Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Дедешко Борис
Фото: Шарипова С. и Дуров Г.

Попытка восхождения на 5-ю башню пика Корона

В рамках открытого зимнего чемпионата Киргизии по альпинизму, мы запланировали сходить в Ала-Арче маршрут Балезина 6А кат. сложности на 5-ю башню пика Корона. Выехали из Алматы ночью, в 3-30. В 8 утра приехали в альп. лагерь Ала-Арча. Тактический план был такой: Света и Денис берут необходимое снаряжение для начала обработки и выдвигаются под маршрут, ставят лагерь, а на следующий день начинают работать. Гена и я делаем две грузовые ходки до хижины Рацека и ночуем там. На следующий день мы делаем ещё две грузовые ходки уже под маршрут, ночуем. Утром меняем двойку Урубко – Шарипова, и продолжаем работать на маршруте.

Мы – это команда ЦСКА Казахстана. Капитан – Денис Урубко. Участники: Светлана Шарипова, Геннадий Дуров и Борис Дедешко. Договорившись о парковке, чтобы не оставлять машину без присмотра на несколько дней, мы вытащили из багажника рюкзаки, выложили снаряжение, продукты и начали упаковывать.
В результате всё, что предназначалось перенести за две ходки, было распределено между участниками восхождения. Рюкзаки получились не просто тяжёленными, а неподъемными, но так не придётся возвращаться за грузом и разделять команду. Взвалив на плечи свой скарб, потихоньку вышли наверх. По дороге приходилось делать больше остановок, чем обычно. Да и времени на подъём до хижины Рацека потребовалось в два раза больше.

В хижине встретили Сан Саныча Агафонова. Он сказал, что на маршруте Балезина, который мы собирались пройти, работают ребята из Киргизии, наши постоянные соперники в Зимних чемпионатах г.Алматы: Сергей Селивёрстов, Семён Дворниченко и Миша Даничкин. Работать на маршруте под другой командой совсем небезопасно. Мы остановились передохнуть и обсудить создавшееся положение. В самом разгаре рассмотрения вариантов прохождения других маршрутов в хижину вернулся Андрей Пучинин. Он совершил скоростной подъём на пик Учитель, в качестве подготовки к предстоящему троеборью. У Андрея была рация для связи с группой на Короне – ребятам оставалось доработать две верёвки до вершины. Это означало, что маршрут свободен – можно подниматься и работать на нём. Взвалив на плечи свои, как нам показалось, потяжелевшие рюкзаки, мы выдвинулись на Короновскую хижину. Добрались на нее ещё засветло. Поужинав, легли спать.
Около часа ночи вернулись с восхождения Сергей, Семён и Михаил – уставшие, но очень довольные. Ещё бы. Это их первая 6-ка, к тому же пройденная самостоятельно, без более опытного наставника. Есть чем гордиться, молодцы! Мы напоили их чаем и поздравили с горой, а Семёна и Сергея – еще и с выполнением норматива Кандидатов в Мастера Спорта по альпинизму! Теперь им оставалось забрать оставленное на полке снаряжение и палатку.
Первыми в это утро выходили Сан Саныч Агафонов с клиентом на пик Свободной Кореи по маршруту Барбера 5Б кат. У них выход в 6, поэтому, чтобы не мешать друг другу при сборах, мы планируем в 6 подъём, в 8 выход. Утром всё по графику. За годы тренировок и восхождений, бивуачная техника оттачивается до совершенства. Поели, попили чай, упаковались и вышли минута в минуту. Погода портится. Порывы ветра значительно усилились. Но мы, полные сил и энергии, настроенные решительно, достаточно быстро подошли под маршрут. Начали одевать беседки, готовить верёвки и снаряжение. Прекратив движение, стали подмерзать. Решили облачится в пуховки уже здесь. Внезапно налетел сильнейший порыв ветра, у Дениса из рук вырвало куртку, и она унеслась вниз. Ден побежал за ней, но ветер, как бы играя, не позволял сократить разделявшее их расстояние. Так и удалялись они от нас, превращаясь в точки. В итоге мы потеряли их из виду. Из-за облаков снежной пыли, поднимаемых ветром, видимость сильно ухудшилась. Очередной порыв сорвал с полки палатку наших предшественников, и она полетела с высоты мимо нас, распыляя по леднику своё содержимое. Через считанные секунды, независимо друг от друга, параллельно двигались: палатка, два спальника и два каримата, но и они вскоре растворились в непогоде. Продукты разлетелись в разные стороны. Некоторые из них удалось подобрать. Но многое притаилось за камушками, в расщелинах и трещинах ледника.
Гена и я начали обработку маршрута. Две верёвки по льду, одна по скалам – и мы на полке. Часть железа и пара газовых баллонов выпала из палатки и лежала здесь. Хоть что-то осталось. Наконец, поднялся Ден и рассказал о своих приключениях.
Мужикам сильно повезло, что куртка полетела первой. Поймав её, Денис увидел шоу летающих лагерей, и не смог остаться безучастным. Не задумываясь об экономии сил перед сложным восхождением, он носился по леднику, пытаясь спасти остатки чужого снаряжения. Удалось поймать палатку и два спальных мешка, догнав их аж под пиком Свободной Кореи. Кариматы, как расправленные паруса в шторм, с огромной скоростью унеслись в даль, в сторону пика Бокс. Закопав пойманное в снег, чтобы ветром не сдуло, но так, чтобы вещи можно было найти, он вернулся. Работать.
Мы с Геной начали спуск, чтобы получше отдохнуть, а завтра пораньше вернуться и продолжить начатое сегодня Деном и Светой. С пустыми рюкзаками путь назад был лёгок и быстр. В этот раз я занялся приготовлением обеда. Чаше всего еду готовит Света. Когда она с нами, конечно, а это почти всегда.
Вернулись с маршрута Барбера на пик Свободной Кореи Сан Саныч с клиентом из Риги. Прошли 5 верёвок. Непогода, состояние склона и не высокая скорость подъёма – основные причины принятия решения – вниз. Послезавтра уже самолёт домой. Ещё два альпиниста из Риги – Олег и Света, спустились в хижину, пройдя давеча маршрут Лоу 5А тоже на Корею, и заночевав на перемычке. На Короновских ночевках стало многолюдно. Но вот все они собрались и начали спускаться на Рацека. Пришли Миша, Сергей и Семён. Сергей был очень рад, что из палатки не вылетели ключи от его машины, на которой друзья поднялись в альп. лагерь. Но вместе с этим и расстроен сильно. Было потеряно много снаряжения, которое не удалось найти. И новый спальник ТОП-15, использованный всего два раза, порвался и потерял какое-то количество пуха. Так что совет всем: очень надёжно закрепляйте палатки. Если уходите надолго, лучше снимите стойки и придавите тент камнями.
Ребята тоже быстро собрались и ушли вниз, оставив часть снаряжения, чтобы забрать позже. Им предстояло ещё хорошо отдохнуть. Ведь в субботу они планировали выступать в троеборье. После 6-ки – и на соревнования! Монстры! Но все равно, они очень удивлялись, как это мы смогли затащить за один раз столько снаряги, да ещё сразу на Короновские. Куча скального и ледового железа, две палатки, девять верёвок и т.д. Им помогали забрасывать снаряжение для шестёрки ещё три спортсмена из их секции. Вообще, удивлялись все, кто нас видел с грузом. Народ говорил – это же надо так нагрузиться – рюкзаки по 35-37 кг!
В хижине остался, кроме нас, только Алексей Потоцкий. Он опытный альпинист и горный гид. Живёт здесь уже целую неделю, ожидая прибытия своих друзей, чтобы продолжить восхождение на Корею по маршруту Семилеткина. Он оттащил туда платформу, кучу снаряжения и даже что-то обработать успел, а они всё не поднимаются. Хотя обещали 9-го, а уже 12-е заканчивается.
Вернулись Света с Деном. Им удалось обработать 20 метров стены. Все зацепы забило снегом. На такой сложной стене лезть в перчатках и в кошках не получается. Без перчаток в снег, мороз, да ещё на таком ветру – руки быстро замерзают. Становиться на ИТО в этот день уже смысла не было. Они вернулись, чтобы отдохнуть перед завтрашним трудным днём. Я покормил их обедом, и мы легли спать.
А ночью начался снег. Шел практически всю ночь. Утром, сильно огорчившись, но всё же надеясь на лучшее, решили выйти на маршрут. 5-я башня Короны находится в так называемом «Медвежьем углу», и её не видно из хижины. Когда мы дошли до поворота, нашим взорам открылась занесённая снегом стена.

Невозможно описать словами то, что происходило в наших душах. Смятение, уныние, досада, обида, злость, раздражение пытались дать там свои всходы, но не тут то было. Ни у кого не дрогнул ни один мускул на лице, а лишь огонёк в глазах несколько потускнел. Пришлось менять планы. Такие стены в снег не ходят. Точнее не ходят быстро. Можно было проитэошить весь маршрут, но потребовалось бы в 2-3 раза больше времени, газа и продуктов, чем нам было отпущено обстоятельствами. А нам, для победы в чемпионате, необходимо пройти маршрут быстрее соперников. Удача в этот раз улыбнулась им, подарив окно нормальной погоды. Видимо, не зря говорят: «Дома и стены греют». Обсудив возможные варианты, было принято решение на следующий день идти на Корею – по маршруту Барбера 5Б, что тоже было совсем не просто. Ведь вчера его не прошел Сан Саныч – Мастер с Большой Буквы. Правда, он не ставил себе задачу – «в любом случае». На Корону решили попытаться сходить через неделю, поймав очередное окно хорошей погоды
Мы разделились на две группы. Ден и Света пошли под маршрут Балезина забрать необходимое снаряжение, заброшенное вчера. А мы с Геной вернулись в хижину, взяли ледовое снаряжение, и пошли обрабатывать начало маршрута Барбера. Первым работал Гена. В этот день провесили две верёвки: бергшрундт, ещё одну вверх по льду и начали спуск. Около 2-х часов пришли в хижину – как раз к обеду, только что приготовленному Светой. Решили включить в команду Лёшу. Он очень обрадовался этому. Глаза загорелись, жизнь наполнилась смыслом. Просидеть в ожидании десять дней на 3800, и ни куда не сходить – невыносимая мука для альпиниста. После обеда, сытые и довольные, воодушевлённые новой целью, все дружно точили кошки, фифы и койла, правили буры, ремонтировали верхонки, подгоняли снаряжение.

Пришли те, кого так долго ждал Лёша. Ещё два часа назад он был готов разорвать их на части. Но теперь избавил нас от малоприятного присутствия при выяснении отношений.
Спать легли пораньше. Не очень комфортно было ввосьмером на верхних нарах, но уйти под нары желающих не нашлось.
Подъём 1-30. Выход 3-30. Первые несколько верёвок в полной темноте. Первым работает Ден. Гена на страховке.

Потом Лёша и Света подносят верёвки, передают наверх ледобуры, я иду последним, разбираю станции. У Дена две фифы и два ударных. Он использует их поочередно, в зависимости от состояния льда. Идёт уверенно, на всю длину верёвки вкручивает один промежуточный бур, на котором потом Гена вяжет стремя для увеличения скорости работы всей команды. Работаем слаженно и чётко. Никаких лишних слов. Только короткие команды. Страховка готова. Самостраховка. Перила готовы. Перила свободны. Понял. И так все 16 верёвок льда. Они у нас по 50 и 60 метров. На последней верёвке, перед выходом на перемычку, становится круче. Денис делает три промежуточных точки. В 12 часов выход на перемычку. Проходим острое ледовое лезвие перемычки и двигаемся далее.

Три верёвки скал. В хорошую погоду – «беговуха», в снегопад становится совсем не простым участком, прилично притормаживая скорость передвижения.
Наконец, долгожданная вершина! Тоже с ледовым ножом. Если после выхода на скалы снимите кошки – возьмите их с собой. Без кошек до самой вершины можно добраться только сев верхом на ледовый нож, и передвигаться вперёд эротично протирая штаны. Традиционное фото.

К сожалению, погода не позволяла полюбоваться великолепным видом с вершины. Тут уместно привести лирическое отступление Светы Шариповой о погоде.
«Сначала было просто холодно, потому что ночь (мы вышли в 3-30) и нет солнца. Мы были полны энтузиазма и сил, ждали рассвета и радовались первым солнечным лучам, красиво осветившим снежные вершины. Но теплей не становилось. Когда мы набрали высоту, появился ветер, который срывал снег с близлежащих склонов и с силой швырял нам в лица – единственные открытые участки тела. К обеду погода совсем испортилась. Небо стало серым, ветер усилился, температура продолжала падать. На вершину вылезли абсолютно окоченевшие, очень быстро сфотографировались, и вниз. Пошел снег, и на каждой станции нас присыпало лавинками. Иногда приходилось не дышать, чтобы не наполнять лёгкие снежной пылью от полностью накрывшего нас снежно-пылевого облака. Снег проникал всюду, создавая дополнительный дискомфорт и холод. Накладываясь на усталость, настроения он не поднимал. Острые ледяные иглы снега как наждачкой протерли лица, опухоль и краснота потом держались дня два».
Теперь быстрее вниз. Спуск по пути подъёма. Сначала по скалам – там станции с петлями. В верхней части маршрута вообще много старых верёвок. Может быть, рано или поздно, наши альпинисты научаться уносить их все с собой вниз. Снова перемычка. Теперь я начинаю работать первым. Ухожу вниз на пятидесятке. Вкручиваю два бура, блокирую. Ко мне приезжают Ден и Света. Я ухожу вниз. Далее спускается Гена, потом Лёша, сделав самовыкрут. Я к этому времени успеваю сделать ещё одну станцию. И так до самого низа. Только в одном месте на траверсе, для спуска используем петлю вокруг балды. Вниз получается 17 дюльферов.

Уже в темноте заходим в хижину. Немного уставшие, но счастливые. Этим восхождением мы завоёвываем второе место на открытом чемпионате Бишкека по альпинизму, на этот раз проиграв нашим постоянным соперникам из Киргизии в зимних чемпионатах Алматы. С чем их и поздравляем!