Автор: Сергин Константин, г. Москва, турклуб МГУ

Отчет
о лыжном туристском походе 3 к.с. совершенном в районе Кольского полуострова (Ловозерские и Хибинские тундры) в период с 26.01 по 6.02.2004 г.

Содержание.

• Справочные сведения о путешествии
  • Техническое описание
  • Итоги, выводы, рекомендации
  • Техническое описание (продолжение)

28.01.2004 г. День 3. м/н - зап. склон г. Ангвундасчорр - р. Азимут - ж/д Ревда-Кировск - р. Сенгисйок - вост. берег Умбозера

Ура! Подъем. Будильник радостно запикал, обламывая дежурных. Одеваемся. Саша добровольно-принудительно обследовал окружающее "зиму" пространство на наличие видимости. Духи на нашей стороне! Все хорошо. Температура около 10 мороза.
    Дежурные готовят на горелках завтрак, остальные смакуют последние минуты в теплых спальниках. Сверху, как обычно, сыплет иней. Покушали. Собираемся. Видимость ухудшается. Продолжаем собираться. Рюкзаки в палатке собирать - полный бардак.
    Добрый, видимо Дед Мороз, перенес нас за ночь на вершину горы Ангвундасчорр. Некоторое время любуемся видом, который постепенно растворяется в белой мгле.

Вершина горы Ангвундасчорр
    Разглядели и успели снять на камеру 3 снежно-фирновых пупыря высотой 3-4 м., а метрах в 300 на юг - скальные сбросы к оз. Сенгисъявр.
    Выход в 10-00. Движемся вниз пешком. Вокруг - все белое, ветер сильный, идем по азимуту. Задутые участки чередуются с сугробами. Периодически проявляется окружающая картинка. Движемся, забирая влево по ощущениям, а по направлению - почти строго на запад. Выходим на камушки.

Мы на широком и плоском гребне.
    Справа он падает довольно круто
    в русло ручья, поэтому продолжили
    путь по гребню на запад.

В 11-30 стало понятно, что мы на широком и плоском гребне. Справа он падает довольно круто в русло ручья, поэтому продолжили путь по гребню на запад. Он заворачивает на С-З, и плавно опускается в долину р. Азимут.
    Спустились к деревьям. Ветра сразу резко поубавилось. Фирн сменился глубоким снегом. Привал в 12-00. Все в лыжи. Идем редколесьем по лев. склону ручья по моренным холмам вверх-вниз, вверх-вниз. Общее направление на запад. Вышли к "железке" в 14-10.

Вышли на железную дорогу Ревда-Кировск
    Она однопутная, не электрифицированная. Идем налево, на юг, надеясь увидеть просеку к Умбозеру, по шпалам. Снегопад усиливается. Встали на обед в 14-40. В 15-00 вышли. Идем опять по "железке". Просеки не видно. Видимо, заросла или карты врут. Где-то между р.р. Сенгисйок и Тавайок в 15-30 нашли удачную лазейку среди густых кустов. Для Мити она (по его мнению) неудачна - у Ника порвалась стропа крепления.
    Все же остальные радостно и без потерь выперлись из мерзких зарослей на чудную дорогу. Откуда она здесь - карты умалчивают. Единственное препятствие на пути к светлому будущему - лужа от ручья - обошлась без потерь, слева. Через час тропежки увидели Умбозеро. Не поверили глазам, зато поверили нашему разведчику Мите. Отойдя чуть глубже в лес, ставимся лагерем в 16-30. Мороз около 14 град. Сидим в палатке, топим печку, сушим спальники. Все сыты, довольны. Скоро спать.

29.01.2004 г. День 4. м/н - Умбозера - зал. Тульилухт - лев. берег р. Тульйок в 3-4-х км. от устья.

Подъем - 7-00. Выходим в 9-15 (медленно собравшись). До Умбозера ~ 300м. Выбираемся на покрытую жестким фирном поверхность. Ориентируемся, фотографируемся. Взяв азимут на залив Тульилухт, выходим в 9-35. Справа-впереди по ходу виден о. Большой - ряд деревьев, словно растущих из льда.

Ветер дует естественно не в спину, но он вполне терпимый. За 2 перехода с одним разделяющим привалом в 10-35 (ближе к берегу стремления), преодолеваем ледовую гладь (2ч 5 мин). T=-8град., ветер южный, 5-10 м/с. Много раздувов - чистых ледовых, полупрозрачных участков. Высота снежных заструг - до 2-3 см, лед толстый ~ 1-2 м, у мыса торосы. На траверсе мыса под лыжами выступила вода. Видимость до 2-3 км.
    Войдя в залив Тульилухт, и укрывшись от обдающего обмораживающим холодом ветра, делаем большой привал (12-00).

На Умбозере много раздувов - чистых
    ледовых, полупрозрачных участков

Войдя в залив Тульилухт, делаем
    большой привал.

Вид в сторону устья р. Тульок
    (точнее, рукавов реки)

12-30 - начинаем движение в сторону устья р. Тульйок (точнее рукавов реки).13-20 - достигаем рукавов реки.

Входим в устье р. Тульок (точнее,
    рукава реки)

Устье р. Тульок

Дорога в лесу вдоль правого
    берега р. Тульйок
    Попытка идти прямо по руслу быстро завершилась перебиранием на берег - лед стал прогибаться под лидером, и выступила вода.
    Немного выше по одному из рукавов обедаем - до 13-35. +15 мин - добираемся до дороги, идущей вдоль левого берега реки Тульйок, тропя по глубокому снегу (до 30-40 см). Эта дорога не обозначена почему-то на генштабовской 500-метровке, зато есть на туристской километровке. Погода замечательная, но без солнца, т.к. на горизонте все же имеются некоторые облачка, подобные мути.
    По берегам устья реки, тропимой нашей лыжней, растут замечательные Кольские сосенки (5-10м), D=10-40 см с мелкими шишечками. Места для стоянок удобны - есть сухостой. Движение по руслу реки и рукавов небезопасно - свежий пушистый снег не дает образоваться толстому льду. Идем по дороге, тропим 2 ч 30мин. Дошли до ответвления и повернули на просеку, перпендикулярную дороге и оканчивающуюся вырубкой. В 16-30 ставим лагерь на краю вырубки. Дрова есть.

30.01.2004 г. День 5. м/н - дол. р. Тульйок - р. Каскаснюнйок у слияния Сев. и Ю. Каскаснюнйока (подход под пер. С. Рисчорр).

10-00 - выход. Тропим до обширной поляны - болота, размером 200х300 м, двигаясь вниз по склону от просеки 5 мин. Тропим на запад, имея целью попасть на дорогу вдоль р. Тульйок, а затем от слияния ее с р. Каскаснюнйок, вдоль последней. t=-9град., тихо (полный штиль), идет легкий пушистый снег. Видимость плохая, трудно сориентироваться. Окрестные вершины или хребты прячутся за деревьями и снегопадом. ГТЛ - до 40 см. 11-40 - привал (до 11-55) ЧХВ - 1ч40мин. 13-10 - привал (ЧХВ - 1ч15мин) До него, последние 45 минут шли по дороге, которую таки нашли, и пролегала она на север, а потом повернула на запад, следуя вдоль лев. берега р. Каскаснюнйок.
    Несмотря на отсутствие лыжни, по дороге идется быстрее, чем по лесу. Моренные холмы немного замедляют тропежку. 13-30 - 14-00 обед. В 15-00 дорога спустилась с речной террасы и пересекла Каскаснюнйок. Далее дорога упрямо карабкается на правый склон, но не в лоб, а в направлении истока. 30 мин идем вверх по склону долины р. Каскаснюнйок по дороге. Дорога уходит выше, а нам не надо на гребень - там путь к пер. Куропачий. Сворачиваем и траверсируем борт долины по лесу. 15-30 - привал (до 15-40). 16-10 - спустились на дно долины, пейзажные свойства которой вполне соответствуют Костиным обещаниям. Но уже смеркается и фоткать неудобно.
    16-50 - ставим лагерь, не дойдя до разделения р. Каскаснюнйок на Северный и Южный около 2-3 км. Сушняк здесь есть, но далеко не так изобильно, как в устье. Пока группа занимается бивачными работами, Митя и Саша проводят разведку, тропя завтрашний путь 45 мин вверх по долине, 15 - обратно. 18-00 - ужин. До 22-00 ведем философско-лирические беседы на традиционно - жизненные темы. Завтра на перевал. Ранний отбой.

31.01.2004 г. День 6. м/н - р. Сев. Каскаснюнйок - пер. С. Рисчорр (1Б, 900 м ) - р. Рисйок - База ПСС

9-20 - выход. Собирались недолго. Рюкзак легче, "сговорчивей". 20 мин. идем по тропе, проторенной накануне вечером во время разведки. Далее тропит Костик без рюкзака, несколько раз тропим через ручейки или просто некие фрагменты воды в пойме Касакасньюньйока. Наша цель - выйти к левому борту долины, откуда удобнее подойти к нашему перевалу.
    10-15 - у левого склона долины - соскребли подлип, и тропим далее. Ура!!! В 10-50 встреча с коллегами из МГСУ - группой под рук. А. А. Ступакова. Далее идет их лыжня, что нам помогает успеть к Северному Рисчорру. T=-12град., слабый западный ветер (1-2 м.с) Общее направление нашего движения после развилки лыжни на пер. Куропачий - на запад, по руслу р. С. Каскаснюнйок.

Идем вверх по р. С. Кас-
    каснюнйок. За деревьями угадывается
    V-образный пер. С. Рисчорр

Подходим к развилке р. С. Каскаснюнйок.
    Слева - С. Рисчорр, справа -
    Умбозерский

Слева пхд открывается мрачная теснина,
    в верховьях выводящая к пер. Ю. Рисчорр

11-20 - 12-20 - переход под хорошо различимые перевалы Северный Рисчорр (V-образная расщелина на западе) и пер. Умбозерский (огромный провал на С-З) по устью Северного Каскасньюньйока. Слева - Северный Рисчорр, справа - Умбозерский.

Постепенно долинка ручья превращается в ущелье с невысокими и не совсем отвесными стенами. Слева пхд открывается мрачная теснина, в верховьях выводящая к пер. Ю. Рисчорр - "Ущелье Ведьм".

Здесь у нас с 13-25 - обед до 14-05. Далее наш путь проходит по-прежнему на запад, но стены ущелья уже выше.

15-00 - малый привал под перевальным взлетом. На подъеме крутизной до 30 град и длиной ок. 200 м долбим ступени по очереди. Лыжи едут за нами на веревочках. Подъем выводит к высоким скальным стенам, образующим "трубу" перевала С. Рисчорр.

15-30 - на перевале. Ширина до 20 м. Длина метров 200.

Далее наш путь про-
    ходит по-прежнему на
    запад, но стены
    ущелья уже выше.

Подъем выводит к высоким
    скальным стенам,
    образующим пер. С. Рисчорр.

Сидим на перевале С. Рисчорр и
    едим перевальный шоколад
    и лимон.

Странно тихо, обычно здесь сильно дует. Сидим и едим перевальный шоколад и лимон. Только доели и поднялись, чтобы выйти из "трубы", как свистнуло и замело - вот это привычно! 15-45 - спускаемся метров 100 по снежному склону градусов 20-25. Далее выполаживание и снова долина падает ступенью покруче (до 20 град), но вполне полого везде. Ветер сильный и первые несколько десятков метров идем пешком. Далее - лыжи. Спуск пешком - 15 мин, 20 мин на лыжах. Очень весело и быстро.
    16-20 - спустились до р. Рисйок, здесь собрались все вместе. По чуть переметенной лыжне и периодически круто покатому склону с общей тенденцией к спуску, съезжаем к дороге Кировск-база КСС (17-00).
    По "буранке" к 17-15 добегаем до КСС Куэльпорр. На базе сейчас 2 спасателя. Они выделили нам на группу комнату, соседнюю с группой М. Расторгуева (МВТУ) в домике. Спасатели отметили маршрутку и записали наш дальнейший маршрут. Порекомендовали заменить пер. С. Чорргор на Южный Чорргор в связи с лавиноопасностью.
    Вечером - баня, "банкет" в честь дня рождения Симы. Забавно, но в прошлый поход день рождения Симы тоже попал на Базу ПСС. Хотя оба раза это не планировалось специально. Планируем день грядущий. Разрабатываем и обсуждаем варианты. Но все зависит от погоды.

1.02.2004 г. День 7. Полудневка, подход под пер. Ю. Чорргор.

Подъем в 6-00. Завтрак в 6-30. Но позже выясняется, что идти в предложенных погодой условиях сложно и технически и физически. Пурга. Сильный снегопад, продолжающийся еще с вечера. У некоторых возникли проблемы найти туалет, а потом вернуться в домик - такая видимость. Костя принимает решение идти на Южный Чорргор при условии улучшения видимости и уменьшения ветра. До часа дня досыпаем, поем песни с соседями - группой М. Расторгуева, и едим очень вкусный суп. Пурга слабеет, мы готовимся к выходу.

Дорога (сейчас лыжня) от Базы ПСС
    к пер. Кукисвумчорр (Труба)
    в р-оне г. Куэльпорр
    13-40 - небо уже частично очистилось, светло, соседние гребни почти открыты взору, луна яркой краюшкой висит над базой КСС. Ветер и снегопад стали тише. Вышли 13-45. Двигаемся вверх по дороге, по долине Кунийока, сначала обратно вчерашнему спуску, а потом оставляем слева поворот в дол. Рисйока, и продолжаем путь на юг, в сторону пер. Кукисвумчорр (Труба), по полностью заметенной буранке.

Снег метет естественно в лицо. Привал 14-50 - 15-00 на уровне начала отрога в. Поачвумчорр, который разделяет р. Кунийок и р. Петрелиуса. Нам надо выйти на старую геологическую дорогу, которая опоясывает начало вышеупомянутого отрога. Это надо, чтобы не тропить по зарослям, и не пересекать рукава рек и ручьи. Путь по дороге увеличивает километраж, но в итоге проще. На туристской километровке дорога нарисована, но не совсем верно, на пятисотметровке нарисована точнее.

Чтобы выйти на эту дорогу, проломились по лесу от буранки напрямую до дороги, а затем по ней обогнули отрог и попали в долину р. Петрелиуса. T=-4град., снег пушистый, но очень густой, валит с небес, закрывая видимость деталей хребтов, затрудняя опознание нашего перевала. Тропить нормально, хотя толщина свежевыпавшего "ландшафтопокрывателя", местами достигает 50 см.

15-30 - 15-40 - привал. Пытаемся сориентироваться в метели. 15-55 - 16-50 - последний переход. Пересекли в направлении на запад дол. р. Петрелиуса и подошли к руслу ручья, текущего с пер. Ю. Чорргор. 16-50 - ставим лагерь на верхней границе леса. Дров вокруг немного. Подчищаем остатки сухих элементов здешнего редкого леса. Но подлесок есть и наклонность также. Печку организовали. Тепло относительное. Беседуем об организации карманного питания, крутых туристах - выживателях (экстремалах).

Лес на спуске с пер. Ю. Чорргор у
    слияния р. Петрелиуса и р.
    Кунийок
    2.02.2004 г. День 8. м/н-пер. Ю.Чорргор(н/к, 850м)-р. Часнайок-дол р. Меридионального

Выход в 8-40. 30 мин двигаемся в зоне растительности вверх-влево пхд, по руслу ручья. Фотографии этого дня, за исключением двух, взяты из нашего прошлогоднего похода.

Так выглядит подъем c востока к перевалу
    Ю. Чорргор в хорошую погоду
    Затем еще 30 мин по левому пхд склону долины, обходя рельефное "корыто" с озером на дне. На небольшом участке склона показалось лавиноопасно, и лидер прошел с распущенной лавинной лентой, а остальные шли с интервалом. У большого камня снимаем лыжи и делаем привал (9-40 - 10-00).

Одеваем маски. Продолжаем подъем, ветер усиливается, временами приходится останавливаться и держаться палками за склон, чтобы не сбил с ног.

Что-то долго идем, а перевала не видно. Пару раз приваливаемся, отдыхаем от встречного ветра.

Порывы ветра иногда настолько
    сильны, что нельзя идти
    Участки мелкого снега сменяются обледенелыми камнями и плотным фирном, и так много раз.

12-00 - понимаем, что лезем не туда, и останавливаемся на склоне. Видимость низкая. Верхних частей хребтов не видно. Сложно опознать перевал. Ветер шквальными порывами сметает со склонов снег, и оба они создают определяющую сложность движения.

Пер. Ю Чорргор со стороны р. Петрелиуса
    12-10 - видимость лучше. Определяем искомый перевал ниже левее по долине. Мы же зашли в следующую камеру цирка, откуда выбраться на запад просто так нельзя. Траверсируем, сбрасывая высоту. Снег на склоне плотный, местами - слежавшийся фирн. Лавиноопасность невысокая, тем не менее, на входе под перевальный взлет, движемся с интервалами.

13-00 - на перевале.

Памятник погибшей студентке МЭИ
    на пер. Ю. Чорргор
    Ветер не ослабевает, здесь, на седловине он дует как очумелый, у руководителя на бороде намёрзла сосулька, видимость ухудшают смёрзшиеся друг с дружкой ресницы. Для передыху и сбору группы забиваемся под надув у здоровенного камня, откуда хорошо видно тур и памятник.

Под пер. Ю. Чоргорр в
    понижении с озером
    Слетаем быстро (за 10 мин). Спуск маркирован турами на больших камнях. Сильный ветер затрудняет спуск. Периодически это становится просто невозможно - задувает назад. Склон до 25 град. с камнями разной величины и снегом-фирном между ними. Длина его метров 150. В 13-10 - под перевалом, в характерном "корыте", на дне которого озерцо. Съедаем шоколадку, угощаем двух ребят из МИФИ, которые только подошли снизу и начинают подъем на Ю. Чорргор. Желаем им удачи и уходим по их лыжне.

Понижение в виде буквы U - это и есть
    пер. Ю. Чорргор со стороны
    р. Часнайок
    Долина р. Часнайок имеет пологие фирновые склоны, легко припорошенные свежим снегом. Лыжня ребят уже потерялась, заметенная снегом, но тропить приятно. Идем по левому борту р. Часнайок, не спускаясь в русло. Скоро начались кусты, продрались сквозь них противолодочным зигзагом и вышли к руслу р. Меридионального. 14-30 - спустились на место будущего бивака на длинном острове в русле. Лес жидковат, но от ветра худо-бедно защищает. Обедаем. Одна наша участница должна быть в Москве через 2 дня и сегодня мы должны посадить ее в поезд на ст. Имандра. Это было спланировано еще в Москве. Поэтому в 16 ч она отправляется с сопровождением вниз по дол. р. Меридионального (в низовьях он именуется р. Гольцовка, а по саамски - Индичйок). Им "светит" тропежка около 12 км. в один конец. Вернуться планируют либо ночью, либо утром. С собой у них рюкзак с теплыми вещами, перекусом и т.п. для аварийной ночевки. Назначено контрольное время возвращения сопровождающих. Ждем. Мысленно с ними. Лечь планируем раньше.

3.02.2004 г. День 9. Дневка, а точнее полудневка, попытка подхода под пер. Ферсмана.

Ввиду необходимости отоспаться и восстановиться сопровождающим, вернувшимся накануне в 1ч 30 мин., встали в девятом часу. Они добросовестно протропили всю дорогу до Имандры, а обратно шли уже по своей лыжне, при свете почти полной луны. Видели полярное сияние. Надежды на лыжни ближе к поселку не оправдались. Станции в поселке уже нет, только дежурный железнодорожник сидит в комнатке. Кассы тоже нет. Хорошо, что билет был куплен заранее. В поселке осталось всего 15 чел. Остальных переселили в города.
    Выходим в 11-30 по направлению к пер. Ферсмана. Начинает сыпать снег, ветер поднимает несильную поземку. Через час мы уже выше ГЗЛ, и ветер в лицо дует как бешеный. Глаза едва раскрываются - больно сечет снегом. Привал для раздумий, и принимается разумнейшее решение двигаться назад в лесную зону, где есть дрова и жизнь приятней. В 13-00 разбиваем новый лагерь, на 500м ниже старого, по долине ручья Меридионального, где меньше продувается. Таким образом, после 1ч 30 мин разминки мы получили отличную дневку. Кушаем замечательный суп, ремонтируемся, планируем будущее, взаимопросвещаемся.