Автор: Анна Помазова, г. Москва

Страсти на Оке

Итак, как все началось... Конец августа оказался для меня не самым лучшим: после памирских гор киргизский город Ош встретил меня не очень доброжелательно, и перед отлетом я, как водится, отравилась арбузом. Отравилась сильно и неделю по прилету валялась на больничном. Однако, участие в Осеннем марафоне было запланировано еще в июле, и в общем-то почему бы не поучаствовать? Разве что есть мне можно только сухари и кашку, что во время гонки не очень удобно, согласитесь. Но это мы переживем... Пережили. Вернее, организм выжил. Но не выжал. Результаты из него выжать не удалось. Все-таки во время болезни организм истощен... В общем, осталась какая-то незавершенность в моих мультиспортивных выходных... Про Осенний марафон все уже написали до меня. Или почти все. Скажу только, что в кои-то веки вполне достойно выглядел веревочный этап – огромное спасибо постановщикам!!

Ну так вот. Я отвлеклась... В Москве похолодало и зарядили дожди, что ввело меня в еще большее уныние и скуку. С больничного выписали, но работа не сильно оживила мою жизнь. Все. Надо ехать к родне в Нижний! Я имею в виду Нижний Новгород – замечательный город, который я очень люблю! В какой-то степени он мне даже родной. Размышляя на эту тему, просматриваю календарь соревнований по мультиспорту (все-таки осталась неудовлетворенность), и тут – что я вижу! Гонки в Нижнем Новгороде?! Вот это да!! Неужели и туда забрело это сумасшествие? Судьба сама решила за меня проблему выходных. Напарник откликнулся сразу (удивительно!), а вот РЖД как-то не торопилось увезти нас в далекие края... Пришлось помучиться с билетами, потолкаться у касс, взять и сдать, и взять еще раз другие, как и полагается перед интересной поездкой, которую по глупости не запланировали заранее... А также заполучить недовольство охранников на работе из-за моего появления в пятницу с велосипедом и коллег по работе из-за раннего ухода с работы... Но в результате мы все же едем! Пусть даже часть пути на электричке, а часть в сидячем вагоне поезда – это мелочи... Пятница выдалась солнечной и теплой – настроение отменное! Перед гонкой спокойствие – мы едем не за призами, а просто ради удовольствия. Конечно: такие этапы заявлены!! Жду с нетерпением...

Суббота, 8 сентября. Раннее пасмурное утро. Двоюродный брат отвозит нас с Игорем в Хабарское. Доехали за час. Начинает накрапывать дождик, и брат смотрит на меня с сочувствием. Нет-нет! Не стоит! Дождь – это мелочи... Что-то не много народу заставило себя в дождливое субботнее утро подтянуться в Хабарское, чтобы испытать себя в разных спортивных дисциплинах... Такой контраст с Осенним марафоном! Все по-домашнему. Кажется, что только мы тут гости. Пока...

Вид на Оку из Хабарского
Первое удивление – использование GPS-навигатора обязательно для участия в соревнованиях. Карту местности и точки организаторы сами закачивают участникам в приборы – вот это сервис! Честно говоря, такой подход сделал соревнования меньше ориентированием и больше спортом на скорость и выносливость, что, однако, нельзя назвать минусом или плюсом – просто немного иная специфика.

Итак, начало. Начало, скажу я вам, было тоже нетрадиционным. Никакого там пролога, но зато место старта не было известно до начала никому из участников! 8 команд класса «Спорт» отправляются на катере вверх по Оке (забыла сказать, что база «Хабарское» находится прямо над берегом Оки в очень живописном месте!). Вот это да! Наблюдаем симпатичные виды берегов Оки, укутанные рваными клочьями тумана, и вытираем со лба капли дождя, случайно скатившиеся с козырька крыши...

Заброска на старт
Плывем... Неторопливое плаванье как-то не вяжется с привычным ритмом соревнований – никто никуда не бежит, не торопится. Попробуй тут поторопиться – все равно все в одной тарелке.

Десант высаживается на берег и несется к первому КП, уже после которого команды начинают растягиваться. Дождик по-прежнему накрапывает... Второй КП – на пляже песчаного полуострова. К нему приходится пробираться сквозь кусты и заросли. Внезапно в кустах виден просвет (ура!) и... нижегородские джунгли превращаются в песчано-торфяное болото :( Вязкая кашица серо-черного цвета начинает засасывать ногу... по колено. Уф! По колено не страшно. Только вот жутко неудобно. Чувствуешь себя мухой на капле варенья... В черных гольфах подбегаем к волейбольным воротам и списываем шифр КП.

КП на пляже

В черных гольфах

Ну что ж? Организаторы постарались на славу, чтобы дождь не казался чем-то страшным – ноги уже мокрые... Теперь снова через мокрые свисающие джунгли и крапиву несемся к трем деревьям. Только успеваю срывать по дороге невероятно спелую ежевику. С синими губами и черными ногами берем следующее КП – на дереве. Затем переходим вброд какое-то озерцо. Вязкие броды нам уже не страшны, а вот какая-то команда обегает озеро в обход. А смысл?.. Меряемся ростом с травой. Пока я выигрываю. Зато она мокрее. Бегать по такой неудобно. Но вот мы выползаем на след от внедорожника, по нему идти гораздо легче... Но след недолог, а впереди нас в очередной раз ожидает «крапивинг» - этот этап был самым частым на протяжении всей гонки.

Озера нам уже ни по чем!
Мы решили взять следующие КП по кратчайшему расстоянию, хотя у организаторов они шли в другой последовательности. Да... Как обычно, наша тактика не увенчалась успехом – на сей раз мы гораздо раньше назначенного времени уперлись в «болотинг». Причем в хорошее такое болото, глубиной не меньше, чем по пояс с прозрачной водичкой, ряской и прочими растениями. Трясина только возле берега. Плавание пока не входит в наши планы, поэтому решаем его обогнуть. Странно, но оно не обозначено ни на бумажной, ни на электронной карте. Болото оказывается довольно большим. Обойти его посуху не удается, так что снова лезем в трясину и воду по колено. Дождь усилился, но настроение почему-то боевое. Преодолев первый «болотинг», вылезаем наконец-то на открытую местность с холмами, берем еще один КП...

Болотинг
Теперь наш путь – в почти заброшенную деревню. Организаторы ввели нас в заблуждение, указав подсказку «заброшенный дом», и мы кругами ходим вокруг какого-то дома, удивляясь, почему в навигаторе точка поставлена метрах в 30 от дома. И только потом видим: как раз в 30 метрах от него стоит дерево с красным пятном в виде призмы. Да, лазание по скользкой мокрой березе – это то еще удовольствие...

Дальше через поле перебираемся к другой деревне, волоча за собой на ботинках комки грязи. Цвет моих штанов очень гармоничен: плавно перетекает от заляпанного той же грязью низа к пока еще явно черному верху, классически хорошо соседствующему с синей курткой. Игорь же все еще продолжает идти в черных «гольфах». Хорошо, что в деревне нас никто не видел. Где-то в подсознании всплывает фраза, что « в такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит!»… За деревней нам надо сбросить высоту, спуститься обратно к болоту. И тут начинается «помоинг». Честно говоря, склоны крутизной 30-40 градусов в горах приходилось преодолевать не раз, но вот чтобы еще при этом весь склон был завален бытовыми и пищевыми отходами, а аромат позавчерашнего супа разносился на несколько десятков метров – такого еще не было... Ну ладно, по крайней мере, этот этап короткий, не то что «крапивинг»!

Потихоньку через мокрые лесные заросли спускаемся вниз, где нас ждет теперь уже обязательное для всех болото. Досадно оказаться на берегу болотного озера в 30 м от точки КП, обозначенной на карте, если эта точка находится через озеро от тебя, на другом его берегу. Но нам довелось испытать и это чувство. В самом узком месте до другого берега не более 10 м, но глубина резко увеличивается и в мутной воде дна совсем не видно. Потоптавшись в нерешительности, почесав затылок и поискав пути обхода, смиряемся с участью пловца. Первые шаги еще вселяют надежду... но нет, болотинг есть болотинг – и Игорь погружается в не очень теплую, но хоть и не такую уж грязную (как можно было предположить из названия этапа) водичку... Дождь снова зарядил свою старую песню, опять под ногами мокрая трава, а Игорю и вовсе нежарко после купания-то...

Вид болот сверху
Да, в моем сознании происходит некое непонимание. Хорошо знакомая мне с детства Нижегородская область – край сосновых боров и светлых дубовых рощ, земляничных полян и грибных оврагов, песчаных берегов великой русской реки и всепроникающего запаха летней свежести – вдруг превратилась в полигон для начинающих мазохистов...

Но зато впереди нас ждут велосипеды (губы при этих мыслях растягиваются в довольной улыбке) и дороги, а не трава... Так думаем мы. Организаторы думают иначе... Заполучив велики, мы узнаем, что с дорогами а Нижегородской области не очень хорошо. Те, что на выданной нам карте казались на вид дорогами с покрытием, на деле представляют собой в лучшем случае грунтовку. Поначалу дорога идет вдоль поля. Из-за непрекращающегося дождя ее сильно размыло, приходится объезжать по траве. Пальцы на руках к началу велоэтапа замерзли так, что не получается переключать передачи – вот ведь угораздило! :(

Небыстро доехав до старинной усадьбы, за которой идет большой овраг, где и расположено довольно большое кол-во КП под соответствующим названием «оврагинг», уткнувшись в ее забор, встретив промокшего до нитки и дрожащего участника-одиночку, вот уже час пытающегося взять штурмом соседний овраг, а также посмотрев на часы, мы решаем пропустить эту цепочку КП и поскорее приехать в Хабарское ради, как нам кажется, самого интересного из-за нетривиальности – веревочного городка, скалолазания, байдарок, стрельбы и прочего.

По карте находим дорогу на вид более хорошего покрытия и отправляемся по ней в объезд. Тут нас тоже ждет разочарование в Российских дорогах – асфальтом (как мы надеялись) и не пахнет. Около 30 минут пробираемся через перепаханное поле. Комки грязи сначала просто затрудняют движение, а потом и вовсе блокируют колеса. Приходится постоянно их очищать от тонн земли и веточек, чтобы хотя бы вести велосипед рядом, а не тащить на спине... Еще не понятно, где физически сложнее: в овраге или здесь, на поле...

В общем, в конец измотавшись, промокнув под очередной серией небесной воды и – самое главное – опоздав на 5 минут к времени, когда перестали выпускать на дальнейшие этапы, мы приезжаем на базу. Эх, ну вот опять самое интересное пропускаем. С тоской глядим на команды, жумарящие по веревкам или штурмующие стену с зацепками. Правда, мы такие отстающие не одни, но, поскольку места нас не сильно интересуют, а просто хотелось поинтереснее провести время, слегка расстроены... Что ж? Организаторы разрешают нам посетить высотный городок и скалодром – этого вполне достаточно, чтобы почувствовать себя полностью удовлетворенными.

Веревочный высотный городок – это просто находка для спринтерских мультигонок. Жаль, что ее достаточно трудно организовать только ради одной однодневной гонки, а здесь организаторам повезло – этот городок является постоянной базой проведения в Хабарском различных корпоративно-спортивных мероприятий. Когда мы его только увидели, в памяти всплыли разные детские забавы типа «Веселых стартов», но все оказалось совсем не так просто! Здесь участникам нужно было переправляться различными способами с одного помоста на другой: по навесной переправе, по шаткой подвесной лестнице, по отдельным качающимся перекладинам, по узкому бревнышку, по веревочным «лианам», по сетке и т.п. И все это происходит на высоте около 5 м от земли. Я вам скажу, не так-то это просто! Даже страшновато порой становилось. Вот вам и 5 лет занятия горным туризмом и скалолазанием!

Веревочный город
(фото заимствовано с сайта www.habarskoe.ru)
Кстати, о скалолазании. Этот этап в Хабарском меня тоже порадовал. Наконец-то вполне полноценная стенка скалодрома, а не имитация ее разными способами, как обычно (в лучшем случае) бывает на других гонках!

Скалодром в Хабарском
Так же на финальной части командам предлагались такие этапы: велокросс, даунхилл, водный слалом на байдарках, апхилл, жумаринг, стрельба и прочее. В общем, такого разнообразия я еще ни на одних гонках не наблюдала. Самое же приятное для начаинающих спортсменов и иногородних команд – это то, что все недостающее снаряжение можно арендовать у организаторов без какой-либо оплаты.

Кстати, такое замечательное отношение к участникам было заметно на протяжении всей гонки. Окончание соревнований не стало, как обычно, тяжелой дорогой к дому голодных, замерзших и измученных участников. Нет, и здесь организаторы устроили нам сюрприз! После гонки мы смогли помыть своих невообразимо грязных «железных коней», помыться сами в душе, поужинать в кафе за смешную сумму денег в приятной атмосфере... Даже до дома (в Н.Новгород) нас подвезли на машине! Мы чувствовали себя в Хабарском, как дома. Необычайно теплое отношение организаторов, потрясающая, исконно русская, красота здешних мест (даже не могу себе представить, как здесь в хорошую солнечную погоду, если уже сейчас виды на Оку и близлежащие холмы уводили мои мысли в далекий край грез и мечтаний!) и отлично подготовленная гонка сделали этот день чудесным, несмотря на ж...пинг, который с утра до вечера чинила нам погода!

Ну вот и все. Гонка закончилась, оставив только радужные воспоминания. Выходные прошли не зря! А в это чудесное место – Хабарское, я думаю, мы еще вернемся!

Хочется выразить огромную признательность устроителям сего замечательного мероприятия и надежду на продолжение в том же духе!!!