Автор: Зеленцова Екатерина, г. Москва

Отчет
о спортивно-тренировочном походе 4 к.с. на Центральном Тянь-Шане (Терскей Алатау), август 2005 г.

Оглавление

1. Справочные сведения.
2. Список участников
3. Выбор района путешествия.
4. Физико-географическая характеристика района.
5. Запланированный план-график маршрута
6. Выполненный план-график маршрута
7. Комментарии к выполнению план-графика.
8. Техническое описание перевалов.
8.1. Перевал Алакёль Северный.
8.2. Перевал Такыртор.
8.3. Перевал Туристов Татарии (Кокбор).
8.4. Перевал Бригантина.
8.5. Пик Джигит (подъем по южному кулуару, через перевал Джигит).
8.6. Перевал Эпюра.
8.7. Перевал Джеты-Огуз.
8.8. Перевал Арчатор.
9. Список использованной литературы.
10. Стоимость проезда, проживания. Полезная информация.
11. Координаты точек по GPS.

Перевал Арчатор

Категория трудности:
Высота: 3700 м по классификатору, 3920 м по GPS
Характер: осыпной
Ориентация: восток-запад
Номер в классификаторе: 2.2.14
Координаты по GPS: 42^12.178 078^16.507

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Асантукум (р. Джеты-Огуз) и р. Арчатор (р. Чон-Кызылсу). С перевала снята записка группы ? (6 человек) под руководством Муракова Эльдара (?) от 14.08.05.

Прохождение: 17-19 августа 2005 года со стороны реки Асантукум. Описание даётся от устья реки Асантукум до горячих источников Джилысу.

Необходимое снаряжение: ледорубы/палки, каски.

Подъем в висячую долину р. Асантукум начинаем с поиска тропы. По свидетельству участников, проведших здесь в июле своих новичков, удобная набитая тропа идет по орографически левому берегу р. Асантукум.

Спустившись по луговой тропе вдоль р. Байтор к устью р. Асантукум, перепрыгиваем последнюю по камням. Отсюда отправляемся на разведку в поисках тропы. Следует быть внимательными, т.к. в лесу есть и тропы скота, и явно рукотворные противопожарные канавы даже на крутых участках леса. В итоге получасовых поисков в 10:20 стартуем вверх от устья р. Асантукум. Начало тропы находится на левом берегу р. Асан-Тукум в верхнем углу большой поляны, которая отделена от реки небольшой полоской леса. По тропе за 3 перехода (1 час 10 мин, из них 40 минут – сам подъем на ступень, 30 минут – по горизонтальному участку через заросли арчи), поднимаемся вначале по еловому лесу, затем по арче, на ступень долины. Тропа идет серпантином, удаляясь от реки, которая на участке подъема на первую ступень, уходит в каньон. Местами тропа крутая, глинистая, всюду хорошо натоптанная.

Выйдя на горизонтальный участок, на границе зарослей арчи и альпийских лугов, обедаем. Высота 2920м. Отсюда открывается весь путь подъема на перевал и сама седловина (фото 130), однако уже вскоре все окутывает плотная облачность. Дождь периодически усиливается.

После обеда в 14:10 выходим дальше вверх по тропе. Поскольку погода по-прежнему плохая, планов идти “до упора” у нас на сегодня нет. Планируем дойти до бараньих лбов, под которыми расположены наиболее удобные в долине стоянки. Тропа идет по левому берегу реки то рядом с водой, то отходит дальше от потока. На противоположном берегу также видна тропа, хотя и менее набитая. Вокруг пасутся лошади, моросит дождь. За три перехода от места обеда (1 час 5 минут) доходим до широкой травяной поляны под бараньими лбами.

Здесь уже в 15:35 начинаем ставить лагерь: тент и кухню организуем у большого камня в середине поляны, ближайшая вода (кроме дождевой :) ) сочится из-под травы в 40-50 метрах, ручей в 100 м. Остаток дня отсыпаемся, коротаем время за киселем и преферансом. Высота места ночевки 3340 м, координаты 42^12.657 078^17.836.

18 августа к 7:30 заканчиваем завтрак, но решаем ждать – вдруг закончится дождь. Однако он и не думает прекращаться, поэтому в 9:30 стартуем вверх по тропе. Дождь тут же переходит в сильный снегопад (фото 131). Движемся по тропе, взбираясь на бараньи лбы, и дальше по гребням морен. Присыпанная свежим снегом тропа видна неплохо, в изобилии попадаются туры, впрочем, иногда хаотичные.

Через 3 перехода (1 час 15 минут) выходим на гребень морены, выводящей под перевал. Облака, наконец, раздуло, открылся вид на седловину (фото 132), и выглянуло солнце. Отсюда еще за 20 минут подходим по этой морене под перевальный взлет.

Взлет (фото 133) представляет собой осыпной склон крутизной до 20° и высотой около 100м. Выпавший снег существенно облегчает подъем по живой средней осыпи, скрепляя ползущие камни. Взлет преодолеваем за 20 минут.

К полудню собираемся на седловине перевала Арчатор, дует пронизывающий ветер. Седловина скально-осыпная, неширокая. Быстро пишем записку, фотографируемся (фото 134) и уходим на спуск. Перевальный взлет с западной стороны положе, мелко-осыпной, тропа видна. За 15 минут сбегаем до границы свежего снега, отдыхаем на траве. Перевал опять в облаке (фото 135).

За следующие 40 минут (с одним промежуточным привалом) спускаемся по тропе по травяным террасам правого берега р. Арчатор до начала зарослей арчи. Здесь река уходит в каньон, а нужная тропа входит в арчу у самой реки. Здесь надо быть внимательнее, поскольку весь склон изрезан тропами, идущими параллельно. Тропы, идущие выше по склону, выводят на пастбища, с которых потом трудно спуститься – по 40-градусному травяному склону, вниз, чтобы выйти на набитую тропу. Высота этого места 3200м.

Вскоре после входа по тропе в заросли арчи, внизу открывается долина р. Карабаткак и дорога вдоль реки. Тропа идет, траверсируя склон, с небольшим сбросом высоты. Вновь идет дождь. По тропе за следующие 45-50 минут спускаемся с уступа долины к дороге. Здесь быстро перекусываем сыром и колбасой, и уже практически бежим по дороге к ФГС. “Рывок” занимает около 40 минут, и к 15:20, пройдя стоянку пастухов с громкими собаками и перейдя на противоположный берег реки, группа собирается в домике ФГС (фото 136). Высота 2570м. Заказываем баню, лепешки и молоко, переодеваемся и сушимся. На вечер запланированы вкусный ужин, песни и разговоры заполночь :) .

19 августа в 8:05 выходим вниз из гостеприимной ФГС. В нескольких сотнях метров переправляемся обратно на правый берег Чон-Кызыл-Су по остаткам старого автомобильного моста (фото 137) и весело шагаем по дороге. Здесь уже много местных туристов и отдыхающих, ездят машины.

За 1 час 15 минут с одним привалом доходим до курорта Джилысу (фото 138) . Высота по GPS 2370, бишкекское время 9:30. Погружаемся в источник…

Расчет ходового времени:

Переход по дороге до ФГС: 40 минут
От ФГС до курорта Джилысу: 1 час 15 минут

Итого: 7 часов 50 минут

Проходной перевал, нормальная 1А. Благодаря тому, что через него водят толпы иностранных туристов, тропа хорошо набита, главное, при его прохождении с востока, найти начало тропы, которая у устья реки Асантукум почему-то теряется (ниже по ущелью она снова появляется). Время, потраченное на поиски, окупится простым подъемом. Без тропы можно вылезти на скалы прижима… Дорога от источника к г. Караколу, по долине р. Чон-Кызыл-Су очень живописная (фото 139), кроме того, на пасеке можно купить мед :) .

Список использованной литературы.
  • “Эталоны природы” Второв П.П., Второва В.Н., М., “Мысль”, 1983
  • “Физическая география СССР” Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н. И., М., 2высшая школа”, 1987
  • “Ледники” Долгушин Л.Д., Осипова Г.Б. М., “Мысль” 1989
  • “Горы” Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н.М., “Мысль”, 1987
  • “Заповедники Средней Азии и Казахстана” М., “Мысль”, 1990
  • “Высокогорные перевалы” М., “Прест”, 2001
  • “Классификация маршрутов на горные вершины” М., Издатель И.В. Балабанов, 1999
  • “Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау” Рукавишников Б.И., М., “Ф. и С.”, 1970
  • Отчеты библиотеки МГЦТК (3053, 4076, 4242, 4675, 5167, 5255, 5973)
Стоимость проезда, проживания. Полезная информация.

Групповой билет Москва-Бишкек 1657 руб/чел (плацкарт, группа 50 человек, июль)

Групповой билет Бишкек-Москва 1958 руб/чел (плацкарт, группа 10 человек, август)

Поезд Москва-Бишкек, №18, отправляется с Казанского вокзала в 23:16, прибывает в Бишкек через трое с лишним суток, в 4:43 по московскому времени (по бишкекскому, в 6:43).

Поезд Бишкек Москва, №17, отправляется из Бишкека в 9:34 по московскому времени (в 11:34 по бишкекскому), прибывает в Москву в 15:20.

Для нас покупка группового билета позволила не только сэкономить существенные суммы (до 30% с билета), но и в принципе купить нужные билеты, поскольку в продажу билеты на обратный поезд поступали каким-то хитрым способом – требовалась высокая квалификация кассира, чтобы их “добыть”, поскольку их система показывала, что за 45 суток поступило в продажу 2-3 билета в плацкарт и десяток в купе. В групповой же кассе нам сказали примерно следующее: “Ну, если мы вам продали билеты ТУДА, то ОБРАТНО мы вас тоже должны вернуть”. Покупка групповых билетов – вещь несложная, но может быть длительной, правила регулярно слегка меняются, поэтому тут их не приводим. Возможен и другой вариант – договориться с одной из туристических фирм (например, с “Достук-трекинг” или с И. Ханиным), чтобы билеты купили в Бишкеке. Это стоит какой-то процент с билета (в этом году таким образом мы билеты не покупали, поэтому какой – не знаем). Обращаем внимание, что сэкономить деньги можно также, подстраиваясь под плановый график подорожания билетов у железнодорожников (скажем, если вы уезжаете 9 июля, билет будет стоить на 5% дешевле, чем 11 июля). Таблицы ищите там же, где правила покупки групповых билетов - на сайте Московского Железнодорожного Агентства (www.mza.ru) (там же любопытный форум, можно задавать самые разные вопросы по перевозкам).

Билет на самолет (компания "Алтын-Эйр") 220$ в один конец (молодёжный тариф, а также групповой тариф при покупке билета туда и обратно), 250$ (без скидок).

Групповой тариф на самолет (от 8 человек) удобен тем, что вместе необходимо лететь только туда, обратно можно возвращаться на разных рейсах.

Заезд по долинам рек:

Бусик (так называется в Киргизии микроавтобус/маршрутка) Бишкек – Каракол 150$ (с группы, влезает 10-12 человек)

вахтовка г. Каракол – а/л “Каракол” 50$ (с группы, влезает порядка 15 человек)

вахтовка г. Каракол – курорт “Алтын-Арашан” 250$

автобус Джилысу – г. Каракол 150$

Как уже было сказано выше, мы решили не везти газ через границы, а купить его на месте. Вернее, изначально мы собирались идти на мультитопливных горелках, но они в июле из-за плохого бензина пострадали, пришлось срочно переигрывать, благо у всех школьных групп газ остался… Баллон корейского "дихлофоса" стоит 3$ (в Москве 1-1,5$), большой резьбовой баллон – 10-12$. Мы покупали “дихлофос” (маленькие, 240-грамовые баллончики, по форме похожие на аэрозоли).

Газ оказался “родной”, корейский и расходовался очень экономично, баллоны практически не травили, поэтому расход газа внизу оказался порядка 1 баллон на 5 человеко-дня (а не 3,5, как рассчитывали) при использовании экрана, стеклотряпки. На высоте с этим газом, конечно, сложнее: его надо греть, иначе мощность горелок сильно падает. Расход газа увеличивается на высоте за счет топки снега (у нас было 5 ночевок на высоте больше 4200 м). Но, в любом случае, больше, чем 1 баллон на 5 человеко-дней газ не уходил.

Для пребывания в Киргизии гражданам РФ необходима временная регистрация. Мы оформили регистрацию через фирму "Альп-Тур-Иссык-Куль", стоимость – 5$ c человека. Если самим оформлять её на месте, будет существенно дешевле (50-100 сомов) и существенно дольше.

Пропуск в национальный парк 50 сом/чел единовременно
Проживание в палатке на территории альплагеря 100 сом/день/палатка
не на территории альплагеря 200 сом/день/палатка
Хранение заброски в альплагере, в Караколе 10 сом/день/коробка (рюкзак, сумка, бочка, в общем – объемная емкость)
Проживание на ФГС сом/день
Баня в альплагере 100 сом/чел
Баня на ФГС 30-40 сом/чел
Баня в Караколе сом/чел
(очень приличная сауна «Руслан» с душем, маленьким бассейном, бильярдом и т.д.)
Горячие источники Джилысу 10 сом/чел
Проживание в Караколе в доме или на даче у Иссык-Куля 50 сом/чел/день

Если после похода хочется покупаться и поваляться на пляже – лучше жить на даче (5-10 минут до озера), если осмотреть город, сходить на рынок, посидеть в местных кафе – в городе. Впрочем, от города до озера около 20 минут на рейсовом автобусе (который, правда, ходит не слишком регулярно, а в середине дня вообще не ходит) или 10-15 минут на машине.

Для заезда/выезда из Бишкека в Каракол, а также для заброски и выброски по долинам рек Каракол, Чон-Кызылсу, Арашан, покупки газа, оформления регистрации мы воспользовались услугами фирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль". Её адрес – Киргизская республика, Иссык-Кульская область, г. Каракол, Кирпичный завод, д. 61-1. Телефон 3922 2-05-46, тел-факс 3922 5-01-63. Электронный адрес – khanin@infotel.kg. Директор – Горбачёва Лариса Викторовна, Ханин Игорь Викторович.

По Караколу стоит погулять, это очень симпатичный зеленый городок. Интересно съездить в музей Пржевальского, окруженный замечательным парком. Здесь же находятся памятник Пржевальскому и его могила. Музей находится не в самом городе, а недалеко от пристани, городского пляжа, в 9 км от города. Также можно сходить в краеведческий музей города, посмотреть на городскую мечеть и православный храм, погулять по парку (зоопарк, правда, очень печальный: тощие лисы, забирающиеся по вертикальной сетке, как обезьянки, в надежде получить лакомство, трогательные, вручную нарисованные плакаты, хроническая стройка… L ). Несомненно, нужно посетить рынки города.

На момент поездки курс был равен 40-42 сому за 1$, 49.7 сому за евро, 1.35 сом за рубль.

Картографический материал.

В походе использовались топографические карты масштаба 1: 100 000 и 1:50 000, а также обзорная карта-расхребтовка.

Координаты точек по GPS.

Координаты даны в координатной системе WGS84

Название высота N E
Бишкек вокзал 803 м 42^51.861 074^36.296
альплагерь «Каракол» 2548 м 42^18.836 078^28.299
курорт «Алтын-Арашан» 2526 м 42^22.389 078^36.698
ночевка 01 (среднее течение реки Кельдыке, у разлива реки) 2995 м 42^20.605 078^36.207
оз. Алакель (перемычка) 3533 м 42^19.333 078^31.193
пер. Алакель Северный (1А) 3921 м 42^19.601 078^32.679
ночевка 02 (южная окраина озера Алакёль) 3559 м 42^18.903 078^33.190
Такыртор (язык ледника) 3609 м 42^18.407 078^33.786
пер. Такыртор (1Б) 4036 м 42^17.491 078^34.913
ночевка 03 (река Экичат) 3495 м 42^16.999 078^36.469
"дикий" горячий источник 3381 м 42^17.098 078^36.894
ночевка 04 (подъем к пер. Кокбор от р. Чон-Узень, 1 уступ долины) 3439 м 42^15.297 078^37.875
пер. Туристов Татарии (2А) 4271 м 42^14.061 078^16.157
ночевка 05 (моренный карман у лед. Бригантина) 3599 м 42^13.368 078^34.133
пер. Бригантина (2Б) 4259 м 42^12.245 078^34.370
ночевка 07 (р. Караколтор, под ледником Караколтор Зап.) 3524 м 42^11.114 078^35.218
ночевки 08 – 10 (на леднике Караколтор Зап. под пиком Джигит) 4241 м 42^10.702 078^31.559
пер. Плечо Джигита 4722 м 42^11.253 078^31.378
конец пешей части 2286 м 42^13.702 078^09.368
дом Ханина 1773 м 42^29.034 078^24.265

5 баллов

Очень интересный маршрут. Обязательно его повторю. Отдельное спасибо за прекрасный отчет и отличную фотосессию. P.S. По возможности, просьба дать ссылку или направить на aleboz@i.ua расхребтовку и карты района. Заранее благодарен.

С благодарностью.

Бегло просмотрел отчет. Понравился и фотоматериал, и описания. Позволю себе выразить признательность, высказать наилучшие пожелания, пожелать успехов.