по перилам. Максу досталась нелёгкая доля - выкручивать буры. Ещё через несколько верёвок подходим к тому месту, от которого нужно уходить влево за гребешок, это чуть выше третьего острова Мальцева. Гребень совсем рядом, но это обманчиво. Начинаю двигаться влево вверх, снежный гребешок переходит в заснеженный скальный. Двигаюсь максимально аккуратно. «Верёвка вся!» - кричит Жека. «Подвязывай!» - кричу я в ответ. До льда остаётся пролезть каких-то 7- 8 метров . Пока парни подвязывают верёвку, стараюсь просмотреть выход на перемычку в гребне, уже смеркается. Но из-за скального гребешка, на котором я стою, перемычку не видно. Зато видно вершину, и гребень, ведущий к ней, а слева, в нескольких метрах от меня, ледовый склон, который должен вывести нас на перемычку в гребне. «Готово-о-о», лезу дальше. Встречаю вмёрзшую верёвку. На станции достаю фонарик, уже совсем темно. Подходит Жека и начинает выковыривать вмерзшую верёвку, появляется ещё кусок верёвки, затем карабины, буры. Видимо, на этом месте, прямо рядом с нашей станцией, была чья-то ещё. Возможно, были спасработы, не просто так же люди бросают снаряжение. Ждём, когда подойдёт Макс, верёвки то связаны. Уже начинает сказываться усталость за день, тело бьёт мелкая дрожь. Закидываемся остатками карманной пищи: сухофрукты, орехи, конфеты. Выходит подруга - луна, лезем дальше. Через две верёвки вылезаю на гребень. Меня встречает сильный юго-восточный ветер. На этой перемычке места под палатку нет. Вылезаем не вершину жандарма. Далее идет острый заснеженный гребень в сторону вершины. На жандарме примечаем небольшую площадку. Жека остаётся там, мы с Максом посмотрим, что дальше. По гребню передвигаюсь ползком на животе или верхом. Снежные шапки, обвалившиеся на южную сторону, через секунду вылетают обратно. Таким образом подползли к провалу. В провал дюльфер пять метров. Свечу туда, и далее по гребню и ничего похожего на ровное место не вижу. Решаем ползти обратно. Назад легче, видно, куда ставить ноги и где держаться. Жека, пока мы ползали, организовал страховку для ночёвки и начал готовить площадку. С трудом поставили палатку. В длину в ней лечь не удалось, потому как одна сторона свисала с гребня. Пришлось свернуться калачиками и лечь поперёк. Дальше я не помню сколько продолжалось топление снега, я провалился в полудрёму, Жека будил меня, поил чаем, опять будил, кормил чем-то. Ветер утих ближе к утру.

Финальные метры

Жека на вершине

Утро мы встретили с опухшими лицами, ломотой в теле и жаждой, бесконечной жаждой. Опять топим воду. А на завтрак у нас - что вы думаете? Сосиски! Вот это праздник. После завтрака собираемся, надо торопиться, ещё нужно сходить на вершину, погода отличная. Макс решает остаться на ночёвке, чтобы натопить воду в термоса, да и вдвоём передвижение по гребню будет быстрее. Макс настоящий товарищ. Проходим по гребню быстрее, чем вчера ночью, Дюльферяем в провал, ещё немного - и вот мы радуемся на вершине. Кричим Максу, он нас видит, радуемся вместе. Фотографируемся, снимаем видео. Погода отличная: тишина, солнце, на небе ни облачка! Женя пытается найти тур с запиской, у него это не получается. Складываем свой турик, оставляем записку и начинаем спускаться. Подходим к Максу, он готов к движению, поит нас чаем, собираемся и начинаем спуск в час дня.

На вершине

Вершина

На четвёртом дюльфере, там, где снежный гребешок, верёвка заклинивает. В снегу застревают узлы. Много времени потеряли в этом месте. Исправляем и работаем дальше. У нас две основных верёвки и вспомогательный 5,5 мм репшнур. Это позволяет нам продёргивать бур-самосброс и не собираться втроём на одной станции. Чтобы самосброс не примерзал и лучше выкручивался, брызгаю в дырку тосол из бутылочки с распылителем. Хорошо помогает. Теперь мы с Максом поменялись ролями: он закручивает буры и ищет путь, а я их выкручиваю и сдёргиваю бур-самосброс. Жеке досталась нелегкая задача – распутывать верёвки. В средней части стены, на снегу, попадаем на старые дырки, очень удобно. Стемнело. Снова появилась подруга- луна. Снова включаем фонари. Одиннадцать дюльферов до ключа. И теперь надо уходить влево, под бастион. Думаем, что Максу пригодятся молотки. Но нет, Макс прекрасно закладывает косой дюльфер без инструментов. Ещё десять раз я продёргиваю верёвку и вижу, что Макс уже на снегу. Удивительно точно Макс попал на то место, где мы перелазили берг. Говорит, разглядел наши следы внизу, на подходе к бергу, спасибо луне, молодец Макс. Заключительный раз закручиваю бур-самосброс и спускаюсь. Приятно снова чувствовать горизонтальную поверхность под ногами. Бредём, спотыкаясь и проваливаясь, но не обращаем на это внимание. Иногда, не сговариваясь, оглядываемся назад на стену, и говорим многозначительное: «Да-а-а». Вдруг слышу, что-то пищит. Оказывается, это будильник на фотоаппарате, поставленный позавчера на полвторого, когда мы выходили на восхождение. Не помню, во сколько мы добрели на ночёвки, сколько ещё времени топили снег и пили чай, да это было и не важно, мы были довольны. Наверное, было почти утро, потому что проснулись мы ближе к обеду, не спеша собрались и до темноты успели спуститься в долину. «Луна убывает – такое бывает». Шутим, что мы не «дети солнца», а «дети луны». Снова она освещает нам путь, путь к новым мечтам…

После восхождения

Рюкзаки присели отдохнуть

Автор выражает благодарность компаниям: «Альпиндустрия», « Nike ACG », « Marmot », « Black Diamond ».

Гора

Поздравляю ребята! В июне собираемся на Уллу-тау, а есть ли маршруты полегче? Сергей Иноземцево.

восходителям

круто -поздравляю-живо напомнили наше восхождение 93-март -4-б доска с холодной на вершине и долгий спуск в буране через гарваш к пещере -пришли в себя на следующий день в поезде

Сергею

Сергей, восхищаюсь вами! Как с Вами можно связаться? ICQ, тел., адрес эл. почты - очень нужно))) Желаю новых вершин!

Фурсову Сергею

С удовольствием прочитала статью, так как сама в молодости занималась, хоть не альпинизмом, но туризмом (правда, водным, но серьезно, выполнила норматив кандидата в мастера спорта), были друзья, которые ходили в горы. Понравились некоторые фото. Но пишу Вам несколько по иной причине. Я очень надеюсь, что Вы имеете какое-то отношение к Фурсовой ( урожденной Красновой) Ирине Васильевне, которая вышла замуж в г. Невинномысск из сибирского города Омска за человека, увлекающегося альпинизмом. Она была моей любимой подругой детства и юности, по глупости жизнь нас развела. Очень бы хотелось ее найти. Помогите. Она и сейчас должна жить в Невинномысске. В январе 1982 года у нее родился сын. Это не Вы? Если нет, то Невинномысск не очень большой город, своих однофамильцев или, тем более, родственников Вы найти сможете. Очень прошу Вас. Ее день рождения 12 марта 1952 г. А разыскивает ее Токарева Оля (теперь Остроущенко). Мой e-mail: obo318@mail.ru или obostrou@mail.tpchel.ru (рабочий). Ответьте мне, пожалуйста, при любом результате. Заранее благодарю. Удачи в жизни и покорения новых вершин (не только горных!). Ольга Борисовна.