Автор: Фомичев Олег, г. Москва

Отчет
о горном путешествии в районе Безенги Центрального Кавказа группы г.Москвы и Московской области, совершенном с 1.07.2007г. по 16.07.2007г.

Техническое описание перевалов:

Перевал Коштан (1Б, 3450 м, сн-ос)
Перевал Шести (1Б, 3300 м, ск-ос)
Восхождение на в.Канкашева (3А альп., 3950 м) по восточному гребню
Перевал Траверсантов (2Б, 3575 м, сн-ск-ос)
Перевал РОМ (2Б, 3850м, сн-лед)
Перевал Землянникова (п/п, 3Б, 4415м, сн-лед)
Восхождение на в.Тютюнтау (4540 м, комб.).
Пер.Ашинова (2А, 3800)
Пер.Песчаный (1А, 3570)
Пер.Путешественников (п/п, 1А, 3480)
Пер.МВТУ (2А, 4200)
Рад-но сев-вост.гребень г.Миссестау (4200)

Техническое описание (продолжение)

10 июля 2007г. Утром обнадеживающий на хорошие метеоусловия морозец. Весь день отличная погода.

Восхождение на в.Тютюнтау (4540 м, комб.).

Категория трудности маршрута с верхнего плато л.Тютюн по северо-восточному контрфорсу и восточному гребню скорее всего 4 А. (Ф.38 .) Местами маршрут напоминал 4 Б на Крумкол по восточному гребню. И перевал с севера похож на Крумкольский провал, но немного сложнее.

Ф. 38 С пер.Уллуауз. 1997 год.

Следует не забывать, что ледопад л.Тютюн обычно сложнее чем на л.Мижирги, и чтобы добраться до верхнего плато (3800м) придется отдать много сил и времени.

Ф.39 С перевала к Тютюнтау.
В 2006 году группа из турклуба МАИ под руководством Пименова Ильи собиралась пройти этот перевал и совершить восхождение, но после отсидки в непогоду на верхнем плато л Тютюн, ребята отказались от этих мероприятий из-за лавиноопасности. Об этом мы узнали после заявки нашего маршрута в МГЦТК за пару дней до выезда.

В 4.50 вышли вчетвером с перевала на радиальное восхождение на в.Тютюнтау. (Ф.39.)Взяли аптечку, снежные якоря, 2 веревки, ледобуры, петли, френды и крючья (крючья не пригодились).

По снежному горизонтальному простому гребню подошли к первому жандарму. Его мы обошли слева по снежному 30 гр.склону.

Со снежной перемычки пошли справа от гребня по снежно-фирновому до 40 гр.склону вверх 40 м в обход второго скального жандарма под третий(Ф.42 .) . Здесь в условиях прекрасной погоды созерцали восход Солнца. (Ф.40 .) Айлама была очень соблазнительна (Ф.41 .).

Ф.42 Между жандармов

Ф.40 Рассвет

Ф.41 Первые лучи на Айламе

По простым скалам третьего жандарма 25 м перил вверх. С него дюльфер на 30 м на 40 гр.северный снежный склон справа от гребня для обхода остальных жандармов. При свежевыпавшем снеге и лавиноопасной обстановке лучше проходить жандармы по простым и средней сложности скалам по гребню. Это усложняет задачу.

Далее около 70 м вверх-вправо по 40 гр.снежному склону до снежно-фирнового гребня и по нему около 80 м до вершины. Сняли записку от 1 июля 1969 года группы альпинистов из а/л Безенги ( Курицын – рук., Дудченко, Рогов, Драйцер), взошедших на вершину по маршруту 5 А к.тр. Живы ли они? На этой вершине никого не было 38 лет. До а/л Безенги, с некоторой точки зрения, далеко (на подходы нужно минимум 2 дня), а главное нет радиосвязи.

От места ночевки до вершины шли около двух часов к 7.00. (Ф.43 .) Виды во все стороны прекрасные. (Ф.44 .)

Ф.43 На вершине

Ф.44 Лучше гор могут быть только горы

Хороша Айлама и Коштантау. (Ф.46 .) К западу еще одна вершина или жандарм такой же высоты, и вдали Шхара, Крумкол и Мижирги (Ф.45.).

Ф.46 Айлама

Ф.45 На западе

Ф.48 Дима на Каштане однажды побывал
Спускались с попеременной страховкой через снежные якоря по снежно-фирновому 40 гр.северному склону в обход всех верхних жандармов к перемычке между первым и вторым жандармами. Далее вниз по маршруту подъема к рюкзакам.

При отсутствии лавиноопасности маршрут нашего спуска является наиболее удобным и быстрым для восхождения на в.Тютюнтау.

С вершины спускались около 1 часа 30 минут. (Ф.48.)

На скально-осыпном острове с южной стороны от седловины перевала сложили перевальный тур. (Ф.47 .) В 9.40 начали спуск с перевала по леднику с южной стороны. (Ф.49 .)

Ф.47 Перевальный тур

Ф.49 Южный перевальный взлет

По простому снежному гребню подошли к скально-осыпному острову с южной стороны перевальной седловины. От него 50 м перил за бергшрунд по 40-45 гр. снежному склону. От берга вправо-вниз одновременно около 200 м до открытой крутой части ледника. Возможна лавиноопасность! Отсюда вешаем перила вниз у правого скального борта по снежно-ледовому 45-60 гр.карману. Андрей Тяпкин шел первым. Я – замыкающим.

Через две веревки по 50 м пытались уйти влево на центр ледника, но большое количество ненадежного снега к сожалению нас остановило. По описанию маршрута 4А по южному гребню на Тютюнтау из книги Наумова альпинисты ледовый сброс в центре обходили справа. Вернулись вправо. Далее еще 6 веревок перил по ледово-снежным крутым участкам около рантклюфта до выхода на пологий ледник за бергшрунд. Местами было камнепадоопасно.

Лучше этот ледник проходить рано утром строго по центру – абсолютно безопасный от камнепадов и достаточно техничный вариант прохождения: около 300 метров по 40-50 гр.снежно-ледовым участкам.

Спустились на плато за бергшрунд к 14.30. Далее в связках по правому борту закрытого ледника под склонами южного гребня Тютюнтау. (Ф.50 .) Закрытые трещины и раскисший снег затрудняли продвижение. Движение в связках обязательно – по пояс проваливались много раз. С 15.30 до 17.00 обедаем и сушимся на осыпи у ледника. (Ф.51 .)

Ф.50 По леднику

Ф.51 Обед с видом на Тютюнтау

Ф.52 Рай после шести ночей на ледниках

После обеда спуск по 30-35 гр.скально-осыпным кулуарам и склонам к озерам под пер.Ашинова.

В нижней части ю-в гребня п.20-летия ВЛКСМ нашли площадку под палатку и в 18.50 встали на ночевку (ок. 3480 м). (Ф.52 .) Отсюда удобно начинать траверс и подъем на пер.Ашинова. Через него к л.Крумкол мы пойдем завтра.

11 июля 2007г (11-й день). Погода отличная весь день.

Пер. Ашинова (2А, 3800м, сн-ос).

Вышли в 7.00 с места ночевки (ок. 3480 м) вверх-влево 70 м по мелкой осыпи и далее по пологим снежникам (10-30 град.) (Ф.59, 60 .) до хорошо выраженной седловины пер.Ашинова (3800) (Ф.53 .).

Ф.59 Подход к пер Ашинова

Ф.60 Подход к пер Ашинова

Ф.53 Взлет к пер Ашинова

Ф.54 С пер.Ашинова к л.Крумкол
В августе месяце и малоснежные сезоны здесь обычно почти весь восточный взлет перевала мелкоосыпной. На перевале в 8.45. Отличные виды на Крумкол, Мижирги. Шлем SMS-ки по спутниковому ждущим.

Спуск с пер. Ашинова вправо-вниз траверсом до л. Крумкол (3250 м) по осыпным склонам и снежникам за два часа(Ф.54 .). Обсудили, как нам проще и быстрее добраться до а/л Безенги. Вариантов много. На плановое по маршрутке восхождение на в.Айлама или хотя бы на траверс в.Крумкол – в.Мижирги Западная кто-то нас не пустил с помощью непогоды и болезней. Решили сходить из альплагеря на Миссестау по северному гребню (4Б) – виды на этом маршруте прекрасные.

Пер. Песчаный (1А, 3570м, сн)

Пересекли открытый на этой высоте л.Крумкол к осыпям правого борта за 30 минут. Пообедали на камнях в кармане правой морены у ручья. Долго месить раскисший после обеда снег на л.Крумкол к перевалу Спартак не хотелось, поэтому решили пройти пер.Песчаный. (Ф.55, 61 .)

Ф.55 К пер.Песчаный

Ф. 61 К пер.Песчаный

За два перехода по 35 минут по снежному до 25 градусов склону вышли на седловину пер.Песчаный (1А, 3570) (Ф.56 .).

Спуск с пер. Песчаный на юг по очень живой осыпи 15 м на закрытый 10 град.ледничок (Ф.58 .) По леднику и снежникам на юго-запад к правому борту перевального цирка минут за 20.

Ф.56 На пер.Песчаный

Ф.58 Спуск с пер.Песчаный

Пер. Путешественников (п/п, 1А, ок.3480м, ос).

Расположение

Прохождение

Восток – запад

Описание

От пер.Песчаный до левой морены л.Дыхсу

Время прохождения

11 июля 2007 г.

По скально-осыпному 35-40 град. склону подъем на перелаз Путешественников за 10 минут (Ф.57 ). На маршруте пер.Ашинова – пер.Песчаный - пер.Дыхниауш этот перелаз сокращает один или два перехода, и он более технически сложный, чем пер. Песчаный.

Спуск с пер. Путешественников по осыпному 35-40 град. кулуару(Ф.62 .) около 250 м(Ф.63 .). Были мысли перелезть еще один отрог п.Двух бойцов, но разум победил, и внушили себе, что хватит перелазов на сегодня.

Ф.57 К пер.Путешественников

Ф.62 Зап.взлет пер. Путешественников

Ф.63 Спуск с пер. Путешественников

Ф.64 Пер. Дыхниауш
Далее траверсом вправо-вниз к левой морене л.Дыхсу ок.30 минут. Высота – 3200 м.

По тропе на гребне морены вверх до площадок на окончании морены (3340 м). Ночуем с видом на пер.Дыхниауш (Ф.64 ) и пер.МВТУ. Перевал Дыхниауш выглядит более камнепадоопасным, поэтому решили идти на МВТУ.

Айлама во время заката опять была прекрасна.

12 июля 2007г (12-й день). Погода отличная до 13.30. После натянуло облака с осадками из Грузии.

Пер. МВТУ(2А, 4200м, сн-ос).

Воспоминания об этом дне очень тяжелые. Частично виноват я с моим утренним ранним дежурством. Поспал шесть часов. Ребятам дал поспать семь, а не хотя бы восемь. Объяснялось это тем, что до перевала еще далеко, и он камнепадоопасен. И отбой был не ранним из-за напряженного вчера. Все не выспались.

Ф.65 К пер. МВТУ
И еще одна проблема. Захотелось сделать приятное ближним и сварить компотику из своего изюмчика (200грамм) и Андрюхиной кураги (тоже примерно такого же веса). Чтобы ни у кого не было проблем, компотик кипятил очень долго. Наверное, на высоте температура кипения не достигает 100 градусов.

Первый переход длился минут десять до удобной осыпи. Все побросали рюкзаки и разбежались врассыпную. Следующие переходы тоже были недолгими. Весь день всех одолевала всем понятная физическая и психологическая слабость.

Но перевал родного МВТУ (2А, 4200) мы все же прошли. Подробностей не помню, и записей сделать не смогли. (Ф.65 )

Ф. 66 Спуск с пер. МВТУ
На верхнее плато под перевальный взлет вышли по центральному снежному кулуару. От ночевки около трех часов. Далее взлет по 35 град.снежнику и скально-осыпным участкам до седловины часа полтора. Записку прочитали, но не сняли, так как свою написать не могли. Провесили 50 м перил вниз за берг.

Ф.67 Местный обитатель
(Ф. 66 )На юго-западном гребне г.Башхаауз было три или четыре связки идущих к вершине.

Далее по натоптанной от г.Башхаауз тропе в связках по леднику до австрийской хижины (один раз пол часа посидели под полиэтеленом под усилившимся дождем). Посочувствовали тем, кто поднимался к вершине. Там могло стрелять.

Ф.68 Хижина и Шхара
Встали рядом с хижиной. (Ф.67 ) После обеда дождь продолжался, и около 16.30 все уснули. Проснулись на следующее утро.

13 июля 2007г (13-й день). Погода отличная до 13.00. (Ф.68 .) После натянуло облака. Но нам было все равно – мы были у альплагеря.

От хижины по тропе по правой морене до поворота ледника на северо-восток. (Ф.69 .) У маленького озерца в кармане морены еще раз полюбовались Безенгийской стеной и отдохнули перед крутым скально-осыпным сбросом. На нем тоже есть тропа, но местами для простого лазания желательно подключать руки.

После спуска на открытый пологий ледник ушли к его центру (или чуть дальше) (Ф.70 На л.Безенги.) и где-то в районе Миссескоша (или чуть ниже) под Миссестау вышли на тропу в кармане между ледником и правой мореной. Далее по набитой тропе до альплагеря. От австрийской хижины не спеша около 5 часов 30 минут.

Ф.69 От хижины

Ф.70 На л.Безенги

14 июля 2007г (14-й день). Рано утром моросило. До 14.00 облачно. После - внизу дождь. Вверху – снег.

До с-в плеча в.Миссес (ок.4200).

Дима еще не долечился, к тому же на Миссестау он уже был однажды. Остался лечиться в альплагере.

С Андреем и Леней вышли из альплагеря к Миссестау по левой морене л.Мижирги около 10.00. На 16 июля у нас билеты на поезд, поэтому в планах на сегодня подойти как можно ближе к северному гребню горы. Завтра сходить на вершину по маршруту 4Б к.т.и спуститься в лагерь.

Ф.72 С Курсантских ночевок
По тропе до хороших стоянок в кармане морены (2900 м) перед ее поворотом на запад три перехода. Потом с резким набором высоты после поворота на северо-запад, по травянисто-осыпному крутому склону у ручья до Курсантских стоянок перед озером у языка ледника (ок.3550 м) два перехода к 14.00.

Здесь приятная встреча с радостными группами альпинистов России, которые сегодня совершили зачетное восхождение на в.Брно (1Б, 4110). (Ф.72 .) В одной из групп наша Юля (Тяпкина).

Ф.71 Взлет на плато
После обеда в 15.30 выходим на ледник по центру, и с одновременной страховкой через буры ок.120 м поднимаемся на верхнее плато ( Ф.71 . ). Немного отдохнули под полиэтиленом при сильном дожде. Проходить по леднику на плато справа по ходу сейчас опасно. Камнепады.

Ф.73 С плато на плечо. Фото 2003г
По пологому плато ледника к бергшрунду под сн-лед взлетом северного гребня в.Миссес. Далее около 250 метров по 40-45гр. ледовому взлету у скал слева по ходу. ( Ф.73 ) С глубокой тропежкой около скал вышли на плечо .Миссестау к 21.00. Первым по льду шел Андрей, на снегу – Леня. Высота ок.4200м. За день по высоте набрали около двух километров. Ночуем. Снегопад не прекращается.

15 июля 2007г (15-й день). Весь день в облаках и снегопаде.

Ф.74 Цель в дымке
Играли в пулю и ждали голубого неба до 14.30. До вершины примерно семь веревок часа на три работы. (Ф.74 .) Но погоды для этого не было дано, чтобы гордыня даже не просыпалась.

После обеда при облаках и снегопаде начали спуск обратно по маршруту подъема, по возможности используя скалы из-за лавиноопасности. Используя старые станции, с частичным их обновлением сдюльферяли около 400 м почти до бергшрунда часа за три.

Ф.75 В альплагере
Далее в связках по закрытому леднику к ледовому крутяку у языка ледника. Как и вчера по центру спускаемся с попеременной страховкой около 120 м к озеру.

От курсантских ночевок по тропе и левой морене л.Мижирги к 22.30 возвращаемся под дождем в альплагерь. Все живы.

Лечащийся Димуля времени тут зря не терял, и своим присутствием смог осчастливить не одну альпинистку России:) ( Ф.75 )

16 июля 2007г (16-й день). Погода та же. Утром уехали из альплагеря Безенги в Нальчик и днем на поезде в столицу. Вернулись. А на Джангитау в этот день погиб чех…