Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Автор: Юрий Бурлаков, мастер спорта СССР

Маршрут Победы

Юрий Борисович Бурлаков - автор книги "Восходитель" о Михаиле Хергиани, создатель и почетный директор музея М.Хергиани в Местии.
Сейчас он является председателем федерации альпинизма и скалолазания г. Ялты и членом ФАиС АР Крыма.
Без его безвозмездной помощи трудно себе представить появление маршрута "День Победы" на зубе Шаан-Каи.

Он позвонил в конце апреля и сказал, что
хочет проложить новый стенной маршрут
к 9 мая и назвать его «День Победы»:
«Душа просит, не могу отказать».

Маршрут ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Он уже выбрал для этой цели достойный пик над Алупкой – зуб Шаан-Каи, который взмыл в небо метров на 150 и имеет красивую иглообразную форму. Пик, как Божий перст, парит над зеленым пространством, предостерегая заносчивых альпинистов, приближающихся к Шаан-Кае. На юг и запад с него спадают отвесные стены порядка 7-й категории трудности ( по скалолазной шкале). То, что надо.

- Успеешь? – спросил я.
- Если потребуется, буду работать ночью, с налобным фонарем.

Ответ в его стиле: он мог долго «созревать», но если озвучивал цель, брал ее железной хваткой.

Я был уверен в успехе. Ему ли , Андрею Веденмееру, знаменитому крымскому скалолазу, Заслуженному мастеру спорта, чемпиону Мира и Европы, обладателю Кубков Мира, бояться скал?! Если, конечно, не помешает форс-мажор: сильный ветер или продолжительные дожди.

И тут, как назло, они пошли – нудные, затяжные. Только к вечеру 6 мая погода стала улучшаться. Можно выступать.

Андрей позвонил командиру Ялтинского горного поисково-спасательного взвода МЧС Украины в АРК Юрию Павлову и попросил выручить машиной. Утром 7 мая вездеход спасателей подбросил экспедицию под стену Шаан-Каи. Закипела работа (чистка скал, установка страховочных крючьев), которая шла без перерыва до самой темноты. На следующий день, 8 мая, прокладка пути по южной стене зуба Шаан-Каи была завершена. Ассистировал Андрею в этих работах кандидат в мастера спорта Александр Маринкевич, смелый и опытный альпинист, ранее помогавший ему при создании маршрута «Атлант-М».

И вот 9 мая, в 12 часов, как и планировалось, связка Веденмеер – Маринкевич стартовала. За подъемом наблюдал целый отряд молодых скалолазов, учеников Андрея и Маргариты Панферовой. Оставаться в такой день в городе было невыносимо, и я поспешил под стену, к месту событий.

Поглядывая в бинокль, я мог оценить и трудность маршрута, и мастерство скалолазов. Стена гладкая, с нависаниями. По такой не «побежишь». Зацепки – мелкие, в основном дырчатого типа (для пальца, для двух) – требовали от скалолазов мягких, аккуратных, выверенных движений. Словом, «работа на мизерах».

Андрей лидировал уверенно, без перестоев, отвоевывая у стены метр за метром. Проходя примерно метров 25, он останавливался на «станциях» (условное название места остановки), чтобы принятии партнера, и снова уходил вверх. На шестой веревке движения лидера замедлились, чувствовалась усталость.

Неужели сорвется? Но нет: все обошлось.

На вершине. Маринкевич А., Веденмеер А.
Пройдя стену «чистым лазанием», в 15-00 ведущий вышел на вершину. А через несколько минут поднялся и его напарник. Подъем прошел без срывов и зависаний, то есть «прошли чисто».

На вершине заполыхало красное полотнище. Браво! Дело сделано!

Горы стоят вечно, значит, маршрут «День Победы» - тоже вечный.

Мне понятен порыв Андрея. День Победы – самый дорогой и самый священный для нас праздник. И самый общий: победа ковалась всеми народами СССР. И хоть за ценой мы не стояли, слишком дорого нам обошлась. Такое не забывается.

…Я хорошо помню конец войны. Уж кто-кто, а мы, пацаны, были изначально уверенны, что наши победят. Так были воспитаны семьей, книгами, школой. Мы успели не только прочесть «Трех мушкетеров», но и проштудировать «Чапаева» и «Как закалялась сталь» (это к вопросу о роли литературы). После разгрома немцев под Москвой зимой 1941 года мы уже чувствовали близость победного дня. Но он все не приходил. Мы даже не представляли тогда, «как он был от нас далек», мы продолжали верить. И тогда, когда нас бомбили и захватывали немцы, и когда мы были в оккупации и нас бомбили по ночам наши, и когда фронт вновь перекатывался через нас и уходил на запад… И когда в мае 45-го победа, наконец, пришла, она оглушила нас своей внезапностью.

… Я, как ошалелый, выскочил с «централкой» на улицу. Там уже собрался вооруженный народ. И началась пальба. Город салютовал победе всем своим охотничьим арсеналом. Народ ликовал! Так это было.

И еще: праздник 9 Мая возвращает нам гордое имя – советские люди, и мы вновь чувствуем себя единым сообществом, за плечами которого – славная история и великие победы.