Автор: Коноваленко В.И.

Отчёт
о горном туристском походе I к.с.
по Западному Кавказу,
совершённом с 11 по 24 июня 2006 г.

Клуб горного туризма «Серпантин» (Сочи)

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Общегеографическая и туристская характеристика района похода
3. Организация и проведение похода
4. Техническое описание маршрута
5. Материальное оснащение группы
6. Итоги похода, выводы и рекомендации
7. Приложения

4. Техническое описание маршрута (продолжение)

9 день, 20.06.06, вторник

Подъём в 8:00.
Погода ясная. Состояние группы боевое.

9:40. Обходим бараньи лбы справа, и по некрутому снежнику поднимаемся на пологую морену. В мульде слева под снегом должно быть озеро (на карте оно есть).

Траверсируя правый склон по снежнику, в 10:30 выходим на перевал Квата Сев. (1А* 2350 м).

Перевал расположен в северном отроге ГКХ и соединяет истоки рек Большой Аджары и Цахвоа. Перевал представляет собой травянисто-осыпную седловину, ограниченную скалами. На перевале установлена мраморная табличка на железной трубе вмонтированная в тур с надписью «Здесь погиб Гулария Алик Шайбович 1959-1984г.»

В туре записка не найдена. На запад открылась панорама долины реки Цахвоа и вершины ГКХ. На юго-западе видна столовая гора Аджара (2907 м), правее на западе в. Кардвыач (2827 м), ещё правее на северо-западе скальная трапеция г. Цындышхо (3139 м), слева под этой трапецией находится одноимённый перевал. Шоколад, фото, перевальная записка. 10:55.

Начинаем спуск слева по 25° снежнику до рододендрона. Спускаемся правее в направлении карликовых берёз. Спускаемся между берёз и рододендрона. Затем траверсируем влево по травянистой полке, пересекаем заснеженный кулуар. Встречаем пограничников, которые проверяют наши пропуска и паспорта.

Дальше, спускаясь по кустам рододендрона, выходим на лавинный вынос. По этому выносу переходим на левый берег реки Цахвоа. Берег заболочен талыми водами. Пройдя ниже по течению, находим удобную поляну, на которой останавливаемся на обед 13:10. Обед на газе. Погода ясная, состояние группы отличное.

14:50. Дальше идёт мощная тропа до самого озера. На западном берегу озера останавливаемся на ночлег в 18:10.

Озеро Дамхорс (Цахвоа, Инпси) в диаметре около 150 м. Расположено на высоте 1920 м над уровнем моря. Как предполагают ученные, оно образовалось в результате обвала во время землетрясения и перекрытия русла реки Цахвоа. Восточный берег крутой, заросший травой. Западный порос карликовым лесом с полянами удобными для стоянки. Здесь же в лесу расположилась застава пограничников, из сруба и палаток. Не может не радовать глаз отражение склонов озера в зеркальной глади озера. На берегу проблематично найти дрова, из-за большой проходимости групп. Ужин на костре.

Погода ясная. Состояние группы хорошее.
Отбой в 21:30.

10 день, 21.06.06, среда

Подъём в 7:00.
Погода ясная. Состояние группы хорошее.

8:40. Начинаем подъём по крутой тропе, идущей по правому берегу, левого притока реки Цахвоа. Этот приток впадает в озеро. С тропы хорошо видно озеро и лагерь пограничников. Выходим в висячую долину. Вверху видна развилку ущелий нам идти в правое по ходу движения.

Тропа идёт по среднекаменистым осыпям и обозначена турами, местами закрыта снегом. Преодолеваем две ступени бараньих лбов. Одной девочке становится тяжело идти и проявляются признаки горной болезни (общая слабость, головокружение) 10:40. Разгружаем её. Пересекаем осыпную морену, по некрутому снежнику поднимаемся на покатые террасы, расположенные в правой долине, у трёхметрового камня в 11:40 готовим обед на газе.

От сюда уже видена V-образная седловина перевала на западе. Погода ясная. Состояние группы, за исключением одного участника, хорошее. Часть участников, не понимающие сути происходящего, хочет идти дальше на перевал. Принимаю решение в этот день на перевал не идти. Здесь же на террасе ставим лагерь и останавливаемся на полуднёвку.

После обеда девочке становится лучше. Возможные причины ухудшения самочувствия: нерегулярное (я пока есть не хочу) и слабое питание («это хочу - это не хочу», «я столько не съем»), уменьшение «домашних» запасов организма (10-й день активной части похода), тепловой перегрев (в этот день было яркое солнце и затяжной подъём).

Отдыхаем. Ужин в 17:30 на газе. К вечеру девочка окончательно пришла в себя.

Погода малооблачная, Состояние группы нормальное.
Отбой в 21:00.

11 день, 22.06.06, четверг

Подъём в 7:00.
Погода ясная. Состояние группы боевое.

Начинаем плавный 20° подъём по заснеженной долине к перевалу . Идём не спеша, сменяя друг друга, тренируемся бить качественные ступени в снежном склоне.

В 10:00 поднялись на перевал. Перевал Цындышхо (1А, 2750 м) расположен в Главном Кавказском хребте между вершинами Цындышхо и Малая Цындышхо. Соединяет долины левого притока реки Цахвоа и Верхней Мзымты. Перевальная седловина – осыпная щель в бурых скалах, шириной 5 метров у основания (издалека напоминает ворота). С перевала ни озера Дамхорс ни озера Кардывач не видно. У южной скалы бронзовая табличка с торсом Ленина советских времён, вбетонированная в камень. Под камнем ниша с баночкой, в ней записка не обнаружена. На запад открылась долина Верхней Мзымты, делающая большой поворот на 180° с востока на запад вокруг горы Лоюб (2790 м). Правее Лоюба широкая седловина – перевал Лабинский (1А 2745).

Спускаемся вниз по некрутому снежнику 10:30, забирая вправо до обширной заснеженной террасы. Отсюда видим тёмно-синюю гладь озера Кардывач на юго-западе. Над озером виден хребет Агепста с ледником и вершиной, левее его хребет Ацетука, правее хребет Турьи горы.

Но нам нужно идти намного правее на северо-запад в сторону истока Верхней Мзымты в сторону оз. Средний Кардывач. Выходим к крутому 35° заснеженному кулуару шириной 30 м, длиной 300 м, по обоим сторонам с выходами скал и вытаявшими у них ранклювтами. Аккуратно, не спеша спускаемся до лавинного выноса, где спуск выполаживается до 20° и выходим на траву. Привал. От сюда хорошо видно озеро Средний Кардывач около 30 м в поперечнике в пятистах метрах на северо-запад от нас.

Дальше идём по левому берегу Верхней Мзымты по хорошо натоптанной тропе до озера Кардывач (1838м). Северо-западный берег озера (склон Лоюба) крут, поросший криволесьем с редкими пихтами. На северо-восточном берегу большая поляна, но высокая трава. Хорошие места для стоянок с кострищами и импровизированными лавками из досок на юго-восточном берегу, где мы и останавливаемся в 12:55. В озере искупались все поголовно. Обед на костре. Дров мало, приходится ходить за ними в ближайший лес. Загараем на солнце.

Здесь же разбиваем лагерь, останавливаемся на полуднёвку и ночлег.

Погода малооблачная. Состояние группы бодрое, весёлое. Ужин в 18:00.
Отбой в 21:30.

12 день, 23.06.06, пятница

Подъём в 7:00.
Погода малооблачная. Состояние группы боевое.

8:40. Идём вдоль берега озера, переходим вброд ручей, впадающий в озеро. Через 50 метров подходим к истоку Мзымты из озера и переправляемся вброд на правый берег, где продолжается хорошая тропа. Глубина брода выше колен, ширина около 15 метров. Здесь течение очень слабое и даже не ясно это уже река или ещё озеро. Тропа идёт в траве по пояс в основном на высоте около 20 м над рекой, пересекает небольшие балки, заросшие в основном клёнами. Выходим к пяти-палаточному лагерю пограничников, обнесённому забором из колючей проволоки. Он расположился напортив речки Азмич (Азмыч, Бзыч) - левого притока Мзымты. Проверка паспортов и пропусков. Каменистый брод через реку Бешенка.

В 13:05 готовим у ручья обед на костре. Погода малооблачная. Дальше тропа идёт по лесу, с преобладанием пихты. Тропа скучная, мало панорам. Переходим вброд два рукава реки Сумасшедшая, выходим на волок, который выводит нас на Третью Энгельманову поляну. Дальше идёт грунтовая дорога, идя по которой выходим на Вторую Энгельманову поляну. В южном её углу у реки Мзымта есть вкусный железосодержащий нарзан (чем и славятся Энгельмановы поляны). Он спрятан в протоке в буро-оранжевых камнях. У нарзана на поляне ставим палатки в 17:20. Ужин готовим на костре. С дровами проблем нет.

Погода малооблачная. Состояние группы нормальное.
Отбой в 21:00.

13 день, 24.06.06, суббота

Подъём в 7:00.
Погода облачная. Состояние группы хорошее.

По бревну переходим речей и выходим на Первую Энгельманову поляну 8:50. Здесь стоит балаган Сочинского федерального Заказника. (От балагана вверх идёт дорога на север вверх в сторону хребта Аишха, по которой можно выйти к перевалу Аишха (Н/К 2400 м), ведущий в долину Малой Лабы).

Мы идём по нижней дороге, которая то поднимаясь, то спускаясь траверсирует южный склон Грушёвого хребта. Дорога после насыщенного красотами похода, кажется очень скучной. Перевалив хребет она спускается к речке Пслух к нарзанному источнику. В этом месте до недавнего времени был шлагбаум Заказника, теперь КПП пограничников, ну и, естественно, проверка пропусков и паспортов. На нарзане делаем перекус 13:40. Источник обустроен и выложен камнем. Вода сероводородсодержащая. Дорога по бетонному мосту переходит Мзымту в месте слияния её с Плухом и дальше идёт по левому берегу. Слева склоны хребта Аибга, справа за рекой склон хребта Псехако. Бетонный мост через реку Сулимовскую, ещё 800 м и вот мы выходим к финишу нашего похода – горнолыжному комплексу «Альпика-Сервис»! От пслухского нарзана 2 часа ходу.

Поход завершён!

Разваливаемся на полянке, отдыхаем и смотрим как в небе парят парапланеристы.

Садимся на автобус № 135 (есть ещё автобус №105, который через Адлер идёт в Сочи) и через час мы уже в Адлере! Купаемся в море!

5. Материальное оснащение группы

5.1 Список личного снаряжения

Наименование Основные требования к снаряжению Кол-во Вес, гр.
1. Документы Паспорт, страховой полис, билеты, ключи (герметично упакованы) компл 50
2. Деньги Упакованы и надёжно спрятаны ассорти 20
3. Рюкзак 70-100л, удобная подвеска 1 1500
4. Спальный мешок +5-0 градусов (в компрессионном мешке) 1 1600
5. Коврик теплоизолирующий Стандартный спальный 1 400
6. Ледоруб с темляком Какой получится достать 1 1500
7. Система альпинистская Беседка (низ) + обвязка (верх) 1 400
8. Карабины С муфтами (Алюминий) 2 200
9. Репшнуры D=6мм 1,5м Для «схвата»
D=8мм - 3м для блокировки системы и самостраховки
2 200
10. «Восьмёрка» Спусковое устройство (Алюминий) 1 100
11. Каска с ремешком Удобная (подойдёт любая строительная) 1 400
12. Рукавицы рабочие (брезентовые или х\б с пупырышками) Чтобы защитить руки, для работы с верёвкой, горячим котлом. 1 пара 100
13. Фонарики (гамаши, гнтры) на ботинки от снега и мелких камней Лёгкие, прочные, дышащие, с регулируемой резинкой сверху. 1 пара 200
14. Кружка, миска, ложка Лёгкая (пластик, аллюминий или тонкая нержавейка) 1 150
15. Очки солнцезащитные Чтоб не получить ожог сетчатки глаза 1 100
16. Личная аптечка Лекарства от "любимых" болезней, гигиеническая губная помада компл 100
17. Набор туалетных принадлежностей Зубная щётка, мыло, носовой платок и т.д. у кого чего болит компл 200
18. Полиэтиленовые пакеты или компрессионные мешки Для упаковки снаряжения и защиты от дождя. ассорти 150
19. Бутылка полиэтиленовая 1-1,5л 1 30
20. Фонарик (желательно) Лёгкий, надёжный, экономичный, светодиодный, налобный 1 100
21. Сидушка (желательно) В соответствии с размером седалища J (Любая) 1 100
22. Шапка спортивная Поларная или шерстяная 1 50
23. Терморукавицы Полар или шерсть 1 50
24. Кепка или панама От солнечного удара 1 50
25. Спортивная ветрозащитная куртка С капюшоном, прочная, тонкая и (желательно) дышащая 1 400
26. Тёплая кофта или свитер Полар 50-200 (флис, шерсть) 1 500
27. Футболка с длинными рукавами или лёгкая рубашка Х/б, чтоб защитить руки от солнца 1 300
28. Спортивные ветрозащитные брюки Прочные, тонкие и (желательно) дышащие 1 400
29. Спортивные штаны Полар 50 или х/б. Дышащие. 1 300
30. Нижнее бельё На своё усмотрение компл 200
31. Ботинки Горные. Прочные! Разношенные!!! 1 пара 1800
32. Носки тёплые Тонкие шерстяные или термоноски 2 пары 400
33. Носки тонкие Х/б (свежие J ) 4 пары 200
34. Кеды или лёгкие кроссовки (по желанию) Для движения по дорогам и отдыха на биваке. Лёгкие. 1 пара 300
Итого:       12550

5.2 Список группового снаряжения

Наименование Основные требования к снаряжению Кол-во Вес
1. Карты, компас, описания, документы, канцтовары Герметично упакованы и подготовлены набор 200
2. Палатки Прочные, лёгкие, быстрые в сборе 3-х мест «Нордвэй» – 3,5
4-х мест «Снаряжение» – 4,5
3. Верёвка основная D=10 мм х 50м 1 2500
4. Кошки Типа «Салева» (Алюминий) 1 пара 500
5. Горелка газовая Должны давать достаточно калорий, одной конструкции х2 800
6. Стеклоткань Не трёпаная 1 Х 1 м 200
7. Котлы 6 л + Чехлы Алюминий или тонкая нержавейка 2 1900
8. Тросик костровой, крючок D=1мм 150
9. Спички, оргстекло Обычные, суперохотничьи, зажигалки пьезо- и кремиевые 5 100
10. Хозтряпка 0,4м*0,4м 1 50

Расчёт газа по дням

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 запас 14 запас Итого
Завтрак     г г г г     г г г     г 8 дней
Обед   г г г г       г г       г
Ужин   г г г г     г г г       г

г – день с газом

5.3 Список аптечки

Препараты

Назначение Медикаменты Кол-во Применение, дозировка
Перевязочный материал. Бинты стерильные7см*5м 6 шт. Для перевязок при ранениях, давящих повязок, при кровотечениях, вывихах, ссадинах.
  Бинты стерильные14см*5м 6 шт.
  Вата медицинская стерильная 50 гр. Для обработки ран.
  Лейкопластырь разный в рулоне широкий и узкий 2 шт. Потёртости, мозоли
  Лейкопластырь бактерицидный 10 шт. Защитное заклеивание ран, порезов.
  Эластичный бинт 1 шт. Для давящих повязок
  Раствор перекиси водорода 50 мл. Обработка ран, царапин
Обеззараживающие средства. Настойка йода 3-5 % 10 мл Для обработки краев ран, полоскания ротовой полости при ангине (3-4 капли на 100 мл.теплой воды
  Раствор бриллиантовой зелени 20 мл. Для обработки краев ран
  Перманганат калия в порошке 10 гр. Бледно-розовый раствор для полоскания слизистой рта и промывания желудка, розовый для промывания гнойных ран, темно-вишневый - для обработки краев ран, ссадин
  Спирт этиловый 100 мл. Дезинфекция инструмента
Сердечно-сосудистые средства. Валидол 10 табл. Оказывающее влияние на ЦНС. Обладает сосудорасширяющем действием. Применяется при болях в сердце (стенокардии), неврозах, истериях, как противорвотное средство при морской и воздушной болезнях.1 табл. под язык.
  Нитроглицерин 10 табл. Применяется при сильных болях в сердце, которые не проходят после валидола.
  Валокордин, корвалол, кордиамин 10 мл. Применяется при болях в сердце, тахикардии (учащенном сердцебиении ), повышенной раздражительности, бессоннице, неврозах. 20 капель в небольшом количестве воды.
  Кофеин 10 табл. Возбуждает дыхательный и сосудо-двигательный центры, усиливает работу сердечной мышцы. Применяется при шоке, слабости сердечной деятельности при отравлениях, при спазмах сосудов головного мозга. 1 табл. на прием.
Средства при желудочно-кишечных заболеваниях. Левомицетин 10 табл. При дизентерии, пищевых отравлениях, брюшном тифе, туляремии. По 1 табл. 3-6 раз в день во время или после еды.
  Бесалол 10 табл. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся болями, спазмами. По 1 табл. 2 раза в день.
  Пурген 10 табл. При запоре по 1 табл. 2-3 раза в день.
  Уголь активированный 20 табл. При поносе, метеоризме, пищевых отравлениях. По 1-2 табл.
  Сульфадиметоксин 20 табл. При ангине, простудных заболеваниях, воспаление легких, дизентерии. Принимать первые сутки 3 табл. за один прием до еды, последующие - по 1 табл. 3 раза в день до еды.
Противовоспалительные средства. Эритромицин 20 табл. При воспалении легких, бронхите, ангине, карбункулах, холецистите, раневой инфекции и других воспалительных заболеваниях. По 1 табл. 4 раза в день во время еды.
  Аспирин (ацетил-солициловая кислота) 20 табл. Болеутоляющее, противовоспалительное, жаропонижающее, противоревматическое средство.
Обезболиивающие и жаропонижающие средства. Анальгин 10 табл. При головной боли, невралгии, артритах (болях в суставах), миозите, радикулите. По 1 табл. 2-3 раза в день.
  Димедрол 10 табл. При аллергии, высокой температуре(>38,5oC) вместе с аспирином и анальгином. По 1 табл.2 раза в день после еды.
  Но-шпа 10 табл. При приступах желчно и мочекаменной болезни. По 1-2 табл. 2-3 раза в день.
  Зубные капли 1 фл. Смоченную каплями вату приложить к больному зубу.
Другие средства. Нашатырный спирт 5 амп. При потере сознанания давать нюхать
  Кислота борная 10 г. Антисептическое средство. Применяется в виде водного раствора для полоскания полости рта, зева, для промывания глаз (1 чайная ложка на стакан воды для глаз 1 /2 чайной ложки).
  Питьевая сода 50 г. Для промывания желудка (1 ст. ложка на 1 л. теплой воды), для полоскания горла (1 чайная ложка на стакан теплой воды).
Кремы Крем «Спасатель»! 1 тюб. Для смазывания опрелостей, потертостей, обветренных мест, при ожогах. (от всего)
  Випратокс, апизартрон, финалгон 1 тюб. При артрите, миозите, радикулите, растяжениях и т.п. 2-3 раза в день втирать в кожу.
  Солнцезащитный защитн фактор 25 1 тюб. Мазать на открытые участки кожи на высоте
  Антимоскитный 1 тюб. От комаров и мошкары насекомых
Витамины Ревит или ундевит 120 драже Давать каждый день 3 раза в день
  Витамин С с Глюкозой 30 таб. Восстанавливает силы, профилактика после переохлаждения, по 1-2 табл. 2-3 р.в.д.

Инструмент

Термометр 1 шт.
Ножницы маленькие 1 шт.
Жгут 1 шт.
Английская булавка 5 шт.
Пипетка 1 шт.

5.4 Раскладка продуктов и стратегия закупки

Раскладка была рассчитана на 12+2 запасных дней похода. Изначально продукты закупались на 8 дней похода. Затем в посёлке Пхия, в котором есть магазин, была запланирована дозакупка ещё на 6 дней продуктов.

Закупка в граммах продуктов на 1 чел. до пос. Пхия

День 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого
  860 860 860 860 860 860 860 860 6020

Итого 9 * 6020 = 54180 – общая масса продуктов взятая до пос. Пхия.

После пос. Пхия

День 9 10 11 12 13 14 Итого
  860 860 860 860 860 860 5160

Итого 9 * 5160 = 46440 – общая масса продуктов, взятая после пос. Пхия.

6. Итоги похода, выводы и рекомендации

Поход, однозначно, удался!

Поход по этому маршруту является очень красивым и насыщенным. Все участники остались им довольны.

Из девяти участников, семь впервые шли в категорийный спортивный поход. Это означало необходимость научить их автономно и самодостаточно Жить и передвигаться в горах. Во время этого путешествия все они обогатились разнообразными знаниями о природе, красотах и особенности характера Западного Кавказа. Смогли увидеть многие долины знаменитых рек, мощные величественные хребты, заоблачные вершины, чудесные озёра. С перевалов всегда открывались великолепные ландшафтные пейзажи на многие десятки километров. Морально отдохнули от повседневной городской суеты.

Все поняли правила нахождения в горах, в плане хрупкости природы и соблюдения экологической чистоты, в особенности на территории заповедника.

Естественно, узнали будни, трудности и радости походной жизни. Научились быстро ставить и собирать лагерь, пользоваться газовым примусом, разжигать костёр в сырую погоду, готовить походную пищу, выполнять должностные обязанности.

Во время нашего приключения многие участники, до похода не державшие в руках ледоруб, смогли освоить основные приёмы работы с ним и уметь уверенно исполнить самозадержание на крутом снежном склоне. Для них он стал не «железякой в руках», а средством самостраховки. Научились уверенно ходить по крутым травянистым склонам, усвоили технику движения по каменистым осыпям мелкой и средней величины. Разобрались в основах тактики и техники передвижения в условиях горной местности. Когда и как правильно начинать «штурм» перевала. Где и как преодолевать горные реки. Получили знания и навыки по основам правил Техники безопасности.

Все эти знания и навыки ещё не раз приходится всем в походах более высоких категорий сложности.

Благодарю нашего руководителя и тренера Адлерского клуба горного туризма «Серпантин» Луста Валерия Антоновича, за его самоотверженную и увлечённую работу с ребятами нашего района и всего города Сочи. Только благодаря его работе - занятиям в клубе, лекциям по теории и практической работе на скаладроме и в походах выходного дня, смог совершиться этот поход!

Отдельное спасибо руководству Кавказского заповедника, за понимание необходимости развития туризма, как средства просвещения и духовного обогащения молодёжи в нашем нелёгком бушующем мире, и выдаче нашему клубу пропуска по маршруту через заповедник в районе нашего путешествия!