Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Александр Зотов, г. Москва, турклуб МГТУ им. Баумана

Отчет
о горном походе 4 к.с. по Северному Тянь-Шаню (Заилийский Алатау и Кюнгей Ала-Тоо), август 2006 г.

Содержание

I. Справочные сведения
- Подробная нитка маршрута
- Сравнительный график заявленного и пройденного маршрутов.
- Определяющие препятствия маршрута
- Состав группы

II. Содержание отчёта
- Варианты подъезда и отъезда
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
- График движения
- Техническое описание прохождения группой маршрута
- Техническое описание перевалов
- Потенциально опасные участки на маршруте
- Дополнительные сведения о походе: снаряжение, аптечка, ремнабор
- Картографический материал
- Координаты и высоты некоторых характерных точек маршрута

Техническое описание прохождения группой маршрута (продолжение)

12 день, 13 августа.


Фото 23. Вид на л. Кеминский
с места ночёвки.
Выход в 10.35, ясно. Просматривается путь нашего вчерашнего спуска по леднику с верхнего его плато (фото 23), выглядит всё достаточно безобидно. Идём вниз по открытому леднику, смещаясь к левому борту, выходим на левобережную морену, справа остаётся уходящий вниз язык ледника с хаотичекими моренными нагромождениями в конце. Проходим по гребню морены, спускаемся налево по осыпи, траверсом осыпного склона выходим к выполаживанию. В 11.35 привал на осыпях.

Выходим в 11.55, несколько спусков по осыпям и за полчаса выходим на берег реки, вытекающей из-под соседнего ледника. Прямо перед нами за рекой осыпной подъём к леднику Рижский, видно вершину Кантбастау (фото 24).


Фото 24. Подъём к л. Рижский.
Среди камней оставляем заброску, чтобы не носить на озеро железо, верёвки, продукты на остаток маршрута.

В 12.55 выходим, идём по каменистому правому берегу реки, затем по маркированной турами тропе прямо вдоль воды, пересекаем обширное ровное каменистое пространство, далее река уходит под землю, образуя в этом месте небольшое озерцо. От него начинается трава, идёт хорошая тропа до озера Жасык-Кель, которая в конце спускается с моренного вала и траверсом травянистого склона выводит на ровные поляны на левом по ходу берегу озера, здесь многочисленные стоянки. На них в 14.20, ходим купаться, вода ледяная.

Обедаем, подходит группа турклуба “Вестра”, они шли перевал Журналистов, встают неподалёку. Остаток дня отдыхаем.

13 день, 14 августа.

С утра в озере плавает тонкая корочка льда. Погода хорошая, ясно. Выходим в 11.50 и к 13.10 возвращаемся к оставленной вчера заброске. Снова начинаем движение в 13.45, проходим берегом реки чуть выше, где она делится на несколько потоков, подыскивая удобные места, перепрыгиваем их по камням. Проходим правым берегом чуть вниз, без труда по камням пересекаем два небольших потока с ледника Рижский и начинаем подъём к нему по протяжённому осыпному склону в лоб.


Фото 25. Выход в цирк пер. Рижский
в обход ледопадного участка.
В 14.25 привал, затем за 15 минут к 15.00 выходим вверх к ручью у левого борта ледника, делаем обед. Язык ледника лежит слева внизу, в 17.00 выходим, короткий подъём по осыпи на льду выводит на покровную левобережную морену, по которой, плавно набирая высоту, проходим практически до её конца.

В 17.45 встаём лагерем на этой морене вблизи низкой седловины, ведущей на ледник Кантбастау, упоминаемой в отчётах как перевал Мультфильм, 1Б. В этом месте, судя по остаткам сожжёного мусора, и находятся стоянки, которыми пользуются при прохождении перевала Рижский. Вода рядом на леднике. Просматриваем пути подъёма в цирк перевала, более пологим кажется ледовый взлёт справа от ледопадного участка (фото 25), решаем завтра идти там.

14 день, 15 августа.

На небе редкие тучи, всё вокруг слегка припорошено мелким снегом, скалы и осыпи вершин по ту сторону долины, откуда мы поднимались, стали “с проседью”. Выход в 6.45. Прохладно. Системы надели ещё в лагере, по ровному открытому леднику подходим под взлёт, одеваем кошки и поднимаемся около 100 м по ледовому склону крутизной местами 25-30˚, оставляя ледопадный участок слева. После выполаживания маневрируем между открытыми трещинами.


Фото 26. Подъём на пер. Рижский (4180,
2Б) с л. Рижский.
В 7.30 выходим к закрытой части ледника, связываемся, продолжаем движение к перевальному взлёту. Приподнялись по пологому снежному склону, развязались и в 8.00 начали провешивать перила (фото 26).

Первые полверёвки ещё по снегу, дальше лёд, крутизна 30-35˚. Лидер шёл с разобранным рюкзаком, видимо поэтому бергшрунд под снегом обнаружился только под вторым участником, который провалился глубже чем по колено. Пришлось ходить маятником на верёвке, находя места где снег держит лучше.

Следует отметить, что бергшрунд был засыпан так, что обнаружился только при проваливании в него, а так даже намёка не было.

Следующие 3 верёвки по льду крутизной 45-50˚, поднимаемся прямо вверх в направлении правого края скал гребня, отходящего от вершины слева от перевала. Несколько небольших снежных зарядиков по 5 минут, но снега совсем мало.

На пятой верёвке ледовый склон выполаживается до 35-40˚, без особых трудностей преодолеваем два небольших бергшрунда, образующих ступеньки высотой примерно по 1 м каждая. Далее провешиваем 1 верёвку по снежному склону 30-35˚, затем склон выполаживается, но заметна трещина, поэтому провешиваем ещё одну верёвку, по ней вышли уже на седловину.


Фото 27. Спуск с пер. Рижский (4180, 2Б)
на л. № 538.
Седловина ледовая с тонким слоем снега, последняя верёвка закреплена на ледобуре. Время 11.10. В скалах слева нашли пустую ржавую консервную банку, сложили небольшой тур, оставили записку. Направо к вершине Кантбастау уходит широкий, вначале совсем пологий снежно-ледовый гребень.

Перекусили и начали спуск с перевала в 11.50 (фото 27). Провесили 50 м перил вниз по льду крутизной до 40˚, далее 50 м по снегу, вышли на контрофорс, идущий вправо-вниз. Продолжили спуск по его осыпному верху, ближе к концу оставленная кем-то станция с несколькими крючьями и петлёй из репшнура, но вертикальный спуск по скалам не просматривается, поэтому доходим до конца контрофорса, провешиваем 50 м перил вниз по льду вдоль скал. Крутизна до 40˚, спускаемся на снежный склон, по которому около 100 м до пологой части ледника № 538.

Спускаемся по цетру открытого ледника, язык его уходит вниз достаточно круто, выходим на осыпи у левого борта, проходим по ним вниз и в 13.50 становимся на обед в осыпях у правого борта ледника Чон-Аксу (№ 536).

Выходим в 16.25, идём по цетру большого открытого ледника Чон-Аксу вниз вдоль глубокого жёлоба с мощным потоком. В месте, где берега жёлоба сходятся, перешагиваем на левый его берег и идём дальше вниз, спускаемся к окончанию ледника. Здесь становится понятно, что идём не так – у языка ледника сходятся несколько потоков в таких же желобах, за ними моренные нагромождения. Вспоминаются слова из описания Вуколова о движении по правобережной морене. Возвращаемся назад, на пологую часть ледника к небольшой покровной моренке у правого борта, долго подыскивая где перейти желоб с водой обратно, делаем привал в 17.10.


Фото 28. Путь выхода с л. Чон-Аксу
траверсом осыпей у правого борта.
Выходим в 17.30, траверсируем осыпной склон у правого борта ледника в направлении характерной крупной рыжей осыпи (фото 28). Осыпь устойчивая, иногда обходим обнажения конгломерата. Достигнув рыжей осыпи идём траверсом по ней, язык ледника остаётся далеко внизу. Через 10 минут спускаемся по той же рыжей осыпи к грядке моренных холмиков, по которым выходим на уже на ровное поросшее травой пространство у правого борта долины. Привал в 18.20.

18.30 – 19.10 последний переход вниз по долине, колючки, следы жизнедеятельности скота, множество ветвящихся троп, в конце спускаемся с высокого моренного вала по тропе в конгломерате и оказываемся на левом берегу притока Чон-Аксу, который вытекает из-под этого вала, вода чистая. Находим ровную площадку на пологом травянистом склоне и встаём лагерем. Впереди луга, пасутся коровы, открывается широкая долина реки Чон-Аксу.

15 день, 16 августа.

Выход в 10.30, по подножию моренного вала переходим на правый берег притока, идём вдоль него лугами между пасущихся коров, выходим к реке Чон-Аксу, здесь у неё разливы, бродим несколько рукавов, воды максимум по колено, течение не сильное. Не желающих мочить ноги пастухи, у которых рядом летовка, перевозят на лошадях за небольшую сумму в 200 тенге на всех. У них же узнаём о том, что МТФ в долине функционирует и там можно найти транспорт, чтобы подъехать до Григорьевки. Подход к реке и брод заняли 50 минут, время 11.20. Ждём пока Юрец переоденется, он поскользнулся на камне и упал при преодолении реки. В 11.40 начинаем движение по хорошей тропе правым берегом Чон-Аксу, за переход проходим около 4 километров. Через пару переходов начинается обжитая часть долины, появляются две колеи, встречаются юрты, коши, пасётся скот, лошади. Ещё через пару переходов договариваемся после торгов с водителем попутной машины за 5000 тенге доехать до Григорьевки, едем в кузове грузовика вместе с местными киргизами, любуясь пейзажами предгорий.

В Григорьевке нас высаживают у автобусной остановки на шоссе, идущем по побережью Иссык-Куля, через час на маршрутке вместе с 4-мя новосибирцами с 2-мя детьми уезжаем в Чолпон-Ату за 600 сомов на всех. Курс 1 рубль = 1.4 сома по всему городу. Снимаем комнаты в частном доме недалеко от автовокзала за 120 сом на человека в день, до озера Иссык-Куль 20-25 минут пешком. Начинается четырёхдневная неспортивная часть нашего путешествия, описание которой выходит за рамки этого отчёта.

На следующий день отправили телеграммы об окончании маршрута в МГЦТК и в турклуб МГТУ, это обошлось около 150 сомов. На почте есть переговорный пункт и интернет-кафе, ещё одно рядом, оно подешевле. В городе можно посетить музей, посвящённый истории Кыргызстана и прииссыккулья в частности начиная с первобытных времён, есть кинотеатр с ежедневно обновляемым репертуаром. Можно заказать автобусные экскурсии, прогулку на лошадях по побережью. На рынке дешёвые арбузы, дыни, фрукты, в многочисленных кафешках можно нормально поесть за 150-200 сомов на человека. И, конечно же, купание в Иссык-Куле. В общем, есть все условия для матрасного отдыха после похода по горам, чем мы и воспользовались.

Техническое описание перевалов.

Указано чистое ходовое время.

Перевал Пионер (3870, 1Б)

1. Местонахождение, что связывает.

Находится в Малоалматинском отроге хребта Заилийский Алатау между пиком Пионер и пиком Амангельды. Связывает л. Богдановича (долина притока р. Левый Талгар) и верховья реки Малая Алматинка.

2. Краткая характеристика.

Ориентация склонов север-юг. С севера к перевалу ведёт широкий снежно-ледовый склон протяжённостью 350-400 м и крутизной 30-35˚, примерно на 2/3 подъёма бергшрунд, пересекающий весь склон. Седловина широкая, осыпная, тур рядом с характерным скальным “пальцем” у восточного края седловины. Южный склон осыпной протяжённостью 250-300 м и крутизной 30-35˚, в верхней части от “пальца” набита тропа. Перевал посещается часто.

3. Описание прохождения.

С места ночёвки в касках поднимаемся на моренный вал л. Богдановича, местами тропа. Далее по ровным осыпям у левого борта ледника, вначале встречается множество туриков. Обходим слева большую остроконечную скалу и выходим на ровные площадки левобережной покровной морены ледника недалеко от взлёта пер. Пионер.


Фото 29. Подъём группы на пер. Пионер.
Затем выходим по направлению к перевальному взлёту, проходим пологую осыпь на льду и начинаем подниматься на перевал по центру снежного склона крутизной 30˚, идём прямо в лоб. В левой по ходу части взлёта под крутыми склонами пика Пионер многочисленные следы камнепадов. После обхода траверсом влево небольшого ледового обнажения выходим к левому по ходу краю взлёта под бергшрунд, который пересекает весь склон. Здесь уже не камнеопасно – влево уходят некрутые осыпи.


Фото 30. Группа на пер. Пионер у
скального «пальца»,
фотограф А. Вереникин
Докапываемся до льда и провешиваем 1 верёвку вдоль ручья через бергшрунд, выше которого склон чисто ледовый, крутизна 25-30˚. Далее склон выполаживается, идём индивидуально в кошках, затем крутизна снова нарастает до 30-35˚, появляется большое количество вмёрзших в лёд камней. Уходим на осыпь слева, где снимаем кошки, собираемся вместе и по осыпи плотной группой выходим на седловину. Протяжённость снежного склона до бергшрунда около 250 м, ледового после перил 50-70 м до осыпи, по осыпи около 50 м. С перевала снимаем записку туристов из г. Костанай от 27 июля 2006 года, руководитель Чернобель С. Н., 2 к.с.

Спуск с перевала начинаем в по тропе, идущей небольшими траверсами по осыпному склону крутизной 30-35˚ и протяжённостью 250-300 м. Идём плотной группой, в нижней части склона тропы нет, осыпь там крупная, неудобная. Спускаемся к моренам, окружающим озеро под крутым языком л. Маншук Маметовой, есть площадки под палатки. Далее выходим по тропе на ночёвки “Альпенград”, где и встаём лагерем. Вода в 30 м по тропе влево, небольшой ручеёк.

4. Опасные участки.

  • камнеопасна прилегающая к склонам пика Пионер часть перевального взлёта с л. Богдановича
  • бергшрунд, пересекающий северный склон на 2/3 подъёма
  • потенциально камнеопасна самая верхняя часть взлёта с севера под “пальцем”

5. Время прохождения участков.

выход на моренный вал л. Богдановича – 45 мин

подход к площадкам на левобережной морене – 1 ч 50 мин

подход под взлёт и подъём до бергшрунда – 1 ч

подъём от бергшрунда на седловину – 1 ч 30 мин

спуск с перевала – 30 мин

подножие перевала – ночёвки “Альпенград” – 15 мин

6. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Верёвка основная по 1-ой на 2-3 человека, при наличии значительных ледовых обнажений на северном склоне могут потребоваться ледобуры и т. п.

7. Возможные места ночлега.

Стоянки у озерца под моренным валом л. Богдановича, площадки на покровной морене у левого борта л. Богдановича вблизи перевального взлёта, площадки у озера под языком л. Маншук Маметовой, ночёвки “Альпенград”.

Перевал Иглы Туюксу (3975, 2Б)

1. Местонахождение, что связывает.

Находится в Малоалматинском отроге хребта Заилийский Алатау между пиком Партизан и 7-ой Илой Туюксу (массив Иглы Туюксу). Связывает правую ветвь л. Туюксу (она же л. Игл Туюксу, долина р. Малая Алматинка) и л. Южный Партизан (долина р. Туристов).

2. Краткая характеристика.

Ориентация склонов северо-запад – юго-восток. С северо-запада на перевал ведёт снежно-ледовый склон протяжённостью 500-550 м и крутизной до 45˚ в средней части, переходящий в наклонное плато со скрытыми трещинами и большим бергшрундом шириной около 3 м. Седловина – узкий пролом в скалах, рядом мульда с маленьким озерком, тур примерно в середине седловины. На юго-восток с перевала ведёт широкий кулуар с осыпным дном крутизной 30-35˚ и протяжённостью около 200 м, внизу ещё 50 м осыпь на льду, в верхней части кулуара большой снежник. Перевал посещается достаточно часто.


Фото 31. Начало провески перил с вечера
на пер. Иглы Туюксу.
3. Описание прохождения.


Фото 32. Провеска перил на
пер. Иглы Туюксу.
Вечером втроём подходим под начало ледового взлёта, начинаем провешивать перила по центру левее на 20 м желобка с ручьём, первые две верёвки склон 30-35˚, затем крутизна увеличивается до 40-45˚.

На первых двух верёвках существует опасность падения вытаивающих из склона камней, они пару раз пролетали мимо, справа от ледового взлёта и слева от желобка камни ходили гораздо чаще.

На следующий день преодолев 4 навешенные верёвки, продолжили вешать перила, лидер идёт с разобранным рюкзаком. Крутизна склона 40-45˚, через 3 верёвки склон переходит в снежный крутизной 35-40˚, снег плотный, держит надёжно, станции организуем на двух ледорубах.

Солнце между тем встало как раз откудо-то из-за перевала и к 10 часам полностью осветило склоны, но опасный участок уже далеко внизу. Пройдя 4 верёвки перил и ещё около 50 м с попеременной страховкой по снегу, решили, что уже достаточно полого, пошли в связках одновременно по следам предыдущей группы.

Через примерно 100 м путь преградил мощный бергшрунд шириной около 3 м, частично забитый снегом.

По большой снежной пробке-мосту преодолели его с попеременной страховкой и через 50-70 м некрутого снежного склона вышли к узкой седловине в скалах с замёрзшим озерцом в мульде рядом.


Фото 33. Работа на перилах на
склоне пер. Иглы Туюксу.


Фото 34. Работа на перилах на склоне
пер. Иглы Туюксу, примерно центр взлёта.


Фото 35. Преодоление берг-
шрунда перед выходом на
седловину пер. Иглы Туюксу.


Фото 36. Группа на седловине
пер. Иглы Туюксу, вид в сторону
р. Туристов. Фотограф А. Вереникин
Снята записка группы из Иркутска от 6 августа 2006 года, рук. Стрелюк А. Л., 4 к.с.

Спуск с перевала начинаем по достаточно широкому кулуару по осыпи слева от снежника, идём плотной группой, закладывая небольшие траверсы, вскоре осыпь становится мелкой и болеее удобной. Последние 50 м по неприятной осыпи на льду, всего около 250 м склона. Оказываемся в своеобразной неглубокой чаше, образованной моренами ледника Южный Партизан, который виден слева по ходу сбоку. На дне чаши снежники, протекает небольшой чистый поток с ледника. Выдвигаемся дальше, спускаемся по осыпям хаотических моренных нагромождений, часто “живые” камни, забираем налево по диагонали к отрогу хребта. Доходим до последнего осыпного спуска у склонов отрога, внизу уже травка. После короткого спуска идём вдоль пересохшего русла, морены отступают, открывается панорама верховьев реки Туристов. Переходим по камням один из её истоков и встаём лагерем на ровных травянистых площадках.

4. Опасные участки.

  • левая и правая части перевального взлёта с л. Туюксу камнеопасны, по центру нижние 100-150 м склона камнеопасны за счёт вытаивания камней, к 10 часам утра (по местному) солнце полностью освещает взлёт
  • предперевальное плато опасно скрытыми трещинами, есть крупный бергшрунд
  • спуск в сторону реки Туристов опасен возможностью спуска камней друг на друга в верхней половине кулуара

5. Время прохождения участков.

место ночёвки на покровной морене правой ветви л. Туюксу – перевальный

взлёт – 20-25 мин

провеска 4-х верёвок по ледовому взлёту с вечера – 2 ч 20 мин

место ночёвки – перевал – 7 ч 15 мин

спуск с перевала – 45 мин

подножие перевала – стоянки в верховьях р. Туристов – 1 ч 20 мин

6. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Верёвка основная по 1-ой на 2-3 человека, ледобуры по 3 на каждую верёвку + ещё 4-5 штук, верёвка вспомогательная, ледобур самовывинчивающийся, хороший ледоруб или ледовый инструмент.

7. Возможные места ночлега.

Покровная морена правой ветви л. Туюксу вблизи перевального взлёта, на перевале, оконечные морены л. Ю. Партизан, стоянки в верховьях р. Туристов.

Перевал Северцова (4250, 1Б)

1. Местонахождение, что связывает.

Находится в хребте Заилийский Алатау восточнее Чилико-Кеминской перемычки между пиком Сулеймана Стальского и пиком МЮД. Связывает л. Северцова (долина р. Улькун-Мынжилки, притока р. Левый Талгар) и левую ветвь л. Богатырь (она же л. Шуйца, долина р. Юго-Восточный Талгар).

2. Краткая характеристика.

Ориентация склонов запад-восток. С запада на перевал ведёт снежно-ледовый склон протяжённостью около 300 м и крутизной 30-35˚, в верхней части возможно до 40˚, на уровне примерно 1/3 и 2/3 склон пересекают два бергшрунда. Седловина – узкий неглубокий прогал в снежно-ледовом гребне, рядом скальные выходы, на одном из которых тур. На восток с перевала уходит некрутой закрытый ледник, есть пара участков до 30˚. Перевал посещается достаточно часто.

3. Описание прохождения.

По ровному открытому леднику Северцова выходим в цирк перевала, преодолев в конце некрутой подъём по льду. Под взлётом пер. Северцова одеваем системы и кошки и начинаем подъём по снежному склону крутизной 30-35˚ в направлении правого края скал на седловине, закладывая небольшие траверсы.

Протяжённость склона по нашим оценкам около 300 м, примерно на 1/3 и 2/3 преодолеваем бергшрунды с попеременной страховкой, подыскав места, где они получше засыпаны. После второго бергшрунда вместо того, чтобы продолжить движение прямо вверх, где крутизна склона возрастает, есть ледовые обнажения, может потребоваться навеска 2–3 верёвок перил, уходим травесом налево к осыпному склону между скальных выходов, рассчитывая, что по нему подняться будет проще. Это оказалось не так. Осыпь неустойчивая, норовит съехать пластом вниз, идти и даже просто стоять на ней неудобно.


Фото 37. Часть группы на пер. Северцова
на скальном выходе, вид в
сторону л. Северцова.
Пройдя около 50 м начинаем двигаться по одному вверх вдоль скального выхода слева, придерживаясь за выступы руками, скалы сильно разрушены, стоящие укрываются от возможного падения камней из-под идущего за углами. Двое участников выходят на седловину по правому краю осыпи.

На одном из участков после прохождения пяти человек из под ног участника вывалился кусок скалы размером с большой чемодан и уехал вниз. Оставшимся двоим провешиваем 40 м верёвки, закрепив за выступ в верхней части скального выхода, где собрались остальные, и они зажумаривают по осыпи подальше от скал. Дальше ребята сверху провесили нам 50 м перил по узкому снежно-ледовому галстуку крутизной до 40˚ и горизонтальные перила вдоль скального выхода, по которым мы вышли на широкий пологий снежно-ледовый гребень с торчащими скалами севернее на 100 м собственно перевала Северцова. Рекомендуется не повторять нашей ошибки и проходить перевал традиционно, всё время по снежно-ледовому склону. Снята записка группы из Красноярска от 7 августа 2006 года, рук. Кучерявый В. О., 4 к.с.

Связываемся и начинаем спуск по закрытому леднику, вначале пара участков крутизной 25-30˚ приблизительно по 100 м, затем полого вниз. Вскоре начинаются снежные болота, затем ледник открывается, развязываемся, после движения по ровному открытому л. Богатырь встаём лагерем на замеченных ровных площадках на левобережной морене напротив ледника Уральцев. Вода на леднике.

4. Опасные участки.

<
  • бергшрунды на уровне 1/3 и 2/3 перевального взлёта со стороны л. Северцова
  • осыпь вдоль выходов скал слева от второго бергшрунда, опасность спуска камней друг на друга (рекомендуется вообще там не ходить)
  • скрытые трещины на спуске с перевала и в закрытой части л. Богатырь

5. Время прохождения участков.

покровная морена у правого борта л. Северцова – цирк перевала – 1 ч 30 мин

подъём на перевал – 3 ч 40 мин

спуск с перевала и движение по л. Богатырь до места ночёвки на левобережной

морене – 2 ч 45 мин

6. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Верёвка основная по 1-ой на 2-3 человека. При наличии значительных ледовых обнажений на западном склоне могут потребоваться ледобуры и т. п.

7. Возможные места ночлега.

Площадки вблизи языка л. Северцова, покровная морена у правого борта л. Северцова, на перевале, левобережная морена л. Богатырь напротив л. Уральцев, площадки у озера недалеко от языка л. Богатырь.

Перевал 70-летия Октября (4350, 2А)

1. Местонахождение, что связывает.

Находится у юго-восточного края Чилико-Кеминской перемычки между перевалами Вершинный (2А) и Чон-Кемин (1Б). Связывает правую ветвь л. Жангарык (долина р. Жангарык) и л. Кеминский (долина р. Чон-Кемин).

2. Краткая характеристика.

Ориентация склонов север-юг. Перевальный взлёт начинается с небольшого снежного плато, на которое с запада выводит протяжённый снежно-ледовый склон с крупными разломами.

С севера к перевалу идёт снежный склон протяжённостью около 50 м и крутизной до 45˚, выводящий на нижний край крупного бергшрунда, от которого на седловину ведёт ледовая стенка крутизной 70˚ и протяжённостью 17 м в самой низкой части, первые 2 м от бергшрунда стенка вертикальная. Седловина широкая, снежно-ледовая, по краям выходы сильно разрушенных скал, тур сложили у западного края седовины. Перевал выводит на верхнее закрытое снегом плато л. Кеминский, спуск с перевала на юг практически отсутствует (короткий участок 10-15˚) Перевал посещается редко.

3. Описание прохождения.

Поднимаемся на ледник по некрутому льду без кошек, идём по диагонали налево к срединной морене, делящей ледник вдоль пополам. Далее по центру правой ветви ледника Жангарык, перидически маневрирование между открытыми трещинами. Доходим до закрытой части ледника, связываемся. Выходим по закрытому леднику в цирк перевала, маневрирование между трещинами, некоторые из которых заметны, лидер несколько раз проваливался по колено.

Поднимаемся в связках траверсом некрутого снежного склона на верхнее плато перед собственно перевалом, обходя слева крутой снежный взлёт с крупными разломами. Перед выходом на плато прижимаемся ближе к разломам, чтобы не попасть на камнеопасный участок. Подходим к подножию перевального взлёта, развязываемся, одеваем кошки.

По снежному склону крутизной до 45˚ и протяжённостью 50 м по очереди выходим на нижний край забитого снегом бергшрунда, где можно удобно расположиться на полке и организовать станцию.

От бергшрунда вверх уходит ледовая стенка крутизной 70˚, первые 2 м вертикальная. Протяжённость стенки в этом месте 17 м.

Организовали перила, прохождение лидера с ледорубом и ледовым инструментом, использовано 3 промежуточных точки на ледобурах, рюкзаки вытягивали отдельно.


Фото 38. Организация станции на нижнем
краю бергшрунда под ледовой стенкой
пер. 70-летия Октября.

Фото 39. Лидер перед началом
преодоления ледовой стенки
пер. 70-летия Октября.


Фото 40. Преодоление лидером ледовой
стенки пер. 70- летия Октября.
Организация промежуточной точки страховки.

Фото 41. Работа на перилах на ледо-
вой стенке пер. 70-летия Октября


Фото 42. Группа в полном составе на
седловине пер. 70-летия Октября, вид в
сторону л. Кеминский, на заднем плане
в. Кантбастау.
В разрушенных скалах справа нашли консервную банку с незаполненным бланком записки спортклуба “ФИРН” г. Зеленогорск Красноярского края.

Спуск в связках по пологому закрытому леднику Кеминский, вышли на край протяжённых ледовых сбросов, отсюда открывается вид на пологую часть ледника, всю изрытую большими воронками трещин. Спуск на пологую часть ледника по некрутому снегу, обходя ледовые сбросы слева. Обходим крупные трещины, несколько участков, где тропим в снегу по колено и выше.

Дальше идём прижимаясь к правому борту ледника, где тропёжки по снегу нет и не видно крупных трещин. Ближе к центру идти невозможно – очень глубокий снег. Навешиваем у края ледника вниз 50 м перил по льду крутизной 30-35˚ вниз, затем с попеременной страховкой проходим участок снежного склона около 30 м, подрезанный забитой снегом трещиной, которую переползаем по хрупкому ледовому мостику.

Дальше в связках одновременно по некрутому снежному склону около 100 м, снова выходим на ровную часть ледника, идём в направлении небольшой покровной моренки у правого борта, где планируем встать на ночёвку. Маневрируем между многочисленными крупными трещинами, снежные и ледовые мостики смотрятся ненадёжно, иногда применяем попеременную страховку. Перед самым выходом на моренку ледник открывается. Встаём лагерем в сумерках. Вода на леднике.

4. Опасные участки.

  • скрытые трещины перед выходом в цирк перевала по л. Жангарык
  • при выходе на верхнее предперевальное плато движение рядом с местом выката камней
  • многочисленные скрытые и открытые трещины на л. Кеминский после прохождения верхнего плато
  • потенциальная камнеопасность прилегающих к правому борту л. Кеминский склонов и кулуаров

5. Время прохождения участков.

место ночёвки у языка л. Жангарык – цирк перевала – 3 ч

подъём на предперевальное плато и подход к взлёту – 1 ч 15 мин

навеска перил – 20 мин

подъём на перевал – 1 ч 05 мин

спуск по л. Кеминский до места ночёвки на правобережной морене – 3 ч

6. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Верёвка основная по 1-ой на 2-3 человека, ледобуры по 3 на каждую верёвку + ещё 4-5 штук, верёвка вспомогательная, ледобур самовывинчивающийся, хороший ледоруб и ледовый инструмент, амортизатор рывка.

7. Возможные места ночлега.

Вблизи языка л. Жангарык, на правобережной морене л. Кеминский.

Перевал Рижский (4180, 2Б)

1. Местонахождение, что связывает.

Находится в хребте Кюнгей Ала-Тоо западнее Чилико-Кеминской перемычки севернее пика Кантбастау. Связывает л. Рижский (долина р. Чон-Кемин) и небольшой л. №538, долинка которого выводит к л. Чон-Аксу (он же Атаджайляу, он же № 536, долина р. Чон-Аксу)

2. Краткая характеристика.

Ориентация склонов северо-запад-запад – юго-восток. С северо-запада на перевал ведёт широкий снежно-ледовый склон протяжённостью около 350 м и крутизной до 50˚ в средней части, склон подрезан бергшрундом, в верхней трети склона два небольших узких бергшрунда, перед самым выходом на седловину трещина. Седловина широкая снежно-ледовая, тур сложили в скалах у северного её края. На юго-восток уходит широкий снежно-ледовый склон, который вправо-вниз (орогр.) пересекает скальный контрофорс с пологим осыпным верхом. Крутизна склона вблизи контрофорса до 40˚. Перевал посещается редко.

3. Описание прохождения.

От места ночёвки на покровной морене у левого борта л. Рижский по ровному открытому леднику подходим под ледовый взлёт, одеваем кошки и поднимаемся около 100 м по ледовому склону крутизной местами 25-30˚, оставляя ледопадный участок слева.

После выполаживания маневрируем между открытыми трещинами. При подходе к закрытой части ледника связываемся. Подошли к перевальному взлёту, приподнялись по пологому снежному склону, развязались и начали провешивать перила. Лидер идёт с разобранным рюкзаком.

Первые полверёвки ещё по снегу, под снегом обнаруживается бергшрунд, дальше лёд, крутизна 30-35˚. Следующие 3 верёвки по льду крутизной 45-50˚, поднимаемся прямо вверх в направлении правого края скал гребня, отходящего от вершины слева от перевала.

На пятой верёвке ледовый склон выполаживается до 35-40˚, преодолеваем два небольших бергшрунда, образующих ступеньки высотой примерно по 1 м каждая.


Фото 43. Работа на перилах в
нижней части взлёта пер. Рижский.

Фото 44. Группа на перилах в средней
части взлёта пер. Рижский.


Фото 45. Один из лидеров на
страховочной станции.


Фото 46. Страховочная станция в
средней части взлёта пер.
Рижский.


Фото 47. Работа на перилах в
средней части взлёта пер.
Рижский.

Фото 48. Один из двух небольших
бергшрундов в верхней части
перевального взлёта.


Фото 49. Группа в полном составе на
седловине пер. Рижский, позади
пик Кантбастау.
Далее провешиваем 1 верёвку по снежному склону 30-35˚, затем склон выполаживается, но заметна трещина, поэтому провешиваем ещё одну верёвку, по ней вышли уже на седловину.


Фото 50. Первая верёвка дюльфера
с седловины пер. Рижский.
На спуск провесили 50 м перил вниз по льду крутизной до 40˚, далее 50 м по снегу, вышли на контрофорс, идущий вправо-вниз. Продолжили спуск по его осыпному верху, доходим до конца контрофорса, провешиваем 50 м перил вниз по льду вдоль скал. Крутизна до 40˚, спускаемся на снежный склон, по которому около 100 м до пологой части ледника № 538. Спускаемся по цетру открытого ледника, язык его уходит вниз достаточно круто, выходим на осыпи у левого борта, проходим по ним вниз к леднику Чон-Аксу (№ 536).

Далее идём по цетру открытого ледника Чон-Аксу вниз. Затем траверсируем осыпной склон у правого борта ледника в направлении характерной крупной рыжей осыпи. Осыпь устойчивая, иногда обходим обнажения конгломерата. Достигнув рыжей осыпи идём траверсом по ней, язык ледника остаётся далеко внизу.

Вскоре спускаемся по той же рыжей осыпи к грядке моренных холмиков, по которым выходим на уже на ровное поросшее травой пространство у правого борта долины. Затем вниз по долине, колючки, следы жизнедеятельности скота, множество ветвящихся троп, спускаемся с высокого моренного вала по тропе в конгломерате и оказываемся на левом берегу притока Чон-Аксу, который вытекает из-под этого вала, вода чистая. Находим ровную площадку на пологом травянистом склоне и встаём лагерем.

4. Опасные участки.
  • верхняя закрытая часть ледника Рижский в цирке перевала опасна скрытыми трещинами
  • перевальный взлёт подрезан крупным бергшрундом, под снегом совершенно не читается
  • перед выходом на седловину в пологом снежном склоне читается трещина

5. Время прохождения участков.

левобережная морена л. Рижский– подножие перевальный взлёта – 1 ч 15 мин

подъём на перевал с провешиванием перил – 3 ч 10 мин

спуск с перевала и выход к л. Чон-Аксу – 2 ч

выход к месту ночёвки в верховьях р. Чон-Аксу – 2 ч

6. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Верёвка основная по 1-ой на 2-3 человека, ледобуры по 3 на каждую верёвку + ещё 4-5 штук, верёвка вспомогательная, ледобур самовывинчивающийся, хороший ледоруб или ледовый инструмент.

7. Возможные места ночлега.

Площадки на покровной морене у левого борта л. Рижский вблизи седловины, ведущей на л. Кантбастау (пер. Мультфильм), л. Чон-Аксу, верховья р. Чон-Аксу.

Потенциально опасные участки на маршруте.

Камнеопасны нижние 2/3 взлёта пер. Пионер, прилегающие к склонам в. Пионер, в открытом льду в верхней части слева по ходу множество вмёрзших в лёд камней. Камнеопасны левая и правая части взлёта пер. Иглы Туюксу, по центру за счёт вытаивания из льда камней нижние 100-150 м склона, в 10 утра солнце освещает склоны, начинаются падения камней. Верхнее пологое плато перед седловиной опасно скрытыми трещинами, имеется крупный бергшрунд. На спуске с перевала Иглы Туюксу есть возможность спуска камней друг на друга, в нижней части неприятная осыпь на льду. Брод Левого Талгара потенциально опасен, может потребоваться перильная страховка. Примерно на уровне 1/3 и 2/3 взлёта пер. Северцова имеются бергшрунды, при значительном снежном покрове могут быть незаметны совсем. Закрытые части ледников Богатырь, Жангарык, и особенно ледника Кеминский опасны скрытыми трещинами. При движении правым бортом л. Кеминский не исключены падения камней с прилегающих склонов и из кулуаров. При подъёме на плато под взлётом пер. 70-летия Октября следует обходить камнеопасный участок. Взлёт пер. Рижский подрезан крупным скрытым снегом бергшрундом, на подходах к нему тоже возможны скрытые трещины.

Перечень наиболее интересных природных, исторических, и др. объектов (занятий) на маршруте.

  • ледник Богатырь (большие размеры)
  • ледник Южный Жангарык (необычная форма поверхности)
  • озеро Жасык-Кель (необычный яркий цвет)
  • виды со всех перевалов в хорошую погоду

Дополнительные сведения о походе.

Личное специальное снаряжение:

  • каска
  • ледоруб
  • кошки
  • солнцезащитные очки
  • система страховочная
  • жумар
  • “восьмёрка”
  • “пруссик”
  • карабины 6 шт.
  • репшнур 4 м
  • лента лавинная
  • самострах на рюкзак

Общественное снаряжение:

Наименование: / вес:

палатка 6-местная 5.6 кг
палатка 4-местная 4.4 кг
спальники трёхместные 3.7 + 3.1 + 3.0 кг
спальник одноместный 1.4 кг
бензиновые горелки 2 шт. 1.4 кг
стеклоткань 0.3 кг
каны 5 л и 7 л + шершавчик + половник 2.0 кг
бензин АИ-76 15 л 10.5 кг
пластиковые канистры 3х5 л 0.7 кг
верёвки основные 2х40 2х50 м 2.7 + 2.7 + 3.2 +3.2 кг
верёвка вспомогательная 6 мм 50 м 1.0 кг
ледобуры 18 шт. 2.7 кг
ледовый инструмент 0.8 кг
разрывной амортизатор рывка 2 шт. 0.2 кг
снежный якорь 2 шт. 1.2 кг
компас+документация 0.7 кг
GPS-навигатор 0.3 кг
фотоаппараты 0.8 + 0.8 кг
видеокамера 1.3 кг
ремнабор 2.2 кг
аптечка 2.0 кг

Итого: 61.9 кг

Ремнабор и аптечка стандартные для горного похода, в качестве жидкого обезболивающего брали “Диклофенак” в ампулах. Личное общетуристское снаряжение стандартное, пуховки для облегчения веса не брали, ограничившись дополнительной поларкой и штормовой курткой. Днём на солнце было жарко, а рано утром и поздно вечером при ночёвках на 3600-3900 был минус, но небольшой. Питание трёхразовое из расчёта 550 г на человека в день. С утра молочная каша, сыр 40 г, сладость 30 г, чай, в обед колбаса 50 г, сладость 50-60 г, суп 30 г (сухого продукта) и чай (если обед горячий), на ужин рис, макароны или гречка с сушёным мясом 30 г, сладость 50 г, чай. На привалах орехи, сухофрукты, конфеты. Особенностью раскладки были уменьшенные до 45 г крупы порции каши на завтрак, использование быстроразваривающихся хлопьев. Вместо традиционных растворимых соков брали растворимый напиток “Энергия” (20 г порошка на человека в день) для спортсменов, содержащий комплекс витаминов и способствующий восстановлению водно-солевого баланса в организме. Продяётся в магазине “Ювента-Спорт”, ул. Максимова, 10 (м. Щукинская). Использовалось хорошо себя зарекомендовавшее сублимированное мясо собственного приготовления. Приведём рецепт: мясо, отделённое от жира, режется кубиками 1-2 см и тушится без добавления воды до готовности на сковородке (около часа), периодически лишняя вода сливается, добавляются специи. Полученное тушёное мясо проворачивается через мясорубку и сушится на протвинях тонким слоем в духовке при температуре около 100˚С. Получаются сухие мясные гранулы диаметром 2-3 мм. Выход продукта – из 2 кг замороженого мяса около 300 г сухого, из парного мяса выход продукта больше. Закладывается в еду незадолго до приготовления, чтобы разбухло, набрало воды. Для приготовления пищи использовались 2 бензиновые горелки MSR XGK Expedition. Барахлили редко, возможно потому, что были новые. Расход топлива достаточно большой, за 15 дней похода ушло 12-13 л бензина АИ-76, снег мы нигде не топили, но каждый день если не горячий обед, то как минимум подогревали воду для питья.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Поезд Москва – Алматы 3600 р.
Регистрация в Казахстане 810 тенге (184 р.)
Телеграммы о начале маршрута 50 р.
Автомобиль Алматы – “Чимбулак” 1200 тенге (273 р.)
Питание в походе 2000 р.
Бензин АИ-76 15 л 80 тенге (18 р.)
Автомобиль МТФ – Григорьевка 500 тенге (114 р.)
Маршрутка Григорьевка – Чолпон-Ата 40 сом (28 р.)
Телеграммы о завершении похода 15 сом (10 р.)
Автобус Чолпон-Ата – Алматы 365 сом (260 р.)
Поезд Алматы – Москва 3715 р.
Страховка от несчастного случая на период похода__ 1560 р.

Итого на 1 человека: 11812 р.

Курсы местных валют на период похода:

1 рубль = 4.4-4.5 тенге, 1 рубль = 1.4 сома

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройден поход с минимальным набором препятствий для горного похода четвёртой категории сложности, все ребята попробовали себя в качестве лидеров при преодолении крутых ледовых и снежных склонов. Мы познакомились с интересным районом, предоставляющим широкие возможности для проведения спортивных походов любой категории. Отличная погода на протяжении практически всего времени пребывания в горах добавила походу эстетическую ценность, а посещение красивейшего горного озера Жасык-Кель рекомендуется обязательно включать в маршрут.

Из-за недостатков планирования маршрута по дням и, как следствие, отставания от графика не удалось пройти маршрут полностью в заявленном варианте, что существенно снизило его спортивную составляющую, остался неохваченным ледник Корженевского и пик Талгар. В сложившейся ситуации, когда была перспектива потерять последний запасной день, а впереди ещё половина похода, решение изменить маршрут в сторону упрощения выглядит вполне оправданным. На оставшейся части маршрута было также отставание на день, но оно компенсировалось сокращением на день выхода к людям за счёт подъезда.

Ошибочным является решение продолжить подъём на перевал Северцова по осыпному склону, такой вариант объективно опасен и дал проигрыш по времени.

Следовательно, при планировании подобного маршрута рекомендуется заранее закладывать дополнительные дни на заброску, на прохождение долины реки Улькун-Мынжилки, перевала Сулеймана Стальского, участка ледник Жангарык – перевал 70-летия Октября – ледник Кеминский – озеро Жасык-Кель, организовывать более ранние выходы группы. Неприятный перевал Суровый можно обойти через соседний перевал Бивачный (4250, 2А) по снежно-ледовому склону и последующим выходом на седловину Сурового через вершину Бивачная, сложность траверса по отчётам не превышает 2А [4], характер снежно-ледовый, перепад высот небольшой. Для хорошо подготовленных групп можно усилить маршрут восхождениями на пик Комсомола (4376, 2Аск альп.) с перевала Комсомольский (очень популярный и часто посещаемый маршрут), вершину Кантбастау (4577, 2Блс альп.) с перевала Рижский.

При прохождении перевала Иглы Туюксу со стороны л. Туюксу рекомендуется проходить нижнюю часть склона по центру и не находиться в нижней части взлёта (первые 100-150 м подъёма) после 10 часов утра, спуск проводить плотной группой во избежание спуска камней друг на друга. Брод Левого Талгара в разливах на Солнечной поляне рекомендуется проводить в месте максимального деления основного русла на рукава, выбирая наиболее широкие их участки, либо ниже по течению перейти по селевой плотине. При прохождении перевала Северцова обращать особое внимание на бергшрунды, проходить перевал стандартным путём по снежно-ледовому склону. Спуск с перевала проходит по закрытому леднику, обязательно связываться сразу от седловины, хотя у нас никто не проваливался, в отчётах упоминаются многочисленные скрытые трещины. Ледник Жангарык в закрытой части также имеет участок с многочисленными частично заметными трещинами перед выходом в цирк перевала 70-летия Октября. При передвижении по закрытому леднику Кеминский рекомендуется держаться как можно ближе к его правому борту после обхода ледовых сбросов, ледник изобилует крупными скрытыми трещинами, многие снежные и ледовые мосты через заметные трещины были ненадёжны, что требует тщательно выбирать путь, применять попеременную страховку. При этом не следует забывать о возможной камнеопасности прилегающих к краю ледника склонов.

Картографический материал.

Карты масштаба 1: 100000. Путь группы обозначен сплошной линией, пунктиром показан путь заноса заброски в долину р. Левый Талгар.

Н1 – Н14 места ночёвок с 1-ой по 14-ую
З1 – место заброски у озера на селевой плотине в долине Левого Талгара
З2 – место заброски у начала подъёма к л. Рижский
“СП” – “Солнечная поляна” в долине Левого Талгара
П0 – пер. Малый Талгарский
П1 – пер. Пионер
П2 – пер. Иглы Туюксу
П3 – пер. Северцова
П4 – пер. 70-летия Октября
П5 – пер. Рижский

Hi-Res

Hi-Res

Hi-Res

Hi-Res

Hi-Res

Источники, использовавшиеся при подготовке к походу:

1. В. Н. Вуколов “По Северному Тянь-Шаню” – М.: Профиздат, 1991.
http://www.poxod.ru/guidebook/ntsh/ , http://www.climb.by.ru/books.htm

К книге прилагается картосхема района. Следует учитывать, что описания в книге частично устарели, а частично неточны.

2. В. И. Степанова “По Заилийскому Алатау” ч.1 и ч.2
http://www.climb.by.ru/books.htm
Описания альпинистских маршрутов.

3. Александр Ковшерев “Альфа-Центавра на склонах Талгара”
http://www.mountain.ru/world_mounts/tien-shan/2003/talgar/

Статья на mountain.ru в разделе Горы мира/Тянь-Шань с описанием вариантов подходов и восхождения по маршруту 3Алс на пик Талгар. В этом разделе имеется также ещё несколько статей о восхождениях на Талгар.

4. Отчёт о горном походе 3 с эл-тами 4 к.с. (1999 г., рук. Е. Зеленцова)
http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/shan99.zip

пер. Сулеймана Стальского, пер. Суровый

5. Отчёт № 5471 в библиотеке МГЦТК (1996 г., 6 к.с.)
пер. Сулеймана Стальского, пер. 70-летия Октября

6. Отчёт № 5422 в библиотеке МГЦТК (1992 г., 4 к.с.)
пер. Иглы Туюксу, пер. Рижский

7. Отчёт № 5320 в библиотеке МГЦТК (1990 г., 4 к.с.)
пер. Иглы Туюксу, пер. Суровый

8. Отчёт № 4609 в библиотеке МГЦТК (1984 г., 5 к.с.)
пер. Сулеймана Стальского

Использовались также другие другие отчёты, найденные в Интернете, например на сайте skitalets.ru (в основном походы 1-3 к.с.)

Использовались карты:

- картосхемы из книги Вуколова

- генштабовские километровки, листы К-43-35, К-43-47.

Можно найти по ссылкам:
http://gorashaman.narod.ru/Maps/maps1.html - листы К-43-35, К-43-47.
http://www.climb.by.ru/maptsz.htm - картосхемы из книги Вуколова, К-43-35 и хребтовки на её основе, самодельные схемы.
http://velotyanshan.narod.ru/maps/index.html - карты масштаба 1 км, 2 км и список перевалов к ним
http://takt.tomsk.ru/t/lib/map/zaily.htm - картосхемы из книги Вуколова и список перевалов к ним, куски цветных километровок

Вопросы, касающиеся обстановки в районе на данный момент:

http://bb.ct.kz/ - казахские форумы “Центр Тяжести”, раздел “Горный туризм и альпинизм”
http://a13.kz/ - сайт местного казахского клуба “А13 Expedition Team”, форум.

Казахские фирмы, организующие треккинги и восхождения, могут организовать заезды и помочь с информацией:

http://www.trekkingclub.kz/
http://www.tourasia.kz/

Координаты и высоты некоторых характерных точек маршрута.

Сняты прибором Garmin GPS 72.

Название

Координаты

WGS84

Высота, м

гонолыжная база “Чимбулак”

43 07.696 77 04.832

2310

конец 2-ой очереди канатки

43 06.890 77 06.142

перевал Большой Талгарский

43 06.815 77 06.689

3180

перевал Малый Талгарский (П0)

43 07.282 77 08.343

2770

начало тропы из долины Левого Талгара на перевал Малый Талгарский

43 07.164 77 09.151

селевая плотина на р. Левый Талгар (З1)

43 05.255 77 09.884

2620

ночёвки у моренного вала л. Богдановича (Н1, Н2)

43 06.491 77 06.631

3195

площадки на левобережной морене л. Богдановича под пер. Пионер

43 05.428 77 06.209

3580

пер. Пионер (П1)

43 04.980 77 06.130

3885

ночёвки “Альпенград” (Н3)

43 04.762 77 05.408

3410

место ночёвки на л. Туюксу под пер. Иглы Туюксу (Н4)

43 03.184 77 05.891

3645

пер. Иглы Туюксу (П2)

43 02.869 77 06.404

4110

стоянки в верховьях р. Туристов (Н5)

43 02.036 77 07.216

3540

“Солнечная поляна” (“СП”)

43 04.711 77 09.760

2660

место ночёвки на правобережной покровной морене л. Северцова (Н7)

43 03.740 77 13.163

3820

место выхода на гребень в 100-150 м севернее перевала Северцова

43 04.318 77 14.276

4330

место ночёвки на левобережной морене л. Богатырь напротив л. Уральцев (Н8)

43 02.596 77 17.786

3760

место ночёвки в низовьях р. Жангарык (Н9)

42 58.501 77 22.303

3005

место ночёвки у языка л. Жангарык (Н10)

42 57.923 77 14.093

3475

пер. 70-летия Октября (П4)

42 55.669 77 13.141

4350

место ночёвки на правобережной покровной морене л. Кеминский (Н11)

42 55.856 77 11.921

3880

стоянки на берегу озера Жасык-Кель (Н12)

42 54.581 77 06.998

3150

место заброски у подъёма к л. Рижский (З2)

42 55.184 77 09.817

3420

ночёвки на левобережной морене л. Рижский (Н13)

42 54.241 77 09.782

3785

пер. Рижский (П5)

42 53.975 77 10.763

4230

место обеда под языком л. № 538

42 53.362 77 11.409

3775

брод в верховьях р. Чон-Аксу в разливах

42 51.005 77 11.024

3220


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Мой маршрут

Прочитал с интересом. Прошёл около 10 маршрутов в этом районе в 80-90 годы и почти все ваши перевалы. У нас в 1991 на спуск с пер. МЮД по лед. Богатырь до морен ушло 10 часов, так он был изломан. Есть эффектные фото (слайды). Могу послать, если укажете e-mail. Живу в Алматы. Мой e-mail asherbak62@mail.ru
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2022 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100