Автор: Фомичев Олег, г. Москва

Отчет
о горном некатегорийном походе с восхождениями 2А-4 Б к.т. по Ц.Кавказу в районе Безенги группы МГТУ им.Баумана, июль 2003г.

Техническое описание (Продолжение, начало здесь)

14.07.03 (9-й день). Весь день отличная погода. К обеду снег от последнего снегопада на скалах почти весь стаял. Вечером облачно, но без осадков.

Истратили много пленки на съемку красивого восхода Солнца над далекими облаками. На завтрак Володя приготовил вкусную овсянку с изюмом и курагой. Утро по-настоящему получилось доброе.

С балкона траверсом по скальным полкам обратно на южный отрог контрфорса 40 метров перил. Дима пошел первым. Далее по крутым скалам 3-4 к.т. к его окончанию вниз 100м и траверсом вправо-вниз 75м. ( Ф. 41 ) Пересекаем горизонтально снежно-ледовый 45 гр-й камнепадоопасный кулуар шириной 10 метров по перилам, к протяженному контрфорсу, южнее первого. ( Ф. 40 ) Кулуар вверх достаточно далеко просматривается, но наблюдающий за камнями все равно обязателен. Ниже прежнего контрфорса этот крутой кулуар сливается с подобным, огибавшим к-с слева, и там кажется весьма камнепадоопасно.

40 Переход на другой контрфорс

41 Коштантау с контрфорса

38 С н-к Труд на в.Пирамида
По простому широкому гребню “нового” контрфорса около 50-ти метров без страховки до начала крутого участка. По скально-осыпным участкам 3-2 к.т. по перилам 120м до скальной перемычки перед сложным семи метровым жандармом. ( Ф. 38 ) С перемычки уходим вправо, к снежно-ледовому кулуару: по очень крутым скальным стенкам 4 к.т. около 100м, через узкий 40 гр-й снежно-скальный кулуар на скально-осыпной “полуостров” 50м перил, по нему еще одна веревка до выхода на снег 40 гр-го снежно-ледового широкого кулуара слева. Всего за сегодняшний день получилось около 600 м по перилам.

Под снегом местами близко лед, поэтому одеваем кошки. По этому кулуару можно выйти на седловину контрфорса ниже жандарма и обойти его по северному скально-осыпному склону 2-3 к.т.

По снегу спускаемся 20 минут на осыпи, по которым за 15 минут траверсом выходим к леднику Уллуауз у верхних ночевок “Труд” (несколько хороших площадок у кармана морены). Обедаем. Высота около 3400м.

При спуске по скалам за три дня сильно попортили основные веревки об острые кромки выступов. Из трех коломенских “динамических” веревок по 50 метров получилось: два куска по 25м, два куска по 17м, остальные – еще меньше. От небольшой потертости за несколько спусков по крутым скалам расползалась оплетка. Раньше так сильно веревки не портилась

После обеда по пологим участкам левого борта л.Уллуауз и по левой морене поднялись за два часа до осыпи у скал, напротив перевала Птица, где в 21.00 и заночевали. Высота около 3800м. Денек выдался трудоемким. Но на завтра запланирован “отдых” – восхождение на в.Птица без бивуачного снаряжения.

15.07.03 (10-й день). Подъем на в.Птица по северному и спуск по северо-восточному гребням (3Б, 4489).

До 13.00 погода хорошая. С 13.00 до 16.00 – гроза и временами снегопад. Вечером – облачно, но без осадков.

47 Пик Птица с л.Уллуауз
По плану восхождение на в.Птица – последняя “тренировка” перед траверсом г.Миссестау. ( Ф. 47 ) В заявленном основном варианте маршрута имелось пять радиальных восхождений на вершины и четыре траверсом. Так как для туристов восхождение cо спуском по другому маршруту считается более логичным, и здесь тоже выбрали такой вариант прохождения. Заманчиво было совершить первовосхождение 3Б по с-в гребню, но из-за отсутствия нормальных веревок с этой мечтой расстались.

На траверс вышли ок.6.00 через плато л.Уллуауз к пер.Птица Ваня Коренчук, Саша Сорокина и я. Дима и Володя наработались накануне – остались наблюдателями. Взяли почти все, что осталось: веревку из двух кусков по 25 м, веревку из двух кусков по 17 м, вспомогал, френды, крючья, буры, аптечку. Под берг лавируя между трещин, пройдя несколько крутых, ок.40гр. взлетов добирались два часа. От него Ваня с Сашей с попеременной страховкой через буры до перевала около 120м по 40-45гр. ледовому склону. Для меня отдельно провешивали перила – так показалось быстрее и безопаснее для всех. На перевале в 9.40. Хороший вид на Коштантау и в.Крумкол.

45 Пик Птица с л.Мижирги
Начали движение с перевала по северному гребню около 10.00. ( Ф. 45 ) Почти весь маршрут до вершины провешивал перилами по 25 м. Пока Саша меня страховала – Ваня к ней перилил. Около 100м перил до 2,5 метровой скальной стенки. После по крутому углу около 30м по скалам средней и выше средней степени сложности. Еще через 40м выход на жандарм “палец” через скальную стенку 70 гр. в 7м справа от гребня. Далее спуск с жандарма в провал около 15м по наклонной простой скальной полке. После траверсом вверх-вправо по черным разрушенным скалам около 50м до крутого (70-80гр.) скального угла 4-й к.с. – ключевой участок. Он находится в 15 – 20м от гребня. По углу около 20м, используя френды и старые забитые крючья, и10м по простым скалам до станции на ск. крючьях. Выходим на заснеженный скальный западный склон в.Птица. Вблизи Коштантау раскаты грома. Начался легкий снегопад. Далее по 35 гр. фирну вблизи гребня до его слияния с с-в гребнем ок.80м. Здесь на ск. выступе петля. Отсюда до вершины метров 40. Пока Ваня поднимался по последним перилам, Сашенька выпустила меня другой веревкой на поиски тура. Все железо жужжало, а кожу на лице слегка пощипывало электрическими разрядами. Ощущения жуткие. Несколько дней назад здесь кто-то был и натоптал много следов. Похоже ребята тоже искали тур и не нашли. Прошелся по их следам до вершины и быстро стал возвращаться. Находиться как на “горящей бочке с порохом” и складывать тур совсем не хотелось. И стоило ли вообще так рисковать из-за галочки. Где-то рядом гремело и сверкало регулярно, и могло достаться.

Вернувшись, начали спуск от петли по снежнику вблизи скал северо-восточного гребня. Ваня первым. Я замыкаю. 100м перил до начала скальных сбросов. Ваня сделал разведку на 20м вниз по одному из кулуаров. Затем решили уйти траверсом вправо над скальным сбросом по перилам на 50м.

Далее по крутым скалам 3-4 к.т. с несколькими наклонными полками северо-восточного гребня около 150м дюльфера до начала снежно-ледового гребня. Потом по нему с одновременной страховкой до скального 2-3 к.т. сброса гребня. Через сбросы 50м перил и 50м на крутом участке снежного гребня. Выходим на сильно разрушенный скальный участок гребня – по нему 50м перил и 50 м со скального гребня влево по кулуару на ледник Уллуауз около 21.30. Стемнело. По закрытому леднику в связках, утопая в глубоком рыхлом снегу, к месту стоянки у левого борта к 22.30.

49 Пер.Кундюм-Мижирги с л.Уллуауз
16.07.03 (11-й день). Л.Уллуауз – пер.Кундюм – Мижирги (3 А, 4320) – АУСБ “Безенги”.

Рано утром снежная крупа и над Коштаном гроза, как следствие этого, вышли в 9.00. От места ночевки до резкого взлета ледника один переход. ( Ф. 49 ) Далее одеваем кошки, связываемся. Обход взлета по левому борту ледника, вблизи скал. Участок через снежно-ледовый мост с попеременной страховкой. Далее по закрытому пологому леднику 1,5 перехода. На перевале в 11.40. Любуемся в.Думала. Пытаемся определить, где у вершины ночевали.

50 Пер.Кундюм-Мижирги с юга
С перевала дюльфером 100 м через скальную 4-х метровую пробку к удобной, укрытой от камнепада точке, и веревка с пересечением кулуара к правому борту. Далее с попеременной и одновременной страховкой, придерживаясь правого борта, до осыпей у ледового сброса. ( Ф. 50 )

51 С пер.Кундюм-Мижирги до н-к 3900
По крутым осыпям вправо-вниз выход на л.Кундюм – Мижирги. Здесь лучше не засиживаться, но из-за живых камней быстро спускаться по одному или плотной группой. Эти камни упали с г.Уллуауз.( Ф. 51 )

Пересечение открытого ледника к ночевкам 3900 (13.30). По тропе спуск ко второй ступени ледника. Прохождение этого сложного ледопада по правому борту ледника, вблизи скал, лавируя между трещинами с 4-мя дюльферами по 10 – 25 м на крутых от 40 до 90 гр. участках. Время прохождения около трех часов.

Далее один переход к первой ступени ледника по его правому борту. Горячий обед. Лавируя между трещин, проходим эту ступень вблизи скал справа. По тропе к АУСБ “Безенги”. Прибытие в лагерь к 23.00 под дождем с фонариками. Добрый директор Али Анаев приютил в недоделанном баре. Альплагерь был заселен полностью.

17.07.03 (12-й день). Дневка. Весь день облачно, периодически дождь.

Володя Чернов поехал в свой родной Нальчик в магазин с альпснаряжением за недостающими веревками. Вернулся без веревок, но с кучей фруктов и сообщением об окончании его участия в походе из-за необходимости помощи для своей приболевшей мамы. Правильное решение.

В этот день посетили все достопримечательности альплагеря: сауну, столовую, красный уголок с фотовыставкой, магазин. Купил за 1500 рублей у отъезжающих альпинистов из Твери хорошую, слегка лохматую сорокаметровую б/у калининградскую веревку. Еще одну коломенскую выделил многоуважаемый Юрий Сергеевич Саратов – начальник КСП. Один новый полтинник был в заброске. Из-за того, что еще в Москве назначил сам себя заведующим по питанию и снаряжению, чтобы все было под моим контролем, весь этот день вошкался с продуктами и снаряжением и распределением их на предстоящие две части похода. Тоже ошибка. С “обязанностями” справился, но в дневку почти не отдохнул. Надо было назначить завпитом Сашу Сорокину – все сделала бы гораздо быстрее.

18.07.03 (13-й день). АУСБ Безенги – ночевки под ледником Миссес Вост.

Утром и днем дождь. Вечером распогодилось.

Вышли после очередного дождя около 10.30. По тропе на левой морене л.Мижирги до хороших стоянок в кармане морены (2900 м) перед ее поворотом на запад три перехода. Пообедали. Далее с резким набором высоты после поворота на северо-запад по травянисто-осыпному крутому склону у ручья до Курсантских стоянок перед озером у языка ледника (ок.3550 м) два перехода. Выход на ледник справа по ходу сейчас камнепадоопасен. Ночуем у озера.

19.07.03 (14-й день). До с-в плеча в.Миссес.

Утром и днем хорошая погода. К вечеру облачно, кратковременный снегопад.

Вышли от озера в 7.20. В 8.00 под рыжими скалами левого борта одеваем кошки. ( Ф. 58) Ледовый взлет ок.100 м прошли влево-вверх с одновременной страховкой через буры. По пологому плато ледника к бергшрунду под сн-лед взлетом северного гребня в.Миссес. В 10.00 начали вешать перила: пять веревок по крутому 40-45гр. ледовому взлету у скал слева по ходу. ( Ф. 57 ) Далее вышли на широкий снежно-ледовый гребень. По нему вышли на плечо в.Миссестау в 14.00. Ночуем, предварительно провесив все веревки вверх около снежно-скального кулуара.

58 Выход на ледник

57 Подьем на плечо сев.гр.Миссестау

20.07.03 (15-й день). Траверс в.Миссес по северному и южному гребням (4Б, 4425).

Утро хорошее. Днем и вечером облачно. После 14.00 несколько раз сыпал снег.

По сн-ск кулуару вверх слева от северного гребня в.Миссестау 2,5 веревки до его окончания. ( Ф. 59 ) Далее полторы веревки по скалам 3-4 к.т. вправо-вверх на северный гребень ( Ф. 61,62 ), и по его скалам 2-3 к.т.до вершины две веревки. На вершине в 11.20.

59 Подъем по кулуару

61 После кулуара – 25 м вправо

62 Вверх и вправо 50 м на сев.гребень

С вершины по осыпям и скалам 2-3 к.т., местами крутым и неприятным, южного гребня к Южному жандарму 7 веревок. ( Ф. 63 ) Не доходя до него около 70-ти метров 8 веревок вниз-вправо и влево по снежному кулуару и крутым скалам на западный гребень южного жандарма, где в удобном кармане в сумерках устраиваемся на ночевку. ( Ф. 67 ) ( Ф. 66 ) На подъеме шел первым, а Дима Терехин последним. На спуске – наоборот. ( Ф. 53 )

63 Траверс к юж.жандарму

67 Обход юж.ж-ма Миссестау

66 Место жизни

53 Миссестау, Дыхтау с запада

69 До н-к ВЦСПС
21.07.03 (16-й день). Подъем к Дыхтау до н-к ВЦСПС. ( Ф. 69 )

Утром морозец. Весь день хорошая погода.

Выходим в 8.30 вверх по западному гребню южного жандарма по перилам 50 м. Далее две веревки горизонтально вправо по 35 – 40 гр. сн-лд участкам на наклонную осыпную террасу под крутыми скалами. Здесь 3-4 места под палатки.

70 Миссестау с сев.гр.Дыхтау
( Ф. 70 ) Далее вдоль скал по осыпи ок. 130 м до снежно-ледового кулуара, выводящего на ледник. По кулуару 1 веревка вниз. Отсюда первым по 35-40 гр. ледово-фирновым участкам и через несложный ледовый сброс напрямик на ночевки ВЦСПС пошел с облегченным рюкзаком Дима. Провесил 21 веревку.

22.07.03 (17-й день). Радиально на в. Дыхтау по сев. гребню (4Б, 5204).

71 От н-к ВЦСПС к в.Дыхтау
Рано утром туман и снегопад. Хотели было лечь спать дальше, но около 5.30 над Дыхтау оказалось чистое небо. Над Безенгийской стеной плотная темная завеса облаков.

( Ф. 71 ) После долгого обсуждения собственных сил, желаний и возможностей вышли с ночевок ВЦСПС в 6.40 Женя Самохин, Саша Сорокина и я. Дима и Ваня, были не прочь отдохнуть и приберечь силы для восхождения на Айламу. Кто хотел пойти сейчас – тот пошел. Недовольных не было.

Вверх 50 м с одновременной страховкой и 100 м перил по сн-лд 40-45 гр. кулуару до выхода на северный гребень Дыхтау рядом со скалами контрфорса, слева от него. Отсюда перед походом планировался переход траверсом на северо-западный гребень Дыхтау после радиального восхождения ( возможно в условиях хорошей устойчивой погоды ). ( Ф. 72 ) ( Ф. 76 )

72 Планированный траверс к зап.гр.Дыхтау

76 От 10-ти м-го ж-ма на с-з гребень

Далее обход острого скального гребня справа по ходу около 70 м по сн-лд 35-40 гр.склону с попеременной страховкой. ( Ф. 74 ) Потом по крутому фирновому склону 170 м справа от скального гребня ( около 80 м с одновременной через буры ). По широкому гребню с большими карнизами 70 м. Далее обходя сн-лд сбросы слева через 150 м вышли на гребень. ( Ф. 73 )

74 Саша и сев.гребень Дыхтау

73 От н-к ВЦСПС к в.Дыхтау

По острому снежному гребню подход к 10-ти метровому жандарму. Обход 10-ти метрового жандарма слева по ходу около 50 м перил по крутому 45 гр. сн-лд склону. Далее по острому гребню до невысокого жандарма с острым скальным гребнем, который обходится по полке справа по ходу. Погода ухудшается. Над Безенгийской стеной гроза. У нас от металлических предметов раздается треск, а кожу пощипывают электрические разряды. Ощущения жуткие, как на в.Птица. Скалы стараемся не трогать.

Из-за облачности и снегопада видимость снизилась до 50 м.

80 От вершины обратно на север
Через 100 м движения по простому острому, с несколькими взлетами, снежному гребню выход к крутому скальному участку гребня, который обходится по скальной горизонтальной плите справа.

77 У в.Дыхтау
Далее по снежному острому гребню до резкого обрыва к перемычке: спуск слева ок. 2,5 м с попеременной страховкой по нескольким скальным блокам. ( Ф. 80 ) С перемычки обход крутого скального взлета вправо-вверх по скалам средней сложности около 25 м. Вешаю перила. После по простым скалам 10 м до вершины. ( Ф. 77 ) Время 11.50. Погода все хуже. Звон и треск все сильнее.

Далее на юг вниз идет снежный простой гребень и снежно-скальный взлет к в.Дыхтау Гл.( около 300 м ). Еще чуть дальше скальная башня Дыхтау Вост.

78 С в.Дыхтау на в,Дыхтау Вост.
Видно их стало только минут через десять, когда по перилам пришел Женя. Визуально они кажутся ниже. ( Ф. 78 )

Возвращение по маршруту подъема дюльфером с вершины и далее по гребню к 10-ти метровому жандарму. Попеременная страховка на крутых участках гребня. Не доходя до10-ти метрового жандарма из-за повышенной грозоопасности и плохой видимости на снежной седловинке остановились на перекус минут на пятьдесят. Вскипятили воды по кружке, съели колбасы и шоколадку.

81 Обед у 10-ти м-го ж-ма
Электрические разряды стали меньше беспокоить, и настроение поднялось, не смотря на усиливающийся снегопад. ( Ф. 81 ) Ниже 10-ти метрового жандарма ледовые сбросы обошли по кулуару у скал гребня при помощи одного дюльфера на 50 м.

Далее 70 м спуск до гребня на три такта . Выходим на маршрут подъема. По широкому гребню до скал и спуск 100 м по перилам по снежно-фирновому ок.40 гр. склону у скал. 50 м одновременно до острого скального участка, который опять обошли с запада с попеременной страховкой. И еще 3 дюльфера по 50 м придерживаясь скал левого борта до ночевок ВЦСПС. Возвращение в лагерь в 18.00. На пологих участках образовались сугробы свежевыпавшего снега около 25 см. На снежных склонах стало лавиноопасно.

23.07.03 (18-й день). Ночевки ВЦСПС. Вынужденная дневка из-за регулярного снегопада и плохой видимости.

Спали, ели, играли в преф. Долго рассматривали несколько фотографий с видом на Дыхтау с пер.Кель и Баранкоша. За два дня выпало много снега. Спускаться по маршруту подъема похоже на самоубийство. До северного гребня Дыхтау можно дойти пройдя несколько веревок вверх. По нему можно спуститься до южного жандарма в.Миссестау, но здесь тоже ждет лавиноопасный склон.

С Ваней сходили на разведку и провесили западнее контрфорса вниз 1,5 веревки по заснеженному осыпному кулуару и 2,5 веревки вниз-вправо по скальным стенкам и ск-ос склону к широкому сн-ос кулуару, спускающемуся с контрфорса. На правом борту этого кулуара у скал есть безопасная полка для палатки. Предложение перебраться туда народ не поддержал – все бы подмокли.

Вечером погода таже.

24.07.03 (19-й день). Спуск с ночевок ВЦСПС. До обеда в облаках и периодическом снегопаде. После погода улучшилась.

54 Дыхтау с запада
Начали спуск по перилам от палатки около 6.45. ( Ф. 54 ) В конце сборов опять пошел снег. Пройдя провешенные накануне веревки, продолжили спуск по южному склону западного контрфорса, избегая широкого скального кулуара под ледовыми сбросами.

82 Миссестау, Дыхтау с запада
На четырнадцатой веревке был отрицательный участок около пяти метров. Было несколько участков скал 4 к.с., а в остальном все простые и средней сложности. Неудобство доставляли заснеженность скал, снегопад и видимость около 50 метров. На скальных занятиях в Москве мои скалолазные способности были лучше, чем у ребят. К тому же опыта провешивания и сброса перильных веревок много километров. Поэтому для безопасности товарищей по команде на сложных участках при подъеме старался идти первым, при спуске – последним. С в.Миссестау и в.Дыхтау спустился последним по перилам по 25 или 50 метров около сорока раз. До Миссестау – около семидесяти. Перильная тактика при движении на сложном рельефе на мой взгляд для горного туризма с тяжелыми рюкзаками самая безопасная. Всего в походе перильных веревок на опасном рельефе провесили около восьми километров. Можно сказать: “Мне все надоело”. Можно сказать: “Не вовремя наступила переоценка ценностей”. И произошла потеря необходимой концентрации и внимания.

( Ф. 82 )

С места ночевки до пологого ледника под контрфорсом всего прошли 23 веревки (примерно по 45 м ). ( Ф. 85, 86, 87 ) По двадцатым перилам успел пройти около 12 метров до крутой 5-ти метровой стеночки, нагрузил веревки и улетел вниз. При спуске последним, с невысокого небольшого выступа (высотой около 8 см) чудесным образом сползла веревка. Или выступ вырвал. Сломал большую и малую берцовые кости в левом колене и правую ключицу, прокувыркавшись по пологим простым заснеженным скалам в общей сложности около 50 м. Скалы похожи на гладкие бараньи лбы, и хороших выступов мало. Ребята спускались с хорошего большого выступа, кривого в основании, но для него уже не было расходной веревки. Самосброс с рифовым узлом делать было лень. Все щели очень плотные, и скальный крюк не идет. И скалы внизу казались такими простыми и пологими, что можно пешком спуститься.

Нижние концы веревок на следующей станции были закреплены. До нее я кувыркался около 25 м, и после нее примерно на такое же расстояние.

85 Средняя часть зап. контрфорса

86 Средняя часть зап. контрфорса

87 Самый сложный отвесный участок

83 Нижняя часть контрфорса
( Ф. 83 ) Остановился на небольшой наклонной полочке. Веревки по-прежнему были в восьмерке. Срыв произошел около 13.30. По перилам ко мне подошел Женя Самохин. Снял с меня рюкзак и помог принять удобное положение. Левая нога ниже колена лежала немного наискось, вбок от нормального состояния, почти как в эпизоде фильма “К 2”. Переложил ее руками в прямое положение. Сашенька вколола кеторол, из ледоруба и палок сделали шину. Перелом ноги в колене многооскольчатый, закрытый.

Ваня вешал перила. Дима страховал и спускал рюкзаки. Женя волоком и на своей спине спустил меня за бергшрунд. Сверху нас страховали второй веревкой. Далее на коврике до безопосного пологого места для палатки и вертолета. Были такие мечты.

Встали у скального невысокого гребешка – продолжения с-з контрфорса. Высота около 3900. В 17.15 Ваня и Женя налегке ушли в альплагерь Безенги (ок. 2230 м) за помощью. Пришли в лагерь ок. 20.30. С вертолетом не получилось – нет пилотов, которые могут зависнуть на такой высоте. Либо были другие причины для отказа.

В альплагере проводилась школа инструкторов по альпинизму, и ребята из школы были привлечены к спасработам – хорошие и крепкие парни. Еще помогали альпинисты из Сочи и московского альпклуба Демченко. Спасибо всем, кто помогал и ругался. Кинооператорам и фоторепортерам тоже.

25.07.03 (20-й день). Весь день хорошая погода.

Фото 89
От альплагеря к нам в 18.30 поднялись вместе с Ваней и Женей еще пять человек. Из школы инструкторов опытный спасатель из Нальчика – Чернышов Сергей с двумя товарищами. Приятная девушка Юля, хорошо умеющая работать с веревками. Андрей Мурышев, с которым в 2001 году ходили в походе 6 к.с. по здешним местам, а теперь примкнувший к нормальным альпинистам. У правой морены л. Безенги еще было около пятнадцати человек с акьей. У поднявшихся к нам ребятам были планы спуститься туда сегодня же, но из-за недостатка светлого времени, решили отложить спуск на завтра. Палатку и спальники они не взяли – пришлось ютиться вдесятером в нашем Носороге, который номинально рассчитан для четверых. Особенно тяжело пришлсь четверым седевшим в тамбурах, так как утром прилично подморозило. ( Ф. 89 )Мне тоже из-за тесноты и боли поспать не удалось. Нормально спать по ночам, стал только месяца через четыре, после снятия аппарата Илизарова.

26.07.03 (21-й день). Весь день хорошая погода.

Борис Павлович Лещенко, с большим опытом горных и лыжных походов, сейчас был инструктором сборов альпклуба Демченко. Передал для меня хорошую шину из толстой проволоки. Еще для фиксации ноги пошли несколько телескопических палок.

55 От Русских ночевок к л.Безенги
Саша сделала обезболивающие уколы. Потом, держась за беседку, обвязку и ноги ребята занесли меня вверх по осыпи 20 метров на скальный гребень, разделяющий две ветви ледника. Отсюда спустились на 100 м по сн-лд ок. 37 гр. на плато ледника ( перила ), по которому волоком и на руках, держась за систему, донесли до Русских ночевок. Здесь несколько уютных площадок. Далее камнепадоопасный ск-ос около 30-35 гр. широкий склон-полка, спускающийся к правой морене л.Безенги. ( Ф. 55 ) Меня посадили в специальную удобную спасательную систему (наверное шестидесятых годов) на спину к мощному Сергею Чернышову, и страхуя, стали спускать нас вниз. Участники группы и остальные спасающие шли параллельно с рюкзаками. Местами простое лазание, но требующее аккуратности.

Вторую веревку кто-то закрепил на большом, но невысоком выступе. Хороших мест для станций на некоторых участках действительно не было. Склон типа пологие бараньи лбы с множеством свободно лежащих камней. Сергея со мной на спине спустили метров на десять, и неожиданно петля слетела с выступа. Нам повезло, что Сергей в основном всю нагрузку давал на свои ноги и сразу упал на руки и грудь. Полет спиной вниз закончился бы плачевно.

По такому рельефу спускались еще 10 веревок по 50 м. Вскоре Сергея сменили ребята, подошедшие снизу. Потом меня уложили в акью и к 19.00 по правой морене через Миссес кош, донесли до а/л Безенги. Можно сказать, что было три смены по 6 человек. И все прилично со мной помучались.

27.07.03 (22-й день). На Газели с Ваней Коренчуком, Сашей Сорокиной и Олей Горшковой уехали в Нальчик. Дима Терехин и Женя Самохин на несколько дней остались в альплагере.

В Республиканской больнице Нальчика сделали рентген. Сложный многооскольчатый перелом большой и малой берцовой кости в коленном суставе и перелом правой ключицы.

Потом две недели на вытяжке и пятичасовая операция в ЦИТО в Москве. Почти четыре месяца с аппаратом Илизарова. Потом гипс. И еще две операции по удалению неправильно расположенного осколка в суставе и железа из ноги и ключицы. Всего около семи месяцев ходьбы на костылях. Ошибки в горах стоят очень дорого. Сейчас нога сгибается чуть больше, чем на 90 градусов. А в остальном все хорошо!

P.S. Благодарю всех сочувствующих и принимавших участие в спасработах: спасателей, инструкторов, администрацию а/л Безенги, альпинистов из Сочи и Москвы. Прошу прощения за отнятые у Вас на спасработы силы, здоровье и время.

Фомичев Олег

Туристская тактика x альп. маршрут = ?

Олег, достижения Ваших групп в этом и предыдущих походах с точки зрения стандартного горного туризма - грандиозные. Описания и фотки пройденных маршрутов - супер! Вряд ли кто-либо из обычных альпинистских групп, прошедших там же, взял бы на себя труд столь подробно и систематически представить всю эту информацию. Получается, что вы как бы "переоткрывали" для туристов классические кавказские альпинистские маршруты и на примере своей группы доказывали, что их можно ходить и не-альпинистам .... Но для этого надо (Вы и сами про это когда-то писали) уметь все делать не хуже альпинистов - то есть фактически стать ими, находясь при этом вне альпинистской системы обучения и накопления опыта (к сожалению сейчас эта система, по-видимому, почти не работает и каждый сам за себя). Остается только разница в тактике - ну а это ведь не принципиально, хотя в альпинизме ваше хождение с полной выкладкой однозначно посчитают мазохизмом ... Мне кажется, что ваш НС - следствие переутомления или случайность, возможная в любой группе на этом маршруте. Другое дело и это плохо, что за вами в том же стиле пойдут братья-туристы, ставящие крутые цели, но обладающие значительно меньшим опытом. Пример - группа Землянникова. Удачи Вам, восстановления и безопасного хождения!