Автор: Расторгуев М. В., Москва

Отчёт
по горному походу III к. с. на Центральном Кавказе,
совершённому с 30 июля по 13 августа 2004 г.

Содержание

6. Техническое описание
7. Дополнительные сведения

11 августа 2004. 13 день

Нам необходимо зайти в цирк на правом берегу р.Ирикчат. Он находится почти напротив начала подъема к перевалу Ирик. При заявке маршрута в Москве предполагалась переправа через Ирикчат вброд, так как казалось, что проход по правому берегу блокирует скальный прижим, обрывающийся в реку. При подъеме на Вост.Ирик-Субаши мы осмотрели этот склон и наметили путь движения: переход на правый берег по языку ледника, движение до цирка по середине склона (никаких прижимов нет), чтобы попасть к выходу скал окончания гребня левого борта цирка – это позволит не подниматься сюда от реки и сэкономит нам силы.

Выход в 08.10. По пологому (почти горизонтальному) языку ледника переходим на правй берег р.Ирикчат.

Движемся по травянисто-осыпной горизонтальной полке. Река постепенно уходит вниз, мы же высоту почти не теряем. Постоянно попадаются травянистые ровные горизонтальные площадки, рядом протекают маленькие чистые ручьи. Ночевать нужно было здесь. Перед выходом на субальпийские луга – откровенный сброс. Далее по траве (местами по осыпям) к выходу скал у захода в цирк. От ночевки – 1 час.

В цирк заходим траверсом 450 травянистых склонов, огибая скалы. Посреди цирка проходит скально-осыпной вал. Вместе со склонами бортов цирка он образовывает две ложбины, параллельные бортам цирка. Вначале движемся по левой (орог) ложбине. Крутизна склона около 300. Когда крутизна резко увеличивается по разрушенному скальному массиву переходим на внутренний борт правой ложбины и выходим на выполаживание. Привал – 50 минут от предыдущей остановки.

В правом борту нашего цирка, напротив окончания взлета, видна седловина. Однозначно читается как перевал. Но привести она должна в среднее течение ледника Ирик. Будет огромный сброс высоты на спуске. Сегодня нас интересуют седловины верховьев цирка.

Верховья цирка перегораживает скально-осыпной вал. Очень напоминает цирк Субаши под перевалом Вост.Ирик-Субаши. От скальной полке уходит три седловины. С правого края, левого края и посередине.

По пологим осыпям и снежникам подходим к полке. На полку поднимаемся у ее левого (орог) края. На полке есть горизонтальные участки. Ледник упирается непосредственно в полку и по большинству из этих участков протекают талые ручьи.

Палатку поставили. Пока готовился пережор, М.Расторгуев и С.Яцко сбегали на “разведку” к седловине посередине. Подъем на перевал начинается по некрутому (100-150) склону ? 250-300 метров. В верхней части снежника крутизна склона немного увеличивается. Снежник переходит в подвижную (еще не живую) осыпь (?300 ?50 метров). Далее выход на разрушенные скалы (15-20 метров) и по ним выход на седловину перевала. При подъеме были обнаружены забитые снегом неширокие трещины!!!

Перевал имеет ТРИ (!) равнозначные седловины

Спуск можно осуществлять с любой седловины. Около 300 метров 300-350 осыпной склон подвижной осыпи приводит в левобережный цирк ледника Ирик. Туда же, куда приводят перевалы Чат-Эльбрусский Союзмультфильм, Медвежонок. Основной ориентир перевала – скальная башня у южного края седловины со стороны левобережного цирка ледника Ирик.

Дальше нужно спускаться к леднику Ирик пересечь его на правый берег и по слабой тропе идти вниз к языку ледника Ирик, где переходить на левый берег ледника и спускаться вниз к пос.Эльбрус. Перевалы Терскол-скальный, Скальник и Терсколак находятся в гребне правого борта долины ледника Ирик. Перевалы Терскол-скальный и Скальник находятся непосредственно напротив нашего левобережного цирка

Мечта назвать несколько перевалов в память писателя-романтика А.Гриневского (Александра Грина) существует давно. Частично она реализована в районе оз.Сылтран. Один из 5ти перевалов там назван ЗУРБАГАН.

Фрези Грант – “Бегущая по волнам” из одноименной повести Александра Грина.

Перевал ФРЕЗИ ГРАНТ, 1Б к.т. Соединяет правобережный цирк среднего течения р.Ирикчат и левобережный цирк ледника Ирик. Склоны имеют западную и восточную экспозиции.

“Разведка” вернулась в свой лагерь и после пережора сбегала на седловину правого борта цирка

От полки к перевалу ведет пологий (? 100) снежный склон. Затем резкий взлет по 350-400 средней и мелкой живой осыпи. Всего, правда, 30-35 метров.

При переходе со снега на осыпи пришлось переходить трещину.

Спуск: средняя и крупная осыпь крутизной около 300. До выхода на снег ? 250 метров. Далее надо двигаться по осыпям и снежникам к леднику Ирик и затем, по необходимости, пересекать ледник и идти вниз пересекать ледник и идти на другие перевалы и т.п.

“Разведка” попыталась выйти на соседние (нелогичные) седловины и просмотреть возможные пути подъема на скальную вершину юго-восточнее этой седловины (чтобы назвать ее пиком Александра Грина), когда начался дождь. Пришлось возвращаться. Дождь не кончился до вечера, а вечером (когда похолодало) перешел в снег.

Описать третью седловину сегодня уже не успеваем. Хотя понятно, что она будет выводить обратно на Ирикчат. Т.е. это перевал “из ниоткуда в никуда”, или, как сейчас пишут в классификаторе – СЗН – самостоятельного значения не имеет.

12 августа 2004. 14 день

В 06.00 проснулись дежурные. Подъем отложили. Подъем еще раз отложили. Потом достали карты (игральные) и стали ждать погоды. К вечеру снегопады и дожди прекратились. Спать уже (или еще) не хотелось. От нечего делать пошли знакомиться с Венерой Эльбрусской (сестрой Венеры Милосской).

13 августа 2004. день 15й, последний

С утра погода “шептала”, что стоит поторопиться. Из-за суммарных потерь времени мы уже не успеваем на перевал Пастуший. На его прохождение нам потребуется еще минимум два дня хорошего “бега” по перевалам. Тогда Сергей Яцко не успевает в Москву к началу рабочей недели. Ему придется брать еще одну неделю к отпуску, из которой будет задействовано по назначению 1-2 дня.

До завтрака “разведка” сбегала на пер.Тренировочный. После вчерашнего снегопада внешний вид всех перевалов сильно изменился.

Подъем: 400-500 метровый осыпной склон увеличивающейся крутизны (до 350-400), в нашем случае присыпан снегом.

Спуск: 250-300 (в верхней части) желоб ? 20ти метровой ширины. В верхней части снег, далее осыпь. В средней и нижней части крутизна склона возрастает до 450. Посреди желоба стоит скала. Обходим ее, оставив слева. Спуск выводит чуть ниже языка ледника Ирикчат.

“Разведка” вернулась в лагерь.

Из лагеря за 30 минут поднялись на перевал Ассоль.

Спускаемся по средней и крупной осыпи ? 300, 250 метров. Выходим на снег и далее вниз по снегу. Переходим на осыпи. По осыпям подходим к “бараньим лбам” у левого берега ледн.Ирик. Начинаем двигаться вниз по леднику и находим обход “бараньих лбов”. ? 40 минут от седловины перевала.

За 25 минут пересекаем ледник Ирик поперек и выходим к озеру под перевалами Терскол-скальный и Скальник.

От озера, оставляя его справа начинаем подъем вначале по осыпям, потом по снегу. Крутизна около 250. Помним, что позавчера посреди подъема видели огромное ледовое пятно. Сегодня оно присыпано снегом. Не хотелось бы оказаться на нем без кошек. Должен быть проход между ним и левым бортом долины.

пер.Терскол-скальный, пер.Скальник, пер.Терскол (ригель Терскол)

Подошли к продольному скально-осыпному гребню.

В предыдущие годы группы МГТУ поднимались, оставляя его слева. Тогда они попадали в левый угол цирка. На перевал Скальник поднимались прямо по ходу, а на перевал Терскол-скальный, в прошлом году, шли, траверсируя снежные склоны у самого гребня обрамления цирка.

Сейчас поднялись, оставляя гребень справа, и как только стало ясно, что ледовое пятно ниже нас, сразу взяли курс на перевал и вышли на него по 300-400 снежному склону (переменной крутизны). От озера 2 перехода по 35 минут.

В этом году много снега. В предыдущие годы такой маневр был затруднителен из-за трещин.

Спуск. Вначале точно вниз по осыпи. Постепенно “давление рельефа” смещает нас вправо, пока мы не упираемся в частокол из недлиных скальных кулуаров. В том году 4 к.с. Расторгуева развернулась цепью, каждый встал в свой кулуар и группа спустилась. Мы же, по-простому, прошли кулуар по-одиночке.

Спустившись в цирк, идем вниз по осыпям, по центру, чуть сместившись влево – потом нам уходить налево. К борту прижиматься не надо – возможны камнепады.

Когда далеко внизу увидели ярко-зеленые “поляны” (скорее всего – заболочненные ровные участки) под ледником Терскол, свернули влево и переваливая через гребень левого борта ледника вышли на тропу.

Тропа подводит к мощнейшим “бараньим лбам” и рассыпается.

Есть несколько путей спуска по “бараньим лбам”, каждый из которых отмечен туриками.

Нужно постепенно смещаться влево, стремясь выйти на левый борт долины Терсколсу. Дальше подойти к ручью – левому притоку Терсколсу. Вдоль ручья идет тропа. Далеко внизу находится гребень старой левобережной морены (он виден еще от бараньих лбов). Тропа отходит от ручья налево и подходит к морене. Здесь можно организовать пережор.

Дальше тропа проходит по морене, спускается с нее, входит в широкую долину реки и рассыпается на множество мелких, еле угадываемых троп.

Движемся вниз, придерживаясь берега реки, по одной из нескольких тропинок.

По пути проходим несколько заболоченных участков (боковые ручьи растекаются на огромных ровных полянах долины реки и подтапливают их).

Незадолго до коша все тропки собираются в одну большую тропу, которая переходит в грунтовую дорогу. Дорога идет вниз вдоль реки и на верхнем краю пос.Терскол по мосту переходит на правый берег р.Терсколсу.

От морены до моста – один переход.

Пройдя по поселку, выходим на Баксанское шоссе. По нему немного вверх, к домикам базы Эльбрусской ПСС МЧС.

7. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая, характерная для данного вида туризма информация).

Специальное личное снаряжение

Общественное снаряжение

Наименование

Кол-во

Примечания

Каска

В скальных кулуарах было спокой-нее со шлемами. Хотя бы с мото.

Веревки основные d 10 мм.

2х50м

Очки солнцеза-щитные

Веревка вспомога-тельная d 8 мм

1х85м

Лучше использовать непружинящую веревку.

Система страховочная

1 х “Высотная”“Мегатест”

Кошки

1 пара

Стоимость проживания, питания, средств передвижения

Проезд Москва-Нальчик (плацкарт) – 830 рублей.

Проживание в УСБ «Джан-Туган» (постельное белье, газ для приготовления пищи) – 80 руб/чел х день

Проезд пос.Эльбрус – Нальчик (рейсовый автобус) (нанятый автотранспорт) – 100-200 руб/чел