Автор: Александр Зотов, г. Москва, турклуб МГТУ им. Баумана

Отчет
о горном походе 4 к.с. по Северному Тянь-Шаню (Заилийский Алатау и Кюнгей Ала-Тоо), август 2006 г.

Содержание

I. Справочные сведения
- Подробная нитка маршрута
- Сравнительный график заявленного и пройденного маршрутов.
- Определяющие препятствия маршрута
- Состав группы

II. Содержание отчёта
- Варианты подъезда и отъезда
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
- График движения
- Техническое описание прохождения группой маршрута
- Техническое описание перевалов
- Потенциально опасные участки на маршруте
- Дополнительные сведения о походе: снаряжение, аптечка, ремнабор
- Картографический материал
- Координаты и высоты некоторых характерных точек маршрута

Маршрутная книжка № 1/3-402
Руководитель группы: Зотов А. Д., тел. 307-97-98
E-mail: zotovad@rambler.ru

• Справочные сведения.
  • 1. Проводящая организация.

Московский городской центральный туристский клуб, шифр МКК 177-00-56666252, адрес: г. Москва, Большая Коммунистическая ул., д. 17, тел. 911-39-81.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

горный

четвёртая

2.08.2006 –

–16.08.2006

3. Район, подрайон, массив похода.

Северный Тянь-Шань, хребты Заилийский Алатау и Кюнгей Ала-Тоо

4. Подробная нитка маршрута.

горнолыжная база “Чимбулак” – пер. Большой Талгарский (3160, н/к) – л. Богдановича – пер. Пионер (3870, 1Б) – л. Туюксу – пер. Иглы Туюксу (3975, 2Б) – р. Туристов – р. Левый Талгар – р. Улькун-Мынжилки – л. Северцова – пер. Северцова (4250, 1Б) – л. Богатырь – р. Юго-Восточный Талгар – р. Жангарык – л. Жангарык – пер. 70-летия Октября (4350, 2А) – л. Кеминский – оз. Жасык-Кель – л. Рижский – пер. Рижский (4180, 2Б) – л. Чон-Аксу – р. Чон-Аксу – пос. Григорьевка

План похода (заявленный):

Дни

Км

горнолыжная база “Чимбулак” – пер. Большой Талгарский (3160, н/к) – оконечные морены л. Богдановича

рад. пер. Комсомольский (4000, по неопр. стороне)

оконечные морены л. Богдановича – л. Богдановича – пер. Пионер (3870, 1Б) – правобережная морена л. Туюксу

правобережная морена л. Туюксу – л. Туюксу – пер. Иглы Туюксу (3975, 2Б) – верховья р. Туристов

верховья р. Туристов – р. Туристов – р. Левый Талгар –

р. Улькун-Мынжилки – правобережная морена л. Северцева

правобережная морена л. Северцева – л. Северцева – пер. С.Стальского (4350, 2Б) – л. Шокальского

л. Шокальского – пер. Суровый (4300, 2А*) – л. Корженевского

рад. пик Талгар (4973, 3Алс альп.)

л. Корженевского – р. Ю.Иссык – стрелка рек Ю.Иссык – Ю.В.Талгар

стрелка рек Ю.Иссык – Ю.В.Талгар – р. Жангарык – верховья р. Жангарык

верховья р. Жангарык – л. Жангарык – пер. 70-летия Октября (4350, 2А) – оз. Жасык-Кель

Дни

Км

левобережная морена л. Рижский – л. Рижский – пер. Рижский (4180, 2Б) – верховья р. Чон-Аксу

верховья р. Чон-Аксу – р. Чон-Аксу – МТФ

МТФ – р. Чон-Аксу – пос. Григорьевка

Итого: 141 км.

(по карте масштаба 1:100000, без учёта коэффициента)

Сравнительный график заявленного и пройденного маршрутов.

День

Участок маршрута по плану

Участок маршрута реально пройденный

рад. пер. Комсомольский (4000, по неопр. стороне)

заноска заброски в долину р. Левый Талгар на селевую плотину

оконечные морены л. Богдановича – пер. Пионер (3870, 1Б) – ночёвки “Альпенград”

ночёвки “Альпенград” – л. Туюксу

верховья р. Туристов – р. Туристов – р. Левый Талгар –

р. Улькун-Мынжилки – правобережная морена л. Северцева

л. Туюксу – пер. Иглы Туюксу (3975, 2Б) – верховья р. Туристов

верховья р. Туристов – р. Туристов – р. Левый Талгар – “Солнечная поляна” - устье р. Улькун-Мынжилки

л. Шокальского – пер. Суровый (4300, 2А*) – л. Корженевского

устье р. Улькун-Мынжилки – р. Улькун-Мынжилки – правобережная морена л. Северцова

рад. пик Талгар (4973, 3Алс альп.)

правобережная морена л. Северцова – л. Северцова – пер. Северцова (4250, 1Б)– л. Богатырь – левобережная морена л. Богатырь

л. Корженевского – р. Ю.Иссык – стрелка рек Ю.Иссык – Ю.В.Талгар

левобережная морена л. Богатырь – р. Юго-Восточный Талгар – низовья р. Жангарык

стрелка рек Ю.Иссык – Ю.В.Талгар – р. Жангарык – верховья р. Жангарык

низовья р. Жангарык – р. Жангарык – оконечные морены л. Жангарык

оконечные морены л. Жангарык – л. Жангарык – пер. 70-летия Октября (4350, 2А) – л. Кеминский – правобережная морена л. Кеминский

правобережная морена л. Кеминский – оз. Жасык-Кель

верховья р. Чон-Аксу – р. Чон-Аксу – МТФ

левобережная морена л. Рижский – л. Рижский – пер. Рижский (4180, 2Б) – л. Чон-Аксу – верховья р. Чон-Аксу

МТФ – р. Чон-Аксу – пос. Григорьевка

верховья р. Чон-Аксу – р. Чон-Аксу – МТФ – пос. Григорьевка (на автомобиле)

запасной

5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Октября

подъём: снежный склон до 45º - 50 м,

ледовая стенка 70º - 17 м

спуск: пологий закрытый ледник.

л. Жангарык – – л. Кеминский

пер. Рижский

подъём: ледовый склон до 50º - 200 м,

снежный склон 30-35º - 100 ì

спуск: ледовый склон до 40º - 2х50 м.

л. Рижский – – л. № 538

ОАО “Собин-банк”, экономист

5ГУ – Приэльбрусье

• Содержание отчёта.
  • 1. Общая смысловая идея похода.

Поход планировался как ознакомительный с новым районом, участники ходили раньше только на Кавказе, в Приэльбрусье. За основу был взят маршрут № 7 из книги В. Н. Вуколова “По Северному Тянь-Шаню”, заменены некоторые перевалы и добавлен выход к Иссык-Кулю, маршрут достаточно полно охватывает центральную, наиболее интересную и освоенную в туристском отношении часть района: Малоалматинское ущелье, Талгарский узел, Чилико-Кеминскую перемычку. Планировалось также взойти на высшую точку района – пик Талгар (4973 м), а после похода отдохнуть несколько дней на северном побережье Иссык-Куля в г. Чолпон-Ата. Пройти поход полностью в заявленном варианте не удалось.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Удобны и коротки заезды в горы с севера из Алматы, в нашем случае до горнолыжной базы “Чимбулак” на частном автотранспорте, который нашли на месте. Можно также добираться рейсовым городским транспортом до катка Медео, а оттуда либо пешком 4-5 км до “Чимбулака” по асфальту, либо найти попутку. Стоимость проезда в городском транспорте по Алматы – 40 тенге, с частниками – как договоришься. При выходе на побережье Иссык-Куля в пос. Григорьевка по долине р. Чон-Аксу можно рассчитывать на попутный грузовик в районе МТФ, примерно от середины долины. От Григорьевки в Бозтери, Чолпон-Ату ходят маршрутки, на группу туристов лучше всего зафрахтовать маршрутку полностью, нам это обошлось в 600 сом на 16 человек (наша группа + 4 новосибирца с 2-мя детьми), маршрутка побольше “Газели”, но пришлось основательно уплотниться. В долине Чон-Аксу активно пасут скот и лошадей, пастухов можно встретить в самых верховьях, нам предлагали доехать лошадьми до МТФ, но мы отказались. Выезд с северного побережья Иссык-Куля из крупных населённых пунктов типа Бозтери, Чолпон-Ата на автобусе обратно в Алматы, либо в Бишкек. Вообще при другом построении маршрута возможно организовывать и заезд и выезд через Бишкек. В нашем случае мы возвращались в Алматы на автобусе с городского автовокзала Чолпон-Аты. Вечером с 17.00 по 21.00 отходит несколько автобусов с интервалом примерно час. Стоимость билета 335 сом + 30 сом багаж. Билеты следует покупать за 1-2 дня, мест может не быть, особенно в выходные. Другой вариант – частный транспорт, но это будет дороже. Наш рейс 20.10 задержался почти на час и в Алматы мы были только в 7 утра. На границе Киргизия – Казахстан люди выходят из автобусов и проходят паспортный контроль, киргизская регистрация должна быть в порядке. Существует также утренний рейс около 8.00. До Алматы можно добраться поездом № 7, по нечётным с Павелецкого вокзала 19.15, в пути трое суток, прибывает в Алматы в 6.40 (по местному), может опоздать на пару часов. Обратный поезд отправляется по чётным в 6.00 по местному времени (+2 часа к Московскому), прибывает в Москву в 10.55. Стоимость плацкарта около 3700 р. Поезд едет сутки по России, после въезда в Казахстан проводники подсаживают местных, и плацкарт становится ближе к общему вагону, в ногах на нижних полках могут сидеть люди. Поэтому лучше группе кучковаться на соседних местах, для чего покупать билет прямо ровно за 45 дней до отъезда, как туда, так и обратно. Пограничники и таможня отнеслись к нам лояльно – проверили паспорта, заглянули под сиденья и всё. Правда беспокоиться нам было не о чем – газ мы с собой не везли, шли на бензине, который закупали по прибытии в Алматы. Это было продиктовано отчасти как раз тем, что в отчётах неоднократно упоминались досмотры туристов на предмет провоза топлива. Добираться самолётом существенно дороже – около 13 тыс. руб. туда-обратно с молодёжной скидкой (до 25 лет), и около 18 без неё (местная авиакомпания “Эйр Астана”), но это значительно комфортнее. Существуют рейсы каждый день в 23.00 туда и в 6.00 (по местному) оттуда, в пути около 4 часов, бесплатно багаж до 20 кг. Такси вокзал Алматы-2 – аэропорт обходилось 1000-1500 тенге в зависимости от времени суток, есть вариант добираться рейсовым транспортом с пересадкой. Прилетевшим самолётом в аэропорту оформляется регистрация на 90 дней, поездом – нет, необходимо в течении 5 дней зарегистрироваться в местном РУВД, что у нас не заняло много времени. Загранпаспорт по состоянию на этот год для въезда и нахождения на территории Казахстана и Киргизии не требовался, граница Казахстан – Киргизия по горам преодолевалась беспрепятственно, погранпостов по нашему маршруту не было. Так как обстановка изменяется, при планировании похода необходимо узнавать состояние дел с пограничниками, паспортами, регистрацией и проч. например через Интернет: казахские форумы “Центр Тяжести” http://bb.ct.kz/, форум на сайте http://a13.kz/, на mountain.kz, через турфирмы “Треккингклуб”, “Тур-Азия”.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута: из района л. Богдановича – возврат к “Чимбулаку” через пер. Большой Талгарский, с л. Туюксу – вниз по долине р. Малая Алматинка также к “Чимбулаку”, из верховьев р. Туристов и р. Улькун-Мынжилки – спуск в долину Левого Талгара и возврат через перевалы Малый Талгарский и Большой Талгарский (оба н/к), либо вниз по Левому Талгару до населённого пункта Талгар, с л. Шокальского – вниз по долине р. Средний Талгар, затем р. Правый Талгар до того же Талгара. С ледника Корженевского – либо возврат через пер. Суровый на л. Шокальского, либо выход через пер. Кокбулак (1А) и затем вниз по долине р. Иссык до одноимённого населённого пункта. Выход с л. Жангарык вниз по р. Жангарык и затем р. Чилик слишком продолжительны, до насёлёнки очень далеко, короче пройти простым перевалом Чилико-Кеминскую перемычку, например перевал Журналистов (2А, реально 1Б за закрытый ледник) и выйти к озеру Жасык-Кель, откуда приспуститься по долине р. Чон-Кемин и через пер. Озёрный (н/к) выйти к Алматы. Выход с л. Рижский – также вниз по долине к озеру Жасык-Кель и т. д. С ледника Чон-Аксу – вниз по долине р.Чон-Аксу до посёлка Григорьевка, собственно по маршруту. Запасные варианты предусматривали прохождение вместо пер. Иглы Туюксу пер. Орджоникидзе (3900, 2А), вместо участка пер. С. Стальского – л. Шокальского – пер. Суровый прохождение пер. МЮД (4200,1Б) – л. Богатырь – л. Уральцев – пер. Акгюль (4400, 2А) с выходом на другую ветвь л. Корженевского, вместо пер. Рижский пер. Аксу Северный (4150, 1А). Кроме этого, вместо выхода по долине р. Чон-Аксу был заложен запасной вариант возврата к “Чимбулаку” по маршруту: верховья р. Чон-Аксу – пер. Аксу Северный – л. Вост. Аксу – р. Чон-Кемин – р. Юго-Западный Талгар – л. Дружба – пер. Фестивальный (4070, 1Б) – л. Дмитриева – р.Левый Талгар – пер. Малый Талгарский + пер. Большой Талгарский, маршрут удлиннялся на 1 день. Это было сделано потому, что на момент заявки маршрута ситуация с пограничниками до конца не была прояснена.

4. Изменения маршрута и их причины.

На второй день организован занос заброски в долину р. Левый Талгар к озеру у селевой плотины для уменьшения веса рюкзаков на последующей части маршрута, отменён радиальный аклиматизационный выход на перевал Комсомольский с неопределяющей стороны для экономии времени и из-за плохой погоды, вместо участка маршрута пер. С. Стальского – л. Шокальского – пер. Суровый – л. Корженевского – пик Талгар (радиально) – р. Южный Иссык пройден пер. Северцова – л. Богатырь – р. Юго-Восточный Талгар из-за неудачной планировки первой части маршрута и, как следствие, отставания от графика – заканчивались запасные дни, потраченные на заброску, подходы к л. Северцова. Когда стало ясно, что за день не спуститься на л. Шокальского под пер. Суровый через пер. С.Стальского, выход на который планировалось осуществлять через пер. Северцова (один из вариантов), было решено пройти пер. Северцова насквозь с последующим выходом по долине Юго-Восточного Талгара к устью р. Жангарык.

5. График движения.

Дни пути

Время движения

Км

Характер пути, препятствия, опасные участки.

Метеоусловия

горнолыжная база “Чимбулак” – пер. Большой Талгарский – оконечные морены л. Богдановича

14.55 – 17.00

Две очереди на канатке, затем по тропе на перевал, оттуда по тропе до ночёвок у пересыхающего озерца.

Переменная облачность.

заноска заброски в долину р. Левый Талгар на селевую плотину

7.30 – 13.30

15.45 – 20.30

(8)

По тропе с перевала до пер. Малый Талгарский, затем крутой спуск по тропе к р. Левый Талгар, затем по тропам левым берегом реки до озера у селевой плотины. Обратно тем же путём.

Пасмурно, в обед небольшой дождь.

оконечные морены л. Богдановича – пер. Пионер – ночёвки “Альпенград”

10.05 – 12.10

14.10 – 18.45

От места ночёвки крутой подъём по тропе на левобережную морену л. Богдановича, затем по турикам до площадок на покровной морене под пер. Пионер, затем по заморененному льду под взлёт перевала. На перевал по снежному склону 30˚ 250 м до бергшрунда, одна верёвка по льду через берг, затем около 50 м в кошках по льду 25-30˚ до осыпи слева по ходу, по ней 50 м на седловину. Спуск по тропе в осыпи 250-300 м до морен у озера под языком л. М. Маметовой, затем по тропе до ночёвок “Альпенград”.

Пасмурно, с утра дождь.

ночёвки “Альпенград” – л. Туюксу

8.00 – 11.30

От ночёвок по тропе до морен л. Туюксу, затем по моренам с редкими туриками, потом траверсом осыпного склона правобережной морены до пологой части правой ветви ледника, затем по покровной морене под перевальный взлёт. Вечером провеска четырёх верёвок по ледовому склону.

С утра ясно, после обеда переменная облачность.

л. Туюксу – пер. Иглы Туюксу – верховья р. Туристов

7.00 – 14.15

16.15 – 19.00

Подъём на перевал по ледовому склону до 45˚- 300 м (7 верёвок), затем склон переходит в снежный 35-40˚, 4 верёвки (150 м), затем по выполаживаюшемуся снежному склону в связках до крупного бергшрунда, ширина около 3 м, преодолевается по большой снежной пробке-мосту с попеременной страховкой, от него до перевала 50-70 м по некрутому снегу. Спуск по широкому осыпному кулуару 30-35˚ около 200 м, затем по осыпи на льду 50 м. До стоянок на травянистых полянах в верховьях р. Туристов по моренам и живым осыпям, забирая к левому борту долины и вдоль него.

8.00 – 11.00

15.00 – 17.00

По тропе левым берегом до слияния р. Туристов и Левого Талгара, затем по тропе левого берега до “Солнечной поляны”, оттуда около 1 км до заброски у селевой плотины. Брод Левого Талгара в разливах у “Солнечной поляны”, затем вверх по реке правым берегом по нечёткой тропе до устья р. Улькун-Мынжилки.

6.50 – 12.20

14.40 – 18.00

С утра брод р. Улькун-Мынжилки у устья, затем по нечёткой тропе левым берегом крутой набор по долине, после выполаживания тропа теряется, вскоре начинаются моренные валы, по ним до потока с л. Северцова, затем правым берегом потока по осыпям выход на покровную морену у правого борта ледника.

До обеда ясно, затем переменная облачность.

правобережная морена л. Северцова – л. Северцова – пер. Северцова – л. Богатырь – левобережная морена л. Богатырь

7.40 – 13.30

15.30 – 19.00

По открытому леднику в цирк перевала Северцова. На перевал в кошках по снежному склону 30-35˚ около 200 м, пересекая два бергшрунда по снежным мостам с попеременной страховкой, затем траверс влево к осыпи между скальных выходов. Осыпь подвижна и ненадёжна (!), движение по одному вдоль скал (скалы разрушены!), навеска 40 м перил, затем 50 м перил по снежно-ледовому галстуку до седловины. Рекомендуется проходить перевал традиционно, не выходя на осыпь (продолжать по снежно-ледовому склону, 2-3 верёвки). Спуск с перевала по закрытому леднику в связках, имеется участок до 30˚. Далее движение по ровному закрытому леднику также в связках, проход через снежные болота, затем ледник открывается. По пологому открытому леднику, изредка маневрируя между трещинами, до ровного места на левобережной морене напротив л. Уральцев

До обеда ясно, затем облачно.

левобережная морена л. Богатырь – р. Юго-Восточный Талгар – низовья р. Жангарык

9.35 – 14.00 16.50 – 20.00

С места ночёвки по леднику до его языка, затем спуск по некрутому льду без кошек справа от потоков из-под ледника. По моренам до озера, затем по моренам и травянистым склонам к разливам, выход на травянистые террасы правого берега, обходя конгломератые сбросы. По ним без тропы до каньона с ручьём, который проходится по тропе в его конгломератных склонах. Далее по заросшей тропе до разливов на слиянии р. Чилик и р. Жангарык, затем по тропе вверх по Жангарыку.

низовья р. Жангарык – р. Жангарык – оконечные морены л. Жангарык

9.15 – 13.05

16.00 – 18.30

С места ночёвки по тропе вверх левым берегом р. Жангарык, пересечение каньона с ручьём, в верховьях брод притока Жангарыка, стоянка на каменистых площадках недалеко от языка л. Жангарык

Ясно.

оконечные морены л. Жангарык – л. Жангарык – пер. 70-летия Октября – л. Кеминский – правобережная морена л. Кеминский

7.55 – 15.25

17.30 – 20.30

По осыпям до языка ледника, выход на пологую часть ледника по некрутому льду без кошек, затем по открытой правой ветви ледника, маневрирование между трещинами. По закрытому леднику в цирк перевала в связках, маневрирование между трещинами. На верхнее плато под перевальным взлётом в связках одновременно траверсом некрутого снежного склона, обходя слева ледопад, прижимаясь вправо ближе к разломам, чтобы избежать выхода на камнеопасный участок. С верхнего плато подъём на край бергшрунда по снежному склону до 45˚, 50 м. От берга по ледовой стенке 70˚ 17 м на седловину, перила, отдельное вытаскивание рюкзаков. С перевала спуск по пологому закрытому леднику, обход слева ледовых сбросов, маневрирование между трещинами, участки глубокого снега, по колено и выше. Далее прижимаясь к правому борту ледника, навеска 50 м перил вниз по льду 30-35˚, переползание с попеременной страховкой берга по ледовому мостику, выход по снежному склону на ровную часть ледника, маневрирование между трещинами, выход на правобережную моренку, перед ней ледник открывается.

правобережная морена л. Кеминский – оз. Жасык-Кель

10.35 – 14.20

С места ночёвки по открытому леднику вниз по центру, затем забирая к левому борту, выход по моренам к подъёму к л. Рижский, оставление заброски. Затем правым берегом реки до места ухода её под землю, оттуда по хорошей тропе к озеру.

11.50 – 15.00

17.00 – 17.45

(4)+3

Возврат налегке к месту заброски, переход по камням потоков, образующих реку, переход потоков с л. Рижский, подъём по осыпи на покровную левобережную морену. По ней до конца, до площадок под седловиной, ведушей на л. Кантбастау (пер. Мульфильм)

Переменная облачность.

левобережная морена л. Рижский – л. Рижский – пер. Рижский – л. Чон-Аксу – верховья р. Чон- -Аксу

6.45 – 13.50

16.25 – 19.10

С места ночёвки по открытому леднику под некрутой ледовый взлёт в обход ледопада справа, по нему в кошках около 100 м, затем маневрирование между открытыми трещинами. По закрытому леднику в связках под перевальный взлёт, подрезанный бергшрундом (засыпан снегом, не видно!), 5 верёвок перил по льду до 50˚, на последней пересечение двух небольших бергшрундов, затем по снегу 30-35˚ 1 верёвка перил, затем ещё одна по пологому снегу через трещину до седловины. На спуск 50 м дюльфер по льду до 40˚, затем по снегу 30-35˚ 50 м до пологого контрофорса, по осыпному верху которого до конца. Дюльфер 50 м по льду вдоль скал, затем ногами по снежному склону до пологой части ледника около 100 м. По леднику № 538, сначала покрытому небольшим слоем снега, затем открытому, до его языка, спуск по осыпям у левого борта к леднику Чон-Аксу. По открытому леднику вниз, затем траверсом осыпного склона у правого борта выход на морены, по ним до травки. Выход по долине к месту вытекания притока Чон-Аксу из-под моренного вала.

С утра пасмурно, небольшой снег, после обеда – переменная облачность

верховья р. Чон- -Аксу – р. Чон- -Аксу – МТФ – пос. Григорьевка (на автомобиле)

10.30 – 15.10

С места ночёвки по лугам к р. Чон-Аксу, брод (разливы), затем по хорошей тропе вниз по долине, в районе МТФ попутный грузовик до Григорьевки.

С утра ясно, затем переменная облачность, в обед небольшой дождь.

Итого: 117 км.

(по карте масштаба 1:100000, без учёта коэффициента)

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Ритм движения группы – переход 45 минут, привал – 15-25 минут (если не оговорено особо). Определения правый-левый по отношению к ледникам и рекам даны в орографическом смысле. Длина верёвок – 2 по 40 м, 2 по 50 м. Высоты и расстояния даны по данным GPS. Время местное, Астанинское (+2 часа к Московскому).

1 день, 2 августа.

Поезд припоздал в Алматы, прибыли около 8.30, на перроне нас уже встречали Даша, Лена и Ира, прилетевшие самолётом. Пока нас ждали, нашли машину до “Чимбулака”, но дорого – 100 долларов. Водитель оставил номер своего мобильного. На вокзале искали пункт регистрации, но не нашли, тётеньки около камеры хранения порекомендовали обратиться в Жетысусское РУВД, заметив, что регистрация проходит сейчас по месту жительства. До РУВД можно за 20-25 минут дойти пешком. Адрес – проспект Райымбека, 160 (бывш. Ташкентская улица), от вокзала прямо по улице вверх, до первого пересечения, это и есть искомый проспект. По подземному переходу переходим на другую сторону и идём направо несколько кварталов, ориентир – напротив РУВД мост. Собственно регистрация проходит в отделе миграционной полиции. Приведём расписание его работы: пн-пт 10.00 – 12.30, 16.00 – 19.00, сб 10.00 – 13.00, чт – профилактический день. Ходила туда инициативная группа с 7 паспортами, девчёнкам в аэропорту регистрацию оформили автоматом на 90 дней, они ждали на вокзале. Другая инициативная группа направилась закупать бензин. Объяснив начальнику за стеклом, что жить по какому либо адресу мы не будем, а будем ходить по горам, мы получили соответствующие отметки и печати в миграционные карты (выдаются в поезде при пересечении границы). Нужно было оплатить сбор в размере 760 тенге + 50 тенге комиссия в кассе рядом. Деньги выгоднее менять не на вокзале, нашли максимальный курс 1 рубль = 4,43 тенге. Следует обратить внимание на дату, до которой делают регистрацию, у нас обратные билеты на 22 августа, должен быть ещё запас на езду в поезде по Казахстану + 2 дня. Пока мы ходили регистрироваться, ребята купили 15 л бензина АИ-76, продать в пластиковые канистры согласились только на второй бензоколонке. Позвонили водителю, но вспомнили, что не отправили телеграммы о начале маршрута. На почте у вокзала телеграмм не отправляют, нас направили в другое отделение, на пересечении Ташкентской – Фурманова (в Алматы все объекты люди указывают обычно не как у нас, а заданием пересечения улиц), это как к РУВД, но переходить дорогу не надо, и идти налево, а не направо. Две телеграммы, по 10-15 слов каждая, обошлись дорого – около 500 рублей на наши деньги. Вернулись – а наши уже грузятся. К спасателям решили не ехать, пос. Акжар где-то под Алматы – далеко. На период похода мы все застраховались, и в случае серьёзной аварии планировалось дойти до людей, связаться с представителями страховой компании в Москве, и они по идее должны сами выйти на ближайший местный спасотряд и договориться о транспортировке и лечении. Приведём телефон “Республиканского оперативно-спасательного отряда” (РОСО): 8-(3272)-95-79-11.

Погрузились и в 12.15 выехали от вокзала. Терять время на поиск более дешёвого транспорта не стали. 13.20 – мы на “Чимбулаке” у канатки. Водителю отдали 12 000 тенге. На перевал Большой Талгарский идут три очереди канатной дороги, работали две первые. Время работы с 10 до 17, стоимость – 400 тенге очередь.

После акробатических упражнений по запрыгиванию и спрыгиванию со спаренных кресел с рюкзаками в 14.55 выдвинулись по хорошей широкой тропе на седловину. Жарко, достают слепни, в изобилии кружащиеся над нами. Вверх-вниз ходят отдыхающие в плавках и купальниках. В 15.15 получасовой привал. Оценили вес рюкзаков на себе, зародились мысли о заброске в долину реки Левый Талгар для разгрузки при прохождении перевалов Пионер и Иглы Туюксу. На это уйдёт день.

Фото 1. Вид с пер. Большой Талгарский
    (3160, н/к) в сторону л. Богдановича.
    За переход выходим на седловину, к правому по ходу её краю. Высота 3180 по приборам. К 17.00 за 10 минут по хорошей тропе выходим не сбрасывая высоты к пересыхающему озерцу, в которое впадает дохленький ручеёк (фото 1). Здесь среди травки площадки под палатки, впереди осыпной взлёт на правобережную морену ледника Богдановича.

Недалеко от нас стоит команда МГУ под руководством Екатерины Зеленцовой, с четырьмя участниками которой мы ехали в поезде в одном вагоне, они идут 5 к.с. и тоже пойдут перевал Пионер и параллельный Иглам Туюксу перевал Седло Туюксу. У них мы проконсультировались о возможности за день управиться с заброской. Сами они заносят заброску в те же края, но с ночёвкой, уходят сегодня.

Наш план на завтра – руководитель и трое ребят уходят рано утром и уносят в заброску еды и бензина на 12 дней, остальные пассивно аклиматизируются в лагере и гуляют до “Чимбулака”. Заброску планировалось закопать у селевой плотины с озером, что примерно в 1 км ниже по течению от “Солнечной поляны”. После прохождения пер. Иглы Туюксу и спуска по р. Туристов, затем по р. Левый Талгар планировалось забрать заброску, по селевой плотине перейти с левого на правый берег и идти к устью реки Улькун-Мынжилки, что заставляет делать крюк, но не требуется бродить Левый Талгар выше слияния с рекой Туристов, как планировалось изначально.

2 день, 3 августа.

Фото 2. Пер. Малый Талгарский (2770, н/к)
    со спуска с пер. Большой Талгарский.
    С утра погода пасмурная, выход на заброску в 7.30. С перевала Большой Талгарский вниз по тропе к чистому проточному озеру (25 минут от перевала), затем тропа траверсом травянистых склонов выходит на “седловину” пер. Малый Талгарский (фото 2). На нём в 8.25, привал 25 минут. Далее тропа уходит вправо траверсом снова по травянистым склонам, затем серпантином уходит вниз, местами круто, путь преграждают поваленные сухие стволы. Тропа входит в лес и идёт довольно круто прямо вниз, периодически перелезаем или подлезаем под поваленные деревья.

В 10.00 выходим на берег Левого Талгара, сбросив от места ночёвки около 1 км. Здесь многочисленные стоянки рядом с круто уходящей вверх по лесистому склону тропой. По пути встретили возвращающихся МГУ-шников. Довольно долго отдыхаем и заклеиваем ноги. Выходим в 10.40 и за три перехода к 13.30 доходим до цели. Шлось с непривычки тяжело. Тропа вдоль реки идёт по живописному лесу, пересекая старые селевые выносы в начале, затем в конце снова выходит на обширный сель, где и теряется, последние полперехода без тропы, за 200-300 м до озера пересекаем мощное русло глубиной 3-4 м с крутыми конгломератными берегами и небольшим ручейком на дне, место, где удобно его перейти, помечено туриками.

На берегу озера отдыхаем, перекусываем, находим место под заброску в виде ниши под здоровенной глыбой на берегу вышеупомянутого русла.

15.45 – 16.55 налегке вернулись к началу подъёма на Малый Талгарский.

17.25 – 18.25 в быстром темпе поднялись на перевал, после чего, уставшие, ещё за два перехода дошли до лагеря к 20.30, сделав привал у озера. Поужинали вместе со всеми в темноте, перед сном ходили на Большой Талгарский смотреть и фотографировать ночной город Алматы.

3 день, 4 августа.

С утра идёт дождь, выходим только в 10.05, когда он более-менее стих. За переход в касках поднимаемся на моренный вал, местами тропа. После привала идём по ровным осыпям у левого борта ледника, вначале встречается множество туриков. Обходим слева большую остроконечную скалу и выходим в 12.10 на ровные площадки левобережной покровной морены ледника недалеко от взлёта пер. Пионер. Далее по ходу ледник поворачивает налево и уходит ледовым взлётом в цирк пер. Комсомольский, на который у нас запланирован радиальный аклиматизационный выход по неопределяющей стороне. Учитывая аклиматизацию за время заноса заброски и то, что у нас отставание на 1 день от графика, решаем на радиалку не идти, перевалить Пионер сегодня. Организовываем обед, вода в больших количествах рядом.

Фото 3. Подъём на пер. Пионер (3870, 1Б)
    со стороны л. Богдановича.
    В 14.10 выходим по направлению к перевальному взлёту (фото 3), проходим пологую осыпь на льду и начинаем подниматься на перевал по центру снежного склона крутизной 30˚, идём прямо в лоб. В левой по ходу части взлёта под крутыми склонами пика Пионер многочисленные следы камнепадов.

После обхода траверсом влево небольшого ледового обнажения выходим к левому по ходу краю взлёта под бергшрунд, который пересекает весь склон. Здесь уже не камнеопасно – влево уходят некрутые осыпи.

Фото 4. Верхняя часть подъёма
    на пер. Пионер.
    Время 15.10. Докапываемся до льда и провешиваем 1 верёвку вдоль ручья через бергшрунд, выше которого склон чисто ледовый, крутизна 25-30˚. Далее склон выполаживается, идём индивидуально в кошках, затем крутизна снова нарастает до 30-35˚, появляется большое количество вмёрзших в лёд камней (фото 4). Уходим на осыпь слева, где снимаем кошки, собираемся вместе и по осыпи плотной группой выходим на седловину к 16.55.

Протяжённость снежного склона до бергшрунда около 250 м, ледового после перил 50-70 м до осыпи, по осыпи около 50 м. С перевала снимаем записку туристов из г. Костанай от 27 июля 2006 года, руководитель Чернобель С. Н., 2 к.с.

Фото 5. Спуск с пер. Пионер (3870, 1Б)
    к озеру у л. Маншук Маметовой.
    Спуск с перевала начинаем в 17.45 по тропе, идущей небольшими траверсами по осыпному склону крутизной 30-35˚ и протяжённостью 250-300 м (фото 5). Идём плотной группой, в нижней части склона тропы нет, осыпь там крупная, неудобная.

К 18.15 спускаемся к моренам, окружающим озеро под крутым языком л. Маншук Маметовой, есть площадки под палатки.

После привала за 15 минут к 18.45 выходим по тропе на ночёвки “Альпенград”, где и встаём лагерем. Вода в 30 м по тропе влево, небольшой ручеёк.

4 день, 5 августа.

С утра ясно, выходим в 8.00. От ночёвок “Альпенград” одна тропа уходит правее, вниз в долину р. Малая Алматинка, другая левее, через ручей, идём по последней. Тропа траверсирует травянистые склоны, затем проходит среди неприятных разрушенных скальных выходов, применяем элементы лазания, есть куда падать. В конце тропа снова траверсом травянистых склонов выводит к моренам ледника Туюксу, поднимаемся на небольшой моренный вал и делаем привал.

Дальше идём по средней и крупной осыпи, изредка встречаются турики. Начинаем траверсировать осыпные склоны у правого борта правой ветви л. Туюксу. Делаем привал, недалеку внизу язык ледника, из-под которого вытекает мощный мутный поток. Впереди уже видны пер. Иглы Туюксу и пер. Седло Туюксу.

Продолжаем движение траверсом осыпного склона, выходим на покровную морену на пологой части ледника, проходим по ней практически до конца, время 11.30. Решаем, что перевал Иглы Туюксу сегодня идти уже поздно, обедаем (вода на леднике), ровняем площадки под палатки. Вскоре подходит команда МГУ, прошедшая пер. Пионер сегодня, они встают на морене ниже нас.

Загораем, стираемся, наблюдаем за нашим перевалом. В цирке хорошо просматриваются перевалы (слева направо) Орджоникидзе (2А), Партизан (2Б), Седло Туюку (3А). На небе плывут редкие облака, солнце светит прямо на склон нашего перевала, справа и особенно слева от немного выдающегося ледового взлёта всё в следах камнепадов.

Фото 6. Подъём на пер. Иглы Туюксу
    (3975, 2Б) с л. Туюксу.
    Выбираем путь подъёма по ледовому взлёту правее желобка с ручьём в нижней его части (фото 6), решаем провесить сегодня ближе к вечеру, чтобы не вытаяли буры, все 4 имеющиеся верёвки. Заниматься этим будут руководитель, Дима и Юра.

Выход в 17.15, 20 минут под начало ледового взлёта, первые две верёвки склон 30-35˚, затем крутизна увеличивается до 40-45˚. На первых двух верёвках существует опасность падения вытаивающих из склона камней, они пару раз пролетали мимо, справа от ледового взлёта и слева от желобка камни ходили гораздо чаще.

В 20.20 вернулись в лагерь, где выяснили что завтра в 7.00 этот перевал также пойдёт группа из Иркутска в количестве 5 человек.

5 день, 6 августа.

Выход в 7.00, небо чистое, солнце за хребтом, прохладно. Преодолев 4 навешенные вчера верёвки, продолжили вешать перила, лидер идёт с разобранным рюкзаком. Крутизна склона 40-45˚, через 3 верёвки склон переходит в снежный крутизной 40˚, снег плотный, держит надёжно, станции организуем на двух ледорубах.

Когда проходили последние верёвки по льду, слева вынырнула команда из Иркутска, они начали подниматься немного позднее нас, шли, видимо, ближе к описанному Вуколовым пути подъёма слева вдоль скал, пользуясь тем, что там с утра не сыпет, а склон положе и снежный. Солнце между тем встало как раз откудо-то из-за перевала и к 10 часам полностью осветило склоны, но опасный участок уже далеко внизу.

Иркутчане шли параллельно нам, но вскоре обогнали и скрылись за перегибом. Пройдя 4 верёвки по снегу и ещё около 50 м с попеременной страховкой, решили, что уже достаточно полого, пошли в связках одновременно по следам иркутчан. Через примерно 100 м путь преградил мощный бергшрунд шириной около 3 м, частично забитый снегом. По большой снежной пробке-мосту преодолели его с попеременной страховкой и через 50-70 м некрутого снежного склона вышли к узкой седловине в скалах с замёрзшим озерцом рядом.

Время 14.15, высота по приборам 4110. Снята записка группы из Иркутска от 6 августа 2006 года, рук. Стрелюк А. Л., 4 к.с. Обедаем. На седловине мобильник уже не видит сеть, а с верхней части подъёма удавалось отправить СМС в Москву. Также связь была на пер. Пионер, на привале у морен л. Туюксу.

Спуск с перевала начинаем в 16.15 по достаточно широкому кулуару по осыпи слева от снежника, идём плотной группой, закладывая небольшие траверсы, вскоре осыпь становится мелкой и болеее удобной. Последние 50 м по неприятной осыпи на льду, всего около 250 м склона.

В 17.00 делаем привал в своеобразной неглубокой чаше, образованной моренами ледника Южный Партизан, который виден слева по ходу сбоку. На дне чаши снежники, протекает небольшой чистый поток с ледника.

В 17.30 выдвигаемся дальше, спускаемся по осыпям хаотических моренных нагромождений, часто “живые” камни, забираем налево по диагонали к отрогу хребта. За переход доходим до последнего осыпного спуска у склонов отрога, внизу уже травка, пасутся горные козлы.

Фото 7. Пер. Иглы Туюксу (3975, 2Б) из
    верховьев р. Туристов.
    После короткого спуска идём вдоль пересохшего русла, морены отступают, открывается панорама верховьев реки Туристов. Переходим по камням один из её истоков и встаём в 19.00 лагерем на ровных травянистых площадках, здесь стоит несколько групп, в том числе и МГУ, они прошли свой перевал раньше нас, хотя начинали утром мы одновременно. Группа из Иркутска ушла дальше.

6 день, 7 августа.

Фото 8. Устье р. Улькун-Мынжилки
    из долины Левого Талгара.
    Выход в 8.00, ясно. Переходим реку обратно, здесь начинается тропа левым берегом, по которой к 8.50 мы выходим к слиянию реки Туристов с Левым Талгаром. По хорошей тропе левым берегом Левого Талгара выходим за два перехода к разливам на “Солнечной поляне” в 11.00. Это около 1 км ниже по течению от места впадения в Левый Талгар реки Улькун-Мынжилки (фото 8), немного выше их слияния находятся также обширные поляны с многочисленными выложенными из камней вдоль тропы названиями городов, клубов, дат. Решаем принести заброску на “Солнечную поляну”, пообедать и бродить Левый Талгар там же, чтобы уменьшить крюк на пути к устью реки Улькун-Мынжилки и избежать хождения вдоль озера после перехода по селевой плотине, там местами нет тропы, осыпные склоны.

Фото 9. Озеро у селевой плотины
    на р. Левый Талгар.
    В 11.20 мужская часть группы в полном составе уходит налегке за заброской, тропа сначала немного набирает высоту, затем входит в лес и довольно круто спускается к озеру, выходя на селевую плотину у самой воды в кустах, место помечено туриком. При спуске открывается вид на озеро сверху (фото 9).

Дорога до заброски заняла 20 минут. Хотя мы старались заложить заброску камнями получше, торчащий из одного из пакетов батон колбасы кто-то основательно отгрыз. В 12.40 вернулись обратно.

Вскоре подошла группа МГУ, у них полуднёвка. Они посоветовали нам идти левым берегом реки Улькун-Мынжилки, там в начале тропа, нет прижимов.

После обеда и распределения заброски в 15.00 выходим бродить реку. Первые пару рукавов можно перейти легко, дальше идёт основное русло, которое переходили в месте разделения его на 3 рукава стенками по 2-4 человека, выбирая наиболее широкий участок каждого рукава, маневрируя между ними по каменистым островкам. Уровень воды немного выше колена, течение довольно сильное. Затем перешли индивидуально 1-2 неглубоких рукава и в 15.45 оказались на правом берегу в хвойном леске.

Переобулись, согрелись и в 16.20 двинулись вверх по реке, тропа в лесу постоянно терялась, но вскоре, после преодоления зарослей, мы снова вышли на неё и в 17.00 встали лагерем у устья р. Улькун-Мынжилки, подыскав и подровняв пару площадок в камнях. Рядом есть чистый ручей. Брод решили отложить на утро, надеясь что вода спадёт. Далеко вверх по реке мы сегодня уже не ушли бы, а ровных мест не просматривалось. Как впоследствии выяснилось, с водой там тоже плохо.

7 день, 8 августа.

Выход в 6.50, небо по-прежнему чистое. За полчаса перебродили Улькун-Мынжилки у самого впадения в Левый Талгар, где речка разделяется на 2 потока. Уровень воды практически не упал, глубина максимум по колено, ширина 2-3 м, опасности сноса не было. 7.40 – 8.25 сделали переход вверх по реке.

Тропа идёт траверсом травянистого склона, резко набирая высоту, обходит сверху участки крутого конгломерата. Сделали привал после выполажиавания, наконец-то нас осветило солнце. Тропа дальше потерялась, идём по траве, река довольно далеко внизу. Пересекаем перепрыгиванием с большого камня мутный поток сбоку. Проходим ещё немного и делаем привал, впереди видны моренные холмы. Хочется пить, но нормальной воды нет, набираем из этого мутного потока.

Следующий переход среди моренных холмов, несколько осыпных подъёмов. Привал делаем на ровном осыпном плато, впереди виден ледник Калесника. Солнце припекает, воды нет. Нам нужно забирать налево к леднику Северцова.

Через полперехода выходим к небольшому и совсем неглубокому потоку, очевидно к леднику Северцева вдоль него. Переходим его по камням, вода чистая, 12.20 – 14.40 обедаем.

Фото 10. л. Северцова, на заднем плане
    пер. Северцова (4250, 1Б) и
    пер. МЮД (4200, 1Б).
    Далее идём правым берегом потока, заворачиваем вдоль него налево, начинается некрутой протяжённый подъём по осыпям. После выполаживания привал, впереди видно язык л. Северцова, за ним пик МЮД, справа от которого одноимённый перевал, слева вершина С. Стальского (фото 10).

Траверсом осыпного склона у правого борта ледника выходим на уровень пологой его части, привал. В результате небольшого разведочного выхода находим пригодное место для лагеря на покровной морене у того же правого борта ледника. В 18.00 встаём там на ночёвку, пришлось подровнять площадки в мелкой осыпи. Вода на леднике.

8 день, 9 августа.

Фото 11. Пер. Сулеймана Стальского
    (4350, 2Б) с л. Северцова.
    С утра ясно, выход в 7.40. За два перехода по ровному открытому леднику выходим в цирк пер. С. Стальского, преодолев в конце некрутой подъём по льду.

Непосредственно на седловину перевала, находящуюся слева от одноимённой вершины, ведёт протяжённый кулуар со снежно-осыпным дном (фото 11), по которому из-за камнеопасности уже давно не ходят.

Фото 12. Соседняя слева седловина
    от пер. С. Стальского.
    Основным нашим вариантом выхода на перевал был подъём на соседнюю слева седловину с дальнейшим траверсом безымянной вершины вправо, как описано в [5]. Однако подъём туда (фото 12) показался нам небезопасным – после участка осыпи протяжённый снежный склон с выходами скал вверху, солнце уже вовсю освещает весь взлёт, возможны падения камней. Альтернативным вариантом было подняться на протяжённый гребень справа от вершины С. Стальского, и выходить на перевал через неё.

Фото 13. Ледовый язык на южном гребне
    пика С. Стальского.
    Выйти на этот гребень можно по сползающему с него огромному ледовому языку (фото 13), что по нашим оценкам потребует навески 4-5 верёвок по льду, а затем столько же по расстоянию по выполащивающемуся снегу, где тоже потребуется страховка, либо через перевал Северцова, который правее. Выбираем последний вариант как самый технически простой, правда он самый длинный.

Фото 14. Подъём на пер. Северцова
    (4250, 1Б) с л. Северцова.
    Под взлётом пер. Северцова (фото 14) одеваем системы и кошки и в 9.50 начинаем подъём по снежному склону крутизной 30-35˚ в направлении правого края скал на седловине, закладывая небольшие траверсы. Протяжённость склона по нашим оценкам около 300 м, примерно на 1/3 и 2/3 преодолеваем бергшрунды с попеременной страховкой, подыскав места, где они получше засыпаны. Снег ещё не раскис, держит хорошо. После второго бергшрунда вместо того, чтобы продолжить движение прямо вверх, где крутизна склона возрастает, есть ледовые обнажения, может потребоваться навеска 2–3 верёвок перил, уходим травесом налево к осыпному склону между скальных выходов, рассчитывая, что по нему подняться будет проще. Это оказалось не так. Осыпь неустойчивая, норовит съехать пластом вниз, идти и даже просто стоять на ней неудобно. Пройдя около 50 м начинаем двигаться по одному вверх вдоль скального выхода слева, придерживаясь за выступы руками, скалы сильно разрушены, стоящие укрываются от возможного падения камней из-под идущего за углами. Дима с Юрой проковырялись по правому краю осыпи и к 11.30 были уже на седловине, у остальных дело идёт гораздо медленнее. На одном из участков после прохождения пяти человек из под ног Серёги вывалился кусок скалы размером с большой чемодан и уехал вниз. Оставшимся двоим провешиваем 40 м верёвки, закрепив за выступ в верхней части скального выхода, где собрались остальные, и они зажумаривают по осыпи подальше от скал. Дальше ребята сверху провесили нам 50 м перил по узкому снежно-ледовому галстуку крутизной до 40˚, по которым мы вышли на широкий пологий снежно-ледовый гребень с торчащими скалами левее на 100 м собственно перевала Северцова. Время уже 13.30. По границе скал и льда течёт ручей, решаем пообедать и подумать, что делать дальше. Протяжённый гребень к вершине С. Стальского идёт вначале совсем полого, затем просматриваются несколько взлётов, скорее всего придётся навешивать перила, сегодня мы успеем выйти только на седловину и там заночевать.

Фото 15. Пер. Суровый (4300, 2А*) и пер.
    Бивачный (4250, 2А) со спуска с
    пер. Северцова на л. Богатырь.
    На спуск по определяющей стороне, где ожидается протяжённый крутой в верхней части снежно-ледовый склон и подход к перевалу Суровый времени явно не хватит. То, что перевал Суровый следует идти как можно раньше утром, для чего подходить к нему как можно ближе, стало ясно при просмотре его с начала спуска с пер. Северцова (фото 15). Виден протяжённый узкий кулуар со снежным дном, у подножия которого россыпи камней. Таким образом в середине похода мы исчерпываем все запасные дни. Руководитель принимает непопулярное решение порезать маршрут и идти пер. Северцова насквозь с последующим выходом по леднику Богатырь и реке Юго-Восточный Талгар к устью р. Жангарык, где мы попадём на заявленную нитку маршрута, ликвидировав отставание.

Фото 16. Пер. Северцова (4250, 1Б) с
    л. Богатырь.
    Выходим в 15.30, полого спускаемся на перевал Северцова, который представляет собой неглубокий узкий прогал. Снята записка группы из Красноярска от 7 августа 2006 года, рук. Кучерявый В. О., 4 к.с. Связываемся и начинаем спуск по закрытому леднику, вначале пара участков крутизной 25-30˚ приблизительно по 100 м, затем полого вниз (фото 16). Получасовой привал в 16.45.

Вскоре начинаются снежные болота, затем ледник открывается, развязываемся, после двух переходов встаём лагерем на замеченных ровных площадках на левобережной морене напротив ледника Уральцев. Время 19.00. Осыпь типа песка, места под палатки практически не пришлось подравнивать, вода на леднике. Отмечаем день рождения Тёмыча.

9 день, 10 августа.

Выход в 9.35, вчера вечером натянуло облачность, а сегодня с утра снова ясно. Идём по ровному леднику ближе к левому борту, изредка обходя открытые трещины. Обходим вал большой покровной морены прижавшись к левому борту, затем маневрируем между крутых участков льда и выходим к языку ледника. Нам нужен правый берег Юго-Восточного Талгара, поэтому забираем вправо от вытекающих из-под ледника потоков, спуск с ледника местами крут, но обходимся без кошек. Чтобы выйти на правый берег мутного потока, текущего вдоль края ледника, проходим с рубкой ступеней по короткому участку, где он затекает под лёд. Привал, есть ручеёк с чистой водой, с момента выхода прошло около часа.

Следует отметить, что ледник по данным приборов длиннее чем обозначено на карте на 600 м. Невдалеке большое мутное озеро, которое сильно обмелело. За преход проходим вдоль его берега и делаем привал на ровных осыпях, рядом группа из нескольких крохотных очень чистых озёр. Дальше начинает появляться травка, короткий участок явной тропы, которая пропадает. Встречаем следы деятельности человека в виде поваленнной деревянной треноги, какой-то будки типа собачьей, сломанной скамеечки, ржавых консервных банок. Идём довольно далеко от реки, проходим заросли невысоких колючек, спускаемся плотной группой по крутому конгломератному склону протяжённостью около 50 м в месте, где он полностью покрыт осыпью.

Сразу после спуска чистый ручеёк, делаем привал. Выход в 13.15, идём вдоль разливов реки по камням, разливы кончаются, идём берегом по траве, встречаются остатки тропы. Вскоре путь преграждают крутые конгломератные прижимы, уходим по травянистому склону круто вверх, на выполаживании в 14.00 делаем привал. Река далеко внизу. Отсюда просматривается вся долина Юго-Восточного Талгара вниз до самого впадения Жангарыка. Вызывает озабоченность каньон с крутыми конгломератными склонами, просматриваемый впереди.

Проходим до старого заросшего русла, где находим на дне несколько ямок, откуда можно начерпать воды, организуем перекус. Проведённая разведка показала, что каньон вполне проходим, ближе к реке он неглубокий и склоны не особо крутые.

Выходим в 16.30, спускаемся по этому руслу ближе к реке, выходим на берег каньона, пересекаем его по тропе, пробитой в конгломерате. На дне небольшой чистый ручей, на противоположном берегу турик. Дальше по долине идёт старая подзаросшая тропа, которую нужно отслеживать среди многочисленных зарослей кактусообразных колючек. Слева примыкает долина реки Южный Иссык, которая вытекает из ледника Корженевского. После слияния Южного Иссыка с Юго-Восточным Талгаром река согласно карте называется Чилик и вскоре широко разливается на большом протяжении, река Жангарык перед впадением в Чилик также имеет протяжённые широкие разливы. Очевидно, что при спуске по долине Южного Иссыка следует двигаться правым берегом, чтобы перебродить Чилик в разливах (если надо попасть на левый берег Жангарыка).

Поворачиваем направо в долину Жангарыка, идём по хорошей тропе траверсом травянистых склонов, тропа вначале даже сбрасывает высоту. Далее тропа идёт по траве по ровному берегу, постепенно приближаясь к реке, набора высоты нет. Пора вставать на ночёвку, встречаются пересохшие русла ручьёв, а хотелось бы чистой воды для ужина. Решаем идти до ближайшего обозначенного на карте левого притока Жангарыка, когда пришли туда, обнаружили очередное сухое русло.

Прошли ещё около 1 км и встали на ночёвку в 20.00, мутную воду брали в ручье-ответвлении основного русла реки, через час вода там на радость нам стала совершенно чистой и прозрачной. От перекуса в долине Юго-Восточного Талгара сделали 3.5 перехода.

10 день, 11 августа.

Выход в 9.15, небо ясное, припекает солнце. Привал в 10.00, прошли 3 км, набрали около 90 м. 10.25 – 11.20 сделали ещё переход. Несколько раз видели сурков, которые издавали громкие пронзительные звуки, постоянно встречаются их норки. После получасового привала двадцать минут идём до глубокого русла с отвесными конгломератными берегами, находим удобное некрутое место и спускаемся в него, переходим по камням текущий там крупный чистый ручей, делаем привал чтобы попить.

Выходим в 12.35, вылезаем из русла, идём дальше по вновь найденной тропе, обходя справа зелёный холм, начинается спуск в сторону реки, россыпи камней, трава редеет. Далеко впереди уже виден ледник Жангарык.

В 13.05 организуем обед у чистого ручья. На обеде переворачиваем кан с супом, поэтому выходим только в 16.00. Идём вдоль реки по камням, бродим перед выходм к моренным холмам мутный приток Жангарыка, воды максимум по колено. Время 16.40, делаем привал.

Фото 17. л. Жангарык из верховьев
    р. Жангарык.
    Выходим в 17.00, после непродолжительного подъёма по осыпи и петляния между осыпных холмов спускаемся на ровный каменистый берег. Сверху открывается красивый вид на лежащий слева за рекой гигантский язык ледника Южный Жангарык, его поверхность необычной формы, вся бугристая. Проходим берегом реки, привал 17.45, наблюдаем за одиноким горным козлом с большими рогами.

До ледника Жангарык уже близко (фото 17). 18.00 – 18.30 последний на сегодня переход, встаём недалеко от языка ледника на ровных осыпях, перейдя по камням неглубокий широкий поток с чистой водой.

11 день, 12 августа.

Фото 18. Пер. 70-летия Октября (4350, 2А)
    с л. Жангарык.
    Выход в 7.55, по прежнему ясно. Поднимаемся на ледник по некрутому льду без кошек, идём по диагонали налево и в 8.35 делаем привал на протяжённой срединной морене, делящей ледник вдоль пополам. 8.50 – 9.30 переход по центру правой ветви ледника Жангарык, перидически маневрировали между открытыми трещинами. Открывается вид на перевал 70-летия Октября вдалеке(фото 18).

После привала выход в 9.50, через 20 минут доходим до закрытой части ледника, связываемся. 10.30 – 11.40 выходим по закрытому леднику в цирк перевала, в конце маневрировали между трещинами, некоторые из которых заметны, лидер несколько раз проваливался по колено.

Фото 19. Путь подъёма под взлёт перевала
    70-летия Октября (4350, 2А).
    Стрелками отмечено место
    выката камней.
    12.00 – 13.00 поднимаемся в связках траверсом некрутого снежного склона на верхнее плато перед собственно перевалом, обходя слева крутой снежный взлёт с крупными разломами (фото 19).

Фото 20. Перевальный взлёт пер.
    70-летия Октября.
    Перед выходом на плато прижимаемся ближе к разломам, чтобы не попасть на камнеопасный участок. После привала за 15 минут подходим к подножию перевального взлёта (фото 20), развязываемся, одеваем кошки. По снежному склону крутизной до 45˚ и протяжённостью 50 м по очереди выходим на нижний край бергшрунда, где можно удобно расположиться на полке. От бергшрунда вверх уходит ледовая стенка крутизной 70˚.

В 14.00 лидер с ледовым инструментом и ледорубом начинает лезть вверх, это заняло 20 минут. Страховку в него встёгивали через разрывной амортизатор. Протяжённость стенки в этом месте 17 м.

В 15.25 все на ледовой седловине, покрытой тонким слоем снега, рюкзаки вытягивали отдельно. Готовим обед, небо ясное, любуемся красивыми видами гор. В разрушенных скалах справа нашли консервную банку с незаполненным бланком записки спортклуба “ФИРН” г. Зеленогорск Красноярского края, сложили тур, оставили свою записку.

Фото 21. Пер. 70-летия Октября (4350, 2А)
    с верхнего плато л. Кеминский.
    В 17.30 начали спуск в связках по пологому закрытому леднику Кеминский (фото 21),

Фото 22. Путь по пологой части
    л. Кеминский, отмечено место ночёвки
    на морене.
    вышли на край протяжённых ледовых сбросов, отсюда открывается вид на пологую часть ледника, всю изрытую большими воронками трещин (фото 22).

Спуск на пологую часть ледника по некрутому снегу, обходя ледовые сбросы слева. Обходим крупные трещины, несколько участков, где тропим по снегу по колено и выше. Дальше идём прижимаясь к правому краю ледника, где тропёжки по снегу нет и не видно крупных трещин. Ближе к центру идти невозможно – очень глубокий снег.

Навешиваем 50 м перил по льду крутизной 30-35˚ вниз, затем с попеременной страховкой проходим участок снежного склона около 30 м, подрезанный забитой снегом трещиной, которую переползаем по хрупкому ледовому мостику.

Дальше в связках одновременно по некрутому снежному склону около 100 м, снова выходим на ровную часть ледника, идём в направлении небольшой покровной моренки у правого борта, где планируем встать на ночёвку.

Маневрируем между многочисленными крупными трещинами, снежные и ледовые мостики смотрятся ненадёжно, иногда применяем попеременную страховку. Перед самым выходом на моренку ледник открывается. Встаём лагерем в 20.30, начинает темнеть. Приходится поискать и поровнять места для палаток. Вода на леднике.