Автор: Игорь Паша, Москва

Маршрут 3-й: Ахсу-Юсеньги
Маршрут 4-й: Эльбрусский крест

Когутай - Юсеньги - Ахсу - Ушба - Шхельда - Ирикчат - Эльбрус

Предлагаемые материалы – не отчет о наших маршрутах лета - 2006. Это, прежде всего, большая подборка маршрутных фотографий, пояснением к которым служат краткие путевые заметки. Снимки частью видовые, частью панорамные, частью репортажные. Представлены крупным планом отдельные вершины и перевалы.
В числе вершин Эльбрус, Шхельда, Ушба, Мазери, пики Кавказа, Вуллея, Щуровского, Профсоюзов, Физкультурник,
а также М. Шхельда, Ахсу, Юсеньги Узл. и Сев., Б. и М. Когутай, Интеркосмос, Донгузорун, Накра. Перевалы – Ирикчат, Бивачный, Средний, Ахсу, Родина, Жемчужина Приморья, Когутай, Семерка.

Мы приехали в Терскол 19-го июля, я и Вовак, студент Строгановки (Вовак – ударение на А – от надписи «Вова К» на его большой пластмассовой кружке). В серьезные горы Вовак не ходил, его главной вершиной была сопка Сель-Бухра, что возле обсерватории под Бахчисараем. Но Вовак покладист и вынослив, а значит, для незамороченных маршрутов вполне пригоден. Вот только песен не поет, что жалко. Но и не храпит зато, что важно. Программа нашей поездки включала четыре автономных выхода. Первый, акклиматизационный – на перевал Ирикчат, с прогулками по ледовому полю Эльбруса. Второй на когутайское плато, с обходом тамошних вершин и перевалов. Третьим, основным маршрутом был переход из Шхельды в Юсеньги с подъемом на пик Физкультурник. Четвертым пунктом был Эльбрусский «крест».

Скалы над Ириком

Маршрут 1-й, Ирикчатский

21-го июля ранним утром нас перевезли в поселок Эльбрус и высадили под сходом ущелья р. Ирик. Амбициозные, мы быстро добрались до нарзанов, но там соблазнились лукавой левой тропкой, которая, поводив лесом, вывела к обрыву над рекой. Возвращаться мы не стали, полезли вверх по кулуарам и под рюкзаками страшно уморились. Однако когда, побитые, выбрались на главную тропу, пошли по ней без ропота.

Выходим из леса все вокруг голубо и зелено, улыбкой провожают Ушба и пики над Вольной Испанией, приветливо встречает Эльбрус. Словом, идиллия. Но вот пришли облака и поели всё высокое и светлое, а тропа спустилась к Ирику и намокла. По ней мы сначала добрались до речной развилки, потом прошли немного уже вдоль Ирикчата, там встали на ночь.

Виды с Ирика: Ушба, пик Кавказа

Виды с Ирика: Уллукара, Бжедух и пик Кавказа

Виды с Ирика: первое явление Эльбруса

Целим в кратер

Ирикчатский водопад

22-е июля. Прошли тропой до скального массива, вставшего на пути речки, и вместе с ней нырнули в ущелье. С ходу уперлись в водопад, тот безотрадно низвергался с красившей небесной хмури. Пришлось ретироваться. Куда девалась наша тропа, мы не поняли и полезли по траве в обход водопада. Высоко на склоне взяли новый след – наткнулись на какую-то другую тропку . Она от нас шмыг в сторону и проворной змейкой почесала по-над обрывом вверх – мы за ней. Все вместе вывалились в затуманенную безбрежную долину. Тропка на просторах рассредоточилась и загуляла. Мы пошли «по понятиям», следом за нами трусцой побежало время. Интересно, как бы это изобразил художник?

Под Ирикчатом

Но вот впереди невнятным полукругом проступила скальная гряда. Мы в карту – та призадумалась. Не сразу вникла в ситуацию, но, разобравшись, тут же распорядилась о левом повороте. Мы повернули, поднабрали высоту и вступили в мир обильных сочных трав, среди которых гуляли довольные жизнью лошади. Нас тоже охватила эйфория праздника, мы предвкушали уже близость цели, однако когда облака проредились, взору открылся перевал, зачем-то более далекий, чем мыслилось. Мы добрались до первых снегов и на одном из последних зеленых бугров встали. В закатный час снизу подтянулась и залегла облачная пехота. Взять нас засветло она не решилась, но по-тихому накрыла ночью, и разразился дождь с грозой и молниями.

Нам не страшен серый волк

Ирикчат перед ночной грозой

23-е июля . Встали сухими и невредимыми – спасибо Вауде, пошившей палатку! Проследовали по морене вдоль ледника и вышли в снега, где провели акклиматизационный тест-контроль. Перевал взяли без проблем.

Ледник Ирикчат

Штормит

Тест-контроль

Выхожу один я...

Вовак на перевале
С Ирикчата в это время снималась бауманская группа, завершавшая свою двойку. Мы приятно пообщались с интересными, еще не тронутыми рутиной клубного туризма девчонками. Оставшись на перевале одни, надежно укрепили в камнях палатку и прогулялись до Рыжего бугра. Попутно разглядывали пустынное ледовое плато Эльбруса, пропоротое пиком Калицкого. Начало накрапывать, и мы вернулись к палатке. Зарядил дождь.

Ледовое плато Джикаугенкез.
Над ним возвышается пик Калицкого.

Эльбрусские озера

24-е июля . Ночь была грозна и молниеносна, отборно сифонило. К рассвету небо разорвало, и восток расцвел в напряженной романтике.

Восход над пер. Чаткара

Похищение солнца

Солнце выйдет лишь к вечеру
Жаль, ненадолго. Зато сомкнувшиеся вновь тучи долго оттеняли белизну снежной крупы, которую понасыпало за ночь.

Ирикчат в крупе

Суровая жизнь
Лишь к вечеру прочистился север, и нашему поблекшему за день взору представились целебные кисловодские дали.

Открылся север

Целебные кисловодские дали

25-е июля . Эта ночь на перевале была добрее предыдущей, почти не лило, хотя по-прежнему сифонило. Рассвет освободил Эльбрус, но солнце выплывало в тревоге далианских облаков, а по спаренным ущельям Ирика и Ирикчата угрюмо накатывались туманы. Тот, что прорывался по Ирику, был особо вредоносным, он выперся с первыми лучами солнца и заслонил своей отрыжкой солидный кусок Эльбруса.

Далианское облако

Утренние соки Эльбруса.1

Утренние соки Эльбруса. 2
Но несмотря на это обстоятельство, погода, в целом, шла на прибыль. Захотелось выйти на ледовое плато и пройтись к озеру за Калицким. Однако, время было возвращаться. Назад ломили семимильными шагами, едва успевая приветствовать встречные группы. Через два часа проскочили место первой ночевки и так и летели бы дальше, когда бы не обрыв, заставивший сойти к Ирику на основную тропу. Ритм был сбит, движение замедлилось, но все равно в итоге спустились всего за пять часов, тогда как поднимались два с половиной дня. Такая вот акклиматизация.

Сход Ирика и Ирикчата

Вниз по Ирику

Парня в горы тяни

Посмотрел "Приэльбрусье в фотографиях"- это классно. Вот не думал, что Игорь Иванович хозяин, не только ровера, футбола, звезд, но еще и гор. По доброму завидую, но и рад, что есть люди, которые смогли увидеть такие красоты земли. Лет сто назад, и я ходил по Приэльбрусью. До сих пор щемит сердце. Счас старый стал, ленивый. Но пример заразителен. Все может быть...., возможно еще встретимся на горных тропах. Удачи. Константин. Минск. Беларусь.

Спасибо за отзывы!

(04.03.07) Большое спасибо за отзывы и теплые слова. Не ожидал получить их в таком количестве за такое короткое время. (Знал бы - раньше бы связался с Mountain.Ru : прогрессивный сайт, отзывчивый.) Мои краткие ответы тем, кто написал. __1. Сергею Бусарову. Спасибо. Был потрясен, когда, впервые пробежав по своей статье 1 марта, в день ее появления, увидел в конце УЖЕ имеющийся отзыв. Разве можно так быстро узнавать о новостях? Ну и, конечно, порадовался тому, что мои фотографии помогли одолеть "перенасыщение Кавказом". __2. Михаилу Орлову. Спасибо. Очень интересное замечание (пожелание) относительно хайку / танку. Увы, не знаток этого жанра. А то бы... да. __3. Андрею Трухачеву. Спасибо. Карт и описаний отрогов Эльбруса и отчетов о маршрутах по ним много. Советов, что и как, тоже. Для подготовки самостоятельного похода они гораздо полезнее того, что мог бы вскользь отметить я, ставя перед собой иную задачу. Другое дело карты или схемы как дополнение к выложенным фотографиям. Я не думал, что это будет интересно. Подумаю. __4. Андрею Кормакову. Спасибо. Я тоже вспомнил, как впервые попал на Кавказ, вообще в горы. Моя жена была студенткой МГУ, росла в его знатном турклубе и уже начала сама водить группы, пока я аспирантствовал и мэ-нэ-эсил по своей астрономической науке. Как-то летом, в июле, отводив свою единичку или двойку, она позвонила мне из Терскола и велела не маяться, а снять с антресоли рюкзак, собрать его по продиктованному списку и на следующий день лететь в Минводы. Я, видимо, не очень понимал, на что соглашался, а понял лишь тогда, когда Света встретила меня в Терсколе и тут же потянула вверх на обсерваторию, что в километре над поселком. Не так часто лицо принимает характерный цвет гнилой капусты. Зато в обсерватории тогда можно было договориться пожить недельку-другую, и там не было этой абсолютно кошмарной сторожевой собаки, от которой теперь надо энергично и грамотно отмахиваться ледорубом. __5. Виктору Орлову. Спасибо. Вид тех ромашек на бесперебойно продувном перевале Ирикчат, которых не берут ни дожди, ни снега, произвел и на меня сильнейшее впечатление. __6. Эльвире Козловой. Спасибо. Да, обязательно сходите. Добраться до перевала летом действительно можно на одной физике. Но вам ведь наверняка захочется хоть чуть-чуть походить по плато. Или нет? Если да, то определенная техническая подготовка понадобится, передвигаться надо будет в связке. __7. Наталии Сошниковой. Наташа, по-моему, мы с тобой не виделись с тех пор, как ты закончила гимназию. Я, правда, слыхал, что ты начала ходить (и, очевидно, ходишь уже здорово), но никак не ожидал получить от тебя приветствие таким образом. Спасибо. Напиши мне о себе, пожалуйста. __8. Алексею Макееву. Спасибо. Лестно было получить столь высокий и конкретный отзыв от знатного киношника... О той трагедии я, спустя несколько дней, слыхал в терскольском КСС, когда снимался с регистрации после нашего с Воваком эльбрусского "креста". Ветры там в то время дули экстремальные, особенно у Восточной вершины. На себе испытали. (09.03.07) __9. Дмитрию Гулютину. Ой, Грей! Ты всегда умел находить душевные образы. Спасибо за окошки, распахнутые в другой мир, и за нашу дружную семерку напротив Семерки Донгуза и под семеркой ковша Большой Медведицы. Я, конечно, буду стараться радовать глаза и души. Но ты не завидуй. Позволь себе регулярнее ходить в горы и ходи. __10. Антону Гончарскому. Спасибо. Это ты прогрессивно двинул насчет того, чтобы "уговорить кого угодно прогуляться по горам, например жену". Жены - оно, действительно, народ примерный. Ну, а крик души о "задолбавшем уже мегаполисе Москве" - точнее и искреннее не сформулируешь. __11. Алексею Лазареву. Спасибо за высокую оценку. __12. Екатерине Бахтиевой. Спасибо, Катя! Мне так приятно учить вас физике... а теперь еще и вдохновлять и восхищать красотой гор! Только не забывайте все же о том, о чем Mountain.Ru предупреждает внизу каждой страницы.

Красный лёд

Всмотрелся в фотки поверхности ледника и увидел (или показалось, что увидел) розоватые оттенки. Это редкое явление в горах, и описано это явление в Альпах, когда на поверхности ледников начинают развиваться пигментообразующие микроорганизмы. Это очень короткое по продолжительности явление, в чем-то схожее с "красными приливами". Каждая фиксация "цветения льда" по своему уникальна. Это как фотографии солнечных затмений. Саввичев Александр Институт микробиологии РАН (мс по туризму, 80-85 Предс. МКК МГУ)

Восхитительно:)

Просмотрев фотографии,я поняла,что Вы меня почти уговорили идти в горы:)Я в восхищении,такой красоты я ещё никогда не видела....так точно и ярко переданы все красоты нашей природы,сочетание теплых и холодных оттенков...Жду ещё новых фотографий,наполненных жизнью и теплом!!!!

Здорово, спасибо автору!!!

Спасибо автору - супер фотографии! крупномеры

Первое впечатление - я тоже так хочу!

Первое впечатление - я тоже так хочу! И такие фотки могут послужить очень хорошей агитацией чтобы уговорить кого угодно прогуляться по горам (например жену :-) ) А вообще у Игоря Ивановича всегда было можно поучиться любить жизнь и ценить моменты! Причем, по фоткам видно, что со временем уровень мастерства только растет. Антон Гончарский PS Надеюсь как-нибудь приобщиться и самому там побывать - мегаполис Москва - задолбал уже.

Настроение...

Что меня всегда радовало и удивляло в Ваших фотографиях, Игорь Иванович, это неуловимо точно схваченное настроение и объем пространства!) Первое явление Эльбруса среди такой летней зелени!! И такие мирные на фотках в инете из Москвы далекая корона Ужбы и Лавовый поток... В начале августа где-то левее кратера снова "осталась" группа теперь из Украины http://vershyna.kiev.ua/blog/?p=4 Будем ждать новых фоток!

Лучше гор могут быть только горы!

Да, Игорь, конечно это сказка... Даже несмотря на то, что многое почти до боли знакомо... Словно окошки распахнутые в другой мир... И сразу начинают возвращаться те ощущения, затушевываемые московской суетой... И Обсерватория, про которую вот и ты вспомнил, и сверкающие вечные снега, и первозданные тишина и покой, нарушаемые разве только пением гитарных струн, и наша дружная семёрка на фоне Семёрки Донгуз-Оруна и под "семёркой" Ковша... Это ведь только изображения Дня, а изображения Ночи ещё куда более величественнее и прекрасней... Уж я знаю... Сразу представляется а какие были Ночи! Завидую белой завистью! Желаю на этом не остановливаться и радовать глаза и души видами этого одного из наверно лучших мест планеты по имени Земля!

очень приятно

и, главное, очень удивительно читать и смотреть вас здесь, Игорь Иванович:)

Обязательно схожу туда...

Надеюсь, только, что в такие места можно попасть и без специальной подготовки...

ВАУ

Чудесно! Особенно понравилась "трудная жизнь"! Всяческих успехов автору!!!

Опять бы туда...

Вспомнил, как впервые попал на Кавказ. И вообще, в горы. Здорово! Давай дальше.

Романтика!

Приятно прочитать впечатления, когда горы и те, кто туда ходит, так не безразличны автору : ) Хочется прочитать продолжение и посмотреть новые фотографии этих манящих далей, вершин и речушек. Как пожелание, хорошо бы ещё разместить карту местности с отмеченным маршрутом. Вдруг кто-то захочет сам пройти и увидеть такую красоту своими глазами.

Замечательные фото!

Автор наблюдателен, текст лиричен. Очень к месту пришлись бы хайку/танку... :)

хочу туда! :)

Последний раз был в тех местах в 1998 году. И с тех пор ни разу не испытал сильного желания вернуться, было какое-то перенасыщение Кавказом. Пока не увидел эти фотографии...