Горы мира > Крым > мыс Айя

Автор: Кислый В.В, Олейник С.В.

Прохождение маршрута "Ворота" на мысе Айя

Когда идешь на маршрут хочется пройти не только сложный и логичный маршрут, но и красивый. По этому параметру мыс Айя может дать фору многим скальным районам в Крыму. Мыс сильно выступает в море и полоска суши достаточно небольшая, кажется что лезешь прямо над морем. Кроме того скальный массив несколько длиннее чем например на форосском канте. На этом мысе и расположен прекрасный маршрут "Ворота". Попытку пройти его мы предпринимали в прошлом году, под руководством Алексея Жилина, но так как маршрут достаточно длинный, то дошли до места откуда еще можно было дюльфернуться и спустились вниз. Ночевка в наши планы не входила. Кроме того, на этот раз хотелось пройти все свободным лазанием, для этого выехали в Крым пораньше и мучили себя на спортивных маршрутах Паруса и Сарыча.

Итак, маршрут "Ворота" называется так из-за специфичных карнизов в середине скального массива. Между которыми собственно и приходится лезть и даже залезать на правую из "воротин".

Описание прохождения:

( На фото 1 отмечены только 7 веревок, верх плохо виден из-за того что съемка производилась снизу. Так же можно воспользоваться фото по ссылке, там верх виден лучше )

Линия маршрута
Фото 1
1-я веревка.
(фото 1. R0-R1) Нач инается от дерева с подлаза под широкую щель через мульду со шлямбуром, который видно с земли, страховка – средние закладки, затем широкая щель, для комфортного прохождения которой необходимы крупные камалоты: номер 4 в начале щели и хотя бы две штуки номер 5 BD. У нас с собой был только один который подошел, все остальные номера оказались слишком маленькие. Проходится щель довольно просто, клинишь руки/ноги слева и берешь зацепы какие попадутся справа. Постепенно щель уводит вас вправо и сужается, продолжайте двигаться по ней обходя "огурец" слева. Так вы выйдите к станции. Станции на протяжении 6-ти веревок будут очень хорошие — с двумя шлямбурами (один из них клееный со спусковым кольцом). Кроме того на первой веревке вам встретятся 3 шлямбура и один крюк, что немного упрощает жизнь и снижает вес восходителя - камалоты как известно штуки тяжелые. Сложность веревки f6b, длина 35м.

3-я веревка вид от станции наверх
2-я веревка
.(фото 1. R1-R2) Немного вправо и вверх от станции, движемся к еще одной щели. Она значительно уже предыдущей, пойдут закладки/френды опять же есть 2 шлямбурных крюка. Движемся вверх и немного влево к полочке, там вторая станция. Сложность веревки f6a+, длина 30м.

А вокруг такая красота
3-я веревка.
(фото 1. R2-R3) От станции вверх к шлямбуру,потом немного вправо и вверх. Основная часть проходит по зеркалам, в итоге сильно пристраховаться не получится, в 2-х местах мне удалось положить небольшие/средние закладки. Шлямбура на веревке присутствуют, но есть одно но, за складками их плохо видно. Встретится местный титановый крюк, но что бы в него прощелкнуться необходим тросик (можно просунуть закладку). При движении следуе т выбирать простейшие части и по ним двигаться вверх, перемещаясь то влево, то вправо

Под воротам. 6-я веревка
(имеет смысл использовать 2 веревки). Требуется уверенное лазание. Сложность веревки f6b, длина 40м.

4-я веревка.(фото 1. R3-R4) Простая, но не очень приятная. Немного сыпучая и скалывающаяся порода требует внимательности при движении. Двигаться от станции немного влево к дереву и потом вправо по сыпучей щели. Стационарных точек нет, благо страховаться можно без проблем. Сложность веревки f5c, длина 35м.

5-я веревка.(фото 1. R4-R5) Подход под воротину. Двигаемся сначала вправо к дереву, потом вверх и влево к шлямбуру. От него еще немного влево и вверх, наша цель небольшая и сильно заросшая травой полка. Использовал закладки. Над ней станция. Сложность веревки f5c, длина 20м.

Вид одной "воротины" с другой
6-я веревка.
(фото 1. R5-R6) Выход по щели на правую воротину. Двигаться по узкой щели вверх. Очень приятное и техничное лазание. На этой веревке есть 3 шлямбура и замечательно идут закладки и френды. Встретится забытый кем-то френд и старая морковка. Обойдя карниз слева идем по полке вправо к дереву и станции. Эта станция последняя с которой возможен удобный и логичный дюльфер, поэтому смотрите успеете ли вы дойти до вершины. Если нет, то лучше уходить отсюда. Если у вас две 60-ки то достанете до 4-й станции. На протяжении первых 6-ти веревок вам будут встречаться новые шлямбура, которые были установлены вместо старых А.Жилиным. За что ему огромное спасибо! Сложность веревки f6b+, длина 35м.

Он еще не знает что его ждет
7-я веревка.
(фото 1. R6-R7) От станции вверх и вправо к дереву, от дерева начинается ключевой участок. На ключе было забито 2 крюка(черный и титановый), выше шлямбур старого типа и рядом же крюк. Долезете до шлямбура — спаслись. Далее уход вправо на большую полку, там еще 2 шлямбура, идем дальше вправо по полке. Интересная порода и крупные хапалки, но не расслабляйтесь ваш ждет неприятный подлаз под станцию (клееный крюк + дерево, вы же блокируете точки, правда?). Чтобы немного упростить себе жизнь, постарайтесь положить что-то как пройдете шлямбура на полке, а то маятник будет будь здоров. Сложность веревки f6c, длина 35м.

Длинный траверс после сложного участка.
8-я веревка.
От станции вверх к старому и ржавому шлямбуру(лучше не грузить), от шлямбра через брюхо наверх, далее уходим вправо по полочка и крупным зацепкам, по ходу движения встретятся шлямбур и крюк. Мы дошли вправо до полки с травой и деревьями.

Куда же дальше?!
Кроме ржавого швеллера ничего не нашли. Организовали там станцию и стали готовиться к ночевке. Полка довольно широкая и удобная. Сложность веревки f6b, длина 45м.

9-я веревка. Остальную часть маршрута шли пытаясь выбирать простейшие скалы и организуя станции на деревьях. От места ночевки немного вверх и по полке сильно влево, целясь на дерево слева, рядом с которым в щели вбит крюк. Лазание не сложное, главное ничего не выломать. Сложность веревки f5b, длина 25м.

10-я веревка. По щели наверх и вправо прощелкиваясь в чьи-то крючья (2 шт) до следующего дерева расположенного немного выше полки. Станция получается полувисячая. Сложность веревки f6a, длина 25м.

11-я веревка. От дерева немного вверх и сильно вправо обходя небольшую мульду за угол. Потом по щели наверх и немного влево обходя нависание. Пристраховываемся закладками/френдами и петлями подымаемся к большой полке с крупным деревом справа. На нем станция. Сложность веревки f6a, длина 48м.

12-я веревка. Уход с дерева вправо по полке за угол, по простым скалам подъем наверх к сильно заросшей полке с невысокими кустами/деревьями. Сложность веревки f5a, длина 20м.

13-я веревка. Влево с полки подымаемся по крупной щели наверх к еще одному дереву на небольшой полочке. Это уже последняя станция. Сложность веревки f5a, длина 25м.

14-я веревка. Уход от дерева сильно вправо и выход на яйлу. Можно двигаться с одновременной страховкой.

Серега въет гнездо

Э-э-х, а тюрьме сейчас ужин...

По яйле наверх сквозь кусты и заросли, попадаете на заброшенную ракетную базу. Если прошли маршрут за день, то можно попытаться заночевать в одном из зданий. Далее, по лесу придерживаясь троп по правой части, ищите тропу маркированную синей краской, по ней дойдете до Кушкаи. А там уже вниз на дорогу.

Весь маршрут прошли свободным лазанием, что весьма ускорило процесс прохождения. Если бы день было бы длиннее, то точно бы успели бы за день. Лазание очень приятное и разнообразное, маршрут достойный, страховка достаточно безопасная, так что всем рекомендуем.

Нас утро встречает прохладой

По карте, мы сейчас здесь!

Снаряжение, которое брали на маршрут:

•  веревки основные - 2 шт
•  закладки – расширенный комплект
•  комплект френдов
•  5 камалотов
•  5 крючьев (использовали только на ночевке)
•  10 длинных оттяжек
•  7 петель
•  муфтованные карабины и страховочные устройства в ассортименте.

Еще раз хочу поблагодарить А.Жилина, без него это восхождение бы не состоялось. Удачи на восхождениях!