Автор: Константин Голубев, г. Санк-Петербург

Описание перевалов Седло Сугана (3А), Санкт-Петербург (3А), Коштан-крест (3Б*)

Описания перевалов:

Седло Сугана, 3А, 4350
Санкт-Петербург, 3А, 4150
Коштан-крест, 3Б*, 5152, через вершину Коштантау

Паспорт перевала

Первое прохождение перевала туристской группой, в августе 2004 года, в походе пятой категории, направление прохождения север – юг.

Район

Суганский хребет

Массив Нахашбита

Санкт-Петербург

Перевал расположен между вершинами Нахашбита и малая Нахашбита, ФОТО 1 ориентация север-юг, ведет с ледника южный Нахашбита на ледник Нахашбита, соединяет долину реки Урух и долину реки Псыгансу.

Впервые пройден туристами Санкт-Петербургского Спортивного Клуба “СТРЕЛЕЦ”, назван “Санкт-Петербург” в честь юбилея города.

Общее время прохож-

12,5

в ледопаде 16,

перила 20х50

первое прохождение в данном направлении

любое

Описание дано орографически.

От левобережной морены ледника Нахашбита в направлении верхнего плато и ледопадов стекающих с северных склонов вершины Нахашбита. ФОТО 2,40. Ледник, в крутой его части, разделен скалой-хицаном 3495 на два ледопада. Подъем возможен по любому ледопаду или в обход левого ледопада справа (по ходу), с дальнейшим выходом на верхнее плато ледника.

Подъем на перевал предпочтительно начинать, установив лагерь на верхнем плато. Это даст возможность более тщательно просмотреть перевальный взлет, и если есть время, то вполне логично провести предварительную обработку маршрута. Выполнив эти условия, и рано начав движение на следующий день можно спуститься до травы.

У нас тоже была запланирована ночевка на плато, предварительная обработка маршрута, в наши планы не входило сквозное прохождение перевала за один день, мы собирались ночевать на перевале. После прохождения самого сложного перевал нашего похода – СЕДЛО СУГАНА, в предыдущий день, мы решили полудневку растянуть до полноценной дневки и ночевать внизу, а на перевал выходить пораньше, что бы с предрассветными сумерками оказаться уже у подножия ледопада. Путь подъема в верхней части и по перевальному взлету ФОТО 3.

Выход с правобережной морены ледника в 3.40. ФОТО 4. Движение по леднику с фонариками, плотной группой, придерживаясь слабо выраженной, серединной морены. В 4.20 подошли под нижнюю ступень левой ветви ледопада, посидели на рюкзаках, подождали рассвета. В 5.00 начали подъем по ледопаду в связках с одновременной страховкой. ФОТО 5-7.
В наиболее сложных местах для ускорения движения идем, связка по связке, в одном месте навешиваем горизонтальные перила и, преодолев ряд разломов, выходим на скальную гряду южнее скалы-хицана 3720, движение в ледопаде проходило по траектории между серединой ледопада и скалой, и заняло два часа. Обход ледопада справа по ходу проще, но менее интересен. ФОТО 8-10.

Далее преодолевая разломы и лавируя между трещин, продвигаемся на плато ледника по направлению перевального взлета. ФОТО 11-15.

После выхода на плато короткий отдых ФОТО 16-17.

И дальше движение в связках под перевальную седловину ФОТО 18-21. В 10.30 подходим под бергшрунд. ФОТО 22-23.

Берг преодолеваем с правой (п.х.д.) стороны, под прикрытием скал. Первый без рюкзака вылезает, навешивает две параллельные веревки перил, для ускорения движения. Рюкзаки по первой веревке поднимаем отдельно. Погода начинает портиться, с перевала дует сильный ветер. ФОТО 24.

Мы идем не рано, но северный склон в тени, одиночные камни идут левее нашего движения, но довольно регулярно. Кулуар не широкий и надо быть внимательным, куски льда и фирна подхваченные ветром летят по непредсказуемой траектории. Одна веревка до входа в кулуар. Затем по левому краю ледового склона 40-80° градусов вверх до седловины 250 метров перил, пять веревок на ледобурах. ФОТО 25-28.

Погода резко ухудшилась, из-за гребня перевалили черные тучи, посыпалась снежная крупа, видимость ухудшилась, ветер и так дувший как в аэродинамической трубе усилился до ураганного. В плохих погодных условиях выходим на перевал, ураганный ветер, снег, метель, видимость 5-10 метров. Зарыться в снег не удалось, на седловине фирн и лед. Строим большую стенку, таская кирпичи из всевозможных мест. Попытка дежурных поставить палатку и начать готовить не увенчалась успехом до тех пор, пока не возвели половину снежной стенки. ФОТО 29-30. Палатки удается поставить только внутри снежной крепости.

К вечеру ветер стихает, снег прекратился, погода улучшается, холодно. ФОТО 31.

Утром с перевала открывается замечательный вид ФОТО 32-33 на массив Суган, Доппах, Лабоду и долину реки Псыгансу. Тур на скально-осыпном острове посреди перевала, с северной стороны.

С седловины 13 веревок на ледорубах и ледобурах по снежно-ледовому склону, последня на ледобуре через бергшрунд средних размеров. ФОТО 34-37.

Спуск возможен и в связках с применением одновременной и попеременной страховки. Но, учитывая большое количество участников и свежий не слежавшийся снег, мы выбрали перила. Далее по заснеженному плато и небольшому, крутому ледопаду, спуск на морену (одна перильная веревка) проходил, прижимаясь к левому по ходу движения борту ледника, лавируя между трещин. ФОТО 38-39. Далее на поляну Нахашбита. С 6утра до 11дня.

К описанию прилагаются 40 уменьшенных копии фотографий. Оригиналы фотографий выполнены в формате JPEG 2560х1920 авторские права принадлежат Константину Голубеву ©GolubevKonstantin@gmail.com

Участники первопрохождения перевалов: Санкт-Петербург 3А 4150 и Седло Сугана 3А 4350