Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Королев Андрей, г. Пермь

Отчет
о пешеходном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, июль-сентябрь 2004 г.

Содержание

1.Справочные сведения о путешествии

1. Краткая характеристика похода
2. Район путешествия
3. Определяющие категорийные препятствия маршрута
4. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя и участников

Глава 2. Содержание отчета

1. Смысловая идея путешествия
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения и другие параметры маршрута
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша
- Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Фортамбек
- МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.)
- Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с
- Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с
- Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, КПП “Депшаар”, долина реки Муксу и кишлак Ляхш
10. Дополнительные сведения о походе: снаряжение, особенности организации путешествий на Памире, организация питания на маршруте
12. Итоги, выводы, рекомендации

Приложения

7. Оценка категории сложности похода.

Определение количества баллов за локальные препятствия.

Препят-ствие.

К.с.

Кол-во.

Кол-во в зачет

Баллы

в зачет.

Баллы за-считы-вае-мые.

1.

Переправа

н/к

5

4

2

-

2.

Переправа

1 (2 раза, 2 раз - 1А)

1

3

-

3.

Переправа

1

1

10

-

4.

Всего

-

6

6

15

15

5.

Вершина

5А (3Б*)

1

1

9

-

6.

Всего

-

1

1

9

9

7.

Перевал

н/к

2 (2 раза)

1

2

-

8.

Перевал

1

1

6

-

9.

Перевал

2 (2раза)

2 (1 как 1А)

12

-

10.

Перевал

1

1

11

-

11.

Перевал

1

1 (как 2Б)

11

-

12.

Всего

-

11

6

42

42

13.

Каньон

3

3 (1 как н/к)

2,7

-

14.

Каньон

4

4 (2 как н/к)

7,3

-

15.

Каньон

2

2

10

-

16.

Всего

-

9

9

20

20

17.

Итого

-

27

22

86

75

Определение количества баллов за протяженные препятствия.

Препятствие.

К.с.

Протяжен-
ность, км

Протяжен-
ность, км в

зачет

Баллы в зачет.

Баллы засчиты-ваемые.

1.

Растительный покров

12 (из них 5 повторно)

7

3

-

2.

Всего

-

12 (из них 5 повторно)

7

3

3

3.

Лед

н/к

9,2 (из них 6,9 повторно)

2,3

2

-

4.

Лед

30,7 (из них 14,25 повторно)

16,45

10

-

5.

Лед

3,1 (из них 0,5 повторно)

2,6

5,3

-

6.

Всего

-

43 (из них 21,65 повторно)

21,35

17,3

17,3

7.

Снег

н/к

4,4 (из них 2,8 повторно)

1,6

0

-

8.

Снег

5,5 (из них 2 повторно)

3,5

11

-

9.

Снег

1 (из них 0,5 повторно)

0,5

2

-

10.

Всего

-

10,9 (из них 5,3 повторно)

5,6

13

13

11.

Осыпь

(морена)

н/к

6 (из них 2 повторно)

0

- -

12.

Осыпь

(морена)

47,6 (из них 11 повторно)

10

15

-

13.

Осыпь

(морена)

47,7 (из них 8,1 повторно)

10

20

-

14.

Осыпь

(морена)

17,64 (из них 4,77 повторно)

4

20

-

15.

Осыпь

(морена)

9,6 (из них 3,4 повторно)

3

28

-

16.

Всего

-

128,54 (из них 29,27 повторно)

27

83

83

17.

Итого

-

194,44 (из них 61,65 повторно)

111,35

116,3

110

Определение категории сложности маршрута.

Показатель маршрута.

Кол-во.

Требования для 6 к.с.

1.

Протяженность

270, в зачет 188 км.

250* – 25%(см. сноску) = 187,5 км.

2.

Продолжительность

34 дня.

20 дней.

3.

Баллы за локальные препятствия (ЛП)

75

Не более 75.

4.

Баллы за протяженные препятствия (ПП)

110

Не более 110.

5.

Географический показатель (Г), баллы

10.

-

6.

Автономность, коэффициент (А)

0,7.

-

7.

Коэффициент перепада высот (К)

4,15

-

8.

Общее количество баллов набранное

категорируемым маршрутом (КС)

214,05

185 и более.

- Требования по километражу для пешеходных походов были снижены в ноябре 2004 года, на конференции пешеходной комиссии в Туле.

- Согласно положению 1.9. Единой Всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ), (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)).

Коэффициент перепада высот К=1+ОН/12 = 1+ 37,75/12 = 1+3,15= 4,15

Где ОН - это суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута в км.

Общее количество баллов КС= ЛП + ПП + (Г x А x К) =75+110+(10,7,15) =214,05, что соответствует пешеходному походу шестой категории сложности.

8. Потенциально опасные участки (явления) на маршруте.

1. Камнепады. На маршруте было множество камнеопасных мест: восточный склон перевала Иргет, где камнепады возможны при спуске по кулуарам и по гребню, восточный и особенно западный склон перевала Курайшапак, каньоны рек Иргай, Шапак, Хадырша и других, рантклюфты, каньоны и карманы ледников, склон пика Е. Корженевской до высоты 6200 м, перевал Курайшапак Восточный и другие места. Для предотвращения нужно соблюдать правила техники безопасности, смысл которых - самим не спустить друг на друга камень, а камнеопасные места проходить в такое время суток или в такую погоду, когда камни скреплены льдом, и всем идти обязательно в каске.

2. Лавинная опасность. Лавиноопасные места были на перевале Мушкетова, на северном склоне перевала Турамыс III и на склонах хребтов на высоте выше 5200 м. Во избежания схода лавин, нужно не ходить в лавиноопасные места, а если пришлось, то главное не подрезать склон, а двигаться вертикально вверх или вниз. Идти с лавинной лентой, лавиноопасные участки проходить по очереди, связка от связки, на расстоянии не менее 100 м, выставлять наблюдателя. На одежде желательно иметь радиомаячок.

3. Опасность ледовых обвалов. Была во время прохождения ледопадов, когда от высокой температуры мог подтаять, или от низкой треснуть, и обвалиться серак. Во избежание этого нужно проходить ледопады в утреннее время, или в пасмурную погоду, без резких колебаний температур, когда отсутствует таяние льда. Если приходится идти через ледопад в неблагоприятную погоду, то самые опасные места – под нависающими сераками, нужно проскакивать максимально быстро, предварительно восстановив дыхание в безопасном месте. Всем идти в касках.

4. Закрытые ледники: Москвина, верховья ледника Шапак, и его приток, с перевала Турамыс III. Причем участки закрытых ледников впервые встретились на высоте 4500 м, на леднике Москвина. Во избежание провала в трещину приходилось также идти в связках, в кошках и в касках, и прощупывая каждый шаг перед собой.

5. Прохождение ледопадов на ледниках. Эти ледопады были не крутые, но сильно разломаны и часто приходится идти по снежным мостам неизвестной прочности. Поэтому приходилось идти в связках, и часто с попеременной, иногда даже крючьевой страховкой.

6. Сложные переправы через реки Шапак, где пришлось делать навесную переправу и реку Иргай, где пришлось вешать перила для переправы рюкзаков. Вода в реке Шапак очень тяжелая, потому что течет с ледника Шапак и на 70 % состоит из твердых частиц – песка, извести и т.д. Стояла жаркая погода, и вода постоянно прибывала.

7. Сели. Возможность схода селей имеется во время нахождения под языком ледника, в самое жаркое время года и суток, или во время продолжительной дождливой погоды. Опасные места мы встретили в низовьях ледника Фортамбек, которые проходили после тщательной разведки и наблюдения, желательно утром, когда вода еще застывшая.

8. Восьмая опасность характерна для любого горного похода: на перевалах возможен очень сильный ветер, поэтому необходимо искать для бивака укромные места, и защищать палатку ветрозащитной стенкой.

9. Девятая опасность - горная болезнь. Большая часть маршрута проходит на больших высотах, от 4000 до 6000 м. Во избежание ее развития необходима постепенная акклиматизация.

9. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте.

1. Мощнейший горный узел на всем Памире, с ледником Москвина посередине и двумя семитысячными вершинами, с юга и севера от него, - пиком Коммунизма и Е. Корженевской.

2. Памирское фирновое плато.

3. Действующий МАЛ, на поляне Москвина, с вертолетной заброской.

4. Красивейшее места – поляна Сулоева, зеленый, уютный оазис, в обрамлении 6-7 тысячных гигантов.

5. Огромные каньоны рек Муксу, Сугран и других.

6. Огромные белоснежные парусообразные ледовые сераки, с ледниковыми озерами между ними, на леднике Фортамбек, Москвина, Турамыс и Шапак.

7. Главная река Таджикистана – Вахш.

8. Бывшие моджахеды, сейчас золотоискатели на реке Сауксай – жители кишлака Ляхш и других.

9. Очень сильно разломанный ледник Фортамбек.

10. Березовые рощи, которые есть только в наиболее влажном Северо-Западном Памире.

11. Горные тропы по правому берегу реки Муксу.

12. Заброшенный альплагерь на поляне Сулоева, в верховьях ледника Фортамбек, с его памятными мемориалами.

13. Вершины высотой более 6-7 тыс. метров, встречающиеся нам на протяжении почти всего маршрута.

14. Изобилие съедобных ягод – вишни, облепихи, жимолости, шиповника и других.

15. Буйство растительности, альпийские луга, огромных размеров арчи.

16. Мощнейшие разломы и ледопады в низовьях ледника Федченко, на леднике Бивачном и на леднике МГУ.

17. Древний город Ош, которому уже более 3000 лет, с его знаменитым Ошским базаром и сохранившимся восточным колоритом.

18. Изумительной красоты Нарынское водохранилище, расположенное на пути из Оша в Бишкек.

19. Следы снежного барса, памирского медведя и памирской рыси, встречаемые нами на большей части маршрута.

20. Часто встречающиеся огромных размеров рога горных козлов, иногда вместе с черепом, а иногда и с недоеденной барсом тушей. Несколько раз мы видели и самих обладателей этих рогов.

21. Красивейший древний город Самарканд, с самой большой мечетью в СНГ “Биби-Ханум”, усыпальницей эмира Тимура “Гур-Эмир” и дворцом на площади правосудия “Эль-Регистан”.

22. Город Ташкент.

23. Город Душанбе.

10. Дополнительные сведения о походе

Снаряжение групповое.

Наименование

Кол-во

Примечание

1.

Палатка.

2

Каркасные, двухслойные, фирмы “Снаряжение”и “Баск”.

2.

Горелка мультитопливная.

2

Фирмы “Primus”, “Himalaya MultiFuel Stove MFS 3288”.

3.

Верёвка

2

10 мм – 47 м.

4.

Фотоаппарат.

4

“Olympus Camedia С-50” - цифровой, и “Nikon” с набором объективов, “Olympus” и “Сanon” - пленочные.

5.

Компас жидкостный.

2

-

6.

Спутниковый навигатор.

1

GPS 12, фирмы “Garmin”.

7.

Спутниковый телефон.

1

“Telit Sat- 550”.

8.

Ножовка, для строительства снежной стенки.

1

-

9.

Комплект топокарт.

2

-

10.

Лопата снежная

2

-

11.

Ремонтный набор.

1

-

12.

Медицинская аптечка.

1

-

13.

Налобный фонарь.

5

“Tikka”, фирмы “Petzl”.

14.

Котел.

2

Алюминиевые на 5 л.

15.

Пробка ледовая.

8

Сделаны по размеру ледобура, для сдёргивания верёвки.

16.

Расходная веревка.

1

8 мм, 20 м длиной.

17.

Крючья скальные.

6

Титановые.

18.

Комплект батареек.

3

Для спутникового навигатора - 3´ 4 (АА)

19.

Катамаран 4-х местный.

1

Заброшен в заброску вертолетом.

20.

Снежный якорь

5

-

21.

Лопасти для весел.

2

Дюралевые, самодельные, вес 100 грамм.

22.

Бинокль.

1

Фирмы “Кодак”, вес 200 грамм.

Снаряжение личное.

Наименование.

Кол-во.

Примечание.

1.

Рюкзак.

1

Капроновый, на 100-120 литров.

2.

Ветрозащитный костюм.

1

-

3.

Бахилы и (или) фонарики.

1

Для защиты от попадания в ботинки снега и камней.

4.

Спальный мешок.

1

Cинтепоновые, пуховые, куаллофилловые.

5.

Накидка от дождя.

1

-

6.

Комплект теплой одежды.

2

Желательно из материала Polartec.

7.

Коврик пенополиуретановый.

1

-

8.

Репшнуры.

2 конца

Длина 3-4 м, диаметр 6 мм.

9.

Ботинки альпинистские.

1 пара.

У пятерых пластиковые, у одного – кожаные.

10.

Пуховка.

1

-

11.

Горючее.

2,8 литра.

Бензин “Галоша”.

12.

Лавинная лента.

1

Длина 20 м.

13.

Очки солнцезащитные.

1

-

14.

Кошки.

1 пара.

“Camp” – у двоих, “Charlet Mosere”, “Stubei”, “Grivel”, ВЦСПС – у остальных.

15.

Каска.

1

Строительные, и альпинистские “Camp”, “Saleva”, “Cassida”.

16.

Ледоруб.

1

У двоих айсбалли.

17.

Палки лыжные, или телескопические.

1 пара.

-

18.

Страховочная система.

1

-

19.

Ледобур.

3

Титановые.

20.

Карабин.

6

“Иремель”, “Ирбис”, “Манарага”, “Кодар”.

21.

Спусковое устройство.

1

“Восьмерка”, “Букашка”.

22.

Подъемное устройство.

1

Жумары или самохваты “Уралальп”.

23.

Солнцезащитный крем.

1

-

24.

Туалетные принадлежности.

1 комплект.

-

25.

Кухонные принадлежности.

1 комплект.

-

26.

Кроссовки.

1 пара.

-

Особенности организации путешествий по Памиру.

Для путешествия по Северо-Западному Памиру не нужно оформлять пропуска в погранзону. Поскольку единственный КПП “Депшаар”, который есть на подъездах - проверяет только наличие паспортов и регистрирует. Необходимо покупать пермит - разрешение правительства Таджикистана, на путешествие в данном районе. Стоимость пермитов сделали одинаковыми для граждан СНГ и для иностранцев. Пермит для путешествия по горам таджикского Памира стоит 50$ с человека, а для восхождения на вершину выше 6000 м – 100$ с человека. Необходимо также заплатить экологический сбор – 1$ с человека в день, и сделать регистрацию в Таджикистане – 5$ с человека. Заброску в район может организовать туристическая фирма “Альп-Навруз”:

Директор Рано Умаровна Сабирова.
Rano Sabirova
e-mail: rano@navruz.tajik.net
Тел: (992-372)213955.

Эта фирма, совместно с узбекской фирмой “Азия-Трэвел” устраивает международный альпинистский лагерь (МАЛ) на “Поляне Москвина” и вертолетную заброску туда, с ними можно отправить груз. Стоимость заброшенного груза на “Поляну Москвина” - 2$ за 1 кг веса.

Адрес узбекской фирмы “Asia Travel”:
Директор Радий Бакаев.
97, Chilanzarskaya str., 700115, Tashkent, Uzbekistan
Tel.: (+998 71) 1735107 1732655 2 772731
Fax.: (+998 71) 1731544
E-mail: info@asia-travel.uz or at@ars-inform.uz
http://www.asia-travel.uz

Характеристика средств передвижения.

Поезд Уфа-Ташкент ходит 2 раза в неделю, из Уфы отправляется по воскресеньям и средам, в 09.38, а прибывает в Ташкент соответственно во вторник и в пятницу, в 13.25.

С Ташкента до Душанбе нет рейсового сообщения. Поэтому необходимо нанимать транспорт, эту услугу может предоставить турфирма “Азия-Трэвел”. Нас она на комфортабельном автобусе “Мерседес” с кондиционером, довезла до Денау (узбекско- таджикская граница), где мы пересели на транспорт встречающей нас таджикской фирмы “Альп-Навруз”, которая нас и довезла до Душанбе. С Душанбе ходит рейсовый автобус до Джергиталя, но он обычно забит пассажирами, поэтому лучше ехать на нанятом автотранспорте. В Джергитале, в сезон фирма “Альп-Навруз” организует базу, откуда летает вертолет на “Поляну Москвина”. С Джергиталя до КПП “Депшаар” остается 80-90 км, но плохой дороге, туда обычно ездят на “УАЗах”, но мы сумели проехать на “Газели”.

Попасть из кишлака Депшаар в Ляхш на автотранспорте практически невозможно, из-за отсутствия такового в исправном состоянии, почти все время.

Попасть из Ляхша в Ош, через КПП “Карамык”, российским гражданам невозможно, по причине закрытия границы, для иностранных граждан, по приказу генерал-майора Аминова. Нам удалось это сделать только за взятки – 250 руб. с человека. Нанять автотранспорт в Ляхше и близлежащих кишлаках до Оша – большая проблема. Мы сумели найти машину только благодаря встреченному нами в горах на обратном пути, местного жителя, бывшего моджахеда Мурода Холдарова. Из этих мест можно легко нанять автотранспорт до Душанбе.

Рейсового сообщения Ош - Бишкек не существует (кроме авиа), поэтому необходимо нанимать такси, и договариваться о стоимости. Ехать по горной дороге через несколько перевалов 14-16 часов.

Поезд Бишкек – Свердловск отправляется из Бишкека, по вторникам и субботам, в 7.00, а прибывает в Свердловск соответственно в четверг и в понедельник, в 11.00.

Организация питания на маршруте.

Питание на маршруте было двухразовое горячее, плюс перекус в обед, с чаем или водой. Обед обычно длится в пределах одного - полутора часов. В этом походе мы использовали плавающую раскладку. Вес раскладки на одного человека в день составлял 750 грамм, при нахождении на высотах меньше 5000 м. Выше 5000 м раскладка составляла 650 грамм. Бензина брали по 80 грамм на человека в день, там, где есть вода, где вместо воды использовали снег, там брали 120 грамм бензина на человека в день.

Таблица координат ключевых мест похода.

Место.

Широта.

Долгота.

1.

Координаты места возможного пересечения ледника Фортамбек, у левого (орографически борта).

39°00,866'

071°55,422'

2.

Координаты места возможного пересечения ледника Фортамбек, середина ледника.

39°00,849'

071°55,613'

3.

Координаты места возможного пересечения ледника Фортамбек, у правого (орографически) борта.

39°01,032'

071°56,085'

4.

Кишлак Депшаар.

39°08,519'

071°36,154'

5.

Ручей с питьевой водой под перевалом Белькандоу, в долине р. Сугран.

39°06,349'

071°41,750'

6.

Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с. (у тура, на южной, самой правой из долины Суграна, седловине).

39°06,367'

071°43,886'

7.

Вершина пика Е. Корженевской, 7105 м.

39°03,417'

072°00,578'

8.

Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.

39°05,418'

071°50,155'

9.

МАЛ, на поляне Москвина, высота 4300 м.

39°00,986'

071°59,182'

10.

Лагерь 5300 м, на южном ребре пика Е. Корженевской.

39°02,496'

071°59,560'

11.

Лагерь 5800 м, на южном ребре пика Е. Корженевской (реальная высота 5900 м).

39°02,681'

072°00,168'

12.

Лагерь 6100 м, на южном ребре пика Е. Корженевской (реальная высота 6160 м).

39°02,398'

072°00,380'

13.

Лагерь 6400 м, на южном ребре пика Е. Корженевской (реальная высота 6330 м).

39°02,518'

072°00,355'

14.

Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с.

39°04,762'

071°51,125'

15.

Перевал Тамаша, н/к.

39°07,753'

071°47,155'

16.

Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с.

39°00,407'

071°50,634'

17.

Летовка у ручья, есть питьевая вода, на правобережной террасе Суграна, при подъеме на перевал Иргет.

39°06,170'

071°41,978'

Таблица координат пригодных мест для лагеря.

Номер ночевки и примечание. Н – ночевка.

Широта

Долгота.

1.

1Н, под пер. Белькандоу, нет воды.

39°06,950'

071°41,599'

2.

2Н - отличное место, на правобережной террасе р. Сугран.

39°06,170'

071°41,978'

3.

3Н, 2 площадки под палатки 3-х и 4-х местную, вода из снежника, который в конце августа истаивает.

39°06,212'

071°43,291'

4.

4Н, на склоне пер. Иргет, на террасе 8ࡧ,5 м, воды нет, места очень мало, и неровное.

39°06,691'

071°44,339'

5.

5Н, над р. Иргай, вода далеко, в каньоне, место ровное.

39°07,232'

071°45,604'

6.

6Н, на ручье, около лед. Хадырша, неровное, лучше место 30Н, расположенное рядом.

39°05,984'

071°47,921'

7.

7Н, под пер. Курайшапак, на высоте 3650 м, две площадки под палатки 3-х и 4-х местную, удобно для прохождения Курайшапак.

39°05,635'

071°49,136'

8.

8Н – отличное место, над р. Шапак.

39°05,022'

071°52,299'

9.

9Н, на лед. Фортамбек, площадки неровные, вода мутная из ледникового озера.

39°03,416'

071°55,053'

10.

10Н, на правобережной террасе лед. Москвина, вода мутная из ледникового ручья.

39°01,267'

071°58,604'

11.

11Н, 18Н, 19Н, 22Н, 23Н, в МАЛе.

39°00,986'

071°59,182'

12.

12Н, 15Н, в лагере 5300 м.

39°02,496'

071°59,560'

13.

13Н, 14Н, в лагере 5900 м.

39°02,681'

072°00,168'

14.

16Н, 17Н, в лагере 6400 м.

39°02,518'

072°00,355'

15.

20Н, на склоне пика Четырех, вода из снега, высота 5300 м.

39°01,308'

072°01,979'

16.

21Н, на южном склоне пер. Мушкетова, высота 5800 м, при сильных снегопадах может быть лавиноопасно.

39°02,348'

072°02,166'

17.

24Н, в правом кармане лед. Фортамбек, площадка под 4-х местную палатку, вода есть.

39°01,322'

071°56,167'

18.

25Н, в левом кармане лед. Фортамбек, вода в луже, есть не всегда.

39°00,391'

071°54,948'

19.

26Н, в левом кармане лед. Турамыс, вода в луже, есть не всегда. Места мало и неровное.

38°59,643'

071°51,635'

20.

27Н, на пер. Турамыс III, вода из снега, место есть.

39°00,407'

071°50,634'

21.

28Н, на лед. Шапак, на льду, места мало и неровное, но безопасно.

39°01,423'

071°49,749'

22.

29Н, под пер. Курайшапак Восточный, место хорошее.

39°04,425'

071°51,825'

23.

30Н, на ручье, у лед. Хадырша, место отличное.

39°06,042'

071°47,864'

24.

31Н, под пер. Иргет, место на одну 4-х местную палатку, вода далеко, в каньоне.

39°07,421'

071°45,070'

25.

32Н, там же где 2Н, место отличное.

39°06,170'

071°41,978'

Настройки GPS - Garmin GPS 12

MAIN MENU / SETUP MENU / NAVIGATION: POSITION FRMT: hddd о mm.mmm' MAP DATUM: WGS 84

В координатах везде указаны градусы, минуты и десятитысячные доли минут.

11. Стоимость проезда, проживания, питания на 1 человека.

Стоимость проезда:

1. Проезд Пермь – Уфа – автомобиль “Газель”, стоимость 400 р. с человека.

2. Проезд Уфа – Ташкент - поезд, плацкарт, стоимость 922 р. с человека.

3. Проезд Ташкент - Душанбе – автобус “Мерседес-Бенц”, стоимость 1500 р. с человека.

4. Встреча в Денау (таджикская граница) и переезд в Душанбе – 240 р. с человека.

5. Проезд Душанбе – Депшаар, автомобиль “Газель” - 1500 р. с человека.

6. Проезд Ляхш – Ош, автомобиль “Нива” - 800 р. с человека.

7. Проезд Ош – Бишкек, автомобиль “Ауди-100” - 600 р. с человека.

8. Проезд Бишкек – Свердловск - поезд, купе, стоимость 2600 р. с человека, переплата – 500 р. с человека, потому что в кассе билетов нет.

8. Проезд Свердловск – Пермь – скоростная электричка, стоимость 137 р.

Итог - общая стоимость проезда на 1 человека - 8700 р.

Стоимость проживания:

1. Проживание в г. Ош, в гостинице на альпинистской базе расположенной на стадионе “Динамо” составляет 100 сом с человека в сутки, что равно 75 руб. Мы там ночевали одну ночь на пути назад.

2. Сауна в г. Ош, в гостинице на альпинистской базе расположенной на стадионе “Динамо” составляет 100 сом (75 руб.) с человека. Этой услугой мы пользовались 1 раз, на обратном пути.

3. Стоимость проживания в Самарканде, на альпинистской базе “Артуч”, с завтраком – 150 р. с человека, за 1 сутки.

4. Стоимость проживания в городе Душанбе, на квартире, в фирме “Альп-Навруз” - 150 р. с человека, за 1 сутки.

5. Стоимость ночевки в гостинице, в Джергитале – 30 рублей.

Итог - общая стоимость проживания на 1 человека составляет 480 рублей.

Стоимость питания.

Стоимость питания на весь поход, с учетом раскладки закупленной в Перми, продуктов купленных в поезд и питания покупаемого в дороге составила примерно 2300 р. на 1 человека.

Стоимость дополнительных расходов.

Сюда относится стоимость медицинской аптечки, стоимость ремонтного набора, стоимость ксерокопии описаний перевалов и карт, стоимость комплектов батареек, для спутникового навигатора, взятки (350 р. с человека), стоимость вертолетной заброски груза на поляну Москвина (1218 р. с человека) и пр. расходы. Стоимость дополнительных расходов составила 1870 рублей на человека.

Стоимость страховки.

Стоимость страховки составила 1366 рублей на 1 человека.

Стоимость аванса для разговоров по спутниковому телефону.

Составила 400 рублей на человека.

Стоимость пропусков в погранзону и других разрешений.

1. Стоимость киргизского пропуска в погранзону и регистрации составила 450 рублей на человека.

2. Стоимость пермита для трекинга в горах таджикского Памира – 1500 р. с человека.

3. Стоимость экологического сбора – 1$ в день, с человека = 25$ = 750 р.

4. Стоимость регистрации в Таджикистане – 5$ = 150 р. с человека.

Итог – общая стоимость пропусков и разрешений составила – 2850 р. с человека.

Общая стоимость похода.

Составила 18000 р. на 1 человека.

12. Итоги, выводы, рекомендации.

За 34 ходовых дня (включая 2 дневки) пройдено 270 крайне трудных километров, из них идут в зачет 188, потому что 82 км пройдено радиально, от перевала Курайшапак, 2А к.с. до КПП Депшаар.

Преодолены следующие локальные препятствия:

1. Перевалы - 11, в т.ч.

Н/к – Белькандоу, 3350 м и Тамаша, 3000 м (2 раза, в разных направлениях)

1Б к.с. – Курайшапак Восточный, 4350 м

2А к.с. – Иргет, 4000 м и Курайшапак, 4650 м (2 раза, в разных направлениях, причем перевал Иргет второй раз пройден по другому, более удобному пути)

2Б к.с. – Турамыс III, 5300 м

3А к.с. – Мушкетова, 6000 м, пройден радиально со стороны ледника Москвина.

2. Переправы через реки - 6, в т.ч.

Н/к – 3

1А к.с. – 1 через р. Иргай, на обратном пути

1Б к.с. – 1 через р. Иргай, на пути вперед

2Б к.с. – 1 через р. Шапак.

3. Ледопады – множество, на ледниках Фортамбек, Москвина, Шапак, Турамыс и их притоках.

4. Каньоны – 9, в т.ч.

1А к.с. – 3 – на левом борту ледника Фортамбек, над ледником Турамыс и каньон ледопада с перевала Сулоева

1Б к.с. – 4 – реки Хадырша, реки Иргай, ледника Фортамбек и на леднике Шапак

2А к.с. – 2 - реки Шапак и левого притока ледника Фортамбек.

5. Вершина -1, пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.) 3Б* к.с. (тур.)

Преодолены следующие протяженные препятствия:

1. Морены и осыпи – 128,54 км, из них 29,27 км повторно, в т.ч.

Н/к – 6 км, из них 2 повторно

1А - 47,6 км, из них 11 повторно

1Б - 47,7 км, из них 8,1 повторно

2А - 17,64 км, из них 4,77 повторно

2Б - 9,6 км, из них 3,4 повторно

2. Лед – 43 км, из них 21,65 км повторно в т.ч.

Н/к - 9,2 км, из них 6,9 повторно

1А к.с. - 30,7 км, из них 14,25 повторно

1Б к.с. - 3,1 км, из них 0,5 повторно.

3. Снежный покров10,9 км, из них 5,3 км повторно, в т.ч.

Н/к - 4,4 км, из них 2,8 км повторно

1А к.с. - 5,5 км, из них 2 км повторно

1Б к.с. – 1 км, из них 0,5 км повторно.

4. Растительный покров 1Б к.с. - 12 км, из них 5 повторно.

Во время путешествия зафиксированы координаты ключевых мест похода - перевалов, вершин, бродов через реки, прижимов, МАЛа и его лагерей, источников питьевой воды, населенных пунктов и т.д.

Совершен интереснейший поход по Северо-Западному Памиру, во время которого совершено восхождение на один из трех памирских семитысячников – пик Е. Корженевской, высотой 7105 м. Группа прошла по району, не посещаемому туристами уже в течении 15 лет, из-за сложной политической обстановки в Таджикистане.

Измерены высоты долин, ледников и перевалов, и проверено их соответствие с картами.

Пройдено 6 больших (в мировом масштабе) ледников: Хадырша, Фортамбек, Москвина, Вальтера, Турамыс, Шапак и их притоки.

Северо-Западный Памир очень резко пересеченный район, с огромными перепадами высот, где практически нет горизонтального места. За 32 ходовых дня перепад высот маршрута составил почти 38 км, что составляет около 1200 м перепада высот в день.

Северо-Западный Памир район очень сложный для хождения – легко можно встретить непроходимое ущелье, если нет описания, ледники крайне разорваны, все реки текут в каньонах, с множеством прижимов. Поэтому намного больше времени затрачивается на прохождение долин, чем на прохождение перевалов. Ледник Фортамбек очень сильно изменился – треснул, за последние годы. Его пересечение выше впадения в него реки Вальтера заняло у нас 1,5 дня, хотя его ширина в том месте 2 км. Ледник Хадырша сильно, на 1,5-2 км сдвинулся вниз, а ледник Корженевской, что стекает с перевала Корженевской, также сдвинулся вниз, что делает подъем на него крайне затруднительным и небезопасным, в отношении камнепадов и ледовых обвалов. Ледник Шапак также очень сильно разломался и связка перевалов, часто используемая ранее для попадания на поляну Сулоева – перевал Шапак 2Б-3А к.с. и перевал Турамыс 2Б к.с., сейчас не удобна, из-за трудного ледопада, расположенного в верховьях ледника Шапак. Самый удобный путь попадания в верховья ледника Фортамбек, сейчас видимо, через траверс пика Крупской, 3Б к.с., с подъемом с ледника Шини-Бини на перевал Шапак. Этим путем нынче прошла команда МАИ.

Во время похода собрано большое количество качественного фотографического материала, в четком и подробном хронологическом порядке.

Написаны статья об этом путешествии в областной газете “Пермские новости ”- № 40 (1264) от 1.10.2004 г., в газете “Советский спорт”, № 168-М (16447) от 27.09.2004 г., в газете “Московский Комсомолец”, № 38 (363) от 22-29.09.2004 г., смотреть приложение.

Приложение.

Прилагается статья о путешествии, напечатанная в областной газете “Пермские новости”, № 40 от 1 октября 2004 года.

Прилагается статья о путешествии, напечатанная в газете “Советский спорт”, № 168-М (16447) от 27.09.2004 года.

Прилагается статья о путешествии, напечатанная в газете “Московский Комсомолец”, № 38 (363) от 22-29.09.2004 года.

Прилагается записка, снятая с перевала Иргет, 4000 м, 2А к.с., 2.08.2004 г.

Прилагается записка, снятая с перевала Курайшапак, 4650 м, 2А к.с., 6.08.2004 г.

Прилагается записка, снятая с перевала Курайшапак, 4650 м, 2А к.с., 28.08.2004 г.

Карты маршрута примерный масштаб 1:100000, в 1 см 1 км


Карта №1
Карта №2
Карта №3
Карта №4
Карта №5
Карта №6


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100