Скалолазание > Районы и маршруты >

Марина, SoX, SancheS

Непальский Портал.
Отчет о поездке в Судак 28-30 июня 2008

Этот выезд оказался самым сумасшедшим, непредсказуемым, пофигистским и разгильдяйским за последнее время. И, как ни странно, довольно результативным ( для некоторых ) . Всего мы вам, конечно, не расскажем, но кое-чем поделиться вполне можно:)...

***

Попав прямо из поезда Киев-Симферополь в дружелюбные объятия ЕА и Кирилла, мы (Серега, Саша, Марина и я) не мешкая примчались в Судак и поселились прямо на пляже под Болваном. Был полдень, 28 июня, день чудесный.

Справка: 28 июня 1996 года около 10 часов утра, пробурлив всю ночь, Верховная Рада таки утвердила Конституцию Украины, подарив нашей стране долгожданный Основной Закон. Этот документ официально утвердил не только государственный язык и символы Украины, но и право частной собственности, территориальную целостность и независимость Украины, права человека, принцип разделения властей в стране и многое другое, что мы уже привыкли не замечать. Конституция Украины считается одной из самых демократичных в мире.

А тем временем в Судаке солнце нещадно припекало, выгнав на пляжи отдыхающих и расплавляя наше желание полазить. Ну и конечно, вся когорта скалолазов постепенно влезла в море, рассекая волны мощными лазательными бицепсами. ЕА и Серега вертели сальто с камней в воду, разгоняя медуз и рыбок и привораживая взгляды девушек со всего берега. В общем, лазать никто не шел.

Но уже через часик то ли шило у кого-то в … (душе) засвербело, то ли просто сказалось то, что Болван нависает рядом и со второй половины дня уже в тени... в общем Кирилл, Серега и Женя сменили плавки на шорты, системы, скальники и мешочки для магнезии, и пошли мочить!!

Жека: м ы с Кириллом лазали начиная с 6а. Все таки нужно привыкнуть к «мыльной стене», новому рельефу. Начало задалось – 6а мы заонсайтили с легкостью, после чего отправились пробовать 6 b +. Маршрут назывался «Атлантика» и не поддался! Лазание постоянно идет очень простое, а потом – бах, и ключ! Место это идется однозначно, разных вариантов прохождения там нет, т.е. если вы не нашли маленькую зацепочку(очень похожа на долбленку), то дело плохо. На следующий день нам попался еще один такой маршрут, теперь уже с категорией 6 b - «ПроСранство». Та же история, либо вы пролазаете эту 6 b онсайтом, потому что лезете маршруты на порядок выше, либо срываетесь и делаете ее со второго раза. Остальные шестерки достаточно миленькие и равномерные.

Такой пример вдохновил на лазание Сашу и даже Марину (которая трогала скалы в первый раз в жизни ).

Меня же совершенно неожиданно, почти шаманством, заманил на двойку Мастер Бо (оперируя словами «Сокол», «где твои скальники», «надевай систему» и т.п., что в целом звучало довольно безобидно:).

Получилось, что уже в первый день ЕА распробовал пару семерок, SoХ чуть тряхнул скалолазной стариной после женитьбы (все же немного грустный без Насти:), Серега позалазил кучу пятерок на Болване и заонсайтил 6а, Саша в первый раз в жизни пролезла трассу с развеской, а Марина – практически пробежала пятерку. Я же, вместо того, чтобы выбрать себе 7б и честно ее насасывать, вспоминала (на маршруте "Мучача" 2Б), как делают станцию, вытаскивают фрэнды и тягают железо. И разово – получала по лбу нежелающей вытягиваться из трещины закладкой (лазьте в касках). Э кспириенс оказался замечательным. Вот она – вершина, старый можжевельник, Чертов палец, спуск. Мастеру Бо спасибо за элемент неожиданности, ощущение безопасности и свободы, увлеченные рассказы о скалах и тред-лазании, и за вводный курс по биосфере Крыма:).

Жека: сколько уже было таких историй в нашем кругу – не перечесть))), когда кто-то не смог вытянуть железо на стене и поэтому там его и оставил! Просто поражаюсь - на чем мы еще лазаем, если вся снаряга по Крымским стенам развешена?! Но Лена молодец, достала оттяжку не жалея себя.

По дороге в лагерь неожиданным препятствием для меня стал КСС. При всей своей рассеянности, вдруг вспомнила про тайный план – найти Террориста (то есть Сергея Надточия, одного из вдохновителей и активистов скалолазного и альпинистского движения в Крыму). Как ни странно, Сергей оказался в двух шагах, собирающийся лазить (соло!) на Сахарную Головку (если бы не соло-фокусы Мастера Бо на позапрошлых выходных на Грифоне, Террористу пришлось бы тут же лицезреть на моем лице пару кругляков по пять копеек). Несколько вопросов и местный Гуру любезно разрешил следовать за ним.

Жека: помнится года 4 назад, мы барахтались на Петровской балке на 6а, а какой-то не молодой и не бритый дяденька, с пузом и складочками на пузе мочил семерочные карнизы. На тот момент Сергей еще жил в Симферополе, а мы копили на скальники и думали как же не справедлив мир))))))

Lacena: признаюсь, тренировочный процесс Террориста вызвал некоторое восхищение: 3-4 безостановочных подхода на трассах 6б+/7а, и так – до темноты, с фонариком! «Работа требует,» - объяснил Сергей. «А с фонариком вообще особенное лазание получается: ног то не видно, так что куда поставишь – там и стоят» (эта фраза неожиданно пришлась очень кстати чуть позже). Выжидая, пока Сергей отдыхал между подходами, я узнавала и записывала информацию про скалолазание в Крыму, про Судак, про легенды и факты местных скал и скалодромов, про полузабытые-полузаброшенные трассы и секретные планы Террориста (о которых будет известно, может быть, уже в августе ). Воодушевленный, целеустремленный, дружелюбный человек.

Однако стемнело. Надо сказать, что телефон я забыла в лагере еще до восхождения, поэтому связи с внешним миром у меня не было с самого обеда. Так хорошо это было сначала, без телефона. Но пару тумаков за «исчезновение» мне все же досталось (спасибо ребята, за заботу:). Хорошо хоть фонарик чудом каким-то в рюкзаке оказался.

К ночи в лагерь на берегу завалили киевляне. И тут началось. Сначала безобидно: с литра белого вина, бутылочки портвейна и сыра. Дружно нарезанный ребятами салатик тоже пошел на ура. Из палатки, уже сонные, выползли Серега, Саша и Марина. Потом был смех на весь пляж, стриптиз с купанием и еще четыре литра заботливо припасенного Джонни вина.. .

День второй.

В пять утра никто не проснулся лазить. Но уже в семь-восемь народ зашевелился, повыползал из палаток в море. Все куда-то засобирались… и вдруг выяснилось, что в лагере никого не остается!! А так низзя (унесут все). Грустно вздохнув, чуть поскрипев зубами, ЕА соглашается остаться (спасибо Жека, никто твоей самоотверженности не забыл, и будет тебе за нее счастье ).

А Мастер Бо (в своем репертуаре) утащил Матроса на Сокол :

Матрос: Сплю я, значит, в Раю (На левой моей груди спит Саша, на правой – Марина), что может быть лучше… И вдруг в 7 часов вся эта идиллия резко заканчивается. Расстегивается нижняя молния палатки, и через образовавшуюся дырку за ноги меня вытаскивают на улицу. Мастер Бо, конечно. Не оставляя шансов спорить.

-Одевай систему, идем на Сокол.

-На какой Сокол, я же еще сплю. Меня тут девочки в палатке ждут.

-Да, да и касочку не забудь.

-На какой маршрут хоть идем ты скажи?!

-Да какая разница – на месте разберемся.

Разобравшись, этим маршрутом оказался ЯпоноСад (5А). На подходах я вспомнил что последним моим маршрутом был Серп (4Б) на Ангарке, который я 2 года назад ходил как раз с Мастером Бо.

Небольшое лазание на подходах к маршруту и вот первая станция. Одеваем снарягу и в бой. Мастер Бо уже лезет первый ключ маршрута. А я чувствую, как первые капли дождя молотят по каске. Еще этого не хватало… Решил ускориться у нас еще впереди 5 веревок. На первом ключе мне пришлось подвиснуть – клятая закладка никак не хотела вылазить – пришлось крысятничать.

Вторая веревка пролетела незаметно. И вот мы уже в Японском садике. Красивые деревья, вид на море горы. Передохнули выпили воды и сразу в бой (опять начало капать). А у нас впереди 2 веревки по зеркалам, которые преодолеть в мокром виде – очень сложно было бы. Но все обошлось. Эти 2 веревки в быстром темпе под каплями дождя выбежали. И тут, поднимаясь на 4 станцию, наблюдаю мастера Бо сидящего в офигенном гроте посреди скалы. Там можно и переночевать в случае чего.

Дождь опять прекратился. Впереди нас ждет траверс влево в последней ключевой веревке. Страхуясь камалотами, френдам, и просто забрасывая веревку за большие камни, Мастер Бо уже на следующей станции. Подлажу к станции и поражаюсь увиденному рельефу. Такого я еще никогда не наблюдал. Камин с системой арок, балок состоящий как бы из мелкой щебенки – в общем что-то космическое. Жаль, фотоаппарата не было. Последняя веревка идет по камину. С фразами типа: «Все что до этого я называл живыми нашлепками – это был просто монолит, бетон», - Мастер Бо вылазит наверх. Я за ним.

Ну вот почти вылезли маршрут. Последние 2 веревки совпадают с гребневой двойкой. Решили пройти их параллельно, без организации станций. Мастер Бо бежит – успевает ставить закладки, кидает петельки на деревья. Я с такой же скоростью (чтобы не тормозить его движение) пытаюсь выковыривать все железо. И вот мы на верху. Это было просто супер восхождение. С погодой просто МЕГА повезло - было абсолютно не жарко и дождик так нас и не застал. На прохождение маршрута ушло примерно 4 часа. Спасибо Мастеру Бо за то, что вытащил из палатки в такую рань (хотя там и лежали 2 супер-девушки).

Lacena: в то же время мы с Кириллом выдвинулись на Алчак – разведывать и фотографировать скалолазный район, о котором накануне рассказал Террорист. Путь наш лежал сквозь ряды искушений и полосу релакса: прямо по дороге вдоль судакского городского пляжа. Через 20-25 минут мы дошли до заграждения и тут нарисовалась плата за проход на территорию заповедника. Настроение было боевое.

Маленькая деталь: привезенные в подарок из Непала цветные флажки с мантрами я развесила на себе, чтобы выровнялись после перевозки. И почти забыла о них. Огромная дыра на колене в белых шортах Кирилла тоже не добавляла нам солидности. Я представляю какое впечатление мы произвели на кассирш, когда подойдя к заграждению пытались изобразить скалолазов-журналистов, занимающихся рекогносцировкой на местности. Странно на нас посмотрев, пропустили без оплаты. Непальский Портал начинал работать.

Алчак – место каменистое, пустынное и симпатичное. Длинная дорожка вдоль скалы, кое-где оплетенная лозой радуют глаз пещеры, гроты и красивый вид на Сокол и Новый Свет. Прошагав минут 5, нашли наконец и описанный в путеводителе мостик и первые дорожки. Принялись судорожно подсчитывать, как мама козлят в известной сказке. Трасс должно было быть 14. Итак: 4 сразу возле мостика, 2 – чуть дальше. О! Одна – прямо под мостом, в гроте!! 7а! Надо будет попробовать!! Ищем дальше. Сильный ветер временами сыплет на нас дождь. Идем еще немного вперед. Еще две трассы – на желтых плитах и штук 5 – на камне! Кажется, все есть! Ура. Две из них, говорят, пробиты известным киевлянином Колей Горюновым…

На обратном пути Кирилл покупает жене ракушек, а Жене – таранку:), и мы шагаем в лагерь развлекать «сторожа». А Жека, оказывается, не сильно без нас и скучал: утром Болван посетили крымские скалолазные монстры, которые мочканули что-то нелюдское, сподвигнув к подвигам и ЕА.

Жека: Да,да,да!

Поначалу, скупнувшись, мы с Сашей решили залезть на «Примус»! По террористическим прогнозам примус тянет на 5с, то ли 5с+ - не помню. Саша страхует и я с юбкой оттяжек отправляюсь тудымс. Маршрут очень длинный 13 или 14 оттяжек. Это хорошо, потому что на нем не должно быть жестких (шестерочных) ключей и Саша сможет замочить его с нижней. А не тут-то было! На 9-11 оттяжке пошло что-то похожее на 6 b . Блин. Я пролезая это место пытаюсь подобрать слова, как же это объяснить Саше, которая согласилась лазать, при условии, что ее не потащат на жопу. Спускаясь вниз я что-то мямлю в ответ на вопрос: «Скока?!». И в итоге Саша лезет с верхней. До ключа все идет славно, а потом - катастрофа ). Начинается дождик и Катастрофа убегает на пляж. Но тут откуда не возьмись появляется Дима (Евсеев), а за ним и Костя Попов. Как рассказал Дима, он уже вторую неделю находится в Новом Свете - работает. Уже «размятый» на примусе))))))), я готов что-то замочить, но дождь не хочет порадовать нас солнышком и приходиться вернуться в пустой лагерь для натягивания тентов на палатки. Саша с Мариной (которых мы с Матросом решили ласково называть змеями, по примеру с Лелика(Луганск)) уехали в Новый Свет.

А к этому времени Димон как-то хитро размялся, что с ходу полез на 7а «Пробуй сам»! Оличный маршрут! Сказочный! Я просто влюбился в этот сектор на Болване. Сейчас тут 5 чудесных маршрутов. Все они вертикальны, кое где лежат. Все зеркала. Центральный из них «Черный потек» - ну, прямо, местная «реализейшин»! Длинный, без мест отдыха, идется весь на цыпочках. Справа от него две 7 b , слева 7а и 7 b ?.

Дима спокойно, с чувством – с толком - с расстановкой(ног))) заборол его на онсайт. А мне этот маршрут удался еще вчера, но со второй попытки. Вторая его половина «сделана». Маленькие клеенки, мазки сикадура, ни следа магнезии – сейчас, это все здорово просматривается. Я решаю пролезть «Черный потек». Снова капает дождик. Не жарко – погода суперовая. Тучки. Дима рассказывает про этот маршрут. Он говорит, что лазал его давно. Я одеваю оттяжки и поглядываю на палатки внизу пляжа. «Когда-то там была жуткая пробивка» - говорит он. И пролеты чуть ли не по 4 метра. А категория 7 b . Я стартую и тут же срываюсь где-то в районе 3 оттяжки. Долажу до конца. Развешиваю оттяжки. Размечаю, пробую на спуске ключ и спускаюсь.

Дима решил попробовать какую-то жесть. Сразу левее от потека идут «Не наливать» и «Тварь» - обе 7 b . Помойму, Дима решил попробовать «Не наливать»(поправь меня, Дим, если ошибаюсь), потому как «Тварь» ему не по душе. Где-то в районе 5-6ой оттяжки был момент, когда мне показалось, что он сейчс улетит, но нет. Маршрут пройден чисто – онсайт. «Ключи с долбленками, сразу не просматриваются» - сказал Дима. После этого я снова полез на потек и залез. По напрягам хорошая 7а+. Врядле 7 b .

Почти полдень. Жуя тараньку под пиво, ждем ребят с горы, немного волнуясь за них из-за дождя (мне не раз говорили, что крымские горы очень опасны в дождь!). А дождь сменяется на жару. Собираемся лазить, но… чуть попозже (солнцепек это нелогичное время для лазания:).

Надо как-то развлекаться. Жека рассказывает, как бросают мячики девушки бейсболистки и глумится над моими слабыми попытками бросить в море камешек дальше чем на 15 метров. После мастер класса бывшего легкоатлета, камешек летит где-то на 25. Договариваемся, что как только добрасываю до плит, что в метрах 30, идем лазить... Пытаюсь... О ! Возвращаются ребята с пятерки! Замочили!! Довольные.

И тут мой камешек долетает до плиты! Потом еще один! Ура, получилось. Жека с Кириллом делают вид, что ничего не замечают, но на горизонте ясно начинает очерчиваться 7б…

Мастер Бо удаляется, меняя нас на Грифон:). Серега с Сашей идут на Менуэт.

А я тем временем помещаю непальские флажки между деревьев у подножия Болвана. Развешивая Африку (вроде 6а+, но ЕА дает 6б), напрягаюсь и думаю, что какое там 7б, если на 6а так тяжко. Пролазится кое-как. Перебираемся под 7б, а с нами – и флажки. Мимо проходят знакомые из Киева (сколько ж их тут!?). Еще киевляне (два Макса, Джонни, Миша и Наташа) лазают 6а-6б по зеркалам слева от нас. Кряхтят малость.

Мы с Женей собрались лазить «Каждый правый имеет право» - непонятное «7б?» по гайду (то есть может быть не только проще, но и сложней). Трасса длинная, по легкому положилову, с несколькими местами, где можно хорошо отдышаться. Первые оттяжки оказываются довольно простыми. Несколько раз пугаюсь и зависаю (типа не хватает росту для встежки). На одной оттяжке сверху петля. Думаю что станция, спрыгиваю. Ан нет – еще тройка шлямбуров (и понавешивают же всякого!). Доползаю доверху.

Внизу уже в боевой готовности ЕА. Легко и просто пролазит трассу на онсайт, несколько раз демонстративно отпуская обе руки. Портал открыт! Решаю тоже лезть, и каким-то чудом успеваю проскочить в портал за Жекой (твое «давай-давай» было очень в тему!). Сомневаемся в категории трассы. Но может дело в мантрах?:)

Жека: Ну, я не пролазал никогда 7b онсайт, к тому же «черный потек» не сложнее.

Казалось бы – чем не выполнение плана максимум? Но дальше больше: часиков в семь вечера приезжает Санек из Алушты, и с ходу предлагает – а давайте-ка на Менуэт ?! А почему бы... и да? Где желание, там и путь*. Собираемся хаотично, изо всех сил отбиваясь от налетевшей невесть откуда тучи мошек (реально тучи: вся яркая одежда и волосы – в них). Наконец, выходим. По дороге думаем встретить Серегу и Сашу и отобрать у них петлю для станции (у нас-то есть только одна). На полпути понимаем, что хоть петля у нас и одна, зато веревок – ровно ни одной. Солнечный удар был явно у обоих:). К иевляне выручают с веревкой и в 22:00 мы уже под началом Менуэта. Надели фонарики. Видели скалопендру.

Саня лезет первым, предупредив, что на первой веревке он когда-то срывался. Успокоил:).

Улазит за перегиб. Тишина, ночь, свежо… страшно (вдруг из темноты что-то возьмет да и появится, флажки то в лагере остались). К счастью Саня делает первую станцию и лезу я.

Ну и кто обещал, что на Менуэте все просто?? То ли рюкзак с фотиком тяжелый, то ли рельеф непривычный, но ползу как в высокогорье, медленно и тяжело дыша. Ног-то не видно (а лазание на маршруте «на ногах»). Понимаю, что все будет не так просто, как казалось.

А на станции с нетерпением ждут Саня и жаба. Вернее жаба устала ждать и смылась в неизвестном направлении. А Саня, к счастью, остался. Не смотря на то, что надо спешить в лагерь, пока вино не кончилось (киевляне сегодня опять принести обещались ). Идет и дальше первым. Наблюдая как легко у Санька получается бежать по маршруту, подозреваю что-то о тайных крымских умениях. Пытаюсь пойти одну веревку первой, но спешу, блужусь, не вижу шлямбур, умирают ноги, охотно пропускаю Саню вперед. Внизу на дороге иногда останавливаются машины и слышны голоса: им хорошо видно два фонарика высоко на стене…

Менуэт – забавный мультик. Весь в дырочках разного размера, гладкий, почти игривый. На последней веревке дает мне по лбу камешком (говорила же, лазьте в касках:). В полночь мы на вершине. Фотографируем ночной Судак – и вниз.

А на спуске как обычно не без приключений: ищем дорожку без сыпухи, обходим Чертов Палец справа, выходим к обрыву, который слабо выхватывают из темноты фонарики. Траверсируем и попадаем на какой-то туристический маршрутец единичку: спускаемся почти как в бобслее – по узкому крутому кулуару. Сыпучему (экстремалы эти туристы:).

Ура, дорога! Горизонтальная поверхность! Всего-ничего и мы в лагере, где громко распеваются песни киевляне и на всех хватает вина …

День отъезда.

В семь утра всех будит резкий старушечий голос, требующий собрать вещички и убраться с санаторного пляжа до 8:00. Наверное, песни наши не понравились. Нет сил спорить. Слова – семена драки*. Пофиг бабушка, санаторий и милиция. Спокойно спим дальше.

Проснуться удалось в законные 8:00. Лазят только ненасытные Макс и Оля. Мы – купаемся, загораем и еще раз купаемся. Погода переменчива: жара сменяется ливнем, потом снова выходит солнце. Благословенный заслуженный отдых!

А впереди еще два месяца лета…

***

Если вы спросите у непальца, индуист он или буддист, он ответит «Да». И не потому что он вас не понял...
Альпинизм, тред, мультипитч, скалолазание? Может и нам иногда говорить просто «Да»?

* древние непальские пословицы:)