Первопрохождение Юго-Западной стены пика Махиндра, Гималаи, Индия.

Страничка экспедиции India 2008 Mahindra West Wall

3 сентября - 13 сентября 2008 г.

Паспорт восхождения

1. Северо-западные Гималаи, Индия, ущелье Мийяр, восточный отрог.

2. В. Махиндра Юго-Восточная, по центральной части Юго-Западной стены.

3. Предполагаемая категория сложности 6Б.

4. Характер маршрута: скальный

5. Перепад высот маршрута: ориентировочно 880 м (5200 – 6080).

Протяженность: 1077 м,
  Протяженность участков:  VI к.тр. 586 м.
  Протяженность участков:  V к.тр. 244 м.

Средняя крутизна стенной части маршрута - 80°

Шлямбуров – 26, в т.ч. ИТО 4 Топориков – 22
Скайхуков – 34
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО): 316
7. Ходовых часов команды (до вершины): 89 час, 9 дней.
8. Руководитель: Король Евгений Михайлович – МС.
  Участники:

Кочетков Григорий Сергеевич – МС,

Сошников Александр Игоревич - КМС,

Мурышев Андрей Евгеньевич - КМС,

Влазнев Дмитрий Александрович – КМС.

9. Тренер: Король Евгений Михайлович – МС.
10. Выход на маршрут: 5:00, 3 сентября 2008 г.
Выход на вершину: 14:00, 12 сентября 2008 г.
Возвращение в БЛ: 16:00, 13 сентября 2008 г.

Техническое фото Юго-Западной стены
пика Махиндра с ниткой маршрута восхождения

Фото профиля стены

Юго-Западная стена пика Махиндра слева и справа зажата отвесными хребтами, поэтому фото профиля стены можно сделать только с одной из близлежащих вершин. У нас не было возможности совершить такое восхождение из-за ограничений сроков экспедиции. Мы приводим фотографию, сделанную польской экпедицией 2006 года. Юго-Западная стена пика Махиндра видна на заднем плане сверху. Нитка маршрута обозначена красным цветом.

Профиль маршрута

Средняя крутизна маршрута – 76°

Средняя крутизна стенной части – 80°

Фотопанорама района

Пояснения к фотопанораме

1 – Малая «Шамонийская» башня, 4 – вершина с «окном», 7 – двойная вершина, видимая из базового лагеря, 8 - вершина со снеговым плато, 9 – Махиндра, 6080м, 10 – пик Грома (Thunder Peak), 5990м, 12 – пик Венето, 5850м, 14 – желтая стена (со стороны ледника Грома), 15 – «большая» стена у ступени ледника Грома, 16 – Джеймс Пойнт, 17 - «малая» стена у ступени ледника Грома, 19 – пик Паолы (Paola´s Peak), 20 – пик 5700 m, 21 – пик 2725 m, 22 – Neverseen Tower, 29 – Замок (Castle Peak), 5700м.

Высоты указаны для тех вершин, для которых они известны.

Картосхема района

Долина Мийяр находится в северной части индийского штата Химачал-Прадеш, в области Лахул, к северу от города Удайпур. Полная длина долины - почти 100км. В нижней части долины Мийяр находятся два известных шеститысячника, Пхабранг, 6172 м, и Ментоза, 6443 м - высочайший пик района.

Большинство восхождений в верхней части долины Мийяр было совершено в двух соседних боковых ущельях – долине Грома (Thunder valley) и долине Тава ( Tawa valley ). Базовый лагерь расположен возле входа в ущелья на высоте 3950 метров, у начала ледника Мийяр, в 40 км от поселка Тинграт ( Tingrat ). B T инграт можно добраться от города Манали на рейсовом автобусе или джипах. От Тинграта до базового лагеря можно добраться на лошадях (за 2-3 дня).

Открытие верхней части района, содержащей фантастические возможности для скального лазания, сравнимые с районом Транго - заслуга итальянской экспедиции Паоло Виталио 1991г. Паоло не имел практически никакой информации, только одну небольшую фотографию, на которой можно было увидеть небольшой кусок скальной стены. Усилия этой экспедиции были направлены на изучение ледника Tawa и прежде всего на покорение ставшей впоследствии знаменитлй Neverseen Tower. В следующем году в район приехала вторая итальянская экспедиция под руководством Массимо Марчегиани, которая совершила несколько первовосхождений. Участники этой экспедиции Диего Стефани и Джанлука Беллин впервые увидели огромную отвесную стену юго-западной экспозиции, которая впоследствии получила название пик Махиндра (местное название – Джангпада, что можно перевести как «безжизненная гора»). Они также были первыми, кому удалось приблизиться к стене.

Юго-Западная стена пика Махиндра запирает ледник Грома (Thunder glacier). Ее подножие находится на расстоянии около 10 км от базового лагеря, с перепадом высоты более 1300 метров. Ледник Грома в его нижней части обрывается крутыми бараньими лбами с перепадом высоты около 400 метров, требующими в некоторых местах провески перил. Все это делает Юго-Западную стену труднодоступной. Подход под стену налегке занимает около 6 часов, с грузом – 9 часов (для акклиматизированного человека).

Северо-Восточная стена пика Махиндра – со стороны ледника Тава (Tawa) – является достаточно сильно разрушенной. Северо-Западная стена является труднодоступной в силу удаленности – более 15 км по леднику. Поэтому все попытки восхождения на пик Махиндра совершались со стороны ледника Грома.

С момента открытия было предпринято несколько неудачных попыток восхождения на пик Махиндра. Первую попытку восхождения на пик Махиндра, которую можно назвать успешной, совершили словаки Додо Копольд и Иван Стефанский (на Северо-Западную вершину, маршрут "В последнюю минуту") – они не дошли до вершины всего около 100-150 метров. Они же дали горе название Махиндра. Первое восхождение - на центральную вершину - было совершено американцами Дэйвом Шараттом и Фредом Уилкинсоном 3 сентября 2007 года. Все попытки восхождения делались по краям Юго-Западной стены. Попыток пройти Юго-Западную стену по центру до нашей экспедиции не предпринималось ввиду большой крутизны и сложности этой части стены.

В 1998 году пик Махиндра рассматривался участниками проекта «Русский путь – стены мира» как альтернатива пику Бхагирати.

Юго-Восточная вершина до нашей экспедиции оставалась непокоренной.

Фото стены с нитками маршрутов и попыток восхождения

Слева направо:
- попытка команды Копольд+Стефанский, 2003
- попытка команды Роберто+Ианнили, 2003
- маршрут команды Шаратт+Уилкинсон, 2007
- маршрут команды ЦСКА им. Демченко, 2008
- попытка команды Копольд+Стефанский, 2003

График восхождения

Схема маршрута в символах УИАА

Описание маршрута по участкам.

R0-R1 Под неявно выраженный широкий внутренний угол по разрушенным отщепам под нависающую стену рыжего цвета, 45 м, V, 70°.

R1-R2 Траверс вверх-вправо 7 м, V, А3, 85°, затем, вверх через карниз 30 м, VI, А3, 95°, якоря, дырки, шлямбур.

R2-R3 Вправо-вверх в основание неявно выраженного внутреннего угла 20м, VI, А4, 100° по глухим щелям, на скайхуках, далее по слабовыраженной наклонной полке влево-вверх, 5м, А2, VI,90° далее щель вправо-вверх 7м, А4, 100°, крючья, скайхуки, далее вверх 15м, VI, А3, 90° до полочки.

R3-R4 Внутренний угол с широкой щелью, 7 м, VI, А3,85° траверс вправо 2м, вертикальный внутренний угол, 15м, VI, А3, 90°.

R4-R5 По системе обледенелых лбов 15м, V, 75°, затем лбы выполаживаются, выход по льду на полку 35м, IV, 50-60°.

R5-R6 По полке траверс вправо по снегу и льду 50м, II, 40°, затем вправо-вверх под скальную стенку 5м, V, 80°.

R6-R7 Траверс вправо 8м, V, 80°, затем вверх по скалам и льду под внутренний угол, открывающийся налево, с системой вертикальных щелей, 10м, V, 75°, далее вверх по правой стороне угла, по залитым льдом щелям 30м, VI, А2, 95°.

R7-R8 По крупным отколам и натечному льду, по правой стороне внутреннего угла, под основание большой вертикальной плиты 40 м, VI, А2, 90°.

R8-R9 По тонкой глухой щели влево-вверх, 7м, VI, А3, 75°, затем вверх и вправо по тонкой исчезающей щели на топориках и скайхуках, 30 м, VI, А4, 85°.

R9-R10 Вверх вдоль живого вмерзшего блока, затем вверх по правой щели в плите, 15 м, VI, А3,90°, далее вверх на скайхуках по плите 8м, VI, А4, 85°, далее вверх по системе залитых льдом блоков 20м, VI, А2, 85°, затем по натечному льду 10м, V, 60°, до полочки у основания серой плиты.

R10-R11 Влево-вверх по наклонной заснеженной полке по обледенелым скалам 10м, V, 60°, на левую стенку большого угла, выводящего на 2-ю полку, оставляя справа серую разрушенную стену, 35м, VI, А3, 90°, далее по заледенелым разрушенным блокам выход на полку 15 м , V+,75°.

R11-R12 Влево по заснеженной полке вдоль серых разрушенных плит до основания черных потеков. 40м, II.

R12-R13 Влево-вверх по щели-отколу 7м, VI, А2, 95°, затем по щели переходящей во внутренний угол вертикально вверх 25 м, VI, А2, 85°, обходя карниз со льдом слева, далее по тонкой щели вверх до основания наклонной снежной полки, 30м, VI, А2, 80°.

R13-R14 По наклонной полке влево-вверх 7м, IV, 50°, далее влево-вверх по широкому отколу под гладкую стенку, 8м, VI, А2, 65°, затем вверх по плите на скайхуках, 5м, VI, А4, 85°. По левой стенке широкого внутреннего угла по тонкой щели на якорных крючьях, траверсируя нависание вправо, 25м, VI, А3, 90°. Далее вправо-вверх, на правую стенку широкого внутреннего угла в основание большого камина 12м, V, 75°.

R14-R15 Вверх по обледенелым скалам внутри большого камина, по крупным блокам, и системе широких щелей 55м, VI, А3, 90°, пункт страховки справа на плите.

R15-R16 Вверх по плите на скайхуках 5м, VI, А4, 85° далее вверх по расширяющемуся камину 20м, V, 80°, далее через заснеженную полку вверх 25м, II, 50°.

R16-R17 Вправо-вверх по широкой щели-отколу 20м, VI, А2, 90°, далее по щели слева от внутреннего угла 7м, VI, А2, 80°, вправо-вверх по наклонному внутреннему углу 30м, V, 80°.

R17-R18 Вверх по заснеженным плитам в основание большого заснеженного кулуара слева под вершинным бастионом 55м, VI, А2, 70°.

R18-R19 По кулуару вверх по льду и обледенелым скалам 35м, V, 70°, далее по скалам и натечному льду под основание вертикального камина 25м, V I , А2, 75°.

R19-R20 По камину вверх сложное гимнастическое лазание с переходами на ИТО и скайхуках 35м, VI, А2-А3, 90°, затем по льду и скалам выйти на перемычку 20м, V, 70°.

R20-R21 По острому снежному гребню вверх, через ледяной карниз-наддув, выход на вершинный купол 80м, III , 40-70°.

Тактические действия команды

Наша команда поставила себе задачу пройти ЮВ стену в самой сложной и протяженной центральной части. Кроме высокой технической сложности центральная часть стены привлекательна наличием системы полок и снега на них, которые позволяют пройти стену без использования платформ – от полки до полки, и обойтись без подьема воды, что особенно актуально на высоте и с отрицательными температурами.

В нижней части стены был выбран путь через неявно выраженный внутренний угол к центру 1й полки. Этот путь является наиболее логичным, т.к. во-первых, представляет собой дирретиссиму и во вторых, проходит между большими карнизами слева и справа, практически избегая преодолевание нависаний.Линия движения между 1й и 2й полками была выбрана от правого края полки, т.к. рельеф в центральной части был совершенно скуден. Движение в правой части второй полки было признано небезопасным вследствие сильной разрушенности скал (хорошо заметное серое пятно справа от второй полки). Поэтому был выбран путь вдоль черных потеков в центральной части полки, далее переходящих в широкий обледенелый камин. В дальнейшем этот камин не прерываясь на третьей полке выходит на перемычку между Центральной и Юго-Восточной вершинами. В то же время, в силу узости и строгой западной экспозиции, камин освещается солнцем только в период 5-7 часов вечера, а следственно, не представляет угрозы камнепада, связанного с вытаиванием.

По словам местных жителей, в этом году количество осадков в области Лахул и Спити, где находится долина Мийяр, было рекордным за последние 30 лет. Как следствие, короткие периоды хорошей погоды чередовались с длительными периодами непогоды. Команда несколько дней провела под стеной в ожидании погоды. В течение первого же солнечного дня был пройтен участок до первой полки и появилась возможность перенести лагерь. В последующие дни погода опять была плохая или очень плохая. Т.е. утром на 2-3 часа появлялось солнце, но уже к 12 часам дня появлялись облака и тучи и начиналась метель.

Ввиду протяженности маршрута и полной неопределенности с погодой было принято решение работать в любую погоду. Дополнительным аргументом была информация о конкурирующей команде - сборной Кореи, которые тоже планировали восхождение на Юго-Западную вершину пика Махиндра и устанавливали акклиматизационные лагеря. В результате в дальнейшем команда работала ежедневно, даже в дни сильнейших снегопадов. По общему признанию, никому из членов команды не приходилось работать на маршруте такой сложности в столь суровых погодных условиях.

Длительная непогода значительно осложнила восхождение. Команда работала на пределе физических возможностей. По состоянию здоровья Григорий Кочетков принял решение спуститься на второй день после начала восхождения, а Дмитрий Влазнев из-за недомогания не поднимался на вершину в день штурма.

Фотоиллюстрации

Вершинный гребень

Вершина

Красивая стена!

Поздравляю! Влезли! Красивая стена со сволочной погодкой...