Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33


Автор: Константин Голубев, г. Санк-Петербург

Описание перевалов Седло Сугана (3А), Санкт-Петербург (3А), Коштан-крест (3Б*)

Описания перевалов:

Седло Сугана, 3А, 4350
Санкт-Петербург, 3А, 4150
Коштан-крест, 3Б*, 5152, через вершину Коштантау

Паспорт перевала

Коштан-крест, 3Б*, 5152

Район

Хребет, массив

Название

Высота

(м)

Категория трудности

лето

зима

межсезонье

Ц.Кавказ

Боковой хребет

Массив Коштантау

Коштан-крест

через вершину

Коштантау

5020

5152

3Б*

-

-

Перевал расположен между пиком Тихонова и вершиной Коштантау, на предвершинном плато. Ориентация север-юг, ведет с ледника Крумкол, по юго-западному ледопаду с вершины Коштантау, через вершину Коштантау на ледник Кундюм-Мижирги. Спуск по скалам северного контрфорса вершиы Коштантау (возможен путь по ребру к вершине Птица и далее на ледник Кундюм-Мижирги). Соединяет долину реки Дыхсу и долину Черек-Безенгийский. ФОТО 1 (фото сделано в 2004 году с вершины Шхара).

Впервые пройден группой туристов Санкт-Петербурга из Спортивного Клуба “СТРЕЛЕЦ”, в августе 2003 года, с юга на север, назван Коштан-крест в связи с возможностью проходить перевал из четырех долин.

    1. с ледника Крумкол на ледник Кундюм-Мижирги
    2. с ледника Крумкол на ледник Уллуауз
    3. с ледника Тютюн на ледник Кундюм-Мижирги

Общее время прохож-
дения Час.*

Время подъема Час.**

Время спуска Час.***

Время движе-
ния со стра-
ховкой Час.

Кол-во пунктов стра-ховки

Часто-
та прохож-
дения

Преиму-
ществен-
ное направ
-ление прохож
-дения

попе-
ременной

одновре-
менной

42

12

10

8

14

Одновременная страховка на подъеме через ледовый крюк-42шт.

Перила на спуске - 16 веревок

первопрохождение

любое

  • * Общее время движения, дано от слияния рек Карасу и Дыхсу до а/л Безенги.
  • ** Время подъема, дано от подножия ледопада ледника Крумкол до предвершинного западного плато вершины Коштантау.
  • *** Время спуска, дано от предвершинного западного плато вершины Коштантау до верхнего плато ледника Кундюм-Мижирги.

У слияния рек Карасу и Дыхсу ФОТО 2, где еще видны развалины приюта Дыхсу, хорошее место для лагеря, много смородины, малины, земляники и грибов. От поселка Верхняя Балкария добраться сюда можно любым берегом Черека-балкарског. По правому берегу от селения до слияния рек идет хорошая дорога, за исключением одного прижима, который легко обходится по скалам или проезжается по реке на грузовиках. Но чтобы попасть в долину Дыхсу придется потратить время на переправу через реку Карасу, по останкам навесного моста от 40 минут до 3х часов (зависит от количества и способностей группы). Если сразу за селением Верхняя Балкария перейти по мосту на левый берег Черека-балкарског, то по хорошей тропе можно подняться выше слияния рек Карасу и Дыхсу, там через Дыхсу, на высоте 1700 метров хороший мост. Через Черек-балкарский есть еще один мост, на высоте примерно 1500 метров, недалеко от впадения реки Гюльчису. Мы рекомендуем группам идущим на Дыхсу, с начало идти правым берегом, чтобы зайти на заставу для регистрации, а затем перейти на левый берег Черека-балкарског, чтобы избежать потерь времени при переправе через Карасу. Однако не забудьте справиться в селении, не снесены ли мосты весенним паводком или селем, местные жители всегда в курсе.

По долине Дыхсу ФОТО 3-6 правым берегом, по плохо различимой заросшей тропе с выходами осыпей и скал до слияния ледников Дыхсу и Айлама. ФОТО 7-8. Места для установки палаток ограничены.

В кошках поднимаемся на ледник Дыхсу и пересекаем его к левому борту ФОТО 9, продолжаем движение в левобережном кармане до впадения притока с ледника Крумкол. В долине реки Крумкол много цветов и выходов нарзанных источников. ФОТО 10. Левым берегом по травянистому склону и бараньим лбам ФОТО 11 доходим до левобережной морены ледника и вдоль нее подходим к подножию ледопада с перевала Крумкольский провал. ФОТО 12-14.

Идея пройти этот маршрут с ледника Крумкол на ледник Тютюн или Кундюм-Мижирги через вершину Коштантау 5152м возникла, теперь уже в далёком девяносто шестом году. Наша группа попала на Крумкольский ледник по очень трагическому случаю – мы пришли сюда, для того чтобы из-под двенадцати метровой толщи снега достать тела наших товарищей. О трагедии Крумкольского провала мало, кто знает, 15 июля 1996 года в походе шестой категории сложности под руководством В.Михеева погибло двое наших друзей.

Обильные снегопады и лавины не дали возможности сотрудникам МЧС, прилагавшим немалые усилия, отыскать тела погибших. И после месяца безрезультатных поисков был организован вспомогательный поисковый отряд из туристов Санкт-Петербурга. Итак сидя на леднике Крумкол и пережидая когда со склонов сойдут лавины или снег спрессуется под жаркими лучами кавказского солнца, после непрерывного снегопад в течении трёх дней и ночей. Рассматриваем предполагаемый маршрут по леднику юго-западного кулуара с выходом на западный гребень и далее на вершину Коштантау. А далее спуск возможен на любой из трёх ледников: Кундюм-Мижирги, Тютюн или Уллуауз. Видно, что ходится, но по кулуару то и дело гремят лавины или срываются глыбы льда. Выбираем возможные пути подъёма, где по льду, где по скалам. Приехав домой, и почитав книжку А. Ф. Наумова понимаем, что по альпинистской классификации это 4Б.

И вот через семь лет мы пытаемся пройти этот маршрут.

Подъем по юго-западному ледопаду вершины Коштантау. ФОТО 15-18. Маршрут преимущественно по центру с небольшими отклонениями для выбора оптимального пути и обхода ледовых трещин. Средняя крутизна более 45 градусов, встречаются участки коротких ледовых стен. Поиски безопасного места и организация ночлега в ледопаде может занять бесконечно много времени. И из-за ограниченной видимости наверх невозможно быть полностью уверенным в безопасности выбранного места.

Перекусывая на верхнем плато ледника Крумкол у подножия юго-западного ледопада вершины Коштантау, мы наметили четыре места возможной ночевки, из которых подошло только четвертое. ФОТО 19. Утром погода стояла отличная, и мы увидели ГКХ, перевал Фытнаргин ФОТО 20, вершину Айлама ФОТО 21 и перевал Уномусо ФОТО 22.

Продолжаем движение по ледово-снежному склону и выходим к слиянию двух ледопадов со склонов Коштантау. Одного, спускающегося по юго-западному склону и более мощного и обвала опасного, спадающего с южного гребня. ФОТО 23-28. Доходим до большого разлома. Привал. ФОТО 30-31. Отсюда открылся замечательный вид на вершину Шхара. ФОТО 29.

Продолжаем подъем в связках, по юго-западному ледово-снежному склону. Снег на склоне становится глубже, а крутизна склона возрастает. ФОТО 32,34. внизу виден ледник Башхауз и перевал Шхара ФОТО 33. До темноты не успеваем подняться на предвершинное плато Коштантау, ставим лагерь под прикрытием ближайших скал. ФОТО 35,37. погода отличная из окон дома видна Безенгийская стена. ФОТО 36.

Когда летом следующего года, в очередном походе, мы поднялись на вершину Шхара ФОТО 1, участники долго рассматривали и обсуждали путь подъема на Коштантау и места ночевок.

Утром следующего дня торопимся с выходом, следующая ночевка запланирована на скалах над ледником Кундюм-Мижирги, а еще надо успеть на вершину. В связках выходим на предвершинное плато и далее на вершину Коштантау. ФОТО 38-40.

С вершины Коштантау в хорошую погоду открывается великолепный вид на Безенгийскую стену ФОТО 41, Дыхтау ФОТО 42, Ушбу и Эльбрус ФОТО 40. Внизу в долине хорошо виден а/л Безенги ФОТО 43 и юго-восточный гребень Коштантау с перевалом Уллуауз ФОТО 44. Во все стороны открываются великолепные панорамы, еще бы – третья по высоте вершина Европы 5152.

Спуск по снежному склону в связках до скал северного контрфорса, затем по перилам с выходом на верхнее плато ледника Кундюм-Мижирги. ФОТО 45-49. До теплых ночевок добежать не успели, лагерь поставили на леднике. ФОТО 50 Закрепление перил на спуске производилось на скальных и ледовых крючьях, с использованием само выкручивающегося ледобура. На спуске в общей сложности было провешено шестнадцать веревок по пятьдесят пять метров. Бергшрунды в нижней части стены и при обходе верхней ступени ледопада Кундюм-Мижирги проходили по лавинным выносам.

От верхнего плато до а/л Безенги движение вдоль правого борта ледопада Кундюм-Мижирги с редкими выходами к центру, для обхода ранклюфта. На последнем крутом участке ледопада была повешена одна веревка двадцать метров. Далее по тропе.

Для преодоления данного маршрута необходимо минимум четыре дня, и весь арсенал навыков технической работы на льду, снегу и скалах. Также необходимо наличие хорошей акклиматизации, учитывая большие перепады высоты за день при подъеме и спуске, от 3700 до 5100 и снова на 3600.

Прохождение данного перевала, в любом варианте, украсит маршрут а красота, сложность и спортивность данного перевала неоспоримы.

К описанию прилагаются 50 уменьшенных копии фотографий. Оригиналы фотографий выполнены в формате JPEG 2560х1920 авторские права принадлежат Константину Голубеву ©GolubevKonstantin@gmail.com

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕДАЦИИ

Цели, поставленные перед походом – по расширению спортивных возможностей района, первому прохождению перевалов 3А/Б категории сложности, повышению спортивного мастерства и активный отдых группа выполнила полностью.

В походе 2004 года, впервые пройдены два перевала 3А категории сложности: перевал Седло Сугана с запада на восток и перевал Санкт-Петербург с севера на юг. В походе 2003 года, впервые пройден перевал 3Б* категории сложности Коштан-крест 3Б* 5152 через вершину Коштантау.

В походах получен опыт передвижения большой группы (одиннадцать человек в 2004 году) по технически сложному маршруту. Для повышения безопасности применялись четыре радиостанции внутри командной связи. Наличие большого количества веревок, позволило почти полностью обработать маршрут на перевал Седло Сугана.

Этим маршрутом группа закончила трехлетний период изучения районов Суган – Безенги, результатом которого явилось прохождение новых перевалов, некоторых в обоих направлениях, и их описание:

  • 300 лет Санкт-Петербургу 2А 3900
  • Санкт-Петербург 3А 4150 (описание прилагается)
  • Седло Сугана 3А 4350 (описание прилагается)
  • Коштан-крест 3Б* 5152 через вершину Коштантау (описание прилагается)
  • Ингури 3А 4050

Описания перевалов представлены в отчетах.

Отчеты хранятся в библиотеке в Москве.

В перечне высокогорных перевалов – отсутствуют.

Пройденные перевалы значительно расширяют спортивные возможности района, и логичны для прохождения. Разнообразие форм рельефа требует от участников хорошей технической и физической подготовки, а перед руководителем ставит непростые тактические задачи. Хорошие обзорные точки и гребневые участки, несут дополнительный эмоциональный заряд и оставляют незабываемые впечатления.

Хочется отметить, что включение в нитку маршрута одного из данных перевалов рекомендуется для подготовленных групп. При планировании маршрута необходимо учитывать запасные дни на возможную непогоду и наличие хорошей акклиматизации.


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33
Сортировать по: дате рейтингу

о безопасности

а что вас собственно интересует про безопасность? и что вы называете полным отчетом?
 
новые перевалы в захоженном р-не

новые перевалы в захоженном р-не и фоток много и маршрут не прост, интересно
 
Да-с, неполно...

Клуб Стрелец... А как у Вас, господа, с безопасностью хождения в данном мероприятии? Хотелось бы полный отчет почитать, а не только описание перевалов.
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100