Автор: Елена Кузнецова, Москва.

Эльбрус. Лето 2008.

Отпуск удался.
Всего восемь дней, но удалось: конкретно вымокнуть, померзнуть, спасти мир альплагерь от затопления и забраться на 5642.
Закончилось все жестокой акклиматизацией обратно, уже в Москве, пару дней не могла прийти в себя.

Фотографии из Приэльбрусья:

29 июля 2008.
Изначально наша группа собиралась акклиматизироваться в Джан-Тугане, но альплагерь затопил сель (или была угроза затопления) и было принято решение делать это в Уллу-Тау, высота лагеря 2400, ущелье Адырсу. Мы присоединились к народу чуть позже, 29-го июля. Погранпропуск получили достаточно легко, прождали на заставе «Верхний Баксан» около тридцати минут.
Затем лифт, 12 км по лесной дороге - и мы в альплагере.
Мобильники ловят только на перевале, телефон в лагере из-за дождя был недоступен, местные бегают на перевал Гумачи позвонить, очень много наглых белок – и рыжих и черных, все норовят залезть в рюкзаки, чем-нибудь поживится.

С погодой не повезло. Каждую ночь заливало. Тест-драйв палатки (Alexika) показал, что все же дополнительные тенты под дно современных палаток брать стоит.
Когда дождь небольшой, они как-то защищают от воды, но под нашей палаткой протекал ручей – от него она нас не спасла. Спальники под утро оказались сырыми (хорошо что не были пуховыми), просушится возможности не было. К следующему сну подготовились более основательно - вокруг палатки прокопали водоканал, и ночью проводили эксперименты - наблюдали, как при нажатии на дно в палатку сочится вода. В остальном конструкция оказалась достаточно удобной – вход с двух сторон, кармашек на потолке, встроенная сетка от насекомых, можно открыть тканевую часть, но оставить сетку.

Померяв 20-ти килограммовый рюкзак (папа выделил фирменный, "Абалак", с которым я ходила в 14-летнем возрасте на Саяны, рюкзак радовал всех своей антикварностью), возникла мысль, что ни в какие походы с тяжелыми рюкзаками я не хочу больше. И пусть никогда. Ну и что. И зачем мне это надо …
Рюкзак носить не пришлось совсем, не считая маленького, с фотоаппаратом, и эта мысль «никогда» постепенно забылась.

На второй день вода в речках поднялась - в горах таяли ледники и начальник лагеря попросил помочь - всем лагерем, больше 100 человек пытались построить плотину – перенаправить русло реки подальше от лагерного дизеля.
Я внесла свою лепту из двух камней, остальное время выполняла роль фотографа.
Днем облака расступались, мы гуляли по ущелью. Высоты не чувствовалось, усталости от ходьбы у меня тоже не было, мышцы не болели. Дышалось очень легко и приятно. Сходили до Райских ночёвок, на ледник, и до водопада.

02 августа 2008.
Переехали к подножью Эльбруса. Наша подгруппа повела себя абсолютно неспортивно – помокнув и поняв, что просушится нереально, не стали ночевать в палатках, перебрались в «зимний рай». Просушили ботинки и спальники, подзарядили технику.

03 августа 2008.
Съездили раз до Бочек на подъемнике, поднялись до скал Пастухова. Поняли, что термос с собой наверх не будем брать.

04 августа 2008.
Взяли прогноз погоды в Альпиндустрии и треккинговые палки, взамен к сломанным к тому моменту уже имеющимся.
В Альпиндустрии (внизу в Баксанском ущелье) есть абсолютно все, что нужно для восхождения на Эльбрус – палки, ботинки, кошки, ледорубы и GPS'ы, спальники (и недорого - GPS - по 200 рублей в сутки, палки - по 100 рублей)
Прогноз распечатывается на ближайшую неделю каждый день. Каждый день меняется и не совпадает с тем, что есть на самом деле.
отступать было некуда. Группа уезжала позже, у них было время ждать когда же будет ясно, Мы же очень хотели поднятся, а билеты были на 06 августа. Было слегка волнительно, могла испортится погода, могли потерять вешки, могли… могло случится все что угодно.
Ночевали, в домиках на уровне приюта. Комната состоит из двух этажей, на каждом спят по 4 человека. Душно, но зато не дует ветер. Периодически подтягиваются желающие залезть, или спускаются уже побывавшие на вершине. У тех, кто с горы, красные, сумасшедшие глаза и облупившиеся носы, или маска, у некоторых блуждающая улыбка. Спать сложно, но посидеть и послушать разные байки весело.

В полвторого ночи вышли. Все оказалось не так страшно, не так мучительно.
Где-то с часа народ потихоньку начинает просыпаться и высыпает на склон. Идущие вверх мигают фонариками. Подготовка совершенно разная. Кто-то приезжает, ночует несколько ночей на высоте 4100 м (в приюте) или 3800 м (на Бочках) и идет вверх, кто-то готовится более основательно, кто-то вообще не готовится. Кто-то мерзнет в палатках, кто-то едет до скал Пастухова на ратраках… рассказали, что один экстремальный водитель ратрака, за полторы тысячи Евро может довезти даже до седловины.
Все стремятся наверх. До 3:30 утра шли вверх до скал Пастухова самостоятельно. Я радовалась, насколько удобно идти в кошках (до этого ни разу не пробовала). К этому времени на ратраках подъехала группа англичан с инструктором. Они шли очень медленно, но верно – мы пристроились за ними. Взяли напрокат простенький GPS (e-Trex) с единственным забитым маршрутом до западной вершины. Большую часть времени то, что он показывал было похоже на правду. Иногда на короткое время терялись спутники. вещь удобная, но без вешек и только с ним идти показалось нереально (в менее опасной местности можно, но на Эльбрусе есть пару крутых мест, где нельзя отклонятся с маршрута).
На высоте 4800 меня начало тошнить. Казалось что это из-за скорости англичан – они неожиданно тормозили (как в машине, когда не ты за рулем), невозможно было предугадать когда они встанут и когда пойдут. Некоторое время отстали, потом догоняли. Хотелось сесть, согреется и заснуть. Одежды хватило ровно-ровно – горнолыжная куртка, мембрана 10000, штаны мембрана 3000, термобелье 2 флиски, одна тоненькая, другая довольно толстая. Отдельное спасибо фирме Asolo за ботинки – офигительные ботинки – ноге очень комфортно и в минусовую температуру, и в плюсовую, не промокают, по камням ноги не сбиваются, кошки к ботинкам были подогнаны, сидели отлично (кошки Old school).

В 07:30 утра были на седловине. Встретили двоих ребят, те попросили сфотографировать. Было бело, метель еще не началась, но видимости не было никакой.
У меня сил доставать фотик уже не было. Хотя я не умирала. Я даже уже знала, что мы дойдем.
Еще 2 часа - и в 09:20 вершина. Пупырь, а вокруг все бело. Кажется что это равнина, только чуть тяжело. Горняшка отпустила после леденцов. Ничего не хотелось. Мысль о том что в рюкзаке фотоаппарат не грела. Доставать еду и есть тоже не хотелось. Плюхнулась рядом с постаментом, англичане доставали флаг своей футбольной команды, фотографировались, на вершину кто-то затащил две 16-ти килограммовые гири, ночью перед восхождением нам о них рассказывали, «заходишь на вершину, умирая, а там такой мужичек этими гирями поигрывает». Пошутила, спросила у англичанина, может ли он их поднять, он смог. Щелкнула англичанина, 2 гири и себя на фоне белого безмолвия.

Думала о том, что как хорошо что у нас нет с собой лыж – это ужасно тяжело – тащить с собой лыжи.

Вниз.
Была метель, очки с обеих стороны были залеплены мокрым снегом, если снять, все бело и ничего не видно. Эльбрус завалило снегом. Снега было много, он был мягкий и по нему никто еще не катался, в него было приятно падать. Очень хотелось лыжи, хотя пару часов назад я еще думала, что как хорошо, что не нужно их тащить вверх.

Внизу рассказывали историю про бордистов – поднимаясь вверх, идти было невмоготу и кто-то оставил борд немного пониже, на 4800 м. Вернувшись, сноуборд не нашли, зато нашли тур, сложенный из камней, в нем 400 Евро и записку: «Мы у вас его не украли, купили».

Спуск вниз получился медленный. Не осталось сил в мышцах.
Народ в лагере сидел в депрессии – мокро и снежно, вопреки всем прогнозам. Как идти – непонятно, им оставался один день.
Мы не получили эстетического удовольствия, но сделали то, что хотели – мы поднялись на западную вершину Эльбруса, 5642.
И это оказалось не так тяжело.
Группа поднималась в следующую ночь и была вознаграждена за плохую погоду- в течении всего похода отличной видимостью на вершине.

Мы позавидовали им внизу, прогулялись до источника, где из земли бьет Нарзан, поели шурпы из баранины и еще раз поднявшись на первую очередь Эльбруса, поехали в аэропорт.

Я думаю о том, что, возможно, я все-таки схожу туда с лыжами, посмотреть на мир с высоты 5642, сфотографироваться на фоне и скатиться вниз :)

Материал предоставлен сайтом lilichestvo.livejournal.com.