Автор: Белоусов Денис, г. Пермь

Отчет
о горном походе 4 к.с. по Джунгарскому Алатау,
совершённом группой туристов г. Перми, август 2004 г.

Содержание

6. Техническое описание маршрута
7. Материальное оснащение группы
8. Итоги, выводы, рекомендации

6. Техническое описание маршрута (продолжение).

День 11.
20 августа 2004 г.

1-я половина дня: ясно
2-я половина дня: пасмурно

Лед. Фёдоровича - лед. Обручева - пер. Друшлаг (1Б) - лед. Колоскова.

8 км
- 480 м +630 м -150 м
6,5 час

Сегодня необходимо спуститься с ледника Фёдоровича, перейти на ледник Обручева и затем пройти перевал Друшлаг (1Б). Следующая ночёвка планируется за перевалом на леднике Колоскова.

С места стоянки в верхнем цирке лед. Фёдоровича спускаемся в долину р. Сарканд. Ледник пологий, открытый. Трещин в верхней и нижней части ледника нет. В средней части небольшой перегиб, уклон до 20°. Есть трещины, но все по краям, в центре нет. С ледника пологий спуск на морену на левый берег ручья, вытекающего из подо льда. По морене подходим к северному окончанию отрога, отделяющего лед. Фёдоровича от лед. Обручева. Продолжением отрога является вал из крупной осыпи. От места стоянки шли 1,5 часа.

С осыпного вала у окончания отрога видны верховья р. Сарканд. Долина широкая, склоны пологие, осыпные. Дно долины плоское, есть ровные травянистые площадки. На юго-западе виден осыпной склон перевала Друшлаг, ледник Обручева (фото 38).

Перевал Друшлаг (1Б 3790 м).

Находится в Чатыртасском отроге. Соединяет ледники Обручева и Колоскова. Ориентация склонов восток-северо-восток - запад-юго-запад. Осыпной. Имеет две седловины, сложность прохождения которых практически одинакова. Информации о первопрохождении не найдено.

С осыпного вала спускаемся к р. Сарканд и по правому берегу идём в сторону ледника Обручева. Вода в реке мутная. Подъём на ледник по камням поверхностной морены. Ледник открытый, трещины есть, но в основном по краям. В нижней части ледника текут ручьи, пропилившие себе русла по 2 - 3 метра. Поднимаемся по центру языка и подходим под начало подъёма на перевал. От осыпного вала у окончания отрога шли 3 часа.

Подъём на седловину по средней и крупной осыпи до 30°. Есть небольшие пологие скальные участки, которые легко проходятся. Иногда осыпь лежит на скалах, такие участки лучше обходить. На седловину вышли за 1,5 часа.

Седловина в узком гребне. Образована крупными округлыми камнями. Рядом небольшие скалы интересной «морщинистой» формы. На западе через ледник Колоскова видна седловина пер. Занавес (фото 39), на юге - пер. КСС Казахстана (2Б) (фото 40). На седловине нашли тур с запиской группы новосибирцев (рук. Мамонтов А. В.).

С седловины спускаемся на лед. Колоскова по крупной осыпи 20° - 30°. Спустились за 30 минут. Палатки поставили на ровных песчаных площадках перед выходом на лёд прямо напротив перевала Занавес.

День 12.
21 августа 2004 г.

переменная облачность

Лед. Колоскова - пер. Занавес (2А).

2 км
+300 м
8 час

Перевал Занавес (2А 3940 м).

Находится в Карасайском отроге к северу от г. Чубар. Соединяет лед. Колоскова с верховьями р. Карасырык. Ориентация склонов запад - восток. Скально-осыпной. Рекомендуется как односторонний, направление прохождения с запада на восток. Название перевалу Занавес дала группа из Новосибирска, прошедшая перевал в 1999 году под руководством Мамонтова А. В.

Седловина перевала широкая, не менее 500 метров. К леднику Колоскова обрывается скальными сбросами. В южной части седловины на восток спускается снежно-ледовый, сужающийся к низу склон, заканчивающийся внизу длинными скальными лбами. Левее этого склона (если смотреть с лед Колоскова) параллельно ему спускается осыпь. В нижней части осыпь переходит в скальные сбросы 60 м 70° - 80°. Левее осыпи, а в нижней части левее скальных сбросов, снежно-ледовый склон - нижняя часть склона горы Чубар.

Путь подъёма на седловину. С ледника Колоскова (ледник открытый, трещин нет) поднимаемся по снежно-ледовому склону под скальные сбросы (фото 41). По ним лазанием с нижней страховкой выходим на осыпь. Лазание 60 м, 70° - 80°, скалы средней сложности. Промежуточная станция и точки страховки на скальных крючьях. Крючья использовались швеллерные в основном мелких и средних размеров. Крепление верхней части перил за скальный выступ на осыпи выше перегиба. Затем пересекаем осыпь поперёк (направо по ходу движения) и выходим на снежно-ледовый склон. По нему в кошках поднимаемся на седловину.

Тактика прохождения перевала. Двое без рюкзаков сразу после завтрака уходят навешивать перила. Остальные сворачивают лагерь, готовят снаряжение для подъёма по перилам, ждут. Навесив перила, первые двое возвращаются к месту стоянки. Остальные поднимаются по верёвке. Пока четверо жумарят, первые двое успевают пообедать и отдохнуть. Затем также поднимаются по перилам и снимают их, после чего выходят по склону на седловину.

Ходовое время. Пересечение ледника Колоскова и подход по снежно-ледовому склону под скальные сбросы 1 час. Прохождение скальных сбросов и навешивание перил 3 часа. Подъём с рюкзаком по перилам с перестёжкой занял около 30 минут на человека. Пересечение осыпи, подъём по снежно-ледовому склону и выход на седловину 1 час.

Седловина очень широкая. Есть удобные площадки под палатки. Вода от таящего снега. В южной части седловины сложен тур, в котором нашли записку новосибирцев. С седловины на востоке видна седловина пер. Друшлаг, а за ним в Кокжамбасском отроге пер. Обманчивый (фото 42).

При прохождении перевала необходимо иметь в виду следующее.

- Снежно-ледовый склон при подъёме с ледника к скальным сбросам камнеопасный. В течение дня несколько раз видели камнепады, сходившие со склона г. Чубар. Место начала подъёма по скалам укрыто от падающих камней выступом.

- При подъёме по перилам после перехода со скальных сбросов на осыпь теряется голосовая связь со стоящими внизу из-за перегиба.

В отчёте Андрея Мамонтова от 1999 года сказано, что это перевал КСС Казахстана 1Б. Спасатели Талды-Коргана сообщили нам другую информацию по этому поводу. Перевалом КСС Казахстана является седловина, находящаяся в Карасайском отроге между г. Чубар и узловой вершиной, от которой отрог начинается. Ведёт с лед. Колоскова к озеру в истоках р. Карасарык. Пройден в конце 80-х годов группой туристов из Алма-Аты под руководством Савосина Владимира. Категория трудности 2Б.

После прохождения перевала у нас возникли те же вопросы по поводу определения категории трудности, что и после прохождения перевала Обманчивый. Пер. Занавес является односторонним 2А. Мы прошли его на подъём. В нашем случае сложность технической работы выходит за рамки сложности перевалов 2А. Но для 2Б не хватает протяжённости определяющего участка. Поэтому я указываю сложность перевала 2А, оставляя вопрос открытым. Ведь если его указать в классификаторе 2А, то возможна ситуация, когда группа с опытом перевалов 1Б (у руководителя 2А) идёт горную тройку, включая в маршрут этот перевал на подъём. В этом случае у группы, во-первых, может просто не хватить снаряжения, необходимого для прохождения перевала, во-вторых, опыта технической работы на скальных участках.

День 13.
22 августа 2004 г.

1-я половина дня: пасмурно
2-я половина дня: пасмурно, дождь

Седловина пер. Занавес - р. Карасарык - левый приток р. Майтас.

10 км
- 1140 м +600 м
6 час

Сегодня необходимо спуститься с перевала в долину р. Карасарык, перейти в долину р. Майтас и разведать седловину перевала, находящегося в Аксуйском отроге.

С седловины спускаемся по пологому осыпному склону. На западе хорошо видны седловины в Аксуйском отроге (фото 43). Постепенно склон превращается в широкий распадок, приводящий к интересному объекту - огромным воротам в скальных выходах. Их можно обойти с лева по осыпи, но нам стало интересно пройти через них. Обходя справа скальные сбросы с ледяной коркой застывшего ручья, по крупной осыпи спускаемся между двумя стенами, образующими ворота. Через них снова выходим на осыпной склон. Место красивое и интересное (фото 44, 45).

Далее склон приводит к узкому кулуару. Спускаемся по нему. Уклон до 30°, на дне кулуара осыпь. В одном месте есть ступень 2 м, с которой спустились, передавая рюкзаки друг другу. В нижней части кулуара местами начинает появляться ручей. Вдоль него выходим к реке Карасарык. Спуск к реке с седловины занял 2,5 часа.

Долина реки широкая, по берегам много травянистых площадок, удобных для постановки лагеря. По правому берегу реки идёт старая тропа. По ней спускаемся к устью левого притока - р. Майтас. В 1 км от устья переходим Карасарык по камням на левый берег. Глубина реки здесь по колено. От места выхода к реке шли 1 час.

Затем по крупному курумнику переходим в долину р. Майтас. Сразу по камням перебираемся на левый берег реки. Берег травянистый, встречается арча и другой кустарник. На склоне левого берега видны фрагменты тропы, траверсирующей склон. Идём по ней вверх по долине реки. Внизу видим идеальное место для лагеря - красивое голубое озеро с ровным травянистым берегом и небольшими островками арчи. С сожалением проходим мимо, так как сегодня необходимо ещё успеть посмотреть седловины перевалов.

Примерно напротив озера (2 км от устья р. Майтас) начинается подъём вдоль ручья, левого притока р. Майтас, к перевалу. Склон осыпной 20° - 30° 400 м. После прохождения крутого участка склон выполаживается. С этого места становится видна скала со сколами и трещинами, напоминающая лицо человека. Видно «tглаз»t и «tрот»t. Эта скала является ориентиром для поиска перевала, который мы пройдём на следующий день.

Лагерь поставили на ровных площадках из мелкого щебня под седловиной. От места переправы через Карасарык шли 2,5 часа.

День 14.
23 августа 2004 г.

ясно

Левый приток р. Майтас - пер. Маска (1Б п\п) - р. Айдаусай - р. Болотистая.

9 км
+320 м -800 м +280 м
5,5 час

Сегодня нам предстоит сделать первопрохождение перевала, находящегося в Аксуйском отроге СЦХ между г. 3864,0 и г. 4012,0.

В маршрутной книжке заявлено прохождение единственного описанного в данном отроге перевала Сокол (2Б), который находится севернее г. 4012,0. От перевала Сокол отказались, так как, судя по карте километровке и согласно нашим наблюдениям, сделанным с западного склона перевала Занавес, рядом есть седловины, сложность прохождения которых не превышает 1Б. К тому же имеющаяся информация по пер. Сокол противоречива. В одних источниках сказано, что восточные склоны перевала выводят к левому притоку р. Майтас, в других описано, что группа спускается с перевала на лед. Тушинского. А ледник Тушинского выводит к ручью 2, левому притоку р. Карасарык. В такой ситуации более разумным и интересным является поиск нового простого перевала, ведущего из долины р. Майтас в долину р. Айдаусай.

Перевал Маска (3720 м 1Б).

Находится в Аксуйском отроге СЦХ между г. 3864,0 и г. 4012,0. Ледово-осыпной. Ориентация склонов восток - запад. Соединяет левый приток р. Майтас с первым правым притоком р. Айдаусай.

Между г. 3864,0 и г. 4012,0 находится небольшая вершина (далее по тексту будет называться Угловая), в районе которой Аксуйский отрог меняет направление с юг - север на юго-запад - северо-восток. От г. Угловая на северо-запад отходит короткий, не более 1 км, скальный гребень. С места стоянки у истока левого притока р. Майтас подъём на седловину идёт между г. Угловая (она слева по ходу движения) и скалой, похожей на лицо человека (справа по ходу), по широкому осыпному кулуару (фото 46). Осыпь мелкая и средняя, уклон около 30°. Вверху виден снежный карниз. От карниза спускается короткий язык льда 45° - 50°. Лёд обходится справа по ходу движения по сильно разрушенным скалам. По скалам подходим под самый карниз. Чтобы выйти наверх пришлось подрубить часть карниза.

Седловина перевала широкая, ледовая (фото 47). В случае необходимости можно поставить палатки. С неё видна на северо-востоке вершина 4012,0 и за ней седловина пер. Сокол 2Б. Тур сложили на камнях слева по ходу движения. С места стоянки на седловину вышли за 1,5 часа.

Перевал назвали Маска по характерной скале, находящейся на восточном склоне перевала.

Спуск в долину р. Айдаусай сначала по ледовому склону на северо-запад, параллельно скальному гребню, отходящему от г. Угловая. Гребень слева по ходу движения. В начале спуска на льду есть впадина, заполненная водой (фото 48). Обходим её справа. После неё уклон увеличивается до 30°. Идём в кошках, самостраховка ледорубами. Протяжённость крутого участка около 200 м (фото 49). Затем на льду пологий участок, по которому подходим к гребню, отходящему от г. Угловая. Здесь гребень низкий и больше похож на осыпной вал. Переходим через него на западный склон. По короткому участку сильно разрушенных скал заходим в широкий осыпной кулуар и по нему спускаемся к р. Айдаусай. Уклон в кулуаре 30° - 40°, осыпь средняя. Есть два места с уступами 2 - 3 метра, которые прошли без рюкзаков, передавая их друг другу (путь спуска по осыпям после перехода скального гребня показан на фото 50. Седловина перевала на снимке не видна). Спуск занял 2 часа.

Долина реки Айдаусай очень широкая, травянистая. Раньше активно использовалась как пастбища. Видны остатки старых троп.

Реку перешли по камням в 30 метрах ниже впадения левого притока - реки Болотистая. Затем поднимаемся вверх по долине Болотистой по левому берегу (фото 50). В трёх километрах от её устья видим правый её приток - р. Волчья (фото 51).

От устья р. Болотистая прошли 6 км и встали лагерем под седловиной перевала, находящегося в Айдаусайском отроге южнее г. 3813,0. Шли от устья 2 часа.

День 15.
24 августа 2004 г.

1-я половина дня: пасмурно
2-я половина дня: ясно

Долина р. Болотистая - пер. Медведица (1А п\п) - р. Аксу.

24 км
+450 м -1490 м
7 час

Согласно заявленному маршруту следующий перевал Ак-Эмель 2А, находящийся в Айдаусайском отроге. Но здесь сложилась та же ситуация, что и с перевалом Сокол. Ак-Эмель был заявлен как единственный известный перевал, ведущий из долины р. Болотистая в истоки р. Аксу. Нами был предположен при анализе маршрута в Талды-Коргане, а затем и пройден более простой и короткий путь перехода из одной долины в другую.

Перевал Медведица (3650 м 1А).

Находится в Айдаусайском отроге СЦХ южнее г. 3813,0. Осыпной. Соединяет верховья р. Болотистая с истоком р. Аксу. Ориентация склонов восток - запад.

С места стоянки, находящегося в 2 км к северу от окончания ледника, с которого вытекает р. Болотистая, видна осыпная седловина. Она находится среди разрушенных скал в 0,5 км южнее г. 3813,0.

Подъём идёт сначала по крупной и средней осыпи, уклон 20° - 25° (фото 52). Затем по мелкой осыпи и по песку, уклон 30°. Со склона перевала на юго-востоке видно окончание ледника и озеро, дающие начало реке Болотистая (фото 53). От берега Болотистой на седловину вышли за 1 час.

Седловина узкая в виде неглубокой наклонной щели в скальном гребне. Сложена крупными, по несколько метров в диаметре валунами. На одном из валунов сложили тур. Перевал назвали Медведица, так как при подъёме видели на песке свежие следы медведя с медвежонком, а на седловине в расщелине между крупными скальными блоками «берлогу», где они, видимо, ночевали.

С седловины открывается хороший вид на долину р. Аксу (фото 54). На юге виден ледник, дающий начало истокам реки. Ниже 4 озера голубого цвета.

Спуск с седловины до ближайшего озера занял 20 минут. Спускались по узкой полосе песка, тянущейся вниз среди осыпи из крупных камней.

После озера проходим 1 км по курумнику и выходим на траву. Пройдя ещё около трёх километров, находим старую тропу, которая постепенно становится всё лучше. Перевал Медведица из долины выглядит как неглубокое узкое понижение треугольной формы в хребте (фото 55).

Долина реки Аксу в верхнем течении очень широкая, травянистая, склоны в основном пологие, осыпные. Практически на всём протяжении, выше устья р. Акбулак, раньше пасли скот. Видели остатки брошенных загонов.

Идём по правому берегу по тропе. Тропа есть на обоих берегах, но по левому идти хуже, так как слева в Аксу впадает несколько довольно крупных ручьёв, которые пришлось бы переходить. Ближе к устью р. Акбулак на левом берегу стали появляться островки леса.

На карте показаны два моста через Аксу. Один в 4-х километрах выше устья р. Акбулак, другой сразу после его устья. Верхний мост оказался смыт. Нашли в двух километрах выше устья р. Акбулак три связанных между собой бревна, переброшенных через реку. По ним перешли на левый берег р. Аксу. Вброд здесь река не переходится. О наличии нижнего моста нам неизвестно.

Сразу после переправы встали на ночёвку у леса. От седловины пер. Медведица шли 6 часов. В лесу много грибов - маслята, рыжики, грузди.

День 16.
25 августа 2004 г.

ясно

Р. Аксу - р. Акбулак - р. Тастыбиень - р. Карабулак.

18 км
+1000 м
7 час

Дальше по нашему маршруту идёт самый известный и красивый район Джунгарии - бассейн реки Кора. Заявлено было два варианта захода в долину Коры. Основной через перевалы Макаревича (2А), Танюша (2Б) и Востоковедов (1Б). Но из-за нехватки времени мы прошли по запасному варианту через перевал Турклуба Альтаир (2Б).

От места стоянки нам необходимо за день подняться по долине р. Акбулак, перейти в долину р. Тастыбиень и подойти как можно ближе к перевалу Т\К Альтаир.

Сначала поднимаемся по лесу вверх по склону и находим тропу. По ней выходим из леса и плавно набираем высоту, двигаясь в сторону р. Акбулак по обширным горным пастбищам (фото 56). Общее направление движения - западное. Затем по тропе переходим три рукава реки Акбулак и при подходе к самому левому её притоку встречаем чабанов. Начиная со второго дня похода это первые люди, встретившиеся нам на маршруте (фото 57).

Пригласили нас на чай. Мы в свою очередь предложили им 20 м репшнура и полиэтиленовый тент. За это они устроили нам неплохой обед с их национальными блюдами. От них узнали, что в этом году всего две семьи пасут здесь скот и что чабанов вообще осталось мало. В долине Аксу уже несколько лет никого не было.

После стоянки чабанов поднимаемся вдоль левого притока р. Акбулак по таким же пастбищам и переходим пологий водораздел - Биенский отрог, за которым р. Тастыбиень. Здесь к нам подъехали на конях чабаны из другой семьи. Тоже приглашали в гости, но мы отказались.

До реки Тастыбиень дошли от места предыдущей ночёвки за 4,5 часа. Река течёт по ровному травянистому плато размером 2 \ 4 км. В северной части плато невысокие холмы со скальными выходами (фото 58).

Затем переходим водораздел в долину р. Карабулак. На юге сразу увидели седловину перевала Т\К Альтаир. Седловина почти правильной параболической формы (фото 59). По долине поднялись вверх до правого притока р. Карабулак и на пологом травянистом склоне поставили палатки. От места выхода в долину р. Тастыбиень шли 2,5 часа.

День 17.
26 августа 2004 г.

ясно

Долина р. Карабулак - пер. Турклуба Альтаир (2Б) - р. Южная - р. Кора.

12 км
+700 м -1060 м
7 час

Перевал Турклуба Альтаир (3860 м 2Б).

Сегодня нам предстоит пройти последний на нашем маршруте перевал Турклуба Альтаир. Перевал расположен в СЦХ и связывает лед. N 19 бассейна р. Орта - Биен с лед. N 279 бассейна р. Южная. Ледово-осыпной. Ориентация склонов северо-восток - юго-запад. Перевал назван участниками горной туристской экспедиции спортклуба МАИ, совершившими его первопрохождение летом 1980 года.

От места стоянки у правого притока р. Карабулак идём по травянистому, затем осыпному склону правого борта долины. При подходе к леднику по камням переходим на левый берег реки. К конечным моренам от места стоянки подошли за 1 час.

По крутой морене выходим на ледник ближе к левому его краю. Ледник открытый, трещин мало, все обходятся (фото 60). От ледника Аболина он отделён острым скальным гребнем и находится к западу от него. По леднику поднимаемся под перевальный взлёт. Подъём по морене и леднику занял 1,5 часа.

В начале перевального взлёта широкий бергшрунд, забитый рыхлым снегом (фото 61). Начиная с этого места первый участник движется с нижней страховкой, организованной при помощи ледобуров, остальные по перилам. Выше бергшрунда ледовый склон протяжённостью около 100 м. Крутизна подъема на первых 40 м - 40°, лед покрыт слоем 5 - 10 см рыхлого снега. Вторые 40 м имеют крутизну 45° - 50° и представляют собой участок натечного льда (фото 62). На последних 20 м склон выполаживается до 30°.

Седловина узкая, снежная. Тур на скальном выступе слева по ходу движения. В туре нашли записку группы туристов из Санкт-Петербурга (рук. Владимиров В. Б.) от 1991 года. Подъём всей группы по перевальному взлёту занял 2 часа. Спуск на юго-запад просматривается, проходит по крупной и средней осыпи, лежащей в узком, почти прямом кулуаре (фото 63). Уклон 30° - 40°. Кулуар камнеопасен.

После выхода из кулуара спускаемся по леднику (фото 64). Ледник открытый с трещинами. Проходим по правому краю ледника, периодически выходя на морену. Затем спускаемся к озеру, из которого вытекает р. Южная. К озеру с седловины спустились за 1 час.

Далее спуск идёт вдоль р. Южная по средней и мелкой осыпи. Идём правым берегом и заходим в кулуар. Спустившись по нему до скальных выходов выходим из кулуара на травянистый склон и по нему спускаемся на берег р. Кора. От озера шли 1,5 часа.

День 18.
27 августа 2004 г.

ясно

Устье р. Южная - р. Кора - вдп. Буркамбулак.

23 км
-720 м
6,5 час

Последний ходовой день. Сегодня необходимо по берегу р. Кора спуститься до палаточного лагеря, расположенного у водопада Буркамбулак.

По правому берегу Коры от устья р. Южная идёт тропа. Сначала она часто теряется, затем становится лучше и постепенно превращается в хорошую набитую тропу. Долина широкая, травянистая. По берегу реки растёт кустарник. Встречающиеся мелкие ручьи переходим по камням. В устье левого притока - реки Каскабулак - первые небольшие островки леса.

Примерно в полутора километрах ниже устья р. Касабулак, на правом берегу Коры начинаются прижимы. Раньше их можно было обойти по левому берегу, переходя реку по двум мостам, расположенным выше и ниже прижимов. Сейчас мостов нет. Тропа забирается вверх по склону, обходя прижим, затем спускается обратно к реке. Так несколько раз. До прижимов от р. Южная дошли за 3,5 часа. Прижимы прошли за 1,5 часа (их протяжённость около 2,5 км).

Почти сразу после прижимов начинается грунтовая дорога. По ней за 1,5 часа доходим до палаточного лагеря (фото 65). Здесь заканчивается активная часть маршрута.

Долина реки Кора действительно оказалась самым живописным местом на всём нашем маршруте. Широкая долина с лесом из тянь-шаньской ели. Отвесные стены с острыми пиками наверху, спускающиеся в долину. Водопад Буркамбулак один из самых красивых, которые я когда-либо видел (фото 66, 67).

В лагере нас ждала неприятность. Не было транспорта, на котором мы должны были выезжать. Точнее транспорт был, ГАЗ-66 абсолютно целый, но без капли бензина стоял на краю лагеря. Подвёл компаньон Сергея Рузанова. На следующий день мы должны быть в Талды-Коргане, а это почти 100 км от лагеря. Стали придумывать, как выйти из ситуации. Сергей с Олегом решили налегке сбегать до ближней пасеки, где живёт их знакомый и у него есть УАЗик. Это больше 25 км! Это после ходового дня!

Они сбегали. Утром УАЗик был в лагере. Да, в Талды-Коргане живут хорошие спасатели! Они действительно могут спасать, если это необходимо.

День 19.
28 августа 2004 г.

ясно

Вдп. Буркамбулак - р. Кора - г. Талды-Корган.

Утром на машине едем до пасеки. Проезжаем самые красивые места в Джунгарии. Водопад Буркамбулак, урочище Святой Камень. Надо было выделить на поход на два дня больше и пройти долину Коры пешком.

На пасеке пьём чай с мёдом. Пересаживаемся на ГАЗ-66, который ночью сюда пригнал друг Сергея. У этой машины не работает гидроусилитель руля. Сергею приходится тянуть руль двумя руками, чтобы успеть вписаться в поворот.

Прямо вдоль дороги растут яблони и сливы. Сказочное место, уезжать не хочется. Дорога проходит несколько километров по узкому глубокому ущелью, после которого горы расступаются, и начинается равнина.

Поход на этом, можно сказать, закончен. В Талды-Коргане Сергей с Олегом посадили нас на автобус до Новосибирска. И мы отправились домой, увозя массу впечатлений от интересного похода по новому для нас району.

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.

Общественное специальное снаряжение.

• Верёвка статическая 11 мм, длина 50 м - 2 шт.
  • Верёвка динамическая 11 мм, длина 30 м -1 шт.
  • Верёвка расходная 10 мм, длина 15 м - 1 шт.
  • Репшнур расходный 6 мм, длина 10 м - 1 шт.
  • Карабины - 15 шт.
  • Оттяжки - 5 шт.
  • Скальный молоток - 1 шт.
  • Скальные крючья в ассортименте - 20 шт.
  • Ледобуры - 12 шт.
  • Снежная лопата - 1 шт.

Общественное лагерное и вспомогательное снаряжение.

• Палатка на 4 места - 1 шт.
  • Палатка на 3 места - 1 шт.
  • Ножовка - 1 шт.
  • Горелка - 2 шт.
  • Набор общественной посуды - комплект.
  • Фотоаппарат - 3 шт.
  • Рация - 2 шт.
  • Ракетница с набором сигнальных патронов - 1 шт.
  • Аптечка - комплект.
  • Ремнабор - комплект.

Личное специальное снаряжение.

• Страховочная система с блокировкой и усами самостраховки - 1 шт.
  • Каска - 1 шт.
  • Страховочные рукавицы - 1 пара.
  • Карабины - 4 шт.
  • Зажим для подъёма по верёвке - 1 шт.
  • Спусковое устройство - 1 шт.
  • Репшнур для вязания схватывающего узла - 1 шт.
  • Кошки - 1 пара.
  • Ледоруб - 1 шт.
  • Солнцезащитные очки - 1 пара.

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут.

Наименование На 1 человека (кг) На группу в 6 человек (кг)
Продукты (всего \ в день) 14 \ 0,7 84 \ 4,2
Групповое снаряжение 6 36
Личное снаряжение 15 90
Всего: 35 210

Максимальная нагрузка на одного участника - 35 кг.

8. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

В ходе похода была реализована главная его идея - связать в одном маршруте два интересных, удалённых друг от друга района Северного Центрального хребта. Маршрут был пройден полностью с небольшими изменениями. Изменения маршрута обеспечили более рациональное его прохождение, по сравнению с заявленным.

Впечатления о районе только хорошие. Он не относится к технически сложным районам, но вся прелесть Джунгарии заключается в другом. В дикой, не тронутой цивилизацией природе, где на маршруте можно встретить следы снежного барса и медведя (а может и их самих), а следы человека найдёшь только на подходе к населёнке. В большом количестве нехоженых перевалов, непокорённых вершин. Даже на давно известном перевале ТК Альтаир до нас не было никого 13 лет. Долины рек не описаны. Переваливая в очередную долину, с трудом представляешь, что предстанет твоему взору. Здесь чувствуешь себя первопроходцем, открывающим новые земли.

Планировать протяжённые линейные маршруты в малоизвестных уголках Джунгарии сложно. В некоторых отрогах или нет известных перевалов совсем, или, в лучшем случае, описан один. В подобных ситуациях группа должна иметь хороший запас времени, снаряжения, опыта. При планировании маршрута я явно просчитался со временем. Из графика в основном выбивались при прохождении длинных выматывающих морен и осыпей.