Автор: Владимир Хитриков, Днепропетровск

Тютю-баши с севера– 25 лет спустя

Читайте другие публикации Владимира Хитрикова на Mountain.RU

Ама Даблам – «Эконом вариант»
Снаряжение

Уже много лет у меня на стене висит большая черно-белая фотография Тютю Баши с севера. Сделана она была в июне 1982г. когда команда а/л «Джайлык» проводила разведку перед Чемпионатом Кавказа. Сделал эту фотографию Николай Петриченко и кончилось все это хорошим снежно-ледовым маршрутом, занявшим первое место на Чемпионате Кавказа 1982г.

Тютю 1982

Т.к. фотография все время висит перед глазами, то идея напрашивалась сама собой. Короче, прошлым летом две группы Днепропетровских сборов, прошли два не слишком популярных маршрута на Тютю с севера.

Теперь по порядку:

Ущелье Тютю-Су начинается практически сразу от г.Тырныауза , под маршруты можно подойти за день. Ущелье просто сказочное. Перед выходом из лесной зоны есть охотничья избушка с печкой, чайником, нарами и даже аварийным запасом продуктов. Место настолько уютное, что всем сразу захотелось бросить все и в ней остаться.

Водопады в ущельи Тютю
Водопады - еще одно из украшений ущелья.

Тютю 2007
Но главное - Северная стена Тютю. Перепад порядка 1300м. Из маршрутов, как правило, ходят только м-т Хергиани (6-А). Остальные, по моему субъективному, мнению несколько «замысловатей», а маршруты по центральному бастиону на Тютю Главную являются определенной альпинистской проблемой. Левый нанесенный маршрут Гарфа, правый Петриченко.

Нижняя часть стены
Нижняя часть маршрута. По описанию, маршрут Гарфа начинается по скалам слева от ледопада. Мне кажется, что сейчас это уж слишком…

У нас обе группы начинали по маршруту Петриченко. Только в 1982г. это был снежно-ледовый кулуар, по которому мы за пару часов поднялись к контрольному туру, а в 2007 году это оказался, но очень камнеопасный кулуар, со скалами типа «бараньих лбов».

Ночевки под маршрутом с хорошими площадками, но ночуют на них сейчас очень редко. За несколько дней наблюдения за маршрутами мы не видели вообще никого. Мы это:

Хитриков Владимир. Как уже было сказано, все это придумал я. Кроме всего прочего, мне страшно нравится и ущелье, и маршруты на Тютю с севера. Это было мое четвертое восхождение на этой стене. Не смотря на преклонный возраст, от камней уворачивался как в лучшие годы, молодым ни разу по настоящему попасть не удалось.

Дмитрий Савченко. Настолько не любит ранних выходов, что даже придумал специальную теорию, согласно которой по снегу лучше всего ходить после обеда – он становится мягче, и топтать следы – легче.

Виталий Матеха. Они с Димой на маршруте Гарфа работали впереди. И именно Виталику пришлось расхлебывать последствия идей, об удобстве позднего выхода для более легкой работы на снегу. Ну ничего – прорылся.

Владимир Хитриков

Дмитрий Савченко

Виталий Матеха

Мария Хитрикова
Маша Хитрикова. Во время восхождения к ней пришло глубокое понимание теории относительности. Если падение единственных очков на комбинированном маршруте - это проблема, то потеря только очков, во время переворота вниз головой, на вертикальных перилах с тяжелым рюкзаком, при сходе живых камней - это редкая удача. Выводы сделала. Во время восхождения на Ама Даблам у нее уже были не только две пары запасных очков, но и шворочка от рюкзака к зажиму.

Сергей Гончаров
Сергей Гончаров. На маршруте Петриченко они с Лешей всласть позанимались ночным ледовым альпинизмом. Когда только с рассветом начинаешь понимать, куда же ты залез. А потом весь день, сидя где-нибудь за камешком, наблюдаешь как по твоему маршруту … и камни, и лед, и вода. И хорошо наблюдать за той частью, которая внизу, ее уже прошли.

Но есть еще и верхняя часть…

Алексей Хренов
Леша Хренов. Где-то под утро, после прохождения верхнего бергшрунда, он сказал Сереге, что если прямо здесь и сейчас не будет накрыта поляна, он никуда больше не пойдет. Они подошли к скалам и устроили «обедик». И даже тренер, матами по рации, аппетит испортить не смог. И вообще, почему все вокруг сало, сало… К колбасе на Украине то же трепетно относятся.

Первый участок маршрута

Маршруты начинаются с 300 метрового кулуара. Очень камнеопасного, особенно в верхней части, где он сужается и выходит на небольшое плечо. На плече контрольный тур и возможна ночевка. Двойка идущая на маршрут Петриченко, отдыхала там до ночи, перед выходом на лед.

Это перемычка и тур. Готовых площадок нет, но можно сделать.

Контрольный тур

Записка 1

В общем я конечно надеялся снять нашу записку 1982года. Но в туре оказалась записка инструкторов а/л «Баксан» 1984г. которые, похоже сняли нашу записку. В общем, все равно «привет» из другой жизни.

С перемычки метров 100 по пологому внутреннему углу со льдом, выход на ребро. Здесь наши маршруты разошлись. Мы пошли по ребру, а ребята остались отдыхать, что бы ночью начать движение по льду.

Точка развилки

Дневные обвалы по ночному маршруту

Днем, особенно после обеда, по маршруту Петриченко сильно «сыпет».

Подход под башню Кахиани

Примерно то же самое только
снято с маршрута Гарфа.

Чуть крупнее.

Опять маршрут Петриченко. Подъем вдоль башни.

Это снимок со второй дневки-ночевки вниз.

Река текущая по правой части.И все бы ничего, если бы в конце-концов через нее не надо было переправляться.

А в это время мы на маршруте Гарфа, не дыша, потихоньку, проходили между скалами и ледником.

Иногда эти проходы были, но очень узкими.

На гребне видна группа. Это район первой ночевки. Под группой кусочек маршрута, по которому мы шли. Для знающего человека многое могут сказать черные потеки справа от группы.

Ночевка была очень хорошей. Небольшая, но ровная площадка с оставленным газовым баллоном. После записки, это были первые следы людей на маршруте. А главное приятные коричневые скалы с лишайниками и солнце. Мы выбрались из зоны черных потеков.

Выход под снежные гребни.

Работа на снегу. Как всегда на снегу страховаться было проблематично.

Тот же момент, снятый с маршрута Петриченко.

Записка со второго тура, А.Олика, сравнительно свежая, всего 16 лет пролежала.

Группа на снегу Гарфа

Записка 2

Под верхний карниз мы подошли уже в темноте. И я сказал, что по ночам через снежные карнизы не лазят. И мы заночевали на полочках по два человека. Это утро после ночевки. Полочка нам с Машей досталась с хорошими видами. Достаточно широкая. Я с нее не разу за ночь не упал, хоть и спал с краю. А вообще утром, после всего этого, мне пришла такая мысль:

«Хочешь похудеть? Спроси у меня как».

Разбудить Машу удалось только словами: «Вставай, ты в школу проспала!». Добрых слов я, правда, после этого от нее не услышал.

Это преодоление карниза на гребне.

И в общем то, это уже была вершина.

Ну что тут сказать. Почти все кто был в горах, что-то подобное видел. Может быть именно таким снимком можно ответить на вопрос, зачем все это. Ответить, себе в первую очередь.

Если попытаться в двух словах оценить ситуацию. То похоже, сейчас комбинированные маршруты на Кавказе правильнее ходить зимой.

Летом эти маршруты стали очень камнеопасными. И если все-таки планировать их прохождение летом, то нужно очень серьезно относиться к вопросам тактики прохождения и предварительной разведки.

Весточка из далеких Баксанских лет.

Группа из Баксана, записку, которой Вы сняли, закрывала первый разряд. С ней в то время работали попеременно я и Олик. Пару лет назад один из участников, Чумиков, приезжал в Уллу-Тау. Он стал известным ученым, книгу свою прислал. Олик Анатолий Петрович до последнего сезона работал постоянно в Уллу-Тау - лучший лагерный инструктор, работавший со старшими разрядниками. Он никогда не пропускал сезоны и всю жизнь работал инструктором, любил эту работу. Второго мая этого года трагически умер в Крыму, на соревнованиях ветеранов по скалолазанию. Инфаркт.