Горы мира > Хибины >

Автор: Ростислав Захаров, Алексей Киселев г.Москва

Хибины и Ловозеры

Горы Кольского полуострова представляют собой древние потухшие подземные вулканы. Магма поднималась по геологическим трещинам и застывала. После этого процессы выветривания удалили все другие породы, оставив магматические купола. Так возникли Хибины и Ловозеры (Ловозерские Тундры). Они разделены большим озером Умбозеро, вытянутым с севера на юг .

Позже в этих системах образовались долины. Хибины выше, чем Ловозеры и более известны. Высшая точка Хибин вершина Юдычвумчорр- 1200м. Ловозер- в.Ангвундасчорр 1116м. При не очень большой абсолютной высоте, рельеф этих гор вполне серьезный, что позволяет совершать альпинистские восхождения. Возле города Кировск есть горнолыжные трассы с подъемниками. Топонимы- названия гор, рек происходят из саамского языка, относящегося к фино-угорской группе. Хибины имеют в поперечнике около 50 километров, то есть занимают примерно такую же территорию, как современный мегаполис :-). При хорошей подготовке, весь массив Хибин может быть пересечен с запада на восток за 4 дня. Через все Хибинские горы протянулся тектонический разлом. Так образовался перевал Рамзая . В самом узком месте перевал имеет ширину около 10 метров. Разлом уходит вглубь на несколько километров и засыпан обломочными породами.

В долинах растет лес, но выше он заканчивается. Перевалы не очень высокие, но зимой лавиноопасны, так как выпадает много снега. Перевалы легко проходимы за 1 день. Погода в Хибинах очень неустойчива, благодаря близости Белого моря . При мне однажды зимой температура поднялась на 30 градусов меньше чем за сутки! Эти территории мало заселены людьми. С западной стороны Хибин проходит железная дорога. Там находятся города Апатиты, Оленегорск, станция Имандра. Еще одна железнодорожная ветка проходит по восточному берегу Умбозера, западнее Ловозер. Крупные станции- Титан, Ревда.

Перевал Рамзая
Перевал назван так в честь Вильгельма Рамзая, финского географа, жившего в конце XIX века, исследователя Хибин и Кольского полуострова, (не путать с Джеймсом Рамзаем, автором книги о Тенцинге Норгее ) . В его экспедициях участвовал и Альфред Петрелиус, фамилия которого также встречается на хибинских картах .

Авторы: Ростислав Захаров, Алексей Киселев г.Москва.
(Также спасибо Антону Бояршинову.)