Автор: Олег Лукьянов, г. Уфа

Отчет

о горном походе пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) совершенном с 30 июля по 28 августа 2004 г.

Содержание

Итоги, выводы, рекомендации
Приложения
Список используемой литературы

5. Техническое описание маршрута (Продолжение)

5.11. Долина реки Кен-Тор

От моренного языка долины Кен-Тор (3300 м.) продолжаем движение вниз, по зеленым лугам и выносам древней морены. Не теряя высоты, начинаем забирать влево по склону, двигаясь по многочисленным бараньим тропам. Травянистые склоны имеют небольшую крутизну (до 25º) и движение по ним не представляет трудности.

Наш маршрут за пределами долины Кен-Тор пролегает по зеленым холмам окончаний северных хребтов Главного Киргизского хребта траверсируя пологие склоны вплоть до долины Аламедин. На всем протяжении пути хорошо видна панорама Чуйской долины на севере и очертания поселков сквозь дымку. В складках местности встречаются отары овец и небольшие группы лошадей, пасущиеся на склонах .

Рельеф довольно однообразен и представляет собой зеленые склоны с вкраплениями камней крупного и среднего размера. Для маршрута движения характерно отсутствие троп нашего направления и для определения оптимального пути приходится ориентироваться на местности. Подъемы по косогорам чередуются пологими спусками и вот, наконец, мы спускаемся в долину реки Аламедин (1950 м.).

16 км.

- 1350 м.

7 часов 20 мин.

5.12. Долина реки Аламедин

Начиная от базы отдыха “Теплый ключ” вверх по долине Аламедин идут хорошие тропы по обоим берегам. Спустившись в долину примерно в двух километрах выше базы отдыха мы переправились через р. Аламедин по подвесному мосту на правый берег. Здесь, на поляне возле пастушьего коша, удобно сделать бивак на ручье Чичар (1950 м.).

С места ночевки хороший обзор на среднюю часть долины Аламедин. Движемся вверх по широкой тропе, среди зеленых лугов и зарослей небольших деревьев. Путь пролегает по живописным местам и вскоре мы подходим к ручью Атджайлоо – левому притоку Аламедина. Напротив, несколько выше по течению видим впадение правого притока Аламедина – реку Салык (2006 м.), бурным потоком ниспадающего по склонам одноименного ущелья.

Выше долина несколько сужается, скальные теснины подступают ближе к берегам реки. Однако на узкой береговой кромке реки среднего течения Аламедина представлена широкая палитра лесной зоны – смешанный лес, березовые рощи, поляны с земляникой, даже грибы, которых достаточно для обеда на всю группу.

Поднявшись выше зоны прижимов, выходим на простор галечных плесов при впадении левого притока Аламедина с лед. Забирова (Джиндысу). Речка настолько бурная, что возможна лишь навесная переправа. Находим подходящее место и организуем переправу длиной 25 метров возле большого камня на левом берегу притока.

Дальнейший путь пролегает по полному бездорожью – кусты арчи и шиповника образуют настолько плотный заслон, что приходится петлять среди них в поисках редколесья. Лучший путь, видимо, проходит вдоль кромки Аламедина. Небольшие поляны встречаются лишь возле впадения следующего левого притока – ручья с ледника Каджир-Уйоо. Здесь, на зеленых полянах у реки удобно сделать бивак, есть сухие дрова.

Далее двигаемся вдоль реки, иногда по самой кромке воды, по слабой тропе среди валунов, стволов деревьев и кустарника. Вскоре склоны вплотную подступают к реке и мы, поднявшись по ним, движемся по курумнику. Затем – участок пологих зеленых террас, откуда уже видны моренные выносы из долины Алтын-Тор – очередного левого притока Аламедина. Подходить к устью реки Алтын-Тор лучше понизу, вдоль берега Аламедина, не поднимаясь высоко по курумнику на склон (фото 7). Ниже устьевой части – небольшая березовая роща и удобные поляны для биваков (2400 м.).

16 км.

+450 м.

5 часов 20 мин.

Долина реки Алтын-Тор

Поднимаемся в долину Алтын-Тор от устья по тропе вдоль левого берега реки. Широкая тропа ведет по склону 25-30º, временами приближаясь к кромке реки, вдоль которой тянется узкая полоска густого подлеска и кустарника. Выше – выход на безлесый участок, ниже небольшого моренного завала, запирающего пологую часть долины. Дальнейший путь – по каменистым разливам реки, неширокими рукавами разлившуюся по поверхности разливов. Невдалеке видны широкие каменистые плесы левого притока реки Алтын-Тор с ледника Кара-Тоо.

5 км.

+200 м.

1 час 55 мин.

5.13. Перевал Корона Южная, 3А, 4350м.

Расположен:

В Ала-Арчинском отроге Главного Киргизского хребта между пиками Космонавтов и Байлян-Баши

Соединяет - с запада:

лед. Аксай (р.Ала-Арча)

- с востока:

лед. Маяковского (лед. Кара-Тоо) (р. Аламедин)

Отчеты в библиотеках туристских клубов:

В библиотеке горного клуба ТГУ, г. Томск, м/кн 0-67-03

Частота и преимущественное направление прохождения:

• 16.08.2004, с востока на запад, группа туристов г. Уфа, т/к им. Н.Гастелло, 5 к.с., рук - Лукьянов О.Г.
  • 16.08.2003, с востока на запад, группа туристов г. Томск, горный клуб ТГУ, 5 к.с., рук - Стальпаков, м/кн 0-67-03
  • 10.08.2003, востока на запад, группа туристов г. Зеленогорска, с/к "Фирн", 5 к.с., рук - Нехаев В.И.

Концевые точки описания:

р. Алтын-Тор (р. Аламедин) - "стоянки Рацека" на лед. Аксай (р. Ала-Арча)

Подъем со стороны ледника Маяковского (с востока):

Участок №1: р.Алтын-Тор - ледопад Кара-Тоо - верхний цирк.

Подъем в сторону перевала из долины р. Алтын-Тор начинаем с места широких каменистых разливов, образованных впадением левого притока Алтын-Тора. Это - небольшая, но бурная речка с ледника Маяковского (Кара-Тоо), полностью перекрывающего вход в верхнюю часть долины. Поднимаясь по тропе на левому берегу Алтын-Тора и затем вдоль притока, мы подошли к месту скальных прижимов и были вынуждены в этом месте наводить навесную переправу для рюкзаков. Участники перепрыгнули поток чуть выше по течению.

С подъема хорошо просматривается весь путь подъема включая место перехода на ледник. Видны языки обеих ветвей ледника, круто обрывающиеся с заглаженных скал. Классический маршрут подъема на ледник выводит на скалы правого борта долины, затем - траверс к кромке ледопада и выход через него на более пологую его часть. Сначала мы движемся по зеленым полям с небольшим (до 20°) уклоном, затем выходим на гребень древней срединной морены (т.н."крокодил" из-за сходства формы гребня). Движение по моренному гребню - самый экономичный путь, но не самый безопасный: местами гребень осыпается под ногами на конгломератные склоны с обоих сторон. С гребня выходим на осыпной склон и по нему поднимаемся на правобережные скалы. Отсюда просматриваем маршрут траверса заглаженных скал и перехода на ледник. Этот участок может быть камнепадоопасным, поэтому на траверсе движемся соблюдая дистанцию и стараемся пройти его максимально быстро.

Выход со скал на ледник не представляет особых трудностей и вскоре мы уже движемся среди нагромождений ледопада, поворачивая влево, к более спокойному течению ледника в его центральной части. При прохождении нижней ступени ледопада нам не понадобились веревки. Средняя крутизна ледника на этом участке - около 25-30°. Однако останавливаться для отдыха можно лишь поднявшись к выполаживанию склона - ледовые желоба, вдоль которых идет подъем, имеют следы камнепадов.

Поднимаясь выше по открытому леднику (уклон до 30°) с неширокими трещинами выходим к месту выполаживания перед второй ступенью ледопада. Здесь безопасно и можно остановиться на обед. По мере приближения ко второй ступени, вновь увеличивается крутизна и разорванность ледовых склонов . Обходим широкие трещины по мостам, но тем не менее, нам не удается обойтись без применения веревок - на пути встречаются разрывы ледника шириной до двух метров . Навешиваем перила для рюкзаков, участники преодолевают трещины с двусторонней страховкой . Средний уклон ледника на этом участке составляет 15-20° . Подход к ледовым стенам второй ступени приводит нас к зоне широких трещин возле нижней кромки ледопада, закладывая петли по которым мы стремимся двигаться вправо по ходу, в обход разломов правого борта ледопада. Вырвавшись, наконец, из зоны трещин на простор спокойного течения ледника, движемся в связках, держась ближе к левому склону и вскоре попадаем в верхний цирк, откуда открывается хороший обзор на перевалы и вершины Ала-Арчинского отрога.

6,5 км.

+1350 м.

6 часов 50 мин.

Участок №2: Цирк ледника Маяковского (Кара-Тоо) - седловина перевала.

Пологий ледник верхнего цирка широкий, имеет несколько вытянутую форму. Возле склонов правого борта имеет незначительное понижение. Ледник без разрывов, движемся далее по плотному снегу на некрутом склоне 10-15°, вдоль левого скального борта. Проходим мимо узкого кулуара пер. Космонавтов и по дуге вправо огибаем скальные бастионы одноименного пика. В этом месте расходятся пути на пер. Топ-Карагай, ведущий в долину того же названия и в огромный снежно-ледовый кулуар нашего перевала.

Движение в нижней и средней части кулуара несложно, крутизна снежного склона - 30-35°. В верхней трети склон становится круче и при прохождении линии бергшрунда, почти полностью засыпанного снегом применяем перильную страховку. На подходе к седловине перевала толщина снега уменьшается при крутизне склона до 40° и мы уходим правее по ходу, на разрушенные скалы, окаймляющие кулуар. Скалы некрутые, до 45°, лазание нетрудное, поднимаемся по ним применяя перильную страховку . Со скал - довольно простой переход на седловину перевала.

8 км.

+400 м.

3 часа 20 мин.

14,5 км.

+1750 м.

10 часов 10 мин.

2 часа 30 мин.

Пунктов страховки на подъеме:

5 пунктов (1 - скальные крючья, 2 - ледобуры, 2 - ледорубы)

150 м.

Категория трудности на подъеме:

Седловина перевала: Узкая, снежно-ледовая, ширина - до 10 метров, с обоих сторон окружена крутыми скалами. Передвижение по седловине - с перильной страховкой. Группа может собраться на скальном выступе с севера, под которым находится контрольный тур.

Спуск в сторону ледника Аксай (на запад):

Участок №3: Седловина пер. Корона Южная - верхний цирк лед. Аксай.

Спуск в сторону ледника Аксай начинаем с седловины прямо вниз по узкому снежно-ледовому кулуару в коридоре крутых скал. Первые две веревки - крепление на ледорубах, остальные - на ледобурах. Примерно через 25 метров спуска с седловины встречаются островки скальных выходов - на них видны несколько локальных петель, оставленных при спуске. Это обстоятельство наводит на мысль об односторонней направленности прохождения или посещения перевала. Крутизна склона при прохождении первой веревки не превышает 30-35°, однако после спуска мимо скальных выходов крутизна увеличивается до 40°. Дальнейший спуск продолжается при уменьшении снегового покрова до минимального - т.е. скоро мы крутим буры почти уже в открытый лед . Траектория третьей и четвертой веревок еще проходит по срединной линии кулуара, однако далее мы движемся прямо вниз - правее разломов бергшрунда, там, где линия движения проходит по наиболее спокойному пути спуска. Следует обратить внимание на организацию наблюдения за склонами - спуск происходит по кулуару среди крутых скальных стен с выраженной западной экспозицией, т.е. солнце здесь в вечерние часы. Пятая и шестая веревки - прохождение наиболее крутых участков западного склона. Их крутизна составляет местами до 60°, а особенности рельефа (следы камней на поверхности фирна) позволяют судить об их объективной опасности. На этих участках мы рубим ледовые лоханки для приема участников. Седьмая веревка - это выход между "ледовых ворот", т.е. разрывов висячего ледника. Восьмая и девятая - спуск по выполаживающейся части, крутизна снижается до 35° и ниже. Здесь - прохождение бергшрунда, засыпанного по большей части снегом и спуск на выполаживающуюся часть ледника.

0,5 км.

-300 м.

4 часа.

Участок №4: Пологая часть лед. Аксай - "Хижина Рацека" на морене лед Аксай.

Спуск ниже бергшрунда на пологий ледник не представляет особого труда. Движемся по постепенно выполаживающемуся леднику до середины, а затем и наиболее ровной части верховьев южной ветви лед. Аксай . Далее - движение вдоль левого борта ледника, мимо скальных стен известных пиков Свободная Корея и Ак-Тоо. Не следует, однако, прижиматься к склонам срединного отрога с массива вершины Корона - ледник в этом месте имеет разломы, они частично скрыты под слоем снега, толщина покрова которого составляет здесь до 0,5 метра.

Огибая оконечность скального отрога, движемся далее на северо-запад, по направлению течения ледника, в сторону его правого борта. Постепенно снежный покров сходит на нет и вскоре мы уже выбираем путь среди ручейков и больших ледниковых луж, туда, где на пологих склонах морен виднеются дощатые площадки и домик (3950 м.) - т.н. "Коронские Стоянки" или "Домик Гляциологов", откуда традиционно стартуют восходители на окрестные вершины.

Далее - спуск по пологой части ледника Аксай до явного поворота вправо, где начинается его более крутая часть, впоследствии переходящая в ледопад . После поворота (ледник открытый, уклон - до 20°) движемся вдоль его моренных следов на льду, в направлении правого борта, туда, где берет начало выраженный правобережный гребень, спускающийся вдоль ледопада вплоть до его окончания. На всем протяжении моренного гребня проложены тропы - иногда сходящиеся в одну, а иногда расходящиеся по обе стороны гребня. Спуск по ним требует внимания - выбранная тропа может лежать на конгломератном склоне или проходить среди нагромождения валунов.

Переход с крутой части моренного гребня вскоре приводит к пологим участкам каменистых осыпей, обусловленных слиянием потоков с южной и северной ветвей ледника. Там, возле скальных отрогов, в кармане морен возле скальных северных склонов и находится известная "Хижина Рацека", возле которой раскинулся палаточный городок альпинистов альплагеря "Ала-Арча" (3350 м.).

7 км.

-1200 м.

7,5 км.

-1500 м.

7 часов 30 мин.

Пунктов страховки на спуске:

9 пунктов (2- ледорубы, 7- ледобуры)

Перила на спуске:

Пунктов страховки:

14 пунктов.

- на подъеме:

5 пунктов (1 - скальные крючья, 2 - ледобуры, 2 - ледорубы)

- на спуске:

9 пунктов (2- ледорубы, 7- ледобуры)

Перила:

600 м.

150 м.

Специальное снаряжение (на группу 6 чел.):
1. Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 3 шт., ледобур - 1 шт., жумар, спусковое устройство - все это на каждого участника.
2. Веревки основные - 3 шт. по 50 м., ледобуры - 8 шт., карабины - 12 шт., скальные крючья - 5 шт., молоток и айсбаль - все это на всю группу.

С запада:
1. На пологом леднике Аксай верхнего цирка перевала.
2. В домике гляциологов на лед. Аксай, (Коронская хижина).

3. В альплагере, в кармане боковой морены лед. Аксай (ниже ледопада, стоянки Рацека)

С востока:
1. На каменистых разливах долины Алтын-Тор . Ночевка на траве или камнях, возможно отыскать дрова.
2. На гребне древней морены, ниже т.н. "крокодила" . Ночевка на траве среди камней, с небольшим уклоном в 10-15°.

3. В верхнем цирке на пологом леднике Маяковского (Кара-Тоо).

Примечания: Перевал находится в зоне действия альплагеря "Ала-Арча" и его седловина активно посещается при прохождении маршрутов на соседние вершины. В связи с чем следует обратить внимание на согласованность действий с другими группами, работающими на маршруте. Контрольные записки на таких перевалах также часто отсутствуют.

5.14. Долина реки Аксай

С укрытого от ветра кармана правобережного моренного гребня (3350 м.) - места расположения группы палаток альплагеря “Ала-Арча” – продолжаем движение правым бортом долины Аксай по тропе, петляющей между камнями вдоль скального прижима . Спуск по крутой (до 25º) каменистой террасе в обход прижима вправо, с выходом на пологие зеленые лужайки, а затем и в зону леса. Тропа по-прежнему идет по террасам высоко над моренным ложем долины и спустившись ниже мы видим панораму скальных стен, запирающих вход в ледниковую часть долины. Хорошо смотрится водопад в скальной нише правого борта, буйная растительность после снега и льда невольно радует глаз.

Дальнейший спуск – траверс зеленых склонов, переход ручья (приток Аксая с правой стороны), затем – преодолев пологую террасу, спускаемся по крутым зеленым склонам по хорошей тропе в основное русло долины Ала-Арча.

5 км.

- 1150 м.

1 час 15 мин.

Долина реки Ала-Арча

Спускаемся в долину Ала-Арчи ниже впадения в нее реки Аксай – ее крупного правого притока. Долина расположена в меридиональном направлении и простирается от горного поселка Кашка-Су до заснеженных вершин Главного Киргизского хребта. Кроме того, эта долина является одной из наиболее близко расположенных к Бишкеку, и поэтому здесь так чувствуется присутствие цивилизации. Автодорога, кафе, метеостанция (2200 м.) и маршрутное такси – все это привлекает любителей отдыха в горах. В Ала-Арче у нас дневка, не спеша знакомимся с местными достопримечатель-ностями.

Движение по маршруту начинаем вниз по долине. Преодолев лабиринт троп по зеленым лужайкам среди молодых елей и зарослей арчи, менее чем километр выходим к железному мосту через Ала-Арчу. Оказавшись на левом берегу реки, идем по тропе в сторону распадка долины Адыгене.

- 30 м.

35 мин.

5.15. Долина реки Адыгене

Подъем по долине реки Адыгене начинаем от моста через Ала-Арчу, двигаясь затем в сторону окончания отрога, являющегося водоразделом двух рек. Перевалив по тропе невысокий отрог, покрытый зарослями смешанного леса, оказываемся на правом берегу реки Адыгене в тесном ущелье, с обоих сторон ограниченном крутыми склонами. Русло реки вскоре оказывается в скальном каньоне, тропа по правому берегу заканчивается. В этом месте, видимо, предполагается переход на левый берег реки, и даже видны остатки моста среди струй воды. Но нам не нравится этот вариант и мы начинаем подъем по очень крутому (местами до 50º) склону правого берега прямо вверх, цепляясь за корни деревьев и ветки кустарника. Через 20 минут подъема склон становится положе и вскоре мы выходим на хорошую тропу, пересекающую отрог гораздо выше и выводящую на пологие террасы выше каньона. Открывается вид на развилку (2576 м.), образованную впадением в Адыгене ее левого притока – реки Тестор.

Рельеф долины Адыгене выше впадения Тестора представляет собой пологие зеленые луга и небольшие холмы древней морены, вдоль левого борта которых мы поднимаемся по хорошей тропе, иногда встречаясь с яками и баранами.

Зеленые поляны заканчиваются лишь возле моренного языка (3150 м.), эффектно возвышающимся в центре долины и запирающим вход в ледниковую зону.

6 км.

+880 м.

2 часа 45 мин.

5.16. Вершина 30 лет ВЛКСМ, 1Б, 4250 м.

Расположение:

В северной ветви Джаламышского отрога Главного Киргизского хребта, между перевалами 30 лет ВЛКСМ (север) и Джаламыш (юг).

Маршрут восхождения:

По северо-восточному гребню, с лед. Адыгене (1Б)

Сведения о восхождениях:

20.08.2004, группа туристов г. Уфа, т/к им. Н.Гастелло, 5 к.с., рук - Лукьянов О.Г. (старший на восхождении – Галиев Р.К.)

10.08.2004, группа альпинистов г. Бишкек, г. Сургут, по северному гребню, 2Б, рук – Конев В.

Характеристика маршрута:

Гребневой, комбинированный, (ск.-ос.-лд.)

Движение по маршруту начинаем по пологому (до 25º) леднику – левому притоку ледника Адыгене из-под вершины 30 лет ВЛКСМ . Затем крутизна ледового склона увеличивается и мы выходим на каменистый гребень с выходами сильно разрушенных скал. Дальнейший путь – по пологому гребню, с северной стороны окаймленном ледовым склоном, с южной - осыпным склоном, местами с выходами скал. Выше крутизна гребня возрастает до 35-40º, движение по прежнему по камням и осыпи.

Участок перед вершиной становится круче, чаще встречаются скальные гребешки. Крутизна гребня достигает 45º и саму предвершинную часть проходим лазанием по простым скалам с индивидуальной страховкой.

Обзорный вид на вершину с севера, при подходе по моренам.

+450 м.

1 час 50 мин.

Категория трудности:

Вершина: Сложена из крупных камней, есть место для сбора всех участников.

Специальное снаряжение:
1. Обвязка, каска, ледоруб, кошки, - все это на каждого участника.
2. Групповое снаряжение нам не понадобилось.

Примечания: Категория трудности маршрута восхождения по восточному гребню с лед. Адыгене определена приблизительно, т.к. в Классификаторе альпинистских маршрутов, в соответствующем разделе, данный маршрут на вершину 30 лет ВЛКСМ не значится.

5.17. Перевал 30 лет ВЛКСМ, 2А, 4000м.

Расположен:

В Джаламышском отроге Главного Киргизского хребта, в 500 метрах севернее в. 30 лет ВЛКСМ

Соединяет - с запада:

лед. Гюзели (Джаламыш)

- с востока:

лед. Адыгене

Частота и преимущественное направление прохождения:

• 20.08.2004, с востока на запад, группа туристов г. Уфа, т/к им. Н.Гастелло, 5 к.с., рук - Лукьянов О.Г.
  • 09.09.2001, с востока на запад, группа туристов г. Москва , 5 к.с., рук - Фомичев О.Г.
  • 10.07.1985, группа туристов г. Рига, рук - Беззиньш Г.К.

Концевые точки описания:

морены лед. Адыгене - лед. Гюзели (Джаламыш)

Подъем со стороны долины Адыгене (с востока):

Движение в сторону перевала от языка морены, запирающей вход в верховья долины Адыгене продолжаем по левому борту, по склону средней осыпи, перемежающейся с выходами заглаженных скал. Поднимаемся на моренный язык по некрутому (до 25°) склону, за ним следуют зеленые луга на ровной террасе, выше которой мы выходим на простор моренных валов. По мере продвижения нам встречаются несколько ледниковых озер разной величины. Продвигаемся среди морен по дуге: от правого борта через середину долины по направлению к нашему перевалу, седловина которого становится видна сразу, после подъема на моренный язык. Хороший вид на перевалы и вершины, окружающие верховья ледника Адыгене, открывается с подъема на левобережный борт долины, при входе в небольшой цирк левого притока ледника с вершины 30 лет ВЛКСМ .

Подъем на перевальный взлет начинаем по склону мелкой и средней осыпи среди выходов разрушенных скал. Крутизна склона сначала невелика и не превышает 25-30°, но затем, в средней и верхней его части увеличивается до 35-40°. Ширина склона позволяет подниматься параллельными маршрутами, разбив группу на две части - так меньше шансов получить камень от верхних участников. Движемся по склону прямо-вверх, постепенно забирая влево по ходу, в обход зоны разрушенных скал. Небольшой траверс влево, вдоль кромки гребневых скал, вскоре приводит нас к седловине перевала.

3,5 км.

+800 м.

Категория трудности на подъеме:

Седловина перевала: Узкая, осыпная, в гребне разрушенных скал. Контрольный тур - в северной части седловины.

Спуск в сторону ледника Гюзели (на запад):

Спуск в сторону лед. Гюзели начинаем с седловины прямо вниз по крутому (до 30°) осыпному склону. Путь спуска проходит между острых скальных ножей по узким кулуарам. Движемся плотной группой, под ногами много "живых" камней. Скальные кулуары местами сужаются до 5-8 метров, над ними нависают десятки метров растрескавшейся породы. В средней части кулуара крутизна еще более увеличивается, чуть ниже начинаются участки скальных "ступеней" от 0,5 до 1,5 метра каждая, перемежающиеся короткими осыпными коридорами. Стараемся максимально быстро пройти опасные участки, но приходится быть внимательными, особенно на наклонных скальных порожках, присыпанных каменной крошкой. Места для отдыха можно найти лишь в "карманах" скальных стен или с торцевой части нижней кромки скал. Дальнейший спуск проходит по более простому рельефу, крутизна осыпного склона уменьшается и вскоре мы спускаемся на пологий гребень правобережной морены лед. Гюзели. Гребень отделен от перевального склона осыпным "карманом", местами значительным, и позволяет устроить на нем бивак.

0,5 км.

4 часа 15 мин.

45 мин.

Специальное снаряжение (на группу 7 чел.):
1. Каска, ледоруб, кошки - все это на каждого участника.
2. Групповое специальное снаряжение нам не понадобилось.

С запада:
1. На правобережной боковой морене пологого ледника Гюзели.

С востока:
1. На травянистых площадках левого берега р. Адыгене ниже первого моренного вала. Дров нет.
2. На моренах ледника Адыгене.

Примечания: Перевал с запада является объективно камнепадоопасным, особенно в туман или дождь.

5.18. Перевал Ледовый, 3А, 3900м.

Расположен:

В Джаламышском отроге Главного Киргизского хребта, в 1 км. юго-западнее в. 30 лет ВЛКСМ и в 500 м. юго-восточнее в. 4208 м.

Соединяет -с юго-запада:

р. Чон (р. Чон-Тор)

- с северо-востока:

лед. Гюзели (Джаламыш)

Частота и преимущественное направление прохождения:

21.08.2004, с востока на запад, группа туристов г. Уфа, т/к им. Н.Гастелло, 5 к.с., рук - Лукьянов О.Г.

Концевые точки описания:

лед. Гюзели (Джаламыш) - р. Чон (р. Чон-Тор)

Подъем со стороны ледника Гюзели (с северо-востока):

Движение в сторону перевала начинаем с места ночевки на правобережном моренном гребне верховьев лед. Гюзели в направлении крутых ледовых склонов нашего перевала . Ледник в районе верхнего цирка открытый, почти без трещин. Крутизна пологой части не превышает 10°, однако с восточных склонов пика 30 лет ВЛКСМ (со стороны перевала Джаламыш) в цирк спускается ледовый гребень крутизной 20-25° с небольшими разломами в его средней части.

Подъем на перевальный склон начинаем по широкому лавинному выносу , крутизна которого постепенно увеличивается до 35°, а толщина снежного покрова достигает 0,3-0,5 метра . Выше, снега становится меньше, и мы поднимаемся навешивая перила. Первые две веревки - крепление на ледорубах. Затем - три веревки по перилам на ледовом склоне с увеличивающимся уклоном прямо вверх, по середине характерного "четырехугольника", образованного выходами ледовых разломов. Местами на склоне - открытый лед , средняя крутизна возрастает до 60°, крепление перил - на ледобурах. Первый участник работает на маршруте без рюкзака, с последующим вытягиванием груза вверх по склону. За перегибом склона выше разломов склон становится положе (45-50°), две веревки проходим по льду с небольшим количеством снега, затем еще две - уже по выполаживающемуся участку вплоть до выхода на гребень. На этом участке находится засыпанный снегом гребневой бергшрунд , который мы преодолеваем, аккуратно проходя по ледовым мостам, скрытым под толщей снега. Оказавшись на гребне, переваливаем через небольшой гребешок разрушенных скал в западном направлении и выходим на седловину перевала.

1 км.

+ 300 м.

5 часов 10 мин.

4 часа 45 мин.

Пунктов страховки на подъеме:

9 пунктов (6 - ледобуры, 3 - ледорубы)

Категория трудности на подъеме:

Седловина перевала: Широкая, снежно-ледовая. С юго-западной стороны - узкая полоса каменистого склона, с северо-восточной снежно-ледовый склон с карнизом в сторону лед. Гюзели. Возможно устроить бивак под защитой гребневых скал.

Спуск в сторону р. Чон (на юго-запад):

Спуск с седловины в сторону р. Чон начинаем прямо вниз, по крутому склону мелкой и средней осыпи. Маршрут спуска пролегает по узким осыпным коридорам среди гребней разрушенных скал. Крутизна склона местами достигает 40°. Двигаемся плотной группой, из-под ног участников то и дело срываются "живые" камни. В коридорах встречаются "зауженные" участки, пройти которые стараемся побыстрее: в случае камнепада там негде скрыться . Спустя 35 минут мы выходим на пологие каменистые площадки верхней террасы. Очевидно, она образована отступившим и затем растаявшим ледником с перевального гребня.

Нам предстоит преодолеть еще один склон ниже террасы . Он уже не так крут, состоит из осыпи и, местами, конгломератной основы. Зато здесь нет скальных коридоров, камни заметно крупнее и склон в нижней части начинает выполаживаться. Вскоре среди камней появляется мох и трава, затем камни редеют и вот, мы уже среди альпийских лугов правобережных террас реки Чон.

Вид на перевал Ледовый из долины реки Чон.

1 км.

1 час 25 мин.

4 часа 45 мин.

Пунктов страховки:

9 пунктов (6 - ледобуры, 3 - ледорубы)

9 пунктов

Перила:

Специальное снаряжение (на группу 7 чел.):
2. Веревки основные - 3 шт. по 50 м., ледобуры - 8 шт., карабины - 12 шт., ледовый молоток и айсбаль - все это на всю группу.

С юго-запада:
1. На зеленых террасах правого берега р. Чон. Дров нет.

С северо-востока:
1. На каменистых площадках правобережного моренного гребня верховьев лед. Гюзели либо на пологой части ледника.

Примечания: Перевал одностороннего типа. Северо-восточные склоны могут быть лавиноопасны.

5.19. Долины рек Чон и Чон-Тор

Движение по маршруту вниз по долине Чон начинаем с места ночевки на зеленых лугах (3600 м.) пологой части долины ниже моренных валов. Склоны долины имеют небольшие покатые террасы, на которых пасутся табуны лошадей. Спускаемся вдоль реки, по ее правому берегу, иногда обходя крутые берега (фото 3). Обзорный вид на среднюю часть долины Чон. Дальнейший спуск – в обход каньона по его крутому правому борту, по направлению к развилке рек Чон и Чон-Тор. С развилки хорошо видны верховья долины Чон-Тор.

Дальнейший путь – вниз по долине Чон-Тор. Движемся правым берегом реки до места брода, где (как оказалось позже) стоило переправиться на левый берег. Дело в том, что путь по правому берегу не в пример труднее, чем по левому. Отсутствие троп на склоне, конгломератные берега реки и колючие кусты окончательно убедили нас в том, что легких путей мы не ищем. Пожалуй, это единственное преимущество движения по правому берегу реки Чон-Тор. Характер береговой линии реки на этом участке.

Ниже по течению, в тесном прижиме, с ревом бьется о скалы большой водопад. Это самый мощный водопад из всех, что встречались нам на этом маршруте. Ниже водопада идем вдоль берега по галечным плесам, местами заходя в зону леса, по тропе, вплоть до места впадения очередного левого притока – реки Кичи-Тор (2400 м.).

8 км.

- 1200 м.

3 часа 20 мин.

5.20. Долина реки Сокулук

От каменистых плесов в месте впадения реки Кичи-Тор спускаемся вдоль реки по тропе на ее правом берегу, мимо живописных склонов долины и высокого водопада на скалах противоположного склона. Примерно в километре ниже по реке, возле устья небольшого ручья, есть хорошие места для бивака.

Ниже, несколько не доходя до следующего левого притока Сокулука – реки Ашу-Тор решаем перебраться на левый берег реки, где видно начало автодороги и пастушья летовка. Переправа по бревнам с использованием перил не вызывает особого труда, скорее это дань последнему техническому препятствию на маршруте.

Дальнейший путь – по грунтовой дороге, берущей начало в пос. Таш-Булак (бывшая Белогорка) и дальше по долине Сокулук и Ашу-Тор. Дорога была проложена еще в советские времена, и через перевал Сокулук-1 выводит к долинам на юге Киргизского хребта. Движения автомобилей по ней не наблюдается, хотя нам встретилась группа отдыхающих, бредущих вверх по долине. Окружающий рельеф довольно типичен для предгорий – пологие зеленые склоны с пасущимися отарами овец, а иногда скальные гребни, спускающиеся с хребтов. Возле поселка – заброшенные сады и оставленный людьми пионерлагерь. Остановка автобуса – в нижней части поселка, здесь же магазин (1300 м.). Группа на выезде из поселка.

27 км.

- 1100 м.

6 час 30 мин.

6. Итоги, выводы, рекомендации.

Группой был успешно пройден заявленный горный маршрут 5-ой категории сложности по Киргизскому хребту. Основная концепция при планировании маршрута заключалась в том, чтобы пройти по наиболее интересным в туристском, и сложным в техническом планах уголкам Киргизского хребта. Как известно, наиболее насыщены сложными и интересными перевалами северные отроги Главного хребта. Поэтому маршрут был спланирован так, чтобы пересечь эти отроги в местах их наибольшего оледенения, следуя параллельно Главному Киргизскому хребту с востока на запад. Вместе с тем, во время акклиматизационной части похода, группа перевалила через Главный хребет (пер. Иссык-Ата) вернувшись затем, через два перевала, опять на сторону северных отрогов. Во время движения по маршруту были посещены долины Иссык-Ата, Бытый, Минджилки, Кен-Тор, Аламедин, Алтын-Тор, Аксай, Ала-Арча, Адыгене, Чон-Тор, Сокулук… Пройдено восемь перевалов, из них: 3А - 2, 2Б - 2, 2А - 1, 1Б - 1, 1А - 2. Один из перевалов (Людмилы Киселевой, 2Б) пройден впервые. Совершены восхождения на вер. Иссык-Ата (4450 м.) и вер. 30 лет ВЛКСМ (4250 м.) по несложным маршрутам. Планируемое восхождение на вер. Корона (2-я башня) пришлось отложить из-за непогоды. Также пришлось изменить маршрут, обойдя пер. Юбилейный (3А) через более простой перевал из-за ошибки в ориентировании, отчасти связанной с неустойчивой погодой и недостатком информации (на фотографии, найденной в Интернет, неверно указано расположение перевала). Вместе с тем, насыщенность походу добавили несколько переправ (в том числе - три навесных) на реках Иссык-Ата и Аламедин, в этом году особенно многоводных и бурных…

При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации, при котором высотный график имеет вид восходящей пилы (см. 3.1. График перепада высот). За счет правильной акклиматизации, мы имели возможность в заключительной фазе похода совершить прохождение трех локальных препятствий подряд на высотах порядка 4000 м. менее, чем за два дня, с последующим выходом из района путешествия.

В походе применялись примусы “Шмель” и “Огонек” на очищенном бензине и они нас не подвели. Кроме того, практика работы с газом лишь подтверждает, что хорошо горит в горах лишь высотная газовая смесь, которая имеет соответствующую стоимость. Мы воспользовались более приемлемым для нас вариантом…

Также широко использовались две японские радиостанции с комплектом батарей вместо аккумуляторов. Трудно переоценить роль радиосвязи для оперативных действий при разведке или для обеспечения безопасности на сложном маршруте… Связь в пределах прямой видимости была всегда, в долинах же с существенным перегибом склона приходилось иногда ловить отраженные волны.

Погода в целом была благоприятная, за исключением нескольких дней неустойчивого характера, однако продолжительной непогоды на высоте нам удалось избежать.

За время похода мы не имели никаких конфликтов с местными жителями и милиционерами. Как непредвиденное и досадное происшествие можно считать снятие одного из участников группы (Тимонин С.Г.) пограничниками с поезда “Москва - Бишкек” в связи с просроченным сроком действия паспорта. По этой причине Сергей прошел с нами лишь часть маршрута, начиная с Ала-Арчи.

Помощь в оформлении регистрации в Бишкекском МВД для участников группы оказывала известная турфирма “Достук-Треккинг”. Они же организовали нашу встречу на вокзале, сопроводили через терминал и доставили группу в горы. Весьма четкая работа при доступных ценах за услуги (турфирма “Достук-Треккинг”, 720005, Бишкек, 18-линия, дом 42-1, тел. +996 (312) 545455 427471 540237 e-mail: dostuck@saimanet.kg, dostuck@elcat.kg, www.dostuck.com.kg, директор - Щетников Николай Николаевич).

7. Приложения

7.1. Список снаряжения

7.1.1. Список снаряжения группового.

Общий вес, кг

Палатка с тентом на 3 чел.

7,6

1,5

Фотоаппараты с принадлежностями

2,0

Примусы “Шмель” и “Огонек”

2,6

Папка с документами и инструментами

Половник, безмен, калькулятор, будильник

21,6

7.1.2. Список снаряжения группового специального.

Веревка основная, 50м.

Айс-фифи

Оттяжки 0,2 м.

18,6

7.1.3. Список снаряжения личного.

Рюкзак основной + вкладыш

Спальный мешок

1,8

Коврик из пены + хоба

Ботинки + фонарики

2,3

Кроссовки

0,4

Куртка защитная "Silver Top"

Костюм капроновый

0,9

Трико п/ш

0,3

Носки простые и шерстяные (комплект)

Шапка и повязка

Перчатки и рукавицы

0,3

Мыло, паста, щетка (комплект)

Чашка, кружка, ложка, нож

0,2

Медаптека, очки, зажиг, стекло (комплект)

Фонарь электрический

0,05

Фляжка (пластик 0,5)

0,02

Крем от загара "Faberlic"

0,15

Палки лыжные

Шорты

13,5

7.1.4. Список снаряжения личного специального.

Каска

Булавки английские (комплект)

Проволока алюминиевая, 5м.

Лучше взять еще стальную

Проволока медная с изоляцией, 5м.

Проволока стальная тонкая, 5м.

Скотч

Запасные рукавицы

Брезентовые

Рекомендации:

• Обувь перед походом должна быть либо прошита заново (кожаные ботинки), либо она должна быть новая и разношенная.
  • Каждому участнику полезно иметь индивидуальный ремнабор (иголки-нитки, скотч, проволока…)
  • Для ремонта высокотехнологичных устройств (фотоаппараты, радиостанции, датчики GPS…) полезно иметь отдельный ремкомплект.

7.3. Состав медицинской аптеки.

Примечания

(комплект)

Булавки разных размеров

Примечания:

• Перед походом был проведен тест-опрос всех участников группы на предмет личных особенностей и индивидуальной непереносимости препаратов.
  • Витаминные комплексы представляли собой отдельный ряд и особое внимание уделялось повышенному содержанию витамина “С” для лучшей акклиматизации к условиям высокогорья.
  • Инструментальный контроль за общим состоянием участников проводился методом замера частоты пульса в состоянии покоя (вечером и утром) с последующим вычитанием разницы в показаниях. Этот известный метод позволяет наблюдать процесс акклиматизации организма в динамике.
  • Тема ножниц была популярной на маршруте. Хорошо, если участники группы пользуются ножницами не из медицинской аптеки…

7.4. Питание в походе

0,642 кг.

Вес продуктов на 7 человек в день

4,496 кг.

7.4.2. Некоторые особенности формирования продуктовой раскладки…

1. Применялся принцип “плавающей раскладки”, т.е. в начале похода суточный рацион составлял около 600 грамм на человека, т.к. теоретически, в первые дни похода акклиматизация не способствует аппетиту (в нашем случае, эта теория не нашла подтверждения). Затем она постепенно возрастала и на активную часть маршрута приходилось 700 гр, а к концу похода составляла уже примерно 650 грамм.

2. Периодически устраивались т.н. “разгрузочные” дни. В эти дни вес суточного рациона был близок к одному килограмму, в нашем походе они были приурочены к днёвкам.

3. В период предпоходной подготовки была произведена упаковка продуктов по рационам, т.е. по “завтракам”, “обедам”, “ужинам”. В ходе похода такая укладка очень облегчила работу завхоза по распределению продуктов, переносимого веса и приготовлению пищи. За счет предварительно проведенной работы, таким образом, экономится немало походного времени. Порционная укладка (завтрак, обед или ужин) делается в матерчатый мешочек из тонкой прочной ткани (капрон). Мешочек шьют из расчета, что объем укладки будет не более 1кг, при этом мешочек должен легко закрываться стяжкой или резинкой. На мешочке ставят маркировку (желательно перманентным маркером – водостоек и не затирается), указывающую наименование и вес продукта.

4. Меню составлялось на три дня с последующим повтором и зависело прежде всего от условий маршрута, а не от очередности в цикле. В такие дни, когда предполагался максимальный расход горючего (за счет растапливания льда), были заложены продукты, требующие только наличия горячей воды. Во время прохождения технически сложных перевалов обед заменялся усиленными перекусами.

5. Следует отметить, что особое внимание было уделено распределению продуктов. Делался упор на то, чтобы у каждого участника были в наличии такие продукты, которые могут быть использованы оперативно, без горячей готовки, что повысило бы “живучесть” группы в целом, а также и ее участников в случае непредвиденных происшествий, связанных с разделением группы.

6. На случай плохой погоды или неплановой дневки были запланированы резервные рационы, не привязанные к конкретному дню.

7. Утром мы обычно употребляли молочные каши (с добавлением сухофруктов и сухих сливок), на ужин ели "мясные" каши с применением соевых наполнителей.

Рекомендации:

• Чтобы питание в походе казалось более разнообразным, активно употреблялись специи. Особенно радовали нас горчица и аджика.
  • Первый и третий день не должны содержать одинаковых круп или меню “к чаю”, чтобы не есть два дня подряд одно и тоже.
  • Такие продукты как сало, масло, колбаса и сыр по условиям хранения и транспортировки всегда удобнее не разделять, а носить в единой упаковке.
  • В первой половине маршрута особой популярностью у нас пользовался кислый и богатый витамином “С” красный чай “Каркаде” и “Суданская роза”, помогающий решить проблему высокогорного защелачивания организма.
  • Шоколад очень удобно брать плитками не по 100, а по 25 грамм, что облегчает их упаковку и транспортировку.
  • На протяжении всего маршрута желательно вести учетные ведомости продуктов, что облегчает дальнейшую работу завхоза и не предполагает неожиданных сюрпризов на маршруте.

7.5. Финансовые расходы

Дорога “Бишкек - Уфа”

1300,00

9100,00

Заезд в горы (Бишкек – сан. Иссык-Ата)

320,00

2240,00

Выезд с гор (п. Таш-Булак - Бишкек)

260,00

1820,00

Регистрация в Бишкеке

120,00

840,00

Проживание в Бишкеке (2 суток)

60,00

420,00

Номинальные расходы в городе (2 суток)

200,00

1400,00

Продуктовая раскладка (всего)

1500,00

10500,00

5260,00

36820,00

Примечания:

• Для удобства, все платежи в валюте переведены в рублевый эквивалент, согласно действовавшему курсу.
  • Групповая касса создавалась лишь в случае необходимости, и ее размер мы старались держать минимальным.
  • Покупка валюты производилась непосредственно в Бишкеке (рубли на сомы) и на обратном пути в Казахстане (рубли и остатки сомов на теньге). Доллары в этих преобразованиях не участвовали.

8. Список использованной литературы

8.1. При подготовке к походу были использованы следующие материалы:

• В библ. МГЦТК, по каталогу № 4833, Отчет о походе 5 к.с. Волков С.Я., 1987 г.
  • Отчет о горном походе 6 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 4 по 25 сентября 1996г., г. Санкт-Петербург, рук. – Гудков М.Г.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 29 июля по 15 августа 2002 г., турклуб МГУ, г. Москва, рук. – Зотов А.Ю.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 10 по 27 августа 2002 г., турклуб МГУ, г. Москва, рук. – Назарова А.Н.
  • Отчет о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 12 по 28 июля 2003 г., турклуб МГУ, г. Москва, рук. – Савенков К.О.
  • Отчет о горном походе 6 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 31 июля по 19 августа 1995 г., турклуб “Рифей”, г. Челябинск, рук. – Шестаков А.А.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 21 мая по 5 июня 1991 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. – Лукьянов О.Г.
  • Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом в мае 1988 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. – Алтайский И.Н.

8.2. Также были использованы материалы, выложенные в Интернет на сайтах:

8.3. В качестве картографического материала были использованы:

• Схема-хребтовка Киргизского Аэрогеодезического предприятия, 1990 г., 1:150000.
  • Цветная карта Киргизской ССР, 1986 г., 1:100000.