Автор: Савченко Дмитрий, г. Днепропетровск

Химик, 3975 м., по Центру бастиона Северной Стены. 5-Б к.сл.

Химик (3975м) по Центру бастиона Северной Стены.

Ориентировочно 5-Б К.СЛ.

Характеристика маршрута:
  - перепад высот стены - 405 м,
  - перепад высот маршрута - 960 м,
  - протяжность маршрута - 1161 м,
  5 к.с. - 185 м
  6 к.с. - 70 м
  Остальные участки - II - IV к.с.
  Средняя крутизна маршрута - 73°

Выход на вершину - 2.08.2004
  Возвращение в A/Л - 2.08.2004

Состав:
  Савченко Д.В.   I р. Руководитель.
  Матеха В.Л.       I р. Участник
  Бровкин К.В.     I р. Участник
  Осауленко А.В. I р. Участник

До начала летнего сезона 2005 осталось не так много времени, и многие привычно двинут на Кавказ. Как всегда встанет вопрос - в какое ущелье ехать? И большинство выберут то, где пиво подешевле... Некоторые уже небрежно елозят напильником по своим «Гривелям» и с грозным видом поглядывают… нет, не на плакат с Бритни Спирс, а на фото Шхары, Гестолы, Мижирги или даже Ушбы (нужное обвести губной помадой). Дело в выборе достойного объекта - стены. На Чатын немногие решатся, да и поменять баул со снарягой на калоши с ватником в окрестностях Ушбы, в знак дружбы народов, - это тоже на любителя. Посему хочу поведать о в.Химик, а точнее о бастионе этой горы, по которому мы проложили новую пятёрку, всего в двух часах хода от лагеря.

На подготовку к первопроходу ушло огромное количество времени - часов шесть!

Маршрут мы наметили по центру бастиона, но в дальнейшем, при восхождении, мы привязывались к рельефу, что не позволило проложить идеальную диретриссиму, зато позволило избежать шлямбурной работы. Да и не хотелось делать несколько веревок перестёжки - уже, я надеюсь, ушла эра маршрутов типа Моногарова на Ушбу или "Зенит" Павлотоса на Шаан-каю.

В итоге маршрут можно пройти свободным лазаньем, имея уровень лазанья всего F.6b на нескольких участках по 5 - 7 метров нужно F.6с. И как раз в этих участках можно организовать надежную страховку на френдах и закладках с промежутком в 3 – 4 метра. Кто не лезет F.6b, может наступить в лесенку и получить свои положенные A2, потому как между надежными точками эти 3 – 4 метра нужно немного погреметь железом. В остальной части маршрута (плиты в центральной его части) страховка, в основном, на крючьях в глухих щелях - есть направляющие.

Все cтанции пробиты шлямбурами.

P.S. Титан не берите – не лезет, нужно что-то помягче. ВЦСПС «идет, как дети в школу».

Кстати, со второй станции видна петля. Она НЕ дюльферная. Она для страховки, за ней виден шлямбур! Для команд, неискушённых в скальных восхождениях, мы рекомендуем закладываться на два дня. Те, кто немного кони, могут рыпнуться и из лагеря в лагерь (подобные эксперименты за неимением генетического материала не проводились). А вообще, взгляните схему и сами для себя решите, сколько времени у вас на этот трюк уйдет...

Я почему заострил внимание на времени? Дело в том, что спуск с Химика пешком по «двойке», но немного в другую сторону - на ледник Сев. Адырсу, с которого полтора часа до лагеря Уллу-Тау. То есть на место старта (Среднекичкидарские ночёвки) вы не возвращаетесь.

Вот и решайте, как уходить в отрыв.

P.S. Я вам даже карту на салфетке нарисую...

Описания маршрута по участкам

Стартовый лагерь расположен в 30 мин. ходьбы от бастиона Северной Стены в. Химик на Нижне-кичкидарских ночевках.

R0 - Снежный склон (крутизна 35 °, протяженность 80 м III к.с.), подводящий к ранклюфту с разрывом 1 м и глубиной 8 м.

R1 - Выход из ранклюфта по скалам (бараньи лбы) 45°, 50м, III к.с.

Фото участка R4
R2 - Бараньи лбы и правый контрфорс стены образуют внутренний угол 60°, который приводит под начало стены на полку. По полке 10 м влево под мульду с нависающей пробкой. Станция.

R3 - От станции вверх и влево по небольшому внутреннему углу под карниз. Мокрые скалы проходятся на цепочке ИТО (крючья, мелкие френды). Пробка обходится слева, есть трещина под френд между стеной и пробкой, за ней - большие зацепы для рук. Дальше свободным лазаньем по зеркалам влево вверх по направлению к большому кулуару. И выход прямо вверх на большую полку. Станция (шлямбур, крюк).

Фото участка R5
R4 - Справа вверху видна белая петля наброшенная на первый откол, за ней, на черных скалах, видно ухо шлямбура. Сначала по зеркалу 5 м к петле, далее по отколу 5 м к шлямбуру (могут быть мокрые скалы). Затем прямо верх в мульду, после которой начинается плита с ровной трещиной, уходящей вверх. По ней 30 м до полки со шлямбуром, Станция.

R5 - Далее 5 м по продолжению трещины, а потом по зеркалам двигаться 35 м вверх под карниз в правую его часть, к участку карниза чёрного цвета. Подойдя под карниз, траверс вправо 5 м до трещины в карнизе, по ней выход за карниз на систему отколов. По отколам прямо вверх к началу 5 м щели. По ней до полки на двоих со шлямбуром. Станция.

Фото участка R6
R6 - По пятиметровой плите выйти во внутренний угол (френды), по нему выход на систему полочек, с уходящими под огромный карниз трещинами. По ним вверх и вправо под карниз. Карниз обходится по стене в правой части (крюк), с выходом на полку. Слева над карнизом проходит щель (видны два крюка), по ней 10м вверх на полку со шлямбуром. Станция.

R7 - По внутреннему углу 10 м вверх, затем уйти на правую стену. По ней 20 м вверх (ИТО А2 - крючья, закладки) выйти на огромную полку. По ней 5 м подойти под левую стену кулуара. По стене 15 м вверх на гребень. Станция.

Фото участка R7
R8 - Далее по гребню, и по правому склону гребня 250 м до снежного ножа, ведущего к ледовому взлёту.

R9 - По снежному гребню (карнизы!!!) подойти под ледовый взлет 50 м.

R10 - По льду прямо вверх по направлению к гребню 150 м.

R11 - По гребню верх 350 м к вершинному бастиону. R12 - Подойдя к скалам, двигаться влево во внутренний угол, ведущий к Вершинному камню.

Спуск по маршруту 2-Б к.с. по Восточному гребню на ледник Сев. Адырсу.

Схема маршрута в символах UIAA. 1:2000

R0 - 80 - Ранклюфт. 80м III, 35°. Снег
R1 2 50м - 50м III, 45°.
R2 2 50м - 50м IV, 60°. Внутренний угол
R3 8 50м A2 20м VI, A2, 95°. 30м V, 80°.
R4 6/1шб 50м A2 10м V, 80°. 10м VI, А2, 85°. 30м V, 80°.
R5 8 50м - 35м V 75°. 5м VI, 100°.5м VI, 90°. 5м V, 85°.
R6 7 50м - 10м V, 80°. 20мV, 75°. 10м VI, 90°. 10мV, 80°.
R7 11 50м A2 10м V, 70°. 20м VI A2, 90°. 5м II 20°. 15м V, 75°.
R8 6 250м - 100м III, 50°. 150м II, 35°.
R9 - 50м - 50м I,0°. Снег
R10 6 150м - 50м IV, 40°. 50м V, 60°. 50м V, 60°.  ЛЕД
R11 - 350м - 50м II, 40°. 50м II, 30°. 250м II, 20°.  Снег
R12 1 50м - 25м III, 30°. 10м V, 80°.

P.S: Отчет представлен не в полном виде...
Польный вариант сего документа есть в А/Л "УллуТау"