Автор: Картаев Филипп, г. Москва

Отчет
о туристском спортивном походе 4 к.с. по Алтаю.

I. Справочные сведения

1. Общие сведения
2. Определяющие препятствия
3. Состав группы

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода
2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
3. Изменения маршрута и их причины.
4. График движения
5. Техническое описание прохождение группой маршрута
6. Потенциально опасные участки маршрута.
7. Перечень наиболее интересных природных и исторических объектов на маршруте.
8. Дополнительные сведения о районе похода.
9. Стоимость проживания, питания, средств передвижения.
10. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

5. Техническое описание прохождение группой маршрута(продолжение)

10-й ходовой день.

Дневка

11-й ходовой день.

Р.Аккем – лед.Аккемский – пер.Делоне (2Б) – верхняя ступень лед.Менсу

Километраж: 11 км
Перепад высот: +1040 м, -390 м.
Ходовое время: 5 часов 50 мин

Спуск к Аккемскому леднику

От места стоянки переходим ручей на правый берег и начинаем спускаться вниз к леднику по крутому (около 35°) мелкоосыпному склону. Камнеопасно. Спускаемся, забирая немного вправо по ходу, траверсируя склон, стараясь не выйти на скалы. Через полчаса мы спускаемся вниз на крупную и среднюю осыпь кармана боковой морены ледника.

1.2

-240

30 мин

Подъем по леднику к перевалу Делане.

Движемся вверх по этому карману по курумнику. Через 25 мин выходим на ледник, продолжаем подниматься по нему, постепенно пересекая его от левого к правому борту в течение 30 мин. Ледник открытый, некрутой (5-10°) (ФОТО 51). В средней своей части, под Аккемской стеной, Аккемский ледник сильно изрезан трещинами. Чтобы обойти небольшой ледопад, уходим на правую боковую морену ледника. Движемся по ней по крупной осыпи 40 мин. Мы выходим на ледник в той части, где он становится круче (до 15°) и поворачивает налево по ходу движения (в Вост. направлении) в цирк перевалов Титова и Делане (ФОТО 52). На морене над этой частью ледника видны Томские стоянки.

За поворотом открывается вид на оба перевала нашего цирка (Титова — слева по ходу, Делане — справа). Через 50 мин. движения от боковой морены подходим под бергшрунд у начала перевального взлета пер. Делане.

5.8

+880

2 часа 20 мин

Подъем на перевал

Перевальный взлет представляет собой достаточно крутой (около 45°) ледовый склон.

В левой по ходу части взлета провешены стационарные перила (они висят здесь значительную часть сезона и используются в основном коммерческими группами восходителей на Белуху). На них работает группа туристов из Самары. Мы, как настоящие спортсмены, вешаем свои перила правее. Снега на взлете нет. Первый участник поднимается с двумя ледорубами и нижней страховкой. От бергшрунда до седловины вешаем 250 м перил. Веревки крепим на ледобурных станциях (ФОТО 53 - 56). Через 3 часа работы на перевальном взлете выходим на перевал чуть левее и выше основной седловины.

0.3

+160

3 часа

Седловина пер. Делане

Седловина неширокая, скально-ледовая, покрыта неглубоким снегом. С перевала видно плато верхней ступени ледника Менсу (ФОТО 57), пик Делане. С седловины начинается хорошо набитая “народная тропа” восхождения на Белуху, пересекающая плато. Мы по ней и начинаем спуск.

- - -

Спуск с перевала

Почти сразу под седловиной перевала виден большой бергшрунд. Вешаем 20 м перил, чтобы преодолеть его, и дальше двигаемся в связках по следам в направлении перевала Берельское седло (ФОТО 58). Через 20 мин спуска на пути встречается еще один большой бергшрунд, через который вешаем перила. Далее выходим собственно на верхнее плато и, пройдя по нему еще 10 мин, ставим лагерь в непосредственной близости от тропы.

3.7

Место стоянки

Плато над ледопадом Менсу (верхняя ступень ледника) ровное, слегка присыпано снегом. Места много — с площадками под палатки проблем нет. Воду можно брать из трещин во второй половине дня.

Высота стоянки — 3250 м.

- - -

Фото 51. Аккемский ледник

Фото 52. Цирк перевала Делоне (2Б)

Фото 53. Провеска веревок на пер. Делоне (2Б)

Фото 54. Подъем на пер. Делоне (2Б)

Фото 55. Подъем на пер. Делоне
(2Б). Промежуточная станция.

Фото 56. Вид на подъемную
сторону пер. Делоне (2Б)

Фото 57. На седловине пер. Делоне
(2Б). Вид на белухинское плато

Фото 58. Пер. Делоне (2Б)
с плато Белухи

12-й ходовой день.

Радиальный выход на вершину Белуха

Километраж: 9 км
Перепад высот: +1300 м, -1300 м
Ходовое время: 12 часов 50 минут

Подъем на пер. Берельское седло

Начинаем подъем от места стоянки на юго-запад в сторону пер. Берельское седло (ФОТО 59). На снегу хорошо заметна тропа, снег неплохо держит, хотя наста нет, крутизна склона до 25˚ Внизу видна перемычка Бийчанка (ФОТО 60). За 1 час движения по тропе поднимаемся к стандартному базовому лагерю большинства восходителей на белуху, расположенному у перевала Берельское седло. Здесь стоит около десятка палаток. Далее за 30 минут проходим пологий участок тропы (до 10˚) (ФОТО 61). Затем склон становится покруче, 20-25˚. Набираем еще около 200 метров, выходим на выполаживание. Склон потенциально лавиноопасный, но сейчас нет рыхлого снега. Снежная тропа поворачивает вправо, и выводит нас к началу скально-ледового гребня - одного из стандартных и наиболее простых путей восхождения на вершину (ФОТО 62). По показаниям GPS высота 4040, подъем от классических ночевок занял 1 час 30 минут. Видны перевалы ТКТ (3А) и Белухинский (2Б) (ФОТО 68б 69). Здесь нужно сделать необходимые пояснения. Технически более простой путь подъема на вершину через перевал Белухинский в этом году использовать настоятельно не рекомендовали местные спасатели, так как незадолго до начала нашего похода на этом перевале произошло ЧС.

Поэтому наша группа выбрала вариант подъема по гребню. Этот вариант не грозил нам ни лавинами, ни камнепадами. А его немного более высокая техническая сложность нивелировалась тем фактом, что на части маршрута висели стационарные перила. Кроме того, параллельно нам восхождение по этому маршруту в этот день совершали еще несколько групп, что также увеличивало безопасность этого варианта.

+800 м

2 ч 30 мин

Подъем с Берельского седла по гребню

В северном направлении с седловины поднимается Берельский гребень, на нем в некоторых местах стационарно провешены веревки (крепление петлями за выступы скал). Гребень скально-ледовый, в нижней части снежно-ледовый, крутизна местами до 50˚. Поднимаемся по перилам (местами по стационарным, местами навешиваем сами), в общей сложности 10 веревок по 40 м (ФОТО 63, 64). Гребень выполаживается на высоте примерно 4360 м, и дальше продолжается в северном направлении, расширяется и приводит к предвершинному взлету (ФОТО 67). Подъем по гребню занял около 3 часов, задержки возникали из-за того, что перед нами поднималась другая группа.

+350

3 ч

Вершинный взлет

Вершинный взлет представляет собой 150 метров снежного склона с парой небольших забитых снегом бергшрундов, крутизна до 45˚. Идем наверх по уже пробитым в глубоком снегу ступеням, в верхней части подъема последние 20 метров более круто, поэтому вешаем перила. Сама восточная вершина Белухи находится чуть правее по гребню (~100 м). При движении по гребню следует быть осторожным - карнизы! Тур находится чуть левее, на скалах. Сняли записку группы туристов СДЮТЭ (г.Саров, рук. Баринов А.В.). На вершину вышли в 11.30, так что снег уже начал ощутимо раскисать, все же на снежной тропе держал нормально (ФОТО 65,66).

1.5

+150

1 ч 20 мин

Спуск

Спуск с вершины по пути подъема, в общей сложности занял 6 часов.

4.5

-1300

6 ч

Фото 59. Берельское седло -
традиционное место стоянки
перед восхождением на
Белуху. (С белухинского плато)

Фото 60. Верхняя ступень лед.
Менсу с подъема на

Вост. по ребру.

Фото 64. Подъем по ребру на
вершину Белухи

Фото 65. Г. Белуха Вост. (4506)
На вершине.

Фото 66. Западная вершина
г. Белуха с восточной.

Фото 67. Спуск с восточной
вершины г. Белуха. Выход на
первую веревку.

Фото 68. Ребро г. Белуха с пер.
Белухинский (спуск). Виден
пер. Седло Белухи

Фото 69. Спуск с пер. Белухинский
на восточное плато Белухи.
Пер. ТКТ

13-14 ходовой день.

Отсидка.

15-й ходовой день.

Спуск на нижнюю ступень лед.Менсу в обход ледопада (перемычка Бийчанка)

Километраж: 3,25 км
Перепад высот: -270 м, +150 м
Ходовое время: 7 ч 10 мин

По верхней ступени лед.Менсу

От места ночевки идем по леднику вниз по направлению к ледопаду ледника Менсу и перемычке Бийчанка в течение 30 мин (ФОТО 70). Высота практически не меняется. Около самой перемычки и ледопада уже появляются трещины, поэтому надо уходить чуть вверх по склону влево по ходу движения. Мы идем в связках по следам – днем раньше (во время отсидки) здесь ходили в разведку три наших участника.

1.5

-20

30 мин

Спуск с Бийчанки

Перемычка Бийчанка представляет собой скальный отрог, по которому все обходят ледопад при переходе с верхней на нижнюю ступень ледника Менсу. Во многих описаниях, особенно старых, эта перемычка заявляется как самостоятельный перевал категории 2Б.

При движении снизу вверх здесь быть может реально пройти без веревок: лазание довольно простое. Мы же провешиваем вертикально вниз по скалам 150 м перил (ФОТО 72, 73), а дальше выходим на ледовый язык (45˚, камнеопасно) и по нему вешаем еще 50 м, которых как раз хватает, чтобы преодолеть бергшрунд в нижней части склона (ФОТО 74). Ниже бергшрунда склон выполаживается и можно идти без веревок. Всего на преодоление Бийчанки у нас уходит 4 часа (ФОТО 75).

4 часа

Подъем на скальный гребень

Далее, так как нам нужно попасть в цирк перевалов Дружба, Титова, Караоюк (ФОТО 76), мы переваливаем еще один скально-осыпной гребешок (ФОТО 71). Для этого мы пересекаем закрытый плоский ледник (15 минут движения), а потом по живой средней осыпи крутизной до 35˚ за 45 мин забираемся на этот гребень. Подъем несложен, но надо быть аккуратным и не сбрасывать камни. Идем в касках.

0.5

+150

Спуск с гребня

На спуске с гребня первые 10 метров разрушенные скалы, а дальше крутой лед (до 50˚), заканчивающийся рядом бергшрундов, для преодоления этого участка вешаем 1 веревку (ФОТО 77). Ниже бергшрунда пологий выход на лед.Менсу, который здесь почти плоский. Мы пересекаем его (ФОТО 78) и встаем на моренах на противоположном борту ледника около ручья. Здесь хорошие мелкоосыпные площадки.

-100

лед. Менсу с пер. Бийчанка
(2Б). Видна перемычка –
кратчайший путь для
перехода в цирк пер. Караоюк.

Фото 72. Спуск с пер. Бийчанка
(2Б)

Фото 73. Снятие перил на пер.
Бийчанка (2Б)

Перепад
высот

Подход под перевал

Идём вверх по леднику Менсу в направлении пер. Караоюк (ФОТО 76). Слева по ходу остается характерный взлет пер. Титова. Ледник пологий, открытый, с небольшим количеством мелких трещин. Движение без кошек. Через 35 мин движения ледник становится более крутым (до 10°). Еще через 25 мин движения подходим к концу ледника под перевальный взлёт, оставляя слева по ходу снежно-ледовую седловину пер. Дружба (1Б, 3330).

2,5

+200

Перевальный

взлёт

Перевальный взлёт слабо выражен, представляет собой среднюю и крупную осыпь (ФОТО 79). Крутизна склона от 5° (внизу) до 20° (вверху). В верхней части взлета не надо идти на седловину “в лоб” по снегу, лучше подняться правее по ходу движения по камням. Наш подъем затруднен свежевыпавшим снегом. Поднимаемся на перевал в течение 1 ч 50 мин.

Седловина перевала Караоюк (2Б, 3360) в центральной части снежная, в восточной части осыпная. Тур находится в восточной части. Сняли записку т/к Планета (г.Ростов-на-Дону), рук. Бугара Роман. Видны пер. Дружба, вершина Белуха и Делоне (ФОТО 80)

0,8

+100

1 час 50 мин

Спуск с перевала

Спуск представляет собой ледовый склон крутизной до 45° (ФОТО 81). Местами лёд по-крыт неглубоким (15-20 см) снегом. В верхней части склона есть небольшой бергшрунд, в средней части склона – серия трещин.

Спускаемся по перилам, закрепленным на станциях из ледобуров. Снятие – сдергиванием. Вешаем 13 веревок (примерно 500 м), а дальше склон выполаживается, и по нему спускаемся с самостраховкой ледорубом на три такта (ФОТО 82, 83). Склон камнеопасен, надо быть начеку. Наибольшее количество камней летит с правого по ходу склона.

Затраченное время – 3 ч 30 мин.

- 150

3 часа 30 мин

Спуск к руч. Караоюк

После перевала в течение 20 мин спускаемся по пологому леднику в С-З направлении и выходим на морены (ФОТО 84). При дальнейшем движении очень важно не спускаться к руч. Караоюк раньше времени, а двигаться по левому борту долины, так как здесь осыпь мельче и идти значительно удобнее. Спуск непосредственно по ручью может вызвать очень большие затруднения.

Итак, двигаясь по левому борту долины по крупной осыпи, через 55 мин мы спускаемся в русло ручья – притока руч. Караоюк, дальше по этому руслу выходим за 20 мин к обширным зелёным площадкам над ручьём (ФОТО 85). Здесь недалеко есть “озеро Духов”, около которого удобно переночевать.

- 320

1 час 15 мин

Спуск по руч. Караоюк

От озера за один час по крутому травянистому склону со скальными выходами спускаемся в долину р. Аккем непосредственно у места ее слияния с ручьем Караоюк.

Здесь на хороших травянистых площадках мы и ставим лагерь.

1,5

- 200

Фото 79. Подход к пер. Караоюк
(2Б)

Фото 80. Пер. Дружба с
седловины пер. Караоюк (2Б)

Фото 81. Вид с пер. Караоюк (2Б)
в сторону долины Аккема

Фото 82. Спуск с пер.Караоюк (2Б)

Фото 83. Пер. Караоюк (2Б).
Вид спусковой стороны.

Фото 84. Цирк пер. Караоюк (2Б)

Фото 85. Спуск в долину р. Аккем по ручью Караоюк

17-й ходовой день.

Р.Караоюк – оз.Аккемское – р.Аккем

Километраж: 14 км
Перепад высот: -400 м
Ходовое время: 3 ч 55 мин

Вниз к озеру Аккемскому

С места ночевки от слияния рек Караоюк и Аккем начинаем движение вниз по тропе по травянистым склонам вперемешку со средней и крупной осыпью вниз по реке Аккем к озеру по правому берегу. Тропа хорошая, набитая. Через 1 час движения выходим к мосту через р.Аккем, переходим на левый берег и по нему за 5 мин доходим до озера. Вдоль берега озера в течение 15 мин идем к бочкам спасателей, где лежит наша заброска на последние дни.

-250 м

1 час 20 мин

Вниз по р.Аккем

Дальше, продолжая движение по конной тропе, по лесу идем вниз по долине р.Аккем. От бочек спасателей двигаемся 2 часа 35 мин и встаем на ночевку в лесу на берегу одного из притоков Аккема. Дрова есть. Площадки под несколько палаток.

2 ч 35 мин

18-й ходовой день.

Вниз по р.Аккем до ручья из-под Кузуяка

Километраж: 13 км
Перепад высот: -200 м
Ходовое время: 3 часа 45 мин

Вниз по р.Аккем

С места ночевки все по той же тропе продолжаем движение вниз. Приток, на берегу которого мы стояли, переходим по бревнам. Через 1.5 часа движения переходим крупный приток, а еще через 1 час – второй крупный приток. После этого идем еще 1 час, и тропа выходит на поля и превращается в дорогу. Еще 15 мин движения по ней – и мы встаем на ночевку около очередного притока – последнего перед началом подъема на пер. Кузуяк.

-200 м

3 часа 45 мин

19-й ходовой день.

Пер.Кузуяк (н/к) – пос.Кучерла – пос.Тюнгур

Километраж: 15,5 км
Перепад высот: -580 м, +600 м
Ходовое время: 3 ч 50 мин

Подъем на пер.Кузуяк

С места ночевки по грунтовой дороге проходим вниз по течению Аккема 20 минут, а затем дорога начинает подъем на перевал Кузуяк (н/к). Дорога идет по лесистой долине. Через 1 час 50 мин после выхода мы забираемся на седловину перевала. Снимаем записку группы т/к Гадкий утенок (г.Москва) под руководством Аникиной Н.С.

+530 м

1 час 50 мин

Спуск с перевала

Спускаемся с перевала по той же дороге, по лесу. По сторонам – заросли малины. Через 50 минут спуска дорога выходит на обширные поля и пастбища. По мере приближения к пос.Кучерла дорог становится много. Через 1 час 20 мин спуска мы приходим к пос. Кучерла к нижнему мосту через р. Кучерла. Переходим ее.

-600 м

1 час 20 мин

Пос.Кучерла-пос.Тюнгур

От моста уже по знакомой дороге проходим через поселок и направляемся к пос.Тюнгур. 40 мин движения – и мы оказываемся на т/б “Высотник”.

3.5

-50

40 мин

6. Потенциально опасные участки маршрута.

В связи с необычайно малым количеством снега в районе лавинная опасность практически отсутствовала. Наибольшую опасность представляли камнеопасные склоны перевалов Сурикова, Рериха и Караоюк.

В связи с опасность ледовых обвалов на перевале Белухинский группа поднималась на вершину Белуха Вост. по восточному скально-ледовому гребню.

7. Перечень наиболее интересных природных и исторических объектов на маршруте.

• наскальные рисунки в долине р. Кучерлы
  • водопад на реке Кони-Айры
  • пик Рериха — отличная обзорная точка
  • вершина Белуха Вост. (нам, к сожалению, не удалось оценить все ее достоинства, потому что сидящее на вершине облако закрывало вид на Аккемский ледник).

8. Дополнительные сведения о районе похода.

1. Нельзя не сказать о климате Алтая. Он характеризуется изобилием осадков в летнее время. В частности, в этом году дожди непрерывно шли весь июнь и июль. Нам повезло, и мы прошли большую часть маршрута по солнцу. Но все равно, собираясь на Алтай, надо готовиться к дождям.

2. Алтай считается энцефалитным районом, хотя реально случаев заболеваний там давно нет. Для полного успокоения большинство наших участников сделало прививки. Кстати, теперь прививка от энцефалита совсем не такая страшная, как раньше: она безболезненна и не дает осложнений.

3. Район Катунских белков является пограничной зоной (граница России и Казахстана). С 2005 г. в селе Катанда действует погранпункт и застава. При въезде в погранзону туристы должны заехать на погранзаставу и получить там пропуска (выдаются свободно при предъявлении списков групп). Эти пропуска проверяются при выезде, а также могут проверяться егерями и пограничниками на маршруте. Отсутствие пропуска, по словам пограничников, ведет к штрафу или даже задержанию. Однако у нас пропуска были, а нарядов на маршруте нам встретить не удалось.

Граница с Казахстаном является открытой, граждане России, пересекающие ее, должны иметь паспорта.

Однако, как нам сказали на казахской территории, район Белой Берели, в свою очередь, является для Казахстана погранзоной по отношению к границе Казахстан – Китай. Там тоже нужно иметь пропуска, причем оформленные казахскими пограничниками. Например, пограничные пропуска оформляют все поклонники творчества Рериха, выходящие в Нижний лагерь с территории Казахстана.

Как получить такие пропуска, мы узнать не успели. Позитивным в этом вопросе является лишь тот факт, что казахские пограничники появляются в этих местах крайне редко.

4. Находящийся на территории Катунских белков национальный парк практически никак себя не проявляет: официальная плата за посещение региона нигде не взимается. На предложения отдельных аборигенов оплатить им путешествие по их исконной земле реагировать не следует.

9. Стоимость проживания, питания, средств передвижения.

- проезд Москва - Барнаул

Следует отметить, что от Москвы до Барнаула ходит один поезд в сутки, поэтому о покупке билетов стоит подумать заранее, особенно если в поход выходит большая группа. Билеты лучше покупать в центральных ж/д кассах. Стоимость ж/д билета сильно различается для фирменного и нефирменного поездов: поезд 095/096 (1500 руб. плацкарт, 3500 руб. купе) поезд 035/036 (3500 руб. плацкарт, 5500 руб. купе).

Перелет Москва—Барнаул—Москва с авиакомпанией “Аэрофлот” обошелся в 7000 рублей.

- проезд Барнаул – Тюнгур и организация заброски

Нашим партнером стало Барнаульское бюро путешествий (ББП). Координаты фирмы: www.altravel.ru, адрес: Барнаул, ул. Молодежная, 12, тел.: 66-72-18. Важно, что с фирмой легко связаться через e-mail и ICQ, а также провести необходимые финансовые операции (заказ, предоплата) через ее партнеров в Москве.

Перед фирмой “Барнаульское бюро путешествий” нами были поставлены задачи организации подъезда и заброски, которые были ею выполнены.

Суммарно организация переезда Барнаул – Тюнгур и обратно, а также организация заброски на Аккемское и Кучерлинское озеро обошлась нашей группе приметно в 1,5 тысячи рублей с человека.

- продукты

На закупку продуктов у нас ушло 27 тысяч рублей или по 3 тысячи рублей с человека.

- прочие траты

Аптечка + мультивитамины

Батарейки

Газ (зарядка и покупка баллонов)

Зажигалки, спички, стеклоткань и пр.

Ремнабор

Крем от солнца

Итого

Итак, без учета проезда Москва—Барнаул—Москва, на организацию похода у нас ушло 46.980 рублей или по 5.220 рублей с каждого.

10. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

10.1. Рекомендации по материально-техническому оснащению группы

Список снаряжения группы

Кол-во

Вес

Примечание

Палатка “Red Fox Comfort 4”

3,7

Палатка “Red Fox Comfort 4+”

4,9

1,8

Шнур кевларовый 50 метров

0,28

Применялся для сдергивания основной веревки

Стропа-чулок на петли 30м

1,4

Из нее делались расходные петли нужного размера

Веревка расходная 6мм/10м

0,25

Набор закладок

0,4

Крючья (7 лепестков 8 швеллеров)

1,6

Список личного специального снаряжения

Количество

Система страховочная

Бокировка

Петля самостраховки схватывающим узлом (он же “схват”, он же “прусик”)

Репшнур для страховки рюкзака

Страховочные рукавицы

1 пара

Палки треккинговые

Рекомендации по использованию группового снаряжения.

• В походе мы использовали 2 палатки Red Fox: “Red Fox Comfort 4” и “Red Fox Comfort 4+”. Это просторные палатки, в которых комфортно размещаются 5 человек (в нашем случае в палатке “Red Fox Comfort 4” комфортно размещалось 4 человека). Два тамбура палатки позволяют укрыть рюкзаки.
  • Там где позволяли условия стоянки, мы ставили палатки рядом тамбурами друг к другу. Пространство между палатками мы накрывали тентом, растягивая его домиком. Такая конструкция очень удобна, т.к. позволяет дежурить не выходя их палатки. Горелки можно расположить либо между палатками под тентом, либо в одном их тамбуров, а еду передавать из палатки в палатку, не выбираясь наружу.

При растягивании тента в качестве стоек мы использовали треккинговые палки. Длинные центральные стойки мы делали из двух палок скрепляя их эспандером.

• Для приготовления пищи мы использовали две газовые горелки различных производителей – Kovea и Primus. Использованные модели горелок практически не отличаются друг от друга по высоте, что позволило устанавливать посуду для приготовления пищи на обе горелки одновременно.
  • В качестве газовых баллонов использовались винтовые баллоны Markill, Coleman, Kovea и Primus емкостью 450 гр. Часть баллонов у нас были заправлены, часть – вновь купленные. Нареканий к работе ни тех, ни других не было. Мы брали с собой 15 баллонов и это принесло свои положительные результаты. Если бы не 3 суток отсидки на снежнике под Белухой, где мы топили снег, то мы бы прошли поход с хорошим запасом по газу. А так газа у нас хватило как раз.

• Для термоизоляции горелок мы использовали традиционную стеклоткань, а также экран из фольги. Использование экрана позитивно влияет на процесс приготовления пищи. Его просто изготовить в домашних условиях из 10-12 слоев обычной фольги, подвернув ее по краям. Такой экран не прогорает, как стеклоткань, и не дает неприятных запахов, он прочен (мы взяли по экрану на каждое кольцо, однако практика показала, что одного экрана вполне хватает на весь поход). В результате стеклоткань мы использовали только как необязательное дополнение к экрану.
  • В качестве посуды для приготовления пищи мы использовали 8 литровую кастрюлю и 8 литровый кан. Важно отметить что варочная посуда должна быть с крышками. Также при необходимости кипячения небольшого количества воды (попить чай на перевале и т.п. мы активно использовали возможности литровых мисок с крышками, которые были целенаправленны взяты несколькими участниками в качестве личной посуды).

• Пустые газовые баллоны мы забирали с собой, в связи с потенциальной возможностью их повторной заправки.

Рекомендации по использованию специального группового снаряжения.

• Общее количество основных веревок подбиралось с расчетом наличия в группе 3-х связок-двоек и одной связки-тройки.
  • Для сдергивания основной веревки мы использовали кевларовый шнур диаметром 3 мм. Этот шнур выдерживает нагрузку до 700 кг, а весит всего 300 гр. Таким образом, при работе на склоне вам не требуется дополнительная веревка для сдергивания. Единственное на что следует обратить внимание – шнур очень легко запутывается, поэтому работать с ним надо аккуратно, например сдергивающий конец шнура при спуске следует не сбрасывать, а отправлять вниз с предпоследним человеком, который по мере спуска аккуратно размотает и расправит шнур.
  • Так как заранее мы не знали размер расходных петель, которые могут нам потребоваться, мы взяли 2 куска стропы-чулка (17 и 13 м), от которых отрезали нужное количество по мере необходимости.
  • Расходный шнур диаметром 6 мм, который мы брали для изготовления запасных прусиков, нам не пригодился.
  • Скальные крючья мы так и не использовали. Во всех местах где они могли бы нам понадобиться удавалось найти место для крепления расходных петель.
  • На лавинный лист также удобно устанавливать горелки в случае, когда нет другой подходящей площадки, а также на снегу.

Вес рюкзаков

• Суммарный вес группового снаряжения составил 53 кг.
  • Групповой вес делился между девушками и юношами в отношении 3/5.
  • Стартовый вес рюкзаков – примерно 22 кг у девушек, 28 кг у юношей.

10.2. Рекомендации по питанию

Наша раскладка была составлена исходя из особенностей похода: его технической сложности, протяженности, высоты и разбиения маршрута на три кольца.

Наша раскладка была построена по принципу двух ступеней: на втором кольце норма продуктов на человека в день выросла на 60 г по сравнению с первым. На первом кольце норма продуктов составила 700 г на человека (без упаковки), на втором и третьем – 760 г.

Постепенное увеличение веса оправдывает себя тем, что, во-первых, начинать маршрут и проходить акклиматизацию лучше с легкими рюкзаками, а во-вторых, кушать к середине похода хочется больше, чем в начале. Относительно небольшая продолжительность колец позволила нам сделать раскладку достаточно тяжелой и разнообразной.

Продукты

Завтрак

Наши завтраки состояли из бутерброда (сухарь + сыр, колбаса, сало или рыба сверху половину сухарей мы, кстати, для экономии объема заменили на хлебцы Finn Crisp из расчета 1 сухарь = 2 хлебца), сладкого и каши или мюсли. На сложные дни, когда нужно было особенно рано выходить, мы брали быстрорастворимые каши Быстров (по полтора пакетика на человека) и пюре с сублимированным мясом. В дни подходов и несложных перевалов мы ели обычные молочные или мясные каши (пшено, рис, гречку). Вместо сухого молока мы взяли сухие сливки “Русский продукт” и остались очень довольны, так как они разводятся даже в холодной воде и не образуют комочков. В молочные пшенную и рисовую каши мы добавляли изюм. Вместо сахара для экономии веса планировалось добавлять в кашу сахарозаменитель, но группа почему-то почти не ела сахар, чем огорчала завпита, который и так всю первую половину сетовал на недостаточный расход продуктов. В общем, сахару было много, и заменитель не пригодился.

Карманное питание

В сложных походах стоит уделить ему особое внимание, так как в течение дня при работе на веревках нужно быстро восстанавливать силы, к тому же возможность пообедать есть не всегда. Наше ежедневное карманное питание состояло из орехов, сухофруктов, карамели, через день чередовались шоколадные батончики и мюсли-батончики в сочетании с халвой в шоколаде или шоколадными конфетами и ванильными сухарями. Такой набор продуктов позволяет сделать дневные перекусы очень калорийными и достаточно разнообразными за счет того, что каждый день можно менять виды орехов и сухофруктов.

Обед

Набор основных продуктов стандартный: супы из пакетиков (очень рекомендуем супы “Приключение дня” от Galina Blanca: на упаковке у них занимательные игры типа “Найди пять отличий”), вермишель с кубиками, китайская лапша “Роллтон”. К супам мы брали сухарики “3 корочки”, по 3 пачки на группу на раз. Сладкое максимально калорийное и желательно такое, которое можно делить, не разрезая (мармелад, шоколадные конфеты, ирис, рахат-лукум). Со второго кольца на обед мы ели по два бутерброда.

Ужин

Основное блюдо – мясная каша (гречка, рис, пюре или макароны с сублимированным мясом, которое мы покупали в Raskaldka.ru). На бутерброды – колбаса или сало, к чаю – калорийное сладкое (ойла, щербет, калкол, козинаки, вафельный торт).

Дополнительное питание

Очень рекомендую брать побольше приправ: карри, приправа для риса и макарон, Вегета, горчица, кетчуп, майонез и т.д. Большую радость группе доставлял перетертый с сахаром лимон (лимон с сахаром прокручивается в мясорубке и заливается в пластиковые бутылки).

Кофе мы брали немного (200 г), так как кофеманов в группе было всего трое. Какао порадует практически всех, но стоит учитывать, что выпивают его очень быстро: пачка в 250 г группа из 9 человек выпивала за вечер-два. Лук и чеснок – вкусно и полезно. Мы брали по головке лука или чеснока на день. Чтобы утолять жажду в течение дня, весьма полезно брать Zuko и растворимые таблетки мультивитаминов (см. рекомендации по медицине). На дневки мы брали дополнительную крупу или суп, сгущенку и персики в банках.

Упаковка продуктов

Сухари мы паковали в бумагу и пакеты из-под молока, крупу – в хлопчато-бумажные мешочки или в полиэтиленовые пакетики, обматывая их скотчем. Сладкое – в пищевую пленку, обматывая ее скотчем. Сыр и сало мы покупали в вакуумной упаковке. Небольшая продолжительность колец позволила нам взять несколько банок рыбных консервов.

Выводы

Глобально раскладка устроила всю группу.

Хочется только отметить, что:

1. не стоит все-таки злоупотреблять мясными кашами на завтрак (потому что надоедают)
  2. в начале похода стоит делать раскладку полегче, больше увеличивая нормы к середине маршрута
  3. мы забыли про суджук, который обычно очень охотно едят.

10.3. Рекомендации по медицине

Алтай – это район, для которого характерны скальные, снежно-ледовые перевалы и “обширные поля” морен лесные зоны, альпийские луга, поросшие мелким кустарником и различными травами, поэтому периодически появляются ссадины и многочисленные царапины. Исходя из всего выше сказанного, мы рекомендуем взять немного больше перекиси водорода для промывания ран, ссадин, и различных неизбежных повреждений внешних слоев эпидермиса. Также, для облегчения веса рекомендуем положить в аптечку, помимо перекиси водорода, гидроперит и разводить его в случае необходимости.

Снежно-ледовые перевалы, непредсказуемая погода, бурные руки и ручьи – все это становится причиной мокрых ботинок, что в свою очередь ведет к возникновению мозолей. Для лечения мозолей рекомендуем использовать зеленку, так как именно она обладает заживляющим, подсушивающим и дезинфицирующим действием также постарайтесь взять как можно больше бактерицидного пластыря.

В первые дни из-за большого набора высоты и акклиматизации могут возникнуть проблемы с пищеварением, поэтому следует положить марганцовку для промывания желудка фестал, улучшающий процесс пищеварения, и церукал – противорвотное средство.

Жгучее солнце, а тем более на высоте, с интенсивным ультрафиолетовым излучением часто приводит к ожогам открытых участков тела. В связи с этим мы настойчиво рекомендуем каждому участнику иметь гигиеническую помаду, т.к. чаще всего обгорают губы и лицо, а также взять несколько тюбиков солнцезащитного крема на группу, с фактором защиты не меньше 20. Помимо этого в аптечку следует положить какое-нибудь средство от ожогов, мы предпочитаем брать “Пантенол”, так как он лучше всего способствует заживлению ожогов и обладает дезинфицирующим действием, что не мало важно в условиях похода, где о стерильности говорить не приходиться. В связи с низкими температурами ночью, большой высотой, ледовыми перевалами рекомендуем положить в аптечку согревающую мазь: “Никофлекс”, либо “Випросал”, либо любую другую на ваш выбор. Лучше предотвратить возможность обморожения сейчас, чем потом пытаться лечить обмороженные пальцы, это очень трудно, поверьте!!!

Риск нагноения всевозможных повреждений в походе очень высок. Мы рекомендуем брать мазь “Левомеколь” против гнойных ран и предотвращающая нагноение, а также хорошее заживляющее средство.

Приятным и полезным дополнением к аптечке всегда являются витамины. Мы использовали “мультивитамины”, глюкозу и аскорбиновую кислоту. В условиях горного похода организм “страдает” от витаминной недостаточности и нехватки энергии, поэтому завпит и медик должны хорошо продумать, как восполнить энергетический и витаминный запасы организма.

10.4. Основные выводы и итоги

- относительно района:

1. Катунский хребет отлично подходит для проведения школ и походов нескольких групп туристских клубов, так как перевалы различных категорий часто находятся рядом.
  2. В целом, район очень интересный и разнообразный.

- относительно маршрута и группы

1. Группе, не смотря на непростые погодные условия, удалось полностью пройти весь заявленный маршрут.
  2. В ходе маршрута был пройден ряд интересных скальных (первалы Западный Капчальский, Токмак), ледовых (перевалы Делоне, Караоюк) и комбинированных скально-ледовых препятствии (перевалы Сурикова, Рериха с восхождением на пик Рериха, Белуха Восточная, перемычка Бийчанка).
  3. Маршрут соответствовал силам группы.
  4. Количество человек в группе влияет на моральное состояние участников. На наш взгляд, 8-10 человек – оптимально даже для сложных походов.