Автор: Королев Андрей, г. Пермь

Отчет
о пешеходном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, июль-сентябрь 2004 г.

Содержание

4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения и другие параметры маршрута
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша
- Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Фортамбек
- МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.)
- Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с
- Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с
- Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, КПП “Депшаар”, долина реки Муксу и кишлак Ляхш
10. Дополнительные сведения о походе: снаряжение, особенности организации путешествий на Памире, организация питания на маршруте
12. Итоги, выводы, рекомендации

Приложения

Техническое описание прохождения группой маршрута (продолжение)

15.08. 17 ходовой день.

Ф.99. 15.08.
Выход в 7-30. Подъем идет по длинному узкому гребню с карнизами, и с многочисленными взлетами. Почти сразу от лагеря 6400 м вbсят две перильные веревки, повешенные через трещины в первом взлете. Дальше веревок, но идти нужно крайне осторожно, на самостраховке ледорубом. Главное не споткнуться, и не зацепиться кошкой о кошку.

Ф.100. 15.08. Лавина с пика Кирова.
Погода сегодня ясная, но сильно ветреная, что особо чувствовалось на высоте выше 6800 м. Окружающие горы в легкой дымке. Идти очень тяжело, постоянно останавливаемся для отдыха. Пульс больше ста ударов в минуту. Дует очень холодный, сильный ветер. Надеваем всю одежду, что взяли с собой.

Ф.102. 15.08. Вершинный гребень.
Вершина представляет собой снежный купол. Тура нет. Первый на вершину поднялся Юра Худеньких – в 11-45, второй Сергей Пеленев – в 12-00, третий Андрей Королев – в 12-40. Слава Баженов сумел подняться только до высоты 6800 м. После этого у него сильно заболела голова, и он решил вернуться в лагерь.

На вершине все сняли круговую панораму, сами сфотографировались, и я еще попытался позвонить домой по спутниковому телефону, но, к сожалению, никто не взял трубку.

Ф.101.

Ф.105. Последний крутой взлет.

Ф.106. 15.08. На вершине. Вдали пик Ленина.

Ф.107. 15.08. На вершине.

Ф.103. 15.08.

Ф.104. 15.08.

Ф.108. 15.08. Спуск с вершины.
Начинаем спускаться с вершины в 13-05. Спускаемся с небольшими перерывами на отдых. Ниже 6800 м, начинаем раздеваться, потому что тут намного теплее, и нет ветра.

В лагере на 6400 м были в 15-05. После спуска, мы сразу же легли спать, потому что очень устали. Сегодня мы больше никуда не идем, и все оставшееся время отдыхаем.

Слава решил больше не пытаться подниматься на вершину, поэтому завтра мы спускаемся в МАЛ. Сегодня на вершину вместе с нами поднялась супружеская пара португальцев. Больше альпинистов не было. К вечеру погода испортилась, налетели облака.

16.08. 18 ходовой день.

Ф.109..16.08. Лагерь 5900.
Сегодня утром мы тоже не торопимся выходить. Погода испортилась, и хорошей не была уже до конца похода. Дует сильный ветер, многие горы закрывают облака, постепенно застилающие все вокруг.

Выходим в 10-05. Дорога стала еще хуже, идем по голому льду, снежная полка, перед лагерем 5900 стаяла, так, что приходится идти по скалам, и очень крутым живым осыпям.

Ф.110. 16.08. Спуск из лагеря 5900
В 11-20 спускаемся в лагерь 5900 м. Здесь забираем некоторые оставленные нами вещи. После этого спускаемся в лагерь 5300 м. Снежные мосты через трещины расквасились, так, что идти стало намного опаснее. В лагере 5300 обедаем и отдыхаем. После этого спускаемся в МАЛ, к 18-10. Вечером в МАЛе нас приглашают в столовую на традиционный вечерний банкет, посвященный очередным восходителям на пик Коммунизма и Корженевской.

17.08. 19 ходовой день.

Сегодня у нас отдых. Саша Девятков решил не продолжать маршрут, а вылетать из МАЛа вертолетом. Поэтому на оставшуюся заключительную часть маршрута, мы остаемся вчетвером. Мы сортируем снаряжение, и оставляем на вывоз Саше, все, что не должно пригодится на дальнейшем маршруте. Решаем не брать чехлы от гондол катамарана, в надежде, что под ледником Федченко, сохранились наши катамаранные чехлы оставленные нами там, в прошлом году. Если их там нет, то мы будем выходить по леднику Федченко, заброшенную ГМС имени Горбунова и перевал Кашалаяк, 2А к.с., в поселок Ванч. Мы идем на это, потому что, тащить весь катамаран – рассчитанный на шестерых, вчетвером очень тяжело. Оставляем, только надувные резиновые гондолы. Вечером опять идем на банкет в столовую, посвященный уже нашему восхождению на пик Е. Корженевской. Завтра утром мы выходим на перевал Мушкетова. Весь день стоит пасмурная погода с прояснениями, часто идет дождь и снег.

Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с.

18.08. 20 ходовой день.

Сегодня долго не выходим, потому что с утра собирались дольше обычного, со всеми прощались, давали последние наставления и еще раз обговаривали контрольные сроки с комендантом МАЛа – Владимиром Долгим.

Ф.111. 18.08. Перед выходом.
Наконец сделав прощальные кадры, выходим в 9-15 утра. Идти тяжело, из-за очень тяжелых рюкзаков, потому что в них кроме еды на две недели, еще полные комплекты горного и водного снаряжения, много теплой одежды, ведь нам предстоит ночевка на перевале Мушкетова на 6000 м. Идем вверх по левому карману ледника Москвина. Вначале дорога не сложная – морена 1А к.с. – 1 км, потом карман сужается, часто приходится идти по склону, по морене уже 1Б-2А к.с. Постепенно, но довольно быстро, набираем высоту. Траверсируем склон по осыпи 1Б к.с. – 1 км. Наконец выходим на ледник. Пройдя по нему одну сорокаминутную ходку, останавливаемся на обед, в 12-50. С обеда выходим в 14-30. Начинаем пересечение ледника Москвина, через ледопад. Этот участок я характеризую, как морена 2Б к.с. Много времени уходит на разведку. Двигаемся только в кошках и в связке. Ледник на большей части закрытый. Наконец с большим трудом мы находим проход, и пересекаем ледник, к склону пика Четырех, 6230 м. Прохождение ледопада по прямой составило 1 км. На склоне пика Четырех выходим на осыпь 1А к.с., и косо траверсируем ее, набирая высоту, в направлении перевала Мушкетова, примерно 1 км. На перевале – гребне осыпи, останавливаемся на ночлег, в 18-00. В разрушенных скалах, немного защищающих от ветра, находим две подготовленные площадки под палатки. Одну, верхнюю, выравниваем и устанавливаем палатку. Ужин готовим на улице. Ночуем на высоте 5300 м. Сегодня набрали высоты 1 км. Весь день стояла пасмурная ветреная погода, после обеда постоянно валил снег. Это очень нас расстроила, потому что перевал Мушкетова можно безопасно проходить только в ясную, бесснежную погоду.

19.08. 21 ходовой день.

Ф.112. 19.08.Утро. Пик Корженевской
и пер. Мушкетова
Выходим в 9-15. Спускаемся вниз, с гребня пика Четырех, на правый рукав ледника Москвина. Идем в кошках и связке, по льду 1А к.с., переходящий в снег 1А к.с. Спустившись на ледник Москвина, начинаем подъем на перевал, по орографически левой стороне, более ровной и пологой.

Набираем высоту. На закрытом леднике часто встречаются трещины. Приходится прощупывать каждый шаг.

Ф.113. 19.08. Подъем на пер. Мушкетова.
Погода пасмурная, но очень яркая, так, что приходится идти в солнцезащитных очках. Из-за этого очень плохая координация. Свет, отраженный от тумана и от снега нещадно слепит и палит кожу. Стоит сильная жара, пот течет ручьем. Идти очень тяжело, из-за большой высоты, глубокого снега, тяжелых рюкзаков, связки и постоянного прощупывания трещин.

Начинает сильно валить снег. Подходим к месту перелома ледника, где преодолеваем ледопад, с широченными трещинами. Прохождение я оцениваю, как морену 2Б к.с. – 0,5 км.

К 13-20 подходим к последнему взлету перевала Мушкетова, при полном отсутствии видимости и интенсивном снегопаде. Останавливаемся на обед. Снег валит не переставая. После обеда, видимость не улучшается и не снегопад не ослабевает. Дальше в условиях такой погоды идти нельзя, и мы останавливаемся на ночевку, на высоте 5800 м. До перевала осталось набрать всего 200 м по высоте.

Остаток дня и всю ночь, снег шел не переставая, а видимость не улучшилась. Если так будет продолжаться дальше, то видимо придется отказаться от прохождения перевала Мушкетова, из-за большой лавиноопасности.

20.08. 22 ходовой день.

20.08. Пик Корженевской. Лагерь
на пер. Мушкетова.
Утром переменная облачность, но много облаков. Снег идет, но более слабо. Свежевыпавшего снега довольно много 15-20 см. Решаем подняться на седловину перевала и решить, насколько лавиноопасен с него спуск. Наш, южный, склон всегда был менее лавиноопасен, чем северный. Но, тем не менее, и наш склон в этих условиях, стал лавиноопасен.

20.08. Подъем на седловину
Выходим в 8-45. Идем двумя связками. Без рюкзаков поднимаемся вверх, на седловину перевала. Снег такой глубокий, что с рюкзаком тропить невозможно. Движемся в кошках, вертикально вверх, чтобы не подрезать склон. С подъемом свежевыпавшего снега становится все больше – 30 см и более, а всего проваливаешься в снег на 60-70 см, потому что снег выпавший ранее, тоже достаточно рыхлый. Пока поднимаемся, пропадает видимость, снег начинает падать более часто.

Ф.116. 20.08. Спуск с перевала Мушкетова
На седловине решаем, что сейчас спускаться с перевала нельзя, из-за большой лавиноопасности, а ждать погоды, у нас просто нет времени, да и неизвестно, как скоро она появится, и появится ли она вообще. Поэтому, в таких условиях решаем, быстро, пока склоны не совсем перегружены снегом, и начался массовый сход лавин, спускаться обратно в МАЛ. А выходить из района, не в Киргизию, а в Таджикистан, через более низкие, и соответственно менее лавиноопасные перевалы.

Ф.117. 20.08. Ледник Москвина и МАЛ.
От места ночевки до перевала было 1,5 км, из них примерно 1 км набор высоты по снегу 1А к.с., а 0,5 км по снегу 1Б к.с. Высоты набрали, до седловины перевала – 200 м. Получается, что нам не хватило времени, чтобы перевалить перевал, в условиях низкой лавиноопасности, одного дня.

Спуск начинаем в 12-00. Спускаемся вниз по своим следам, что более легко, потому что не так глубоко проваливаешься. Доходим до места нашей ночевки. Здесь не останавливаемся, и продолжаем спуск. Наши вчерашние следы практически не видно – занесло снегом. Все повторяется, что было вчера. На закрытом леднике часто встречаются трещины. Приходится прощупывать каждый шаг. Погода пасмурная, но очень яркая, так, что приходится идти в солнцезащитных очках. Из-за этого очень плохая координация. Свет, отраженный от тумана и от снега нещадно слепит и палит кожу. Стоит сильная жара, пот течет ручьем. Идти проще, чем вчера, потому что вниз. Подходим к месту перелома ледника, где преодолеваем ледопад, но уже на спуск, и здесь местами видны наши вчерашние следы, что заметно упрощает дело.

Ф.118. 20.08. Сераки на лед.
Москвина.
До места нашей предпоследней ночевки доходим в 13-50, где останавливаемся на обед. После обеда идем обратно по своему пути. Внизу снега намного меньше, и наши следы заметны, поэтому не приходится тратить время на зондирование трещин, и поиск пути через трещины. Возвращаемся в МАЛ в 19-15. Здесь все закрывается, большая часть альпинистов и начальник лагеря – Владимир Долгий, уже вылетели вертолетами, которые в последние дни были каждый день.

Ночевать мы останавливаемся в домике, про причине закрытия лагеря – бесплатно. Завтра утром будет последний вертолет, который должен забрать 20 человек и большое количество груза. Погода плохая, валит снег, дует сильный ветер, горы скрыты в облаках. Радист нам говорит, что в ближайшие четыре дня хорошей погоды не ожидается. Вечером думаем, как нам лучше выходить из района, через какие перевалы. Нас зовут в столовую ужинать, тоже бесплатно. Там мы консультируемся у двух групп горных туристов, находящихся в этот момент в МАЛе, у новосибирцев и москвичей из МАИ. По их словам наиболее удобный перевал, с ледника Турамыс, на ледник Шапак, - Турамыс III, 2Б к.с. Дальше они рекомендует идти через перевал Шапак 2Б-3А к.с., но описание его у них нет, знают только, что перевал относительно безопасный, и что раньше через него ходило много групп. У нас было описание этого перевала, но не очень четкое и понятное.

Мы решаем идти этими, перевалами, а если, что, то можно идти обратно по своему пути вперед, или перевалив через Турамыс III, спускаться вниз по леднику Шапак, и попадать на ледник Хадыршу, через перевалы Курайшапак Восточный, 1Б к.с. и Курайшапак, 2А к.с. Там еще есть перевал Сосун 2Б к.с., но про него, никто ничего не слышал. В раздумьях ложимся спать, после прощального банкета, с последними оставшимися альпинистами и горными туристами. Во время ужина, нам удалось подзарядить аккумуляторы цифрового фотоаппарата.

Снова МАЛ.

21.08. 23 ходовой день.

Ф.119. 21.08. МАЛ. Угощаем дыней
команду МАИ.
Сегодня у нас день отдыха. С утра завтракаем в столовой, на складе берем овощи и фрукты, зовем группу москвичей для совместного съедания двух дынь. Все выдается бесплатно, включая консервы, хлеб, фрукты, масло, сыр, чай и варенье. Провожаем последний вертолет. Закрываем помещения столовой и гостиной. В МАЛе осталось три группы туристов: москвичи, новосибирцы и пермяки. У каждой группы свой дальнейший маршрут.

Ф.120. 21.08. Улетает последний вертолет.
Устраиваем праздничный обед из разных, давно забытых нами, вкусностей. Этим же занимаются и другие группы. После этого вывешиваем просушивать снаряжение, потому что сегодня с утра стоит ясная погода.

Ф.121. 21.08.
Занимаемся разборкой и починкой снаряжения. Общаемся с москвичами. Перед ужином провожаем москвичей. Они пришли в МАЛ, раньше нас на день, и у них уже была дневка накануне. Они направляются вверх по леднику Москвина, откуда мы вчера пришли, на перевал Четырех, 3Б к.с. После ужина устраиваем вечер песни, при свечах. В лагере мы остались одни, новосибирцы ушли еще раньше москвичей, на ребро Бородкина.

Была такое впечатление, что наш маленький уютненький домик, со светящимися окнами, находится в Центре Мироздания. Потому что он находится в самом центре Крыши Мира, между двумя самыми высокими его вершинами, которые видно, в прорывах облаков, отражающих свет Млечного Пути.

Ледник Фортамбек.

22.08. 24 ходовой день.

Сегодня подъем ранний, далеко затемно, в 5 утра. Готовим обильный, гурманский завтрак из деликатесов. Типа яичница из тринадцати яиц, с шампиньонами и ветчиной, на первое, салат из кукурузы “Бондюэль”, с майонезом и перцами, на второе. И дальше в том же духе.

Ф.122. 22.08. Готовим завтрак.
Выходим в 7-00. Выходить вчера после обеда не было смысла, потому что, если идти, то надо до Ледника Фортамбек, а там нет площадок для палатки, и питьевой воды. Место для ночевки есть, примерно в 1-1,5 хода, от МАЛа, на правой террасе, над ледником Москвина.

Пересекаем ледник Москвина, в другом месте, немного ниже, также по моренам 2А-2Б к.с., в кошках, через огромные сераки и разломы. Этот вариант оказывается хуже привычного. Пересечение ледника завершаем в 8-00. После этого идем по своему пути вперед, в МАЛ, по моренам 1А-1Б к.с. – 4,5 км. Пересекаем правый приток ледника Вальтера, - переправа некатегорийная.

Ф.123. 22.08. Обед.
Доходим до ледника Фортамбек, в 10-45. Здесь начинает самый сложный участок хождения по леднику за весь поход. Нам предстоит идти по нему вверх, и пересечь. Как это сделать непонятно, путь преграждают огромные сераки и разломы. Вначале немного углубляемся в сераки ледника, по моренам 2А-2Б к.с., для того, чтобы по льду перейти через реку Вальтера, впавшую уже в этом месте в ледник Фортамбек. Далее опять возвращаемся в правый карман ледника, и идем по нему вверх, по морене 1А-1Б к.с.

Ф.124.22.08. Нам надо преодолеть
эти сераки.
Скоро карман сужается, мы ищем проход дальше. О пересечении ледника в этом месте не может быть и речи. Проходим немного 300-400 м по морене 2А-2Б к.с., после этого карман появляется снова, и мы продолжаем двигаться по нему. Скоро останавливаемся на обед.

После обеда проходим по карману еще одну ходку по 40 минут. Отсюда видно, что скоро карман ледника заканчивается, сераки подходят вплотную к скалам. Поэтому нам надо начинать искать проход на другую сторону ледника. В этом месте, вроде бы сераки и разломы стали не такие страшные.

На поиски прохода уходит остаток дня.

Ф.125. 22.08. Ищем пролаз.

Ф.126. 22.08. Ищем пролаз

На ночлег встаем, здесь, около небольшого зеленого озера с питьевой водой. Проход через ледник, так и не найден. Палатку ставим на гребне, подготовленного моренного вала. От камнепадов, со скального склона нас защищает довольно глубокий и широкий карман ледника, местами поросший редкой травой.

23.08. 25 ходовой день.

Выход в 7-00. Решаем пытаться идти дальше вверх по карману ледника. Доходим по морене 1А-1Б к.с. до места, где, как нам вчера казалось, идти дальше по правому борту ледника невозможно. Оказалось, что за этими огромными сераками можно пройти дальше.

Ф.127. 23.08. Наконец нашли пролаз.
Идем примерно еще один километр, и действительно упираемся в тупик. Дальше дороги нет. Одеваем кошки и идем на разведку. Разведка занимает более 2-х часов времени, но приносит положительный результат.

Ф.128. 23.08. Пересекаем Фортамбек
Как раз из того места, где дальше идти невозможно, начинается очень сложный пролаз, в кошках, через крутые сераки, и моренные валы, в лабиринте трещин, в направлении косо к вперед и к середине ледника. Находится в том месте, где мы оставили рюкзаки, когда пошли на разведку, дальше становится опасно, потому что вышло солнце и начались камнепады. Появилась возможность обрушения нависающих сераков. Поэтому мы, не теряя времени, начинаем пролазить на середину ледника.

Ф.129. Обед в разломах.
Идем по морене 2Б-2А к.с. – 1 км. С трудом, но довольно быстро, и немного с помощью веревки достигаем безопасного от камнепадов места. Здесь делаем передышку и движемся дальше. На середину ледника выходим уже в 12-20. Путь все равно преграждает множество сераков и трещин.

Ф.130. 23.08. Преодолеваем
сераки.
Подходим ближе к левому борту ледника, где около небольшого ледникового озера останавливаемся на обед.

После обеда, прямо от озера вешаем две веревки, для преодоления крутых и высоких сераков.

Ф.131. 23.08. Пересекаем ледник.
Далее пробираемся по морене 2Б-2А к.с. – 600-700 м, к левому борту ледника и вылазим, в кошках, по конгломератному осыпному склону на левобережную террасу.

Дальше идем по террасе, местами поросшей травой. Через 700 м путь нам преграждает каньон левого притока ледника Фортамбек. Спуститься в него невозможно, потому что он отвесный, а веревку зацепить не за что. Идем вверх по каньону в поисках спуска.

Ф.132. 23.08. Идем по левой
террасе Фортамбека.
Доходим до места, где небольшая терраса над каньоном плавно переходит в крутой осыпной склон. Возвращаемся обратно, по пути более внимательно обследую обрыв.

Ф.133. Преодолеваем каньон левого
притока Фортамбека.
Наконец, в одном месте находим небольшое выполаживание, по которому с трудом спускаемся на дно каньона. Спускаемся косо вниз и по течению притока, вешаем один дюльфер. Далее идем траверсом по склону, потом переходим на другую сторону речки, и спускаемся прямо по воде, до обрыва, по которому она падает в огромную бездонную черную яму, которую сама же и вымыла в леднике Фортамбек.

Эта яма глубиной наверняка до основания ледника Фортамбек, то есть, возможно, 200-300 м. В яме постоянно стоит шум, что-то с грохотом в нее падает и булькает. Впечатление жутковатое. Эта яма преграждает нам путь дальше вверх по леднику Фортамбек, потому что над ямой сразу поднимается отвесный конгломератный склон, на котором не за что зацепиться, потому что все живое.

Ф.134. Преодолеваем каньон левого
притока Фортамбека.
За груду камней, наваленных над водопадом, вешаем веревку. По ней косо спускаемся, траверсируя по конгломерату, над ямой, цепляясь за него с помощью ледоруба. Во время спуска под первым идущим обрушивается груда камней вместе с конгломератом, но он успевает отпрыгнуть в сторону, и не слететь вместе с ними. После спуска он закрепляет веревку тоже за груду камней, и таким образом получаются косые, но больше горизонтальные перила. Все спускаются по ним. Для последнего, которым идет самый легкий участник, и налегке, на максимально возможной высоте, надежно забиваем в конгломерат ледоруб, и организуем довольно надежную горизонтальную страховку, потому что ее нельзя назвать ни верхней, ни нижней.

Когда все перебрались через эту яму, и сбросили веревку, было уже 18-30. Места для ночевки поблизости нет, и мы идем дальше по левому карману, по морене 1А-1Б к.с. Уже темнеет, а подходящего места для палатки все нет.

Находим, уже в темноте несколько луж, а около них, выравниваем площадку под палатку, насколько это возможно. К счастью, одна из луж оказывается с прозрачной водой, что обнаружилось уже при свете фонаря. Место в отношении камнепадов со склона, мы нашли безопасное, от него нас отделял довольно широкий овраг.

Поляна Сулоева и ледник Турамыс.

24.08. 26 ходовой день.

Ф.135. 24.08. Вверх по левому
карману Фортамбека.
Выходим в 8-30. Продолжаем идти вверх по левому карману ледника Фортамбек. Сегодня цель нашего обеда – Поляна Сулоева.

Ф.136. 24.08. Спускаемся с
террасы.
Идем по морене 1А-1Б к.с., с отдельными участками 2А к.с. Переходим через еще один левый приток ледника Фортамбек. После него поднимаемся на зеленую террасу, идем по ней 400 м, и она неожиданно заканчивается. Дальше идем по каньону над ледником Фортамбек 1А к.с.

Постепенно опускаемся из каньона, опять в левый карман, на этот раз, обойдясь без использования веревки. Идем дальше по левому карману. Доходим до резкого поворота ледника на запад, здесь видим в склоне проход, поросший травой. Начинаем по нему подъем, доходим до выполаживания, и отсюда мы, наконец, увидели долгожданную поляну Сулоева. К ней вначале приходится немного сбросить высоты, а потом полого набирать.

Ф.137. 24.08. Ледник Фортамбек
Появляются старые, давно нехоженые тропы.

По одной, в 12-10, доходим до обелиска Рему Хохлову, и до могилы Сулоева.

Ф.138. 24.08.
Здесь стоит несколько полуразвалившихся домиков, и один в хорошем состоянии. В них лежит много разной кухонной и другой походной утвари. Место это уникальное.

Отсюда открываются виды на грандиозные вершины, стоящие одной стеной: пик Кирова, 6372 м, пик Коммунизма, 7495 м, на ледник Трамплинный, на пик Ленинград, 6507 м, пик Москва, 6785 м, пик Бородино, 6046 м.

С этой грандиозной стены постоянно что-нибудь падает, то лед, то камни, то снежные лавины, особенно с ледника Трамплинного.

Здесь, по середине поляны Сулоева, около одного из домиков останавливаемся на обед. Воду берем из немного мутноватого быстрого ручья, шумно бегущего неподалеку.

Ф.142. 24.08. Обвал.

Ф.139. 24.08. Могила Сулоева.

Ф.140. 24.08. Пик Москва и пик Бородино.
Поляна Сулоева.

Поляна Сулоева. Пик Кирова (ближе)
и пик Коммунизма.

Ф.143. 24.08. Обед на поляне Сулоева.
Это место нас больше всего впечатлило за весь поход. После обеда еще немного отдыхаем, с удовольствием нежась на травке.

Ф.144. 24.08. Ледник Турамыс
Выходим в 14-30. Продолжаем подниматься по террасе, над ледником Фортамбек, на которой расположен бывший альплагерь. Доходим до места впадения ледника Турамыс, и идем дальше вверх по террасе, расположенной уже над ним, и сливающейся с террасой ледника Фортамбек.

Постепенно терраса становится наклонной и переходит в каньон над ледником Турамыс.

Ф.145. 24.08. Ледник Турамыс и
пик Крупской.
Идем по каньону, 1А к.с., который постепенно спускается вниз, и мы оказываемся в левом кармане ледника Турамыс. Идем по нему вверх, доходим до висячего ледника спускающегося с перевала Сулоева. Это место опасное, потому что с этого ледопада регулярно летят вниз, в левый карман ледника Турамыс, по нескольку камней.

Останавливаемся перед этим камнеопасным местом, для отдыха, после чего, выбрав минуту затишья, быстро проходим опасное место.

Ф.146. Проходим каньон ледопада
с пер. Сулоева.
Затем, нам приходится спускаться в узкий каньон, расположенный под этим висячим ледником, но уже защищенный, от камнепадов с ледника скальным отрогом. Это место тоже опасное, потому что сюда могут падать камни, уже с другой стороны – с нависающих над каньоном сераков. Каньон этот оцениваем тоже 1А к.с., и проходим его на максимальной скорости.

Ф.147. 24.08. Пик Коммунизма.
После выхода из каньона продолжаем движение вверх по левому карману по моренам 1Б к.с. Уже темнеет, когда мы с трудом находим относительно безопасное и ровное место под палатку, которое более часа выравниваем. Ночуем на высоте 4400 м.

Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с.

25.08. 27 ходовой день.

Ф.148. 25.08. Вверх по леднику Турамыс.
Выход в 7-20. Проходим еще 300 м по левому карману, по морене 1Б к.с., и карман заканчивается. Нам приходится через сераки и разломы перебираться на середину ледника, по морене 2А к.с. – 300-400 м. После этого идем вверх по середине ледника Турамыс, в кошках, по льду 1А к.с., с участками 1Б к.с. На леднике множество бугров и широких поперечных трещин, но все это обходится. По леднику проходим около 2 км, м в 8-30 подходим под перевал Турамыс III.

Ф.149. 25.08. Перевал Турамыс III.
Перевал представляет собой крутой взлет, в верхней части до 50 градусов. Перепад высот от подножия до седловины 750 м. Вначале подъем идет по осыпи 1А-1Б к.с. – 200 м, крутизной до 30 градусов. Потом идет участок разрушенных скал – 100 м, которые проходятся без веревки, крутизна их до 40 градусов. Выше скал крутой снежный склон, до самой седловины перевала, крутизной в нижней части 30-35 градусов, в верхней до 50 градусов. Через 110 метров, от начала снежного склона, снова встречается небольшой участок разрушенных скал, протяженностью 40 м по высоте, со снежными кулуарами между ними. Выше скал снова продолжается крутой снежный склон, уже не прерываясь до самой седловины, с перепадом высот 300 м. У самой седловины есть участок открытого очень твердого льда – 45 м.

Ф.150. 25.08. Подъем на пер. Турамыс,
через участок скал.
Передохнув и набрав воды, начинаем подъем в 9-00. Поднимаемся на перевал прямо в лоб. К 9-45 набираем 200 м, где опять останавливаемся для отдыха. Погода портится, налетают облака, и идет снег. К 11-00 пролазим участок разрушенных скал.

Ф.151. Ребро Буревестника (справа)
и пик Коммунизма.
Здесь одеваем кошки, страховочные системы, и все необходимое железо – полный комплект снаряжения. В кошках, тоже прямо в лоб, поднимаемся по снежному склону, сплошь покрытому кальгоспорами и небольшими волнами, что заметно облегчает подъем. К 12-15 проходим второй участок разрушенных скал, на верхней части которых отдыхаем, на высоте 5000 м. Отсюда остается 300 м набора высоты, до седловины перевала. В 14-00 поднимаемся к седловине перевала, где на последних 45 м вешаем перильную веревку, потому что тут оказался участок голого льда крутизной 45-50 градусов.

На перевале находим тур, но записки в нем не обнаруживаем. Оставляем свою записку. Смотрим маршрут спуска, который иногда проглядывает в разрывах облаков.

Ф.152. 25.08. Подъем на
перевал Турамыс

Ф.153. 25.08. Выход на
седловину перевала.

Ф.154.На седловине Тура-
мыса. Непогода

Скоро все затягивает облаками, видимость совершенно пропадает, снегопад усиливается. Решаем оставаться на перевале на ночевку, а спускаться завтра утром, ведь на Памире, даже в плохую погоду, по утрам часто бывают прояснения. На перевале обедаем, потом подготавливаем место под палатку, и устанавливаем ее. Спать ложимся раньше обычного. Ночью погода не улучшается, снег идет почти все время, но с разной интенсивностью. Ветер средний, но отдельные порывы довольно сильные.