Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Королев Андрей, г. Пермь

Отчет
о пешеходном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, июль-сентябрь 2004 г.

Содержание

1.Справочные сведения о путешествии

1. Краткая характеристика похода
2. Район путешествия
3. Определяющие категорийные препятствия маршрута
4. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя и участников

Глава 2. Содержание отчета

1. Смысловая идея путешествия
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения и другие параметры маршрута
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша
- Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Фортамбек
- МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.)
- Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с
- Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с
- Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, КПП “Депшаар”, долина реки Муксу и кишлак Ляхш
10. Дополнительные сведения о походе: снаряжение, особенности организации путешествий на Памире, организация питания на маршруте
12. Итоги, выводы, рекомендации

Приложения

Техническое описание прохождения группой маршрута (продолжение)

26.08. 28 ходовой день.

С утра ясная погода, но вскоре появляются большие облака. Начинаем спуск в 8-00. Спускаться нам приходится по склону северной экспозиции. Здесь намного больше снега. Сам склон где-то в глубине ледовый, но до льда не докопаться, из-за толстого слоя снега и фирна.


Ф.155. 26.08. Вид с перевала Турамыс на ледник Шапак.

Ф.156. Лагерь на седловине Турамыса.
Пик Крупской

Ф.157. 26.08. Вид с перевала на ребро Буревестника и ПФП

Ф.158. Ледник Турамыс, ребро Буревестника и ПФП.


Ф.159. 26.08. Первый дюльфер на спуск
с Турамыса.
Прямо с седловины перевала вешаем веревку, через засыпанный снегом бергшрунд. Спускаемся вниз по веревке с рюкзаками, а потом налегке один поднимается на седловину, снимает веревку и с нижней страховкой перелазит через бергшрунд. Дальше мы связываемся в одну связку, потому что нам предстоит спуск по закрытому леднику, в котором ниже видны разломы и трещины.


Ф.160. 26.08. Спуск в связке.
Идем вертикально вниз, прощупывая каждый шаг на наличие трещин. Крутизна склона в верхней части до 30 градусов, глубина снега – 30 см. Проходим так 200-300 м до перегиба, где крутизна склона увеличивается до 40-45 градусов. Количество снега тоже в пределах 30 см. Наш склон не освещен солнцем, которое и так большей частью скрыто облаками, это хорошо с точки зрения лавинной безопасности. Спускаемся 400 м, до небольшого выполаживания ледника, после которого расположен обрыв глубиной 15-20 м и огромный разлом. После разлома идет горизонтальный участок шириной до 50 м, в нижней части, опять отделенный огромным разломом, за которым крутизна видимо опять, увеличивается, но это не видно за перегибом. На краю разлома, выше его, стоит огромный ледовый скол, высотой до 30 м. Это место относительно безопасное. Мы прячемся за сколом, от возможного схода лавины. Здесь кладем рюкзаки, и, связавшись вдвоем, идем на разведку.


Ф.161. 26.08. Преодолеваем ледовый обрыв.
В результате разведки решаем спускаться с ледового обрыва, на горизонтальный участок. Спускаемся в 40 м от места, где мы оставили рюкзаки. До льда не докопаться, приходится вешать веревку на ледоруб, а для сброса веревки использовать систему самосброса из двух ледорубов. Вначале спускаем одного участника без рюкзака, который разведает обстановку и будет принимать рюкзаки. На преодоление этого ледового сброса у нас ушел 1 час времени, с 10 до 11 часов.


Ф.162. Идем через разломы.
Далее мы опять связываемся в одну связку, и продолжаем спуск. Здесь множество трещин, которые в основном видны. Прощупываем лыжной палкой без кольца каждый шаг. В отношении лавин, склон ниже разлома, становится намного безопаснее, потому что, если лавина пойдет сверху, то ниже разлома вряд ли сможет пройти. И толщина свежего снега здесь намного меньше – 10-15 см. Проходим уровень трещин, выходим на ровный склон, крутизной 40 градусов и продолжаем спуск вертикально вниз. Погода все портится, солнце уже не показывается, белый снег сливается с туманом, и сложно определить крутизну склона. Через 400 м склон становится круче, снега меньше. Под ним выставляется очень твердый фирн.


Ф.163. 26.08. Третий дюльфер на спуск
с Турамыса.
Выходим на скол, крутизной до 60-70 градусов, который стало заметно, только подойдя к нему вплотную. Чтобы лучше ориентироваться в белой мгле, приходится снимать солнцезащитные очки. Обходим скол слева, но крутизна в этом месте все равно не менее 50 градусов. Идти одновременно становится рискованно, поэтому мы опять вешаем веревку на ледоруб и все спускаемся дюльфером с рюкзаками этот крутой участок. Потом один из нас налегке сходил наверх за ледорубом и сдернул веревку.

Дальше опять связываемся и спускаемся вниз, забирая влево, в обход крутых участков. К подножию перевала спускаемся в 12-20. Внизу лежат груды сырого снега – следы сошедших лавин. Место тут нехорошее, постоянно из боковых кулуаров летят довольно крупные камни. Не развязываясь, продолжаем спуск, потому что ледник полузакрытый, с множеством разломов и трещин.

Ф.164. 26.08. На притоке ледника Шапак.
Пройдя до безопасного места на середине ледника, примерно в 1 км от перевального взлета, останавливаемся на обед, в “грибном” месте. На грибы, пока нет снега, развешиваем спальники, для обдувания ветром и испарения влаги. Во время обеда я дозваниваюсь домой и сообщаю о благополучном спуске с перевала.

После обеда идем без связки, вниз по этому правому притока ледника Шапак, спускающемуся с перевала Турамыс III. Опять множество разломов и сераков.


Ф.165. Перевал Турамыс III. Виден
маршрут спуска.
Появляются камни и моренные валы, по которым, перепрыгивая через трещины мы спускаемся на ледник Шапак. Ледник Шапак тоже весь изломан. Идем по нему вверх, возле правого борта, в сторону пика Крупской и перевала Шапак 2Б-3А к.с. Весь левый борт и центр ледника в ужасных разломах и сераках.

Ф.166. 26.08. Разломы ледника Шапак.
Наш борт тоже достаточно наломан.

Пройдя вверх по леднику около километра по ледовым разломам, которые я оцениваю, как морену 2А-2Б к.с. мы упираемся в непреодолимые разломы. Пытаемся их обойти, поднимаясь на правый борт ледовый борт долины ледника.

Ф.167. 26.08. Вверх по леднику Шапак.
Идем траверсом огромного ледового бугра, в обход разломов. Спускаемся с этого бугра и переходим на другой ледовый бугор. Его тоже переваливаем, и поворачиваем немного к центру ледника. Здесь среди разломов и сераков находим третий небольшой ледовый бугор, покрытый трещинами. На его вершине находим безопасное место, для ночлега. Здесь есть даже лужа с водой.


Ф.168. 26.08. Приготовление ужина.
Останавливаемся на ночлег в 18-10, на высоте 4550 м. Пока целый час выравниваем площадку под палатку, готовим ужин. Не переставая, идет снег, дует ветер, видимость не более 200 м. Из-за плохой видимости не совсем понятно, куда завтра идти, и что собой представляет перевал Шапак. Надеемся, что завтра утром, как обычно, будет какое-то время хорошей погоды, и мы успеем сориентироваться.

Ледник Шапак.

27.08. 29 ходовой день.


Ф.169. 27.08. Лагерь и пик Крупской
Утром нас порадовала ясная погода. Все окружающие горы покрыты слоем свежевыпавшего снега. Решаем налегке искать путь через ледопад, в верховьях ледника Шапак, чтобы подойти к перевалу Шапак.


Ф.170. 27.08. Пик Шапак, и ледопад в
верховьях лед. Шапак.
С места ночевки перевал Шапак не видно. Возможно, его закрывает гребень пика Крупской. По карте он нарисован, как раз сразу за этим гребнем.

Выходим в 8-00. Идем одной связкой. Ледник настолько разорван, а ледовые и снежные мостики, такие эфемерные, что приходится организовывать страховку ледобурами. Двигаемся вперед и немного в сторону середины ледника. Всего провешиваем через разломы 4 веревки, на ледобурах. Прохождение этого ледопада, я оцениваю, как движение по морене 2Б к.с.


Ф.171. 27.08. Вид вниз по леднику Шапак
С этого места уже точно должен быть виден перевал Шапак, но его нет. Есть только очень крутая снежно-ледовая стена, вся увешанная карнизами. Есть одна догадка, о том, как ходится перевал Шапак, которая, как мы узнали после, оказалась верной. А ходится он очень непросто. Вначале надо пересечь ледопад, потом подойти к перевалу Хадырша 3А к.с., расположенный восточнее пика Шапак, 5667 м. После этого нужно подняться на этот перевал, и траверсировать пик Шапак, с востока на запад. Идти можно не через вершину. На уровне седловины перевала есть большая полка, пересекающая весь пик Шапак, и пройти можно по ней. После этого пройти поверху, по седловине перевала Бырс Восточный 3Б к.с., и перевалить еще через одну высоту 5621 м, спустившись с которой оказываешься на седловине перевала Шапак.


Ф.172. 27.08. Идем вниз по леднику Шапак.
Но прохождение ледопада и этот длинный траверс, по закрытым ледовым гребням, займет не менее 3 дней. Такого времени у нас нет, к тому же погода стоит очень неустойчивая и лавиноопасная, а подъем на перевал Хадырша, как раз идет по крутому снежному склону. Да и в такую плохую погоду ходить высокие траверсы хребтов, опасно, а ждать погоды, нет времени, да и, скорее всего не дождешься. Поэтому мы решаем идти вниз по леднику Шапак, и, перевалив через перевал Курайшапак Восточный, 1Б к.с. выходить на маршрут нашего следования в МАЛ. Конечно, это не очень интересно, идти 4 дня по своим следам, но другого выхода у нас не было. Мы возвращаемся к месту ночевки, и начинаем спуск по леднику.


Ф.173. Пик Крупской и пик Шапак.
Вначале по своим вчерашним следам, а потом, по новым для нас местам, по правой стороне ледника. Идем по морене 2А к.с., с участками 2Б к.с. Вообще, ледник Шапак, судя по описаниям, имеющимся у нас, сильно разломался за последние годы. Идти по нему очень трудно и неудобно.


Ф.174. Гриб.
Скоро морена становится немного поровнее, 1Б к.с. Очень много встречается красивых ледниковых “грибов”.

В 10-45, перепрыгивая через очередную трещину, Сергей Пеленев, поскользнулся, и неудачно упал, между двух трещин, при этом сильно вывихнув себе средний палец правой руки. Решаем палец вправлять. Вначале ему делаем два обезболивающих укола – кетродола, потом палец опускаем в холодную воду, на 20 минут, чтобы не образовывался отек.

Ф.175. На лед. Шапак.
Время нужно выждать, для того, чтобы подействовали обезболивающие уколы, и от холодной воды, палец стал менее чувствительным. После этого руку кладем на камень, помощник крепко ее фиксирует, а я, как ветеринарный врач по специальности, принимаюсь вправлять. Вначале обматываю палец бинтом, чтобы он не скользил, а потом, крепко его захватив, резко дергаю на себя и одновременно вниз. Сустав щелкает, и палец встает на место. Операция удалась. Палец вправлен, через 45 минут, после вывихивания. Раз уж мы долго задержались на этом месте, решаем тут и обедать.


Ф.176. Обед на леднике Шапак.
В 13-15 выходим с обеда. Сейчас мы поворачиваем к центру ледника, идем в кошках, преодолевая сераки и разломы, которые я оцениваю, как морену 2А-2Б к.с. Дальше идем вниз по середине ледника. Ледник становится ровнее, но постоянно путь преграждают огромные трещины, которые надо далеко обходить, и перелазить. Часто приходится совершить большие прыжки, в том числе с приличной высоты. Через 4 км, постепенно переходим на левую сторону ледника, и вылазим в левый карман, который здесь очень широкий.


Ф.177. 27.08. Вышли на левую террасу
ледника Шапак.
Снимаем кошки, и идем то по карману, то по левобережной террасе. Переходим через левые притоки ледника. Появляются травянистые склоны, и осыпи 1А-1Б к.с. Часто приходится набирать высоту метров по 70-100, и сбрасывать, по 150-170 м. Спускаемся ниже языка ледника на 1,5 км. При нас происходит приличный ледовый обвал, прямо с языка ледника – обвалился огромный выставляющийся серак. Встаем на ночлег в 17-30, около чистого ручья левого притока реки Шапак, на довольно ровной, конгломератовой площадке, с редкой травой. Пока ставим палатку, начинается дождь. Один из нас идет на разведку, чтобы убедиться верно, ли мы сориентировались, и поднимается на перевал Курайшапак Восточный. Возвращается он уже в сумерках, к готовому ужину. Завтра решаем вставать в 3 часа, а выходить в 5, чтобы успеть спуститься с перевала Курайшапак, до 11 часов – в относительно безопасное от камнепадов время.

Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.

28.08. 30 ходовой день.


Ф.178. 28.08. Подъем на пер.
Курайшапак Восточный

Ф.179. 28.08. Верхняя часть пер.
Курайшапак Восточный
Выходим в 5-30. Поднимаемся вначале по крутому, до 40 градусов - 1200 м, травяному склону, потом по осыпи 1А к.с. – 500 м, потом по осыпи 1Б к.с. – 600 м, и по осыпи 2А к.с. – 200 м.

Выходим на седловину перевала Курайшапак Восточный, 1Б к.с. в 7-40. Этот перевал ведет на приток ледника Шапак, расположенный под перевалом Курайшапак. Получается, что, проходя этот перевал, идя с верховьев ледника Шапак, мы срезаем путь.

На перевале находим тур, но записки в нем нет.


Ф.180. 28.08. Выход на седловину.

Ф.181. 28.08. На седловине пер. Курайшапак Вост


Ф.182. Подход под пер. Курайшапак.
Спускаемся с перевала по осыпи 1Б к.с., с участками 2А к.с. – 300 м. После спуска, мы выходим уже на трассу нашего пути вперед. Идем в сторону перевала Курайшапак, по моренам 1А-1Б к.с. – 1 км, дальше поднимаемся по голому леднику, до места обеда, после нашего спуска с перевала Курайшапак, на пути вперед.


Ф.183. Подъем на Курайшапак.
Подходим к перевальному взлету перевала Курайшапак. Здесь отдыхаем и в 9-25 начинаем подъем на перевал, по осыпям 1Б-2А к.с., с участками разрушенных скал. Стараемся не идти друг над другом, потому что осыпь живая, и можно спустить камни. Выходим на седловину перевала в 11-00, в момент, когда начинают лететь камни, на спуске. На седловине снимаем записку, таджикского альпиниста Анатолия, встреченного нами, на пути вперед, на леднике Хадырша. "12.08.04. 9-45. Двойка альпинистов международной экспедиции Украина-Таджикистан, Кайфаджан Сергей – Мариуполь, Шарипов Анатолий - Душанбе, поднялась на пер. Курайшапак со стороны ледн. Хадырша. Далее планируется восхождение на пики Олега Мкртчана, на С-З от перевала и 5033 в гребне п. Сулоева. Привет следующим восходителям. P.S. Сняли записку гр. Королева А.Ю. г. Пермь от 6.08.04.


Ф.184. 28.08. Спуск с перевала Курайшапак.
Пишем снова свою записку, и оставляем ее в туре, после этого быстро одеваем кошки и начинаем спуск с перевала. Перевал за прошедшие три с половиной недели, стал технически сложнее, но безопаснее. Камни почти не летят, видимо, потому, что можно было вытаять, уже вытаяло, но скорее они не летят, из-за пасмурной погоды. Снежно-ледовый язык стал вдвое уже, чем был, под ним оказалась очень плотная, спрессованная осыпь. Сам снежник, стал по плотности, как шероховатый лед, и не толстый, так, что ступени в нем рубить стало невозможно.

Идти очень неудобно. Сергей Пеленев, у которого были старые кошки ВЦСПС, все время спускался лицом к склону, на три такта, что крайне тяжело. У остальных кошки были хорошие - фирменные, и ботинки пластиковые, но и то, на таком крутом ледовом склоне, невозможно было идти спиной к склону, приходилось спускаться боком, и боком ставить кошки – так они лучше держат, при этом постоянно всем телом опираться на ледоруб, держа его выше себя. Это удобно тем, у кого ледоруб длинный, или тем, у кого рост маленький. Камни с перевала не летели от вытаивания, а летели от нас самих, когда мы только начали спускаться с самой седловины перевала – там, где снежник уже стаял.

Спустившись со снежника, продолжаем спуск, по осыпям 1Б-1А к.с., доходим до безопасного места, около ручья и останавливаемся на обед, в 13-00.

После обеда спускаемся до травы, потом идем по ней до русла, высохшего уже ручья, и еще вниз по руслу. Останавливаемся на его берегу в 17-00, около большого камня, там, где раньше стоял лагерем Анатолий.


Ф.186. 28.08. Лагерь над ледником Хадырша.
Сегодня мы готовим ужин на зеленой траве и на дровах – это неповторимое удовольствие, после стольких дней блуждания по ледникам. Воду берем из луж оставшихся на дне ручья.


Ф.185. Памирская осень. Терраса
над лед. Хадырша.
На Памире наступила самая настоящая осень. Зеленые луга стали буро-коричневыми, небо пасмурное, накрапывает дождь, дует осенний ветер. Как сильно изменились эти места за время нашего похода! Из ярко зелено-желтого лета мы вернулись в буро-коричневую осень, с пожухлой травой. Только иван-чай, буйствует ярко розовыми цветами. Да все-таки на Памире очень короткое лето.

Сегодня вечером опять звоним домой, и сообщаем, что удачно прошли два перевала, причем оба до обеда! Это не бывалое явление для Памирских распорядков. И перепад высот у нас сегодня огромный - 3000 м.

Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к.

29.08. 31 ходовой день.


Ф.187. Спуск с языка ледника
Хадырша.
Выходим сегодня поздно, в 10-10, потому что цели не значительные – пройти перевал Тамаша и подойти под перевал Иргет. Дорога к тому же, уже хорошо знакомая, а вчера все сильно устали. Спускаемся вниз по леднику Хадырша, по правому карману, по морене 1А-1Б к.с., потом переходим на середину ледника, а в самом конце в левый карман.

На леднике Хадырша имеется поразительный контраст, который мы заметили еще на пути вперед: ледниковые моренные валы вплотную прилегают к яркой зеленой растительности. Доходим до языка ледника, где на спуск вешаем одну веревку, по морене 2Б к.с. Дальше идем вниз по каньону реки Хадырша, 1Б к.с., облазим прижимы, и подходим к месту, где уже надо вылазить из каньона, на склон перевала Тамаша. Здесь вешаем две веревки на подъем, по скользкому от дождя конгломерату, по осыпи 2А к.с.

После этого под дождем поднимаемся на перевал Тамаша, немного отдохнув на нем, начинаем спуск.


Ф.188. 29.08. Спуск с перевала Тамаша.
Спустившись по растительному покрову 1Б к.с., - 1км, до места нашей ночевки на пути вперед, останавливаемся и досыта наедаемся дикой горной вишни.


Ф.189. 29.08. Памирская вишня.
После этого спускаемся в каньон реки Иргай, и переходим ее вброд. Воды сейчас стало меньше, чем на пути вперед, поэтому веревку для перетаскивания рюкзаков не вешаем, а переносим их на себе, иногда делая длинные прыжки. Переходим по одному, подстраховывая друг друга с двух сторон. Переправу через реку оцениваем 1А к.с.


Ф.190. Указан пер. Иргет, и маршрут
подъема на гребень
(справа).
В каньоне на другом берегу Иргая, в 16-00, останавливаемся на обед, обедаем быстро, под дождем, и при довольно сильном ветре. После обеда поднимаемся из каньона, но веревки на подъем не вешаем, потому что вверх идется легче, и мы уже намного лучше акклиматизированы, чем на пути вперед. После этого доходим до каньона ручья, бегущего с пика Иргет, переходим его, поднимаемся из каньона, и довольно долго ищем место для ночевки. Наконец нам это удается, но найденная старая площадка под палатку, мала, и мы в течение сорока минут, ее расширяем.


Ф.191. Приношение горным духам.
Встали мы на ночлег, не очень далеко от ручья, но за водой ходить очень неудобно, потому что для подъема и спуска в каньон, нужно использовать ледоруб.

После ужина наливаем местным горным духам в железную миску немного спирта, совершенного не потраченного нами за поход, и поджигаем, для того чтобы их задобрить, и они нам разрешили завтра за один день перелезть через высоченный и с участками технической сложности, перевал Иргет, где перепад высот с обеих сторон составляет по 1,5 км.

Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.

30.08. 32 ходовой день.

Выход в 7-00. С утра стоит ясная, малооблачная погода. На перевал Иргет решаем идти по другому пути, чем шли вперед, более простому и безопасному, его мы увидели со стороны перевала Тамаша. На этом маршруте практически нет камнеопасных мест, кроме первого скального взлета, на котором мы вешали веревку.

От места ночевки поднимаемся сначала к восточному гребню, спускающемуся с перевала Иргет. Потом идем вдоль него по растительному покрову 1Б к.с., - 300 м набора высоты, далее поднимаемся по крутому кулуару, внизу травяному, вверху более крутому и осыпному (осыпь 1Б-2А к.с.), с выходами скал. По этому кулуару поднимаемся на гребень – еще 500 м набора высоты. Далее идем по гребню, еще 100 м набора высоты и упираемся в первый скальный взлет, который я оцениваю, как осыпь 2Б к.с.


Ф.192. 1 веревка на подъем на
пер. Иргет
Для преодоления этого скального взлета мы вешаем две веревки по 45 м. Здесь надо быть очень осторожным и не спустить друг на друга камни. Когда один поднимается, другие должны прятаться от камней в естественной нише, под скалой, у начала скального взлета. Поднимаемся и идем дальше по гребню по осыпи 1А-1Б к.с. Преодолеваем взлеты 2А к.с., веревки не вешаем.


Ф.194. 3 веревка на подъем на
пер. Иргет.
Подходим к следующему скальному взлету, на подъем вешаем еще одну веревку по 47 м. Далее опять идем вверх по гребню, по осыпи 1А-1Б к.с., с участками 2А к.с. Тем временем погода портится, налетают облака, идет дождь и дует ветер.

Подходим к очередному взлету, с выходами разрушенных скал. Между ними есть подъем по мелкому, очень уплотненному песку, крутизной до 45 градусов, который от дождей так раскис, что идти с рюкзаком очень скользко, и можно сорваться. Здесь вешаем еще одну веревку на подъем по 45 м. После этого по осыпи 2А к.с. – 200 м, поднимаемся на зеленое, почти горизонтальное расширение гребня, откуда на пути вперед, мы начали спускаться на восток по осыпному кулуару. Здесь, спрятавшись от ветра за бугром и за густым кустом арчи, обедаем.

После обеда поднимаемся вверх по гребню по осыпи 1Б к.с. – 300 м, и по осыпи 2А к.с. – 200 м, далее опять упираемся в скальный взлет, для подъема на который вешаем уже пятую веревку. После этого поднимаемся по гребню, по осыпи1Б к.с., с участками 2А к.с. – 1,5 км, до седловины перевала Иргет.


Ф.195. 30.08. Вид с Иргета на
пер. Курайшапак
На перевал поднимаемся в 16-50. Здесь в туре находим свою записку, которую решаем оставить на месте. Поев на перевале карманного питания и шоколадку, начинаем спуск, в 17-00. Спускаемся по пути подъема, по осыпи вначале 2А к.с. крутизной до 45 градусов, с участками выходов разрушенных скал – 300 м, потом по осыпи 1Б к.с. – 600 м, и дальше по осыпи 1А к.с. и н/к, до зеленки.

Доходим до места нашей ночевки, на склоне перевала Иргет, здесь отдыхаем и продолжаем спуск, по растительному покрову 1Б к.с., с участками осыпей 1А-1Б к.с., к месту нашей ночевки на левобережной террасе Суграна. Приходим к месту лагеря уже в сумерках. Дует ветер, начинается дождь.

Опять я дозваниваюсь домой, и сообщаю, что мы благополучно перевалили через перевал Иргет. Завтра мы должны наконец-то выйти в люди. Сегодня у нас тоже был огромный перепад высот 2800 м, еще и с технической работой. Все очень устали.

Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, долина реки Муксу и кишлак Ляхш.

31.08. 33 ходовой день.

Сегодня выходить не торопимся, после вчерашнего трудового дня, а неспешно собираемся и отдыхаем. Погода с утра ясная, но низко ходят густые облака, и видно, что она скоро испортится.


Ф.196. 31.08. Памирская облепиха.
Река Сугран.
Выходим в 9-45. Спускаемся вниз к Суграну, идем вдоль него вниз по течению, до моста, переходим и поднимаемся на перевал Белькандоу, в 13-30.

Ф.197. 31.08. Покинутые летовки и
долина реки Муксу.
Идти очень тяжело, сказывается накопившееся истощение, и нехватка калорий.

Немного ниже седловины перевала, в летовках уже никого нет, хотя мы встретили пасущихся пять коров и одну лошадь. Дует пронизывающий холодный ветер, начинается дождь, видимость пропадает.

Для защиты от дождя и ветра, во время обеда, заходим в один из двух домиков, тот, который был открыт. Там варим обед, впервые, не только чай, но и суп.


Ф.198. 31.08. Обед в заброшенном домике

199. Вид из окна

После обеда погода улучшается, выглядывает солнце, и все быстро высыхает.


Ф.200. 31.08. Встреча с моджахедами-
золотоискателями.
Спускаемся с перевала по тропе. Внизу на дороге, идущей уже вверх по Муксу, встречаем пятерых таджиков золотоискателей, возвращающихся с приисков, на среднем течении Сауксая. Из них говорит по-русски только самый старший, Холдаров Мурод, служивший в армии в России. Во время войны в Таджикистане, он был моджахедом, полевым командиром среднего звена. Он нам много рассказал интересного и страшного, о том, что у них здесь происходило, во время войны. В 2000 году, он вместе со своим отрядом, состоящим из 33 человек, сдал оружие. Остальные сдали оружие только в 2001 году. Нам с ними, оказывается, по пути, и мы дальше идем вместе. Живут они в Ляхше. Раньше Ляхша найти исправную машину сложно, как оказалось и в нашем случае. Поэтому приходится идти пешком. В Депшааре, мы благополучно минуем КПП, где нас опять регистрируют. В самом кишлаке, исправной машины не оказывается, и мы сегодня, уже по темноте решаем идти еще вниз по Муксу, до моста через нее, это еще 8 км. Ночуем на берегу, воду берем из чистого ключа.

Ночью была ясная звездная погода, видимо потому, что мы уже почти вышли из гор.

1.09. 34 ходовой день.


Ф.201. 1.09. 1 сентября в Ляхшской школе
Продолжаем путь вместе с моджахедами. Переходим через Муксу по мосту, и идем дальше до Ляхша по грунтовой, очень плохой дороге, которая перед поселком заметно улучшается. Это еще 12 км.


Ф.202. 1.09. В гостях у моджахеда.
Придя в поселок, мы идем в гости к Муроду, у него останавливаемся, и сразу начинаем искать машину, не только в Ляхше, но и в окружающих его кишлаках. Это нам с трудом удается, и мы, в киргизском кишлаке, расположенном, севернее Ляхша, находим дедушку муллу, у которого есть старенькая “Нива”, и который с большой неохотой и за большие деньги соглашается нас перевезти через границу и отвезти в Ош.

Выезжать договариваемся завтра, 2 сентября, в 4 утра. На этом наконец-то завершается активная часть нашего длиннющего путешествия по Северо-Западному Памиру, и начинается не менее интересная, и экстремальная, пассивная часть – автопутешествие по Средней Азии. Об этом смотреть в главах “Варианты подъезда и отъезда” и в “Характеристики средств передвижения”.

Далее >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100