Автор:Лукьянов Олег, г. Москва, турклуб "Гадкий Утенок"

Отчет
о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август-сентябрь 2004г.

Техническое описание (продолжение, начало здесь).

7-ой ходовой день
Дата: 21.08

Нитка маршрута: из-под пер. Тоо-Карын – р. Аламедин

Общая протяженность пути: 3 км
Ходовое время: 1 час 35 минут
Перепад высот: 960 м ( -960)

Группа на разливах р. Аламедин
Выходим в 8.45. Спускаемся сначала вдоль русла ручья по травянистому склону крутизной до 15º, затем – по крутому осыпному сбросу (мелкая и средняя осыпь крутизной до 30º). За 1 час 20 минут спускаемся к разливу р. Аламедин.

Вдоль берега реки идет хорошая тропа. За 15 минут спускаемся по ней к нижней части разлива. Это оптимальное место для брода. Течение не слишком быстрое, глубина до 0,5 м, ширина основного рукава – 30 м. Переходим вброд р. Аламедин стенками, по 2–4 человека в каждой.

На левом берегу реки ставим лагерь. Остаток дня уходит на снятие заброски и отдых.

Заброска была организована тремя участниками нашей группы до начала маршрута. Она была оставлена в камнях, на левом берегу реки, напротив разлива. Снятие заброски занимает 40 минут.

8-ой ходовой день
Дата: 22.08

Нитка маршрута: р. Аламедин – под пер. Каджир-Уйо

Общая протяженность пути: 6 км
Ходовое время: 5 часов 5 минут
Перепад высот: 1140 м (+ 1140)

Сегодня нам предстоит подняться в висячую долину, выводящую в цирк перевала Каджир-Уйо. Подъем в долину — склон крутизной до 35°. В нижней части склон покрыт лесом и зарослями арчи, в верхней части он представляет собой мелкую и среднюю осыпь. Перепад высот от р. Аламедин до подножия ледника Каджир-Уйо – более 1000 м.

Выходим в 7.15. 20 минут поднимаемся по тропе вверх по долине по левому берегу р. Аламедин. Затем начинаем набирать высоту, траверсируя склон в Ю направлении. Склон травянистый, в нижней части заросший лесом, арчой и колючками. За 40 минут набираем около 200 м. После этого продолжаем подъем вертикально вверх по пересохшему каменистому руслу, и еще за 2 часа выходим в верхнюю часть висячей долины. Видимо, лучше двигаться по тропе вдоль р. Аламедин до поворота в висячую долину, траверс склона, заросшего арчой, скорее всего, не выгоден.

В верхней части долины склон значительно положе, есть вода в ручье. Продолжаем подъем вверх по долине. Через 35 минут зеленая травка сменяется моренами. Поднимаемся по левому карману морены. Через 1 час 30 минут этот карман выводит нас к открытой части ледника Каджир-Уйо. Отсюда открывается впечатляющий вид на нижнюю часть ледопада Каджир-Уйо.

Панорама цирка пер. Каджир-Уйо (3А)

Здесь у подножия ледника на ровных каменистых площадках мы ставим лагерь в 16.15. Вода в ручье, вытекающем из-под ледника

9-ый ходовой день
Дата: 23.08

Нитка маршрута: пер. Каджир-Уйо (3А) – под пер. Корона Южная

Общая протяженность пути: 4 км
Ходовое время: 9 часов 50 минут
Перепад высот: 1000 м (+ 450, -650)

Выходим в 4.30. При свете фонарей по пологому открытому леднику за 50 минут подходим под ледопад. В 5.30 светает, и мы начинаем подъем.

Первую ступень ледопада проходим в связках (30°). Лед становится круче (до 45°) и мы вешаем 2 веревки, которых хватает для того, чтобы выйти к первому вертикальному участку.

Ледовая стена крутизной 70°–90° и высотой 15–20 метров тянется через весь ледопад, упираясь по краям в вертикальные скалы. Первый участник с нижней страховкой и двумя ледовыми инструментами, организуя промежуточные точки через каждые 5 м, поднимается по стене в наиболее простом с нашей точки зрения месте (15 м, средняя крутизна – 75°, местами – до 90°). После этого он провешивает еще 50 м перил по относительно пологому участку траверсом, вдоль глубокого разлома. Траверс выводит ко второму вертикальному участку: 10 м по ледовому перу над трещиной (45°) и еще 8 м по вертикальной ледовой стене (90°).

Пройдя второй вертикальный участок, в 12.30 оказываемся на идеально ровном заснеженном ледовом плато. Ледопад пройден за 7 часов. Всего повешено 5 веревок перил. Все веревки крепились на ледобурах. Между вертикальными участками рюкзаки транспортировались на участниках. На двух вертикальных участках рюкзаки поднимались отдельно.

Здесь над верхним краем ледопада мы обедаем и восстанавливаем силы.

По плоскому закрытому плато в связках за 30 минут подходим под перевальный взлет. В нижней части перевальный взлет, как водится, разрезан бергшрундом. Подходим по него, за 20 минут, рубя ступени в снегу (25°). Через бергшрунд и выше вешаем две веревки по 50 м, которых хватает до седловины перевала. Обе веревки крепим на ледобурах. Средняя крутизна первой веревки – 50°, второй – 45°.

На широкую скально-ледовую седловину поднимаемся в 17.00.

Спуск представляет собой неприятный скально-осыпной кулуар, крутизной до 45° . Вешаем 125 м перил. Все веревки крепятся за выступы скал и снимаются с нижней страховкой. Спуск занимает полтора часа.

К 19.00 слезаем со скал на пологий закрытый ледник Карато, где и ставим лагерь.

Группа смотрит на пер. Каджир-Уйо (3А)

Первая ступень ледопада пер. Каджир-Уйо (3А)

Панорама ледопада Каджир-Уйо (3А)

Прохождение ледопада пер.
Каджир-Уйо (3А)

Вид с верхней точки ледопада в
сторону лед. Каджир-Уйо

Трещины в верховьях ледопада
пер. Каджир-Уйо (3А)

Верхнее ледовое плато пер.
Каджир-Уйо (3А)

Путь спуска с пер. Каджир-Уйо (3А)

10-ый ходовой день
Дата: 24.08

Нитка маршрута: ледник Карато — пер. Корона Южная (3А) — ледник Аксайский

Общая протяженность пути: 8 км
Ходовое время: 7 часов 10 минут
Перепад высот: 1100 м (+ 450, - 650)

Сам перевал Корона Южная от места нашей стоянки не виден, но путь подхода к нему просматривается полностью. Выходим в 7.15 и за 1 час 20 минут по закрытому леднику (связки) подходим под перевальный взлет.

Перевальный взлет некрутой (20°–30°) заснеженный склон. Проблема в том, что вышли мы поздновато и глубокий снег успел раскиснуть. Из-за этого подъем на перевал занимает сильно больше чем мог бы – 1 час 10 минут.

На узкой снежно-ледовой седловине оказываемся в 11.30. Тура как такового нет, перевальная записка находится в скалах справа по ходу.

Спуск с перевала – лед, прикрытый небольшим слоем снега с фирновой коркой. Крутизна склона 50°–70°. Вешаем 450 м перил. Первую и последнюю веревку крепим на ледорубах. Остальные — на ледобурах или скалах справа по ходу (крепление за скальные выступы или крюки, забитые до нас). Спуск с перевала занимает 2 часа 30 минут.

От перевального взлета спускаемся вниз по Аксайскому леднику. В верхней части ледник закрыт (связки). Вскоре внизу у правого борта ледника становится виден желтый металлический домик. Эта хижина используется альпинистами в качестве штурмового лагеря для восхождений на многочисленные именитые вершины, расположенные в этом цирке (башни Короны, пик Свободная Корея и др.) Продолжаем спуск в направлении этого домика. Спуск от перевального взлета до хижины занимает 1 час 10 минут.

Хижина занята альпинистами. Ставим лагерь рядом с ней на оборудованных на морене площадках в 16.00.

Путь подьема на пер. Корона
Южная (3А)

Организация точки на спуске с
пер. Корона Южная (3А)

Спуск с пер. Корона Южная (3А)

Путь спуска с пер. Корона Южная (3А)

Хижина «Отель Корона»

11-ый ходовой день
Дата: 25.08

Нитка маршрута: радиальный выход на вершину Первая башня Короны (3А), ледник Аксай
- перевал Обходной (1А) - хижина “Наука”

Общая протяженность пути:7 км (10 км. с учетом спуска с в. Корона по пути подъема)
Ходовое время: 5 часов 15 минут
Перепад высот: 2300 м (+950 , -950, +200, -200)

Выходим в 5.10. За 10 минут по морене выходим на ледник Аксай. Одеваем кошки.

Для того, чтобы подняться в чашу Короны, необходимо преодолеть подъем по открытому, достаточно крутому (до 30°) участку ледника. За 40 минут мы справляемся с этой задачей. Хорошо видны все башни Короны. Еще за 50 минут по открытому леднику подходим под снежно-ледовый кулуар, ведущий на нашу вершину.

Крутизна кулуара 25°–30°, жесткий фирн. За 10 минут поднимаемся по кулуару и оказываемся на перемычке между собственно вершиной и жандармом справа от нее. Здесь есть старая расходная петля и крюк “морковка”. Для того, чтобы отсюда подняться на вершину, нужно преодолеть сначала вертикальную скальную стенку (вешаем 15 м перил, крепление – за скальные выступы), затем по достаточно простым скалам лазанием пройти оставшиеся до вершины 100–150 м. Мы успешно справляемся с этой задачей и в 8.20 выходим на вершину.

Спускаемся в лагерь по пути подъема. Спуск занимает полтора часа.

Сегодня, помимо восхождения на вершину, мы должны дойти с места нашей стоянки до хижины “Наука”, которая отделена от нас невысоким скальным гребнем и расположена непосредственно под пиком Семенова–Тянь-шаньского.

Гребень можно обойти низом по леднику, но проще перевалить через него пройдя несложный перевал Обходной.

Выходим из лагеря в 12.40 и за 20 минут вдоль правого борта пологого открытого грязного ледника спускаемся к перевальному взлету перевала Обходной. Некрутой (до 25°) перевальный взлет покрыт мелкой и средней осыпью. На седловину ведет тропа, промаркированная турами. Поднимаемся на перевал за 25 минут.

На перевале мы оказываемся в 13.50. Седловина неширокая, скально-осыпная.

Спуск с перевала так же прост, как и подъем: тропа по мелкой и средней осыпи крутизной до 25°. Спускаемся на ледник за 10 минут.

Еще с седловины мы разглядели хижину на морене с противоположного борта ледника. Двигаясь в ее направлении, за 30 минут пересекаем открытый ледник, поднимаемся на морену – и мы на месте.

Хижина занята, поэтому мы ставим лагерь рядом с ней на морене (14.30).

Вершина Первая Башня Короны (3А)

Кулуар, ведущий на вершину
Первая Башня Короны (3А)

Вертикальная скальная стенка на пути к
вершине Первая Башня Короны (3А)

Вершина Первая Башня Короны (3А).
Вид на пик Семенова Тянь-
Шаньского (3А)

Девушки на вершине Первая
Башня Короны (3А)

Вид на Пик Семенова Тянь-Шаньского
с вершины Первая Башня Короны (3А)

Хижина «Наука»

ДНЕВКА

13-ый ходовой день
Дата: 27.08

Нитка маршрута: радиальный выход на пик Семенова–Тянь-шаньского (3А)

Общая протяженность пути: 7 км
Ходовое время: 9 часов
Перепад высот: 2070 м (+ 1035 , - 1035)

Выходим в 4.07. За 30 минут по морене и леднику подходим под ледовый кулуар. Крутизна склона в кулуаре около 35°, перепад высот от начала кулуара до его верха – более 500 метров. За 1 час в кошках, двигаясь на три такта, поднимаемся по кулуару.

От кулуара продолжаем движение по ледовой полке. Крутизна небольшая, до 25°, но ради безопасности (падать очень далеко) мы идем с одновременной страховкой: скользящие ледобуры через каждые 20 метров.

Поднявшись по ледовой полке, оказываемся в следующем кулуаре. Снега довольно много, поэтому завертеть ледобуры удается не везде. Продолжаем подъем с организацией попеременной страховки через ледорубы, пока метров через 300 не упираемся в скалы.

Следующее препятствие - скальный кулуар с натечным льдом. Вешаем 50 м перил по кулуару (до 60°), а затем еще 75 м перил траверса до гребня, ведущего на вершину (крутизна траверса – до 45°, лед, снег, скалы).

Последние 200 м до вершины поднимаемся по снежному гребню. Гребень не представляет технической сложности, его крутизна не превышает 30°. На вершине мы оказываемся в 10.50.

Спуск осуществляем по противоположнному (южному) склону пика. Вешаем 175 м перил по снежно-ледовой стене (до 55°). Последней веревки хватает, чтобы преодолеть бергшрунд, ниже которого склон выполаживается. Первую веревку крепим за скальный выступ, последнюю – на ледорубах, остальные – на ледобурах.

Дальнейший спуск по пологому (до 15°) закрытому в верхней части леднику несложен. Ледник выводит нас прямо к хижине. За час с небольшим в связках спускаемся к лагерю.

В лагерь возвращаемся в 14.00.

Группа поднимается на пик
Семенова Тянь-Шаньского (3А)

Траверс перед выходом на гребень,