Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Игорь Краснов, Казань

Водники, горники и прочие или недетский поход

Ссылки по теме на Mountain.RU:

Три ”банана-ласси”, или Непал 2006.
Путешествие в Африку.

На пер. Молодежный
Ходили мы в августе 2007 года по Северному Тянь-Шаню компанией из шести человек. Впервые за последние полтора десятка лет критерием отбора в группу был не опыт, а желание пойти в горы, вернее, желание успеть показать горы своим неожиданно ставшим взрослыми детям, пока те сами, махнув на пустые родительские обещания, не ушли самостоятельно. Думается, многим знакомо чувство неловкости за так и нереализованные планы собрать детей и хорошей компанией прогуляться по красивым горам, понаставничать, показать им, что кое-что знаешь, и даже можешь кое-чему научить.

Очень жаль, но по разным причинам, чаще всего уважительным, планы эти имеют свойство раз за разом переноситься на следующий год. Сама идея похода становится нарицательной, удобным способом для детей подколоть родителей в тех случаях, когда не хочется давать конкретный ответ на вопрос: "Когда?". "А после дождичка в четверг!" или "А вот когда в поход сходим!" Нам повезло. Нашелся опытный турист-горник из числа друзей, согласившийся прогулять детей по горам, влюбленный в Северный Тянь-Шань, хорошо знающий его.

На пер. Туюксу
Одно огорчало, он не любил родителей чужих детей и на дух не переносил их в своей группе. Справедливо полагая, что отсутствие оных заставит молодежь мобилизоваться, собраться, отвлечься от ненужных в трудные минуты соплей и слез, он решительно отказал ближайшим родственникам даже в надежде. И то правда - у детей должен быть один отец! Так появились взрослые отказники, которые, подобно изгнанным из прайда выросшим львам, вынуждены были группироваться в свою стаю. Чтобы выжить. Вот из числа таких непристроенных и сформировалась наша компания. А уже потом появилась легенда, что главным было все-таки желание в горы сходить, посмотреть на новый горный район, по недосмотру оставшийся в стороне от проторенных нами дорог.

Как говорилось, было нас шестеро: помимо автора – это Дима, Ильсур, Света, Юля и Глеб. Юля и Глеб влились в группу последними. От пожертвований - вступительного взноса детьми - в общее дело они были освобождены. Молодые еще, бездетные, еще только думают, как это здорово и нехлопотно иметь троих-четверых детей, возить их по лесам, песенным фестивалям, походам, наконец. Остальные это уже знают. Детей, конечно, у нас у всех поменьше, но мы ведь их заводили так, из голого интереса, а Глебу-то с Юлей за них уже деньги платить будут. Им, конечно же, будет полегче!

Вот так надо ходить с детьми!
Ильсур, правда, своего сына не взял, на всякий случай заменил его на племянника. И то правда, мало ли что. И на душе спокойней, можно сосредоточиться собственно на горах, на своих ощущениях. Тем более, что в такие высокие горы попал впервые. Так что только успевай запоминать, копить впечатления. Посмотреть есть что.
Дима сына тоже вдруг оставил дома. Хотя клялся и божился, что очень хотел взять. Дескать, температура поднялась почти до 40 градусов. И это по Цельсию! Мы все очень переживали и успокоились только тогда, когда узнали, что температура спала через пару часов (ну может и дольше продержалась) после нашего отъезда и ребенок благополучно улетел с благоразумной мамой в Турцию грустить по поводу пропущенного сезона и т.д.

Крайней, как всегда, осталась женщина. Света по-честному отдала в поход в чужие руки свою самую настоящую дочь, о чем украдкой, а иногда и не очень, сожалела. Обидно чувствовать себя обманутой. Трудно было оставаться спокойной, когда угрозы, мнимые и действительные, с пугающим постоянством возникали почти на каждом шагу. Их действительно как-то уж слишком набралось на один поход. Тут и бурные горные реки, и морщины на ледниках, и дожди с грозами, не говоря уж о хроническом бардаке на моренных отложениях и осыпях. Образ дочери, с распростертыми к матери руками , с немым вопросом в блестящих от слез глазах: "Как ты могла, мама?", не давали ей покоя даже днем. Что творилось ночью, одному богу известно. Душевные муки , переживания за дочь вкупе с неустроенным бытом отняли порядком физических сил. Зато они же придавали ей упрямство, подгоняли к заветному финишу, заставляли приносить себя и рюкзак к месту очередного бивака. Встреча с ребенком становилась ближе на один день! Те, кто смухлевал с детьми, глядя на эти муки, только укреплялись в правильности содеянного.

Подходы к пер. МЮД
По туристскому происхождению Дима и Ильсур –водники. Так они нам сказали. Судя по неуемному желанию лезть в воду, бродить все подряд и, по возможности, вдоль, так оно и есть. Нам, воспитанным в уважении к скрытой угрозе, силе горных рек, выросшим в атмосфере культа сухих ног, это казалось странным, если не сказать больше. Они не боялись воды, их рюкзаки, подобно подводной лодке, состояли из независимых отсеков, называемых "непромоками" или "непромойками", для них дождь не значил ровным счетом ничего. Какая разница - дождь идет или светит солнце? Шоу состоится в любую погоду! На каждый случай на свет появлялась соответствующая экипировка из соответствующего отсека. Это добавляло веса их рюкзакам, но зато появлялась возможность не обращать внимание на погоду вообще и ходить от восхода до заката.

Это желание было, к их большому удовольствию, реализовано сполна. Ходили много, по двенадцать часов в сутки, зато, к сожалению, бродили мало. Ну ничего, найдут свое счастье на Таймыре, куда они уже ходили в длительные автономные походы. Там и день подлиньше, пусть весь день и ходят. Оттуда появилась привычка есть все, что зеленеет или просто растет, доедать все, что неосторожно выпадает у зазевавшегося товарища изо рта или кармана. Оттуда это чертовски приятное для всех нас желание устраивать романтические вечера при свечах с извлечением на свет всякой вкусности, взятой сверх раскладки, из "лички". Северá, видимо, делают людей бóльшими романтиками, чем горы. И при всем при этом убеждены, что если плохо идешь - значит подводишь партнера. Чего притащился-то, если ходить не можешь? Предъявляют друг другу повышенные требования, и требования эти, к слову, справедливы для их экстремальных походов.

Моренное озеро под пер. МЮД
Глеб и Юля - горники. Ходили в "тройку" на Кавказе. Думается - это не предел. В противоположность этим двум, о которых так незаслуженно много уже было сказано выше, коллективизм ставят выше собственного "Я". Слабого надо не бранить, а помочь, разгрузить, дать шанс втянуться. Подстроить группу под слабейшего, т.е. использовать тактику, обычную в низкокатегорийных походах. Так ходить, безусловно, труднее, но воспитание по-другому поступать не позволяет. Сильный должен оставаться сильным. Считают, что дождь лучше всего переждать, все равно больше трех дней не продлится, реки переходить по камням, а не вброд назло Ильсуру с Димой. В их маленькой группе все еще идет притирка характеров. Глеб, как водится, помогает Юле нести часть груза, а Юля за это указывает Глебу, как тому себя вести, что одеть, в какой последовательности, не пора ли чистить зубы, не следует ли уже снять свитерок, словом делает все, что так напрягает детей, вынужденных терпеть своих родителей в однодневных вылазках на природу. Но Глебу терпения не занимать, Глеб слушается. Хотя мы и просили уже не соглашаться так безропотно или, если соглашаться, то хотя бы через два раза на третий. Но тщетно. Уже потом он признался, что ему это просто нравится! Вот так, просто! Даже и не представляю, что было бы с Юлей, если бы она, подобно нашим неразумным родителям, также отдала Глеба в чужие руки, оставила без присмотра. Для них это первый высотный (за 4000м) опыт, первое знакомство со Средней Азией, Тянь-Шанем, заграницей, наконец.

Перевалы Стальского и МЮД
О Свете уже говорилось, что ее вклад в наше общее дело был самым значительным, именно ей мы обязаны тем, что поход получился таким необычно насыщенным эмоционально. В горах она уже была однажды на Фанах, в единичке. Правда это было давно. И, как говорит, тот поход также отнимал много душевных сил, что незамедлительно сказывалось на физическом состоянии. С тех самых пор и полюбила, дескать, ходить подолгу. Предусмотрительными водниками предпринимались попытки поправить ситуацию. В одной из многочисленных "непромоек" хранились ампулы с препаратом, чудесным образом улучшающим спортивные результаты скаковых лошадей. Дима утверждал (а он вывел из состояния задумчивости уже не одну лошадь), что и людям помогает при введении внутримышечно, но подходящую для этих случаев мышцу Света так и не предложила. Поэтому шла как могла, на своих ресурсах.

На лед. Богатырь
Вот такая подобралась противоречивая компания из, так сказать, родителей, в которой желание одних сделать что-нибудь по-спортивному достойное ловко гасилось объективной невозможностью других делать что-нибудь вообще. Поначалу еще были надежды пройти что-нибудь эдакое троечно-четверочное. Тем более, что формально, по опыту, группа была готова к этому. Но, как уже говорилось, вмешался человеческий, эмоциональный фактор. Скорость прохождения участков, требующих страховки, катастрофически падала в силу психологической неподготовленности и богатого воображения. В результате амбиции одних были задвинуты, адаптированы под возможности других и направлены в благородное русло. Избыток энергии водников( все-таки не надо было брать эти злосчастные ампулы или надо было хотя бы отобрать их в начале похода, что ли!) был благополучно стравлен на ежедневную готовку пищи, на оформление и проведение романтических вечеров, на поиск прочих искусственных трудностей, которые придумывались на пустом месте, например отрабатывались варианты потери палатки и исследовалась возможность обустройства холодных ночевок под открытым звездным небом на леднике. Вывод был предсказуем – звезды только манят, но не греют, палатки надо беречь! Без них холлофайбер просто решето!

Выход на лед. Корженевского со стороны р.Ю.Иссык
Главной идеей похода постепенно стало желание поскорей его закончить и увидеть наконец-то детей, убедиться, что все в порядке, успокоиться. Эта идея и гнала нашу группу вперед, и поход в конце концов мы прошли. По маршруту пер.Молодежный (рад.)-пер. Туюк-су- пер. МЮД- пер Кокбулак. Никто не знал, какими путями-дорогами в это же самое время ходит детвора. Информация эта разглашению не подлежала. Нам лишь было гарантировано, что это будет нечто двоечное, не более. По иронии, как выяснилось, дети шли за нами в дне пути почти половину нашего маршрута. Думаю, руководитель их подозревал об этом, читал наши следы, получал полную информацию о нашем самочувствии, о рационе по неосмотрительно оставленным нами там и сям подсказкам и контролировал безопасную величину дистанции между нашими группами, не допуская чрезмерного ее сокращения. После радиального выхода на перевалы Северцова - МЮД они ушли в Чимбулак через перевал Талгарский. Нам бы день где-нибудь постоять в укромном месте, да ночь продержаться, и попались бы они нам, и не отпустили бы мы их, наверное, уже одних никуда. А так, мы все время от них убегали. Детвора пережила увлекательное приключение, не обремененное душевными муками. Смотрела в рот руководителю, о папах, мамах не вспоминала, вовсю наслаждалась увиденным. Домой дети приехали законченными фанатиками, готовыми забросить учебу и снова уйти в горы. Мы за них очень рады.

Собственно, это и было главным в нашем мероприятии. Осталось только решить, как все это теперь расхлебывать. Ну что ж, а теперь выводы:

Массив п.Талгар
1. Нельзя разлучать мать и дитя. Мамам с детьми, похоже, лучше. И всем остальным от этого лучше. А дети как-нибудь перебьются, перетерпят. И вообще, нечего любым родственникам шляться в разных группах, в одно время, в одном горном или каком другом районе. Проявлений ревности, жалости, тревоги и т.д. не избежать и следствием будет гонка с целью убедиться, что все это только померещилось. Думаю, многим есть что сказать на этот счет, в особенности участникам походов, руководители которых вдруг начинали ревновать своих подруг или уже жен к кому-либо в других группах. Пятидесяти-, шестидесяти- километровые маршброски на выходе с маршрута в таких случаях не редкость. А причем здесь бедные, еще не испытавшие такого прекрасного чувства как ЛЮБОВЬ, участники?

2. К любым походам надо физически готовиться.

Глеб
3. Заилийский Алатау- красивый горный район с удобными подъездами, ненавязчивыми, даже, где-то стеснительными, егерями, с манящим откуда-то там из-за хребтов прохладным озером Иссык-Куль. Куда по тропе через перевалы Туристов, Озерный, Аксу идут многочисленные группы родителей, крепко держащихся за руки со своими детишками. И все счастливы.

Хочется выразить искреннюю благодарность всем , кто разделил со мной все радости этого похода. Ильсуру и Диме - за спиртные напитки, так кстати появлявшиеся из недр их рюкзаков, за свечки, романтику и вообще за все, что имеет хоть какое-то отношение к емкому слову "интим".
Глебу и Юле за поддержку, за понимание, заботу о слабых, Свете - за умение самому банальному мероприятию придать неповторимый эмоциональный окрас.

Ущелье р. Жарсай
P.S.
Поскольку сам маршрут пролегал через традиционные для данного района перевалы, нет смысла подробно останавливаться на их описаниях. Хочется поделиться лишь некоторыми впечатлениями. Мы ходили по Вуколовским описаниям двадцатилетней давности и по его же карте. Время, естественно, внесло коррективы в обстановку. В особенности это относится к пер. Кокбулак. Он не стал сложнее, разумеется, но нарисованные на карте тропы, похожие на грунтовые дороги в долине Туюк-су, отсутствовали.

Большинство групп не ходит по левому берегу реки Ю.Иссык, а предпочитает правый, хотя "автомагистраль" нарисована на левом. Ледник Корженевского заметно отступил. Его язык вываливается в долину ледовыми сбросами, исключающими возможность сразу подобраться к телу. Для того, чтобы подойти под пер. Кокбулак, приходится обходить по правому склону упомянутые сбросы и в удобном месте выходить на свободное от нагромождений конечных морен тело ледника. Дальнейший выход на левый борт ущелья под пер. Кокбулак осуществляется по леднику.

Указанная на карте тропа левого берега ущелья Иссык также осталась в прошлом. Само ущелье после впадения р.Жарсай изуродовано селями. Участок между устьями Жарсая и Иванова лога ходится нынче по правому берегу. Озера Боз-Куль нет, одни воспоминания. За ущельем внимательно следят, ждут очередного подвоха. Единственной наградой уставшему путнику, выбравшему это ущелье для подхода или отхода служат прекрасные тянь-шаньские ели, обилие грибов, ягод, а также невыносимо грустные, источающие тоску, глаза селевиков и работников метеослужб, заброшенных сюда практически навечно по долгу службы. Кому-то еще труднее!

Август 2007

ВЫБИРАЕМ ПУТЕШЕСТВЕННИКА ГОДА!

Давайте обмениваться впечатлениями! ВЫБИРАЕМ ПУТЕШЕСТВЕННИКА ГОДА! Компания ИНЦ «Экспедиция» проводит конкурс на лучшую статью про ваше путешествие, отдых. Призовой фонд за первое место 500 грн. Также второе, третье место Вы выбираете сами –легитимным голосованием. Подробности конкурса смотрите здесь: http://e-x.com.ua/ Будем рады вашим статьям, и просто комментариям!

Молодцы!

Классно написано. Хотелось бы прямо сейчас испариться из офиса и попасть ТУДА, но... в качестве одного из этих детей)))

Автор жарит!

Прикольно! Задорнов отдыхает! Туристы, размножайтесь при свечах, в горах! В походах! Вот где полно романтики!