Автор: Петр Фролов, г. Астрахань

Отчёт
о горном туристском походе 2 к.c. по Центральному Кавказу (Суган, Дигория), август 2006 года

Содержание

Предисловие
Справочные сведения
2 . Описание похода

2.1. Общая идея похода
2.2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3. Изменения маршрута и их причины.
2.4. График движения
2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6. Итоги, выводы, рекомендации

Маршрутная книжка № 03-2006
Руководитель группы Фролов П. М.
fpm@mail.ru

Предисловие

Поход уникальный по всем статьям. Начнём хотя бы с состава группы: семья Фроловых без старшей дочери Катюхи (я, мама Наташа, дочка Саша и сын Алексей) плюс старый друг-товарищ Паша Рудиков, с которым 27 лет назад я начал заниматься горным туризмом и сходил в 1-й поход по Западному Кавказу (Архыз – пер. Наур – пер. Химса – Сухуми). Район путешествия тоже ну очень необычен для последнего времени – здесь лет 25 из Астраханцев никто уже не ходил, а члены группы не были на основной части маршрута. Лишь в начале (п. Верх. Балкария) – в 2002 году и в конце (ущелье Бартуй-дон, п. Дзинага) – в 1979 г. Можно сказать – ретро поход нереализованных 27 лет назад надежд. Мы тогда с Пашей были ещё совсем “зелёными” туристами, и участвовали в 2-ке под руководством ныне покойного Гены Ашурова (лежит под Ушбинским ледопадом). Поход получился аварийным: одна из участниц – Марина Алянская (ныне тоже покойная) ногу сломала на леднике Электрон, и группа транспортировала её по Бартую в Дзинагу.

Готовился поход тоже довольно интересно, если не сказать напряжённо. Мозги кипели. Надо было состыковать сроки отпусков, сроки каникул детей-студентов и самое главное – их возврата на учёбу. Плюс ко всему, поход замахивался – в голове вашего покорного слуги – на 3-ю категорию сложности с выходом к Чёрному морю – в районе Архыза но 3-й уровень сложности категорически был задроблен моей прекрасной половиной, которая как всегда трезво, в отличие от меня, оценивает и сводит воедино все возможности. Плюс рассматривался вариант участия моих новичков – хороших ребят и девчат с последнего весеннего двоечного похода. В общем, задача со многими неизвестными.

Стало очевидно, что тройка заваливается в смысле возможного участия ударной молодой силы, то есть вышеупомянутых новичков (Паша же был готов идти куда угодно – он уже “сто” лет не был в походе, хотя и живёт в Нальчике, и ему ну просто необходимо было тряхнуть стариной) и не полного консенсуса с участниками, а именно: с моей дорогой и любимой женой Наталией вкупе со средней дочерью Александрой (её в Москве “подогрела” старшая Катерина – прямо таки семейный заговор против папаньки). На Западный Кавказ, в Архыз, ну уже просто никак не хотелось идти ниже, чем в тройку. Вот тут взоры и обратились на незабвенный Центральный Кавказ – район с поэтическим названием “Суганские Альпы”. Прощай море, здравствуй Суган.

Итак, решено: Суган – Дигория. Несколько дней и маршрут с различными вариантами складывается в голове, ну и, естественно, на карте – любезно предоставленной Володей Фёдоровым (кстати, он меня ещё и атласом автомобильных дорог одарил). Потом поиски и поиски информации. Слава богу, у Серёжки Сергеева – с которым я чисто случайно встретился, нашлась книга В. Д. Иванова и Г. В. Жданова по этому району потом Интернет, и, под занавес, когда просил кошки у Евгении Кравченко, выяснилось, что и она хорошо знает этот район. Таким образом, складывалось как-то вроде бы всё удачно и поход, по идее, должен был состояться. Он и состоялся!

Ну а дефицит времени, денег, и, наконец, проживание Павла в Нальчике вывели на ещё одну составляющую похода – транспортную. Ваш покорный слуга решил, с семейного согласия, разумеется, осуществить доставку 4-х членов группы: семьи Фроловых – до Нальчика и обратно в Астрахань на своей машине: ГАЗ 24-10. Удалось и это. На месте же, товарищ Паши по работе Эльхан – очень отзывчивый и интересный человек, доставил нас на УАЗике прямо в п. Верх. Балкарию в целости и сохранности, что дало хороший быстрый старт нашему путешествию.

Всё получилось.

Огромное спасибо всем, кто, так или иначе, помог в организации похода. Ну и, безусловно, я очень признателен Павлу – настоящий друг, турист. Также, поклон всему моему семейству за поддержку и участие во всех организованых мною “безнадёжных предприятиях” :).

ВИВАТ нам!

Пётр Фролов.

1. Справочные сведения

Проводящая организация

Региональная общественная организация “Астраханский туристско-спортивный клуб “Сигма”. Номер маршрутной книжки 03-2006.

Адрес: BR> fpm@mail.ru, fpm61@inbox.ru

Общие справочные сведения о маршруте

Вид

с 13-го по 24-е
августа 2006 г.

Подробная нитка маршрута

г. Астрахань – г. Нальчик – п. Верх. Балкария – дол. р. Черек Балкарский – дол. р. Дыхсу (радиально)– дол. р. Карасу – дол. р. Ахсу – пер. Рцывашки (1Б, 3540) – дол. р. Рцывашки – ущелье Дышь – пер. Дышь (1А, 3240) – дол. р. Псыгансу – ущелье Зюзина-Элиона – пер. Зюзина (1Б, 3750) – дол. р. Хазны-дон – ущелье Геологов – лед. Геологов – пер. Столетия (1А, 3500) – дол. р. Биляги-дон – пер. Дашивцек (н/к, 3375) – пос. Одола – дол. р. Харес – пол. Таймази – дол. р. Гебидон – пер. Авсанау (н/к, 2900) – лед. Бартуй – дол. р. Бартуй-дон – п. Дзинага (турбаза “Дзинага”) – г. Владикавказ – г. Нальчик – г. Астрахань.

Определяющие препятствия маршрута

Вид
препятствия

Категория трудности

Длина препятствия
(для протяжённых)

Характеристика препятствия
(характер, высота, новизна, наименование и т. п.)

Путь
прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

“пер. Рцывашки” (высота 3540 м. над ур. м., снежно-скально-осыпной)

из дол. р. Карасу (Ахсу) – в дол. р. Рцывашки

“Зюзина” (высота 3750 м. над ур. м., скально-осыпной)

из дол. р. Псыгансу в дол. р. Хазны-дон

Перевал

“Дышь” (высота 3144 м. над ур. м., осыпной)

из дол. р. Рцывашки в дол. р. Псыгансу

“Столетия”, (высота 3350 м. над ур. м., ледово-скально-осыпной)

из дол. р. Хазны-дон в дол. р. Биляги-дон

н/к

“Дашивцек”, (высота 3375 м. над ур. м., скально-осыпной)

из дол. р. Биляги-дон в дол. р. Харес (п. Одола)

н/к

“Авсанау”, (высота 2900 м. над ур. м., осыпной)

из дол. р. Гебидон на лед. Бартуй и в дол. р. Бартуй-дон

Состав группы

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество,
обязанности в группе. Опыт

Год рожд.

Телефон

Фролов Пётр Михайлович, руководитель, фотограф. 3У, (Алтай), 4У (Ц.К.), 2Р (Ц.ТШ), 3Р (Ц.К. и З.К.). Инструктор СТ

1961

fpm@mail.ru

Фролова Наталия Александровна,

завхоз. 2У (З.К.), 2У (Ц.К.), 3У (З.К.)

1959

реммастер, бивуачный

Фото 5. Рудиков Павел –
общие обязанности

Общегеографическая и туристская характеристика района похода

• Краткое географическое положение района, его туристские
    возможности
  • Район похода: Российская Федерация, Кабардино-Балкария, Северная Осетия.

Подрайон похода: Суганские Альпы – Дигория.

Массив похода: с севера — п. Верх. Балкария (д. р. Черек Балкарский), п. Верх. Жемтала (д. р. Псыгансу), п. Ташлы-Тала (д. р. Хазныдон) – это Кабардино-Балкария дол. р. Урух и п. Дзинага – это Северная Осетия
    с юга — Главный Кавказский Хребет, Штульская котловина
    с востока — лед. Караугом и Цейский район
    с запада — Безенгийский район (хребет Коштан)

Туристские возможности района похода: Суганские Альпы обладают очень высоким туристским потенциалом. Район тяготеет больше к технически сложным походами – IV-VI категории сложности. Однако, перевалы северных отрогов Суганского Хребта и часть перевалов Хребтов Чирх и Цагардор в Дигории позволяют строить очень интересные походы II-III и даже I категории сложности. Горы этого района, как никакие другие, требуют наиболее серьёзной физподготовки. Небольшой проблемой можно считать вопрос километража. Так, в Интернете встречаются отчёты с бессовестно завышенным, раза в два, километражем. Уж и не знаю, как им закрывали походы местные МКК. Проблема километража в этом районе отчасти связана с технически сложным Караугомским ледником – восток и узлом Дыхсу – запад, которые какбы запирают этот горный край для малокатегорийных походов. Однако, этот вопрос можно решить длинными долинными подходами по рекам Черек Балкарский и Рцывашки (п. Верх. Балкария), Псыгансу (п. Верх. Жемтала), Хазныдон (п. Ташлы-Тала).

• Климатические и иные характеристики района похода
  • Климат Сугано-Дигорского района горный, холодный, с повышенной влажностью (1500-1600 мм осадков в год). Лето в горах (июль-август) короткое и прохладное (+14-16оС), хотя прошедший сезон был исключением: было намного жарче.

Северные склоны получают меньше солнечного тепла, отчего более увлажнены. Южные склоны, сильно прогревающиеся, обычно быают сухими и тёплыми.

Летом на предгорных равнинах господствует морской воздух Атлантики. Поднимаясь по северным склонам гор, влажные воздушные массы охлаждаются, и выпадают обильные осадки.

Погода, как и везде в горах, подчиняется суточной цикличности. Как правило, с утра, бывает ясно и солнечно, дует долинный ветер. Во второй половине дня наплываеют облака, возможен дождь, снег, видимость ограничена. К вечеру облака разносит, заметно холодает, дует горный ветер. В таком случае можно ожидать на следующий день хорошей погоды с утра.

Важно отметить, что ледники, против описаний 70-80-х годов сильно отступили, линия вечных снегов поднялась выше.

Рельеф Сугано-Дигорского района относится к альпийскому типу с мощным оледенением. Дигорские альпы и Суганский хребет сложены древними горными породами (граниты и метаморфизированные сланцы) и имеют асиметрическое строение склонов: крутые и короткие на юге, пологие и длинные на севере. Основные долины отличаются троговым, корытообразным, профилем, образованным древним ледником. Верховья их окаймлены на уровне около 2500 м крутым перегибом склона, образующим приподнятую над дном долины ступень (ригель). Боковые долины часто оканчиваются устьевой ступенью.

Скалистые хребты сложены известняками и доломитами, легко поддающимися размыву.

Растительность в большей степени зависит от высоты и влажности. Высокоствольные леса растут преимущественно на влажных северных и западных склонах до высоты 2100-2200 м. преобладает сосна, но встречаются и берёза, бук, ольха и др. Выше границы лесаподнимаются низкорослые березняки, рододедрон, можжевельник. В зарослях много грибов, ежевики, малины, шиповника, черники.

До высоты 2500 м простирается зона альпийских лугов с высокотравьем и цветами: синие генцианы, фиолетовые водосборы, бело-жёлтые ромашки, лютики, лилии и др. Затем, до 3000 м начинаются низко травные альпийские луга, поросшие примулами, незабудками.

К животному миру следует отнести прежде всего тура. В горных лесах встречаются косуля, медведь, барсук, куница. На альпийскихъ лугах – суслики и прометеевы мыши. Из хищных птиц – орел-бородач или сокол-сапсан.

Варианты подъезда и отъезда. Пограничные и заповедные зоны – расположение, порядок получения пропусков

ПОДЪЕЗД:

Как уже писалось, Паша Рудиков живёт в Нальчике и, соответственно, ждал нас с нетерпением. Мы же, выехав из Астрахани на своей Волге, чудом запихав туда 4 рюкзака, 12 августа в 540, “добежали” до Нальчика через г. Элисту и п. Арзгир (по новой дороге) за 11 часов. В пути нас ожидали маленькие приключения в виде нескольких общений с ГАИшниками. В Нальчике стражи порядка на дорогах посчитали меня за шабашника и решили раскрутить на полную – уже и стёкла в своей машине подняли для атмосферы инкогнито. Хорошо Наталия – молодец – посчитав всё это подозрительным, появилась в обозрении. Гаишники, поняв, что я говорю правду о целях поездки, что вот моя жена, что действительно едем семьёй – так сказать отдыхать, сразу же отпустили меня с миром, удивив вторично. Итак, в 1700 мы уже обнимались с Павлом. Потом отогнали машину в один уютный дворик, потом телеграммы, праздничный ужин, разбор, перекладка и упаковка снаряжения.

Паша молодец – решил заранее вопрос с погранцами и, самое главное, с Заповедником. Для пограничников готовится пакет нижеприведённых документов и, собственно всё – дальше только время для посещения в Нальчике их войсковой части.

С заповедником сложнее: надо заезжать в п. Кашхатау (это по пути в Безенги и Верх. Балкарию), в главное управление Высокогорного Кабардино-Балкарского Заповедника и покупать, исходя из количества дней, пропуск. Без пропуска там делать нечего. Мы в каждом ущелье общались с егерями. И даже в верховьях Псыгансу к нам подходил страж природы – казалось бы, чего ему так высоко делать. Граница заповедника с востока проходит по границе Кабардино-Балкарии с Сев. Осетией – Суганский Хребет вдоль долины р. Харес, Хребет Кунчи.

Пограничные заставы находятся в п. Рцывашки, в дол. р. Карасу и в п. Дзинага. Пропуск там не выдают, а только проверяют. Повторяю, пропуск надо получать в Нальчике.

Образец Заявления (для получения пропуска в погранзону):

Командиру войсковой
    части №

Заявление

Группа туристов __(город, клуб, организация и т. п.)_ в количестве человек совершает с “” г. по “” г. горный туристский поход категории сложности в районе , по маршруту: (приводится нитка маршрута).

Прошу Вас разрешить проход группы в указанном районе.

Приложение: Список (3 экз.) участников с указанием года рождения, прописки, телефона, места работы и должности, паспортных данных
    График движения, расписанный по дням.

Дата, подпись, печать (желательно)

Необходимые документы для получения Пропуска у пограничников:

1. Три списка участников с указанием года рождения, прописки, телефона, места работы и должности, паспортных данных (лучше иметь ещё 3-4 списка, чтобы отдавать их на заставах, уже в походе)
    2. График движения, расписанный по дням
    3. Заявление (3 экз.) на имя Командира войсковой с просьбой о разрешении прохода группы в указанном районе
    4. Маршрутная книжка (для заочного рассмотрения не обязательно)
    5. Документы всех членов группы (при заочном получении пропуска не понадобились).

Таким образом, если бы не Паша, живший в Нальчике, нам надо было бы планировать как минимум день, а то и два для решения этих вопросов.

На следующий день, 13 августа в 730, нас уже мчал УАЗик с замечательным человеком за рулём – Эльханом – сослуживцем Павла, который в течение 3-х часов доставил нас, не смотря на перегревающиеся тормозные барабаны, на исходную позицию маршрута: верхнюю оконечность п. Верх. Балкария. В противном случае надо ехать на рейсовом автобусе, что заняло бы, в общей сложности, около целого дня.

ОТЪЕЗД:

Здесь всё просто. Каждый день, только в 6оо, с Дзинаги отходит рейсовый автобус до Владикавказа. В Дзинаге мы были 24 августа вечером. Встали лагерем в лесу ближе к турбазе (находится на выезде с посёлка), и рано утром 25 августа вернулись в посёлок. Ехали мы до Владикавказа, а там пересели на маршрутку и к 14оо были в Нальчике. Есть, возможно, более быстрый вариант – пересесть на маршрутку в Чиколе, которая стоит на развилке Нальчик-Владикавказ. Но мы не рискнули, хотя маршрутки вроде бы стояли, когда проезжали мимо.

Отдохнув в Нальчике, пригнал машину, и даже подремонтировал её (травил электромагнитный клапан подачи газа). Где-то в 1930 мы выехали из столицы Кабардино-Балкарии до дому. Потом было, после Яшкуля, уже ближе к Астрахани, приключение: закончился газ, а бензонасос стал барахлить. Но каким-то чудом, нам всё-таки удалось своим ходом к 7оо утра 26 августа быть в Астрахани на газовой заправке. По городу доехали уже спокойно. Потом я отсыпался почти весь день, а через день, 28 августа, детишки вместе с мамой отбыли в Москву. Остаётся сказать, что билеты брались ещё до похода, и то, что мы поспели – почти невероятно.

Наиболее интересные природные и географические объекты

Что здесь сказать. По пути туда красивы Голубые озёра. В начале д. р. Карасу нарзанные источники. А так, в этих горах всё красиво. Там везде заповедник. Там всё необычно: долины рек, красавица Гюльчи (в переводе “цветок”), поляна Таймази, Билягские водопады, ягоды Гебидона и Бартуйдона, красоты ледников: Бартуй, Караугом (мы его только видели с пер. Дашивцек, но, при наличии времени, можно совершить радиальный выход) и множества других, не менее красивых ледников.

Дополнительные сведения о походе
    1. Перечень необходимого специального снаряжения
    2. Общественное:

Верёвка основная d 10мм, 40 м – 2 шт Жюмар – 1шт Скальные крючья – 3 шт Ледобуры – 5 шт Скальный молоток – 1 шт Расходные петли из основной верёвки – 10 м Спусковое устройство – 3 шт.

Личное:

Ледоруб Карабины – 5 шт Кошки Каска Индивидуальная страховочная система с блокировкой из верёвки d 10мм с “усами” Прусики из репшнура – 3 шт. (один короткий, два по 2 м) Рукавицы из плотной х/б ткани.

Надо сказать, что кошки, крючья, скальный молоток, жюмар – не понадобились, но кто его знал – район очень серьёзный

3. Стоимость проживания, питания, снаряжения,
      средств передвижения

Затраты на 1 участника:

Затраты на одного участника, не считая стоимости снаряжения и проезда, составили
    примерно 1700 руб.

2. Описание похода

2.1 Общая идея похода

Общей смысловой идеей похода были:

1. По категории сложности — закрепление существующих спортивных достижений
    2. По познавательности — осмотр и ознакомление одного из самых интересных районов Центрально Кавказа: Суганские Альпы и Дигория осмотр попутных долин, перевалов для планирования последующих маршрутов
    3. По необычайности и уникальности — астраханские туристы около 25 лет не ходили в этом районе
    4. Новизна похода — Район для нас новый. Лишь в конце маршрута были я с Пашей, и то очень давно.

2.2 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

• Аварийные выходы с маршрута
  • Из любой точки маршрута можно аварийно выйти (вызвать помощь) в пределах одного-двух дней. Итак:

1. Дол. р. Черек Балкарский, Карасу, Ахсу, Рцывашки – в п. Верх. Балкария в пределах одного дня, а до перевала Рцывашки можно обратиться за помощью ещё и в пограничную заставу на р. Карасу
    2. Дол. р. Псыгансу – до молочной фермы километров 10 и до Верх. Жемталы ещё километров 20
    3. Дол. р. Хазнидон – до п. Ташлы-Тала километров 20
    4. Дол. р. Билягидон – до п. Ахсау в Осетии километров 12
    5. Дол. р. Харес и Гебидон – там вся долина Харес является путём эвакуации в Дзинагу
    6. Дол. р. Билягидон – в п. Дзинага. Тропа тяжёлая – если с пострадавшим, то займет времени около 2-х дней.

Запасные варианты
    планируемые
    перед началом похода

Условия применения

Предполагаемые, возможные, причины применения запасных вариантов

д. р. Хазнидон – лед. Геологов – пер. Столетия (1А) – д. р. Билягидон – пер. Дашивцек – п. Стур-Дигора – д. р. Харес – пол. Таймази

Вместо основного варианта “лед. Айхва – пер. Белаг Центр. (1Б) – пер. Айхва (1Б) – р. Айхвадон – д. р. Харес – пол. Таймази”

Погода, другие форсмажорные обстоятельства

д. р. Гебидон – пер. Геби-Бартуй (1Б) – лед. Бартуй”

Вместо основного варианта
    “д. р. Гебидон – пер. Авсанау (н/к) – лед. Бартуй”

Взято с превышением: отличное самочувствие, наличие времени и желания

2.3 Изменения маршрута и их причины

• Изменения маршрута

Сравним заявленную и фактическую нитки маршрута:

Заявленная нитка маршрута

Фактическая нитка маршрута

п. Верх. Балкария

д. р. Черек Балкарский

слияние рек Дыхсу и Карасу

развилка рек Дыхсу и Карасу

рад. выход в д. р. Дыхсу под ледопад Башхаазу

рад. выход в д. р. Дыхсу

д. р. Карасу

д. р. Хазнидон

лед. Айхва

лед. Геологов

пер. Белаг Ц. (1Б) – пер. Айхва (1Б)

пер. Столетия (1А)

пер. Авсанау (н/к)

лед. Бартуй – д. р. Бартуйдон

п. Дзинага

Примечание: – пропущенные строчки говорят о конкретных несовпадениях заявленной и фактической ниток маршрута

– полужирным шрифтом выделены определяющие локальные препятствия
    – звёздочкой * обозначены перевалы составляющие необходимый минимум для зачёта похода 2 к. с.

• Причины изменения маршрута
  • Первое изменения маршрута нас ожидало на радиальном выходе к леднику Башхаауз. Долина р. Дыхсу в своём устье оказалась ну просто ужасной по проходимости и её полный проход оказался слишком долгим. Пришлось вернуться.

Не пошли на ледник Айхва и пер. Белаг Ц., поскольку на спуске с пер. Зюзина у Наталии прижало сердечко, она плоховато себя почувствовала. Этот же путь мог вызвать ночёвку на леднике Белаг, т. е. могла не получиться связка “пер. Белаг Ц. – пер. Айхва”. Кроме того, погода в последний день подпортилась и была вероятность её дальнейшего ухудшения. Я решил не рисковать в условиях цейтнота и воспользовался запасным вариантом.

Ещё одно, неотражённое в таблице изменение: с пер. Дашивцек мы должны были спуститься в Стур-Дигору, а спустились в соседнюю Одолу. Причина – сразу после спуск с перевала надо было взять чуть правее, перевалить через какой-то гребешок. Мы же пошли фактически прямо вниз. Этот путь стал забирать левее и в конце концов привел в Одолу.

Также был изменён график движения, о чём более подробно будет говориться ниже.

2.4 График движения

Фото 6

Фото 7

3 ч.40 м.

Грунтовая дорога. Тропа. Скальные и осыпные прижимы. Местами морена.

Ясно.

Фото 10

6,1

6 ч. 50 м.

Переправа по стационарной “параллельке” из троса внизу и проволоки вверху. Тропа – сначала хорошая, потом, скорее нечто похожее на тропу, мечащуюся вверх-вниз то по лесистому склону, то по скальным прижимам, то по отмелям, то по крупным моренам, то по остаткам лавин с крутыми участками.

Ясно, средняя облачность.

+ 505

- 505

15 авг.

слияние р. Дыхсу и Карасу – д. р. Карасу – д. р. Ахсу (верховья)

Фото 11

Фото 12

Фото 13

Фото 14

Фото 15

5 ч. 30 м.

Тропа по альпийским лугам и немного по травянистым склонам.

Ясно, средняя облачность. Во второй половине дня сильная облачность, перешедшая в сильный, средней продолжительности, дождь.

+ 555

16 авг.

д. р. Ахсу (верховья) – пер. Рцывашки (1Б, 3540) – лед. Рцывашки – д. р. Рцывашки (примерно напротив пер. Осыпной)

Фото 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28

Записка 1

7,8

8 ч. 20 м.

Средняя морена. Крупная морена. Каменисто-осыпной кулуар. Спуск сначала каменисто-осыпной, потом Бергшрунд. Открытый ледник. Крупная и средняя морена. Открытый присыпанный мореной ледник. Бараньи лбы. Тропа каменистая.

Ясно. Средняя облачность.

+ 1290

- 840

17 авг.

д. р. Рцывашки (примерно напротив пер. Осыпной) – ущелье Дышь

Фото 29

7,8

3 ч. 25 м.

Альпийская тропа по д. р. Рцывашки – на Дышь переходящая в движение по средней фрагментарной морене.

Средняя облачность.

- 700

+ 600

18 авг.

ущелье Дышь – пер. Дышь (1А, 3240) – д. р. Псыгансу (развилка ущелий лед. Сев. Суган и лед. Гл. Нахашбита)

Фото 30

Фото 38

Записка 2

5 ч. 30 м.

Мелкая морена переходящая в цирке и на взлёте в среднюю и крупную. Спуск сначала каменисто-осыпной, потом крутые травянистые склоны.

Ясно.

+ 640

- 770

19 авг.

д. р. Псыгансу (развилка ущелий лед. Сев. Суган и лед. Гл. Нахашбита) – ущелье Зюзина-Элиона – пер. Зюзина (1Б, 3750) – восточное ущелье Зюзина

Фото 33

Записка 3

7,2

7 ч. 35 м.

Переправа вброд двух рек выше слияния (в ч.х.в. время переправы включено). Каменистый каньон в ущелье Зюзина-Элиона. Крупная морена. Травянистые склоны. Взлёт на перевал по длинному крутому (до 350 осыпному, в верхней части камнеопасному склону. Спуск каменисто-осыпной, потом снежник, потом крупная морена.

Средняя облачность. После обеда низкая облачность срывающаяся на периодический дождь. Вечером дождь сильный. В ночь сильный порывистый ветер с дождём.

+ 1280

- 500

20 авг.

восточное ущелье Зюзина – д. р. Хазны-дон – ущелье Геологов (верх. ночёвки)

Фото 44

Фото 45

Фото 46

Фото 47

Фото 48

Рисунок 1

4,8

3 ч. 50 м.

Крупная морена. Крутой травянистый склон (тропа серпантином). Мелкая морена. Переправа вброд р. Хазны-дон. Подъём по остаткам серопантина каменистой дороги, местами проще вдоль ручья.

Ясно. Во второй половине дня сильная облачность. Вечером кратковременный дождь.

- 750

+ 600

21 авг.

ущелье Геологов (верх. ночёвки) – лед. Геологов – пер. Столетия (1А, 3500) – д. р. Биляги-дон (у Билягских водопадов)

Фото 48

Записка 4

6,6

4 ч. 55 м.

Средняя морена. Крупная морена. Закрытый ледник. Крутая каменистая осыпь слегка вмороженная в ледник (до половины взлёта на перевал). Спуск каменистый, снежник, потом средняя осыпь, крутые травянистые склоны.

Средняя облачность. Ближе к вечеру облачность увеличилась. Сильный кратковременный дождь.

+ 400

- 1000

22 авг.

д. р. Биляги-дон (у Билягских водопадов) – пер. Дашивцек (н/к, 3375) – п. Одола – д. р. Харес – пол. Таймази

Фото 57

Фото 59

Фото 60

Фото 61

Фото 62

Фото 63

15,1

9 ч. 05 м.

Мелкая осыпь. Средняя и крупная морена. На спуске средняя каменистая осыпь. Каменистый кулуар (уводящий нас в п. Одолу вместо Стур-Дигоры). Крутые травянистые склоны. Движение вдоль ручья. Бараньи лбы – обходимые по кртуым склонам вверху, потом ниже крутые осыпно-травянистые склоны. В д.р. Харес дорога.

Средняя облачность.

+ 1275

- 1975

+ 350

23 авг.

пол. Таймази – п. Куссу – д. р. Гебидон (верх. цирк)

Фото 64

Фото 65

Фото 66

Фото 67

Рисунок 2

6,6

3 ч. 35 м.

Мост через р. Габидон. Тропа по лугам, потом по лесу, круто забирающаяся вверх, вдоль водопадов в висячую долину. Средняя морена. Заросли рододендронов в крупной морене. Тропа, ближе к верхнему цирку, то теряется, то появляется.

Ясно. Средня облачность с порывистым ветром.

+ 750

24 авг.

д. р. Гебидон (верх. цирк) – пер. Авсанау (н/к, 2900) – лед. Бартуй – д. р. Бартуй-дон – п. Дзинага (т/б “Дзинага”)

Фото 68

Рисунок 3

Записка 5

7 ч. 50 м.

Тропа по средней морене. Осыпной взлёт. Травянисто-осыпной спуск с перевала. Движение по огромной морене лежащей на леднике. Спуск по бараньим лбам. Мелкое берёзовое криволесье в средней морене – без тропы. У границы леса появляется лесная, тяжёлая, теряющаяся тропа по зарослям, берёзовому криволесью, пересекающая крупноморенные лавинные выносы, идущая часто вдоль каменистоосыпных прижимов к реке. Потом более спокойная по лесу, по пастбищам. Перед Дзинагой – мост.

Ясно. Средняя облачность, к вечеру сильно увеличившаяся. В ночь сильный дождь с низкой облачностью. На следующий день погода уже окончательно испортилась.

+ 400

- 1500

ИТОГО:

119 км

70 ч. 05 м.

2.5 Техническое описание прохождения группой маршрута

13.08.2006

день 1

Ясно, ветер слабый

п. Верх. Балкария – д. р. Черек Балкарский – слияние р. Дыхсу и Карасу

21 км

+ 395 м

3 часа 40 минут

Фото 6. Начало похода. Скальный прижим
    прерывающий дорогу на правом берегу
    Черека Балкарского
    Первый день похода. Задача дня – выйти к слиянию р. Дыхсу р. Карасу. Начали путешествие не непосредственно от п. Верх. Балкария, а чуть выше посёлка и пограничной заставы – там, где старая дорога упирается в правый прижим Черека Балкарского. Пообщались с егерями косившими сено.

Фото 7. Подъём к пер. Дополни-
    тельный – ведущему на пер.
    Коштан (вид на левый берег Черека
    Балкарского)
    Время выхода 1035. Скальный прижим преодолели по обходящей его верхней тропе (фото 6). Идём мелким лесом, по правому берегу р. Черек Балкарский. Через 70 мин. ч.х.в. в 1200 встали на перекус у р. Измялцису. Напротив, на левом берегу, видно ущелье р. Коштансу и, левее по взору, ручей, по которому осуществляется подъём к пер. Дополнительный – ведущему к пер. Коштан (фото 7).

Выход с перекуса 1345. 50 мин. ч.х.в. – находимся напротив устья р. Тютюнсу. Еще 100 мин. ч.х.в. и в 1700 мы подошли к слиянию р. Дыхсу и р. Карасу, которые и образуют р. Черек Балкарский. Место очень красивое: сосны, лужайки, имеются старые кострища, но всё чисто. Лишь в глубине леска можно найти развалины турбазы и, соответственно, некоторый хлам.

Фото 8. Вход в ущелье р. Дыхсу.
    Вид со стрелки рек Карасу и Дыхсу
    Ручеек тоже пришлось побегать поискать, поскольку р. Карасу была мутная. Сначала, даже отстаивали и переливали несколько раз воду, чтобы избавиться от песка, но потом всё-таки удалось найти ручей (в районе бывшей турбазы).

Через р. Карасу здесь натянута стационарная переправа в виде “параллелек” (внизу – трос, сверху – проволока). Поражает воображение “лобовая” нависающая скала в междуречье Дыхсу и Карасу. Она как бы прикрывает вход в ущелье р. Дыхсу (фото 8).

14.08.2006

день 2

Переменная лёгкая облачность. Ветер слабый

рад. выход по д. р. Дыхсу

6,1 км

+ 505 м

- 505 м

6 часов 50 минут

Фото 9. Переправа через р. Карасу чуть
    выше её слияния с р. Дыхсу
    Задача дня – выйти под ледник Башхаауз. У меня уже был опыт такого радиального выхода по лед. Безенги, но там набитая тропа, а здесь…

Встали 5-515. Подходил егерь. Выход 720. Наталия осталась в лагере. 30 минут заняла переправа через р. Карасу по параллельно натянутым тросам (фото 9). Делали всё как положено: обвязки, страховка, челнок. Сначала хорошая тропа по лугу, с которого отлично виден вход в дол. р. Дыхсу (фото 8). Минут через 10, напротив моста-кладки через глубокий каньон р. Дыхсу начинается подъём по морене вверх, под скалы – где тропа и продолжается.

Надо сказать, я недооценил этот путь. Долина р. Дыхсу в своём устье оказалась ну просто ужасной по проходимости. Тропы как таковой там нет, а есть путь то вверх по склону, то вниз, то по буеракам и лесным завалам, то по скальным прижимам к реке, то по ужасной морене. Следы тропы нет-нет проявляются, даже попадались банки консервные, но видать здесь уже очень и очень давно не ходили.

Фото 10. Вид на верховья дол.
    р. Дыхсу (лед. Башхаауз и пр.)
    1010 (115 мин. ч.х.в.) огибаем отрог. Наконец показались ледники. В результате за четыре часа, к моменту перекуса (1200, всего 200 мин. ч.х.в. от переправы) мы далеко не дошли до ледника. Видна развилка ущелья далеко впереди - ~ 1,5-2 часа ходу (фото 10). Ледник явно отошёл. Стало ясно, что надо уже возвращаться, а то не успеем назад. В общем, экскурсия в долину Дыхсу получилась неполноценной, запланированный километраж в 13 км явно не удался, что определило, частично в последующем выбор запасного варианта, который имел больший километраж по сравнению с основным. Снимая окрестности, выяснил, что в плёнке осталось всего 5 кадров – это Наташка полплёнки “грохнула” на переправу. Впредь мне наука: всегда брать с собой запасную плёнку.

Выход с перекуса, уже назад, в 1340. Сказалась усталость, и в середине пути моя правая нога заклинивает в траве между камнями, а я сам улетел вперёд – дикая боль в коленке, думал не встану. Однако, с этой коленной болью прошел весь поход. Я так подозреваю, что надорвал мениск. Один мениск мне уже удалили – опыт есть. Сейчас и плаваю, и упражнения на гибкость – легче, но, однако, коленка до сих пор даёт себя знать.

К мосту добежали в 1645 (205 мин. ч.х.в.). Переправились уже за 10 минут – почти бегом. Наталия нас, конечно, уже заждалась. В общее чистое ходовое время я включил и время переправ (40 мин.).

15.08.2006

день 3

Ясно, лёгкая верхняя облачность

Переменная облачност

Дождевые кучевые облака. Вечером сильный, относительно кратковременный дождь с громом и молнией.

слияние р. Дыхсу и Карасу – д. р. Карасу – д. р. Ахсу (верховья)

12 км

+ 555 м

5 часов 30 минут

Фото 11. У нарзана
    в дол. р. Карасу (створ
    ручья Ортозюрек)
    Задача дня – подойти, как можно ближе под перевал Рцывашки. Встали 407, вышли 630. Идём по тропе, по правому берегу р. Карасу. Через 40 мин. ч.х.в. у правого притока р. Карасу – р. Таку. Лес уже закончился, движемся по алдьпийским лугам. В 805 (125 мин. ч.х.в. от выхода) подошли к Нарзанам у правого притока р. Карасу – р. Ортозюрек (фото 11). Там же летник заброшенный, а ниже, ближе к р. Карасу, большой действующий кош.

Фото 12. Движение по дол. р. Карасу вдоль
    правого берега. Впереди виден выход
    ущелья р. Ахсу
    В 907, через 40 мин. ч.х.в. от нарзанов, поворот ущелья влево по ходу. Тут р. Карасу течёт в глубоком каньоне, а на левом берегу, за мостом, пограничная застава. Подождали служивых, показали документы, пошли дальше.

Сразу после заставы тропа-дорога попадает на заброшенный кош, а от него резко забирает вверх и огибает отрог напротив находящейся на левом берегу г. Довхановцек. Дальше идёт тропа.

В 1015 (50 мин. ч.х.в. от заставы), каньонная часть ущелья заканчилась, и ущелье р. Карасу “распахивается”. Виден, прямо по ходу, массив Штулу.

Фото 13. Подъём в дол. р. Ахсу
    Вдоль левого берега Карасу тянется отрог ограничивающий Штульскую котловину. Ещё 30 мин. ч.х.в. и пересекаем довольно мощный правый приток Карасу. От него начинаем плавный подъём-траверс на склон в направлении д. р. Ахсу (фото 13).

Фото 14. Подъём из д. р. Карасу в д. р. Ахсу
    Таким образом, скашиваем путь, минуем резкий взлёт в д. р. Ахсу от р. Карасу. Подустали, поэтому у первого же ручья на этом склоне в 1130 встаем на перекус (280 мин. ч.х.в. от выхода). Взади – вид на дол. р. Карасу и вершину Фытнаргин (фото 14). Впервые пробую газ – неплохо.

Фото 15. Вид на пер. Рцывашки с
    верхнего плато дол. р. Ахсу
    В 1330 выход с перекуса и через 30 мин. ч.х.в. перед нами открываются верховья р. Ахсу. Ясно виден перевал и путь к нему (фото 15) – кажется ещё немного напрячся и мы под перевалом. Но решили не дёргаться и, пока мы на зелёнке, встать и хорошо отдохнуть. Ещё 20 мин. ч.х.в. поиска хорошего места и в 1500 встаём лагерем. Туда-сюда гром с молнией, сильный дождь. Стало ясно, что палатка наша старенькая таких ударов природы уже не выдерживает, течёт. Давай налаживать полиэтилен-тент – тем и спаслись. Как хорошо, что мы не пошли дальше – иначе бы точно угодили под ливень. А оно это надо? Газовый примус начал шалить: травить соединение шланга и штуцера – но подправил и готовил в тамбуре.

Легли в 2030.

16.08.2006

день 4

Ясно

Лёгкие высокие перистые облака

Средняя облачность

(примерно напротив пер. Осыпной)

7,8 км

+ 1290 м

- 840 м

8 часов 20 минут

Фото 16. Путь на пер. Гаспаротто
    Сегодня ответственный день – взятие первого перевала, да ещё и с таким красивым названием. По плану надо преодолеть пер. Рцывашки и спуститься по одноимённой долине примерно до начала подъёма на пер. Дышь. Встали 330. Газовый примус опять подвёл: травит газ в месте соединения шланга и штуцера. Ремонтировать некогда, кочегарю бензиновый. Воду Паша вчера нашел чистую. Сготовил по минимуму.

Фото 17. Подъём по моренному гребню
    разделяющему пути на лед. Ахсу (пер.
    Гаспаротто и Ахсу) и на лед. Юж. Суган
    (пер. Рцывашки и Гюльчи)
    Выход в 600. Погода отличная. 40 мин. ч.х.в. – перешли р. Ахсу у большого камня. Ещё 40 мин. ч.х.в. – подошли под низ верхнего гребня левобережного морены ледника Ахсу со стороны Ахсу. Виден подъём на Гаспаротто (фото 16). В карманах морены есть места для ночёвок. Следующие 55 мин. ч.х.в. тропа идёт по верху гребня морены (фото 17). Гребень закончился. Здесь так называемые ночёвки Гаспаротто.

Фото 18. Скальный кулуар ведущий на
    пер. Рцывашки от лед. Юж. Суган
    Далее резкий подъём прекратился и пошёл траверс вдоль хребта мореных валов с лёгким подъёмом. Траверс продолжался 40 мин. ч.х.в., после чего вышли к снежнику и леднику Юж. Суган (200 мин. ч.х.в. от выхода). Есть две площадки для палаток. Не сразу, но определяем, по образовавшемуся внизу осыпному конусу, широкий, крутой осыпной кулуар, ведущий на пер. Рцывашки (фото 18).

К 1040 (за 40 мин. ч.х.в.) преодолели осыпной конус, находимся на входе в кулуар (фото 19). Кулуар петляет. Корячимся, приходится прижиматься в основном к правым, по ходу, скалам, периодически переходя на подъём по скальным полочкам. Кулуар довольно серьёзен, камнеопасен, движемся плотной группой. Кулуар преодолели за 45 мин. ч.х.в. В 1215 (285 мин. ч.х.в. от выхода) мы на перевале (фото 20)! Погода хорошая.

Фото 19. Вид с кулуара пер. Рцывашки
    на верховья лед. Юж. Суган

Фото 20. На перевале Рцывашки.
    На фоне – лед. Юж. Суган

Записка 1. Контрольная запис-
    ка с пер. Рцывашки
    С перевала открывается панорама Штульской котловины и ограничивающегоё участка Главного Кавказского Хребта (фото 21). Видны седловины перевалов Гезевцек и Шаривцек. Почти полностью просматривается долина р. Рцывашки: виден стык долин Рцывашки и Черека Балкарского (фото 22).

В туре записка группы туристов г. Ростов-на-Дону под руководством Грищенко Натальи Ив., совершающей поход 4-й кат. сложности и поднявшейся на перевал со стороны д. р. Ахсу 7 августа 2006 г. в 1700. Группа Ростовчан продолжила движение на пер. Шести (записка 1).

Фото 21. Вид с пер. Рцывашки на
    юго-восток

Фото 22. Вид с пер. Рцывашки на дол. р. Рцывашки
    (в сторону спуска)

С перевала увидели, что дальше нас ожидает сюрприз. Снежного спуска, обещанного в описании, нет и в помине. Вместо него – скальный сброс, проходимый по левоприжатой к скалам полочке, и чуть ниже путь закрыт длинющим необходимым бергом. Пока суд да дело, разведуем с Пашей варианты спуска. Результатом стал единственно разумный путь – навеска перил прямо вниз через берг. Однако ещё не ясно (не видно за перегибом) куда этот спуск приведёт.

Одели снаряжение, отдохнули и в 1345 начали спуск с перевала: сначала по левым скальным полочкам, потом траверс вдоль скальных валунов к центру спуска. Там оставляем петлю на камне и метров 15 спуска прямо на снежный мост в бергшрунде (фото 23, 24, 25). Этот самый важный этап спуска занял 50 минут.

Фото 23. Начало спуска с
    пер. Рцывашки

Фото 24. Преодоление бергшрунда
    в начале спуска с пер. Рцывашки

Фото 25. Спуск с пер. Рцывашки

Фото 26. Вид на спуск с пер. Рцывашки
    от ледника Рцывашки
    1450 вышли вниз по леднику перевального цирка (фото 25). Разрывы легко обходятся. Движимся в направлении центрального мореного острова.

Через 50 мин. ч.х.в. от берга спускаемся с мореного вала влево и в 1545 встали на перекус среди камней. Ясно.

1710 вышли с перекуса и по некрутому таявшему леднику, присыпанного лёгкой мореной, попадаем на основной язык лед. Рцывашки (фото 26).

Отсюда прерасные виды на ледопад с перевала Шести и на подъём к пер. Гаспаротто (фото 27, 28).

Фото 27. Вид на пер. Шести с лед. Рцывашки

Фото 28. Вид на пер. Гаспаротто с лед. Рцывашки

Переходим на его правую сторону и продолжаем спуск. 75 мин. ч.х.в. после перекуса (мореный вал-остров перед перевальным цирком) движемся по конечной морене ледника и спускаемся по небольшим бараньим лбам. Скорее всего, более простой спуск, минуя бараньи лбы, ближе к реке. Ещё 35 мин. ч.х.в. продолжаем движение по правому берегу Рцывашки – тут места для ночёвок. 1910 (215 мин. ч.х.в. после перевала) встаём лагерем примерно напротив спуска с пер. Осыпной. План не выполнили, но мы в долине, остальное неважно – завтра нагоним.

Устали, однако. Пошёл за водой и споткнулся на каменюках с котлами полными воды. В результате подшиблена, довольно больно, вторая коленка. Что за напасть, обидно до слёз. Завтра до обеда будем отдыхать.

17.08.2006

день 5

Ночью сильный ветер. Ясно.

Лёгкая облачность. Слабый ветер

д. р. Рцывашки (примерно напротив пер. Осыпной) – ущелье Дышь

7,8 км

- 700 м

+ 600 м

3 часа 25 минут

По плану сегодня днёвка, а завтра мы должны преодолеть перевал Дышь. Слишком большая разница в нагрузках по существующему на данный момент положению. Посему, заслуженно отдыхаем, отсыпаемся до обеда, тем более погода шепчет, а потом как можно ближе подтягиваемся под пер. Дышь.

После ряда неудачных манипуляций с газовым примусом сготовил обед на бензиновых примусах. Но “газ” я всё-таки наладил:. снял промышленную опресовку шланга на штуцере и поставил шланг на банальную скрутку – после этого “газ работал” все последующие дни.

Фото 29. Вход в ущелье Дышь
    Вышли в 1230. На левом берегу пастухи (егеря, как оказалось впоследствии) гоняют коров). Через 50 мин. ч.х.в. у узости ущелья, куда выходит лед. Зап. Рцывашки. Ещё 45 мин. ч.х.в. и в 1410 мы у слияния ручья с лед Зап. Рцывашки и р. Рцывашки. Тут же скальный прижим к реке. Проходим его по каким-то немыслимым тропам понад рекой.

В 1540 (135 мин. ч.х.в. от выхода) в узости (не в устье) р. Дышь. Сам ручей Дышь уходит с узости вниз и идёт некоторое время параллельно р. Рцывашки. Вход в ущелье Дышь узкий – уже виден перевал (фото 29).

В 1630 (50 мин. ч.х.в. движения по ущелью Дышь), почти перед моренным валом, встали на перекус. Дети купаются. Выход с перекуса 1805. Через 20 мин. ч.х.в. (205 мин. ч.х.в. от выхода) встаём лагерем. Места особо нет, поэтому приходится дружно выкладывать камнями площадку под палатку и присыпать её дёрном. Получилось неплохо. Отдохнули хорошо.