Автор: Королев Андрей, г. Пермь

Отчет
о пешеходном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, июль-сентябрь 2004 г.

Содержание

4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения и другие параметры маршрута
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша
- Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Фортамбек
- МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.)
- Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с
- Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с
- Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, КПП “Депшаар”, долина реки Муксу и кишлак Ляхш
10. Дополнительные сведения о походе: снаряжение, особенности организации путешествий на Памире, организация питания на маршруте
12. Итоги, выводы, рекомендации

Приложения

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

КПП “Депшаар”, долина реки Муксу, перевал Белькандоу, 3350 м, н/к и река Сугран.

Ф. 1. 30.07. Высадка в Депшааре.

Ф. 2. 30.07. Первый обед, у арыка, в Депшааре.

30.07. 1 ходовой день.

В 9-00, нас, наконец, довезли до кишлака Депшаар, и вместе с местными таджиками, среди которых далеко не все говорят по-русски, мы сумели разобраться, где же все-таки находится этот загадочный кишлак. Дело в том, что на карте этот кишлак обозначен, как кишлак Мук – крупными буквами. Он является самым верхним кишлаком, по карте, в долине реки Муксу и расположен на берегу реки. На карте есть еще один кишлак с названием Мук, но написан он мелкими буквами и находится далеко от реки на береговой террасе, над рекой примерно в 300 метрах. Так вот самый последний кишлак Мук, который написан крупными буквами на самом деле не Мук, а Депшаар, где мы и находились.

Ф. 3. 30.07. Долина р. Ирган.
Местное население встретило нас очень приветливо, угостили нас лепешками. Рассказали о своей жизни, о том, как им жилось во время войны. Подсказали, как нам удобнее идти. На берегу арыка мы пообедали, перепаковались и вышли на маршрут в 11-00. Через 5 минут мы подошли к КПП “Депшаар”, расположенный на верхней окраине кишлака. Здесь нас остановили, начали регистрировать и проверять паспорта, пришлось подождать еще минут 15, пока придет офицер, который разрешил нас пропустить.

Ф. 4. 30.07. Вид вниз по долине Муксу и
на кишлак Депшаар.
Вышли мы от КПП в 11-30. Вначале шли по дороге, по мостикам перешли через два рукава речки Ташлык или Гинщарсу. Дорога поднимается в гору, примерно на 200 м, потом спускается к реке Ирган (Кандоусу или Иргет), здесь мы разуваемся, и переходит вброд – переправа н/к.

Ф. 5. 30.07. У летовок на перевале Белькандоу.
Рюкзаки у нас в пределах 28-30 кг, так каждый из нас отправил в МАЛ, на поляну Москвина, по 20 кг груза. Поднимаемся вверх по крутой тропе от реки Ирган, снова появляется дорога, по ней мы доходим до начала подъема на перевал Белькандоу и в 13-00 останавливаемся на обед. Немного пройдя вперед, мы нашли ручей с довольно чистой водой, которую набрали, чтобы вскипятить чай.

Ф. 6. Начало спуска с пер. Белькандоу,
виден пер. Иргет
После обеда мы немного отдохнули, и вышли на перевал в 14-50. Вначале поднимались по густой высокой траве, потом по осыпи, потом обнаружили тропу и пошли дальше по ней серпантиня склон. Тропа серпантинно изгибаясь, идёт траверсом вдоль хребта, постепенно набирая высоту. Причем она больше двигается вдоль склона, чем вверх.

Ф. 7. 30.07. Радуги на склоне пер. Белькандоу.
На высоте 3200 м, в 17-45 первые из нас поднялись к летовкам. Здесь местные жители – таджики, живут летом и пасут скот. В летовках были только женщины и дети. Никто из них не говорил по-русски. Они нас угостили очень вкусным айраном и лепешкой с маслом.

Ф. 8. Вид на пер. Иргет и на летовку
на террасе (внизу).
Здесь мы у них отдохнули до 18-20, и пошли дальше. Погода стала портиться. Задул сильный ветер, сразу стало холодно, налетели облака, видимость испортилась, и пошел дождь. Все стали надевать накидки от дождя. От летовок тропа идет вначале прямо вверх, потом поворачивает направо вверх, переваливает через гребень – высшую точку перевала, где расположен выложенный из камней тур, на которых написано – перевал Белькандоу.

Ф. 9. Восточный склон пер. Белькандоу.
В 18-50 начали спуск с перевала. Начало быстро темнеть. Налетели облака и видимость пропала. По тропе мы спустились на прибрежную террасу реки Сугран. Воды нигде не нашли. Попили то, что было во фляжках, и легли спать. Ночью шел дождь, вода накопилась в тентах, ее мы утром и попили. День выдался очень тяжелый с большим набором и сбросом высоты – перепад высот был 2400 м, что очень много для первого ходового дня. Да и высоты были уже приличные – высота перевала Белькандоу по данным GPS составила 3350 м.

31.07. 2 ходовой день.

Ф. 10. 31.07. Лагерь под пер. Белькандоу.
Сегодня мы решили хорошо отдохнуть и не вставать рано. Если бы у нас была акклиматизация, то можно было бы в этот день сразу же подняться на перевал Иргет, высотой 4000 м. Но мы решили привыкать к высоте постепенно, и сегодня дойдя до воды, там хорошо отдохнуть, а потом найти мост через Сугран, перейти через него и подняться на береговую террасу. На береговой террасе, как нам говорили, есть заброшенная летовка, ровное место и ручей с чистой водой – то есть идеальное место для стоянки. Выше летовки, на склоне перевала Иргет, воды уже нет.

Ф.11. 31.07. Каньон р. Сугран, вдали
долина Муксу.
С места ночевки мы вышли в 9-00, в 9-30 нашли чистый ручей, где и остановились для отдыха и приготовления пищи. Здесь же нашли кусты жимолости, обсыпанные ягодами, которые мы насобирали для компота, который получился слишком горький, такой, что его даже отказался пить сын местного таджика, который вел корову с того берега Суграна.

Ф. 12. 31.07. Обед у ручья на левой
террасе Суграна.
После еды мы отдохнули и вышли в 14-15. Спустились вниз по берегу Суграна на 1 км, здесь нашли крутой спуск к реке, по местами обвалившейся тропе, и мост, в хорошем состоянии. За ним следят таджики, потому что водят коров на тот берег Суграна, на хорошие пастбища. После моста мы по тропе идем вверх по течению, примерно 1 км, и начинаем подъем на террасу. Перепад высот здесь более 200 м. Тропа очень крутая и идет по березовой роще. Поднимаемся на террасу, к летовке, расположенно на самом обрыве в 15-50.

Ф. 15. Мост через Сугран.
В этой летовке над Суграном, сделанной из камней, веток и глины, лет 12 назад один уроженец Красноярска по имени Николай, пытался организовать общину, типа религиозной, и жил здесь зимой и летом несколько лет. У него даже были последователи – местные таджички. О нем писали в газетах, и с его участием была одна из передач программы “Взгляд”. Потом он заболел, жил в кишлаке Ляхш, в семье одного таджика Мурода Холдарова, с которым нам довелось познакомиться на обратном пути, несколько раз уезжал обратно в Красноярск и возвращался обратно. Но вот уже несколько про него ничего не слышно.

Здесь у этой заброшенной летовки, среди коровьих лепешек, мы находим идеально ровное место для двух палаток и останавливаемся на ночлег. Утром решили встать пораньше, в 5 часов, поэтому и легли тоже довольно рано.

Ф. 13. Место летовки и ручья под пер. Иргет.

Ф. 14. 31.07. Ледник Бырс и верховья Суграна.

Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.

1.08. 3 ходовой день.

Ф. 16. 3 седловины перевала Иргет.
Наша указана стрелкой.
Выходим в 7-15. Погода ясная, но на небе довольно много облаков, и висит легкая дымка. Начинаем движение в сторону перевала Иргет. Путь мы рассмотрели накануне в бинокль. Поднимаемся по осыпи н/к, чередующейся с растительным покровом 1Б к.с. – густой, высокой травой, в которой скрыты неровности склона, камни, ямы. Проходим мимо огромного глубокого ущелья правого притока Суграна, который мы перешли накануне, когда шли вверх по берегу Суграна, к месту подъема на террасу. Путь весь пересечен крутыми и довольно глубокими оврагами, заросшими колючими кустами и высокой травой. В верхней части встречаются участки осыпей 1А к.с.

Ф. 17. 1.08. Лагерь под пер. Иргет.
Идем медленно, потому что плохо себя чувствует один из участников – Девятков Саша. Мы его разгрузили, но это сильно не помогло, поэтому нам сегодня приходится не идти на перевал, а останавливаться на ночлег, на ближайшем к перевалу, удобном и безопасном месте, с наличием воды или снега. В результате мы набрали более 600 м высоты и остановились на ночлег на высоте 3400 м. Здесь мы нашли старые площадки под две палатки, которые довольно долго пришлось расширять и выравнивать. Метрах в трехстах выше по склону имеется снежник, вытекающий из скального кулуара, но ручья из него не вытекает, поэтому для приготовления пищи приходится растапливать снег. К месту бивака мы подошли через 4 ходки по 35-40 минут, в 11-15. В это время погода окончательно испортилась, несколько раз уже начинался дождь, который шел временами остаток дня и ночь. Судя по симптомам, у Саши обострилась язва, в аптечке у нас есть соответствующие лекарства и мы начинаем его лечить.

2.08. 4 ходовой день.

Ф. 18. 2.08. Подъем на пер. Иргет.
Выходим в 7-50. Саша чувствует себя удовлетворительно. Продолжаем подъем на перевал Иргет. Погода ясная. Идем вначале по осыпи 1А к.с. – 500 м, потом по осыпи 1Б к.с. – 500 м. В верхней части встречаются участки осыпи 2А к.с. – всего 300 м. Идем на самостраховке ледорубом или лыжной палкой. Встречаются камнеопасные участки – в узком скальном кулуаре. Его проходим по очереди. Самый верх перевала – крутая, до 40-45 градусов мелкая осыпь, длиной до 200 м. Ее проходим стараясь не идти друг над другом. Поднимаемся на перевал в 10-20. На перевале Иргет три седловины. Мы поднялись на среднюю, которая, как нам показалась, наиболее удобная. На этой седловине тура не обнаруживаем и с нее переходим на самую правую (южную) седловину. Здесь обнаруживаем тур, в котором находим записку туриста из Москвы от 30.08.92 г.:

Ф. 19. 2.08. Подъем на пер. Иргет.
“Турист из Москвы поднялся на пер. Иргет 30.08.92, в 14-00, состояние нормальное, погода солнечная с малой облачностью со стороны Суграна. Радиальный выход. Снял записку И.Г.У рук. Ногин Д.Ю.”

Ф. 20. 2.08. Выход на седловину пер. Иргет.
Идем на разведку, ищем маршрут спуска. С седловины перевала мы немного траверсируем гребень пика Иргет, и выходим на гребень, спускающийся к реке Муксу. Правее гребня идет очень крутой и камнеопасный скальный кулуар. Левее гребня идет довольно крутой, осыпной кулуар, видимо тоже камнеопасный, особенно если спускаться группой. Во втором кулуаре видно несколько сбросов. Дно его покрыто мелкой живой осыпью. Решаем идти по гребню.

Ф.21. 2.08. У тура, на седловине пер. Иргет.
Начинаем спуск с перевала в 11-45.

Ф. 22. 2.08. Вид с пер. Иргет, вверх по р. Муксу.
С гребня в обе стороны обрываются крутые скально-осыпные склоны. Ширина гребня иногда сужается до 70 см. Спускаемся по осыпи 1А к.с. чередующейся с осыпью 1Б к.с. Перед скальным сбросом останавливаемся на обед. Пьем воду, что есть во фляжках.

В 13-55 выходим с обеда. Погода портится, налетают облака, временами идет дождь. Появляется несколько радуг.

На спуск вешаем 2 дюльфера по 45 м, по осыпи 2А – 2Б к.с., круто обрывающейся в обе стороны с гребня.

Ф. 24. Радуга над Муксу.

Ф. 27. Вертикальная радуга.

После этого по осыпи 2А к.с., но более широкой и пологой, спускаемся на выполаживание и расширение гребня, поросшее травой, с кустами арчи. Воды нигде нет. Здесь идем на разведку. Решаем с этого выполаживания спускаться с гребня направо, вначале по отрогу гребня, а потом по кулуару. Спускаемся по осыпи 2А к.с. Вешаем еще три дюльфера по 45-47 м, по осыпи 2Б к.с., чередующейся с выходами скал.

Ф. 23. 2.08. Спуск с пер. Иргет по гребню.

Ф.25. 2.08. Первый дюльфер на спуск с пер. Иргет.

Ф. 26. Второй дюльфер на спуск

Ф. 28. Третий дюльфер на спуск с Иргета.
Темнеет. Решаем искать место для ночлега, потому что спуститься донизу сегодня мы уже не успеваем. На высоте 3500 м находим небольшую травянистую терраску, поросшую кустами арчи. На ней выравниваем площадку и расширяем ее, подкладывая камни. Все вещи, которые не мнутся, тоже используем для выравнивания площадки. Допиваем остатки воды из фляжек. Из непромокаемых накидок от дождя делаем водосборники, на случай если ночью, как обычно, пойдет дождь. Но, как назло, этого не произошло, и утром, мы продолжили спуск, так и не попив.

3.08. 5 ходовой день.

Ф. 29. 3.08. Ночевка на
терраске.

Ф. 30. 3.08. Место выравнивали
вещами.
Ночью, как назло, дождя не было. Собрали лагерь в 6-30. Погода стоит ясная безветренная. Прямо с нашей полочки начали вешать веревки. Повесили 3 дюльфера по 45 м, по скалам, с участками осыпей 2Б к.с. Кулуар, где спускались – камнеопасный, поэтому шли по одному, и ожидали остальных в безопасных местах, выше линии падения камней. Веревки сдергивали с трудом, потому что их заклинивало среди камней. После третьей веревки мы, наконец, спустились из нашего бокового кулуара, по осыпи 2А к.с., уже не вешая веревки, в основной, более широкий и пологий осыпной кулуар. Спускаемся по нему по осыпи 2А-1Б к.с. – 0,6 км, далее снова вешаем веревку на спуск на скальном сбросе. После этого продолжаем спуск по живой осыпи 1Б к.с., с участками 2А к.с. Постепенно кулуар выполаживается, осыпь становится 1А к.с. Через 0,6 км кулуар расширяется, в нем появляется растительность.

Ф. 31. 3.08. 5 дюльфер на спуск с Иргета

Ф. 32. 3.08. 6 дюльфер.

Ф. 33. 3.08. 7 дюльфер.

Ф. 34. Маршрут спуска с пер. Иргет.
В 11-00 первые достигают ручья, где останавливаемся на обед. Выходим с обеда в 14-00. Идем в сторону переправы через реку Иргай. Место переправы мы видели во время спуска с перевала. Идем по растительному покрову 1Б к.с. – 1 км. Подходим к глубокому каньону реки Иргай, 1Б к.с. Ищем место спуска в него. Находим выше по течению в 300-400 м. Здесь в каньон раньше спускалась тропа, которая нынче сильно разрушилась и обвалилась. Незадолго перед началом спуска в каньон прошел дождь. Трава стала очень сырой и скользкой, глинистые склоны каньона тоже стали очень скользкими.

Ф. 35. Спуск в каньон Иргая.
Для безопасности на спуск в каньон вешаем веревку. Перед ней по скользкой траве для некоторых участников, которые себя плохо чувствовали, вешаем еще горизонтальные перила. Остальные проходят на самостраховке ледорубом.

Веревку закрепляем на ледорубе, который вбили в конгломерат. Поочереди спускаемся в каньон по веревке, потом один поднимается налегке и выбивает ледоруб из конгломерата. Ниже вешаем еще 7 метров перил на спуск.

Спускаемся на дно каньона и идем вниз по нему 300 метров, по осыпному склону. Здесь находим место удобное для переправы. Вода большая и очень бурная, со стремительным течением. Первый переправляется на тот берег со страховкой, перепрыгивая по камням. Камни скользкие и расположены далеко друг от друга.

Натягиваем перила над рекой на высоте 1,5-1,8 м, и по ним переправляем рюкзаки. После этого все переходят на другой берег по перилам, на скользящем карабине. Последний участник перепрыгивает со страховкой. Переправу оцениваем 1Б к.с.

Ф. 36. 3.08. Переправа через Иргай.

Ф. 37. 3.08. Переправа через Иргай , 1Б к.с.

Ф. 38. 3.08. Каньон р. Иргай.
После переправы поднимаемся из каньона по старой очень крутой обвалившейся тропе. Выходим на ровное место, где останавливаемся на ночлег, на идеально ровной зеленой поляне освещенной красноватыми лучами заходящего солнца в 17-45, на высоте 2600 м.

Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша.

4.08. 6 ходовой день.

Ф. 39. 3.08. Лагерь над Иргаем.
Обозначен пер. Тамаша
С утра и весь день была ясная солнечная погода. Выход в 6-30. Примерно 1 км идем по растительному покрову 1Б к.с. до начала подъема на перевал Тамаша. Повсюду встречаются канавы, заросшие высокой травой и колючими кустами, в траве скрыто множество камней.

Ф. 40. 4.08. На перевале Тамаша.
По крутой осыпающейся тропе поднимаемся на перевал Тамаша, в 7-30. На перевале фотографируемся и просматриваем спуск с перевала Тамаша и наш дальнейший путь по каньону реки Хадырша и по одноименному леднику.

Ф. 41. 4.08. Вид с пер. Тамаша, вверх по Муксу.
В 8-10 начинаем спуск с перевала. Спуск идет по крутой осыпающейся тропе. В нижней части, где она спускается уже в сам каньон реки Хадырша, тропа обвалилась, так что приходится вешать на спуск 2 веревки по осыпающемуся конгломератному склону (осыпь 2А-2Б к.с.). Веревки привязываем за стволы арчи и за кусты.

Ф. 42. Река и ледник Хадырша.
Спускаемся к самой воде и идем немного вверх по каньону, на самостраховке ледорубом, до расширения, где можно расположиться для отдыха. Здесь же находим источник чистой холодной воды.

Ф. 43. 4.08. Язык ледника Хадырша.
Мы установили, что за последние годы ледник Хадырша сильно продвинулся вперед, не менее чем на 2 км. Это легко читается по карте.

Идем на разведку вверх по течению, ищем место переправы через реку Хадырша. Вода прибывает с каждой минутой. Доходим до языка ледника и решаем, что переходить на тот берег не стоит, а лучше подняться на ледник и пересечь его по моренным валам. Возвращаемся к месту отдыха, и переходим ближе к языку ледника, где у другого источника останавливаемся на обед в 11-20. Идти вверх по каньону не просто, приходится часто облазить прижимы и скалы, движение с самостраховкой ледорубом.

Ф. 44. 4.08. Обед на реке Хадырше
После обеда выходим в 12-10, доходим до языка ледника, и начинаем подъем на него по крутой осыпи 2А-2Б к.с. – 70 метров, на участке 20 м приходится использовать веревку. Поднимаемся на ледник в 13-00. Далее попадаем в левый карман и идем по нему, по морене 2А к.с.

Ф. 45. 4.08. Ледник Хадырша, вдали
по центру пик Шапак.
Постепенно морена становится 1Б к.с. Здесь начинаем пересекать ледник. Примерно 3 км идем по центру ледника по моренным валам 1А-1Б к.с. После этого переходим в правый карман и идем по нему до первого ручья, текущего с перевала Курайшапак.

Ф. 46. 4.08. Верх по леднику Хадырша
У первого ручья отдыхаем и выходим от него в 16-00. Нам надо идти до второго ручья, по которому и идет подъем на перевал. От ручья решаем идти по правому склону, поросшему густой высокой травой. Идем по ней 1 км, в траве скрыто много ям и камней. Выходим ко второму ручью в 16-30. На его берегу видим палатку, подходим к ней. Там стоят таджикский гид Анатолий, с мальчиком помощником и его клиент с Украины.

Ф. 47. 4.08. Террасы над ледником Хадырша.
Они сюда пришли вместе с носильщиками-проводниками местными таджиками, по тросам на правом берегу Муксу. В их планах совершить первовосхождения на окружающие нехоженые пятитысячники, не имеющие названия, расположенные слева и справа от пика Шапак, 5667 м, для того, чтобы дать им имена.

Ф. 48. 4.08. Пер. Курайшапак и пик Мкртчана.
Пообщавшись с ними, попив чаю и получив некоторую ценную информацию, мы идем дальше и встаем лагерем в четырехстах метрах от них, выше по течению, на высоте 3100 м.

Ф. 49. 4.08. Вечер. Пер. Курайшапак и пик Мкртчана.
Сегодня у нас приболел другой участник – Денис Осипов, да и у Саши Девяткова, тоже самочувствие было не очень хорошее. Поэтому мы в целях безопасности и чтобы они сумели восстановиться, решаем не идти завтра на перевал Курайшапак, а подойти к нему максимально ближе и остановиться в безопасном от камнепадов месте, с наличием воды. Анатолий нам сказал, что на высоте 3600 м есть выровненные площадки под палатки. Там мы и решили завтра остановиться.

Ф. 50. 5.08. Пер. Курайшапак с запада.
Дело в том, что перевал Курайшапак чрезвычайно камнеопасен, и подниматься на него со стороны ледника Хадырша можно только до 11 часов местного времени, как нам сказал Анатолий. Позже солнце подтаивает склон, и начинают лететь камни. Перепад высот от ручья, на котором мы остановились до перевала, составляет 1,5 км и чтобы успеть подняться до 11 часов, надо выходить 5 утра или раньше. Это означало, что мы не успеем отдохнуть (особенно наши больные), и соответственно не успеем подняться на перевал в безопасное время. Поэтому, чтобы не рисковать, мы решили сделать полудневку, а послезавтра встать пораньше и подняться на перевал в безопасное время. Если сегодня идти на ночевки на 3600 м, то туда мы придем уже ночью, а останавливаться раньше нет возможности, из-за отсутствия воды и ровного места.

Незадолго до нашего прихода, как назло, произошел ледовый обвал, в верховьях нашего ручья, так что в нем потекла мутная, малопригодная для питья вода. Поэтому за водой нам пришлось идти к роднику, который мы усмотрели на склоне в пятистах метрах от нашего лагеря.