Автор: Зеленцова Екатерина, г. Москва

Отчет
о спортивно-тренировочном походе 4 к.с. на Центральном Тянь-Шане (Терскей Алатау), август 2005 г.

Оглавление

1. Справочные сведения.
2. Список участников
3. Выбор района путешествия.
4. Физико-географическая характеристика района.
5. Запланированный план-график маршрута
6. Выполненный план-график маршрута
7. Комментарии к выполнению план-графика.
8. Техническое описание перевалов.
8.1. Перевал Алакёль Северный.
8.2. Перевал Такыртор.
8.3. Перевал Туристов Татарии (Кокбор).
8.4. Перевал Бригантина.
8.5. Пик Джигит (подъем по южному кулуару, через перевал Джигит).
8.6. Перевал Эпюра.
8.7. Перевал Джеты-Огуз.
8.8. Перевал Арчатор.
9. Список использованной литературы.
10. Стоимость проезда, проживания. Полезная информация.
11. Координаты точек по GPS.

Руководитель похода
Зеленцова Е.В.
тел.:335-78-19

Справочные сведения.

Вид туризма горный
Район путешествия Центральный Тянь-Шань (Терскей-Алатау)
Категория сложности четвертая
Количество участников девять
Сроки проведения 1-19 августа 2005 года
Продолжительность маршрута 19 дней
Протяженность маршрута 150 км

Маршрут группы г. Каракол - курорт “Алтын-Арашан” - пер. Алакёль Сев. (1А, 3900 м) – оз. Алакёль – пер. Такыртор (1Б, 4040 м) – пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4300 м) – пер. Бригантина (2Б, 4400 м) – пик Джигит (рад. с юга, по 2Б, 5170 м) – пер. Эпюра (2А, 4300 м) – а/л “Каракол” - пер. Джеты-Огуз (2Б, 4200 м) – пер. Арчатор (1А, 3920 м) – горячие источники Джилысу

Пройдено категорийных перевалов a, из них 2Б – 2, 2А – 2, 1Б – 1, 1А –2
Совершено восхождений 1 (2Бальп)
Максимальная высота 5170 (пик Джигит)
Максимальная высота ночевки 4240 (под пиком Джигит)
Суммарный набор высоты: 8890 м

Маршрут утвержден МКК МГУ 10 июля 2005 года в составе: Зеленцов Д.Ю., Кодыш В.Э., Чхетиани О.Г.

Список участников

122-15-06

Эколог

Выбор района путешествия.

Сложно сказать, что было определяющим при выборе района путешествия – возможность провести школу Начального уровня в этом живописном районе (отчасти повторив наше же мероприятие 1997 года) или желание сходить здесь в интересный спортивный поход 4 к.с. В любом случае, эти планы не противоречили друг другу, и большая часть участников нашего похода (шестеро из девяти), отруководив “единичками - двойками - тройками” в июле, в августе пошли участниками в “четверку”.

Терскей—Алатау – прекрасный район для планирования как спортивных мероприятий, так и школ любого уровня: разнообразный набор перевалов от н/к до 3Б позволяет провести здесь походы от 1 до 6 к.с. Перевалы интересные, перепад высот меньше, чем, например, на Киргизском хребте, абсолютные высоты перевалов 3700-4400 м. Есть классифицированные маршруты на самые разные вершины также любой трудности и характера [9]. Заезд в район несложный, умеренно долгий: до Бишкека поездом или самолетом, затем на автобусе (маршрутке, машине) до города Каракол (6-10 часов в зависимости от того, сломается автобус или нет :) ). Оттуда до альплагеря “Каракол” 1:15 – 1:30, до курорта “Алтын-Арашан” 2 часа, от горячих источников Джилысу до Каракола 1:15. После похода можно отдохнуть на Иссык-Куле.

Район, несмотря на события этого года, оказался на редкость спокойным. После беспорядков в Бишкеке мы регулярно списывались с Игорем Ханиным и получили от него подтверждение, что в Караколе обстановка нормальная. Действительно, никаких инцидентов при общении с местными жителями у нас не возникло ни на маршруте, ни в самом Караколе, где к туристам, как иностранным, так и российским относятся доброжелательно.

Поезд – это конечно, отдельная тема, поскольку каждый милиционер в поездной бригаде и таможенник на Киргизской и Казахской границе хотел хоть чего-нибудь получить вымогали деньги, угрожая досмотром груза, порой очень смешно, типа “ну дай хоть что-нибудь, чтобы дорога хорошей была” или “досматривать долго, поезд ждать не будет, высажу сейчас и на станции досматривать буду – отстанешь тогда от поезда…”. Мы газ не везли (покупали его в Караколе), поэтому досмотров не боялись и ничего никому не дали :) . При неявных намеках на то, что надо что-нибудь дать, проявляли явную тупость и недогадливость :) (после одной из таких бесед, очередное должностное лицо в отчаянье воззвало ко мне “может у вас в группе кто-нибудь потолковее есть, из мужчин кто-нибудь, неужели ты старшая?!”) В случае если подобные беседы становились слишком напряженными (например, брали паспорт “на проверку” и не отдавали), мы пользовались надежным способом – взяв ручку и бумажку, переписывали номер служебного удостоверения проверяющего, фамилию и т.д. – действовало безотказно (спасибо Диме Дубровскому за лекцию “юридические аспекты…”). Рюкзаки и коробки в пути досматривали достаточно регулярно (к чему мы относились философски, взяв на этот случай рулон скотча и запасные пакеты для коробок), при выезде из Бишкека в вагоне был личный досмотр всех женщин среднего возраста, на российско-казахской границе мы стояли несколько часов, пока пограничники простукивали весь вагон, мы и наши вещи их не интересовали. Но, в общем, все вышеописанное обычно для Бишкекского поезда, по крайней мере, последние лет десять и ничего кардинально отличного от других поездок на нем не было, за исключением, пожалуй, проверки загранпаспортов на границах. Беспаспортных пассажиров в поезде было довольно много, поэтому на каждой границе стояли не по часу, а по два-два с половиной, пока решали вопросы с ними.

При построении маршрута было намечено несколько точек, на которых, обязательно хотелось оказаться: озеро Алакёль (удивительное по красоте место) (фото 12), перевал Бригантина (внушительный снежно-ледовый взлет, сложный, красивый перевал, в 70-е годы 3А, сейчас 2Б и даже без “звезды”) (фото 50, 45), пик Джигит (красивая вершина, интересный посильный маршрут, ранее в “четверках” не проходимый) (фото 80), перевал Айлама или Армейских туристов (настоящие скальные перевалы со скалами средней сложности). Первоначально планировалось построить маршрут с запада на восток, но при этом оказывалось, что перевалы Айлама и Бригантина – определяющие по трудности перевалы - будут проходиться на спуск. Поэтому окончательный вариант маршрута был проложен с востока на запад, в результате чего все препятствия, включая перевал 1Б, проходились с определяющей стороны на подъем.

На маршруте была предусмотрена одна заброска – в альплагере “Каракол”, на 13 день. Она была завезена в альплагерь до начала маршрута. Маршрут линейный. Поскольку вес рюкзаков был на выходе значительным, начало маршрута было спланировано плавным, “классическим”: техническое усложнение происходило постепенно – мы начали с перевала 1А (Алакёль Северный) – затем последовали 1Б (Такыртор) – 2А (Кокбор) и только потом – первая 2Б (Бригантина) – на 7 день похода (к этому времени уже все, включая трех участников, приехавших из Москвы к началу августа, полностью акклиматизировались). Затем, на пике формы, восхождение на пик Джигит (2Б) с юга, выход обратно на север через перевал Эпюра (2А), дневка в альплагере. После дневки – прохождение сложного перевала Джеты-Огуз (2Б) и, вместо перевала Айлама (2Б), выход через перевал Арчатор (1А).

Район известен своими целебными термальными источниками, на которых также хотелось побывать. Наш маршрут был построен так, что на горячие источники мы попадали в начале пути (курорт “Алтын-Арашан”) и в его конце (Джилысу) (а также в середине – на дикий горячий источник под перевалом Такыртор). Источники – это здорово! Только сразу после сидения в них идти никуда не стоит – нужно отдохнуть :) .

Запланированный маршрут позволял увидеть протяженный участок Терскей-Алатау, интересные, красивые места, пройти достаточно сложные перевалы района и повысить своё спортивное мастерство. Он проходил в хорошо освоенном туристами и альпинистами районе, поэтому мы не ставили исследовательских целей, скорее спортивные и познавательные. Все они были достигнуты.

Физико-географическая характеристика района.

Тянь-Шань образован рядом горных цепей, большая часть которых имеет широтное или субширотное простирание. Высшая точка Тянь-Шаня – пик Победы (7493 м). Современный рельеф Тянь-Шаня представляет собой ряд мощных горных цепей складчато-глыбового строения, вытянутых главным образом широтно и разделенных широкими котловинами.

Хребты Тянь-Шаня сложены осадочными, метаморфическими и изверженными породами палеозоя и докембрия (сланцы, песчаники, известняки, мраморы, гнейсы, граниты, сиениты и пр.). Межгорные котловины выполнены континентальными рыхлыми осадочными отложениями кайнозоя. Тектоническая активность Тянь-Шаня продолжается и по сей день, о чем свидетельствует его большая сейсмичность.

В четвертичное время Тянь-Шань пережил значительное оледенение, продолжавшееся достаточно долго, чтобы выработать в высокогорье характерные альпийские формы рельефа с трогами, карами и цирками на склонах хребтов, которые и в наше время являются вместилищами ледников. Высокогорные цепи Тянь-Шаня имеют резкие гребни с острыми вершинами, “пиками” в буквальном значении этого слова, т.е. типичный горноледниковый альпийский рельеф (фото 44).
На склонах горных хребтов Тянь-Шаня развиваются эрозионные процессы, образуются осыпи и камнепады, местами оползни, в ущельях – сели (фото 1*).

Климат Тянь-Шаня отличается в целом резкой континентальностью. Максимум осадков – летний, однако на западных склонах гор много осадков выпадает и зимой.

На климат Иссык-кульской котловины и окружающих хребтов смягчающее влияние оказывает озеро. Его громадная водная масса повышает в январе температуру воздуха примерно на 10º. Кроме того, в Иссык-Кульской котловине происходит повышение температуры за счет фёнового эффекта, создаваемого нисходящими западными ветрами, которое зимой сочетается с отепляющим влиянием водной массы озера. Озеро же обуславливает столь необычное для Средней Азии нежаркое лето: среднемесячная температура в июле-августе в Караколе (1774 м) 16,5-16,9º, в Джетыогузе (2300 м) 13,9-14,2º, в ущелье Чон-Кызылсу, в районе Физико-географической станции (2555 м) 9,5-9,7º. В высокогорье, у языков ледников (3200-3300м) - 6-6,2º. На южном побережье Иссык-Куля овощи и фрукты созревают на месяц позднее, чем в Бишкеке: самые ранние фрукты – абрикосы и сливы – появляются на рынке в конце августа, а первые помидоры только в сентябре. Выпадение осадков в горах в значительной степени связано с западными ветрами, в районе Каракола выпадает 415 мм, в высокогорье – до 800 мм.

Снеговая линия на Тянь-Шане поднимается, в общем, с северо-запада на юго-восток. Для Терскей-Алатау характерны так называемые ледники плоских вершин, лежащие на наиболее высоко приподнятых древних поверхностях выравнивания. Поскольку ледники занимают водораздельные участки гребней и на них неоткуда поступать обломочному материалу, у них слабо развиты моренные образования.

Реки Тянь-Шаня заканчиваются в бессточных озерных бассейнах пустынь Средней и Центральной Азии, во внутренних тянь-шаньских озерах. В Иссык-Куль впадает около 80 небольших горных рек, а из него ни одна не вытекает. Реки, начинающиеся в высокогорье, имеют ледниковое и снеговое питание, половодье у них летнее. Наибольший паводок бывает в июле-августе. Реки Терскей-Алатау – горные потоки с быстрым и бурным течением, часто с порогами и водопадами, русла их каменисты, изобилуют обломками скал и галькой (фото 27, 29). Долины этих рек, расположенные вдоль боковых отрогов, широкие, а поперечные долины притоков – узкие, нередко река уходит в каньон. Длина горных рек невелика (Джетыогуз, Чон-Кызылсу, Аксу – немного более 40 км). Вода в реках Терскея очень чиста и прозрачна, что объясняется большой твердостью и слабой размываемостью горных пород.

Наибольшее из озер Тянь-ШаняИссык-Куль, занимает тектоническую впадину. Площадь Иссык-Куля – 623 км2, длина 178 км, ширина 60 км. Максимальная его глубина 702 м, средняя – 270 м. Среди озер мира, лежащих на высоте более 1200 м, Иссык-Куль занимает второе место, немногим уступая по площади зеркала озеру Титикака в Южной Америке, а по глубине и объему вод стоит на первом месте. Озеро необычайно красиво, благодаря интенсивному цвету воды, синему или сине-зеленому, и живописности окружающих озерную котловину горных хребтов. Благодаря большой глубине и колоссальному объему воды Иссык-Куль зимой не замерзает, только на мелководьях в некоторых местах побережья западной части озера среди зимы появляется тонкий ледяной покров. Температура поверхностных слоёв воды в самые холодные зимние дни не опускается ниже 3-4º. Летом поверхностные слои нагреваются от 18-23 до 29-30º. Иссык-Куль не имеет стока, отчего вода в нём солоноватая (соленость в открытой части 5,8‰), но содержит солей значительно меньше, чем большинство других бессточных водоемов. Не рекомендуется систематически использовать озерную воду для питья и приготовления пищи, так как она содержит вредную примесь солей фтора, вызывающую разрушение зубов. Озеро судоходно.

Терскей-Алатау – мощный хребет, окаймляющий с юга Иссык-Кульскую котловину. Его длина 380 км, средняя высота 4000-4200 м, максимальная – 5216 м (пик Каракольский) (фото 109). Хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сарыджас. Хребет Терскей-Алатау характеризуется расчлененным альпийским типом рельефа с современным оледенением и амплитудами относительных высот более 1000 м.

Хребет асимметричен: северный склон хребта длинный и расчленен глубокими ущельями многочисленных рек южный, более короткий, полого спускается к сыртам. Наиболее высокая центральная часть хребта – между ущельями Барсакун и Тургень-Аксу.

Хребет Терскей-Алатау вслед за массивом пика Победы и Хан-Тенгри – второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня. Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык-Куль. На хребте Терскей-Алатау в пределах Внутреннего Тянь-Шаня 1375 ледников общей площадью 1123,7 км2, из них 757 ледников площадью 544,2 км2 находятся на северном склоне. Здесь преобладают мелкие ледники: 39% имеют площади менее 0,1 км2, столько же – от 0,1 до 0,5 км2 и всего 14 ледников крупнее 5 км2. Наиболее крупные долинные и сложные долинные ледники северного склона хребта Терскей-Алатау, как правило, расположенные в верховьях больших рек, имеют хорошо развитые области питания в сложных многокамерных цирках, отделенные от языков ледопадами. В питании ледников велика роль лавин и метелевого снега. Крупные долинные ледники спускаются до 3250 м. Ниже их концов иногда расположены участки мертвого льда. Языки ледников сильно заморенены. Многочисленные каровые и висячие ледники (63% от общего числа) располагаются в краевых частях северного склона хребта и на поперечных отрогах. Их концы спускаются до 3650-3690 м. Ледники северного склона хребта окаймлены крутыми снежными склонами, достигают в длину 5-7 км при мощности льда 60-90 м и спускаются значительно ниже снеговой линии. Длина ледников южного склона значительно больше. Скорость движения ледников невелика и составляет 5-15 м в год, а на сыртах еще меньше – 1-2 м.

Высота снеговой границы уменьшается на северном склоне с запада на восток от 3950-4000 до 3600-3700 м, что связано, по-видимому, с увлажняющим влиянием Иссык-Куля. На южном склоне высота снеговой линии 4000-4270 м.

Подавляющее большинство ледников северного склона хребта относится к бассейну озера Иссык-Куль.

Ледники северного склона деградируют, о чем свидетельствует недавнее отчленение притоков и следы более высокого положения поверхности ледников в прошлом. Уменьшается их мощность, сокращаются языки ледников на 3-30 м в год, образуются зоны мертвого льда, погребенные под сплошным слоем морены. Так, например, между 1943 и 1955 годами конец ледника Кельтор Западный отступил на 250-270 м, ледник Кельтор Восточный за тот же период сократился на 200 м, а к 1962 г еще на 60 м.

Растительность северных склонов хребта Терскей-Алатау достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах от 2000 м к тянь-шаньской ели примешивается пихта Семенова. До высоты примерно 2500 м их сопровождают кустарники барбариса, жимолости, смородины и шиповника. Выше зоны леса – высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелящейся арчой и караганой. Еще выше – примерно до 3800 м – располагаются пятна альпийских лугов,

В бассейне реки Чон-Кызыл-Су с 1947 года Тянь-Шаньской физико-географической станцией (ФГС) проводятся систематические наблюдения.

Иссык-Кульская котловина включает четыре крупных геоморфологических пояса – подгорную и приозерную равнину, предгорья, среднегорья и высокогорья. Им соответствует ряд высотных ландшафтных поясов.

Подгорная равнина (1600-1800 м). Западная часть её - пустыня, здесь выпадает всего 100 мм годовых осадков. В восточной её части – в бассейне реки Чон-Кызыл-Су годовое количество осадков на подгорной равнине увеличивается до 400 мм, тут расположены сухие злаково-полынные степи. Большая их часть распахана. Преобладают поливные земли. Ширина равнины до 20 км.

Предгорья бассейна Чон-Кызыл-Су (1800-2200 м) заняты горностепным поясом. В зависимости от высоты и экспозиции представлены полынно-злаковые степи с караганой многолистной и разнотравно-злаковые луговые степи.

Среднегорья (2200-3200м) заняты лесо-луго-степным и субальпийским поясами

Осадки преимущественно летние, общее их количество с высотой увеличивается. Годовая сумма их колеблется приблизительно от 500 до 800 мм в разные годы и в зависимости от ширины и ориентации долин и хребтов. Средние температуры воздуха летом (июнь-август) составляют 8-11º. Здесь преобладает тянь-шаньская ель с богатым кустарниковым подлеском и разнотравно-злаковые лужайки. Светлые еловые леса паркового типа очень красочны.

Альпийский пояс расположен в интервале высот 3200-3500 м, выше сменяется субнивальным (скалы и осыпи на высотах 3500-3900 м, языки ледников) и нивальным поясами. Альпийский пояс имеет сравнительно мало расчлененный рельеф. Характерны спускающиеся из нивального пояса ледники, местами большие площади занимают каменистые россыпи. В альпийском поясе преобладают высокогорные альпийские луга (разнотравно-кобрезиевые), в гляциально-нивальной зоне – пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейсов, анемонов, мхи и лишайники.

Животный мир Терскея очень богат. Здесь можно встретить и представителей пустынной и степной фауны – многочисленных грызунов, пресмыкающихся (гадюка, щитомордник, узорчатый полоз, ящерицы) (в предгорьях) лесной фауны – в среднегорье (лиса, волк, медведь, кабан, барсук, горные козлы-теке, косули, горные бараны – архары, горностай, заяц-талай, сурки и многие другие) На озерах и широких речных разливах многочисленны водоплавающие птицы (утки, гуси). Альпийские луга и скалы населяют улары, клушицы, альпийские галки, грифы, сипы, бородачи.

Подробное описание природных сообществ Тянь-Шаня (в частности, экосистем бассейна Чон-Кызыл-Су) можно найти в книге “Эталоны природы” (П.П. Второв, В.Н. Второва, М, “Мысль”, 1983). В частности здесь можно найти подробный видовой список обитателей ущелья от почвенных беспозвоночных до млекопитающих включительно. В книге использованы данные ФГС за более чем 30-летний период наблюдений.

Описание составлено по литературным источникам [9]

Запланированный план-график маршрута

Участки маршрута

L км

Hmax м

Hноч. м

дельта h

Приезд прилетающих в Бишкек. Заезд с а/к “СКИФ” в а/л “Каракол”, оставление заброски, возвращение в г. Каракол.

Заезд на курорт Аксу. Прохождение через перевал Орток (н/к, 2774) в долину р. Арашан. Начало подъема по долине реки Арашан.

-600

+300

(+500)

Подход по р. Арашан и реке Кельдыке под перевал Алакёль Сев.

7,5

+1050

Перевал Алакёль Северный (1А,3600) (3900 по карте), подход под перевал Такыртор.

-400

+40

Перевал Такыртор (1Б, 3700) (4000 по карте), подход под ледник Чон-Узень.

+360

-1000

+500

Перевал Кокбор (Туристов Татарии) (2А, 4300)

7,5

-800

Подход под перевал Бригантина (в верхний цирк ледника Кельтор В.)

2,5

+500

Перевал Бригантина (2Б, 4400)

2,5

Подъем на ледник Караколтор Зап., под пик Джигит

+650

Подъем на плечо пика Джигит по маршруту 2Б Подъем на вершину Джигит, спуск на плечо.

1,5

+450

+360 (налегке)

-360

Спуск с плеча пика Джигит, подход под перевал Эпюра.

(4300?)

Дневка в а/л “Каракол”

Подход под перевал Джеты-Огуз

+1240

Перевал Джеты-Огуз (2Б, 4400) (4200 по карте)

+660 (+460)

-1400

(-1200)

Подход под перевал Айлама.

-400

+800

Перевал Айлама (2Б,4200) (4000 по карте)

(+600)

Спуск по долине реки Чон-Кызыл-Су

-1260

Отъезд на Иссык-Куль

День запаса

Отъезд в Москву на поезде.

Выполненный план-график маршрута

Участки маршрута

L км

Hmax м

Hноч. м

дельта h

Заезд на курорт “Алтын-Арашан”, начало подъема под перевал Алакёль Северный по долине р. Кельдыке

+470

Перевал Алакёль Северный (1А, 3900м), подход под перевал Такыртор.

+930

-360

Перевал Такыртор (1Б, 4040 м)

+480

-540

Спуск в долину р. Чон-Узень, подход под ледник Чон-Узень

-500

+440

Перевал Кокбор (Туристов Татарии) (2А, 4300)

+830

-670

Подход под перевал Бригантина (в верхний цирк ледника Кельтор В.)

+400

Перевал Бригантина (2Б, 4400)

-880

Подъем на ледник Караколтор Зап., под пик Джигит

+720

Отсидка

Подъем на плечо пика Джигит по маршруту 2Б Подъем на вершину Джигит, спуск на плато.

(2)

+930

-930

Спуск из-под пика Джигит, подход под перевал Эпюра.

-390

+380

Перевал Эпюра (2А, 4300 м). Спуск в а/л Каракол

+100

-1780

Дневка в а/л “Каракол”

Подход под перевал Джеты-Огуз

+570

Перевал Джеты-Огуз (2Б, 4400) (4200 по карте)

+1110

-1350

Спуск по долине р. Чон-Кызыл-Су

-280

Отъезд в Москву на поезде.

125х1,2=150 км

Комментарии к выполнению план-графика.

Маршрут пройден без существенных изменений: из тех перевалов, которые было запланировано пройти, не пройден оказался только перевал Айлама (2Б) в завершающей части маршрута. Вместо него был пройден простейший из запасных вариантов – перевал Арчатор (1А). Это было связано с резким ухудшением погоды: дождь, наверху переходящий в снег, в результате, лил почти непрерывно двое суток, к тому моменту, когда мы приняли решение отказаться от прохождения перевала Айлама, дождь уже шел полдня, и было понятно, что погода и не думает серьезно улучшаться.

Учитывая, что все более сложные запасные варианты были скальными перевалами, мы решили идти по пути, который пройдем наверняка (конечно, можно было просто спуститься вниз по долине реки Джеты-Огуз, завершив поход, но у нас еще было время, была договоренность об обратном транспорте с дороги ниже курорта Джилысу, да и надежда, что все будет не так плохо, еще жила…). Даже этот, простейший вариант, оказался нелегким… (фото 131), так что мы не пожалели о своем решении.

Другие изменения при прохождении маршрута были следующими:

1)До курорта “Алтын-Арашан” мы не дошли, а доехали на автомашине. Этот вариант предлагался членами МКК еще в Москве (благо километража хватало и без этого перехода), но было непонятно, найдется ли транспорт, готовый довезти нас до курорта. Дело в том, что дорога до курорта очень живописная (фото 1), но тяжелая для транспорта (значительно хуже, чем до альплагеря “Каракол”). Автобус или “Газель” не могут туда проехать, нас завозила “вахтовка”, оказавшаяся свободной в этот день. Таких машин в Караколе несколько и в сезон они нарасхват.

2) За счет этого появилась возможность разбить на 2 дня участок “перевал Такыртор - подход под ледник Чон-Узень”, действительно, излишне напряженный.

3)Восхождение на пик Джигит было совершено налегке, за 1 день (а не за два дня, как изначально планировалось, чтобы избежать спуска по кулуару во второй половине дня). За тот месяц, что мы были на Терскее, стало очевидно, что хорошая погода в районе пика Джигит бывает достаточно редко: как правило, даже если вокруг неплохая погода, на самом пике сидит туча. Разведка и день отсидки перед подъемным кулуаром позволили понаблюдать за ним: камнепадов и ледовых обвалов, идущих по кулуару, мы не видели как в утренние часы, так и в дневное и вечернее время. Кроме того, в случае, если при более близком рассмотрении, мы поменяли бы свое мнение, оставался запасной вариант – уходить в обход кулуара, по верхнему краю скального острова. Ну и конечно, подъем налегке (естественно, с необходимым снаряжением, теплыми куртками, аптечкой) существенно увеличивал скорость движения без утраты безопасности. Выходя на пик в день с великолепной погодой, мы, однако, были готовы повернуть в любой момент в случае, если испортится погода или восхождение займет больше времени, чем мы планировали. После прохождения ключевого участка было назначено время, после которого мы бы повернули в любом случае, где бы ни находились (описание ночевки Н. Евстафьева на скальной полке над кулуаром нас не вдохновляло :) ). День оказался напряженным (общее ходовое время 12 часов), но вполне посильным, спустились обратно в лагерь за 2 часа до темноты.

Остальные изменения в план-графике несущественны и непринципиальны.

Техническое описание перевалов

Приводимые в тексте высоты измерялись по GPS (стандарт WGS84), поэтому местами они отличаются от высот в заявочных материалах (которые измерялись по картам, брались из описаний).

В тексте приводится “чистое” время, без привалов и перекусов. В ином случае это оговаривается. На технических участках, как правило, время приводится “грязное”.

Понятия “правый”, “левый” даются орографически, если иное не указано в тексте.

Ходки у нас были короткие: 20 (в начале похода) – 35 минут (позже). Время указывается по последнему участнику.

Перевал Алакёль Северный.

Категория трудности:
Высота: 3600 м по классификатору, 3900 м по карте и GPS
Характер: осыпной
Ориентация: восток-запад
Номер в классификаторе: 2.2.3
Координаты по GPS: 42^19.601 78^32.679

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Кельдыке (р. Арашан) и Кургактор (р. Каракол). Ведёт из верховий реки Кельдыке к озеру Алакёль. С перевала снята записка группы туристов Института катализа СО РАН г. Новосибирск (2 к.с., 6 человек) под руководством Воронцова А.В. от 30.07.05.

Прохождение: 1-2 августа 2005 года со стороны реки Кельдыке. Описание даётся от курорта “Алтын-Арашан” до ночевок у южного берега озера Алакёль.

Необходимое снаряжение: ледорубы/палки, каски.

Подход к подъему на перевал Алакёль Северный начинаем от домиков горячих источников “Алтын – Арашан” (фото 2). (Высота курорта 2526, координаты 42^22.389 78^36.698). Вдоволь накупавшись во всех видах источников (радоновом, сероводородном и серебряном), отдохнув и пообедав, выходим наверх во второй половине дня (в 15:04). Спортивных планов на сегодня нет, планируем дойти “докуда получится”, не напрягаясь. Идем в режиме 20 минут ходка, 10 – привал. Сразу у домиков переходим по мосту на левый берег реки Арашан (прямо за мостом – источник, из которого берут питьевую воду на курорте).

Прямо над источником идет тропинка, которая, траверсируя борт долины, с минимальным набором высоты ведет к устью реки Кельдыке (фото 3). Лесные участки чередуются с луговыми. За 35 минут доходим до реки. По имеющимся у нас описаниям мы знаем, что тропа к перевалу первоначально идет по правому берегу реки Кельдыке, а где-то в середине подъема она переходит на левый берег. Река неглубокая, но переправляться вброд, особенно глядя на ухудшающуюся погоду, нам совсем не хочется. Поискав, находим метрах в 100-200 выше устья нормальный мостик-бревно и по нему переходим на орографически правый берег реки. Напротив мостика находится кош с самоваром (самым настоящим, причем раскочегаренным). Луговина за кошем истоптана скотом, тропа здесь теряется. Мальчишечка из коша показывает, где искать начало тропы: практически прямо за кошем нужно подняться прямо вверх, “по градиенту”, здесь, у границы леса, количество мелких тропинок уменьшается, и остается одна основная. По ней, плавным серпантином, начинаем подъем к перевалу. Тропа идет по лесу, в стороне от реки, всюду явная, набитая, не особенно крутая (до 15º).

Основная проблема – то и дело начинающийся дождик, который мы периодически пережидаем под огромными тянь-шаньскими елями (фото 4). После дождя глинистая тропа размокает, становится грязной и скользкой, идем не торопясь (да и рюкзаки с весом продуктов на 13 дней, не способствуют быстрой ходьбе). За 30 минут подъема от места переправы через реку Кельдыке выходим на первую ступень долины (высота 2770 м). Долина реки далее, вплоть до перевала - это широкие террасы, разделенные небольшими уступами. Тропа идет то вдоль воды, то поднимается на террасы, покрытые арчой и высокой травой. Имеется несколько параллельных тропинок.

Через 50 минут выходим на относительно ровный участок (он горизонтальный, но кочковатый, так что места под палатки приходится поискать), где и решаем встать лагерем (фото 5). Высота места ночевки 3000 м, координаты 42^20.605 78^36.207. Напротив, на высоком противоположном берегу реки – кош. Вокруг нас пасутся лошади.

На следующее утро продолжаем подъем к перевалу. Буквально через 3 минуты тропа спускается к воде. Река здесь разливается, по камням переходим на её орографически левый берег. Поднявшись от реки на террасу, вновь выходим на хорошо набитую тропу. Открывается вид на наш перевал и перевал Алакёль Центральный (фото 6, фото7).

Уступ “бараньих лбов” по центру долины обходим справа по ходу (фото 8).

Перед моренно-осыпными валами, по которым предстоит подниматься в верхний цирк перевала, долина реки плоская, широкая, пасутся многочисленные стада (все бараны пронумерованы) (фото 9). Тропа периодически теряется на осыпях, есть туры. Через 3 часа 15 минут чистого ходового времени (или 4 часа 45 минут “грязного” :) ) останавливаемся на обед на травяном холме среди осыпей. От места обеда за 20 минут подходим под перевальный взлет. Он представляет собой осыпной склон длиной 200 м, крутизной около 30º, в нижней части лежит снег, в верхней части взлета – выходы скал, небольшой снежный участок в левой по ходу части взлета.

Подниматься можно, в принципе, где угодно – всюду одинаково неудобно: осыпь мелкая, живая, “шаг вперед, два шага назад” (фото 10). Палки/ледорубы/альпенштоки немного облегчают движение, но, все равно, подъем физически тяжелый. Каски обязательны, особенно если группа большая, растягивается, или на склоне несколько групп.

Пользуясь следами прошедших перед нами иностранцев (гиды-проводники водят их за один день от курорта на перевал и обратно – судя по всему, им это нелегко даётся…), начинаем подъем в левой по ходу части склона. После первого десятка метров разделяемся, часть группы уходит на центр склона.

В верхней части взлета выбор путей подъема также широк: можно подниматься по разрушенным скалам, по осыпи, по снежнику – по времени подъема варианты примерно одинаковы. В среднем подъем на перевал занял 45 минут.

Седловина довольно широкая, протяженная, осыпная (фото 11). Тур – на выходах скал, в центре седловины. С перевала открывается замечательный вид на озеро Алакёль (фото 12).

Хорошо виден перевал Панорамный, наш следующий перевал Такыртор и одноименный ледник (к нашей радости, почти весь открытый) (фото 13, 14).

Начало спуска с перевала проходит по мелкой осыпи крутизной 15-20º. Далее осыпь становится более крупной, появляются выходы скал. Тропа уходит вправо по ходу, к перемычке озера у его северного края, но, поскольку нам затем надо будет уходить к перевалу Такыртор, то при спуске мы забираем влево, выбирая некрутые (все те же 15-20º) травянисто-осыпные участки между выходами скал, конусы выноса высохших ручьев (фото 15, 16).

За 25-35 минут спускаемся к берегу озера, где, с удовольствием, купаемся. Дальнейший путь к ночевкам у южного края озера идет сначала вдоль воды, когда же уступы скал вплотную подходят к озеру, поднимаемся вдоль них по осыпи и обходим крутые участки по широкой травянистой полке, идущей между склонами хребта и скалами, окаймляющими озеро. За 55 минут выходим на обширные травянистые поля, где и встаём на ночевку (фото 16). Высота места ночевки 3559, координаты 42^18.903 78^33.190. Вода – из ручья. Только успели поставить палатки, как начался дождь, к счастью, недолгий.

Расчет ходового времени:

Подход от турбазы “Алтын-Арашан” до реки Кельдыке: 35 минут
Подъем на первую ступень долины реки: 30 минут
Подход по долине под перевальный взлет: 4 часа 25 минут
Подъем на перевал: 45 минут
Спуск с перевала до озера Алакёль: 35 минут
Переход до ночевок у южного (восточного?) края озера: 55 минут

Итого: 7 часов 45 минут

Перевал Алакёль Северный – классическая 1А – технически несложная (практически весь путь проходит по тропе), физически трудоёмкая. Перевал – наиболее логичный путь из долины реки Арашан в долину реки Каракол. Является одним из самых популярных простых перевалов в районе, через него водят плановые группы, группы иностранцев. Тропа, ведущая через перевал, соединяет одни из самых живописных и интересных для посещения объектов района: горячие источники Алтын-Арашан, озеро Алакёль, альплагерь Каракол. Перевал – прекрасная панорамная точка.