Автор: Зеленцова Екатерина, г. Москва

Отчет
о спортивно-тренировочном походе 4 к.с. на Центральном Тянь-Шане (Терскей Алатау), август 2005 г.

Оглавление

1. Справочные сведения.
2. Список участников
3. Выбор района путешествия.
4. Физико-географическая характеристика района.
5. Запланированный план-график маршрута
6. Выполненный план-график маршрута
7. Комментарии к выполнению план-графика.
8. Техническое описание перевалов.
8.1. Перевал Алакёль Северный.
8.2. Перевал Такыртор.
8.3. Перевал Туристов Татарии (Кокбор).
8.4. Перевал Бригантина.
8.5. Пик Джигит (подъем по южному кулуару, через перевал Джигит).
8.6. Перевал Эпюра.
8.7. Перевал Джеты-Огуз.
8.8. Перевал Арчатор.
9. Список использованной литературы.
10. Стоимость проезда, проживания. Полезная информация.
11. Координаты точек по GPS.

Перевал Такыртор

Категория трудности:
Высота: 3700 м по классификатору, 4040 м по карте и GPS
Характер: снежно-осыпной
Ориентация: север-юг
Номер в классификаторе: 2.2.84
Координаты по GPS: 42^17.491 78^34.913

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Кургактор (р. Каракол) (озеро Алакёль) и р. Такыртор (р. Арашан). Ведёт с ледника Такыртор в верховья реки Такыртор. С перевала снята записка группы туристов МГУ (3 к.с., 13 человек) под руководством Зотова А.Ю. от 03.08.05.

Прохождение: 3-4 августа 2005 года со стороны озера Алакёль. Описание даётся от озера Алакёль до реки Чон-Узень (Ийры-Тор по другим источникам).

Необходимое снаряжение: ледорубы/палки, каски. В зависимости от снежно-ледовой обстановки могут потребоваться кошки или страховочные системы и веревки основные на связки (?).

С утра выходим со стоянок у южного берега озера. По травянистым холмам выходим к осыпным валам, тянущимся вдоль реки, и подходим по ним под язык ледника, двигаясь практически все время вдоль ручья, вытекающего из-под ледника (40 минут). Можно также выйти к леднику по обширным осыпным валам, поднявшись от места ночевки к моренному озеру, и, траверсом валов, выйти на ледник выше его наиболее крутого участка – языка (фото 14).

Под языком ледника (высота 3609 м) надеваем кошки и поднимаемся на открытый лёд. Выход простой – крутизна ледника не превышает 15º, трещин нет (фото 17).

Далее ледник выполаживается до 5º, практически до перевального взлета он открытый (фото 18).

Слева по ходу видна осыпная седловина. Это – не перевал Алакель Южный, а безымянный перевал, ведущий в небольшую долину реки – левого притока реки Арашан (фото 19). Его предположительная сложность (судя по топографической карте) – 1Б-2А. Рельеф ледника своеобразен: это – обширные мульды, разделенные небольшими поднятиями. На дне многих мульд – озера (фото 20).

Идем в кошках, выбирая наиболее простой путь между этими котловинами, перебираемся по снежным мостам через несколько ледниковых речек, и за 1 час 40 минут от языка ледника подходим под перевальный взлет (фото 21). Уже на последних десятках метров подхода под взлет возникают проблемы: открытый участок ледника заканчивается, начинается закрытый, причем глубина снега велика – до середины бедра. Потратив на преодоление 15-20 м почти 15 минут, корректируем свои планы: отказываемся от варианта прохождения перевала по снегу “в лоб” - этот путь издалека казался наиболее очевидным, но при таком глубоком снеге, протропить весь перевальный взлет будет нелегко (длина склона, выводящего на перевал 150-200 м, средняя крутизна 25-30º). Кроме того, при такой глубине (и характере) снега, можно предположить, что склоны лавиноопасны, хотя старых лавинных конусов под перевальным взлетом нет. Решаем воспользоваться готовыми следами, идущими слева по ходу, вдоль края скал. Местами у скал выходы льда, так что те, кто не сняли кошки, об этом не пожалели (правда, эти участки можно было обойти, приспустившись и пробив свои следы в глубоком снегу). Верхняя часть подъема на перевал – разрушенные скалы (5-10 м). От пологого участка ледника на перевал мы поднялись за 40 минут. Седловина узкая, скальная, на перевале – остатки карниза (фото 22, 23). Тур – в центре седловины.

На перевале мы оказались одновременно с группой Саши Зотова. Чтобы при спуске не засыпать друг друга камнями, решаем спускаться с перевала разными путями. Саша – прямо вниз, практически от тура, мы же начинаем спуск с восточного края седловины и при спуске забираем все время влево по ходу. Каски обязательны, движение – плотной группой. В принципе, спуск и там и там схож – осыпи (мелких осыпей мало, в основном средняя “живая” осыпь), разрушенные скалы, местами участки снежников. Протяженность спуска до более ровного участка – 200-250 м.

Судя по тому, что на спуске мы обнаружили несколько туров и остатки тропы – нашим путем пользуются так же регулярно, как и спуском по центру седловины, который фигурирует в большинстве описаний. Логичным он кажется и на подъем: обходя участок крутой осыпи по снежникам, кулуару и скально-осыпной полке, выводящей под перевал (фото 24). Выйдя на относительно ровный “осыпной остров” среди снежников, останавливаемся на нём на обед, вода – в маленьком ручейке, текущем из-под снежника. С перевала мы спустились сюда за 30 минут.

Дальше спускаемся вдоль правого борта долины, по гребню моренного вала, по ложбинам между валами и, наконец, преодолев несколько небольших уступов разрушенных скал, выходим на ровный травянистый участок (40 минут от места обеда). Отсюда спускаемся практически по центру долины (по правому берегу самого левого из ручьев), по невысокой траве. Основное при спуске здесь – не выйти на уступ “бараньих лбов”, обойти их слева или справа по ходу (фото 25). Мы обошли их слева по ходу, по мокрому травянистому склону с камнями, крутизной до 25º. Через реку Экичат переправляемся вброд и, поднявшись метров на 15 на её правый берег, останавливаемся на ночевку на травянистой террасе. Выше по течению – небольшой водопад. Ниже по течению река уходит в каньон, основная тропа идет по правому берегу, чуть выше того места, где мы ночевали. Высота места ночевки 3495 м, координаты 42^16.999 78^36.469.

Наутро продолжаем спуск вдоль реки Экичат. Поднявшись к хорошо набитой тропе, идем по ней. При обходе первого водопада, через 10-15 минут спуска от места ночевки, явная развилка троп: одна из троп продолжает траверсировать правый борт долины, другая же идет в сторону водопада. Идем по ней и через 5 минут выходим к естественному горячему источнику (про который нам еще в 1997 году рассказывали местные жители, но тогда мы его не нашли). Вода в источнике очень горячая - 60º, он обложен камушками, так что получилась каменная ванна, в которую мы радостно окунулись (фото 26). Высота 3381 м, координаты “дикого” источника 42^17.098 78^36.894.

Возвращаемся на основную тропу и по ней доходим до следующего уступа долины, с которого река также падает водопадом (фото 27). Тропа идет не вдоль воды, а уходит довольно резко вправо по ходу, а затем серпантином спускается на относительно ровный участок под водопадом (здесь ровнее, чем на всем предыдущем пути спуска от места нашей ночевки, в крайнем случае, можно стоять, но некомфортно: высокая трава, камни). Тропа здесь переходит на орографически левый берег (20 минут спуска от горячего источника). Переходим реку по камням. Тропа, сначала неявная, теряющаяся, постепенно становится все очевиднее, идет в зарослях кустов, каменистая. За 1,5 ходки (35 минут) спускаемся к слиянию рек Экичат и Чон-Узень (Ийры-Тор). Снова переходим реку Экичат на правый берег вброд. Она разливается здесь на несколько рукавов, первый переходится легко, второй – посложнее, так как вода в нём глубже (по колено). Бродить же реку Чон-Узень кажется нереальным – несколько дней простояла хорошая погода, пошло интенсивное таянье снега, вода высокая. Можно идти и по левому берегу, но тогда придется траверсировать обширный осыпной вал у окончания отрога (или подниматься на него и обходить прижим реки поверху). По правому же берегу, согласно описаниям, идет тропа. Увидев всадника-пастуха, договариваемся с ним, что он перевезет нас на лошади. Процесс этот длительный, так что переправившиеся ставят тент (начинается дождь) и готовят обед (вода – из ручья, впадающего в реку ниже по течению от места переправы). Глядя на то, что максимальная глубина реки лошади почти до живота, убеждаемся, что самим переправляться здесь не стоило бы…

Расчет ходового времени:

Подход под язык ледника: 40 минут
Подъем по леднику под перевал: 1 час 40 минут
Подъем на перевал: 40 минут
Спуск с перевала до морены: 30 минут
Спуск по долине ручья до реки Экичат, переправа через неё: 1 час 25 минут
Спуск вдоль реки Экичат до её слияния с рекой Чон-Узень: 1 час 10 минут

Переправа через оба рукава реки Экичат вброд и через реку Чон-Узень (на лошади): 1 час 30 минут

Итого: 7 часов 35 минут

Перевал Такыртор – полноценная 1Б. Подъем по леднику несложен (но, если снег глубокий, могут возникнуть проблемы – придется проходить перевал или рано утром, когда держит наст, или использовать снегоступы – даже совсем небольшой участок тропежки резко снизил нашу скорость и сильно нас измучил). Спуск с перевала трудоемкий, в зависимости от выбранного пути, может быть камнеопасным, спускаться необходимо плотной группой. С перевала открываются хорошие виды как на север, на озеро Алакёль, так и на юг, на высокие заснеженные хребты (фото 28).

Перевал Туристов Татарии (Кокбор)

Категория трудности:
Высота: 4300 м
Характер: снежно-ледовый
Ориентация: северо-восток - юго-запад
Номер в классификаторе: 2.2.94
Координаты по GPS: 42^14.061 78^36.157

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Чон-Узень (р. Арашан) и р. Кельтор (р. Каракол). Ведёт с ледника Чон-Узень Западный на ледник Кельтор Восточный. С перевала снята записка группы туристов МГУ (4 к.с., 11 человек) под руководством Сергина К.С. от 19.07.05.

Прохождение: 4-5 августа 2005 года со стороны р. Чон-Узень. Описание даётся от реки Чон-Узень до ночевок в моренном кармане под ледником Кельтор Восточный.

Необходимое снаряжение: ледорубы, кошки, верёвка основная (4´ 50 м – на группу из 9 человек: связки – двойки), обвязки, ледобуры, каски.

Переправившись через реку Чон-Узень примерно в 200 м выше устья реки Экичат, начинаем подъем в её верховья по орографически правому берегу, первоначально по хорошей тропе. Вскоре тропа поднимается на травянистый склон долины, идет, траверсируя его. Далее тропа периодически теряется, чем дальше, тем сложнее её отыскать, осыпные участки сменяются травянистыми, крупные осыпи чередуются с зарослями кустов, ровные участки долины с уступами.

В общем, подъем в верховья реки по правому берегу нам не особо понравился, противоположный берег выглядит если не лучше, то и не намного хуже :) (за исключением обширного прижима в самом начале подъема) (фото 29). Оказываемся на уровне верхнего края прижима левого берега, на широком разливе реки через 45 минут (высота 3060 м).

Возможно, имело бы смысл, именно здесь перейти на левый берег реки Чон-Узень, но мы продолжаем подъем по правому берегу, где пока идется неплохо, есть хоть неявная, но тропа… (фото 30) Из-за то и дело начинающегося мелкого дождя камни становятся скользкими, идем медленно. Стараемся выбирать путь проще, в основном, вдоль воды, но, периодически, приходится подниматься по склону, обходя небольшие прижимы.

Впереди по ходу видны язык ледника Чон-Узень Восточный, место слияния рек, стекающих с ледников Чон-Узень Западный и Восточный (фото 31). При подходе к этому ровному участку долины, на котором река разливается на несколько рукавов, траверсируем небольшой скально-осыпной отрог (1 час 10 минут от разливов).

Спустившись к реке, выбираем наиболее простой для перехода участок и перебираемся на орографически левый берег реки Чон-Узень (её правого истока). Напор воды довольно сильный, но, к счастью, глубина небольшая (фото 32). Вода очень холодная. Между правым и левым истоками заболоченные участки, которые приходится обходить. Через левый исток реки Чон-Узень перепрыгиваем по камням. На обе переправы затратили полчаса. На следующую ступень долины поднимаемся по травянисто-осыпному склону крутизной до 25º, местами – по высохшим руслам ручьев (идти по камням все же проще, чем по траве без тропы).

Поднимаемся не вдоль воды, где лежит средняя осыпь и крутизна склона выше, а косым траверсом склона, сначала слева направо по ходу, затем, справа налево, в безуспешной попытке “поймать” возможную тропу (фото 33). За 40-50 минут поднимаемся на ровный участок террасы и останавливаемся здесь на ночлег. Отсюда открывается замечательный вид на Аксуйскую стену. Высота ночевки 3440 м, координаты 42^15.297 78^37.875.

С утра продолжаем подход под перевал. Огибаем заболоченный участок у ручья справа по ходу, под скальными выходами и, по левому берегу ручья, по осыпи и разрушенным скалам поднимаемся за 20 минут на следующую ступень долины. Здесь, перед перемычкой, находится небольшое озеро (3550 м). Места для ночевки есть, но они существенно хуже, чем те, на которых стояли мы. Река, вытекающая из-под ледника, разделяется на множество рукавов – настоящий “водный лабиринт” (фото 34). Все ручейки мелкие, перепрыгиваются или переходятся по камням. Пересекаем плоский участок (“футбольное поле”) в направлении основного русла реки, падающей с очередной ступени (фото 35).

Поднимаемся по средней осыпи вдоль ручья, на некотором удалении от воды. Обогнув моренный холм (это можно сделать с любой стороны), по валам конечной морены подходим под ледник (35 минут от озера, высота 3650 м). Отсюда уже видна седловина нашего перевала, а также цирк перевала Труд (2А). Заход на ледник простой, пологий. Идем практически по центру, плавно набирая высоту, затем забираем вправо по ходу, огибая зону разломов в центральной части ледника. Справа по ходу – крутой ледничок, выводящий в цирк перевала Труд.

Пройдя мимо этого цирка, начинаем подъем на более крутой участок ледника, держа направление на край отрога, разделяющего цирки перевала Труд и перевалов Туристов Татарии, Замок (фото 36). Крутизна возрастает до 20-25º, надеваем кошки (55 минут от языка ледника). Ледник, по-прежнему, открытый. Поднявшись на эту ступень (на перегибе – зона трещин), поворачиваем направо по ходу и идем в направлении перевала Скальный Замок по снежно-ледовому склону крутизной 10-15º. Снег мокрый, под кошки надеваем бахилы. Наш перевал хорошо виден. Хочется поближе подойти к нему, поэтому останавливаемся на перекус не на ровном участке ледника, а чуть выше – на снежном склоне крутизной около 10º, выравниваем площадку в снегу, ставим тент (высота 4100, время подъема от языка ледника до этого места 2 часа 10 минут). Пока перекус готовится, идем налегке обрабатывать путь подъема. Пересекаем старый лавинный вынос (перекрытый также обломками ледового обвала, но уже старыми, оплывшими) и, подойдя под склон, пытаемся определить наиболее оптимальное место подъема.

Перевальный взлет – это снежно-ледовый склон, крутизной от 30º в нижней части до 45-50º в средней части, длиной 150-200 м, подрезанный по всей длине бергшрундом (фото 37). Правее по ходу склон положе, бергшрунд забит снегом, мы знаем, что предыдущие группы поднимались здесь (3 недели назад), даже не вешая перил, по ступеням в снегу. Однако у нас пройти так же не получается: уже первые шаги по склону выше бергшрунда показывают, что он лавиноопасен. Более темные пятна снега, четко выделяющиеся издалека, имеют рыхлую, кристаллическую структуру, снег глубокий, рассыпается. Ступени, в принципе, формировать можно. Но, учитывая что лежит вся эта масса на ледовой “подложке”, склон вызывает большие опасения и четкое ощущение, что под нагрузкой это всё поедет… Так что приходится переходить к наиболее крутому участку по центру склона, который при этом, безопасен – весь снег с него уже просто съехал. Провешиваем от бергшрунда 2 веревки перил, верхняя выводит практически на седловину. Лидер поднимается без рюкзака, с ледорубом и инструментом: крутизна ледового склона до 40-45º на наиболее крутом участке. Закрепление перил и промежуточных точек на ледобурах. Ниже бергшрунда также вешаем 1 веревку, чтобы облегчить подъем: крутизна снежного склона 30-35º, снег довольно плотный, ступени надо выбивать. Выкат внизу безопасный, так что дойти до бергшрунда можно и без перил. Подход под перевал налегке, разведка, провешивание перил заняли у нас 2 часа 40 минут (из них около 30-40 минут – подход от места обеда к бергшрунду – взлет оказался дальше, чем мы думали: после подъема на некрутой (15-20º) снежный склон следовала обширная снежная полка, перекрытая лавинным выносом, которую снизу было не видно). За это время группа успела пообедать и, пока лидеры перекусывали и отдыхали, начала подъем по уже провешенным перилам (фото 38, 39).

Поднимаемся на перевал за 2 час 20 минут “грязного” времени. Седловина снежная, с выходами скал (фото 40). Тур – в центре, на скалах.

Спускаемся на закрытый ледник по снегу и скалам (20-30 м), пройдя чуть вперед (и спрятавшись от ветра), связываемся. Решаем, что при спуске не будем переваливать по переметному леднику через боковой отрог в цирк перевала Замок, а спустимся по той части ледника, на которой оказались. Начало спуска несложное, идем практически по центру, снег неглубокий. Налетает очередной заряд непогоды, начинается сильный снегопад, видимость резко уменьшается.

Пережидаем почти час под тентом. Когда снегопад прекращается, продолжаем спуск. Крутизна ледника увеличивается, на перегибе зона трещин и глубокий снег (до середины бедра, по пояс). Уходим вправо по ходу и, обойдя зону трещин, по широкой ложбине спускаемся на более ровный участок ледника. Затем, уходя вправо по ходу, по ледовым “холмам”, крутизной до 25º спускаемся на плоскую часть ледника (45 минут из-под седловины). Развязываемся.

После этого, держа направление на находящийся прямо по ходу моренный вал, пересекаем ровную часть ледника (фото 41). Крутизна его здесь 3-5º. Ближе к морене она увеличивается, ледник упирается в морену, резко обрываясь. Приходится надевать кошки (конечно, это стоило сделать сразу же, когда крутизна ледника возросла, а то пришлось надевать их не в самом удобном месте – на 20-градустном ледовом склоне, чтобы безопасно пройти оставшиеся 15-20 м) (максимальная крутизна льда около 30º). По моренным холмам спускаемся влево по ходу – под следующий язык того же ледника.

Предполагаемых ночевок здесь не находится, так что продолжаем спускаться по осыпному склону (крутизна 20-25º) и выходим на замечательное место для ночевки (фото 42).

Окруженная со всех сторон моренными холмами абсолютно ровная поляна, несомненно некогда была (бывает) дном небольшого озера. Сейчас же она абсолютно сухая. Встаем с краю, на небольшом возвышении (фото 43). Ручей, который потенциально может нас залить, находится дальше, в 5 минутах ходьбы. Этот же карман на данный момент выглядит вполне безопасно. Здесь и встаем лагерем, мокрые и уставшие. Спустились сюда за 2 часа с перевала. Высота 3600 м, координаты 42^13.368 78^34.133.