Автор: Андрей Сироткин, г. Кострома

2.4 Изменения в маршруте и их причины

2.5 График движения
2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6.1 Пер. Цаннер Нижний (2А)
2.6.2 Вершина Гестола 4860 м
2.6.3 Пер. Ортокара Вост. (3А)
2.6.4 Пер. Чат (3А)
2.6.5 Пер. Семёновского (2А)
2.6.6 Пер. Тютю Зап. (2А)
2.6.7 Пер. Украина (Яман) (2Б)
2.6.8 Пер. Джантуган Вост. (2Б)
2.6.9 Пер. Ирик-Чат, в. Эльбрус

3 Выводы

2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута (продолжение).

2.6.4. Перевал Чат (3А), 3950 м, снежно-осыпной.

Местоположение: Северный отрог ГКХ, хребет Бодорку
Описываемый участок: от а/л Безенги: турбаза Чегем – турбаза Башиль
Протяженность: 26,6 км
Перепад высот: подъем – 1850 м
спуск – 1750 м

Подход к перевалу Чат

Ледопад на пути к пер. Чат
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры Ходовое время Перепад высот, м
1 От турбазы Чегем по правому берегу реки Кулак идёт маркированная тропа. У нарзанных источников пограничники требуют регистрации группы на заставе. Тропа приводит к лед. Кулак. По языку ледника, одев кошки (страховка не требуется), переходим на левый берег. Если планировать ночлег под лед. Юж. Чат необходимо двигаться в карман левобережной морены прорезанный рекой Чат, так вы выйдите к стоянкам у озера. Мы поднялись выше на гребень морены, который приводит к языку ледника Юж. Чат на 200 м. выше озера. 4 часа 2100
2 На ледник заходится левым бортом (ор). Кулуар более прост, но простреливается камнями, поэтому вешаем 30 метров перил по льду рядом с кулуаром. Этот участок является самым сложным при подъёме. Далее проходим по пологому леднику, приходится связываться, есть трещины. Нунатак обходим справа по ходу после чего на леднике видны два скальных выступа. Их можно не обходить слева, а подняться по леднику правее. Это самый короткий выход на перевал. Тур находиться в нижней точке перевальной седловины, правее и на камнях находятся две благоустроенные площадки. 6 часов 2700
3 Первая часть спуска просматривается с перевала, это ровный ледник 350 метров с уклоном 35-40°, бергшрунды закрыты снегом, проходим этот участок в связках. 1 час 3950
4 Ледопад проходим левым краем, этот вариант прост но камнеопасен. Ранний выход и наличие снега позволили безопасно его пройти чередуя перильную и попеременную страховку. Выход на пологий ледник осуществляем по центру предварительно преодолев зону сераков, продольных и поперечных трещин. 4 часа 3650
5 Спуск в долину реки Башиль идёт по гребню правобережной морены. Тропа правого берега приводит к «чертову» мосту, он теперь широкий и надёжный. Перейдя р. Башиль, спускаемся к погранзаставе, где вас попросят предъявить пропуск. 1,5 часа 3100

2.6.5. Перевал Семёновского (2А), 3850 м, снежно-ледовый.

Местоположение: хребет Адырсу – северо-западный отрог ГКХ
Описываемый участок:

т/б Башиль – лед. Тютю

Протяженность: 17,5 км
Перепад высот: подъем – 1650 м
спуск – 700 м

График движения группы близок к идеальному (помогла погода и состояние склонов). Медленный спуск с пер. Вост. Чюрлёниса объясняется ухудшением погоды и недостаточной акклиматизацией участников которая сказалась на второй день восхождения.

Вид на перевал Семеновского с ледника Джайлык

Путь спуска с перевала Семеновского
1 От т/б Башиль тропа правым берегом (ор) сначала преодолевает крутой 200-метровый взлёт покрытый лесом, после пологая долина приводит к конечной морене лед Джайлык. В левой стороне этой морены, чуть ниже языка ледника, расположено большое озеро, прекрасное место для стоянок. 2,5 часа 2200
2 На ледник лучше выходить левым по ходу бортом, при этом открывается вид на цирк пер. Семёновского и никакой страховки не требуется. На пологой части пересекаем ледник слева направо и 200 метров крупной и крутой морены выводят в цирк перевала. Площадок мы не нашли, стояли на льду. Из цирка виден весь перевальный взлёт. Он осыпной, 250-300 метров , крутизна до 40 градусов. При подъёме страховки не требуется. 4 часа 10 мин. 2600
3 Прямо от тура можно спуститься дюльфером 35-40 метров по скальной стенке (имеются спусковые петли и крючья), но окончание его не видно поэтому мы траверсировали склон вправо 20 метров (перила) и после 1 веревка перил вниз. Много живых камней и есть участки натечного льда. По осыпи 50 метров до ледника находящемуся слева. Классический путь проходит правее, но т.к. мы шли к пер. Джайлык решили сократить путь. 5-6 веревок льда с попеременной страховкой 40-45 градусов. 1 час 40 мин. 3850
4 После прохождения закрытого бергшрунда траверсируем ледник 350-400 метров с сторону вер. Тютю, двигаясь с одновременной страховкой.
40 мин.

2.6.6. Перевал Тютю Зап. (2А), 3900 м, снежный.

Местоположение: хребет Адырсу лед. Тютю – лед.
Описываемый участок: лед. Тютю – а/л Уллутау
Протяженность: 15 км
Перепад высот: подъем – 950 м
спуск – 1950 м

Подъём на перевал прост в ориентировании и технически не сложен, но очень опасен камнепадом. Спуск наоборот не опасен, но требует технической подготовки и опыта ориентирования в ледопадах.

Вид на пер. Тю-Тю Зап. с пер. Семеновского
1 От подножия перевального взлёта пер. Джайлык спускаемся 500 метров левым краем ледника Тютю. Ледник открытый, встречаются трещины, проходим без страховки. Для выхода на классический маршрут подъёма необходимо обойти северный контрфорс хребта и выйти на западный приток ледника. Решаем этого не делать, поднимаемся на контрфорс с центрального ледника, тем самым значительно сокращаем путь. Подъём представляет собой скалы средней сложности с осыпными полками и снежно-ледовым камином. Одна верёвка перил, три верёвки попеременной страховки. При выходе на западную ветвь ледника 40 метров льда 35 градусов. 1 час 30 мин. 3100
2 При движении по пологому, закрытому леднику прямо по курсу открывается явно выраженная седловина, не обнадёживайтесь, это не перевал Тютю Зап. Для выхода на Тютю необходимо повернуть влево и поднимаясь в связках по леднику двигаться 600 метров вдоль гребня в сторону вер. Тютю. Крутизна участка от 25 до 45 градусов встречаются трещины, страховка обязательна. Сам выход на гребень простой, и выйти можно несколькими вариантами. Мы это сделали при первой возможности между двумя пирамидальными жандармами. 2 часа 40 мин. 3450
3 Вариантов спуска три это видно было по следам. Первый по гребню через перевал, который мы увидели при подъёме, второй по маршруту спуска с вершины (он правее нашего на 200- 250 метров ) и третий прямо по линии падения в цирк. Нами выбран третий вариант как самый короткий. 400 метров ледового склона с максимальной крутизной 50 градусов. Раскисший снег позволил пройти участок с одновременной страховкой. После спуска в цирк маршрут проходит правым бортом ледника, на конечной морене которого расположены хорошие стоянки. К реке Юном-су проходим 900 метров крупной осыпи заканчивающейся травянистыми склонами. 3 часа 30 мин. 3900
4 По хорошей тропе сбегаем к реке Адыр-су и по дороге поднимаемся в а/л Улутау. В лагере можно пользоваться всеми услугами за отдельную плату. Стоянки возле лагеря тоже платные, но для туристов переночевать одну ночь возможно без ущерба кошельку. 40 мин. 2700

2.6.7. Перевал Украина (Яман) (2Б), 3660 м , снежно-ледовый.

Местоположение: ГКХ, лед. Адырсу – лед. Лекзыр
Описываемый участок: а/л Уллутау – лед. Лекзыр
Протяженность: 12 км
Перепад высот: подъем – 1610 м
спуск – 350 м
1 Подъём под перевал совпадает с маршрутом на пер. Гумачи. У погранзаставы выше а/л Улkутау есть мост через р. Адырсу. От переправы на север идет крутая тропа по травянистым склонам отрога с вершины Чотчат Юж. Перевалив через гребень отрога тропа, траверсируя, выводит на гребень левобережной морены. По гребню обходятся две нижние ступени ледопада. При выходе на ледник имеются площадки для палаток. Во время дождей стоянки камнеопасны и безопасней останавливаться на пологой части ледника. 4,5 часа 1900
2 Поднимаемся по левому краю ледника, преодолевая некрутой взлет подходим к ровному пологому леднику. Отсюда строго на юг видна седловина пер. Украина, а справа перевальный взлёт пер. Гумачи со скальным выступом который разделяет ледник. В 2002 году мы здесь ходили, ледник сильно изменился. Из цирка движемся на юг. Первый ледовый взлет 250 метров с поперечными трещинами в верхней части (имеются мосты), крутизна 30-40 градусов, страховка одновременная и попеременная. После этого путь на пер. Гумачи уходит в право, а нам предстояло найти проход в зоне больших трещин. Этот участок более пологий, но требует постоянной страховки из-за трещин. В верхнем цирке бивуак можно расположить на пологом льду. От места максимального выполаживания до перевального взлёта 15 мин. Он представляет собой большой бергшрунд с вертикальной стенкой 2,5 метра и 30 метрового участка льда крутизной 55 градусов. На перевале имеется несколько площадок под палатки. 4 часа 40 мин. 2600
3 Спуск на верхнее плато центральной ветви лед. Лекзыр просматривается с перевала, это 300 метровый ледовый кулуар расширяющийся внизу. Страховка в верхней части попеременная в средней и нижней части одновременная. При выходе на плато бергшрунд забит снегом. - -

2.6.8. Перевал Джантуган Вост. (2Б), 3480 м, снежно-ледовый.

Местоположение: ГКХ, лед Лекзыр – лед. Джанкуат
Описываемый участок: плато лед. Лекзыр – а/л Джантуган
Протяженность: 14 км
Перепад высот: подъем – 280 м
спуск – 1280 м
2 При спуске сразу забираем влево вдоль трещин ледника в сторону пер. Гумачи. 300 траверса приводят к мосту через бергшрунд, навесив 1 верёвку перил меняем направление на северо-запад, ледник при этом выполаживается. Движемся в связках. В этом месте спуск совпадает с маршрутом спуска с пер. Гумачи. Выход с ледника на левобережную морену 300 метров не доходя языка ледника Джанкуат. 1,5 часа -
3 Спустившись по морене 150 метров выходим на тропу и спустя 500 метров приходим на Зелёную гостиницу. До а/л Джантуган ведёт хорошая тропа. 1,5 часа -

2.6.9. Перевал Ирик-Чат, в. Эльбрус.

Местоположение: восточный склон в. Эльбрус
Описываемый участок: пос. Эльбрус – приют Одиннадцати
Протяженность: -
Перепад высот: подъем – 4000 м
спуск – 1500 м

Подробное техническое описание этого участка представлять не имеет смысла, т.к. маршрут часто посещается туристами и альпинистами и информация по нему в избытке. Даю данные по графику движения группы и свои рекомендации по его прохождению.

Пос. Эльбрус – нарзанные источники.
В месте выхода с посёлка имеются магазины где возможно закупка продуктов, здесь можно заказать транспорт на обратную дорогу. Нарзанные источники часто посещаемое место, а кол-во мест под палатки ограничено.

30 мин. 1600
1900
2 Нарзанные источники – стоянки перед слиянием рек Ирик и Ирик-Чат. Прекрасная тропа, прекрасный лес. Прохождение – сплошное наслаждение. Идеальное место для стоянок, имеется навес, очаг, стол и даже туалет. Рекомендую планировать здесь ночёвку. 1 час 40 мин. 1900

Слияние рек – пер. Ирик-Чат.
По всему маршруту движения имеются стоянки. Перевал продувается и имеющиеся стенки не обеспечат полноценный отдых. Весной и зимой обычно на перевал не поднимаются, а идут по закрытому леднику. Летом удобней пройти через перевал минуя трещины не леднике. Перед перевальным взлётом тоже есть площадки но они находятся в камнеопасном месте.

5 часов 2100

Пер. Ирик – Вер. Эльбрус В.
При выходе на ледник (20 мин. от перевала) при условии плохой видимости идти к лавовому потоку на стоянки 4200 по азимуту 270, т.е. строго на запад и в связках. Выше 4200 встречаются маленькие и незащищенные площадки. Восхождение проходило при видимости от 2 до 20 метров, поэтому ориентиры указать не можем.

9,5 часов 3550
5 Спуск к Приюту Одиннадцати. 3 часа 5628

3. Выводы.

• Выбранный маршрут полностью соответствует целям похода.
  • Участники группы приобрели и закрепили необходимые навыки для прохождения горных туристских маршрутов 5 к.с.
  • Все перевалы пройдены костромичами впервые, что значительно расширило знания района центрального Кавказа.
  • Совершён один из самых продолжительных походов, включающий 24 ходовых дня.
  • За последние 15 лет это третья горная пятёрка, причем предыдущая линейная пятёрка была в 1991 году.
  • Костромичами были впервые испытаны сублимированные мясные продукты, заменившие нам консервы. Сублимированное мясо фирмы Gala-Gala получило положительные отзывы.

отчёт

По этим перевалам трудно написать хороший отчёт. Всё уже многократно истоптано, описано и сфотографировано. Что-то новое сообщить трудно. Наверное, потому и отчёт столь лаконичен. И всё равно, места красивые, ходить приятно. Поздравляю костромичей с удачным походом!

Горная пятерка

Хороший отчет, хороший поход.