Автор: Бутов Роман, г.Москва

Отчет о горном походе на Северо-Чуйский хребет

Сведения о маршруте

Район: Алтай, Северо-Чуйский хр.
Вид туризма: горный
Категория сложности: 4
Продолжительность: 13 дней
Сроки: 18-30 августа 2007 г
Протяженность маршрута 100 км
Суммарный набор высоты 9700 м
Маршрут:Пос.Чибит - пер. Орой (н/к) - пер. Орбита(1Б) - пер. Москвич (1Б) - пер. Молодых (2А) - пер. Зелинского (2А-2Б) - пер. Мечта (2Б) - рад. в. Мечта (2А тур.) - пер. Весенний (2А) - пер. Надежда (2Б) - рад. в. Маашей-Баши по СЗ гребню (4А альп.) - пер. Маашей (2Б) - а/л Актру - в. Караташ (2А альп.) - в. Купол - а/л Актру

Изменений в запланированном маршруте нет.

Пройдено 9 перевалов, из них
н/к - 1
1Б - 2
2А - 3
2Б - 3

Совершены восхождения на 4 вершины:
Мечта, примерно 2А.
Маашей-Баши, 4А альп.
Караташ + Купол, 2А альп.

Сведения об участниках

пер. Зелинского (2А) - оз. Верхнее Шавлинское

подход к пер. Мечта

снег

пер. Мечта (2Б) - рад. в. Мечта (2А)

пер. Весенний (2А)

облачно, вечером дождь

пер. Надежда (2Б)

облачно, вечером снег, гроза

в. Маашей-Баши по СВ гребню (4А альп)

ледн. Маашей - подход к пер. Маашей

ясно, вечером дождь

пер. Маашей (2Б) - а/л Актру

пасмурно, потом ясно

л. Мал. Актру - в. Караташ (2А) - в. Купол (1Б) - "Зеленая гостиница" - а/л Актру

Идея похода, подготовка

Хотелось посетить новый для нас горный район, пройти через красивые и безопасные перевалы, по возможности подняться на высшую точку - вершину Маашей. К сожалению, мы были ограничены по времени двухнедельным отпуском, поэтому график был довольно напряженным, мало запасного времени имелось на непогоду.
В эти же сроки в районе путешествовала по маршруту 3 к.с. еще одна группа нашего клуба, с ними поддерживалась связь по рации, 2 раза встречались на маршруте.
Подготовка к походу была начата в апреле, сразу после завершения очередного лыжного похода. Тренировки проводили 3 раза в неделю: бег и разминка на Воробьевых Горах по вторникам и четвергам, в выходные - велопокатушка, беговой поход в Подмосковье или соревнования. Почти все принимали участие в приключенческих гонках: Московском Марш-Броске (3 и 9 место), BikeAdventure (3 место в классе МЖ), RED FOX Adventure Race (8 и 13 место за 60 часов пройдено около 250 км с набором высоты 5000 м).
Отличная подготовка участников позволила пройти маршрут быстро и безопасно.

Краткие практические сведения о районе путешествия

Общую информацию о районе можно узнать, например, здесь.

В район добираются  по Чуйскому тракту из Бийска, Барнаула, Новосибирска. Дорога асфальтирована, общее время в пути от Барнаула до Чибита - около 10 часов, зависит от лихости водителя и продолжительности остановок. Мы заказали микроавтобус Hyundai, в нем как раз помещались две наши группы (11 чел). Телефон водителя:             (903) 911 18 65 , Геннадий.

К наиболее интересной части района от трассы можно подойти тремя путями: через пер. Орой и далее на Шавлинские озера, по р. Маашей (Мажой), или же заехав в альплагерь Актру.

Подход на Шавлинские озера начинается в пос. Чибит (правильное ударение на второй слог). Здесь нужно перейти на левый берег Чуи по одному из трех мостов. К пер. Орой и далее на Шавлинские озера можно подойти и от устья р. Маашей. На Нижнем Шавлинском озере есть стоянка алтайцев, баня продают мясо, лепешки, пиво.

Устье р. Маашей находится на некотором удалении от Чуйского тракта, он здесь идет через небольшой перевал, обходя прижимы на правом берегу Чуи. Ехать нужно до места, где дорога снова подходит к Чуе - здесь на ее берегу с дороги заметны остатки плотины недостроенной ГЭС. По правому берегу Чуи - хорошая тропа до впадения Маашея, в 50 м ниже впадения - автомобильный мост через Чую. К этому месту есть также грунтовая дорога из Чибита. На левом берегу Чуи в месте впадения р. Маашей этим летом находился пост МЧС, представляющий собой 2 стационарные палатки, в которых обитало несколько спасателей.

Актру - функционирующий альплагерь. Есть баня (500 р/час), магазин (пиво стоило 100 р за 1.5 л). Проживание возможно в домиках (500 р/день с человека), за установку палаток на территории взяли 80 р/день с человека.

В Актру заезжают через пос. Курай. В Курае есть магазин, на восточной окраине поселка - подобие турбазы, где можно переночевать. Мост через Чую находится в нескольких км восточнее Курая. За мостом по безлесным просторам Курайской степи расходятся грунтовые дороги, одна из них ведет в Актру. Дорога плохого качества, но для легкового транспорта проходима. Однако на дороге есть броды, объезды и т.п не знакомый с местностью водитель с трудом найдет правильный путь - это нужно учитывать при заезде.

Дорога приводит к так называемой перевалке (около 20 км от Курая) - это мост через р. Актру, дальше могут ехать только машины повышенной проходимости. До а/л Актру от перевалки 8 км, дорога идет левым берегом р. Актру. Из-за плохой дороги цена машины от Актру до Курая в 2 раза больше, чем от перевалки. Поэтому имеет смысл участок Актру-перевалка проходить пешком, путь (при движении вниз) занимает около 1.5 часов.

На перевалке есть нехитрая "инфраструктура" - несколько домиков, баня. Установка одной палатки стоит 50 р. Баня - 80 р с человека. УАЗ-"Буханка" от перевалки до Курая стоил 1200 р.

Работу сотовой связи проверяли на всех перевалах, но позвонить удалось только с вершин Мечта, Маашей и Купол.

На учет у спасателей можно встать в г. Горно-Алтайск или на посту в устье р. Маашей. Имеется сайт: http://mchs.altai-republic.ru. Мы попробовали встать на учет, написав по указанной на сайте электронной почте mchs_ra@mai.ru, ответа не пришло (как мы и предполагали). Однако, заехав к спасателям в Горно-Алтайске, обнаружили, что наше письмо все-таки прочитали и поставили нашу группу на учет. Поэтому при регистрации по электронной почте просите прислать подтверждение.

Выводы, рекомендации

Пройденный маршрут нам очень понравился. Все перевалы и вершины красивые и безопасные, очень мало было неприятных участков.

2-3 дня подходов на Шавлинские озера - отличный вариант для разминки перед маршрутом. Перевал Орой не показался нам трудоемким даже при движении с полными рюкзаками, долина Шавлы очень красива.

Перед основной частью маршрута прошли акклиматизационное кольцо через перевалы Орбита (1Б) - Москвич (1Б) - Молодых (2А) - Зелинского (2А). Кольцо проходится за 2 дня. Неизбежный недостаток такого варианта - сложная, очень подвижная осыпь при подъемах на пер. Орбита и Зелинского. Интересная идея - пройти эти 4 перевала налегке за 1 день. В этом случае лучше двигаться в обратном направлении, от сложных перевалов к более простым, и совершать такое мероприятие после акклиматизации.

Отдельно стоит сказать о перевале Зелинского - странно, что его сложность до сих пор оценивается как 2Б. Это не соответствует действительности. Перевал Зелинского - средней сложности 2А, и вполне доступен для групп, совершающих походы 3 к.с. Мы провесили на нем 4 веревки, да и то в основном для тренировки к остальным перевалам. По отчетам других групп, сложность перевала не увеличивается даже в очень неблагоприятные, малоснежные годы (например - http://www.mountain.ru/expeditions/altay/evstafiev98/zelinskogo-kamriu.htm)

На северном склоне пер. Мечта (2Б) нужно быть осторожными с острыми кромками камней - мы на них побили веревку. С седловины перевала обязательно стоит сходить на вершину Мечта. Подъем по снежному гребню красивый и несложный. Восхождение на Мечту - отличная тренировка перед Маашей-Баши.

Пер. Весенний (2А) - единственный скальный перевал на нашем маршруте. Перевальную седловину трудно опознать в сильно разрушенном гребне, из-за этого мы поднялись немного севернее и на спуск пришлось повесить веревку. Правильная седловина с обеих сторон выглядит довольно безобидно, казалось, что ее можно пройти без веревок (что и делает большинство групп). Как и в случае с пер. Зелинского, сложность пер. Весенний завышена, по нашему мнению это 1Б.

При наличии времени рекомендуем вместо пер. Весенний пройти по долине Карагема. Так можно посетить живописные озера Камрю и Абыл-Оюк. В хребте, разделяющем долины Абыл-Оюк и Камрю, мы видели еще несколько неописанных седловин. Но все они выглядят камнеопасными и неэстетичными, поэтому вряд ли их прохождение имеет смысл.

Восхождение на Маашей-Баши (4А альп.) - самый красивый участок похода. В верхней части маршрут проходит по снежному гребню с карнизами, где при большом количестве снега трудно определить линию отрыва. Идти надежнее связками-тройками.

Перевал Надежда (2Б) очень похож на пер. Мечта. Определяющая северная сторона перевала - протяженный снежно-ледовый склон. В наш год было много снега, что позволило большую часть спуска пройти с одновременной страховкой, но зато пришлось обходить несколько лавиноопасных мест, не подрезать склон.

Перевал Маашей (2Б) сложнее перевалов Мечта и Надежда. Перепад высот на северном перевальном взлете составляет 500 м. Здесь тоже присутствовала некоторая лавиноопасность - было тепло и происходили подвижки снега, что потребовало принятия соответствующих мер. Некоторые группы проходят северный склон по ранклюфту. Не рекомендуем этот путь - мы наблюдали несколько камнепадов на этом участке перевального взлета.

В Актру хорошо заканчивать маршрут. Очень понравились огромные реликтовые кедры в окрестностях лагеря. При наличии свободного времени можно сходить на одну или несколько вершин ущелья, инструкторы в альплагере не откажут в консультации по маршрутам.

Рекомендуем подняться на в. Караташ по красивому ледовому маршруту 2А альп., и сразу на в. Купол со спуском через "Зеленую гостиницу".

Технический отчет

Указано чистое ходовое время. Направления даны в орографическом смысле, направление по ходу движения (сокр. п/х) указывается особо. Длина веревки 50 м.

1 день, 18 августа

В Чибите находятся 3 моста через Чую. Первый, самый надежный - к западу от поселка, виден с дороги. Этот путь неудобен тем, что от моста придется долго идти к ручью Орой по левому берегу Чуи. Второй мост - в самом поселке. На нем почти отсутствует настил. Местные перебираются по тросам, но для перехода с тяжелыми рюкзаками вряд ли можно порекомендовать такой способ. Наиболее удобный вариант - третий мост, который расположен напротив впадения ручья Орой. Перед началом маршрута лучше уточнить состояние мостов у местных жителей.

От окраины Чибита водитель подвез нас пару сотен метров по грунтовой дороге, до первого крутого подъема

(фото 1).

1 час. По грунтовой дороге поднимаемся на террасу на правом берегу Чуи. Река течет в каньоне в сотне метров ниже. Набрав высоту, дорога выполаживается

(фото 2), идем по ней к видимому впереди впадению р. Орой в Чую, здесь на крутом лесном склоне заметен водопад на р. Орой. Напротив впадения р. Орой - мост через Чую, к нему от дороги спускается ответвление. Мост надежный, но доски настила не везде закреплены - переходить нужно осторожно.

10 минут. От моста поднимаемся по тропе правым берегом р. Орой. Проходим луга, на которых расположены какие-то развалины (именуемые в отчетах то фермой, то кошами).

1 час. В наступающей темноте с фонариками поднимаемся на ригель р. Орой. Тропа для обхода скального ригеля р. Орой закладывает полукилометровую петлю серпантина: вначале ведет траверсом на восток, затем возвращается к р. Орой. В этом месте хорошие стоянки, есть дрова.

2 день, 19 августа

Утром холодно, переменная облачность.

40 минут. От стоянок продолжается крутой набор высоты по тропе правым берегом р. Орой. Вскоре долина выполаживается, проходим слияние истоков р. Орой. Тропа переходит по камням на левый берег правого истока и ведет вдоль него по заболоченной долине. Встречаются стоянки.

40 минут. Тропа постепенно отходит вправо п/х от русла и ведет через лес. Все больше становится свежевыпавшего и еще не растаявшего снега.

20 минут. Лес редеет, слева п/х к тропе подходит грунтовая дорога, ведущая из долины р. Маашей, по ней к пер. Орой поднимаются на лошадях. От границы леса становится видна седловина перевала. Остановились на ранний обед - дальше нет дров. Воду топим из снега.

50 минут. По дороге выходим на седловину перевала

(фото 3). Спусковая тропа уходит с седловины левее, обходя заболоченное плато Ештыкол

(фото 4). Справа подходит ручей, стекающий с плато, тропа переходит на его правый берег.

30 минут. По правому берегу ручья доходим до слияния с левым притоком, здесь по камням снова переходим на левый берег. Погода хорошая, солнечно.

40 минут. От слияния тропа идет левым берегом, начинается лес.

40 минут. Тропа набирает около 150 м высоты для обхода прижимов, затем снова спускается к реке. Здесь впадение мощного левого притока. Поток переходим по надежному мосту из двух бревен. На обоих берегах много удобных стоянок. Продолжаем спуск по тропе.

40 минут. Спускаемся до еще одних удобных стоянок. Отсюда тропы разветвляются: одна по-прежнему ведет вдоль реки, другая забирает влево, срезая угол между долинами.

45 минут. Свернув от стоянок налево, идем по тропе к долине р. Шавла. Тропа часто ветвится, выбираем в основном левые повороты. Наконец, выходим к р. Шавла, здесь мощная конная тропа, идущая в сотне метров от реки.

20 минут. Проходим по тропе до первой стоянки, ночуем.

3 день, 20 августа

40 минут. От места ночевки поднимаемся правым берегом р. Шавла, тропа широкая, разбитая лошадьми. Плавный набор высоты. Удобных стоянок мало. Дошли до небольшого озерца на р. Шавла

(фото 5). Погода отличная - переменная облачность, не жарко.

40 минут. Дошли до слияния истоков Шавлы, характер пути тот же.

50 минут. Поднимаемся к Нижнему Шавлинскому озеру, уклон долины становится круче. В нижней части озера много обустроенных стоянок, на одной из них пообедали. Дрова лиственничные, их в столь популярном месте немного. Здесь же находится стоянка алтайцев, есть баня. Продают пиво, лепешки и мясо. Лепешек и пива к нашему приходу уже не осталось, приобрели несколько кг мяса.

40 минут. По правому берегу прошли озеро. В верхней части тропа немного набирает высоту для обхода осыпного прижима, затем возвращается к реке в месте впадения в озеро.

50 минут. По правому берегу поднимаемся к Верхнему Шавлинскому озеру, заметный набор высоты. Тропа сначала идет вдоль реки, а в верхеней части по каменистому сухому руслу. Выйдя к озеру, опознали его не сразу - произошел сильный сброс воды и озеро разделилось на 2 части. Между собой озера сообщаются протокой, падение воды составляет несколько метров. Обходим нижнее озеро по левому берегу, тропа проходит в 10 метрах выше упавшего уровня воды. На разъединяющей озера перемычке очень живописная уютная стоянка.

30 минут. По левому берегу обходим "самое верхнее" Шавлинское озеро. В верхней части путь преграждают обрывающиеся в воду скалы, для обхода тропа набирает около 30 м высоты. На правом берегу впадающей в озеро реки - множество стоянок в лиственничном лесу. Непосредственно на стоянках дров немного. Реку перешли по бревну недалеко от впадения в озеро, но ее можно перепрыгать и выше, где поток разделяется на множество узких рукавов.

4 день, 21 августа

К верхнему краю Верхнего Шавлинского озера подступает нагромождение морен, поросших лиственничным лесом. Для выхода на тропу к пер. Орбита нужно от ночевок перейти по камням на левый берег несколько проток, впадающих в озеро, и, забирая вправо п/х, подняться по моренам выше границы леса. Отсюда видна высокая морена (так называемая "Китайская стена"), по гребню которой к перевалам Орбита, Зелинского и Красавица ведет отличная набитая тропа.

1 час. От места ночевки поднимаемся на морену "Китайская стена"

(фото 7), по гребню выходим на ледник под пер. Орбита (1Б). Пасмурно, идет снег.

35 минут. По леднику плавный набор высоты под перевальный взлет. Ледник в основном открытый, присыпанный свежим снегом, трещин  немного.

45 минут. Подъем на перевальный взлет

(фото 8). Кулуар крутизной около 30 гр, очень подвижная средняя и мелкая осыпь, местами присыпанная снегом. На седловине тур, просматривается подъем на следующий наш перевал Москвич (1Б).

5 минут. Спуск с перевала Орбита

(фото 9). Глубокий снег, крутизна 20-30 гр, быстро сбрасываем высоту глиссером.

30 минут. Подъем на пер. Москвич (1Б)

(фото 10). Глубокий снег, помогает тропа прошедшей здесь часом ранее группы наших товарищей (руковод. Самохин), путешествующих по маршруту 3 к.с. Крутизна подъема до 15 гр, несколько широких трещин легко обходятся слева п\х. В верхней части выполаживание, на котором обосновалась лагерем какая-то группа. Выход на седловину - осыпь высотой 10-15 м. Заметно портится погода, следующий наш перевал Молодых (2А) скрыт облачностью.

20 минут. Спуск с перевала

(фото 11).

Кулуар крутизной около 30 гр, разнокалиберная подвижная осыпь, движение плотной группой. Спуск заканчивается на открытом леднике, останавливаемся на обед. Идет мокрый снег.

45 минут. После обеда небольшое прояснение, на минуту даже становится видна седловина пер. Молодых. Начинаем подъем по тропе наших предшественников. Плавный набор высоты по закрытому леднику, глубокий снег. Трещины обходятся слева п/х, в верхней части подъема выполаживание. В целом подъем очень похож на предыдущий перевал Москвич.

30 минут. Подъем на перевальный взлет. Около 50 м крутизной 20 гр. до бергшрунда, глубокий снег. Бергшрунд неширокий, от него до седловины около 30 м перил, снежно-ледовый склон крутизной около 20 гр. На седловине уютная снежная мульда, хорошее место для ночевки. Идет снег.

1 час 40 минут. Спуск с перевала Молодых

(фото 13). Узкий кулуар крутизной около 30 гр, осыпь, снег, натечный лед. Спускались совместно с группой Самохина - они любезно предоставили нам первую веревку перил, поджидая в кулуаре. Всего на спуске провесили 3 веревки (фото 12), первая на петле, остальные - на бурах. Первую веревку сдернули, остальные снимали с нижней страховкой. В кулуаре представляют опасность живые камни, поэтому двигаться нужно осторожно, а перестежки делать в безопасных местах.

От последней веревки спуск с самостраховкой по заснеженной осыпи. Под перевалом на небольшом возвышении морены расчищены несколько площадок, здесь ночуем.

5 день, 22 августа

Утром пасмурно. После завтрака легли спать, проснувшись через час, обнаружили значительное улучшение погоды. Начинаем подъем на пер. Зелинского.

1 час 40 минут. Перевальный взлет представляет собой 2 кулуара, сходящиеся в верхней точке. Левый (правый п/х) кулуар кажется немного положе, по нему и поднялись на седловину по очень подвижной осыпи, прикрытой к тому же свежим снегом. Подъем очень трудоемкий.

1 час. Спуск с седловины - сильно заснеженный ледовый склон крутизной 30-40 гр. Повесили 1 веревку в левой, менее крутой, части седловины. Сдергивание выкручивающимся буром. Далее 50 м по некрутому снежному склону до небольшого бергшрунда, который перешли по снежному мосту с попеременной страховкой.
По ровному закрытому леднику в связках до начала ледопада.

1 час 30 минут. Обходим несколько трещин, все время забирая вправо. Крутизна склона 10-20 гр, снег. Двигаясь таким образом, подошли почти вплотную к скалам правого борта

(фото 14). Здесь, на правом краю ледника, есть ровный, без трещин, участок шириной около 20-30 м и крутизной около 30 гр. По нему, держась подальше от скал, повесили 3 веревки перил. Верхняя веревка - на ледорубе, снимали с нижней страховкой. Остальные веревки сдергивали выкручивающимся буром. Нижняя веревка - по снежному мосту через трещину (верхний край - лед 90 гр, высота 3 м).
Дальнейший спуск возможен в связках, с одновременной и попеременной страховкой, трещины обходятся, перепрыгиваются или преодолеваются по снежным мостам, крутизна склонов 20-30 гр, неглубокий снег на льду. Выходим на пологую часть ледника, а затем на левую морену, развязываемся.

1 час. Последняя крутая ступень ледника обходится по левой морене. Крутизна около 20 гр, лежащая на льду средняя осыпь. Дойдя до морены из цирка пер. Орбита ("Китайской Стены"), приподнимаемся на ее гребень, где проходит уже знакомая нам тропа. По ней бегом спускаемся до ночевок на Верхнем Шавлинском озере.

6 день, 23 августа

1 час. Начинаем подъем по одной из троп, ведущих от стоянок на Верхнем Шавлинском озере. Тропа, снабженная монументальными турами, ведет точно в направлении перевала Зеркало Красавицы и, забравшись на морены, благополучно в них теряется.

Прямо перед нами цирк с перевалом Зеркало Красавицы, а путь к перевалу Мечта - слева п/х от нас. Приходится пробираться туда через заросли тундровой растительности - мха и березки.

Доходим до небольшого озера в кармане левой морены ледника из-под пер. Мечта. Спускаемся к озеру, теряя 50 м высоты, и, обойдя его справа п/х, выбираемся на морену, где проходит набитая, отмеченная туриками тропа, начало которой мы по ошибке не нашли. Для того, чтобы сразу выйти на эту тропу, нужно от стоянок на озере забирать левее п/х.

40 минут. По тропе поднимаемся между нагромождениями морен, доходим до ледника

(фото 15). Выход на ледник простой, по поверхностной морене, крутизной 10-15 гр. Под языком ледника - 2 небольших озерца, есть стоянки.

1 час. С постоянным плавным набором высоты поднимаемся по открытому, но присыпанному свежим снегом леднику. Погода портится, вершины скрываются в облаках. За поворотом ледника справа п/х становится видна седловина пер. Мечта

(фото 16). Не доходя полкилометра до перевального взлета, останавливаемся на обед, а затем и на ночевку. В ручейках на леднике есть вода. Места под палатки приходится немного подравнивать на слабонаклонной поверхности ледника.

После обеда протропили пару сотен метров под перевальный взлет. Погода не способствует прохождению или разведке перевала: пошел снег, со склонов рядом с перевалом сходят лавины.

7 день, 24 августа

Утром значительное улучшение погоды.

30 минут. В связках подходим к перевальному взлету, преодолев по пути несколько закрытых трещин.

3 часа 30 минут. Подъем на пер. Мечта

(фото 17)

начинаем с одновременной страховкой по склону крутизной 30 гр, глубокий снег, тропежка. Справа и слева небольшие лавинные выносы. Примерно посередине перевального взлета путь преграждает трещина - неширокая, но с большим превышением верхнего края. Проходим ее немного правее, где она забита лавиной. От этого места начинаем вешать вверх-влево перила. До седловины провесили 4 веревки по льду крутизной до 30 гр, в верхней части около 20 гр.

На седловине пообедали, здесь снежная мульда, хорошее место для ночевки. Тур на скалах в начале спускового кулуара.

1 час 15 минут. Подъем на в. Мечта. От седловины по сильно заснеженному склону крутизной 20-30 гр. выходим на гребень. На всем протяжении гребень пологий, довольно широкий, большой сложности не представляет

(фото 19). Движение в связках одновременно и попеременно. Непосредственно перед вершиной - понижение в гребне, выходы скал. Выход на вершину по снежному склону крутизной 20-30 гр, сама вершина - небольшая заснеженная площадка, обрывается карнизами, отличные виды. На западе притягивает взгляд стена пика Сказка (фото 18).

1 час. Спуск на седловину по пути подъема, одновременная и попеременная страховка.

2 часа 30 минут. Спуск с перевала

(фото 20). На юг перевальная седловина обрывается узким кулуаром крутизной 30-40 гр. В верхней части кулуар скально-осыпной, внизу - снег, натечный лед. Большие трудности с закреплением веревок - мало мест для петель, в плотный снег трудно забить ледоруб, буры тоже малопригодны в наших условиях.

Веревка 1 - крепление на седловине, сблокировали нашу петлю и старый крюк. В верхней части кулуара много острых камней, несмотря на осторожность, на них сильно повредили веревку.

Веревки 2, 3 - на ледорубе, снимали с нижней страховкой.

Веревка 4 - на буре в натечном льду, снимали с нижней страховкой.

В нижней части кулуара очень неприятный "микст" из снега, льда и грязной осыпи, аккуратно спускаемся с самостраховкой до чистого снега, отсюда глиссером до выполаживания.

40 минут. Спускаемся по открытому леднику, немногочисленные трещины легко перешагиваются. С ледника простой выход на конечные морены, затем по осыпям вдоль русла начавшейся реки до ровных галечных площадок, здесь ночуем.

8 день, 25 августа

Утром переменная облачность.

35 минут. Спускаемся по левому берегу ручья, тропы нет, трава, камни. Не доходя немного до слияния с рекой из ледника под пер. Весенний, забираем влево, перелезаем невысокий отрожек и спускаемся к реке. Поднимаемся по руслу к языку ледника. По берегам - мох, трава, идти удобнее по камням между многочисленных проток реки. Поднимаемся до небольшого скального уступа с водопадами. Здесь есть стоянка.

30 минут. По моренам поднимаемся до языка ледника. Характер пути - слежавшаяся плотная осыпь, выход на ледник несложный. Хорошо видна седловина пер. Сюрприз (2Б), правее угадывается седловина нашего перевала Весенний (2А)

(фото 21).

30 минут. По открытому леднику с небольшим набором высоты подходим под взлет перевала Весенний. По имеющейся у нас фотографии не удалось опознать седловину в сильно разрушенном гребне (как впоследствии выяснилось, на фотографии за перевал Весенний выдавалась совсем другая седловина). Убрав бесполезный снимок, начинаем подъем к визуально самой низкой точке, в северной (левой по ходу) части гребня.

50 минут. Подъем на гребень. Сильно разрушенные скалы и подвижная осыпь крутизной 30-50 гр. Скалы преодолеваются по полкам. В самой верхней части - стенка высотой несколько метров с хорошими зацепками, преодолели с гимнастической страховкой

(фото 22).

На гребне выяснилось, что в другую сторону он обрывается отвесом высотой около 40 м

(фото 24), а седловина пер. Весенний находится ниже нас, примерно в 200 м южнее по гребню (фото 23), она хорошо видна и выглядит вполне проходимой без веревок - осыпь и несложные скалы с обеих сторон. Выход на правильную седловину траверсом очень сложен, поэтому решили спускаться в месте выхода на гребень.

2 часа. Веревку закрепили за петлю на огромном камне, спуск по отвесу с небольшими полками. Дополнительно к перилам сделали верхнюю страховку. Далее по скальным полкам с самостраховкой уходим правее, отсюда по неприятной осыпи на скалах - до начала снежника. Здесь бросаем вниз рюкзаки, спускаемся глиссером на пологий открытый ледник. Вся эпопея со спуском заняла около 2 часов, половину этого времени провели в раздумьях на седловине.

30 минут. Спускаемся по открытому пологому леднику, затем по моренам. Не доходя слияния с потоком из ледника пер. Надежда - ночевки на морене, разделяющей реки, здесь много площадок под палатки. Вечером накрапывает дождь, время от времени возникают фотогеничные радуги

(фото 25).

9 день, 26 августа

Утром переменная облачность.

40 минут. От места стоянки спускаемся к реке, перейдя по камням на левый берег, начинаем подъем по слежавшимся, удобным для движения моренам к языку ледника

(фото 26). Выход на ледник несложный, по вмерзшей в лед осыпи крутизной 15 гр, влезли без кошек.

1 час 40 минут. Пологий подъем по леднику, вначале открытому, затем закрытому. Трещин немного, в верхней части тяжелая тропежка. Становится видна седловина пер. Надежда. Непосредственно под взлетом - неширокий бергшрунд.

30 минут. Подъем на пер. Надежда. Кулуар крутизной 20-30 гр, в нижней части неприятная подвижная осыпь, наверху снег, ступени.

Седловина - снежная мульда, на дне которой замерзшее озерцо. Часть седловины осыпная, здесь выровнена одна площадка под палатку, рядом тур. Седловина малопригодна для ночевки: дует сильный ветер, негде поставить вторую нашу палатку. Для ночевки поднялись от седловины по пологому снежному гребню в сторону в. Энштейна. В сотне метров обнаружилась удобная снежная площадка, здесь заночевали.

Вокруг бушует непогода, над вершинами Южно-Чуйского хребта гроза. Но над нами на удивление спокойно, только несколько раз пошел несильный снег. Вокруг палаток возводим стенку из снежных кирпичей

(фото 27), железо относим подальше.

10 день, 27 августа

Общий подъем перед рассветом

(фото 28),

погода идеальная.

4 часа. Восхождение на Маашей-Баши по СЗ гребню (4А альп)

(фото 30). От места ночевки спускаемся на седловину пер. Надежда и начинаем подъем по широкому пологому снежному гребню. Идем двумя связками-тройками. Выходим на небольшую вершинку в гребне, с нее 30 м дюльфер по сланцевым скалам, часть группы спустилась с попеременной страховкой. Далее следует протяженный довольно крутой (до 30 гр) снежно-ледовый склон, в верхней его части идем с попеременной страховкой. После этого подъема - небольшое выполаживание, затем еще один крутой снежный склон.

После него начинается ключевой участок гребня - здесь он узкий, на север обрывается карнизом. По пути проходим несколько предвершин. Протяженность этого участка - несколько сот метров, самые сложные последние 100 м до вершины. Здесь под третим по счету участником обвалился участок карниза протяженностью примерно 10 метров (фото 29). Сработала связочная веревка, участник не пострадал, выбрался самостоятельно. Наконец, выходим на вершину, вернее, останавливаемся в нескольких метрах ниже большого карниза, который и является высшей точкой. В этом месте гребень заворачивает вправо и спускается к обширному плато, с этой стороны подъем на вершину проще. По описаниям тур находится чуть ниже вершины, но мы его не замечали - все засыпано снегом. С вершины открывается замечательный вид - видны Южно-Чуйский и Катуньский хребты, а также большая часть пройденного маршрута

(фото 31).

2 часа 30 минут. Спуск на седловину пер. Надежда. Спускаемся по пути подъема, на протяженном крутом участке перед предвершиной повесили 2 дюльфера, сдергивание выкручивающимся буром.

2 часа 30 минут. Спуск с пер. Надежда

(фото 32). Первую веревку закрепили на седловине, крутизна склона возрастает от 20 до 40 гр, глубокий свежий снег на льду. Крепление на сбрасывателе из двух ледорубов - до льда на седловине не докопаться.

Вторая веревка - через протяженный бергшрунд высотой и шириной около 3 м, который перешли по снежному мосту. Крепление веревки на буре.

Под бергшрундом локальное выполаживание склона до 20 гр, по глубокому снегу можно ходить с одновременной страховкой. В 30-40 м ниже - еще одна протяженная трещина высотой и шириной 3-5 м. Вначале попытались обойти ее слева, для чего в связках стали траверсировать склон. Через несколько десятков метров этот путь привел к крутому вогнутому участку. Состояние склона было признано немного лавиноопасным (плотный наметенный снег на рыхлом слое снежной крупы), и пришлось искать другой обход трещины.

Для этого по своим следам аккуратно вернулись обратно и по перилам попытались спуститься через трещину. Это удалось - немного правее нашелся снежный мост. Крепление веревки на ледорубе, спуск последнего с нижней страховкой.

Далее с одновременной страховкой 100 м влево по нижнему краю трещины, который представляет собой снежно-ледовый "нож".

Выйдя на более пологую часть склона, спускаемся на три такта с попеременной, а затем с одновременной страховкой. В нижней части уже можно идти спиной к склону. Справа и слева видны небольшие лавинные выносы.

Далее в связках по закрытому леднику, трещин не попадалось. Выйдя на открытый ледник, развязываемся.

1 час. Спускаемся по открытому пологому леднику, затем уходим с него левее, в нагромождение морен. Продолжая двигаться в направлении от пер. Надежда, приподнимаемся на моренный вал, чтобы выйти на тропу с перевала Нижний Шавлинский. Тропа ведет в сотне метров от дна долины по средне- и крупноосыпным моренам левого борта. Путь отмечен туриками.

Тропа постепенно спускается к реке, здесь большая песчано-галечная площадка - след ушедшего озера. В ее нижней части несколько удобных площадок. Несмотря на значительную высоту, есть вполне нормальные дрова - на моренах растут кусты. Здесь остановились на ночевку. Развели костер, за водой приходится возвращаться на сотню метров выше - в месте ночевки поток уходит под осыпи.

11 день, 28 августа

Утром хорошая погода.

30 минут. Спускаемся по дну заваленной моренами долины, воды нет. Впереди становится виден язык ледника Маашей

(фото 33). Морена обрывается крутым конгломератно-осыпным склоном, осторожно спускаемся по нему до вытекающего из-под камней ручья. Вдоль ручья спускаемся в карман левобережной морены ледника Маашей, здесь уютные стоянки рядом с озером.

25 минут. На левобережные морены ледника Маашей поднимаемся по тропе, которая вскоре теряется в моренном хаосе. По нагромождениям крупной осыпи пробираемся к леднику. Выход на ледник Маашей затруднен нависающими ледовыми стенками

(фото 34).

Здесь хорошее место для ледовых занятий. Пройдя чуть выше вдоль ледника, поднимаемся по крутому ледовому склону, обошлись без кошек.

35 минут. По открытому, очень чистому леднику поднимаемся до поворота влево п/х. Выше ледник зачехлен средней и крупной осыпью.

1 час. Поднимаемся по моренам в направлении перевалов Маашей и Тамма. По пути перепрыгиваем несколько ледовых желобов с водой.

30 минут. С морен уходим левее на открытую поверхность ледника, перепрыгиваем довольно широкий желоб с водой. Путь под взлеты перевалов Маашей и Тамма преграждает небольшой ледопад, вернее, два ледопада, разделенные нунатаком. Обход возможен с обеих сторон. Поднимаемся по снежно-ледовому склону крутизной около 15 гр к правому (левому п/х) ледопаду.

20 минут. Надеваем кошки, петляя между трещин, легко проходим ледопад, затем идем к седловине пер. Маашей

(фото 36). За километр до перевального взлета ледник становится закрытым, приходится связаться. Останавливаемся на ночевку на последнем пологом месте в сотне метров от начала взлета. Вскоре погода портится, начинается мокрый снег.

12 день, 29 августа

Утром облачно, временами пропадает видимость.

4 часа. Подъем на пер. Маашей (фото 35). По спусковым следам предыдущей группы в связках подходим под перевальный взлет. Постепенно крутизна возрастает до 30 гр, а склон становится ледовым. С этого места начинаем вешать перила.

Веревка 1 - вверх-влево, крупных трещин нет, крепление на бурах.

Веревки 2 и 3 - вверх-вправо, зигзагами через несколько трещин. Трещины обходятся, преодолеваются по снежным мостами или перешагиваются. Над верхними краями трещин - крутые ледовые участки 1-2 метра высотой. Веревки крепим на бурах несколькими локальными участками, для скорейшего их прохождения группой.

Веревка 4 - глубокий свежий снег, до льда не докопаться. Веревку начали провешивать от правого края последней большой трещины, но через несколько метров начали происходить подвижки снега (ночью и утром было тепло, снег не замерз). Это обстоятельство заставило искать менее опасный путь. Аккуратно вернувшись по следам до трещины, прошли по ее верхнему краю немного влево п/х, а затем влево-вверх, выходя по кратчайшему пути на менее заснеженный участок. Через десяток метров склон становится менее вогнут, под 10-20 см слоем снега - лед, поэтому можно сделать надежную страховку.

Веревки 5 и 6 - вверх-влево, крутизна склона 20-30 гр, небольшой слой снега на льду, крепление на бурах. Провесили в основном из-за лавиноопасности.

Выше склон выполаживается до 20 гр, до седловины проходим еще пару сотен метров вверх-влево с одновременной страховкой.

1 час 15 минут. Спуск с пер. Маашей. Вначале склоны очень пологие, крутизной не более 10 гр, глубокий снег. Видимости почти нет, но помогает тропа предыдущей группы. Постепенно крутизна спуска увеличивается до 20-25 гр

(фото 37), резко улучшается видимость. Встретилось несколько скрытых глубоким снегом трещин. Спускаемся до пологой поверхности лед. Бол. Актру, пересекаем его, затем идем ближе к левому краю, трещины

(фото 38). После этого ледник становится открытым, путь преграждают широкие трещины. Уходим правее до скального сброса, здесь обходим трещины, снова выходим к левой части ледника. Дальше трещин нет, развязываемся. Общий путь движения по леднику показан на фото 40.

1 час 30 минут. Спускаемся по левому краю открытого, без трещин ледника. В нижней части уходим с ледника налево, здесь начинается хорошо заметная набитая тропа. По ней спускаемся со скально-осыпной ступени, отсюда становятся две живописные скалы, между которых вырывается поток из языка ледника

(фото 39). Далее тропа идет по морене, потом левым берегом реки, начинается лес. О близости а/л Актру возвестили памятные таблички на камне, вскоре справа, на противоположном берегу р. Актру замечаем постройки, через мост направляемся туда.

Распросив администрацию о бане и магазине, поселились в палатках на территории лагеря за 80 р с чел. в день. Лагерь выглядит пустынно - летний сезон недавно закончился, посетители разъехались.

Постройки лагеря сгруппированы в двух местах: верхний лагерь, где мы поселились, находится на правом берегу р. Актру, нижний - на левом берегу. В нижнем лагере расположен магазин и администрация, в верхнем - баня. Путь из нижнего лагеря в верхний занимает несколько минут.

Бесплатно можно поселиться на левом берегу Актру, здесь примерно между двумя лагерями есть стоянки, а также на границе леса, рядом с тропой на л. Малый Актру. Вода в р. Актру мутная, непригодна для питья. Воду берут из ручьев, которые протекают в верхнем и нижнем лагере. Вокруг прекрасный кедровый лес, множество грибов, ягод.

13 день, 30 августа

Утром отличная погода. Восхождение на в. Караташ (2А альп.) и Купол со спуском по 1Б альп.

3 часа 30 минут. От построек верхнего лагеря Актру тропа ведет под скалами правого борта долины вдоль протекающего здесь ручья. На границе леса есть стоянки. Тропа поднимается на гребень морены, затем спускается с нее на язык ледника Малый Актру.

В кошках поднимаемся по открытому леднику, крутизна возрастает от 10 до 20 гр. Слева п/х впадает ледник с вершины Купол, по нему проходит красивый маршрут 2А. Продолжаем подъем, встречаются локальные крутые участки, которые проходим на передних зубьях, связываемся, идем с одновременной страховкой. Подъем в целом несложный и очень красивый.

Выход в верхнюю часть ледника преграждает ледопад, его начинаем обходить справа п/х. Трещины перепрыгиваются или проходятся по снежным мостам, в процессе этих перемещений снова уходим к центру ледника. Наконец, ледник выполаживается, подходим к осыпному склону в. Караташ.

По мелкой и средней осыпи выходим на вершину, имеется подобие тропы. Вершина - отличная обзорная точка

(фото 40, 41).

1 час. Спускаемся до ледника, пересекаем его в направлении хижины на склонах вершины Купол. Начинаем последний в этом походе подъем - по снежному склону до хижины, дальше идем по пологой слежавшейся мелкой осыпи. Последняя часть подъема - пологие снежные склоны, по которым выходим на вершину Купол.

Вершина покрыта забавными "взъерошенными" сланцами. Панорамы чуть беднее, чем с Караташа

(фото 42).

2 часа. Спуск в а/л Актру по маршруту 1Б. Глиссером спускаемся по спокойному, без трещин леднику. Впереди на пологих осыпных склонах видна хижина гляциологов, направляемся к ней.

Пройдя хижину, забираем правее, в верхнюю часть глубокой долины, впадающей в Актру. Спускаемся на ее дно, здесь вдоль ручья проходит тропа. Ниже долина обрывается к Актру крутым широким кулуаром с крупной неудобной осыпью. Направление отмечено многочисленными туриками. Проходим осадкомер - в этом месте нужно уйти по кулуару левее. Спуск заканчивается  на уже знакомой морене, в сотне метров от границы леса. Возвращаемся в лагерь, баней и пивом отмечаем окончание маршрута.

И я там был

Как-то странно всё это! Всё о чём говорит предыдущий автор, в точности было со мной и моим другом. Мы сначала были компанией в Актру, через год в Каракобаке, ещё через год уже вдвоём с другом (и ещё сын одного нашего общего товарища) были в Маашах. Сходили 4Б и ушли на Шавлинские озёра. И длилось это с 2000 по 2002 гг. А фотографии я сравнил с нашими, - очень похоже!

И я там был, мёд-пиво...

Замечательные фотографии! Удивительно, все места узнаваемы! Как-будто и не прошло столько лет! В своё время (лет десять назад) были в ал "Актру", ходили на Купол по 1Б, по леднику Актру доходили до перевала и заглядывали в ущелье Маашей. Года через два были на сборах в Мажое (Маашей), ходили в двойке 4А на в.Маашей. Потом через перевал ушли на Шавлинские озёра, чтобы сходить последовательно вв.Сказка, Красавица, Мечта. Но увы, непогода и дефицит времени. Можно сказать, что задолго до автора, я с друзьями прошёл тот же маршрут, только в обратном направлении и растянуто по времени на два года.