Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Нечаев Александр., Новосибирск (Краснообск)

Алтай-2008. Супермарафон Актру-Белуха

Горный поход 3 категории сложности, совершенный в период 18 июля - 6 авг. 2008 года
в районе Северо-Чуйского и Центрального Катуньского хребта по маршруту:

с.Курай (перевалка)-а\л Актру-лдн.Л.Б.Актру (Голубое Озеро), траверс пер.Маашей-пик Тамма, 2А, 3800 - р.Л.Карагем-Карагемская Поляна- р. Карагем- радиалка: р.Камрю-оз.Камрю- р.Аргут- р.Иедыгем- р.Менсу-пер. Титова, 2А,3220- р.Аккеем- с.Тюнгур

Руководитель похода, автор отчета Нечаев Александр, клуб "ДРУЗА" - netaew@mail.ru , Новосибирск.
Авторы фотографий: А. Нечаев (А), К.Борейша (К), О. Елкин (Е).
Всего пешком : 217 км
Походное время в пути: 17 дней.

Список участников похода

ФИО

Воз

раст

Город

Опыт

походов

Категория

1. Нечаев Александр

61

НСО,Краснообск

Алтай, 9 горных походов, из них 3 -3кс,Р

Рук. групп

2. Елкин Олег

30

НСО,Краснообск

3ГУ

Участник

4. Борейша Константин

32

г.Владимир

3р.альп.

Кавказ, 4бАУ

Северн.Урал 3ГУ

Участник

5. Григорьев Владимир

49

г. Новосибирск

2ГУ

участник


Фактический график движения группы

Поход 2008
Факт

Всего
км

от и до
км

Нмин
Нмах
Нмин

Дельта
Н

Дата отпр

Дни

Новосибирск-Бийск

0

800

18 июл

1

Бийск-Курай-Перевалка

19 июл

1

Перевалка-А.\л Актру

8,31

8,31

1624
2100

524

20 июл

1

А.\л Актру-Голубое оз.

12,81

4,5

2100
2800

700

21 июл

1

Голуб.оз-траверс СЧХ -пик Тамма-р.Л.Карагем-Караг.Поляна

31,51

18,7

2800
3800
2100

1000
-775

22 июл

2

Дневка

51,51

20

24 июл

1

Караг. Поляна-р.Карагем-р. Камрю.

66,51

15

2100
1750

-450

25 июл

1

р. Камрю-Радиалка на оз.Камрю.-брод Карагем

87,51

21

1750
2100

450

26 июл

1

Переправа, брод Карагем- Стоянка

91,51

4

2100
1500

-600

27 июл

1

Стоянка-Мост на Карагем-р.Аргут

109,51

18

1500
1300

-200

28 июл

1

р.Аргут-с.Аргут-р.Кулагаш

127,51

18

1300
1250

-150

29 июл

1

р.Кулагаш-р.Иедыгем +4км, ст. Лягушка

139,51

12

1250
1600

350

30 июл

1

р.Иедыгем, ст.Лягушка-стрелка
р.Менсу+1 км

151,51

12

1600
1850

250

31 июл

1

стрелка р.Менсу+1 км-Зел.гостинниц

163,51

12

1850
2800

950

1 авг

1

Зел.гостин (Лдн.Менсу)-пер Титова,2А,3220 -Томские стоянки

168,01

4,5

2800
3220
3000

420
-220

2 авг

1

Томские стоянки-оз.Аккем.Полудневка

178,01

10

3000
2100

-900

3 авг

1

оз.Аккем- 3 Березы

200,01

22

2100
1000

-1100

4 авг

1

3 березы- Тюнгур

216,01

16

1000
1500
900

500
-600

5 авг

1

Г.Алтайск-Новосибирск

6 авг

0

Итого

216

17



ОПИСАНИЕ ПОХОДА.

Наконец-то это может свершиться! И мы пройдем супермарафонскую дистанцию от Ак-тру до Белухи! Это более 200 км в плане и 9 рек: Актру, Л.Карагем, Карагем, Камрю, Аргут, Кулагаш, Иедыгем, Менсу, Аккем. Реализация похода стала возможной благодаря организации заброски на Карагемскую Поляну через с. Белтир совместно с группой Димы Дорохова, Моск-ва ее силами. Это дало нам возможность пройти наиболее сложный участок траверса Маашей- пик Тамма -р. Л.Карагем с весом рюкзаков около 22 кг.
Формирование группы. Участниками заявлены, кроме меня, Олег Елкин, Борейша Кон-стантин, опытный альпинист из Владимира и Григорьев Владимир из Новосибирска с незначи-тельным опытом походов. Но как оказалось, благодаря занятиям подводным плаваньем уро-вень выносливости у него был неплохой. Итого набиралась группа из 4 человек. Окончатель-ный срок выезда был намечен на 18 июля. Билеты на поезд были взяты. Газель заказана в фирме БийскАлтТур совместно с группой Димы (Москва).
Константин из Владимира выехал раньше и дожидается нас в Курае или Ине. Это связано с посещением могилы его деда, который жил в Ине. Попытки найти человека сопровождаю-щего нашу заброску на Карагемскую Поляну успеха не принесли. В планы Константина входи-ло осуществить восхождение на г.Белуха в конце похода. При этом вес рюкзака Константина включал продукты питания на 20 дней, индивидуальную палатку, что превышало вес наших рюкзаков.
После приезда в Бийск 19 июля мы ждем москвичей около вокзала. Узнаем, что самолет опоздал и газель с командой Димы подъехала где-то около 10 часов. Константин ждет нас в Курае, но с ним пока связи нет.

1. ЧУЙСКИЙ ТРАКТ-ПЕРЕВАЛКА- А\Л АКТРУ.
19 июл. 08г. В газель Замчалова набралось всего 8 человек: пять москвичей и трое на-ших. Константин Борейша из Владимира в это время находиться в Курае. Часов в 12 от него поступило долгожданное СМС сообщение. Он ждет в беседке на Чуйском тракте на въезде в село. Вот некоторые снимки, сделанные им в Ине.

Вечером подъезжаем к с.Акташ, где находится Управление пограничной службы Горного Алтая. Заходим в КПП. Там находится дежурный алтаец в форме пограничника. Просим выдать нам пропуск в район Джазатора и Белухи, который мы предварительно заказали послав заявление по факсу. Дежурный, проверив пропуска, заявил, что их нет. Была суббота, поэтому кроме дежурного в части никого нет. Нам было предложено зайти завтра или в понедельник, что нас совершенно не устраивало . И мы рискнули поехать дальше, в надежде, что пропуска найдутся в выходе из пограничной зоны. От Акташа до Курая ехать около часа. И вот к часам к 20 мы подъехали к искомой беседке, где скучал Константин. Оставив заброску Диме, мы начали искать варианты доставки до Перевалки. Костя не терял время даром и пошел в деревню за транспортом. Приехал минут через 30 на "газеле" с алтайцем за рулем. Алтаец клятвенно гарантировал что доставить нас к Перевалке за 1500 рублей. Делать было нечего и мы согласились и это было началом первого приключения. По пути алтаец заехал домой и уже по темноте мы выехали, предвкушая костер и ужин. Но переехав мост через Чую и дальше километров на 10 в сторону Актру, мотор у машины начал катастрофически перегреваться и алтаец, не зная что делать, просто стоял и ждал когда тем-пература снизиться. Приключение закончилось тем, что мы подъехали к Перевалке около 2 часов ночи. И, отпустив водителя, дошли до моста через Актру пешком и, установив палатку, заснули до утра.
20 июл. 08г. Перевалка- а\л Актру. ЧХВ 3 часа, S=9 км. Расположились, как всегда, около морены в конце леса. Некоторые фотографии , сделанные по пути, Ф6-Ф15. После решили сходить на ледник М.Актру для ледовой тренировки.

2. А\Л АКТРУ- ГОЛУБОЕ ОЗЕРО
21 июл. 08г. ЧХВ 4 часа. S=4км. Путь на Голубое озеро стандартный, не раз хоженый. Переправа через Актру по бревнам ф20,21, мемориальный камень ф23, "бараньи лбы", ф24

3. АКТРУ-ПИК ТАММА-Р.Л.КАРАГЕМ-КАРАГЕМСКАЯ ПОЛЯНА
22 июл. 08г. Актру- седло пер.Маашей- пик Тамма- седло пер.Тамма- морена на конце ледника Тамма (р. Л.Карагем). ЧХВ 14 ч, S=7,7км. В 9-00 группа была на первом уровне ледника Л.Б.Актру где начиналась зона трещин. Связались, ф39, подошли к начала подъема на седло пер. Маашей. Ледник на подъеме закрытый. При подходе к бергшрундту обнаруживаем, что по сравнению с прошлым годом высота краев берга стала незначительной и он сильно засыпан снегом. Это упростило его преодоление. В 14-30 были у тура пер. Маашей

При подъеме на пер. Маашей при переходе очередной трещины по снежному мосту снежный мост не выдержал Владимира и он провалился по пояс, ф.47А. После перекуса крат-кий отдых и фотосъемка. Из снятых кадров получилась отличная панорама ущелья Маашей с видом на Северо-Чуйский хребет. На перевале снята перевальная записка группы туристов г. Чебоксары от28 сент. 2007 года. После перекуса идем до пика Тамма, 3800. Этот путь извес-тен по радиалка 2007года.

Далее выходим на гребень пика Тамма, ф56-ф59, и продолжаем движение в связках по дуге к скалам напротив. Крутизна гребня в сторону р. Карагем около 40 град. В противоположную -не менее 50 град. При срыве одного из связки, другой должен прыгать на противоположный склон. Первым идет Константин, затем я, потом Елкин и Григорьев. Дойдя до контрфорса, Костя страхует связку через скальный выступ. Я меняю Костю и т.д. Все благополучно доходят до скал. Дальнейшее движение продолжаем спуском по осыпному склону скального контрфорса на ледник, ф61-ф64, и далее обход следующего контрфорса слева по леднику с провешиванием перил,ф66-68.

Отметим, что учитывая напряженную ситуацию при преодолении гребня после выхода на скалы мы забываем про тур и продолжаем спуск так и не вспомнив про него. При спуске со второго уровня скал ( второй контрфорс) по леднику сверху был очевиден выход сразу на поле перевала Тамма. Приняв решение вешать веревки продолжаем спуск. Крутизна льда ме-няется от 30 до 45 градусов. Было провешено 5-6 веревок по 40 метров. Но при подходе к концу склона оказалось, что склон опоясывает широкий бергшрундта. Поэтому кричу Кости спускаться влево маятником на скальную осыпь. Мы же делаем горизонтальные перила, для предотвращения срыва в бергшрундт. Выйдя на скальную осыпь, делаем перерыв для отдыха. Время 18 с копейками. Поскольку трещина с данного места не видна, Костя пробует спуститься к ней на веревке, но возвращается с информацией, что снежного моста практически нет. Очевидно, что надо идти по направлению к перевалу, ибо там видно что трещина сужается. Принимаю решение идти вперед в связках по ледовому склону. По мере движения замечаю камни на снежном перекрытии берга. Ну если лежат огромные камни, то возможен переход в этом месте. Закрепляем веревку на ледобуре на случай провала моста. Первый снова идет Костя ( что значит опыт!) и о, удача! Мост выдерживает Костю вместе с рюкзаком. Костя закрепляет свой конец веревки и мы по очереди преодолеваем мост по перилам, ф69-ф70. Смотрю на часы –время 19-20. Надо успеть спуститься вниз на стоянку хотя - бы на морене. Впереди закрытый ледник. Но путь спуска мне знаком по походу с Димой Дороховым в 2005 году, когда мы совершили радиалку Карагемская поляна- пер. Тамма. Снегу было намного больше. Сейчас снегу меньше и большинство трещин открыто. Это облегчает их обход.

Путь спуска с ледникового поля перевала Тамма проходит следующим образом: от бер-гшрундта идем к спуску слева от контрфорса 3 ( ф74Е_П) и спускаемся вниз, лавируя между открытыми трещинами. Затем уходим вправо и вниз налево вдоль ледниковой реки. Потом идем поперек ущелья ледника на противоположную сторону. Продолжаем спуск к дальним бараньим лбам, перейдя которые оказываемся перед ручьем текущим вниз. При возможности, можно перейти на другую сторону ручья и продолжать спуск в обоих случаях вдоль ручья до травянистых островков. Там есть место для стоянки. В этом месте заканчивается ледник Тамма, ф75А. В этом месте мы и остановились на стоянку в 21-40, прекратив спуск с перевала в зону леса, до которой было еще спускаться не менее 2 часов.

23 июл. 08г. План на сегодня- дойти до Карагемской поляны по рекам Л. Карагем и Карагем. 24 июля дневка с нахождением заброски. ЧХВ 7 ч, S=11 км.

Утром преодолеваем вброд исток Л. Карагема и идем вдоль русла реки по тропе. Тропа то переходит на отмели то уходит наверх. Но тропа устойчиво видна и потерять ее трудно.

К 18-00 достигли Карагемской Поляны. На Поляне бродят две лошади: значит есть ал-тайцы. Заходим в их домик возле бани : там трое алтайцев. Есть пиво, баня + стоянка с дрова-ми за один день 150 рублей. Заказываем баню на завтра, бросаем рюкзаки на месте стоянки и ищем план, оставленный Димой в условленном месте. Место заранее оговорено с Димой по фотографии с Поляны прошлого года. Находим дерево с привязанной меткой. Все обшарив возле условленного дерева возле бани, ничего не находим. Как же так? Неужели не найдем? Тогда придется ждать Диму на поляне до 26-27 июля, когда его группа вернется с Южно-Чуйского хребта. Однако Владимир проявил особое чутье на "секретные" записки и, изрыв весь дерн возле ели, находит полиэтиленовый пенал с планом заброски. Решаем завтра искать заброску.

4. КАРАГЕМСКАЯ ПОЛЯНА-Р.КАРАГЕМ-Р.АРГУТ
24.07.08Г.
ДНЕВКА. ЧХВ 6 часов, S=20 км. После подъема освобождаем рюкзаки и я, Костя и Олег Елкин идем на поиск заброски. Следуем точно написанному плану. А в нем написано настоящая шифровка, которую нам удалось расшифровать лишь спустя 20 км поиска. Там написано: " от Карагемской поляны в направлении Карагемского перевала по дороге ( от конца поля 200-300 полушагов стоит камень)..." и приведена его форма. Путаница терминологии " поляна и поле" что оказалось одним и тем же, а также тот фактор, что машина не могла проехать далеко по дороге от перевала ввиду завалов дороги, никак не могло прийти к догадке что поле и поляна -это одно и то же. Что такое "корч" - это еще можно догадаться, что это вывернутое дерево с корнем. Итак, мы прошли и обследовали все поляны почти до Карагемского перевала - камня нужной формы и размера не нашли. Пошел дождь налетели облака и мы пошли назад и встретили алтайца на лошади, который выспросив, что нам нужно, засмеялся и сказал, что видел 5 туристов с рюкзаками возле Карагемской поляны. Это дал надежду еще раз обследовать местность около поляны. И вот подходя снова к Поляне увидели, что идет навстречу Владимир, оставленный присматривать за нашими вещами на Поляне. Сидя на Поляне он так же пришел к выводу что надо искать около Поляны. И тут мелькнула догадка: а что если поле -это край Поляны? И вот он камень! Дальше следуя плану находим заброску. Ура! Мы спасены и можно спокойно продолжать маршрут, который был бы сорван ввиду простой задержки времени на ожидание Димы. Впоследствии выяснилось у Димы, что план писал человек, туристический опыт которого не соответствовал этим требованиям. Теперь- баня и отдых. Алтайцы уже готовят ее и топят. Вечером после приятных процедур в виде "парная - река Карагем", пришла идея использовать свободных лошадей алтайцев, которые мирно паслись на Поляне. Костя уже познакомился с одной из них, катаясь на ней около часа, ф87К. Как увидим дальше - знакомство с лошадью сыграло в дальнейшем очень важную роль при переправе. Итак, предлагаю использовать вариант с заказом лошади для переправы, что гарантирует переправу через р. Карагем в среднем течении. Алтаец согласен приехать 27 июля утром к места переправы, запросив с нас сначала 1000р , а на утро 1500. Это около 15 км. Мы оставляем ему также лишний груз, снаряжение.

25.07.08Г. Карагемская Поляна- р. Камрю. ЧХВ 5 часов.S=9км.На сегодня переход до места впадения в р. Карагем реки Камрю. Выходим после обеда в 13-00, т.к. с утра туман, воз-можен дождь. К обеду туман понимается и мы выходим. Поднявшись немного выше по р.Карагем бродим речку стенкой, находим тропу и по ней за 5 переходов доходим до р. Кам-рю. Переход через р. Камрю осуществляем по сдвоенным бревнам. Вероятность упасть в Камрю была, поскольку бревна омываются водой и в этом месте скользкие. Отмечу, что по пути пришлось преодолевать еще один ручей, ф.93,94, Елкин и Константин перешли по высоким бревнам, я просто перешел по воде, цепляясь за корень дерева,ф.94, Владимир решил искать более надежный путь и пошел вверх по ручью и потерялся из виду. Время, отпущенное на возврат Владимира прошло и мы решили идти на его поиски. Спустя некоторое время увидели Владимира. Но такие самостоятельные действия вообще-то, учитывая походный опыт, недопустимы. При срыве Владимиру некому было бы оказать помощь.

26.07.08Г. Радиалка р. Карагем-оз.Камрю-р.Карагем-место брода Карагем. ЧХВ 7 часов, S=13 км. Озеро Камрю является одним из лучших высокогорных озер Алтая. Небольшое и компактное, оно окружено хвойным лесом. Недалеко видны снежные пики Северо-Чуйского хребта с перевалами Туманными. Кстати, сделанные фотографии говорят сами за себя. Дойдя до места брода решаю остановиться перед ручьем, через который проходит единственная тропа и алтаец на лошади не проедет незамеченным.

27.07.08Г. Брод через Карагем- стоянка не доходя до 6 притока. ЧХВ 4 часов, S=4 км.
Алтаец приехал около 12 часов дня, заставив немного понервничать, поскольку обещал приехать утром. Вместе с ним мы спустились к разливам на реке и... переправа началась. Сна-чала он перевез самый тяжелый рюкзак Кости. Потом перевез Костю. Вода была лошади по брюхо и прибывала с каждой минутой. Приехав в очередной раз, алтаец сказал, что бы мы связали два рюкзака и накинули на лошадь. Я и Елкин О. связали свои рюкзаки и накинули на лошадь, при этом веревка зацепилась за седло.
И о, ужас, конь, ведший себя и ранее нервно, вдруг очумел, испугавшись рюкзаков понес-ся вперед, вырвавшись из рук алтайца. Он выскочил на середину протоки и помчался по ее средине, которая не была ему помехой. Мы оцепенели, наблюдая за этой дикой скачкой, по-корно ожидая чем она закончиться. И нам повезло, конь повернул на левый берег где стояли и мы и выскочив на берег упал, где его и поймал алтаец. А если бы рюкзаки упали в Карагем или он упрыгал на противоположный берег- поход закончился плачевно, в одном случае, рюкзаки уплыли бы вместе с документами и деньгами, в другом- ловить коня было бы некому. Видя непокорность коня, я решил что необходимо натягивать переправу, используя две веревки и сказал алтайцу привезти их. Но вместо алтайца приехал Константин, оставя алтайца на том берегу. Вот здесь и пригодился контакт коня и Константина. Костя что-то шептал ему на ухо и конь слушался его. Тогда мы применили прием " закрытый глаз". При очередной погрузке рюкзаков Костя закрывал коню глаз и он вел себя спокойно, не видя опасных ему рюкзаков. Таким способом Костя перевез три рюкзака и нас по очереди. Отдав алтайцу деньги мы попрощались с ним, и перекусив и высушив вещи, которые все-таки промокли снизу, отправились в путь вниз по р. Карагем. На стоянку встали в 19-30 какой -то низине в непролазной буреломе, но там был ручей!

28.07.08Г. Стоянка до 6 притока р.Карагем- Мост на Карагеме- стрелка Карагем, Аргут. ЧХВ 8 часов, S=18 км. Мы опаздываем относительно графика на полтора дня. Поэтому сегодня необходимо пройти максимум, благо часа через 2 пошла просто дорога и широкая долина. До поворота Карагема налево тропа носила характер обхода прижимов, петляя по лесу и кустарнику то набирая высоту, то идя вблизи от воды. Основную дорогу пересекают звериные тропы, которые не раз путали нас уводя резко вверх, но куда не было необ-ходимости лезть.

При подходе к мосту через Карагем необходимо быть внимательным, поскольку с дороги он не виден, но к нему идет сверток от дороги явно для прохождения машин. Свое местопо-ложение мы уточнили с помощью GPS навигатора, который был у Кости. Итак, мост обнару-жен и цел. Время 17 часов. Переходим мост через Карагем и идем дальше дорога проходит мимо зимовки алтайцев. Появились мощные тополя. Судя по их изрезанной коре это очень старые деревья. Доходим до очередного ручья и становимся на стоянку. Время 19 часов. До села Аргут еще около 10 км.

5. РЕКА АРГУТ -Р. КУЛАГАШ-Р.ИЕДЫГЕМ-Р.МЕНСУ
29.07.08Г.
Стрелка Карагем, Аргут- с.Аргут- мост Кулагаш. ЧХВ 8 часов, S=18 км. План на сегодня- переправа р.Аргут- стоянка возле моста через р.Кулагаш. Выходим около 8 утра. Дорога идет далее вдоль Карагема, через короткое время выходит к месту слияния Карагема и Аргута, ф157А. Напротив виднеется снежная гора из массива Шенелю Восточного узла Катуньского хребта. Границей Катуньского и Северо- Южно -Чуйского хребта является река Аргут. В 12 часу подходим к парому через Аргут. Паром стоит на другой стороне реки. Через реку протянут мощный трос для парома. Ждем что появиться кто-то из местных жителей с. Аргут. И вот видим на другой стороне скачет Алтаец на лошади. Он что-то кричит и машет рукой в сторону села. Ясно, что он показывает куда нам надо идти и переправа на пароме сегодня невозможна. Действительно, подходим по дороге ведущей к селу к берегу Аргута видим на другой стороне реки группу жителей села и резиновую лодку. Двое алтайцев переправляются на этой лодке к нам, ловко управляясь с лодкой при достаточно бурном течении реки. Мы подходим и узнаем что переправа возможна только на этой лодке, т.к. паром сломан и будет сделан при доставке запасной части где-то через день. Цена за переправу 400 рублей\чел. Но как так, говорю я, в прошлом году была всего 150 рублей с человека? В итоге договорились переправиться за 1500 рублей. В два приема алтайцы лихо переправила нас на другой берег. Мы угостили алтайских ребятишек конфетами и пошли через с. Аргут дальше. Село Аргут очень аккуратное локальное поселение алтайцев в долине реки Аргут. Всего 20 семей. В основном занимаются животноводством. Пройдя село, пошли по тропе вдоль р. Аргут вниз по течению.

Пройдя село, остановились на перекус возле чистого ручья. Время 13-00. После перекуса пошли к мосту через р. Кулагаш. Идем вдоль красивой реки Аргут. Алтайцы уже косят сено на полянах. Вид в долину с. Аргут, ф.169,170. К мосту через Кулагаш подходим в 18 -00. Останавливаемся на стоянку не переходя моста, поскольку дальше идет высокий моренный вал и неизвестно есть ли за ним близко площадка с чистой водой. Возле палаток на поляне зимовка алтайцев, которую детально обследовал Владимир.
Добавлю, что на этой стоянке нас посетила НЛО. Я проснулся ночью часа в 3 от пиканья рядом с палаткой Кости. "Навигатор"- подумал я. Потом пиканье стало удалятся вниз и затих-ло. Утром я спросил у Кости не пикал ли ночью его навигатор. Ответ был отрицательный. Он вообще никогда не пикает. Что или кто пикал ночью с перемещением остался открытым.

30.07.08Г. Мост Кулагаш- мост Иедыгем+4 км вверх р. Иедыгем(ст. Лягушка). ЧХВ 9 часов, S=12 км.,Н=+350м. Выходим часов в 8-30. На небе ни облачка. Солнце продолжает не-щадно палить. Несмотря на то что мы продолжаем снижаться по высоте, долина Аргута сужается и приходиться либо идти по курумнику около воды либо обходить прижимы резко взбираясь вверх, ф183. Вода в Аргуте белая от взвеси растворенных камней и мы запасаем воду из ручьев, но ее явно нехватает. При подходе к Иедыгему встречаем двух туристов, ф.186, от которых узнаем, что мост цел и находиться в самом внизу Иедыгема. Они же работники спецназа, кажется из Самары, и идут из Тюнгура по книжному маршруту из восточной части Катуни. На маршрут вышли без достаточной проработки, блудили и вот уже конец запланированных дней и срочно надо выходить т.к. куплен билет на обратный рейс. Выход один- надо выходить на Джазатор. На этом мы и распрощались, пожелав друг другу удачи. К 13-00 достигаем старого моста через Иедыгем от которого остались только "быки". Владимир несколько отстал, мы идем вниз к мосту и переходим его. Становимся на перекус. Владимира нет. Проходит минут 30 -его все нет. Очевидно, что он заблудился и мог уйти вверх по Иедыгему. Переходим на режим спасработ и вдвоем с Елкиным идем на поиски Владимира. Нашли его возле старого моста. Действительно, он не зная куда идти, решил дожидаться нас здесь как очевидного ориентира. Это было правильным решением. Радостные, мы заспешили к костру на перекус. Желающие приняли душ в виде обливания водой Иедыгема, что облегчило наш тепловой режим. После перекуса и отдыха находим тропу вверх по Иедыгему и уходим по ней. Что характерно, почему-то всегда после обеда приходиться подниматься. Так и сейчас, выходим на резкий подъем метров на 200-300 по высоте. Затем подъем выполаживается и переходит в постепенный набор высоты. Идем к намеченной стоянке в зеленой зоне. Тропа проходит сквозь плотные кусты высокой акации и кустарника и конца такой дороги не видно. Ближе к вечеру вдруг из зарослей выныривают два туриста (мужчина и женщина) с видеокамерой на штативе. Они из Барнаула. Они сообщают, что внизу есть ручей. Это радует и мы решаем там остановиться на стоянку. Действительно, в зарослях и буреломе есть чистый ручей. Расчищаем место для палаток и устанавливаем их. Место для костра находим возле камня, по форме похожего на лягушку. Решаем назвать это место стоянкой "У Лягушки" в надежде, что оно станет традиционным для туристов, ф192.

31.07.08Г. Р. Иедыгем(ст. Лягушка)-стрелка Менсу Иедыгем+1 км. ЧХВ 8 часов, S=12 км. Постепенно накапливается нервная усталость у некоторых членов команды. 11 день тяжелого туристического труда по переноске тяжестей на максимальное расстояние за день с постоянным поиском тропы и обустройством собственного быта. Некоторые ежедневно напоминая о том, что ему необходимо выйти точно 5 -го на работу, тем самым как бы подгоняя нас на маршруте. Но поход то любительский и конечно не привязан жестко к датам, и в се участники об этом прекрасно знают. Другим кажется, что они самые быстрые утром по сбору своего рюкзака и готовности к выходу и руководитель должен всех равнять на него, самого быстрого всех участников, подгоняя их. Вот и в это утро, самый быстрый собрался всех раньше и быстро как обезьяна забрался по тонким 4 метровым стволам прямо наверх, потом слез вниз взвалил рюкзак и ушел на тропу несмотря на мои призывы стоять и ждать всех остальных. Все остальные вышли, когда стал готов последний из участников Константин. Нагнав Елкина, я предупредил его о недопустимости данного поведения, тем более он был ознакомлен с походными правилами. Но поход необходимо продолжать.
И вот наконец-то появилась гора Белуха с горой Делоне, ф195А, но нам до нее еще идти два дня. К 18 мы были на месте водопада Куркуре, ф199,ф200. По дороге и на поляне у водопада нам встретились, оставленные алтайскими охотниками, рога горного козла. Пройдя еще километр по реке Менсу остановились на стоянку у берега реки Менсу

6. Р.МЕНСУ-ЛДН. МЕНСУ-ПЕР. ТИТОВА, 2А, 3220- ТОМСКИЕ СТОЯНКИ
01.08.08Г.
Стрелка Менсу Иедыгем+1 км.- Зеленые Гостинницы Менсу. ЧХВ 10 часов, S=12 км, Н=+950м. Продолжаем подъем по реке Менсу. Из сложностей рельефных препятст-вий отметим обход прижима невдалеке от ледника Менсу, ф202, и выход на ледник Менсу. В случае если путь проходит по левой стороне орографически, то при выходе на ледник Менсу необходимо перейти приток Менсу стекающий с цирка пер. Карачик далее, взбираться на впереди стоящий моренный вал. Переход на ледник слева от морены невозможен. Там скрыт от взора широкий и бурный поток, вырывающийся из под ледника,ф209К.
При подходе к леднику Менсу взору предстает мощный водопад, который не устает восхищать своей неукротимостью из года в год, фф.203-205,208. И вот мы на леднике. Сначала идем без кошек, но потом ледник становиться ослепительно белым и скользким. Одеваем кошки и очки, ф. 211-216, продолжаем путь. Сегодня солнечное затмение в около 17 часов по местному времени. Явление уникально, раз в 30 лет, поэтому мы смотрим на небо и ждем полного затмения. Но небо в этом участке облачно и солнце скрывается за тучами, иногда появляясь. И вот наконец полное затмение. Вспыхнул ореол вокруг солнца и Венера засверкала на небосводе. Вокруг потемнело. Но это было недолго Солнце вернулось и мы продолжили свой путь. Надо было спешить, до морены Зеленых гостиниц еще далеко. Продолжаем путь по леднику. Доходим до морены и поднимаемся наверх. Делаем стоянку на травянистом плато имеющим угол около 5 гралусов,ф216Е. Но до стоянок с ручьем( водой) мы в этот день не дошли. Время 20-30. В пути 12 часов. О. Елкин и Костя спускаются вниз за водой на ледник со всеми пустыми бутылками. Которые у нас нашлись. Ура, мы с водой! Готовим ужин на газовой горелке. Погода портиться. Над Белухой и пер. Титова мрачные серые облака. Над правым потоком ледника Менсу в стороне пер. Туристов радуга,ф217А. Этот вечер порадовал обилием хороших видов, ф218-221.

02.08.08Г. Зеленые Гостиницы морены Менсу- пер. Титова, 2А, 3220-Томские стоян-ки. ЧХВ 6 часов, S=4,5 км, Н=+420, -220м. Итак, снова снежно-ледовый перевал Титова. Дан-ный перевал я проходил на спуск и был уверен в его простоте на подъем, поскольку необхо-димо было преодолеть бергшрундт и провесить 60 метров перил. Но еще раз убедился, что каждый поход это риск и новизна, и необходимо готовиться ко всяким неожиданностям. Так и получилось в этот раз. Уходим с морены по ее верхнему гребню и вот они Зеленые гостини-цы. Удобные места для стоянок с ручьем . Мы не дошли до них по времени около минут 40, час. Морена поворачивает направо и мы делаем снимки грозного ледопада (Н=500м) Менсу, перевала Бийчанка, 2Б, ф224А_П снежно- ледового- скального перевала, ведущего с нижнего поля лдн. Менсу на верхнее, на которое можно попасть и через перевал Делоне, 2Б, 3400 и подходим к 11-30 под перевальный взлет пер. Титова. При внимательном рассмотрении видны следы и вверху бергшрундт. Начинаем подъем к этому месту, ф271, ф272 вдруг обнаруживаем, что нижняя полоса, засыпанная снегом- это тоже достаточно широкая трещина с маленьким мостом. Костя лезет первым и тщательно опробует мост и как только он делает шаг наверх, как под одной ногой мост обваливается и там зияет дыра. Но Костя уже наверху, в верхнем берге, и кричит нам, что там нормально и нас всех выдержит снежно-ледовый перекрытие второй трещины. Он закрепляет веревку на ледобуре и, таким образом, нам готовы перила для прохождения хлипкого мостика. Вторым лезу я и .... мост выдерживает. Выхожу в верхнюю трещину, становлюсь на самостраховку. Следующий лезет Елкин О.- тоже нормально достигает нас с Костей. Последний лезет Владимир. Он уже научился владеть жумаром и после недолгих колебаний, я говорю ему что мы вытянем его веревкой, что мы и делаем. Итак все стоят на мосту второй трещины. Если лезть прямо то необходимо преодолеть отвесную стенку сплошного льда высотой около 2, 5 м. Константин предлагает обойти трещину, выйдя на смыкание краев, что недалеко от нас метров в 5 и поставить вертикальные перила по склону перевала. При этом мы страхуем Костю при срыве, т.к. он падал бы в нижнюю трещину, зияющую разрывом и глубиной. Но все удачно. План удается, перила закреплены на склоне перевала на половину веревки. Следующий лезет с жумаром по перилам и несет вторую веревку. Таким образом, было провешано три неполных веревки до перевала. Все выходят на перевал. Краткий отдых и фотографирование. Снята перевальная записка группы из г. Москвы под рук. Саластенок 30.07.08 со стороны Аккем поход 5 кс.
Спуск с перевала осуществляем по веревки, начальный участок. Снимаем снаряжение и спускаемся с перевала . У края ледника устраиваем перекус и в 17-99 мы на Томских стоянках. Костя ищет группу для восхождения на Белуху. Мы остаемся до утра. Владимир нас покидает рано утром. Он торопиться на работу.

7. ТОМСКИЕ СТОЯНКИ- ОЗ АККЕМ-Р.АККЕМ-СТОЯНКИ "ТРИ БЕРЕЗЫ"-ПЕР. КУЗУ-ЯК,1500,Н\К-С.КУЧЕРЛА-ТЮНГУР
03.08.08Г.
Томские стоянки- оз. Аккем. ЧХВ 6 часов, S=10 км, Н=-900м. Итак практически поход закончен. Костя остался на восхождение и ушел в 6 часов на пер. Делоне. Владимир ушел раньше по согласованию со мной. Остались я и О. Елкин. Распределяем снаряжение общее и питание поровну и уходим. Путь известный: по леднику с выходом на морену и дальнейшим движением либо по тропе возле реки или по гребню морены. По сведениям нижняя тропа при сегодняшнем уровне воды свободна. Следуем этим сведениям. Выходим на конец ледника, ф246, далее идем до церквушки возле ручья Караоюк с оз.Духов и останавливаемся на краткий отдых. И друг на другой стороне ручья видим пограничный наряд в составе 2 экипированных солдат. Они подошли к нам поговорили но пропуска не проверили. Мы уходим дальше и в 14 часов у оз. Аккем в месте начала тропы на Семь озер. О. Елкин после перекуса уходит на радиалку 7 озер, я отдыхаю, т.к. был на них неоднократно, наверное тоже 7 раз.

04-06.08.08Г. Оз. Аккем- стоянка "Три березы". ЧХВ 9 часов, S=22 км, Н=-1100м. Сто-янка "Три березы"-пер. Кузуяк,1500,н\к-с.Тюнгур. ЧХВ 6 часов, S=16 км, Н=-+500,-600.
План на сегодня дойти до стоянки Три березы. Идем вдоль Аккемского озера. С утра по Аккемскому ущелью дует очень сильный ветер. На Белухе на высоте 4500 м он должен быть еще сильней. Трудно придется Константину, если он сегодня там. Вдруг прямо по озеру про-мчался маленький смерч, вихрем закрутивший воду и подняв ее на высоту. Очень красивое зрелище, но кратковременное: сфотографировать не успел. Идем очень быстро, не успевая посмотреть по сторонам. В 11-10 уже напротив водопада Текелю. Здесь обнаружен одеревеневший "Мамонт",ф260А. Далее начинаются прижимы на р. Аккем. Думая что они быстро кончаться идем по нижней тропе, которая часто лезет вверх для обхода прижимов. В итоге это надоедает и мы уходим вверх на основную тропу и в 14-30 достигаем спасительного ручья, где уже расположились туристы на обед. Горит костер и мы пристраиваем свой котелок для кипячения воды для чая. На этом месте мы стояли с моей 15-летней дочерью Мариной в своем первом походе к Белухе 10 лет назад. На дереве был вырезан Рериховцами барельеф Сергей Радонежского. Иду смотреть его и вот он!,ф261,ф262. Нисколько не постарел.
В 17-00 подходим к стоянке Три березы. Здесь тьма туристов, есть даже киоск-палатка алтайцев. Сервис вырос. Все ждут машины или трактор для переезда пер. Кузуяк по 400 руб\чел. Мы занимаем очередь на утро следующего дня. Расставляем палатку. В этот вечер ГАЗ-66 приехала в 23 часа и алтаец забрал партию туристов. Утром машины нет и мы уходим пешком через перевал Кузуяк. Около 14-00 мы возле турбазы Высотник и Белый Кречет. Зоходим на турбазу "Белый кречет" и узнаем, что Замчалов продал ее другому хозяину. Заказываем баню на 30 минут за 350 рубл. и в 18 часов уезжаем на Газели из Тюнгура совместно с туристами из Барнаула и Минска.
6 августа прибываем в Новосибирск. Поход закончен. Владимир прибыл домой 5 авгу-ста. Константин зашел на Белуху вместе в туристами из Владивостока. В момент восхождения было штормовое предупреждение и действительно дул сильный ветер, что им приходилось ложиться, чтобы ветер не сдул их. Все. До свидание, горы, Алтай! До следующего года!

8. СНИМКИ К.БОРЕЙШИ ПРИ ВОСХОЖДЕНИИ НА БЕЛУХУ

Схема ущелья Актру

Маашей, Тамма, Актру

График высотных восхождений


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Спасибо, Денис.

Спасибо, Денис. Ошибки поправим. Как вы сходили? Как переправлялись через Карагем?
 
Сняли Вашу записку

Мы шли траверс п. Тамма от лед. Маашей до лед. Тамма 25-го июля. Сняли Вашу записку с пер. Маашей. Очень понравились Ваши фотографии. PS. В начале отчета август перепутан с июлем.
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100