Люди и горы > Полемика >

Автор: Сергей Бездитко, Москва

Исправленному верить

Читайте на Mountain.RU статьи Сергея Бездитко:

Отчет о лыжном путешествии VI категории сложности, совершённом в феврале-марте 2004 года по Восточному Алтаю, Монголии, Западному Саяну
Освоение Монгольского Алтая продолжается
Как мы "отдыхали" в лыжной шестерке
Восхождения на Монгольском Алтае. 2003г.
Цена, которую мы выбираем
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИЗМЕ
Информация-обзор о горах южной части хребта Чихачёва в монгольском Алтае
Информация-обзор о горах массива Табын-Богдо-Ула в монгольско-китайском Алтае

Сергей Бездитко

Несколько лет назад я написал статью «Философский аспект безопасности в горах», в которой выразил сомнения в правильности совмещения горного туризма с высотными восхождениями, как это пытался сделать Андрей Лебедев на Конгуре (Китайский Памир). Но прошло несколько лет, Лебедев решил повторить попытку и весной этого года пригласил меня принять участие в будущей экспедиции. В рамках мероприятия «МАИ КОНГУР 2007» предполагалось восхождение на высшую вершину Памира ( 7719 метров ) в альпийском стиле по маршруту 6а категории сложности.

Конгур (7719), южная стена
Фото: Андрея Лебедева , Отто Чхетиани

По тому, как были продумано и организовано в тактическом, стратегическом и прочих вопросах это мероприятие, я поменял свое мнение и хочу сказать, что подобное совмещение возможно, и даже успешно, но при соблюдении нескольких условий:

• тщательное изучение опыта команды Лебедева по предоставленным отчетам, видеофильмам
• личная консультация, и в том числе с альпинистами, которые были на тех вершинах, которые предлагается включить в маршрут
• если мероприятие планируется заграницей, то обязательно (!) нужно оформить медицинскую страховку (чего я не сделал, к сожалению, поэтому лечение мое вышло в несколько тысяч долларов)
• личная консультация с руководителем (в данном случае с Лебедевым) по особенностям проведения подобных мероприятий, так участвовать в их проведении могут только хорошо подготовленные технически и схоженные группы высококлассных спортсменов (без новичков). И хорошо тренированные, так как нагрузки предполагаются быть очень большими

Конгур (7719), южная стена
Фото: Андрея Лебедева , Отто Чхетиани

Особое внимание необходимо уделить физической предпоходной подготовке. Так для меня выходной вес рюкзака в 45 килограммов в лыжном походе – это норма, поскольку веc распределен на рюкзак и саночки. Но когда мы, после караванной заброски, вышли на маршрут с весом в рюкзаков 40 кг и взяли быстрый темп, это несколько охладило мой пыл. А для команды Лебедева это обычная тактика передвижения. К такому нужно быть готовым психологически, а не только физически.

После того, как была сделана заброска с помощью каравана ишаков, мы начали первое кольцо маршрута с целью первопрохождения десятка перевалов высотой около 5000 метров категории сложности 1а-2а с тем, чтобы набрать акклиматизацию на уровень 5 км . После подхода к заброске мы пошли дальше по маршруту и подошли к вершине Сарыкаякуджи ( 6220 метров ). В планах было восхождение на вершину, чтобы достичь акклиматизации на 6000. Что мы успешно и осуществили с траверсом вершины (5а альпинист., сложнее 3а турист.). Приятно отметить, что до нас там побывал Сэр Крис Бонингтон - первовосходитель на Конгур. Далее с целью акклиматизации на 7000, команда благополучно взошла на куполообразную вершину Аклангам ( 7004 метра ), и далее совершила траверс вершины (сложнее 3а), хотя снег и сильный ветер препятствовали этому. Далее мы долинными тропами спустились в селение Гёз к киргизу по имени Аббас, у которого хранилась наша заброска на заключительную часть маршрута. По пути мы встречались с уйгурами, которые доброжелательно относились к нам, угощали национальными блюдами и проявляли интерес к нашему снаряжению. У Абаса мы сформировали новый караван ишаков, вышли в путь и за один день достигли места расположения базовых лагерей у подножия нашей заключительной цели- вершины Конгур.

Мы планировали восходить по маршруту 2004 года, который называется «Московский экспресс». Однако вначале пошли по более простому и менее опасному кулуару, а затем постепенно вышли на российский маршрут. При этом использовали оставленные ранее веревки и крючья, а так же продукты от Корейской экспедиции (которая, кстати, оставила за собой на горе натуральный срач! - мы прибирались за ними как могли). Это ускорило темп, и мы вышли на высоту лагеря 7200 метров приблизительно за пять дней. Следует отметить, что по абсолютной высоте, от подножия до вершины у Конгура перепад составляет 4000 метров , а у Эвереста - 2500, поэтому Конгур - действительно великая гора, и восхождение на нее сродни восхождениям на восьмитысячники. За восемь часов мы буквально «сбегали» на вершину из лагеря 7200 и вернулись обратно. Лично мне не повезло, я был дежурным после решающего штурма и во время дежурства умудрился залить себе глаза бензином из примуса. В результате чего плохо спал ночью и не восстановился. На следующее утро мы стали, как это принято у альпинистов, осуществлять скоростной спуск. В результате такого спуска на высоте 6200 метров я потерял сознание вследствие случившегося со мной ишемического инсульта (это примерно то же самое, что и кессонная болезнь, только наоборот). Но поскольку в команде были два участника - бывшие спасатели МЧС, то они организовали спассработы и провели их достаточно качественно: утеплили меня спальником, посадили на рюкзак, за несколько суток спустили в цивилизацию, довезли на попутном транспорте в клинику города Кашгар, где китайские врачи провели трепанацию черепа, чтобы снизить давление.

В клинике я провел две недели, после чего за мной и единственным спасенным членом команды Сергея Черника прилетел самолет МЧС и мы были вывезены в Москву. Далее я был помещен в клинику Главсоюза, а потом переведен по профилю в клинику Неврологии для последующего восстановления и реабилитации, так как у меня не работает левая рука и нога. Фактически меня учат ходить заново.

Такова цена этого достижения. Это является результатом личной физической неподготовленности и перегрузкой на маршруте, что, впрочем, достаточно частое явление у альпинистов при серьезных восхождениях. Но это нисколько меня не оправдывает.

Надеюсь, что наш и мой личный опыт охладит горячие головы и поможет в реализации подобного рода проектов других команд.

… Но Гора манит.. Я был поражен Победой и Хан-Тенгри, но Конгур – это другое… Это мистика…

От редакции Mountain.RU:
Дорогие читатели! Высказывайте свое мнение, оставляйте комментарии, пожелания Сергею. Присылайте их на наш редакционный адрес info@mountain.ru или через Клуб Mountain.Ru. Мы обязательно передадим ему все Ваши отзывы. Для него очень важны Ваше внимание и участие.

Здоровья и обязательного возвращения в спортивный туризм

Сергей! Знаком с Вашими отзывами по Укоку и Табын-Богдо-Ула, пользовался ими, когда организовывал свои походы по данному району. Думаю, что в туризме должны быть одержимые люди, создающие славу России как великой спортивной державе. Вы один из таких людей. А что касается данного ЧП, с кем не случается, не надо в этом себя винить.

Отругаю, невзирая на болезнь!

Если бы все было так, как написано, то... Получается, что МСМК Сергей Бездитко себя не контролировал, завелся как мальчишка, поддался мистике горы и поставил под угрозу сначала успех товарищей по команде, а потом их жизнь. Не верится что-то.. (отмечу, что район не автономный и сойти с маршрута можно было в десятке мест). Есть и другие оценки случившегося, см. введение к отчету о походе http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1495/ Есть и мелкие редакционнве замечания: Сарыкаякуджи траверс сложнее 3А Аклангам траверс сложнее 3А Не Абаз, а Аббас и не уйгур он, а киргиз.

Здоровья Вам!

Сергей, здравствуйте, два года назад хотела пойти с Вами в треккинг по Непалу. Надеюсь на ваше выздоровление и возвращение в горы. Мне думается, вы не совсем правы в своих выводах, поскольку, такая беда как с вами может приключиться, увы, с любым мужчиной после сорока. Сосуды с годами становяться менее эластичными и зарастают атеросклеротическими бляшками. Если бы все мужчины в соответствующем возрасте делали ангиографию, следили за своим здоровьем, таких проблем было бы меньше. Хотя важны и тренировки (грамотные), питание, образ жизни. Мы все думаем что активный образ жизни спасет нас от проблем со здоровьем, на многое закрываем глаза, но не всегда это сходит с рук. Всем горным туристам, альпинистам нужно проходить регулярные медицинские осмотры. Правда, это стоит серьезных денег и временных затрат. Поэтому большинство ходит на "авось".

Выздоравливай!

Сергей! По-моему, ты на себя что-то наговариваешь. Это вовсе не от недостаточной тренированности - это может случиться с каждым. Знаю людей, которые в 28 лет инсульт получили. И сейчас нормально живут. Главное - не сдаваться! Да, всё это не скоро делается. Но... Ты же сходил на Конгур! И верь, что сходишь и на другие вершины! Это - главное!

Большие горы без потерь не бывают

Согласен с каждым словом Сергея. Спорт высших достижений без потерь не бывает, за всё надо платить. Что же касается горного туризма и походов шестой к.сл. на больших высотах, то физический перегруз неизбежен! Иначе тереяется логика гоного похода вообщее. Если использовать носильщиков, караваны и много забросок, то это уже будет традиционный экспедиционный альпинизм. Хочу пожелать Сергею скорейшего воздоровления.

Держись!

Сергей, держись и поправляйся! Ты меня наверное не помнишь, а я тебя - да. Я когда-то спрашивал у тебя про погранзону на Северо-Чуйских белках. В итоге в 2006-м мы успешно сходили на Зеркало Красавицы. Тоже была своя мистика... Тебе спасибо в том числе.