Автор: Петр Фролов, г. Астрахань

Отчёт
о горном туристском походе 2 к.c. по Центральному Кавказу (Суган, Дигория), август 2006 года

Содержание

Предисловие
Справочные сведения
2 . Описание похода

2.1. Общая идея похода
2.2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3. Изменения маршрута и их причины.
2.4. График движения
2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6. Итоги, выводы, рекомендации

Техническое описание (продолжение).

18.08.2006

день 6

ущелье Дышь – пер. Дышь (1А, 3240) – д. р. Псыгансу

(развилка ущелий лед. Сев. Суган и лед. Гл. Нахашбита)

6 км

+ 640 м

- 770 м

5 часов 30 минут

Фото 30. Верхний цирк ущелья Дышь
Задача дня – пер. Дышь. Отдохнувшие и полные сил начинаем движение в 600. За 75 мин. ч.х.в. поднимаемся на моренный вал, преграждающий перевальный цирк придерживаясь левой стороны по ходу. Открылся перевальтный цирк во всей красе – виден перевал (фото 30).

Записка 2. Контрольная записка
с пер. Дышь
Седловина перевала центральная из трёх в скалистом гребне. Седловина Дышь скальная с острым гребнем, тур – на скалах, разделяющих северную и центральную седловины. Везде морена и морена, воды нет.

В 1815 (40 мин. ч.х.в. по цирку) подошли под взлёт на перевал. Есть маленький снежничек и, “Ура!”, ручей. Взлёт на перевал склаьно-осыпной.

В 1025 (100 мин. ч.х.в. взлёта) на перевале Дышь (фото 31). Виды во все стороны ну очень красивы. На западе просматривается весь путь подъёма от р. Рцывашки на перевал Дышь, а также хорошо просматривается хребет Коштан (фото 32). На востоке во всей красе долина Псыгансу, перевалы Зюзина и Элиона (фото 33). Сняли записку группы туристов г. Сумы под руководством Воробьёва В. И. от 25.07.2004 г. (записка 2)

Фото 31. На перевале Дышь. Вид на юго-запад
виден хребет Коштан (заснеженный)

Фото 32. Вид с пер. Дышь на
подъём в сторону дол. р. Рцывашки

Фото 33. Панорама с перевала Дышь на восток

Спуск с перевала начали в 1115. Спуск достаточно крутой травянисто-осыпной – 40 мин. ч.х.в. до плато. Дальше мы выбрали путь чуть правее и опять вниз с плато по крутому травянистому склону к ручью вытекающему из лед. Сев. Суган (еще 40 мин. ч.х.в. – фото 35). Этот путь короткий, но, повторяюсь, достаточно крут (фото 34, 38). Справа и чуть взади по ходу отлично видно начало ущелья лед. Сев. Суган, пик Днепровец и подход к пер. Каменистый (фото 35). Группа слегка растянулась. Алексей уже у ручья, а мы всё ещё корячимся. Спокойнее спускаться влево по травянистым склонам с тем, чтобы выйти в д. р. Псыгансу напротив ущелья ведущего к перевалу Туяла.

Фото 34. Спуск с пер. Дышь и начало
подъёма в ущелье Зюзина-Элиона

Фото 35. Вид вправо, на пик Днепровец,
со спуска с пер. Дышь в дол. р. Псыгансу

На перекус встали 1345 (100 мин. ч.х.в. от перевала). Хотели бродить ручей, с тем, чтобы выйти прямо на оконечность лед. Гл. Нахашбита, но не удалось. Продолжили движение в 1610 к р. Псыгансу. Были там через 15 мин. (115 мин. ч.х.в. от перевала). Долго искали переправу, но вода высокая – бродить опасно. Встаем лагерем. Переправимся завтра с утра, по малой воде.

19.08.2006

день 7

Ветренно. Облачность средняя

Ясно, но облачность набегает довольно интенсивно

Рваная облачность, периодический дождь. В конце дня сильный дождь. В ночь сильный порывистый ветер с дождём

д. р. Псыгансу (развилка ущелий лед. Сев. Суган и лед. Гл. Нахашбита) – ущелье Зюзина-Элиона – пер. Зюзина (1Б, 3750) – восточное ущелье Зюзина

7,2 км

+ 1280 м

- 500 м

7 часов 35 минут

По плану на сегодня нам необходимо подтянуться под перевал Зюзина. Но там, за перевалом, река Хазныдон, которую тоже надо бродить. То есть, мы опять обречены встать лагерем внизу с тем, чтобы бродить с утра. Поэтому решено всё-таки постараться взять перевал, хотя под Зюзина ну очень симпатичные стоянки.

Вышли в 630. Подошёл егерь. Откуда он здесь взялся, за тридевять земель? Бродим не р. Псыгансу, а два ручья её образующих – так всё-таки воды поменьше. Управились за 40 мин. вместе с передеванием.

Дальнейшее движение по правому берегу в кармане боковой морены (фото 37, 36, 34). Через 50 мин. ч.х.в. у выхода ущелья Зюзина-Элиона. Отсюда должен вытекать бурный ручей, но его не было. Ущелье ограничено с боков отвесными скалами – как воротами. Поднимаемся левым осыпным берегом ручья, круто набирая высоту. Через 55 мин. ч.х.в., в средней части подъёма каньон, который обходим сверху по травянистым склонам, потом по крупной морене (фото 36, 33, 34). Прекрасно виден весь наш спуск с пер. Дышь (фото 38). За 35 мин. ч.х.в. преодолваем этот каньон. Открылся барьерный цирк.

Фото 36. Путь к пер. Зюзина
(вид со спуска с пер. Дышь)

Фото 37. Начало пути к пер. Зюзина от
слияния ручья с лед. Сев. Суган с р. Псыгансу

Фото 38. Вид с подъёма к пер. Зюзина на
спуск с пер. Дышь в дол. р. Псыгансу

Фото 39. Взлёт на пер Зюзина от послед-
них стоянок в верхнем цирке
В 1010 (100 мин. ч.х.в. движения по ущелью Зюзина-Элиона) вышли к зелёной площадке (3100 м), усеянной крупными серыми глыбами гранита. Возле некоторых из них примитивные землянки, по-видимому, засидки охотников. Эта широкая часть ущелья – ложе древннго ледника. Мягкая зелёная трава, потоки чистой прозрачной воды в каналах дёрна. Отличные места для стоянок.

Фото 40. На перевале Зюзина. Справа –
дол. р. Псыгансу, слева – дол. р. Хазны-дон
В 1020 встали на перекус прямо под взлётом на перевал (120 мин. ч.х.в. движения по ущелью). С перекуса вышли 1250 и сразу на взлёт (фото 39).

Седловина перевала Зюзина удачно вписалась между скальными башнями массива Псыганбаши. К ней поднимаемся по длинному крутому (до 350) осыпному склону.

Записка 3. Контрольная
записка с пер.
Зюзина
Подъём довольно утомителен и камнеопасен. В конце подъёма прижимаемся к правым скалам.

Погода начинает портиться. 1620 – на перевале Зюзина (175 мин. ч.х.в.) (фото 40). Уже срывается дождь, небо застлано облаками, качество фото резко падает. Одеваем накидки.

На перевале сняли записку группы из Саратова под руководством И. В. Сухоловского от 21.07.2004 г. Они двигались с востока на запад (записка 3).

С перевала открывается прекрасный, слегка испорченный непогодой, вид на восток, на Белагский отрог Суганского хребта. Виден серпантин старой, уже разрушенной, дороги, серпантином поднимающейся от р. Хазныдон к лед. Геологов, путь к пер. Столетия (фото 43).

В Белагском отроге чётко видны перевалы Сев. Белаг, Ц. Белаг, Кедрина.

За вершиной Айхва начинается уже Суганский хребет, в котором угадываются седловины перевалов имени поэта Светлова и осетинской поэтессы Уруймаговой (фото 43).

Фото 43. Панорама с пер. Зюзина на восток (см. совместно с рис.1).

Рисунок 1. Белаг-Айхвинский горный узел – вид с северо-запада
(см. совместно с фото 43 и 45)
Рисунок приведен из книги В. В. Агибалова, Г. В. Жданова и В. Д. Иванова «С рюкзаками по Сугану»

1650 начинаем спуск по крутому 250-метровому каменистому кулуару до снежного плато (35 мин. ч.х.в.) (фото 41, 42). Тут наш Павел проваливается ногой в снег, рюкзак опрокидывает его вперёд. Появилась первая кровь на губе. Но, славу богу, этим и обошлось. Спуск с перевала хорошо просматривается с подъёма к пер. Столетия (фото 50).

Фото 41. Спуск с пер. Зюзина
в дол. р. Хазныдон

Фото 42. Спуск с пер. Зюзина

Попадаем в громаднейший цирк заполненный очень крупной мореной. Движемся по правой его части. Устали, периодически срывается мелий дождь – надо вставать лагерем. К 1845 (70 мин. ч.х.в. от перевала) кое-как находим подходящую площадку, все начинают её облагораживать и ставить палатку уже под полиэтиленовым тентом. У Наталии прихватило сердце, появились слёзы, ей просто плохо, ест плохо. Но через час-другой ей стало легче. Я срываюсь за водой. Вот проблема – воды нет. Оббегаю весь цирк и в результате возвращаюсь почти под перевал, к одному из снежничков. Мои уже волнуются, кричу заранее, чтобы уже увидели меня. Ужинаем поздно. Ночью довольно сильный порывистый ветер. Однако, Павел с Алёшкой прекрасно закрепили полиэтилен-тент и в результате его не сорвало, да и сам полиэтилен не порвался, что нас порадовало.

20.08.2006

день 8

Лёгкая облачность

Сильная облачность. Срывается дождь

восточное ущелье Зюзина – д. р. Хазны-дон – ущелье Геологов (верх. ночёвки)

4,8 км

- 750 м

+ 600 м

3 часа 50 минут

Задача минимум – спуститься в д. р. Хазны-дон, переправиться и подтянуться под перевал Столетия. Как-то само собой разумеющееся определился запасной вариант, хотя потом Наталия удивлялась, почему мы не пошли на Ц. Белаг – мол она себя уже прекрасно чувствовала и т. п. Однако, на фоне её состояния вроде как намечалось ухудшение погоды, и тогда, при основном варианте, мы могли и не сделать связку перевалов Ц. Белаг-Айхва и, в результате, ночевать на леднике Белаг или, что тоже мало приятно, где-нибудь застрять на очень крутом спуске с пер. Айхва. Плюс ко всему, повторяюсь, цейтнот со сроками похода.

Утром слишком не торопились, надо было отдохнуть после вчерашнего тяжёлого дня. Выходим в 750. Наталию разгрузили – на всякий случай. 25 мин. ч.х.в. скакания по “чемоданам” морены и мы выходим на травянистый отрожек, отделяющий от ущелья, выводящего к пер. Федоровского, наш спуск из цирка. На морене Наталия шла с Павлом чуть позади. Вдруг, за очередным поворотом, когда их не было видно, раздался душераздирающий крик “Пааа….шааа!!!”. Думаю, всё: от Паши осталось месиво костей. Причём это было воспринято как-то однозначно именно по отношению к Паше. Скидываю рюкзак и мчусь назад. Оказалось, это не с Пашей, а с Наташей приключилась неприятность: здоровенная каменюка вдруг развалилась и прижала ей ногу сбоку. Павел быстро, уже к нашему прибегу, освободил пленницу. Всё, слава богу, обошлось. Вот такая страшная история.

На травянистом отрожке, чуть ниже (ещё 20 мин. ч.х.в.), начинается тропа, крутым серпантином ведущая нас в дол. р. Хазныдон (фото 44, 46).

Фото 44. Травянистый серпантин спуск с
предперевального цирка Зюзина и
начало подъёма к пер. Столетия
(серпантин старой дороги)

Фото 46. Вид из дол. р. Хазныдон на
завершение спуска с пер. Зюзина

Фото 45. Вид на лед. Айхва и Суганский хребет со спуска с пер. Зюзина (см. совместно с рис. 1)

В 945 (80 мин. ч.х.в.) мы в д. р. Хазныдон. Обозреваем окрестности. Очень хорошо виден ледник Хазны. Погода хороша, готовимся к броду. Вода ещё не высокая, но местами оёёй. Переправляемся в 1010. Напряжённо, но всё удачно. Переодеваемся.

Фото 47. Вид на ледник Хазны с
начала подъёма к лед. Геологов
В 1050 начали подъём в ущелье Геологов (фото 47). В долине Хазныдона уже нет ни коша, ни развалин посёлка геологов. Сразу начинается крутой серпантин дороги (фото 44). Дорога настолько стара, что, пожалуй, треть её уже и не существует. Местами гораздо легче идти по ручью Геологов. 1155 (60 мин. ч.х.в.) встали у ручья на перекус.

Фото 48. Висячая долина лед. Геологов.
Вид на лед. Геологов и путь к пер. Столетия
С перекуса вышли 1350. Через 30 мин. ч.х.в. открылся цирк. Ещё 15 мин. ч.х.в. – поднялись в висячую долину ледника Геологов, на обширную осыпную террасу (фото 48). Здесь останки бывших строений геологов, опоры ЛЭП. На склоне, слева по ходу, виднеются заброшенные штольни. Несколько выше развалин ровная зелёная лужайка (на фото 48 – за перегибом) , где в 1510 и устанавливаем палатку (130 мин. ч.х.в. от переправы через р. Хазныдон). Дальше смысла идти нет. Ну а в 1520 пошёл переменный дождь. Сделали костер (полно всяких досок). Отдохнули хорошо. Только за водой приходится ходить под самый ледник – далековато.

21.08.2006

день 9

Средняя облачность

Средняя облачность, ветер

Ближе к вечеру облачность увеличилась. Потом сильный кратковременный дождь. Ночью продолжительный дождь

ущелье Геологов (верх. ночёвки) – лед. Геологов – пер. Столетия (1А, 3500) – д. р. Биляги-дон

(у Билягских водопадов)

6,6 км

+ 400 м

- 1000 м

4 часа 55 минут

Задача дня вполне ясная и конкретная: преодолеть пер. Столетия и встать лагерем у Билягских водопадов, перед подъёмом на пер. Дашивцек.

Вышли в 630. Впереди, у ледника Геологов виден ярко выраженный скальный островок, подпирающий ледник и отделяющий небольшой ледопад ледника с севера (фото 48, 54, 43). Начинаем движение по громадью моренных валов чуть вправо по ходу от центрального направления на упомянутый скальный островок и перевал. Находим даже некий каменистотравянистый путь. В 735 (60 мин. ч.х.в. от стоянок) дошли до уровня бараньих лбов вдоль скалистого островка. В следующие 30 мин. ч.х.в. прошли скалистый островок в прижиме между ним и ледником (нечто похожее на малый ледопад) и вышли на ледник Геологов. Уже отсюда открываются прекрасные виды на массив Галдор-Цухгарты, пик Шевченко, перевалы Федоровского, Зюзина, Элиона (фото 49, 50). Ледник обходим по дуге правой кромки (фото 51). Ледник в общем-то закрытый, поэтому двигаться необходимо достаточно аккуратно.

Фото 49. Вид на юго-запад с лед. Геологов

Фото 50. Вид на запад (спуск с
пер. Зюзина) с лед. Геологов

Фото 51. Взлёт на пер. Столетия
с лед. Геологов

Записка 4. Контрольная
записка с пер.
Столетия
В 850 (35 мин. ч.х.в. движения по леднику) начали подъём по перевальному взлёту (300). Снежник закончился и оказалось, что мы всё на том же леднике, лишь присыпанном сыпухой. Благо было ещё холодно, и она держала, а так впору кошки доставать. Такой неприятный подъём составлял примерно половину от всего взлёта. Дальше также круто, сыпуха, но ледник закончился – поспокойнее.

На перевале в 925 (155 мин. ч.х.в. от стоянок). Седловина перевала Столетия широкая, ограничена с юга осыпным гребнем вершины Южный Белагхох, а с севера – разрушенными скалами (фото 53). Тур – на северных скальных выходах. Можно радиально подняться на Южный Белагхох – порядка получаса технически простого пути.

С вершины открывается обширная панорама Дигории, Суганского хребта и его боковых отрогов, подъём на пер. Дашивцек (фото 55).

На перевале сняли записку группы из г. Владимира (зап. 4), где они пишут, что у них слегка “едет крыша” от траверса хребта (они спустились на перевал с Юж. Белагхох). Записка от 11.08.2006 г., руководитель Ковач Александр. Однако, и с самого перевала открываются очень даже красивые виды. А ещё, Алешка, поднявшись на перевал чуть раньше спугнул маленькое стадо-семью горных козлов – туров.

Фото 52. Вид на вер. Юж. Белагхох
с лед. Геологов

Фото 53. На перевале Столетия
(слева склоны г. Юж. Белагхох)

Фото 54. Подъём на пер. Столетия
с висячей долины Геолого

Спуск с перевала Столетия начали в 1005. За 30 мин. ч.х.в. спуск в восточный цирк по крутой морене, потом снежнику и опять морене (фото 56, 59, 61).

Фото 55. Вид с пер. Столетия на восточный
отрог Суганского хребта (г. Дашихох и
пер. Дашивцек)

Фото 56. Спуск с пер. Столетия
(см. Фото 59)

Фото 57. Вид на дол. р. Билягидон
под водопадами (они справа)
и на подъём к пер. Дашивцек
со спуска с пер. Столетия

Фото 58. Вид на Билягские
водопады со спуска с пер.
Столетия
25 мин. ч.х.в. по осыпному цирку и оказываемся у начала крутого осыпного кулуара ведущего в Билягидон. Ещё 30 мин. ч.х.в. – прошли первую ступень кулуара, стал виден Билягидон.

Фото 59. Вид на спуск с пер.
Столетия с подъёма к пер.
Дашивцек (см. фото 56)
В 1235 дошли до крутого травянистого склона ниспадающего к Билягидону. Видны водопады, путь выше них на ледник Биляг в сторону перевалов Айхва и Ц. Белаг.

Более ясно виден подъём на пер. Дашивцек (фото 57). Кстати, Евгения Кравченко мне предлагала этот вариант пути на пер. Айхва, но я не принял такой запасной вариант – за всё не ухватишься. Весь спуск шикарно просматривается с подъёма к пер. Дашивцек (фото 59).

1300 (140 мин. ч.х.в. спуска от перевала) подошли к Билягидону. Справа, над нами водопады (фото 58). Река здесь течет многими ручьями – переправляемся по камням и на правом берегу в 1315 встаём лагерем (фото 57). Кстати, мест стоянок особо нет – надо что-то искать и расчищать. Однако, встали достаточно хорошо и, главное, вовремя – вскоре пошел дождь. Паша под дождём пошёл на левый берег Билягидона и собрал полную кепку черники, чем очень порадовал наш женский пол. Отдыхаем, и не зря – завтра, как окажется, на н/к перевале будет “не лёгкий бой, а тяжёлая битва”.

22.08.2006

день 10

Ночью шёл дождь. Сильная облачность. Ветренно

Облачно, довольно сильный прохладный ветер

Переменная облачность

д. р. Биляги-дон (у Билягских водопадов) – пер. Дашивцек (н/к, 3375) – п. Одола – д. р. Харес –

пол. Таймази

15,1 км

+1275 м

- 1975 м

+350 м

9 часов 05 минут

Задача дня – перевалить через пер. Дашивцек в п. Стур-Дигора и достичь поляны Таймази в дол. р. Харес. Серьёзная цель, и, как оказалось в дальнейшем, она была на грани срыва.

Фото 60. Взлёт на пер. Дашивцек
Выход в 605. От водопада открываются все три вершины Дашихоха и боковой гребень, тянущийся от них к “бараньим лбам” водопада. Снизу хорошо видна седловина Дашивцека и путь к нему: сначала по широкому осыпному кулуару, а затем – вдоль бокового гребня, идущего от вершины (фото 57).

Фото 61. На перевале Дашивцек
(вид на спуск с пер. Столетия)
Через 30 мин. ч.х.в. движения от стоянки по средней поросшей морене – подошли под здоровенный “чемодан”. Открывается прекрасный вид на спуск с пер. Столетия (фото 59) Потом будет перегиб, 1-е плато, 2-е плато, взлёт – его преодолели за 65 мин. ч.х.в. (фото 60). Весь подъём прекрасно просматривается со спуска с пер. Столетия (фото 57).

На перевале 940 – 185 мин. ч.х.в. от стоянки у водопада (фото 61) . Тур есть, записки нет. С Дашивцека открывается обширная панорама на ГКХ. Выделяется Караугомский ледник словно гигантски й ящер лежащий в ущелье (фото 62).

Фото 62. Панорама с пер. Дашивцек на юго-восток.

Фото 63. Кулуар на спуске с
подвзлётного плато пер. Дашивцек
Спуск с перевала начали в 1015. Идём бесснежными осыпными склонами прямо вниз. Вот тут и, вероятно, заключалась наша ошибка. Где-то в начале спуска (только вот где?) надо было перевалить вправо через покатый увал в ущелье ручья, берущего начало в цирке у Дашихоха. Мы же пошли прямо, как мне показалось логичным путём, вниз. Минут через 15, после подвзлётного к пер. Дашивцек плато, начинаем спуск по крутому осыпному кулуару (фото 63). Тут закрались сомнения в невозможности такого сложного спуска с н/к перевала, но другого пути вроде как и нет. Тем более на зелёном пологом выкате с кулуара был даже тур. 1150 (115 мин. ч.х.в. после перевала) спускаемся вдоль ручья – очень круто. Народ вовсю безмятежно поедает чернику, растущую вокруг во множестве – задерживает движение. Я же нервничаю, поскольку уже понимаю, что что-то не так, что вот-вот будет какой-то подвох в виде бараньих лбов (у меня аж внутри всё захоланивалось) или крутые, поросшие рододендронами, склоны, или ещё чего. Путь очень тяжёлый. В конце концов, народ проникся серьёзностью момента, а тут, в 1345, уже в зоне леса, и свершилась пакость в виде непроходимых “бараньих лбов” подпирающих реку (чуть выше ручей принял приток слева). Замечательно, просто слов нет. Встаём на перекус. Полно малины. Перед перекусом, когда я уже мысленно был у “бараньих лбов”, Наталия встала на “живой” камень обрывистого берега реки. Результатом явилось её какое-то непостижимое падение и заклинивание в камнях вниз головой. Прямо таки цирковые номера, да и только. Паша, на этот раз, не подоспел :) . Но, всё обошлось.

Пока кипятился чай отправился в разведку. Прошёл довольно далеко – путь нашёл, но всё довольно круто – то в лесу, то на травянистых склонах.

Выход с перекуса в 1545. Дальше я уже подустал и путь был сумбурным, так что чистое ходовое время я уже не отсекал. Поднялись по крутому левому склону от речки в зону леса, под нависающие скалы. Буквально в 5 минутах ходьбы нашли старую-старую выложенную камнями на крутом мореном склоне среди леса площадку под палатку с ржавой-ржавой консервной банкой – видать не мы одни такие “умные” здесь ходили. Дальше то резкий сброс высоты, то траверс травянистых склонов пропастью обрывающихся в речку, то трудно проходимые заросли кустарника с древней тропой. Наконец-то вышли, можно сказать на оперативный простор: видно и селение внизу. Склоны пошли безлесые. Видна тропа приходящая через отрог из соседнего ущелья слева. Под ногами пошёл какой-то породный конгломерат, прямо-таки сыпушные “семечки”. Под занавес, когда уже вот-вот будет и переход на правый берег – чуть выше села я спотыкаюсь на одном из скальных выступов и делаю кувырок вперёд. Автоматически сгрупировался и зарубился над 7-метровой стеной. Всё хорошо, только очков нет, ну тут подоспела перепугавшаяся Наталия, и нашла их в целости и невредимости висящими на кустике, через который я так “лихо” сделал сальто. В общем, отделались лёгким испугом. Если бы мне сказали раньше, что можно с 35-килограмовым рюкзаком так лихо кувыркаться – в жизни бы не поверил. Смех, смехом, а усталость и напряжение дали знать, и всё, на этом спуске с н/к перевала, могло печально закончиться.

В 1820 мы по камням перешли речку выше села и вышли на сельские сенокосы. Там у косарей узнаём, что спустились мы не в Стур-Дигору, а в Одолу – это левее, ближе к Дзинаге. Собственно это уже было почти ясно с обзорных точек, когда открывалась раскинувшаяся внизу и так долго недоступная нам долина.

Хотели встать лагерем у Хареса, внизу. Но не тут-то было. Везде сенокосы, ограды – не пройдёшь, не подойдёшь. Пошли по дороге – вскоре Стур-Дигора. Там нас подхватил рейсовый автобус ПАЗик, который нас, уже почти счастливых домчал до турбазы перед поляной Таймази. Пока ехали я увидел, что в районе п. Куссу на правый берег Хареса, в сторону долины р. Гебидон идёт очень нужный нам мост. Поэтому, мы сразу спустились от турбазы к Харесу, где “зелёная” мекка для отдыхающих. Но, к удивлению, довольно чисто. Там. Среди молодых сосенок и встали лагерем. Ужинали уже в темноте. Хорошо, все довольные и уставшие.

23.08.2006

день 11

Лёгкая переменная облачность

Облачно

пол. Таймази – п. Куссу – д. р. Гебидон (верх. цирк)

6,6 км

+ 750 м (см. “Высотный график”)

3 часа 35 минут

Фото 64. Вид со стоянки на левом берегу
р. Харес у её слияния с р. Танадон и
р. Гебидон (см. рис. 2)
Задача дня – подтянуться под перевал Авсанау, в верхний цирк д. р. Гебидон. После вчерашнего мощного броска высыпаемся и отдыхаем. Погода великолепная, народ решил даже искупаться в водах Хареса. Стоянка была не на поляне Таймази, а чуть ниже турбазы, в сторону п. Куссу. Там у левого берега Хареса зелёные полянки и лес – место традиционного отдыха (фото 64).

Фото 65. Вид с висячей дол.
р. Гебидон на Суганский хребет
Выход в 1230. Возвращаемся почти до самого п. Куссу и переходим по мосту на правый берег Хареса. 50 мин. ч.х.в. от стоянки, и мы подошли к правому берегу Гебидона на распадке ущелий (рек Гебидон, Танадон и Харес). Тропа есть. Она сразу круто забирает вверх, и, набрав высоту 100 м, дальше тянется по-над рекой в гутом смешанном лесу. Эта часть ущелья очень красива, река зажата в каньоне и во многих местах образует водопады. В 1355 (25 мин. ч.х.в. от распадка ущелий) подошли к обзорной площадке водопадов.

Далее, по пути пересекаем несколько глубоких кулуаров с небольшими ручьями. В 1515 (85 мин. ч.х.в. от распадка ущелий) почти преодолели ступень висячей дол. р. Гебидон, подошли к границе леса. Тропа почти потерялась – ушла в траву и камни. Встали на перекус. На северо-запад, в сторону поляны Таймази открывается чёткая панорама на Суганский хребет (фото 65).

Фото 66. Вид на путь к пер. Ав-санау с
верхнего цирга дол. р. Ге-бидон от
места бивуака и раз-вилки на пер. Гебивцек
Пока я кочегарю примус, народ пошёл пастись по кустам. Черника, малина в громадных количествах. Наконец-то все наелись ягоды до отвала. Ура! Больше меня никто не будет упрекать, что я гоню и не даю полакомиться дарам природы.

Фото 67. Вид на лед. Геби с верхнего
цирка дол. р. Гебидон – с бивуака
и развилки путей на пер. Авсанау
и пер. Гебивцек (см. совместно
с рис. 2 и фото 64)
С перекуса вышли 1655. От границы леса уже виден перевал Гебивцек. Далее выходим ближе к реке, там опять встречается тропа. 60 мин. ч.х.в. от границы леса перед последней ступенью. Тропа часто теряется, приходится скакать по большим камням, нырять в заросли рододендрона. Ягод всё такое же великое множество. За 20 минут преодолеваем последнюю ступень и попадаем в верхний зелёный цирк.

Тут развилка путей (2500 м): прямо вдоль реки – на перевал Гебивцек (фото 67), а нам же налево – на перевал Авсанау в хребте Чирх – 165 мин. ч.х.в. от распадка ущелий рек Гебидон, Танадон и Харес (фото 66). Стоянок много. За водой пришлось бежать среди камней, довольно далеко, к реке. Александра и Алёшка опять ринулись купаться – неугомонные.

Рисунок 2 . Развёртка узла Геби-Таймази с севера (см. совместно с фото 64 и 67)
Рисунок приведён из книги В. В. Агиблова, Г. В. Жданова, В. Д. Иванова «С рюкзаком по Сугану»